ИСТОРИЯ ПИРОТЕХНИКИ. ИСТОРИЯ ФЕЙЕРВЕРКА
Человечество во все времена испытывало почтение к огню. Ведь именно огонь одна из причин, создавших их примата, лазающего по деревьям, настоящего Homo Sapiens. Сначала при помощи огня обрабатывали мясо, повышая его вкусовые и питательные свойства, давая возможность долго хранить добычу. Затем с помощью огня люди научились выпекать хлеб. Огонь научил человека выплавлять металл, создавать различные орудия труда и оружие. Огонь всегда был рядом - в дождь и непогоду он согревал людей, отпугивал диких зверей, создавал уют даже в самой грязной и дикой пещере. В горниле первобытных костров выплавилось то, что мы с гордостью именуем словом "человек". Вспомните "Маугли"! Какой страх таится для животных в самом понятии - огонь! Человек же смог укротить эту стихию, и поставить на службу себе.
И сегодня, как когда-то, мы полностью зависим от стихии огня. Конечно же, это не просто примитивные костры (хотя все любители походов знают, что соорудить хороший костер - настоящее искусство), огонь присутствует в нашей жизни повсюду - от огонька зажигалки то клокочущего пламени в недрах ядерных реакторов и космических ракет.
И развлечение, отдых, сегодня тоже очень часто связано с огнем. Это то, что мы называем "фейерверки", "салюты" - тот же самый, добрый друг человека огонь, которого мы научили показывать в небе красочные картины, восхищать и радовать.
ПИРОТЕХНИКА В ДРЕВНОСТИ. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, РИМ, ЕГИПЕТ
Конечно, первые фейерверки - это были те же самые костры - один огромный, ослепительно горящий, либо множество небольших костров, либо сложная огненная композиция.
Летописи старины содержат немало свидетельств о подобных огненных действах, которые присутствовали практически во всех культурах. К примеру, возьмем римскую летопись от 568 года до н.э. В честь завершения посевных работ римским императором был введен день отдыха, причем отдельно было отмечено, чтобы "крестьяне возжигали в каждом поселении огромный костер и располагались вокруг сего костра на празднество". Вот какая тогда была пиротехника! Разумеется, кострами отмечали не только мирные, но и военные победы. Костры, сделанные из обломков, из трофеев (в те времена это считалось щедрым подношением богам), и подчас - из тел убитых врагов, полыхали по всем миру. Каким бы диким это сейчас не казалось - тогда это была обычная практика. Огненными представлениями отмечали и другие важные политические события - подписание договоров, рождение наследника, восшествие на трон. К примеру, вот что пишет Плутарх: "В течение года совершались приготовления к роскошному торжеству по случаю подписания мирного договора с македонянами. Была приглашена вся греческая знать. Гостей ожидал роскошный пир, и зрелище в виде полыхавшего до неба костра, составленного из добычи и оружия поверженных македонцев. Костер поджег военачальник греческой армии; его примеру последовали и другие. Множество костров полыхало до самого утра. Это было невероятное зрелище, достойное богов!"
Связь огненных увеселений с военными походами, традициями очень долгое время оставалась неразрывной. Не будем забывать и то, что порох был изобретен далеко не сразу. В древности вместо него использовался так называемый "греческий огонь", обладавший похожими свойствами. Греческий огонь использовался для метания из металлических труб каменных ядер - дальний прототип пушек; другая разновидность греческого огня обладала способностью долго и сильно пылать. Такой огонь выдували из длинных труб - прообраз огнемета. До напалма греческому огню далеко, но все же он мог серьезно ранить вражескую пехоту и кавалерию, а главное - создать в вражеских рядах панику. Секрет изготовления греческого огня более четырехсот лет держался в строгом секрете. Применялся греческий огонь для развлечения. Тут уже мы можем провести прямые параллели с современными фейерверками.
Другая крупная античная цивилизация - римляне - также любила использовать огонь во время праздников, шествий, пиршеств. Типично римские традиции - зажигать восковые лампады перед крупными сражениями, чтобы задобрить богов. При том долгое время возжигание лампад и благовоний являлось обязательным для всех римских граждан в подобных случаях. Подобные "наземные фейерверки" устраивались и во время больших праздников или крупных событий. А любимым развлечением в народе было развести большой костер и прыгать через него - то же самое любили и славяне.
В Древнем Египте тоже с большим почтением и благоговением относились к огню, и так же, как в далеком Риме, по праздникам, или перед сражениями поджигали множество лампад. Был даже праздник, который назывался "светильники" и отмечался по всей стране.
Безусловно, все это может показаться очень наивным и примитивным, но еще раз напомним - в те древние времена не было ни пиротехнических составов, ни пороха, единственное, что умели люди в те времена - обеспечить долгое и устойчивое горение огня, при помощи масла, воска и горючих жидкостей. И производили впечатление все эти костры и тысячи светильников очень большое, поднимая настроение и боевой дух.
История фейерверков в современном понимании термина, началась тысячу лет назад в Китае. Именно в то время был изобретен классический черный порох, и придумано, как этот порох использовать не только в военных, но и увеселительных целях. Первыми фейерверками стали петарды. После чего постепенно изобрели и все остальные разновидности пиротехники - наземные фонтаны, салюты, ракеты.... таким образом, именно благодаря китайским мастерам сегодня мы можем наслаждаться фееричными салютами, запускать петарды и хлопушки. К чести китайцев, нужно сказать, что все богатые пиротехнические традиции были в Китае сохранены, и до сегодняшнего дня именно Китай продолжает оставаться законодателем феерверочных мод и самым крупным производителем фейерверков в мире.
ПИРОТЕХНИКА В СРЕДНИЕ ВЕКА
В Средние века порох - и его производное, фейерверки - добрался до Европы, а также до Средней Азии. Следует отметить, что порох был в Старый свет не завезен, а изобретен самостоятельно - на этот счет есть немало легенд! Думается, что во многих из этих легенд немало правды. В частности, широко известен монах Бертольд Шварц, который привел рецепт пороха к варианту, максимально близкому современному. Что же касается китайского пороха и пиротехники, и то он проделал длинный путь, через Среднюю Азию и монголов постепенно проникнув в Европу. Очень долгое время именно арабы считались лучшими знатоками пороха и взрывчатых смесей.
Немалую роль в развитии и улучшении свойств пороховых смесей сыграла алхимия, правнучка химии. Конечно, алхимики не ставили себе задачу изобрести салюты покрасочнее, и все их открытия носили случайный, эмпирический характер. Тем не менее, их вклад неоценим. Приблизительно к XII веку н.э. появились первые прообразы пушек, в которых черный порох использовался для метания огромных ядер.
ПИРОТЕХНИКА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
О пиротехнике, как массовом явлении в деле развлечения, можно говорить, начиная с Эпохи Возрождения. Помимо знаний о порохе, человечество к тому времени обогатилось массой других знаний, научилось строить сложные устройства и машины. Все это использовалось в создании "пиротехнических шоу". Все эти шоу, как правило, были наземными - сложными конструкциями с аллегорическим сюжетом, декорациями, с сложными "спецэффектами" - к примеру, "огням, которые бежали по доскам, не сжигая их", а также с фонтанами из огненных искр, колесами и шарами из огня и так далее. Думается, многие из этих "допотопных" феерверков могли дать фору многим современным! Хотя бы потому, что устраивались они в основном для вельмож и царствующих особ, и в их создании принимали участие лучшие умы своего времени: художники, изобретатели, декораторы...
Российская история фейерверка началась в 1389 году, когда появились первые «потешные огни». Огненное представление привезли в Москву немецкие купцы.
При Иване Грозном появились люди, которые устраивали фейерверки. Специально обученный человек назывался «пороховым заведующим».
Моду отмечать праздники "потешными огнями" ввел Петр I. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, в честь именинника было устроено два фейерверка, один из которых продолжался почти три часа. Петр, который сам любил все пробовать, сам учился ремеслу пиротехника. От современных салютов те фейерверки отличались сильно - вместо привычных нам огненных шаров в небе "выжигали" картины с дворцами, водопадами и фонтанами, воплощали в огне сюжеты из библии и сцены военных баталий. Обязателен был фейерверк и на Новый год, причем выпускался указ, в котором говорилось, что все знатные люди, когда начнется салют на Красной площади, должны со двора своего дома выпустить несколько ракет из небольших пушечек или другого оружия.
Фейерверк в те времена не делался просто так. Видные ученые того времени из Академии наук составляли подробную программу представления. Затем изготавливались специальные изделия, необходимые именно для этого фейерверка. Затем строился фейерверочный театр – огромный помост, на котором размещались все перечисленные в программе фигуры и декорации. Публика получала программу фейерверка.
Это были очень дорогие представления. Один залп фейерверка в те времена стоил 10 тыс. рублей, а, например, одна корова - 3 рубля.
Сам Петр видел в фейерверках не только развлечение, он считал их «силой объединяющей», и был уверен, что они укрепляют дух россиян и укрепляют веру в мощь Отечества.
История фейерверков в России связана с историей города Азова. Во времена Петра Первого Азов был турецкой крепостью, а у России не было свободного выхода к морю. Дальновидный Пётр решил открыть России путь к Азовскому морю, завоевав крепость Азов.
Осада турецкой крепости проходила очень непросто – неудачи, поражения, предательство сопровождали поход, но одновременно способствовали формированию российской армии и флота.
Первый поход на Азов был в 1695 году. Но взять тогда крепость не удалось. Не хватало войск и боеприпасов, не было кораблей, чтобы преградить путь турецкому флоту в Азовское море.
Азов смогли взять лишь через два года после начала осады – 19 июня 1696 года. Взятие Азова действительно было очень большим достижением. Завоевание крепости показало возросшую силу русского оружия, возвысило Российское государство в глазах Европы, а главное — открыло путь в Азовское и Чёрное моря.
И отметить долгожданную победу молодому царю хотелось необычно, по-европейски. Именно Петр в корне изменил регламент государственных праздников, проведя в столице в конце XVII века первый триумф в честь взятия Азова.
ЛИТЕРАТУРА
Бурлака, В. О. Азов – город с тысячелетней историей / В. О. Бурлака. – Азов, 2005. – С. 156.
РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ
Павлюченко, А. Д. Московские торжества в честь взятия Азова // Узнай Москву: Узнай Москву в событиях. - Москва. 2016.-.- URL: https://um.mos.ru/contests/umevents/works/90370/
(дата обращения: 14.01.2020).
Презентацию подготовила Т.В. Новоселова,
ведущий библиотекарь Детской библиотеки им. А. Гайдара