ГРИГОРИЙ СТЕПАНОВИЧ ГАСЕНКО

Даты жизни: 1 февраля 1910 – 9 мая 1985
Место рождения: город Азов, Ростовская область, Россия
Советский писатель
Известные произведения: «Дед Матвей и Вовка», «В путь-дорогу дальнюю», «Живи у нас», «Ильин остров», «Журавлиный луг»

  1ГасенкоГригорий Степанович Гасенко родился в 1910 году, в Азове, в семье рабочего. Трудовую жизнь Григорий Гасенко начал рано. С 1926 года трудился на стройках Азова, Таганрога, Новочеркасска. Работал грузчиком, кочегаром, землекопом, арматурщиком. В 1932 году был направлен в Одесский учебный комбинат. Вернувшись, работал нормировщиком на мельнице, потом на рыбном заводе.
  До войны писал стихи, рассказы о людях приазовских степей, рыбаках. Участник Великой Отечественной войны. Был сапером, минером, сражался под Сталинградом, на Дону, в Крыму.
  После окончания войны вернулся из армии в Азов только в 1949 году, поступил на судостроительную верфь, где стал работать плановиком, потом заместителем начальника крупного цеха. Член КПСС с 1954 г.
  Был постоянным внештатным корреспондентом газеты «Красное Приазовье». В многотиражке, в городской и областной газетах стали появляться статьи и очерки Г. Гасенко о жизни рабочих судостроительной верфи. Знание жизни рыбаков, с которыми не раз ходил в море, дало материал для очерка «На взморье», опубликованного в журнале «Дон» в 1955 году.
  Вслед за ним в этом же журнале появился очерк Гасенко «Золотое дно», а в коллективном сборнике Ростиздата «На заре» был опубликован рассказ «Не по пути». Все чаще то в журналах, то в коллективных сборниках читатели встречались с произведениями рассказчика Г. Гасенко, а в 1959 году увидел свет его самостоятельный сборник рассказов о природе для детей «Дед Матвей и Вовка».
  В 1967 году вышла повесть «В путь-дорогу дальнюю», в 1970-м — сборник остропроблемных рассказов «Вновь я посетил...» о природе, о сохранении рыбы и охотничьей фауны.
   В 1975 году принят в Союз писателей СССР.
  О внутреннем становлении молодого рабочего написана повесть «Живи у нас», вышедшая в Ростове в 1978 году. Теме любви к родному краю, защиты его природы посвящены также повести «В туманной дымке», «В буран», «Ильин остров», «Грачиные всполохи», «Шумят топольки», собранные в книгу «Ильин остров», повесть «Журавлиный луг».
   В последние годы писатель выступал в периодической печати со статьями на экологическую тему.
   Умер Г.С. Гасенко 9 мая 1985 года.

3Гасенко

4Гасенко

 


2Гасенко книги

Гасенко, Г.С. Дед Матвей и Вовка /Г.С. Гасенко. - Ростов н/Д.: Кн. изд-во, 1959. - 84с.: ил.
Содерж.: Дед Матвей и Вовка, Голос в море, Ночные зарева, Артист, У кургана, На пустыре, Отшельник
  В книгу вошли рассказы донского писателя.

Гасенко, Г.С. В путь-дорогу дальнюю: повесть / Г.С. Гасенко. — Ростов н / Д.: Кн. изд-во, 1968. — 115 с. : ил. 
  Повесть о веселых приключениях четырех друзей.

Гасенко, Г.С. Вновь я посетил... /Г.С. Гасенко. - Ростов н/Д.: Кн. изд-во, 1970. - 135 с. (12+)
Содерж.: Вновь я посетил…, Пирамида деда Мацко, Данил Данилыч, Крестник, Обида, Балет на воде, Дуплет, Встреча в заливе, Отчаянный, В глуши, Золотое дно.     
  Любовь к большой Родине начинается с малого – с любви к родному краю, к его природе. Все, что полюбится с детства, остается в человеке на всю его жизнь, как самое милое, как самое дорогое.    
   В этой книге многолетние наблюдения, раздумья о красоте, о богатстве земли и о людях ее. 

Гасенко, Г.С. Соловьиные зорьки: рассказы о птицах / Г.С. Гасенко. — Ростов н / Д.: Кн. изд-во, 1976. — 104 с. : ил.   (12+)
Содерж. ТЕРЕНТИЧ И ФЕДЯ: Соловьятники, Посметюшек, По-честному, Пропажа, Подкидыш, В трудную пору. 
СТЕПИНЫ СОСЕДИ: Касатки, «Скрипач», Друзья познаются в беде, Куцик. В ОХОТНИЧЬИХ КУТАХ:На плоту, Болотный вор, бугай в перьях. БЕСКВАРТИРНЫЕ: Попутчица, Молчун, Хозяин степи. РАССКАЗЫ СТАРОГО ПТИЦЕЛЮБА: Два кочета, Кто кого перехитрит.   КТО КАК УМЕЕТ: Отважная мамаша, Балет на воде, Хитрость не удалась, Задерихвост.
   Автор, так же как и его герои «заражён» любовью к птицам. Внимательными и добрыми глазами смотрит он на природу, призывает читателя не просто любоваться ею, а беречь её и помогать ей сохранять свою красоту. 

Гасенко, Г.С. Живи у нас: повесть / Г.С. Гасенко. — Ростов н / Д.: Кн. изд-во, 1978. — 124 с.  (12+)
   Судоплотник…Плотник-судостроитель… Какая древняя и вместе с тем, какая это неувядаемая, вечно живая профессия.
  Автор книги 21 год отработал на судостроительной верфи среди судоплотников – и узнал и полюбил этих людей. Вот уж мастера, вот уж волшебники!
   Повесть посвящена судоплотникам, людям этой древней и редкой профессии. 

Гасенко, Г.С. Ильин остров: повести / Г.С. Гасенко. — Ростов н / Д.: Кн. изд-во, 1980. — 349 с. :ил. (12+)
Содерж.: В утренней дымке, Ильин остров, Замела метель дороги, Грачиные всполохи, Шумят топольки.
  Главная тема творчества писателя – человек и природа. Любовью и тревогой за их судьбу проникнуты его произведения.

Гасенко, Г.С. Журавлиный луг: повесть /Г.С. Гасенко. - Ростов н/Д.: Кн. изд-во, 1982. - 144 с.: ил. (12+)
  Повесть посвящена жизни ребят маленького донского хутора.
 Во время летних каникул они затевают большое дело - вернуть к жизни соседнюю с хутором полу заглохшую речку Журавку, расчищают старое русло реки, спасают мальков после нереста.

Гасенко, Г.С. Сигнал тревоги: повести и рассказы  / Г.С. Гасенко. — Ростов н / Д.: Кн. изд-во, 1986. — 288 с. : ил. (12+)
Содерж.: В утренней дымке, Ильин остров, Запах жнивья, Вновь я посетил, Данил Данилыч, Пирамида деда Мацко, Отчаянный, Обида, Крестник, На взморье, Грачиные переполохи, На взморье, Завещание.
   В книгу вошли повести и рассказы, которые объединены темой тревоги за судьбу родной природы.

Гасенко, Г.С. Порт приписки /Г.С. Гасенко //Дон. - 1975. - №8. - С.61-75.

Гасенко, Г.С. Грачиные переполохи / Г.С. Гасенко // Дон, 1980. — № 2. - С. 99 - 113.        

Гасенко, Г.С. Завещание / Г.С. Гасенко // Дон, 1985. — № 7. - С. 14 – 19.      

Посметюшек; Захребетники; Ночные зарева //Умная цапля: рассказы. - Ростов н/Д, 1975. - С.81-102.

Гасенко, Г. Рассказы: Данька; Меченая галка; На утренней зорьке (читать >>>)


ЛИТЕРАТУРА О ГРИГОРИИ ГАСЕНКО

Гасенко Григорий Степанович //Дон литературный. Писатели России. Шолоховский край. XIX - XXI вв. - Ростов н/Д: Книга, 2006. - С.161-162.

Гасенко Григорий Степанович //Писатели Дона. Библиографический сборник. -  Ростов н/Д.: Кн. Из-во, 1976. - С.65 - 66.

Гасенко Григорий Степанович //Писатели Дона. Библиографический сборник. -  Ростов н/Д.: Кн. Из-во, 1986. - С.82 - 84.


Моложавенко, В. Рассказы Григория Гасенко / В. Моложавенко //Вечерний Ростов. — 1959. — 25 мая.

  Бывает так. Слушаешь неторопливую речь собеседника, увлечешься занимательной историей, которую он тебе рассказывает, и думаешь: человек этот многое повидал на веку, немало пережил, выстрадал и, конечно же, знает жизнь. Такому человеку веришь, к его добрым и толковым советам прислушиваешься…
 Примерно такое впечатление остается у каждого, кто познакомится со сборником рассказов начинающего писателя, нашего земляка Григория Гасенко «Дед Матвей и Вовка», который только что выпущен Ростиздатом.
   Автор этой книжки уже не молод, и за плечами у него – большая многотрудная жизнь рабочего человека. Три с лишним десятилетия провел он на стройках Азова, Таганрога, Новочеркасска. Когда грянула война, ушел на фронт, был рядовым, потом заслужил офицерское звание, командовал взводом. После войны вернулся в родные места, снова стал строителем. Как всякий человек который любит труд, Гасенко умеет тонко подмечать в жизни все что полезно людям, и решил рассказать об этом детям и юношеству. Пять лет назад в азовской районной газете появился его первый невыдуманный рассказ. И вот перед нами – первая книга начинающего писателя.
   Рассказы Григория Гасенко просты, обыкновенны. В них не встретишь героев, овеянных легендами, не увидишь людей, которых именуют «исключительной» личностью. И все же они подкупают, волнуют.
  Все семь рассказов, включенные в сборник, посвящены большой, трогательной дружбе деда Матвея – старого колхозного сторожа  - с парнишкой Вовкой. Рассказа не объединены каким-то общим сюжетом, каждый из них посвящен какому-то одному событию, надолго оставившему след в жизни мальчугана. В первом рассказе Вовка еще дошкольник, в последнем – уже пионер, возмужавший колхозный хлопец, сознающий, что ему предстоит стать наследником артельного богатства. Дед Матвей помогает Вовке уже в раннем детстве научиться уважать то, что приносит людям радость и пользу.
  Особенно интересен и поучителен рассказ «Голос в море». Однажды осенью в беспокойную для охотников пору, дел Матвей и Вовка, застигнутые непогодой, спасли в приморских кутах жизнь молодому парню, который едва не утонул. Обсушился у костра, обогрелся тот парень, развязал свой мешок, и оказалось, что он – браконьер. Дед решает поступить так, как ему подсказывает совесть: доставить спасенного охотника в сельсовет. Кажется обычный, ничем не примечательный сюжет. Но Гасенко так интересно подает его, что читатель вместе с Вовкой невольно задумывается над очень серьезными вещами: не всякий имеет право называться охотником. И мы сочувствуем старику, который сокрушается: «Тоже мода пошла: чуть соску выпустил из губ, уже ружье ему подают. Абы членов «общества» побольше…» Прежде чем стать охотником, нужно научиться беречь дичь. Вовсе не назойливо выражена эта мысль в рассказе.
  Мы искренне понимаем также возмущение деда Матвея другими нерадивыми охотниками, изображенными в книжке, - теми, что не берегут от пожаров займища и не охраняют птиц – друзей человека, и разделяем его печаль по поводу того, что мало еще, очень мало думают старшие о том, как привить детям любовь к природе (даже книг о ом, какие птицы вредны, а какие полезны, сейчас не выпускают!).
   Григорий Гасенко – очень наблюдательный рассказчик. Знакомясь с его книжкой, как-то невольно думаешь: а ведь мы не замечаем порой, как неповторимо красиво родное нам Придонье, и как облагораживает человека самое маленькое, самое скромное путешествие по той земле, где он живет. Скупы и в то же время выразительны мазки, с помощью которых автор изображает характеры своих героев, очень удачны диалоги.
   Возражение читателя может вызвать лишь рассказ «У кургана». Вряд ли стоило включать его в сборник – очень уж банален, наивен здесь сюжет. Вовка и его товарищ заметили в поле спящего человека с чемоданом и фотоаппаратом и, вообразив, что это шпион, подняли на ноги деда Матвея, и колхозного шофера. На поверку же оказалось, что незнакомец командирован в колхоз на должность заведующего клубом и, устав в дороге, решил  вздремнуть. По содержанию и даже по стилю, языку рассказ этот выпадает из представленного в сборнике цикла.
  Плохо также, что в композиционном построении своих рассказов Г. Гасенко слишком уж часто прибегает к снам. Действие, как правило, начинается с того, что Вовка просыпается. Часто укладывает автор спать и деда Матвея, и других героев. Будь это в одном рассказе, не велика беда. Но повторяя одни и те же приемы почти во всех рассказах, автор обедняет книжку.
  Наконец, еще одно замечание. Режет слух пренебрежительное отношение автора к своим героям – именует он их не иначе как «Колька», «Санька», «Галка», «Витька», «Ванька»… Думается, что они (даже при скидке на возраст) все-таки заслуживают большего уважения. Тем более у ребят, если верить, автору, очень похвальны, заслуживают подражания.
   Ростиздат заботливо, со вкусом оформил первую книжку начинающего автора – яркая и броская обложка, оригинальные рисунки и заставки В. Силкина в тексте, удобный шрифт. Не всегда еще, к сожалению, у нас так тщательно и культурно издают книги. А это хороший подарок юному читателю.
  …Когда закрываешь последнюю страницу сборника, на память приходят размышления деда Матвея: жизнь –что течение весной на реке; подхватывает, сначала потихоньку несет, а там, глядишь, уже прет во всю. Герой книги Вовка еще только начинает жить, но уже не любит тихой заводи. Воспитанию таких же неугомонных, беспокойных характеров послужит и скромная книжка Григория Гасенко – рабочего писателя.


Коркищенко, А. "В путь-дорогу дальнюю" /А. Коркищенкол //Молот. - 1968. - 9 окт.

   "В путь-дорогу дальнюю". Так называется повесть Григория Гасенко, выпущенная Ростовским книжным издательством. Юные читатели уже понесли её из книжных магазинов. Книга сделана со вкусом, врасиво. В этом заслуга и художника В. Гвоздякова.
  В повести Гасенко Г. удачно, на мой взгляд, сочетаются темы гражданского, трудового и эстетического воспитания детей. Что и говорить, такие произведения создавать нелегко, особенно молодым авторам.
   Еще труднее создавать книги увлекательные, читаемые все возрастающим интересом, без остро завязанного сюжета. Это удалось Григорию Гасенко.
   В его повести нет запутанных сюжетных ходов и резких драматических поворотов, применяемых некоторыми авторами для подогревания интереса у юного читателя; нет искусственности ни в композиционном построении, ни в развитии сюжета, все эпизоды, ситуации находятся в естественном сцеплении, как бывает в жизни, и это только усиливает достоверность того, о чем рассказывает автор; сюжет прост и развивается с заметным напряжением. Такая естественность не дается авторам детских книжек просто.
   Что происходит в повести «В путь-дорогу дальнюю»? Ребята встречаются на рыбалке с дедом Кешей – Викентием Софроновичем. С его помощью попадают на судоверфь. Помогают ему строить катер для охранников рыбного заповедника. Получают в подарок списанную шлюпку, отремонтированную дедом, и отправляются в путешествие по гирлу Дона, по многочисленным ерикам. Сталкиваются с браконьерами. И все. Но сколько за этим необыкновенного! За этим - раскрытие интересных характеров мальчишек, за этим – чудесная мальчишеская страна, полная неожиданных открытий.
  Григорий Гасенко нашел нужную, верную тональность повествования; язык героев эмоционально окрашен, в меру напитан юмором; автор говорит с детьми с большим уважением к ним, без скучной назидательности и навязчивости, видя в них равноправных собеседников. Весь мир в книге как бы преломлен  через призму детского восприятия «фантазеров» Сашки-Кнопика, Мишки, Витьки, Женьки, и это придает произведению особое очарование.
   Одним из основных героев повести является старый корабельный мастер Викентий Софронович. Это кадровый рабочий, высокогуманный человек, обладающий качествами большого педагога. Он выписан мягкими тонами, в доброй и светлой манере.
  В повести «В путь – дорогу дальнюю» есть еще один главный герой – донская природа. О ней можно говорить много. Автор хорошо знает ее, любит и умеет интересно рассказывать о ней.
  Удается Г. Гасенко  и то, что является особенно трудным в литературе, - описание трудового процесса. К примеру, взять эпизоды, в которых рассказывается о строительстве катера. В них все живо, увлекательно.
   «В путь – дорогу дальнюю» - вторая книга  азовского инженера Григория Гасенко. Написана она с возросшим литературным мастерством, и можно сказать, что это удача автора.


Новиков, В. Чувства добрые / В. Новиков // Комсомолец. — 1971. — 20 апр.

  «Любовь к большой Родине начинается с малого – с любви к родному краю, к его природе, - пишет Григорий Гасенко в коротеньком предисловии к своей книжке « Вновь я посетил…». Это своеобразная формула всего написанного, в которой раскрывается авторское кредо, ключ к тому большому и важному, что волнует писателя и чем он делится с читателем.
  Повествование ведет нас по степям, заливам и ерикам донского края. И в каждом путешествии, чаще на привале, встречает автор интересных людей, беседует с ними, присматривается, думает. Разные это люди. Здесь и «старый рыбак рыболовецкой артели Корней Прокофьевич», и молодой инженер Борис, и восьмилетний Вовка, и токарь Славик – все непридуманные, из жизни пришедшие, объединенные одним стремлением: найти в природе источник отдохновения, наслаждения. Но даже не это главное в них. Желание не только брать от природы, но и  отдавать ей должное, беречь ее  и с любовью относиться к ее богатствам – вот определяющая линия их характеров, поступков, которая  представляет, по мнению автора, самое ценное в человеке, любящем Родину.
  Без всякой выспренней патетики, порой с глубоким лиризмом, рисует писатель картины родного края, с болью и негодованием описывает бессмысленное, жестокое истребление птицы, рыбы, леса – того, что мы называем национальным богатством.

… «Славка щупает босой ногой острый пенек, спрашивает:
- Что это, дерево срублено, что ли?
- Как видишь, срублено. Тополек был.
- Да что вы! – удивляется парень, - Как же у человека рука поднялась срубить?
- А вот уж поднялась, - говорю я …»

   Разговор происходит на безлесном  островке (рассказ «Балет на воде»), и может быть, впервые юный охотник ощущает боль от бессмысленного уничтожения. Этот Славка – фигура почти центральная в сборнике. На нем сходятся все чаяния писателя – и желание увидеть нашу молодежь не чуждой природе, и уверенность большой пользе минут, проведенных когда-нибудь в заводи, и возможность еще и еще рассказать о заботливом отношении к фауне и флоре.
  «На отмели, под большой темно-зеленой кулигой чакана, стоят рядышком, плечом к плечу, белые цапли. Их штук двенадцать. На зеленом фоне они кажутся празднично белыми, стройными, словно девушки-хористки в белых платьях на сцене…» И пораженный Славка видит редкое зрелище – танец цапель, «балет на воде». И автор, чувствуя его настроение, передает нам взволнованность и радость переживания.
   «С его смугловатого лица не сходит тихая задумчивая улыбка. Мне кажется, что он и уснет сегодня с этой улыбкой, и у станка завтра будет стоять с ней же. И если ему захочется рассказать кому-то об увиденном, то расскажет не первому подвернувшемуся под руку, а самому близкому, как самое сокровенное. Такое не всякому можно поведать, да и не  всякий тебя поймет…»
  Каждому человеку дороги воспоминания детства, оно «самое яркое, самое дорогое» и для Григория Гасенко. Побывал он в родных краях и заметил не только изменение социального облика села, но и упущения, заметные заинтересованному знающему взгляду: гибнут речки, исчезает рыба, дичь. Вот беседа со знакомым старожилом: «А насчет речек, верно говоришь: гибнут. Речки, брат, проворонили, - размышляет собеседник дядя Тимош («Вновь я посетил…»)
  - Почему, к примеру, наш  нижнедонской край спокон веку славился рыбой?.. Речек вокруг залива было – считать, не пересчитать. Да к Дону лепились разные притоки. Каждая речка на десятки верст тянулась. Вот и прикинь… Ну, это у нас на Дону. А ежели прикинуть в масштабе? Сколько их, речек-то, по Руси гибнет без догляду?.. Вроде ж мы и хозяева добрые, такие, брат, дела большие вершим – гидростанции мощные, целые моря строим, каналы сооружаем, а вот самое дорогое для человека – запустили…»
  О дорогом, о кровном говорят герои книги, люди простых профессий, душой болеющие за дела земли. Любят они ее, беспокоятся. Автор солидарен с ними и пишет как бы беседуя приглашая и нас к разговору. Есть в сборнике и рассказы  чисто лирического плана («Обида», «Отчаянный») рассказывающие о подрастающих любителях и ценителях природы.
   Книга написана простым сочным языком,  в ней виден плод многолетних наблюдений и природы, и людей нашего края, с которыми Г. Гасенко связывают большие, прочные чувства. Такие же добрые чувства пробуждает и его книга.
В. Новиков, студент РГУ


Маликова, Н. О красоте родной природы / Н. Маликова // Вечерний Ростов. — 1976. — 13 мая.

   На протяжении всей своей жизни человек стремится глубже познать мир, окружающую его среду.
  Новая книга Григория Гасенко «Соловьиные зорьки» - это мудрые рассказы о красоте природы, о ее маленьких и больших тайнах. Обращаясь к юному читателю, автор затрагивает актуальную проблему времени – взаимоотношения человека и природы.
  Почему человек любит природу? Какое место занимает она е его жизни? Как влияет она на его мировоззрение, настроение, чувства?
   Построенные на «увиденном и перечувствованном» рассказы Г. Гасенко о птицах не только отвечают на эти вопросы, но и  побуждают читателя задуматься над проблемами охраны природы. Герой рассказа «Два кочета», старый птицелюб, терпеливо и настойчиво убеждает Ромку, безжалостно уничтожающего воробьев, что воробьи, как и все птицы, - «честные труженики»:
  «Ну-ка, прикинь, сколько они перетаскивают за все лето всяких вредителей, если одному выводку требуется до пятидесяти тысяч этих мотыльков, жучков, бабочек… Только ты не верь ничьим словам, сам приглядись».
   И Ромка «приглядевшись» к воробьям, убедившись в своей неправоте, становится первым помощником старого птицелюба.
   Живым, образным языком автор воссоздает многообразие и пестроту птичьего мира на Дону, а жизнь, повадки и неоценимую пользу птиц иллюстрирует любопытными эпизодами из наблюдений Терентьича и Феди, Василия Прокофьевича и Павлуши, Степы Квитко и других героев книги.
  Постигая многие годы «птичью науку», пристально присматриваясь к каждому полету птицы, к каждому переливу птичьего голоса, Григорий Гасенко бережно несет свои познания читателю.
  Сборник рассказов о птицах «Соловьиные зорьки» юные читатели прочтут с большим интересом. А для   многих из них он станет путеводителем по птичьему миру донского края.
Н. Маликова, студентка университета.


Черепченко, Л. Рядом — настоящие люди / Л. Черепченко // Вечерний Ростов. — 1978. — 19 июля.

   «Хочу работать так, чтоб знали потом будущие, что на земле жил Павка Тюринов. Не зря жил, спасибо, мол ему!.. Ну зачем мы живем? Мы ж для того и родились, чтобы сделать на земле что-то новое, хорошее для будущих людей, украсить землю, чтоб на нас потом не обижались».
   Вот с такими мыслями, с такими стремлениями и надеждами пришел на судоверфь главный герой повести Г. Гасенко «Живи у нас». Да и мог ли думать иначе парень, выросший в семье, где «все любят работу ядреную, чтоб уж работать, так работать».
   И Павка любит  работу «покрепче, по своей силе». Да вот беда, волей случая попал он в модельщики – «палочки строгать» как говорит бригадир станочного участка седоусый Авдеев. И это еще полбеды, попади он к другому наставнику, по-умному требовательному, по-отцовски чуткому. Но мастер Ожогин – совсем не такой человек. Мрачный, эгоистичный, прижимистый. Копит он мастерство, опыт только для себя. Радушие, приветливость у него напоказ, на случай, для собственной выгоды. В обычное время, бывало, не поговорит с простым человеком, зато перед отчетно-выборным собранием сразу менялся: «и разговорчивым становился, и улыбчивым, и даже руку подаст при встрече…»
   Не удивительно, что с таким «характером» Ожогин не сумел сработаться с Павлом, парнем напористым, бесхитростным, до конца искренним и в проявлении добрых чувств, и в гневе. Мастер игнорирует Павла, ни совета его, ни поддержки не чувствует молодой рабочий, варится, что называется в собственном соку.
   А ему так хочется доказать, что не зря он носит фамилию Тюриновых. Он горячится, торопится, а получаются из этого одни курьезы – то «пропустил бруски через фуговочный станок, чтоб не шоркаться рубанком», да «лишку хватил миллиметра полтора», то принялся дубовые планки всухую гнуть (не заметил пометку в чертеже, что планки парить надо). А Ожогину только этого и надо. Он все время ищет повод, чтоб убрать Павку с завода, отомстить за смелую критику в адрес мастера на  комсомольском собрании.
   Да и сам Павел уже подумывал, не уйти ли на другое предприятие. Но как уйти, когда «и дед, и отец отгрохали тут всю жизнь. Да и красиво тут. Особенно летом…»
  Немало  осложнений и неприятных случаев, иногда трагичных,  возникает на трудовом пути самого из рабочей династии Тюриновых. И трудно сказать, как сложилась бы его дальнейшая судьба, если бы рядом не оказались настоящие люди, понимающие, отзывчивые – начальник цеха Лабазников, бригадир судоплотников Базков, контрольный мастер Оля Шубейко, да и сам дед Лавруша, родоначальник династии.
   Повесть Г. Гасенко «Живи у нас» ставит очень важную проблему – положение новичка в коллективе, становление молодого рабочего. На  примере Павла Тюринова автор стремится показать, как важно, чтобы пришедший на  предприятие выпускник школы встретил там настоящую товарищескую поддержку, участливость, чтобы он почувствовал себя на заводе, как в большой, но родной семье. Павлу в конце концов, посчастливилось это почувствовать, и уже не остается сомнения, что судоверфь для Павла так же, как и для его предков – навсегда.
   В повести есть свои достоинства и недостатки. Не все образы  выписаны одинаково живо и разносторонне. Но в  целом книга получилась интересной, и прочтут ее, особенно молодые, те, кто выбирает путь в жизнь с несомненной пользой для себя.


Гриценко, А. Родники творческой криницы / А. Грищенко // Комсомолец. — 1980. — 1 февр.

   Донской прозаик, член Союза писателей СССР Григорий Степанович Гасенко родился 1 февраля 1910 года в Азове, там прошли его детские годы, там нашел он свое рабочее и литературное призвание. В этом же городе на одной из тихих улочек живет он и по сей день; худощавый, по-юношески стройный, весь белый от седины этот застенчивый и всегда приветливо улыбающийся человек.
  Трудовая биография голубоглазого подростка Гриши Гасенко началась вскоре после окончания гражданской войны и исчисляется для Григория Степановича, пожалуй, не меньше как 60-летним стажем. В те далекие для нас двадцатые годы работать начинали рано, совершеннолетие приходило быстро, и Григорию Степановичу довелось быть в юношестве и землекопом, и грузчиком, и кочегаром, и строителем.
   На все новое в новой жизни государства, общества откликается пытливое сердце, впечатлительная натура. Юноша пробует писать стихи, первые рассказы, увлекается рисованием и всерьез мечтает стать профессиональным художником-живописцем. Но ему вместе со всем своим поколением суждено было пройти через горнило больших и страшных испытаний, прежде чем твердо и навсегда определился выбор. Началась Великая Отечественная, надолго отодвинувшая личные жизненные планы.
   Г.С. Гасенко уходит на фронт. Защищает Сталинград, участвует в освобождении Придонья, Крыма, Украины. Он наводит переправы через реки, разминирует минные поля, и нынешняя его седина оттуда, с фронтовых полей.
    К первой своей книге шел Григорий Степанович Гасенко долго и трудно. Публиковал очерки и рассказы в ростовских газетах и коллективных сборниках, журналах «Дон», «Юный натуралист», «Охотничье просторы», но особенную радость испытал в тот день 1959 года, когда вышла небольшая книга его рассказов «Дед Матвей и Вовка». Уже тогда определилась тематическая направленность большинства его будущих произведений:  для детей и юношества.
   С каждой новой публикацией крепнет писательский голос Григория Гасенко, возрастает мастерство, и в литературном кругу Ростова начинают говорить в те годы о рождении нового, своеобразного лирического прозаика, полушутя называя его «азовским Паустовским». И в этом утверждении была большая доля истины.
   Пожалуй, не каждому пишущему дано умение так  воедино слиться с природой и рассказать о ней как бы ее собственным голосом.
   Есть у Григория Степановича свой, если так можно выразиться, писательский континент, небольшая, но своя, четко ограниченная географическая территория – это Приазовье. Все герои его книг живут на этой земле, все события, описываемые им, разворачиваются здесь. И в  этой однолюбчивости, привязанности к месту, в этой не распылённости – цельность писательской натуры, как и цельность характера многих его героев.
   В повести «Живи у нас» герой ее Павел Тюринов, по прозвищу Высоковольтный, приходит работать на судоверфь, где трудились до него его дед и отец и где он сам находит со временем свое место в жизни, крепкую любовь и веру в завтрашний день. Автор  умело прослеживает становление человеческой личности, формирование характера человека рабочей закваски.
  В его повести «В путь-дорогу дальнюю», книге рассказов «Вновь я посетил», сборнике новелл «Соловьиные зорьки» отстаиваются высоконравственные идеалы, чистота человеческих отношений, любовь и бережное отношение к «братьям нашим меньшим», к окружающей нас живой природе.
    А к людям, изображенным в рассказах Гасенко, проникаешься невольной симпатией. Они словно взяты из жизни такими, как есть, ничем не приукрашенные, живые. Вот первое знакомство со стариком  из рассказа «Золотое дно»:
    «Я направился к огню. Перед костром стоял на коленях худощавый старик. На его коричневом лице белели, как первый снег на черноземе, густые клочковатые брови и вислые, скрученные в жгутики усы. От ватной телогрейки, подвязанной кушаком, шел легкий парок. Подсыхало. Старик грел над костром закоченевшие руки и, щуря выпуклые влажные глаза, всматривался в едва приметные багровые отсветы вечерней зари. Ноздри его подрагивали, чуть расширялись. Казалось, он внюхивался в едва уловимые запахи моря».
    Свой 70-летний юбилей Григорий Степанович Гасенко встречает в расцвете своего писательского дарования. В Ростовском книжном издательстве выходит книга его новых повестей, написанных в последние годы. Писатель весь в пути, в окружении новых планов и задумок.