Чтобы узнать поэта, надо побывать на его родине.
И.Гёте

ВАСИЛИЙ ШУКШИН
Барнаул, Сростки, Белозерск, Москва

   В конце июля Года литературы в Алтайском крае в очередной раз прошел фестиваль «Шукшинские дни». Был он менее масштабным, чем предыдущий, в 2014-м, когда весь край и съехавшиеся на Алтай гости отмечали 85-летие со дня рождения Василия Макаровича, но ничуть не менее основательным и душевным. Зародившиеся без малого 40 лет назад Шукшинские чтения стали доброй традицией, заглавным событием в культурной жизни Алтая. В них принимают участие известные писатели, артисты, художники, музыканты, профессиональные и самодеятельные коллективы, работники музеев, родственники Шукшина, его многочисленные друзья и односельчане. Первые чтения состоялись 25 июля 1976 г. С тех пор они проводятся ежегодно. В 1999 г., в год 70-летия В.М. Шукшина, было объявлено о присвоении Шукшинским дням статуса Всероссийских. С этого года в рамках дней стартовал Шукшинский зрительский кинофестиваль на Алтае. Шукшинские дни на Алтае, которые открываются в Барнауле, проходят в Бийске и завершаются большим праздником в Сростках. Не раз бывал и выступал я на знаменитой горе Пикет, где сидит прямо на склоне Василий Шукшин, изваянный Вячеславом Клыковым. Ушедший не так давно из жизни Валентин Распутин назвал Пикет Поклонного горою: «Нам очень не хватает Шукшиных, тех, кому люди верили бы, как себе, чьи слова выражали бы их самые сокровенные думы и чаяния, кого без преувеличения можно было бы назвать совестью народной,— говорил на Пикете Валентин Григорьевич. — У Шукшина все это было. Порукой тому — вся его жизнь и творчество (они у него нераздельны). Поэтому, наверное, и тянутся к нему люди, потому и едут на Пикет поклониться своему печальнику».
   С 2007 г. в Алтайском крае вручается Шукшинская литературная премия губернатора Алтайского края, присуждаемая один раз в два года. Претендовать на ее получение может писатель из любого региона России. Первым обладателем премии стал писатель из Кургана Виктор Потанин. В 2009 г. — в год 80-летия В.М. Шукшина — она была вручена Ивану Евсеенко из Воронежа, в 2011-м ее обладателем стал писатель из Курска Михаил Еськов, а в 2014-м—алтайский писатель, руководитель Алтайского отделения СП России Анатолий Кирилин. К сожалению, имена таких лауреатов малоизвестны широкому читателю — это прямая вина ТВ. Лишь местные любители литературы и гости праздника знают про уникальные собрания Государственного музея истории литературы и культуры Алтая. Первыми литературными фондами основанного в 1989 г. ГМИЛИКА были личный фонд Г.Д. Гребенщикова (позже на Алтай из США был доставлен архив писателя) и фонд В.М. Шукшина. Тогда же, в 1989-м, была сформулирована цель создания нового музея, руководствуясь которой здесь работают по сей день, — показать место и значение Алтая в мировом культурно-историческом развитии и формировании российской духовности. Ведь часто при знакомстве с новым человеком культурный код считывается не тогда, когда вы скажете, в каком городе живете, а какого писателя или другого известного человека это родина. «Барнаул? Это где? А, ну да — Алтайский край, родина Шукшина...» — и все понятно.
   В 2014-м, в год 85-летия В.М. Шукшина, с целью максимально полно представить вниманию любителей шукшинского литературного творчества художественные и нехудожественные произведения писателя (публицистика, письма, автографы, документы) в крае вышло в свет уже 9-томное собрание сочинений Василия Макаровича. Издание было подготовлено при финансовой, организационной и информационной поддержке администрации Алтайского края. Новое собрание сочинений было создано на основе восьмитомного собрания сочинений В.М. Шукшина, вышедшего в 2009 г. Появился девятый том, включающий новые разделы «Наброски. Незавершенное» и Dubia (в этот раздел обычно помещают произведения, в отношении которых авторство данного писателя может быть установлено лишь с большой долей вероятности).
   Со страниц 9-томника встает образ огромного писателя-труженика, а вот приехал в Киев, купил газету «Бульвар Гордона», и руки захотелось помыть. Вторая жена Василия Шукшина, заслуженна артистка Украины Лидия Чащина накануне майдана принялась в очередной раз костерить бывшего спутника жизни и своего первого режиссера в кино. От этого брака не сохранилось ни писем, ни совместных фотографий — расставаясь, Лидия, как она утверждает, все изорвала в мелкие клочки и бросила ему в лицо. Теперь городи бульварному листку что хочешь!

1ДомДом П.Н. Куксина, отчима писателя,
где Василий Макарович провел детские и юношеские годы

   Родился Василий Макарович Шукшин 25 июля 1929 г. в крестьянской семье. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин в 21 год был арестован и расстрелян в 1933 г., во время коллективизации. Мать Мария Сергеевна (в девичестве Попова) взяла на себя все заботы о семье. Несмотря на все утраты и трудности, она дожила до глубокой старости. В 1943 г. Шукшин оканчивает 7 классов школы в селе Сростки и поступает в Бийский автомобильный техникум. Учится там два с половиной года, однако техникум не заканчивает. Вместо этого в 1945 г. идет работать в колхоз в селе Сростки. Но и в колхозе работает он недолго: в 1946 г. Шукшин покидает родное село. В 1947—1949 гг. Шукшин работает слесарем на нескольких предприятиях треста Союзпроммеханизация: на турбинном заводе в Калуге, на тракторном заводе во Владимире. В1949 г. Шукшина призвали служить на Военно-морской флот. Сперва он матрос на Балтийском флоте, потом радист на Черноморском. В 1953 г. его демобилизуют из-за обнаружившейся язвы желудка, и он возвращается в село Сростки. В родном селе Василий Макарович сдает экстерном экзамен на аттестат зрелости в сросткинской средней школе № 32. Идет работать учителем русского языка и словесности в Сросткинской школе сельской молодежи. Некоторое время был даже директором этой школы. В 1954 г. Шукшин едет в Москву и поступает на режиссерское отделение ВГИКа (мастерская Ромма). В 1956 г. состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде — изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актера. Во время учебы во ВГИКе в 1958 г. Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. Хуциева «Два Федора» и опубликовал свой первый рассказ «Двое на телеге» в журнале «Смена». В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают» Шукшин выступил как сценарист, режиссер и исполнитель главной роли.

  Первая книга Шукшина — «Сельские жители»—вышла в 1963 г. в издательстве «Молодая гвардия». В этом же году он начинает работать режиссером на киностудии имени Горького. Снимает на Чуйском тракте по своему сценарию фильм «Живет такой парень». Фильм вышел на экран в 1964 г. и сразу же привлек внимание зрителей и критики. В1965 г. Шукшин начал писать киносценарий о восстании под предводительством Степана Разина, но не получил одобрения Госкомкино СССР. Впоследствии сценарий был переработан в роман «Я пришел дать вам волю». Многие годы Василий Макарович совмещал работу над фильмами с писательской деятельностью. Писал он от руки в толстую тетрадь и обычно по ночам. В то время удалось накоротке познакомиться с Шукшиным: в 1973 г. я пришел работать в «Литературную Россию», куда Шукшин отдавал почти все новые рассказы. Его уже охотно печатали и журналы, но Василий Макарович был нетерпелив и хотел увидеть новый рассказ напечатанным сразу — мы так и поступали: печатали, что называется, с колес...
  1973—1974 гг. вообще стали очень плодотворными для Шукшина. Вышел на экраны его фильм «Калина красная», получивший первый приз ВКФ. Опубликован новый сборник рассказов «Характеры». На сцене Большого драматического театра готовилась постановка пьесы «Энергичные люди» режиссером Товстоноговым. Свое последнее лето 1974 г. Шукшин провел на съемках фильма «Они сражались за Родину», его ставил С. Бондарчук по роману М. Шолохова. Для Шукшина это были подступы к собственной большой постановочной картине. Он играл одну из главных ролей— бронебойщика Лопахина, но, полностью отдаваясь актерской работе, постоянно чувствовал себя режиссером, которому предстоит еще многому научиться. Конечно, никто из окружающих не замечал на съемках этой двойственной природы его таланта. Всем своим существом он отдавался роли. В приволжской степи на сорокаградусной жаре работал до седьмого пота, а после тяжелейших съемок, смыв усталость в бане, зачастую находил себе новую заботу. Съемочная группа жила на теплоходе, пришвартованном к берегу. По вечерам к нему причаливали то лодка, то баркас, оттуда махали вахтенным местные рыбаки, просили вызвать Шукшина: «Повидать его нам бы надо...» Выходил Шукшин, несловоохотливо здоровался: «Ну, что вам?» «Да вот мы тут, на берегу, — говорили люди, — уха есть, поговорить бы с вами немного...» Шукшин садился в лодку, и они увозили его к своему костру. До поздней ночи рассказывали ему о своей жизни, советовались о своих делах. Возвращался нередко хмурый, задумчивый. «Ну ты прямо исповедник народный,—говорил ему товарищ, Жора Бурков. — Близко к сердцу-то не принимай...» Но он все принимал к сердцу — точно на себя примерял чужие беды, будто заново переживая свои давние обиды. И вновь брался за перо. Он чувствовал необыкновенный подъем духа, когда «вытаскивал из бумаги» живые голоса людей, — это и было его призвание. Ну кто бы еще их услышал и явил миру? Они не могли сами заявить о себе — не того склада люди: не герои, не мыслители, а то, что называется обыватели, «масса». И уходили молча, не раскрывшись миру, не оставив следа на земле. Жил человек — и зачем только жил?
   В книге путевой прозы «Дорога на Белозерье» я написал большой очерк о древнем Белозерске и окрестностях, где снимался по совету закадычного друга Василия Белова фильм «Калина красная». Пошел по набережной, где отрывался от милиции шукшинский герой Егор Прокудин, в администрацию района, познакомился там на ходу с отъезжавшим в Вологду главой администрации Александром Александровичем Цымбаловым — коренным белозерцем, но чернявым, совсем не похожим на северянина: «Меня и фамилия, и внешность подвела, — смеется он. — Прадед был Большаковым, но фамилия пошла от немца-владельца Цымбала, ну а обличье — татарские гены... О современном положении района нужно основательно беседовать. Вот вы тридцать лет назад приезжали — село тогда было совсем другим: госпоставки, бесплатная техника, семена, солярка копейки стоила, капитальное строительство централизованно велось. Сегодня надо выращивать кулака. Не могу найти точнее слова. Кулака, чтобы зубами за хозяйство держался и выживал в рынке...» Простился с Цымбаловым, а в голове все стояла его фраза: «Надо выращивать кулака». Ну, вырастим, а русского человека не потеряем? Шел по славному и древнейшему Белозерску, мимо ладьи ушкуйников-новгородцев и умирающего двухэтажного дома. Надо на нем доску мемориальную открыть: гостиницы «Русь» еще не было — киногруппа жила в деревянном Доме колхозника с резными украшениями. Сейчас он наполовину заброшен, другой вход открыт, но обихоженностью не отличается. Вот отличное место для музея и гостевого дома! Конечно, в экспозиции краеведческого музея есть зал Шукшина, но тут сам дом — мемориальный.
   Сотрудница администрации и руководитель местного литобъединения «Белоозеро» Лидия рассказала мне, что все больше людей приезжают в деревню Садовую, на родину киногероя Егора Прокудина. Там остался лишь один коренной житель — Вашпанов. А вот Офимия Ефимовна Быстрова — всем запомнившаяся Куделиха, мать Егора, давно умерла. Но за год до моего приезда ей поставили памятник. Фотографию дома не могли найти, так сделали прямо кадр из фильма — Куделиха в окне. Деньги на памятник собирали всем миром: вот она, сила искусства! Да, права Лидия, которая к тому же шутит: «У нас два поэта на один гектар. Площадь города 9,5 га, а поэтов — 18 человек!» Не знаю, как думают поэты или певуньи из ансамбля с красивым названием «Осёнушки», которые поют песни на стихи поэта-танкиста Сергея Орлова, не знавшего, что он из графьев, как доказывает его внук — чиновник Мосгордумы, но мне кажется, что олигарха «Северстали» или выращиваемого кулака не осеняет шукшинская калина красная. А может, я и ошибаюсь...
  Мне довелось быть «свежей головой» вечером 2 октября 1974 г., когда вдруг позвонили из Ростова-на-Дону: «Умер на съемках Шукшин». Мы с ведущим номера решили, вопреки правилам, не дожидаться официального некролога, а дать под личную ответственность сообщение под рубрикой «Скорбная весть». Наутро вышел памятный номер «ЛР» — тоже с колес...
   Весной Года литературы в Бийске презентовали медаль «Василий Шукшин». Награда вручается лицам, внесшим большой вклад в изучение и популяризацию творческого наследия Василия Шукшина, в многонациональную культуру, литературу, искусство и сохранение русского языка. Медаль представили директор Всероссийского мемориального музея-заповедника В.М. Шукшина в Сростках Лидия Чуднова и главный редактор журнала «Бийский вестник» Виктор Буланичев. А потом в Союзе писателей России ее вручали писателям и актерам. Горжусь, что вместе с живым еще классиком Валентином Распутиным, актрисами Лидией Федосеевой-Шукшиной и Людмилой Зайцевой, писателем и меценатом Сергеем Козубенко, который оплатил памятник Шукшину в Сростках, оператором и другом Василия Макаровича Анатолием Заболоцким эту медаль получил и автор сей книги.

1ПамятникПамятник В.М. Шукшину  работы В.М. Клыкова

Бобров, А.А. Литературные усадьбы России / А.А. Бобров.- М.: Вече, 2016.- С. 281-290.: ил. – (Гордость Отечества) (12+)