ЯЗЫК ЦВЕТОВ

  Рассказывают, будто «язык цветов», которым так увлекались в XVIII-XIX веках, привез в Европу шведский король Карл XII — тот самый Карл XII, которого разбил под Полтавой Петр Великий. После поражения он скрылся, жил при оттоманском дворе и там узнал язык цветов. Но это совершенно не похоже на Карла. Он был суров, воинствен, не признавал другой музыки, кроме барабана и боевых труб, не знал любви — для чего ему это галантное искусство «говорящих букетов»? Тем более что в Европе и так знали цветы, которые играли большую роль в легендах и мифах.

Хоть нельзя говорить, хоть и взор мой поник, —
У дыханья цветов есть понятный язык:
Если ночь унесла много грез, много слез,
Окружусь я тогда горькой сладостью роз.
Если тихо у нас и не веет грозой,
Я безмолвно о том намекну резедой;
Если нежно ко мне приласкается мать,
Я с утра уже буду фиалкой дышать;
Если скажет отец: «Не грусти, — я готов», —
С благовоньем войду апельсинных цветов.1Цветы2

   Фет упоминает резеду. Резеда означает исключительность, а цветущая ветка апельсина знаменует благородство. Но попробуйте подставить эти значения в стихотворение Фета — не получается! Видно, недаром утверждали знатоки, что крайне редко можно ожидать точного понимания того, что сказано цветами. Ведь в восточной традиции учитываются все нюансы: когда поднесены цветы; как дарящий держал букет: если соцветиями вверх — это одно значение, а если букет был опущен — совсем другое. Важно учесть, украшен ли букет листьями и убраны ли шипы у розы. И еще: в какой руке держит букет тот, кто подносит, в правой или в левой. А та, кому поднесли букет, наклонила его вправо, — тогда это означает согласие, а если влево — отказ. Молодой человек дарит девушке цветок и пристально смотрит: если она приколола его на корсете, у сердца, значит, любит, а если поместила в прическу — предостережение.

Утром шлю тебе фиалки,
В роще сорванные рано;
Для тебя срываю розы
В час вечернего тумана.
Ты поймешь, конечно, эту
Аллегорию цветную?
Оставайся днем мне верной
И люби порой ночною.

   Это Гейне в переводе Александра Блока. Фиалка у Фета — «утром буду фиалкой дышать», у Гейне фиалка тоже связана с утром... Фиалка символизирует застенчивость, невинность. У католиков Деву Марию называли «фиалкой смирения» и посвящали ей белую фиалку.
   Фиалка — цветок скромный, простенький, но зато какой аромат! И как хорош цветок фиалки в маленьком букете... Греческая легенда рассказывает, что однажды бог солнца Аполлон преследовал своими жгучими лучами одну из прекрасных дочерей Атласа. Девушка испугалась страсти солнечного божества и обратилась к Зевсу с мольбой укрыть и защитить ее. И тогда Зевс превратил девушку в фиалку, укрыл в тени своих рощ и велел цвести весной. А чтобы оттенить ее красоту, Зевс дал фиалке чудный аромат.

У лунных фей в бутонах гиацинта
Шиповника медовое вино,
И в сердце мне ударило оно;
Спокойно спят в пустом старинном замке
Нетопыри, и векши, и кроты.
Укрывшись то в расщелине, то в ямке;
И от расплесканных повсюду брызг,
Пьяняще пахнущих из темноты,
Им весело становится во сне,
И слышно бормотанье их и визг:
Они не знали о таком вине...
П. Б. Шелли. Вино шиповника (пер. К. Чемена)

  Гиацинт — цветок необыкновенный. Его название в переводе с греческого означает «цветок дождей» — на родине он распускается с наступлением теплых весенних дождей. В Европе гиацинт узнали не сразу. Из Малой Азии он сначала попал в Турцию: в начале XVII века турецкий султан гордился своим садом, где росли одни гиацинты. Он приходил сюда любоваться переливами нежного цвета в окраске гиацинта и вдыхать его ароматы. Во второй половине XVII века гиацинты завезли в Вену, но по-прежнему этот цветок тщательно охраняли как чрезвычайную редкость. Сад почитали отражением небесного райского сада, а гиацинт был одним из редчайших его украшений.
  Однажды у берегов Голландии потерпело крушение генуэзское торговое судно. Среди других товаров купцы везли ящики с луковицами гиацинтов. Ящики разбились, а луковицы, найдя подходящий для себя грунт, пустили ростки и зацвели. Страстные любители цветов, голландцы подивились их красоте и чудному запаху и пересадили в свои огороды. Голландцы начали культивировать гиацинты, выводить новые сорта и торговать ими. Стоили гиацинты очень дорого: однажды за луковицу «Адмирал Лифкен» было заплачено 20000 гульденов, целое состояние.
  Конечно, гиацинты тут же заняли свое место в галантном языке цветов: гроздеобразный гиацинт назывался «мушируми», что означало «ты получишь все, что только я могу дать»; а простой голландский гиацинт связывали с понятием кокетства, игры. Больному и уже старому Фету молодая графиня Олсуфьева принесла букет гиацинтов, и поэт тут же ответил стихотворением:

В смущенье ум, не свяжешь взглядом,
И нем язык:
Вы с гиацинтами, — и рядом
Больной старик.
Но безразлично, беззаветно
Власть вам дана:
Где вы парите так приветно —
Всегда весна.

   Самый популярный цветок — роза. Ни один цветок не наделили столь разными смыслами и символами. В бутоне розы греки видели символ бесконечности, потому что роза круглая — а круг не имеет начала и конца и потому символизирует бесконечность; к тому же в бутоне листья туго скручены, так что его нельзя развернуть. Но как только роза раскрылась — ее век недолог. Лепестки ее осыпаются или увядают, будучи сорваны. «Девами-роза» называли юных прекрасных девушек, напоминая, что век их красоты недолог. Мимолетная прелесть розы напоминала о кратковременности красоты, о быстротечности человеческой жизни. Поэтому греки носили розы в знак траура.
  Из Греции роза была привезена в Рим. Здесь во времена республики роза считалась символом строгой нравственности. Римские воины, отправляясь в поход, снимали свои шлемы и надевали венки из роз — считалось, что эти венки вливают в сердца воинов мужество. Роза служила эмблемой храбрости: солдаты знаменитого римского полководца Сципиона Африканского в день своего триумфального вступления в Рим несли в руках букеты роз, а в память об их храбрости — изображения розы были выбиты на их щитах.
  Но у розы было еще одно, совершенно неожиданное значение: она стала символом молчания. Во время пиршеств с потолка залы свешивалась искусственная роза — она была посвящена богу молчания Гарпократу. В Риме времен Нерона это было полезное напоминание — чего не сболтнет хмельной человек! А шпионы Нерона тут как тут. Так что роза не одному болтуну спасла жизнь.

Богоподобная царевна
Киргиз-Кайсацкия орды!
Которой мудрость несравненна
Открыла верные следы
Царевичу младому Хлору
Взойти на ту высоку гору,
Где роза без шипов растет,
Где добродетель обитает...

  Так писал Державин в оде, посвященной Екатерине II. Поэт называет Екатерину Киргиз-Кайсацкой царевной Фелицей, будущего Александра I — царевичем Хлором, которому мудрая Фелица открывает путь туда, «где роза без шипов растет». А роза без шипов, согласно христианским легендам, это добродетель, и росла она в раю, но было это до грехопадения человека. После изгнания Адама и Евы из рая на розе появились шипы как напоминание о смертном грехе.
  Белая роза, как и белая фиалка, стала символом невинности, чистоты и целомудрия Богоматери. Деву Марию называли Волшебной Розой, Розой Небес, Розой  Без Шипов. Легенда рассказывает, что архангел Гавриил взял белых, желтых и красных роз и сделал из них три венка для Пресвятой Богородицы. Венок из белых роз означал ее радость, из красных — страдания, из желтых — славу.
  В ХIХ веке язык цветов приписывал розе уже исключительно символ любовного признания. Но при этом различали розы по сортам: австрийская роза означала «с большой любовью», дамасская — «застенчивая любовь», белая — любовь тихая, а желтая — неверность. Впрочем, важно еще, с какими цветами роза соединена в букете...

Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.

  Шаловливое стихотворение Пушкина-лицеиста указывает путь: от увлечения и влюбленности к чистоте и скромности, которые символизирует лилия. В Греции жениха и невесту увенчивали лилиями и пшеничными колосьями, желая им чистой и полной изобилия жизни. В венке из лилий шла к  первому причастию молодая француженка. Христиане считали, что лилия проросла из слез Евы, когда она покидала рай. С лилией изображается архангел Гавриил в сцене Благовещения. Наконец, лилия появилась в гербе французских королей. Легенда рассказывает, «что французский король Хлодвиг, будучи еще язычником, видя, что он терпит поражение, воскликнул: "Христианский Бог, помоги мне одержать победу, я верю в Тебя!" И тогда внезапно ему явился ангел Божий с ветвью из трех лилий и сказал, чтобы отныне он сделал этот цветок своим оружием и завещал его своим потомкам. В ту же минуту солдат Хлодвига охватило необычайное мужество, С обновленными силами они устремились на врага и обратили его в бегство. В благодарность за это Хлодвиг принял свято крещение, а лилия с тех пор стала эмблемой королевской власти во Франции». Так языком цветов учились разговаривать даже государственные гербы.
  Этим языком владели современники Пушкина, переписывали его в свои альбомы и, конечно, понимали монолог сумасшедшей Офелии лучше нас: «Вот розмарин, это для памятливости: возьмите, дружок, и помните. А это анютины глазки: это чтоб думать. Вот укроп для вас, вот водосбор. Вот рута. Вот несколько стебельков для меня. Ее можно также назвать богородичной травкой. В отличие от моей носите свою как-нибудь по-другому. Вот ромашка. Я было хотела дать вам фиалок, но они все завяли, когда умер мой отец».
   Розмарин в переводе с латыни означает «морская роса» — считалось, что это растение цветет у моря. Древние греки использовали напиток из этого вечнозеленого растения для улучшения памяти. В XIX веке студенты вплетали в волосы веточку розмарина — говорят, помогало. Гирлянды, сплетенные из розмарина, надевали на обручающихся — залог долгой любви, память любви.
  Водосбор в Англии символизировал Святого Духа — это растение напоминает голубя в полете. Другое значение водосбора — безрассудство. Рута душистая означала очищение, а ромашка, как и маргаритка, — невинность.
   Во Франции XVI века анютины глазки называли цветком мысли. Людовик XV, возводя в дворянское звание славного в свое время врача и экономиста Кане, велел ему поместить в свой герб три цветка анютиных глазок с надписью: «Глубокому мыслителю». Но в Англии те же анютины глазки означали сердечную радость, покой. Молодые люди 14 февраля, в Валентинов день, день всех влюбленных, посылали их тем, кто им нравился. Это было всем понятное объяснение в любви — без слов. Достаточно было послать засушенный цветок и написать свое имя — получившая это послание все поймет. Не этот ли цветок нашел в книге Пушкин?

1Цветы1

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя...
Акация: желтая — ушла любовь; розовая — элегантность
Анемон — хрупкость
Анютины глазки — думай обо мне
Астра — уходящая красота
Амарант — бессмертие
Барбарис — скорбь
Барвинок малый — светлое воспоминание
Базилик — ненависть
Береза — грациозность
Бессмертник — неизменная память
Боярышник — надежда
Бузина — сострадание
Вербена — чувствительность
Вишня — чистота помыслов
Водосбор — безрассудство
Водяная лилия — чистота сердца
Вьюнок — покорность
Вяз — достоинство
Гвоздика — непорочность
Георгин — достоинство и элегантность
Герань: желтая — трезвый рассудок; светло-коричневая — я встречусь с вами; розовая — предпочтение; пурпурная — утешение
Гиацинт — игра
Гортензия — бессердечие
Дуб— гостеприимство
Дурман — я тебя никогда не забуду
Душистый горошек — расставание
Жасмин: белый — дружелюбие; желтый — элегантность и грациозность
Зверобой — враждебность
Земляника — совершенное превосходство
Ива плакучая — покинутый
Ирис — послание для вас
Кедр — сила
Кипарис — скорбь
Клен — сдержанность
Колокольчик — постоянство, горе
Конский каштан — несправедливость
Крапива — клевета
Кукуруза — изобилие, избыток
Кукушкин цвет — обещание
Лаванда — признание
Лавр — я не изменю до самой смерти; слава
Ландыш — возвращение счастья
Львиный зев — самонадеянность
Левкой — неподвластная времени красота
Лилия — скромность
Липа — супружество
Лиственница — смелость
Лопух — назойливость
Лотос — ушедшая любовь
Люпин — печаль
Лютик — расположение
Магнолия — влечение
Мак — найди утешение во сне
Маргаритка — невинность
Мать-и-мачеха — материнская забота
Мимоза — чувствительность
Мирт — исчезнувшая любовь
Можжевельник — защита
Мох — материнская любовь
Мята — целомудрие
Нарцисс — обманчивые надежды, желание, эгоизм
Настурция — патриотизм
Незабудка — истинная любовь
Ноготки — беспокойство
Овес — музыка
Одуванчик — непреложная истина
Олеандр — остерегайся
Оливковая ветвь — мир
Орхидея — красавица
Осина — чувствительность
Пальма — победа
Папоротник — искренность
Первоцвет — естественная грация, юность
Петрушка — веселье
Пихта — время
Пион — хвастовство
Плющ — дружба
Подсолнечник — фальшивое богатство
Полынь горькая — отсутствие
Резеда — исключительность
Репейник — признательность
Роза: австрийская — с большой любовью; дамасская — застенчивая любовь; белая — тихая печаль; желтая — неверность
Розмарин — воспоминание, подарок на память
Рута душистая — очищение
Сирень — первое чувство любви
Тамариск — преступление
Терн — трудности
 Тис — скорбь Тростник — послушание
Турецкая гвоздика — улыбка
Тюльпан — выражение любви
Флокс — мы едины
Фиалка: синяя — скромность; белая — искренность; желтая — сельское счастье
Хризантема — приветливость
Чабрец — коварные чары
Чертополох — мизантропия
Шалфей — добродетели
Шелковница — мудрость
Яблони цветы — великолепие
Ясень — величие
Язык цветов. 1846 г.

 

 Марченко, Н. Быт и нравы пушкинской эпохи /Н. Марченко.- М.: Ломоносовъ, 2017.- 304 с. – (История. География. Этнография)