БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ ИЗЮМСКИЙ

Даты жизни: 6 марта 1915 – 6 сентября 1984
Место рождения: город Царицын, Саратовская губерния, Российская империя
Советский русский писатель, член Союза писателей СССР, Заслуженный работник культуры РСФСР, почётный гражданин г. Волгодонска.
Известные произведения: «Алые погоны», «Плевенские редуты», «Соляной шлях», «Град за лукоморьем», «Зелен-камень», «Спутник мой незримый», «Небо остается».

   1ИзюмскийИзюмский Борис Васильевич родился 6 марта 1915 года в Царицыне (ныне Волгоград). Мама Изюмского - Анна Борисовна познакомилась с его будущим отцом Василием Ивановичем в редакции царицынской газеты, где отец работал корректором, а она писала рецензии, печатала стихи, очерки. В 1917 году семья переехала в Таганрог.
   Отец и мать удивительно не подходили друг другу. Он - сильный казачина весь из мускулов. Она - хрупкая и болезненная, мягкая и интеллигентная. От отца он унаследовал здоровье, от матери лиричность души. Его отец был сослан в Каргополь в 1928 году, он продержался тогда делая на продажу табуретки. Снова арестованный в 1937 году, он объявил голодовку и погиб в 55 лет.
   Они жили на скудные заработки матери от репетиторства (на дому). Его жизнь шла своим чередом: играл в «казаки – разбойники», гонял в футбол пустую консервную банку, пускал змеев. Таганрогские мальчишки увлекались звездами футбола и кино. Чтобы купить билет на матч любимых команд, они, переехав «по хорде» Азовское море, резали камыши с бархатными коричневыми набалдашниками и продавали их по копейке штука.
   Детство и юношеские годы прошли в Таганроге. Учился в таганрогских школах № 2 им. А. П. Чехова и № 16.
  Работал грузчиком, затем токарем на инструментальном заводе. По путевке завода был направлен на учёбу в Ростовский педагогический институт. Был исключён из института и из комсомола за участие в организации литературного вечера поэта Вартанова, позднее арестованного как враг народа. Чуть позже был восстановлен ввиду явной нелепости основания для исключения.
   Публиковался в местной газете. Писал фельетоны и стихи, подписывая их псевдонимом КарандАш.
  Окончив исторический факультет, преподавал в школах Ростова. Посещал занятия литгруппы при доме медработников, где читал свои стихи юный Александр Солженицын.
  Печататься начал с 1936 года. Первый сборник рассказов «Раннее утро» вышел в 1946 году. Автор статей о жизни и творчестве писателей и поэтов.
   В 1941 году автор добровольцем ушёл на фронт. Служил в кавалерии, артиллерии, командовал стрелковой ротой. В 1943 году в боях за Мелитополь был ранен. В бою за Абганерово заменил погибший расчет противотанкового орудия и прямой наводкой сжег танк, при этом был вторично ранен и контужен. После излечения демобилизован и в 1944 году направлен в Новочеркасское суворовское училище преподавателем истории, логики и психологии, где проработал до 1951 года.
  Воспитанникам Суворовского училища он и посветил свое произведение «Алые погоны». Эта повесть и принесла ему широкую известность. В 1954 году на Ленфильме выходит фильм по повести «Алые погоны» под названием «Честь товарища».
   В 1953—1956 годах жил в Новочеркасске. В 1956 году посетил город Новгород, где в в областной библиотеке встречался с читателями.
   Последние годы жил в Ростове-на-Дону, был секретарём правления Ростовской областной писательской организации. К этому периоду относятся повести «Ханский ярлык», «Девичья гора». Человек редкой образованности, широкой начитанности, влюбленный в историю Российского государства, Борис Изюмский не случайно стал автором целого ряда исторических повестей: «Зелен-камень», «Град за лукоморьем », «Тимофей с Холопьей улицы ». Повести «Призвание», «Море для смелых», «Путь к себе. Отчим» - очень актуальны и сегодня, так как посвящены проблемам нравственности, глубине человеческих чувств, вечным темам – любви и верности.
   4РостовЗа свой роман «Плевенские редуты» об освобождении Болгарии в русско-турецкой войне писатель был награждён орденом «Кирилла и Мефодия».
   Б. Изюмский писал также статьи о жизни и творчестве донских писателей и поэтов В. А. Закруткина, П. В. Лебеденко, Ю. А. Дьяконова, А. А. Рогачёва, К. В. Русиневича, В. С. Моложавенко, И. М. Юдовича и других.
   Он был мужественным человеком, но и очень ранимым. Больно переживал грубость, чью-то непорядочность и подличанье. А такое случалось. Депутат Ростовского городского Совета народных депутатов, он всегда был занят устройством чьих-то дел. Огорчался, если не мог что-то «пробить». Радовался, когда это удавалось.
   Нельзя не сказать об одной страсти Бориса Васильевича – он был истинным «книжником», домашнюю библиотеку подбирал с большим вкусом. Через каждые два-три года делал так называемую «чистку рядов», от чего она становилась все лучше.
   Были в собрании писателя и редкие книги. Он особенно дорожил томиком «Горя от ума», изданный в 1854 году с предисловием Булгарина. На ней факсимиле автора: «Горе мое поручаю Булгарину. Верный друг А. Грибоедов. 5 июля 1828 года». Эта книга попала к Изюмскому уже после написания повести «Нина Грибоедова».3Новочеркасск
  Предчувствуя кончину, Борис Васильевич занялся разбором своего архива. Много дней и даже недель писатель отбирал самое лучшее и значительное из своего творчества – для передачи Ростовскому областному музею краеведения.
  Умер 6 сентября 1984, похоронен в Ростове-на-Дону. На надгробный памятник Борису Васильевичу Изюмскому в месте его захоронения прикреплён мемориальный знак в виде суворовского погона. Установка этого знака проведена в рамках акции Общероссийской общественной организацией «Российское кадетское братство» членами Ростовского регионального отделения.
   В Новочеркасске на доме по пр. Баклановскому, 15 имеется мемориальная доска, где указано: «В этом доме в 1953—1956 годах жил советский писатель Борис Васильевич Изюмский (1915—1984)».

2Изюмский книги

ИНТЕРНЕТ-РЕЕСУРСЫ

Автограф Бориса Изюмского. - Режим доступа: 
http://www.azovlib.ru/index.php/2016-04-06-12-22-12/2016-06-27-12-49-16/2-uncategorised/983-2016-09-20-08-57-32

Оставаясь самим собой. - Режим доступа: 
http://www.rodb-v.ru/literary-ethnography/modern_writers/boris_vasilievich_izumsky/index.php

Борис Изюмский //Донские страницы. - Режим доступа: 
http://www.dspl.ru/pro-don/personnelinfo/izyumskiy-boris-vasilevich-biografiya-knigi


ЛЕТОПИСЕЦ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ

   Книги известного писателя-земляка Бориса Васильевича Изюмского (1915-1984) всегда пользовались и пользуются интересом у читателей, особенно молодых.

   Родился он в Волгограде (тогда Царицыне), детство и юность прошли в Таганроге. После школы трудился на заводе токарем. Потом учился в Ростовском пединституте, работал в школах Ростова, печатался в газетах. Грянула Великая Отечественная война, ушёл добровольцем на фронт. Был в кавалерии, артиллерии, командовал стрелковой ротой. После тяжёлого ранения  боевой офицер и опытный педагог был направлен в только что созданное Новочеркасское суворовское училище, где прослужил семь лет. В городе на доме одной из главных улиц установлена мемориальная доска, где сказано, что здесь жил будущий писатель, а тогда преподаватель училища.

   Первая книга Б. Изюмского - сборник рассказов «Раннее утро» - вышла в «Ростиздате» в 1946 году, но не она, а повесть о суворовцах «Алые погоны» (1948) принесла писателю широкую известность.
  Как я уже написал в заметках о писателе И.Д. Василенко, фамилию Б.В. Изюмского я впервые встретил в его документальной книжке «Суворовцы» (1945), которая прошла почти незамеченной (кроме, конечно, Новочеркасска), а вот «Алые погоны» сразу завоевали сердца читателей по всей стране. Особенно мальчишек, которые мечтали стать суворовцами. Был снят художественный фильм по повести. А писатель до самой смерти получал письма от суворовцев, которые давно уже стали офицерами, встречался с ними в Новочеркасске и Ростове. Они называли его «Дорогой учитель»...
  Когда талантливый журналист М. Крюков опубликовал в газете «Правда» (1987) очерковую статью о нравственных ценностях - «Пусть не оборвётся нить», где вспомнил о своих дружеских беседах в Ростове с Борисом Васильевичем, то в газету хлынул поток писем с благодарностью «за слово об Изюмском». Были и просьбы: «Напечатайте хотя бы некоторые письма к Изюмскому от бывших суворовцев». Через год М. Крюков опубликовал вторую статью - «Долгое эхо друг друга», где привёл несколько цитат из писем к Изюмскому, автору не только «Алых погон», но и замечательной повести «Нина Грибоедова» (1970). «Повести о любви чистой, удивительной, — писал М. Крюков. - Любовь продиктовала молодой женщине слова знаменитой эпитафии:  «...для чего пережила тебя любовь моя?»
   Что устоит перед таким чувством? В любом случае своих суворовцев он учил быть честными. Во всём. И в любви тоже».
   Повесть «Алые погоны» определила судьбу многих молодых людей, и писатель не мог не написать об этом. В 1975 году появилась новая - четвёртая и окончательная часть «Подполковник Ковалёв», а повесть в новом объёме стала романом.
   ...Выпускник истфака Ростовского пединститута, преподаватель истории в школе (до войны) и в суворовском училище (1944-1951) Б. В. Изюмский не мог не обратиться в своём творчестве к исторической тематике и написал восемь небольших повестей и роман. Повести выходили из-под пера автора с 1952-го («Ханский ярлык») по 1982-ой («Зелен-камень»). О некоторых из них я написал обзорную статью «Ожившие страницы истории», которая вышла в газете «Молот» (1961) под заголовком «Девичья гора» - так назывался первый сборник его исторических повестей. Потом были ещё два сборника - «Град за Лукоморьем» (1972) и посмертный «Зелен-камень» (1985). Исторические повести Б. Изюмского посвящены различным периодам и событиям в жизни людей России, начиная с Киевской Руси.
   К сборнику «Град за Лукоморьем» автор написал короткое предисловие, которое было повторено и в сборнике «Зелен-камень». Мимо него пройти нельзя. Вот оно:
   «Интерес к истории нашей Родины возник у меня ещё в школе и утвердился на историческом факультете... Повести, собранные в этой книге, писались три десятилетия. Я свыкся со своими героями - вольнолюбивыми, талантливыми людьми из народа...
   Человек, по-настоящему любящий свою Родину, должен знать её прошлое.
   Если книга эта прибавит вам знаний, я буду считать свой труд не напрасным».
   Слова «прибавит вам знаний» напомнили мне такой эпизод.
  Это было в конце 70-х годов. Мы часто, к сожалению, встречались тогда с Борисом Васильевичем в поликлинике, у двери одного и того же врача. Неожиданно он достал листок бумаги, карандаш и начал что-то записывать. Вдруг спросил меня: «Как звали Бенкендорфа - Александр Христофорович или Фёдорович? » Я растерялся от неожиданности и честно признался: не помню. «А надо бы помнить и друзей, и врагов», - обронил старый педагог. Оказывается, как я узнал позже, в это время он работал над исторической повестью «Дальние снега», посвященной восстанию декабристов и её активному участнику Николаю Бестужеву. Смерть оборвала работу писателя, но многие главы из этой неоконченной повести были опубликованы в декабре 1985 года в ростовской газете...
    Теперь я обращусь к своей обзорной статье об оживших страницах истории в повестях Б. Изюмского.

«Девичья гора»
  История оживает под рукой художника. Это не такая уж банальная фраза, как может показаться. Вспомним полотна И. Репина и В. Сурикова, оперы М. Мусоргского и А. Бородина, романы А. Толстого, В. Шишкова и других. Почему далёкое прошлое оживает в этих произведениях? «Искусство относится к жизни совершенно так же, как история, - писал Н.Г. Чернышевский, - различие по содержанию только в том, что история говорит о жизни человечества, искусство - о жизни человека».
   Живыми становятся и дела русских людей XI, XIII и XIV веков, описанные в исторических повестях ростовского писателя Б. Изюмского.
   Автор известных произведений о наших современниках, молодых героях, обратился вдруг к древности.
   Случайно ли это? Нет. Одно то, что Б.Изюмский, прежде чем стать писателем, долгие годы работал учителем-историком, объясняет нам очень многое. Мы знаем также, что историческое прошлое народа, его славные традиции всегда воспитывают подрастающее поколение в духе патриотизма, беззаветной любви и преданности к своей Родине.
   О чём рассказывает Б. Изюмский в своих повестях, объединенных единым лирическим заголовком «Девичья гора»? Пожалуй, на это лучше всего ответит сам автор. Вот что он пишет во вступительном слове: «Герои этих повестей о далёких веках - простые, вольнолюбивые, талантливые люди из народа. Они бесстрашно борются с несправедливостью, стойко охраняют чистоту сердца».
  Читатель, перевернув последнюю страницу книги, не может не убедиться в правоте этого авторского заявления.
  В повести «Бегство в Соколиный бор», события которой относятся к Киеву 1038 года, писатель рассказывает о двух талантливых молодых людях из простого народа -Григории и Олене, чья незаурядность была замечена даже князем Ярославом, и они были определены: Григории - в училищную избу, а Олёна - в хоровод, который выступает на подмостках княжеского двора. Из прихоти бояре жестоко обидели молодых людей, но они не дрогнули перед несправедливостью, не согнулись в беде.
   Автор пишет: «Из кремня удар высекает огонь, в человеке удар высекает стойкость».
  Друзья помогают Григорию и Олене бежать из Киева в Соколиный бор, но боярские ладьи настигают их на Днепре, и молодые люди гибнут в неравной схватке, гордо унося с собой мечту о свободе и счастье.
   Судьба Григория и Олёны во многом схожа с судьбами Бориски и Фетиньи из повести «Ханский ярлык», рисующей нам Москву 1327 года. Благодаря своим способностям они попали на службу в Кремль, на княжеский двор. Но вскоре князь Иван Калита прогневался на них и убрал из Кремля: Бориску отправил в колокольную мастерскую, а Фетинью - в дальний монастырь.
   Но любящие друг друга молодые люди однажды повстретились и убежали в дремучий лес, к беглым крестьянам, поднявшимся ни борьбу с ненавистными боярами. В бою Фетинья погибла, а Бориска был тяжело ранен. Выздоровев, он стал во главе восставших крестьян.
   Готов, несмотря на тяжёлую рану, продолжать борьбу с боярами и молодой талантливый бытописатель Тимофей из повести «Тимофей с Холопьей улицы», где рассказывается о Новгороде начала XIII века.
   В чем ценность исторических повестей Б. Изюмского? Прежде всего в том, что они имеют большое познавательное значение.
   В одной из них мы узнаём о строительстве Древнего Киева, о торговле, ремесле и культуре киевлян XI века, о возникновении первого писаного закона на Руси - «Правда» Ярослава. В другой повести мы знакомимся с Москвой первой половины XIV века, когда она в цепях татарской Орды исподволь росла и крепла благодаря хитрой политике князя Ивана Калиты. И в третьей повести мы узнаём о бытовой и культурной жизни Новгорода начала XIII века, о борьбе новгородце с рыцарями-крестоносцами, которые посягали на земли Приморья, пытались схватить Новгород за горло.
   Не трудно догадаться, какое патриотическое значение имеют повести Б. Изюмского, рассказывающие нашей молодежи о героической борьбе русского народа с завоевателями.
   Ценность повестей Б. Изюмского состоит также и в правильной социально-политической оценке событии, происходивших тогда внутри Руси. Народ предстаёт со страниц книги «Девичья гора» не одноликой массой, а резко разделённой на богатых и бедных, между которыми идёт ожесточённая борьба. Да, тяжёлой была судьба простых людей с Холопьей улицы! «Сколько ног пробежало по тебе, торопять на вече, сколько раз сгорала ты дотла, чтобы снова отстроиться! В каждой избе твоей своя судьбина, своё счастье и горе - больше горя, чем счастья...».
   Наряду с другими бесспорными достоинствами исторических повестей Б. Изюмского нельзя не отметить их литературно-художественных качеств. Писатель создал обаятельные образы простых русских людей, живших много веков назад, верно передал детали древнерусского быта, точно воспроизвёл картины старых степных и лесных просторов нашей Родины.
   Нельзя не заметить также, что авторский язык в повестях литературно чист, современен, а речь персонажей стилизована в меру, без увлечения архаизмами, славянизмами и прочими «измами».
   Писатель умеет создавать «настроение» у читателя. Вот, например, строки, начинающие главу о побеге Григория и Олёны в Соколиный бор:
   «Было далеко за полночь. Резвый месяц недолго таился за тучей, выскочил из своей засады, осветил синевато-белым равнодушным светом двор, крыши теремов, городские стены».
   Язык повестей, как я заметил, свободен от стилистических наслоений. Это хорошо. Но, к сожалению, его стерильная чистота не передаёт аромата древней эпохи, сочности и красочности русского языка, как это замечательно сделано, например, в известном романе «Разин Степан» А Чапыгина.
   Следует сказать также о некоторой однотипности, стандартности лирических сюжетов в повестях. Это выглядит примерно так: он и она - из простолюдин, талантливы, князь заметил их, приласкал, а потом обидел, они убегают, но в бою гибнут. Так построена цепочка событий и в сугубо лирической повести «Бегство в Соколиный бор» и в двух других. Нельзя не заметить также рыхлость сюжета повести «Тимофей с Холопьей улицы», отсутствие композиционной заострённости.
   Наконец, ещё одно замечание. На мой взгляд, киевский князь Ярослав несколько идеализирован автором по сравнению с окружающими его боярами. Зачем это надо было делать? Неужели причиной всему упоминание в истории о том, что Ярослав был назван Мудрым? Ведь смог же писатель, рисуя образ московского князя Ивана Калиты, показать его и прозорливым политиком, патриотом и одновременно жестоким, безжалостным притеснителем русского народа.
   ...Мы знаем, бывшему учителю-историку, ныне писателю Б. Изюмскому хочется совсем немного, он скромно мечтает о том, чтобы было так: пришёл в класс учитель, открыл его книжку и стал читать, а ребята бы слушали и перед ними оживали бы страницы истории.
   Мы верим, что это так было и будет. Когда школьники прочтут книгу «Девичья гора» (кстати, и другие), им ещё ближе и дороже станет героическая история своего народа.

   Ещё одной исторической повестью, которую он мне подарил с дружеским автографом и которую я с интересом прочитал, нет, «проглотил», был «Соляной шлях», изданный в Москве (1968). Не буду долго на ней останавливаться, ибо всё станет ясно из небольшого авторского предисловия:
   «Ещё лет сто с небольшим назад пролегли по Руси чумацкие дороги - шляхи. Нагрузив соль, вяленую рыбу, совершали возчики тысячевёрстные переходы с Дона, из Крыма - в Киев. Возчиков называли чумаками... В дороге возчиков секли злые дожди, на них нападали степные кочевники, грабители, всюду подстерегали их опасности. Но они месяцами бесстрашно пробивались к цели.
   Я хочу поведать вам об одном из первых возчиков Киевской Руси - Евсее, что протоптал начальную стёжку Соляного шляха. Он ещё не был чумаком, но легенды о справедливом, мудром и вольнолюбивом Евсее - бесстрашном человеке, знавшем цену товариществу, артелъности, - позже станут близки чумацким сердцам.
  Прошли века после событий, описываемых в этой повести... о киевлянине Евсее, проложившем первую, самую первую борозду в океане трав».
   Заметным событием в культурной жизни не только Ростовской области, но и дружественного Плевенского округа Болгарии стал выход в «Ростиздате» исторического романа Б. Изюмского «Плевенские редуты» (1976), в котором дана широкая, яркая, правдивая картина последнего, но наиболее трудного этапа русско-турецкой войны 1877-1878 годов, в результате которого болгарский народ освободился от пятивекового турецкого ига. Среди героев романа не только знаменитый генерал Скобелев и не менее знаменитый художник-баталист Верещагин, но и казаки Донского полка, русские солдаты и болгарские ополченцы. В центре романа - события блокады Плевена и третьего штурма города, когда решился исход войны.
  Роман был написан в короткий срок, к столетнему юбилею окончания войны, получил высокую оценку у болгарских читателей. Как сказал один из них, роман русского писателя помог им глубже понять истоки братской дружбы между народами России и Болгарии... В июне 1979 года писатель Б.В. Изюмский был награжден болгарским орденом Кирилла и Мефодия.
   В 60-70-х годах Изюмский, наряду с историческими повестями, написал два небольших романа о людях молодого города Волгодонска, о красоте человеческих чувств - «Девять лет» и «Море для смелых» (стал почётным гражданином г. Волгодонска), выпустил повести по нравственным проблемам - «Лёшка», «Отчим», сборники новелл «Летние грозы», «Чужая боль», очерки «Таганрогские чайки» и другие книги.
   ...Последним значительным произведением Бориса Изюмского стал двухтомный роман о Великой Отечественной войне - «Небо остаётся...» (1980-1984). Этот роман ещё раз подтвердил известную истину: война родила у нас в стране много талантливых писателей, которые коллективно написали летопись этой всенародной освободительной войны.
   Последний роман Изюмского - это книга о Ростове и ростовчанах в годы войны и в первые послевоенные, о городе, в котором он прожил со студенческих лет почти полвека, это правдивое повествование о кровопролитных боях под Сталинградом, защитником которого он был.
   Скажу сразу, а не в конце статьи: когда в журнале «Дон» вышла первая книга романа «Небо остаётся...», в некоторых ростовских и московских изданиях появились конъюнктурные нападки на автора, писали те, кто, видимо, не нюхал порохового дыма, не видел огненных событий осени 41-го и лета 42-го под Ростовом и Сталинградом. В мае 1981 года в газете «Литературная Россия» я выступил в защиту талантливой книги честного писателя-фронтовика.
  Это не прошло бесследно. Во-первых, Борис Василевич в ноябре 1982 года, когда, наконец, вышло книжное издание первого тома, подарил мне его с таким автографом: «Очень ценю в Вас, дорогой Владлен Яковлевич, честность и бесстрашие в отстаивании своих принципов». А во-вторых, когда в декабре того же года на Ростовском телевидении была организована передача, посвященная этому роману, с участием автора, я на правах ведущего сказал, что роман «Небо остаётся...» привлёк к себе внимание в первую очередь читателей, а не критиков. Об этом говорят письма читателей, и я процитировал несколько писем. Вот фрагмент записи той телепередачи:
   Ведущий: - Москвичка, а в прошлом ростовчанка Зоя Ивановна Амосова пишет: «Борис Васильевич! Я прочла в одной московской газете отзыв на ваш роман «Небо остаётся». Мысли автора рецензии были так созвучны с моими, что я даже разволновалась...
   Конечно, этот роман был бы всё равно интересен, если бы описываемые события происходили не в Ростове, а любом другом городе. Но то, что описаны именно события в Ростове, переживания ростовчан, особенно дорого нам, где каждая улица, каждый дом - наш ростовский, где мы все так много пережили тяжёлого, уходили из города с тяжёлым камнем на сердце.
   Автор рецензии отождествляет вас с вашим героем. Признаюсь, когда я читала книгу, перед моими глаза-ми стоял молодой Борис Васильевич Изюмский, наш учитель истории, ещё в довоенной ростовской школе №37.»
   А вот пишет ленинградка Серафима Фёдоровна Зорина Голубева: «Уважаемый товарищ Изюмский!.. У меня такое ощущение, что вы сами присутствовали среди ваших персонажей. Очень искренне и убедительно. Люди у вас живые и невыдуманные».
   - Если бы знала Серафима Фёдоровна о письме из Киева группы ветеранов 72-й гвардейской стрелковой дивизии - Героя Советского Союза, генерала Баталова, подполковников Чередниченко и Корбач, сержантов Кузнецова и Яцинского, которые пишут: «Роман по-настоящему взволновал каждого из нас. Ведь в нём идёт речь о событиях, пережитых нами в дни Сталинградского сражения. Борис Изюмский был нашим однополчанином, участником битвы у Волги, испытал тяжёлые бои у станции Абганерово, сражения с танковыми колоннами Гота.
   В романе... показан первый этап Сталинградской битвы и показан до боли правдиво и достоверно. Во многих героях произведения мы узнаём своих боевых товарищей. Немало их осталось лежать в сталинградской земле, и добрым памятником их мужеству может служить книга писателя-фронтовика. Как хотелось бы, чтобы её прочитало как можно больше читателей, особенно молодых. Это одно из тех произведений о войне, в котором историческая правда переплавлена в художественные картины и образы».
    Ведущий: - Борис Васильевич, как у вас родилось решение написать роман о войне?
   Изюмский: - Я долго вынашивал этот роман. Полжизни, а то и больше. К тете «война» писатели приходят, как вы знаете, очень по-разному. В самый разгар войны появились повести В. Гроссмана «Народ бессмертен», В. Василевской «Радуга», К. Симонова «Дни и ночи», главы из романа М. Шолохова «Они сражались за Родину», через четверть века после окончания войны вышел роман Ю. Бородина «Горячий снег», а повесть «Сашка» В. Кондратьева и роман И. Стаднюка «Война» напечатаны совсем недавно. Труд-но объяснить, почему это так происходит...».
   ...Когда мы вышли из телестудии на морозную улицу, Борис Васильевич вдруг заговорил о давней встрече с однополчанами - сталинградцами на месте боёв... Разыскали в знойной августовской степи свой старый окоп с траншеями, сели в кружок, помянули чаркой погибших товарищей, закурили... «И я тогда окончательно решил - надо писать роман о войне», -закончил разговор Изюмский.
  Я посвятил роману «Небо остаётся...» две статьи: «И судьба, и история» и «И в мирное время...» (в ростовской газете, думая об авторе, который в те дни умирал в больнице, я дал другой заголовок: «Оставаясь самим собой», а в тексте написал о Борисе Васильевиче, как о «мужественном и благородном человеке». Мне потом рассказали, что он, уже не поднимаясь с постели, прочитал статью, молча положил газету на грудь, в глазах появились слёзы).
    Теперь - мои литературные заметки о двухтомном романе «Небо остаётся...».

И судьба, и история

   О военной истории Ростова, о судьбах ростовчан в самые тяжёлые годы войны в современной литературе рассказано до обидного мало и не всегда художественно полновесно, ярко. Вспоминаются документальная повесть М. Андриасова «Шесть дней» и страницы хроники В. Закруткина «Кавказские записки», очерки и страницы романа «Красное знамя» А. Калинина. Потом появились документальная книга М. Котова и В. Лясковского «На Южном фронте» и главы заключительного тома «Сотворения мира» В. Закруткина.
  Правда, число новых произведений о Ростове военных лет с каждым годом прибавляется. Мы прочитали повесть-воспоминание М. Воробьевой «Женькино детство», а совсем недавно, в 2004 году, повесть-хронику В. Моложавенко «На всех одна победа». Теперь знакомимся с двумя первыми частями нового романа В. Изюмского «Небо остаётся...», задуманного, судя по всему, довольно широко.
   Основные сюжетные линии романа связаны с именами Максима Васильцова и Лили Новожиловой. Максим - молодой школьный учитель, потом ополченец и боевой командир, защитник Ростова и Сталинграда. Лиля - дочь политработника, который в годы войны стал сослуживцем Максима. Она с матерью и жильцами большого дома в центре города пережила все тяготы оккупации Ростова. Началось с бомбёжек, оборонительных боёв, попытки эвакуации, а потом жизнь в мёртвом городе, где свирепствовали облавы, угоны в рабство, расстрелы...
   Писатель выразительными штрихами запечатлел и сильных людей, у которых есть внутренний духовный компас, и тех, кто не нашёл в себе сил, чтобы в условиях жестокой военной годины сделать достойный выбор. Запоминаются образы врача Габриэляна, расстрелянного фашистами за помощь молодёжи, которую угоняли в немецкое рабство; переводчицы Эммы Генриховны, которая достойно уходит из жизни, боясь быть непонятой; одинокой красавицы Пани, задушившей майора Любке. Одинаковую неприязнь вызывают образы двух других обитателей большого дома, в котором живет Лиля, - недалекой, грубой бабы-мародёрки Марфы и «тихого» Суремова, который пошёл служить в бургомистрат...
  Неоднозначно поданы в романе немецкие оккупанты. Среди остальных выделяются образы офицеров Гринвица и Барша. Убедительно показано, как ураган Сталинградской битвы раз и навсегда сбил спесь с гитлеровских вояк, заставил их о многом задуматься...
   Максим и Лиля расстались осенью 1941 года, вскоре после первого освобождения Ростова от фашистских захватчиков; очень хотелось встретиться снежным февральским днём 1943 года, после освобождения города, но не удалось... За это время много разных событий произошло в жизни Максима: он с боями оставлял Ростов; служил, осваивая военную науку, в Средней Азии; сражался у стен Сталинграда, был ранен, скрывался у жителей занятой врагом степной станицы, готовил партизанскую группу, боролся с полицаями, вернулся в действующую армию и с нею через донские степи прошёл дальше на запад, как и отец Лили, комиссар Владимир Сергеевич...
   Читая роман, не трудно заметить, как убедителен, жизнен в большом и малом образ Максима. И это не случайно. У писателя и его героя много общего в биографиях: оба были перед войной учителями, ушли добровольцами на фронт, стали офицерами, служили в артиллерии, защищали Сталинград...
  Притягательная сила, ценность нового романа Б. Изюмского, как и других его произведений о современниках, - в достоверности описываемых событий. Автор видится активным участником того, что происходит с его героями.
   Борис Изюмский, как мне кажется, не мог не написать этого романа. Он долго, почти тридцать лет, шёл к этой книге, начиная с «Алых погон» и «Записок офицера». У него, очевидца и участника войны, есть большие преимущества перед писателями, не видевшими её, бывший офицер - фронтовик изображает события тех грозных лет не приблизительно, а очень достоверно, через трогающие душу коллизии и детали.
  Легко прочитывается символика названия романа - «Небо остаётся...». Да, пусть враг временно захватил родную землю, но небо остаётся нашим, оно вселяет людям веру в то, что скоро на смену чёрной ночи придёт день, наступит час долгожданной победы. Небо зовёт к борьбе, к победе, к свободе и счастью!
   Читаю страницы этого произведения - и вижу перед собой не только роман, но также историческую хронику, в основе которой лежат подлинные события и судьбы. На каждой странице заметна серьёзная работа писателя, воссоздающего атмосферу тех военных дней, о которых он рассказывает и с точностью историка, и с незаурядным писательским мастерством.
   Конечно, и в новом произведении Б. Изюмский верен своей индивидуальной манере, стилистике. Главы, словно мозаика, состоят из отдельных эпизодов, штрихов, из которых складывается общая картина. Пытаясь расширить взгляд на происходящие военные события, автор вводит в повествование строки из дневника гитлеровского генерала Гальдера. Но, к сожалению, дробность, беглость изложения сказываются порой на глубине раскрытия человеческих характеров и исторических событий
   Новый роман Б. Изюмского сразу привлёк к себе внимание читателей, особенно ростовчан. Это случается далеко не с каждым произведением донской прозы. Чем же объяснить повышенный читательский интерес? Мне представляется, что каждый писатель-фронтовик вписывает в литературную летопись нашей страны свою неповторимую страницу, посвященную героизму советских людей на фронте и в тылу. Этим он и интересен прежде всего.
1980 г.

И в мирное время...

   Трудно стать в искусстве не просто фамилией, а именем. Именем, которое сразу притягивает внимание людей. Именем, в которое они верят.
  Такое имя у Бориса Изюмского - с тех пор, когда он вышел к читателям с повестью «Алые погоны». Не умаляя достоинства других произведений писателя, всё же надо признать, что «Алые погоны», судя по всему, - главная его книга. Не случайно он к ней вернулся (в 1973-1975 гг.), дописав биографии первых суворовцев. Когда-то это были мальчишки с алыми погонами на плечах, познавшие страшные тяготы войны. Теперь они - полковники, сами воспитывают молодёжь.
  Борис Изюмский, прошедший сквозь огонь войны, а затем, после ранения, ставший в суворовском училище учителем-воспитателем, не мог не стать автором «Алых погон». Так же необходимо появился и роман «Небо остаётся...».
   О первой книге этого романа я уже писал в местных и центральных газетах. Теперь речь пойдёт о второй. Она — не о трудных днях минувшей войны, в ней меньше трагических страниц. Но и в мирное время герои Изюмского сталкиваются с такими трудностями, преодолеть которые дано не всем.
   В центре взимания автора - судьба уже полюбившихся читателям Максима Басильцова и Лили Новожиловой. Только теперь бывший учитель и его ученица стали постарше. За их плечами война, учёба в институте и аспирантуре. Стали учёными, обзавелись семьями, детьми. Но счастье было обретено ими не сразу...
   Война оставила рубцы не только на теле, но и в душах людей. Некоторые из них ожесточились, дав волю дремавшим ранее тёмным силам. Жить и работать рядом с такими людьми трудно. Это испытали на себе герои романа. Так, оклеветанный фронтовик Максим был исключён из партии, выгнан из аспирантского общежития. Справедливость была восстановлена не сразу. Не менее трудные дни и годы пережила Лиля. Ей тоже пришлось прервать работу в любимом институте, уйти от мужа...
   Но даже в самые тяжкие часы Васильцов и Новожилова находили в себе мужество бороться за справедливость, отстаивать свою честь, достоинство товарищей. Они шли друг к другу, и когда, наконец, судьба свела их снова — теперь до конца, у них возникли новые творческие силы.
   Увлеченно, со страстностью и восхищением, с бесконечной любовью к человеческому благородству написал о своих главных героях Борис Изюмский. Чтобы видеть и писать именно так, надо самому быть мужественным и благородным человеком!
   Для второй книги больше, чем для первой, характерно стремление писателя глубже проникнуть в духовный мир современника, исследовать нравственные законы, по которым он живёт, борется, занят поисками истины. Изюмский трогательно внимателен к простому человеку с его радостями и тревогами, делами и заботами. Ведь Лиля и Максим тоже по сути своей простые люди. Отличает их от других героев романа одна прекрасная черта - крепкая воля, сильный характер, умение всегда оставаться самим собой.
   Вскоре мы будем отмечать юбилей нашей Великой Победы. Уходят ветеранами. Выросло новое поколение людей. Оно знает о войне только из книг и кинофильмов. И писатель-фронтовик Б.В. Изюмский помнил об этом.
   В самом начале второй книги - как бы от имени нынешней молодёжи - юная героиня романа спрашивает у пожилой ростовчанки:
   «- Как наши в город вошли?..
  - Под утро я проснулась... взрыв страшный... Стекла посыпались. Выбежала на улицу. Какой-то старик оказал: «Немцы отступают - оружейный склад взорвали». Пожар, веришь, в полнеба. Осколки градом падают на землю. А потом тишина... Развидняться стало. И вдруг, гляжу, идёт по мостовой красноармеец с ружьём за плечом... Такой родненький, в обмотках, с котелком на боку. У меня слёзы сами собой полились. Я как закричу: «Наши!» Народ откуда только взялся, вылез на улицу из щелей, развалин, подвалов. И все кричат: «Ура! Наши».
   При воспоминании об этом у тёти Насти радостно заблестели глаза, но потом она опять вспомнила о своем горе:
   -А Ваня мой и Дусенька сгинули. Может, доченька давно в таком рву, как во дворе тюрьмы на Кировском... Перед бегством звери вывели всех из камер и расстреляли... Больше тысячи... Родичи потом трупы вытаскивали из рва - своих искали...
   ...Где-то в стороне Таганрога едва слышно, натружно ухала тяжёлая артиллерия. На закопчённой стене разрушенного здания белыми аршинными буквами выведено: «Мы возродим тебя, Ростов!». Рыли водопроводные траншеи, от столба - к столбу тянули электропровода. Подал свой голос гудок завода «Красный моряк» на берегу Дона, вселяя веру, что город возродится...
   Угнетала неопределенность на фронте. И беды вокруг: получив похоронку на мужа, тётя Настя почернела, потеряла голос от рыданий... Да когда же всему этому конец?!».
   Читаю эти страницы, слышу надорванный рыданием женский голос и вижу перед собой не только роман, но и историческую хронику.
   Да, Борис Изюмский - интересный писатель-историк. И всё же главная его заслуга - честная летопись современности.
   Есть в новой книге страницы просто отличные (их много), есть и не способные по-настоящему всколыхнуть душу читателя.
   В целом же роман «Небо остается...» вызывает большой интерес, давая повод для многих раздумий. А пробуждённая мысль побуждает человека к активной жизни.
1961-1984-2007 гг.

Котовсков, В.Я. Наши земляки. Литературные заметки о писателях-земляках / В.Я. Котовсков. - Ростов н/Д.: Ростиздат, 2008.- С. 169-187.


«СТРОГИЕ ГЛАЗА» БОРИСА ИЗЮМСКОГО
(1915-1984)

  Интересно  порой складывается  жизнь. Ты идёшь учиться, куда не собирался или работать — куда не планировал.
  Вот и у меня так вышло. Не поступив после школы в институт, я пошла работать в библиотеку недалеко от дома. Самым первым моим непосредственным начальником стала Елена Борисовна Изюмская. Она только что вышла из декрета и иногда приходила на работу с маленьким сыном, очень хорошеньким пухлым мальчуганом. Это сейчас просто относятся к регалиям и статусу писателя, но в годы моей юности познакомиться с дочерью знаменитого писателя, работать под её руководством!.. Я при каждом удобном случае задавала Елене вопросы об отце: над чем он работает, чем интересуется, где можно с ним увидеться, когда выйдет новая книга.
  К сожалению, встретиться с писателем мне так и не довелось, но книги его я с удовольствием читала с детства. Конечно же, самой первой была повесть «Алые погоны», полюбившаяся многим юным и взрослым читателям. Книгу подарили моей маме на десятилетие в 1951 году. В повести рассказывается о детях войны, оставшихся без родителей, которым воспитатели и педагоги стали самыми близкими людьми. Наверное, поэтому, моей маме, отец которой погиб в 1943 году, эта книга была особенно дорога. Мы читали её дома всей семьёй, перечитывая по нескольку раз интересные истории из жизни суворовцев, радуясь их успехам, переживая проступки и неудачи. Особенно запомнились захватывающие страницы о долгожданной Победе. Книга и сейчас стоит в моём шкафу.
  Много писателем создано рассказов и повестей о педагогах и их воспитанниках. Написанные из собственного опыта, на основе реальных событий и о реальных людях, они подкупают своей простотой, искренностью, учат поступать правильно, «по совести», учат уважать чужое мнение, ценить доброту и участие.
  Позже были прочитаны «Ханский ярлык», «Зелен камень», «Соляной шлях».
  Перечисленные произведения, рассчитанные на молодёжную аудиторию, читаются с увлечением. И это неудивительно — ведь написаны они профессиональным педагогом-историком и талантливым прозаиком.
  Да, призванием Бориса Васильевича была педагогика. Он был учителем истории. И поэтому абсолютно закономерным стал его приход в исторический жанр литературы. «Увидеть современное в вечном и вечное в современном», воспитать у юного читателя через описание исторического прошлого нашей Родины любовь к ней, сегодняшней, вот, наверное, основное призвание писателя — учителя истории. Даже на писательском поприще Изюмский оставался педагогом. Его книги «воспитывают в читателях те качества, озаряют их сердца теми мечтами и стремлениями, которые нужны сейчас, в нашей сегодняшней жизни. Именно таковы исторические повести В. Изюмского...» (Анатолий Алексин).

  «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание — великое дело: им решается участь человека», — писал В. Г. Белинский.
  И здесь, конечно, нельзя обойти вниманием повесть Б. Изюмского «Нина Грибоедова» (в более поздних изданиях — «Спутник мой незримый») о большой любви великого русского писателя Александра Грибоедова и грузинской княжны Нино Чавчавадзе. Повесть погружает нас в мир середины 19 века, в мир декабристов, брожений в умах, политических интриг и международных распрей. Россия строится, расширяет свои границы ценой многих жизней, жизней истинных патриотов, готовых заплатить столь большую цену ради Родины. И это тоже линия повести. Любовь к Нине и любовь к Родине соперничают друг с другом.  В итоге долг перед Отчизной побеждает, и отнимает у Нины её любимого. Да, выбор есть всегда. Современники не смогли по достоинству оценить подвиг Грибоедова. Но для нас нынешних эта история стала  историей вечной и чистой любви, которую не смогли победить расстояния, враги, смерть, годы...
  В повести Борис Изюмский умело сочетает описания исторических фактов и личностей, политического состояния государства, природы Кавказа, национальных особенностей, обычаев и колорита горцев, лиризм главных героев, их нежность друг к другу и непосредственность с опасностью, царящей вокруг, подстерегающей на каждом шагу. Но не способной повлиять на мысли и чувства самой Нины, её родителей, Александра Грибоедова.
  Повествование многогранно. Автор не зацикливается на душевных переживаниях героев, а ставит их в реальную историческую атмосферу и проживает их жизнь вместе с ними. И именно этим повесть ценна и читаема до сих пор.

  ...Они сделали привал на полянах меж: гор. Здесь природа создала словно бы две террасы. На одной — верхней — расположился казачий отряд, много ниже, в шатрах, — Грибоедов и его спутники.
  Наступил вечер. Грибоедовы собирались ко сну, когда с верхней террасы полилась песня. Молодой мужской голос вольно и задушевно выводил:

Уж ты конь, ты мой конь,
Ты лети на тихий Дон...

И слаженный хор, схожий с рокотом волны, вторил:

Ты лети на тихий Дон..

А молодой голос мечтательно и печально просил:

Понеси ты, мой конь,
Отцу-матери поклон.
А жене скажи родной,
Что женился на другой.
Что женила молодца
Нуля меткая врага...

  Александр Сергеевич замер, вслушиваясь. На него пахнуло донской степью, в памяти промелькнули казачьи курени, станицы, заселённые своеобычным людом. Раз шесть пересекал он эти земли Игоревой сечи, писал исследование о Саркеле. обдумывал статью о двадцатитрёхлетнем полковнике Матвее Платове, что с горстью казаков дерзко отбил атаки турецкого корпуса возле речки Калалах.
  Ему припомнилась церковь в Кагалънике. Он не был глубоко религиозным человеком, но любил постоять в церковной прохладе, возвратиться в детство, слушая пение, подумать о том, что вот эти же самые молитвы читали и при Владимире Мономахе, и при Дмитрии Донском... И там, в Кагалънике, он думал о самобытности Руси, её летописях и старине...
  Грибоедов видел донскую степь в торжествующей зелени озими после майского ливня, изукрашенную коврами из тюльпанов, заполненную песнями жаворонков, посвистом сусликов...»

  Но у меня наибольший интерес вызвали новеллы Изюмского. Из книг «Строгие глаза», «Чужая боль», «Летние грозы». Короткие, по 3-5 страничек. Но текст настолько концентрированный, так полно описывающий ситуацию, заставляющий переживать, задумываться об окружающей действительности и своём месте в этом мире, что удивляешься, как можно было так написать.
  Когда читаешь эти небольшие рассказики, особенно сейчас, в непростое время перемен, бытовых, моральных, нравственных сложностей, невольно приходит мысль: а ведь это — социалистический реализм, так в последнее время многими попрекаемый и нелюбимый. Но ещё раз повторю: увидеть вечное в современном и современное в вечном — вот истинный смысл творчества. Передать поколениям непререкаемые истины, нравственные ценности. Ведь их никто не отменял. Любовь к Родине, сохранение чувства собственного достоинства, чести, уважение к окружающим, почитание старших, любовь к родному краю, желание трудиться на благо людей. Разве это уже никому не нужно? Разве это всё ушло вместе с социалистическим реализмом? Нет ведь!
  На каждом углу мы слышим о патриотическом воспитании молодёжи, нравственности, моральных качествах подрастающего поколения. И  думается, что если бы эти книги переиздавались, популяризировались, читались подростками, то и привить им столь необходимые гражданские качества было бы несомненно легче.
  Чего стоит новелла «Змея» о пожилом солдате, призванном на фронт в середине войны, когда однополчане, вдвое младше него были уже бравыми вояками, а он первое время испытывал страх от бомбёжек, старался укрыться в окопе или блиндаже. Но понимал, что воинский  долг надо исполнять, не хотел казаться трусом в глазах молодёжи, год ной ему в сыновья. Служил он почтальоном, шёл однажды с почтой по степи и был замечен «мистером Шмитом» (Мессершмитт). Сначала он упал, сполз в овражек, огляделся, увидел рядом с собой змею. Испугался  вдвойне! Но взял себя в руки, подбил самолёт из винтовки!

  «...Авдеев вскочил на ноги, сорвал с головы пилотку, хлопнул ею оземь, исступлённо закричал единственной свидетельнице боя: — Сбил! Видала? Сбил!
  И, прежде чем побежать к дымящейся груде, ещё раз победоносно и снисходительно взглянул на змею».

   А ещё о послевоенных детях, потерявших дом, родителей, веру в завтра, о фронтовиках. Эти новеллы порой тяжело читать. Они, как огонёк спички, вспыхивают, обжигают, но быстро заканчиваются. Но, быть может, это и хорошо, что они такие короткие. Потому что сюжеты этих произведений вызывают такую душевную боль, такую бурю эмоций, что долго это терпеть просто невозможно. Нужно остановиться, перевести дыхание, подумать над прочитанным. Благодаря своей краткости, новеллы позволяют это сделать.
  Замечательный педагог, великолепный прозаик, Изюмский умеет зацепить струны человеческой души, разбередить их, найти к каждому читателю свой подход и получить отклик.
  «...Это замечательно, что нас много, что мы молоды, что хороших людей на свете гораздо больше, чем я предполагала...» (новелла «Не очень и дальний восток»).

Попова, А.А. Всё, что память бережёт. Очерки о донских писателях / А.А. Попова.- Ростов-на-Дону: Альтаир, 2021.- С.182-186.