ВОССТАНИЕ СПАРТАКА
73-71 до н.э.

  Восстание Спартака («Третья война с рабами») — величайшее в древности и третье по счёту (после первого и второго Сицилийских восстаний) восстание рабов. Восстание рабов под предводительством Спартака датируется обычно 74 (или 73)—71 гг. до н. э. Восстание Спартака было единственным восстанием рабов, представлявшим прямую угрозу центральной Италии, это было самое масштабное восстание. Окончательно оно было подавлено в основном благодаря военным усилиям полководца Марка Лициния Красса.

ВОССТАНИЕ СПАРТАКА
ХРОНОЛОГИЯ
73 - 71 до н.э.

Весна 73 до н.э.: Отряд из примерно 200 гладиаторов во главе с фракийцем Спартаком и галлами Криксом и Эномаем бежит из своих бараков в Капуе.1СпартакКарта1

Весна 73 до н.э.: Беглые гладиаторы отправляются на юг и укрываются на склонах горы Везувий. По дороге примерно половина беглецов захвачена или перебита местными ополченцами.

Лето 73 до н.э.: Претор Гай Клавдий Сюбр выступает к Везувию во главе нескольких тысяч солдат. Спартак, к которому присоединилось множество местных рабов, легко разбивает эти войска.

Осень 73 до н.э.: Две преторские армии под командованием Луция Коссиния и Публия Вариния выступают на подавление восстания. Спартак заманивает Коссиния в засаду, захватывает его лагерь, а затем наносит несколько поражений Варинию. Судя по всему, в одном из сражений погибает Эномай.

Зима 73 до н.э.: Спартак проводит зиму, тренируя свою импровизированную армию и собирая дополнительные силы.

Весна 72 до н.э.: Спартак, располагающий теперь армией примерно в 70 000 человек, совершает набеги на Кумы, Ноле и Нукерию. После этих операций в армии рабов происходит раскол: галлы и германцы под началом Крикса принимают решение продолжать наступление на римлян, в то время как Спартак уходит на север.

Конец весны 72 до н.э.: Армия Луция Геллия Публиколы (около 10 000 человек) атакована Криксом у горы Гарган. Дисциплинированные римские легионеры разгромили 20 000 галлов и германцев Крикса.

Лето 72 до н.э.: Консульская армия Гнея Корнелия Лентула разбита Спартаком, который продолжает движение на север вдоль Адриатического побережья. Вскоре подходят легионы Публиколы, пытающиеся развить свою победу над Криксом, но также терпят поражение.

Осень 72 до н.э.: Спартак идет с армией дальше на север, к Мутине, вероятно с намерением пересечь Альпы и уйти в Галлию. Он разбивает еще одну консульскую армию, но затем по неустановленной причине решает вновь повернуть на юг и отступает к Мессинскому проливу.

Весна 71 до н.э.: Новая сильная армия, насчитывающая около 10 легионов (около 50 000 человек) под командованием Марка Красса, выступает на юг, стараясь догнать Спартака в Южной Италии. Спартак одерживает несколько локальных побед, но в конце концов терпит сокрушительное поражение в сражении на реке Силаре.

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

  Основами римского общества являлись деление на социальные группы и обладание определенным статусом. Положение римлян в социальной иерархии определялось и закреплялось законом в зависимости от обладания собственностью и привилегиями. Даже во времена императоров свой высокий статус сохраняли сенаторы и всадники - сплоченные группы семей, которые в соответствии с традициями по праву рождения обладали богатством и моральным авторитетом.1СпартакПокупка1
  На другом конце социальной лестницы римского общества находились пролетарии - многочисленная группа, представители которой были плохо связаны друг с другом. Они жили в переполненных арендуемых многоквартирных домах  низкого качества, испытывали постоянную нужду и всевозможные тяготы, и по своему социальному положению были тесно связаны с преступным миром. Но даже они, тем не менее, не стояли на самой низшей ступени римского общества.
  На самой низшей ступени римского общества стояли рабы, но именно на рабство опиралась римская экономика. Привезенные в Италию рабы присутствовали в римском обществе везде: в мастерских, в коммерческих предприятиях, на фермах и пастбищах. Больше всего рабов трудилось в домашних хозяйствах. Рабы выполняли самые грязные и трудоёмкие работы. Они трудились в ужасных условиях на рудниках, галерах, полях и выдерживали не более 2-3 лет, а потом умирали. Счастливчики работали в подвалах римских терм, чистили отхожие места, обслуживали богатые дома и с тоской, перемешанной с ненавистью, смотрели на сытую и благополучную жизнь свободных граждан.
   Тот, кто становился рабом, был вынужден вести жизнь в условиях постоянного непосильного труда. Невольников пороли и клеймили, а когда они заканчивали работу, заковывали в кандалы. Рабы находились в полной власти своих хозяев, даже в том, что касалось их жизни и смерти.
  В конце I века до н.э. в Италии, население которой составляло примерно шесть - семь с половиной миллиона человек, было два-три миллиона рабов, то есть около трети населения! Это было связано с успешными завоевательными войнами Рима, после которых на невольничьи рынки Аппенинского полуострова хлынул огромный поток рабов. Крупные поставки рабов Римской республике осуществляли пираты, привозившие любое количество рабов в то место, где они в тот момент были необходимы, например, на Сицилию. Также пираты постоянно совершали набеги на дороги и города, расположенные вдоль побережья Италии, и действовали по всему Средиземноморью.
  Однако самими известными рабами в Древнем Риме были не те миллионы невольников, которые гнули спину на фермах и в частных домах, а небольшая группа, известная как гладиаторы, сражавшиеся и умиравшие ради развлечения толпы. Гладиаторами делали наиболее сильных рабов, чаще всего они пополнялись из числа военнопленных. Среди них были великолепные и прекрасно обученные бойцы, которые могли при минимальной дополнительной подготовке выходить на арену и сражаться, используя свои традиционные оружие и боевые приемы. Большинство из них пало на арене для развлечения беснующейся толпы, но из их рядов также вышли и выдающиеся профессионалы ближнего боя.
  1СпартакГладиаторыПервые гладиаторские бои прошли в Риме в 264 году до н.э. Это был год, когда началась война с Карфагеном. Гладиаторские бои сопровождали торжественные похороны аристократов, а в качестве бойцов выступали рабы покойного. В течение столетия эта практика получила широкое распространение, а бои превратились в общественные празднества, проходившие при массовом скоплении народа.
  В 105 году до н.э. два консула дали первый официальный гладиаторский бой, представленный как общественное зрелище, причем они наняли тренеров, которые обучали новичков сражаться. Вскоре среди государственных деятелей, занимавших в Риме посты всех уровней, стало популярным оплачивать проведение гладиаторских боев с целью заручиться поддержкой и симпатиями населения.
  В стране появились специальные гладиаторские школы. Одна из них находилась в Капуе южнее Рима. Там имелся огромный амфитеатр на 60 тыс. мест. Поэтому вполне понятно, что школа возникла именно в этом городе, чтобы гладиаторы могли регулярно развлекать несколько десятков тысяч зрителей.
  Рабов специально обучали гладиаторскому искусству; здесь их кормили досыта, но заставляли целыми днями заниматься гимнастическими упражнениями и фехтованием. В таких заведениях господствовала палочная дисциплина, процветали доносы: любой ценой надо было разобщить и озлобить будущих гладиаторов, не допустить товарищеской спайки между ними — ведь при выходе на арену им вручали оружие!
  Гладиаторскими боями отмечали победу над врагом, завоевание новой области, постройку здания. Богатые рабовладельцы устраивали такие побоища по случаю рождения сына-наследника, замужества дочери или на похоронах своих близких.
  Бойцов вооружали неодинаковым оружием; их шлемы делали иной раз с такими узкими отверстиями для глаз, что несчастным приходилось сражаться почти вслепую; мечи их были слишком коротки. И все это для того, чтобы гладиаторы не могли сразу убить друг друга — долгая борьба, вид крови возбуждали особенный интерес у пресыщенных зрителей.

ВОССТАНИЯ РАБОВ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

  Как и во всех обществах, основу благосостояния которых составлял труд рабов, римляне были крайне обеспокоены перспективой восстаний невольников и разработали для мятежников систему чрезвычайно жестоких и мучительных наказаний (наиболее печально известным из них является распятие на кресте). Перспектива подобной расправы, а также чисто организационные трудности объединения рабов под общим началом привели к тому, что самые радикально настроенные невольники ограничивались воровством, мелким саботажем или просто побегом. Тем не менее, восстания рабов возникали и всегда оставались большой проблемой для Рима. Восстание рабов во главе со Спартаком, возможно, оказалось лучше всего организовано и проходило наиболее успешно в военном отношении, однако оно не было первым в своем роде.

Первое Сицилийское восстание

   Первое из крупнейших восстаний рабов в Древнем Риме произошло в 135 г. до н.э. на Сицилии, когда доведенные до полного презрения к собственной жизни рабы сумели захватить большую часть острова и в течение трех лет удерживать ее. Восстание возглавил сириец по имени Евн, он провозгласил себя царем, взяв имя Антиох, и создал некое квазигосударство, которое даже чеканило собственную монету. В итоге силами трех консульских армий восстание удалось подавить, сам Евн-Антиох был схвачен и брошен в тюрьму, где и умер, не дожив до неминуемой жестокой казни.

Второе Сицилийское восстание

  Прошло целых 30 лет, когда на северных границах республики появилась новая, страшная опасность. Племена кимвров и тевтонов, пришедшие с севера Европы буквально шутя наголову разбили римлян в нескольких сражениях, особо тяжело им пришлось в битве при Араузионе, в которой Рим потерял практически всю армию. Весть о том, что их угнетатели оказались на краю гибели, достигла и Сицилии, где еще жила память о первом восстании. В среде рабов началось брожение, зародилась надежда, что варвары сокрушат римлян и придет долгожданная свобода.
  В значительной степени Второе Сицилийское восстание (104-100 до н.э.) стало повторением первого. Восстание рабов возглавил Сальвий, объявивший, что владеет даром пророчества, а на западе руководство взял на себя Афинион, известный своей храбростью киликиец. В отличие от Клеона, Афинион был не мелким разбойником, а являлся управляющим значительным поместьем. Считалось, что он, как и Сальвий, обладал сверхъестественными способностями, в том числе даром пророческих озарений.
  Однако для победы восстания одной мистики было недостаточно. Сальвий, как до него Евн, был провозглашен своими сторонниками царем, и принял тронное имя Трифон. Он являлся варваром-пиратом из Киликии, места, прославившегося своими разбойниками. Тем временем в Западной Сицилии находившиеся там рабы провозгласили царем Афиниона.
  Несмотря на уроки Первого Сицилийского восстания, реакция со стороны Римского Сената была столь же запоздалой. Его медлительность и нерасторопность, являвшиеся, в частности, следствием необходимости держать римские войска на случаи нападения германских племен, угрожавших Северной Италии, позволила рабам добиться значительных успехов на ранних стадиях восстания, а затем объединиться в крупные отряды, которым удалось разгромить высланные против них местные войска. И вновь, как и раньше, два лидера повстанцев пришли к соглашению и объединили свои армии: Афинион признал верховенство Трифона. А затем, как и в прошлый раз, лишь отправка на остров крупной группировки хорошо обученных и дисциплинированных римских войск под командованием консулов, привела к подавлению восстания.

ВОССТАНИЕ СПАРТАКА

«Если я одержу победу, то у меня будет самый лучший конь в Риме,
если же я проиграю, то конь мне будет не нужен»

СПАРТАК

  В 73 году до н.э. Италия испытала серьезные потрясения - начали сбываться самые ужасные ночные кошмары рабовладельцев. Причиной волнений стало массовое восстание рабов во главе с харизматичным гладиатором по имени Спартак. Для современного человечества он стал символом справедливой борьбы угнетенных, хотя и потерпевших поражение, но бросивших вызов своим угнетателям.
  Восстание Спартака стало последним из серии крупномасштабных выступлений рабов, которые сотрясали Римскую республику в период между 135 и 71 годами до н.э.
  В 70-е годы до н. э. владельцем школы гладиаторов в Капуе являлся Лентул Батиат. Он собрал и натренировал очень хороших гладиаторов. Среди них особенно выделялся фракийский раб по имени Спартак. Он был опытным воином, и Батиат даже поселил его в отдельной комнате и разрешил жениться. По этому поводу Плутарх впоследствии написал, что жена Спартака обладала даром пророчества. Однажды она увидела во сне змею, обвившую лицо мужа, и заявила, что вскоре он получит власть и величие, но закончится всё трагически. И действительно, гладиатор-муж достиг больших высот. Он бросил вызов могущественному Риму, бесстрашно сражался с римской армией, но, в конце концов, погиб, пытаясь обрести независимость и счастье. Эти события вошли в историю как восстание Спартака в Древнем Риме. Прошло уже более 2 тыс. лет, но о нём до сих пор помнят и восхищаются мужеством людей, которые сбросили рабские оковы и вдохнули полной грудью пьянящий воздух свободы.

СПАРТАК (109 - 71 гг. до н.э.)

  Несмотря на то, что Спартак является известной исторической фигурой, о нём известно очень мало. Никому неизвестно, где он родился, кто его родители, сколько ему было лет, когда он умер. Как он умер – тоже неизвестно. Есть предположение, что его казнили, а может, он умер в бою.  
  Римские историки выдвинули несколько теорий о его происхождении. Но большинство исследователей сходится в том, что Спартак был родом из Фракии (современная Болгария). Сведения о его жизни тоже полны противоречий. Согласно одним источникам, он был военнопленным, попал в рабство и был определен в школу гладиаторов в Капуе. По другой версии, фракиец служил наемником в римской армии, затем бежал и, попав в плен, был отдан в гладиаторы.
  Но вот что точно известно, это то что Спартак отличался физической силой, ловкостью и смелостью, искусно владел оружием. За свои способности получил свободу и стал учителем фехтования в гладиаторской школе. Спартак пользовался огромным авторитетом среди гладиаторов капуйской школы Лентула Батиака, а затем и среди восставших рабов Древнего Рима.
  О физической силе Спартака и его умственных дарованиях Плутарх говорил, что «он более походил на образованного эллина, чем на варвара». «Сам великий своими силами и тела и души» — так отзывается о вожде восставших рабов другой древнеримский писатель Саллюстий.
  Обстоятельства восстания ясно указывают, что он являлся харизматичным лидером и одарённым тактиком, имеющим определённый опыт боёв.
  Сильный, отважный, обладавший ясным умом и большими организаторскими способностями, Спартак стал готовить своих товарищей к борьбе. «Лучше пойти даже на крайнюю опасность ради свободы, — говорил он, — чем отдавать свою жизнь на арене для потехи врагов!» Заключенные вместе со Спартаком гладиаторы, по большей части галлы и фракийцы, горячо откликнулись на его призыв. О причине восстания подробно написал философ и богослов из Александрии Синезий Киренский (370-413 гг.). По его словам, причиной заговора гладиаторов стало решение сделать их очистительными жертвами за римский народ. Видимо Лентулу Батиату заплатили хорошие деньги, и он подобрал самых лучших рабов, среди которых оказался и Спартак. Кровавое жертвоприношение должно было свершиться на ближайших гладиаторских играх, что и вынудило невольников организовать побег. Желающих оказалось много, почти 200 человек. Но кто-то их предал, и большую часть заперли в помещениях. Лишь 73 раба сумели пробраться на кухню, вооружиться ножами, вертелами, убить стражников и вырваться на свободу. Под командой Спартака восставшие двинулись в сторону горы Везувий. По пути они случайно наткнулась на повозки, в которых везли оружие для гладиаторов. Эта была счастливая удача. Люди вооружились мечами, копьями и стали представлять собой вооружённую группу.
  Уже у подножия Везувия беглых гладиаторов настиг римский отряд, посланный из Капуи. Восставшие рабы разгромили его и получили дополнительное оружие и доспехи. После этого отряд восставших поднялся на гору и разбил лагерь прямо возле кратера потухшего вулкана. Обустроившись на новом месте, гладиаторы начали совершать набеги на окрестности, промышляя грабежом богатых вилл и добычей продовольствия.
  Своим главарём рабы выбрали Спартака, а его помощниками стали галлы по происхождению Эномай и Крикс.
  К началу 73 года до н. э. отряд Спартака быстро вырос до 10 тысяч человек. Ряды восставших гладиаторов каждодневно пополняли беглые рабы, гладиаторы, разоренные крестьяне провинции Кампания, перебежчики из римских легионов. Спартак рассылал небольшие отряды по окрестным поместьям, всюду освобождая рабов и отбирая у римлян оружие и продовольствие. Вскоре вся Кампания, за исключением городов, защищенных крепкими крепостными стенами, оказалась в руках восставших рабов.
  Вскоре Спартак одерживает ряд убедительных побед над римскими войсками, пытавшимися в зародыше подавить восстание рабов и уничтожить его участников. Вершина Везувия и подступы к потухшему вулкану стали ареной кровопролитных боев. Римский историк Саллюстий писал о Спартаке тех дней, что он и его товарищи-гладиаторы были готовы «скорее погибнуть от железа, чем от голода».
  Осенью 72 года было полностью разгромлено войско претора Публия Вариния, а сам он чуть не попал в плен, что повергло власти Рима в немалое смятение. А перед этим спартаковцы наголову разгромили римский легион под командованием претора Клодия, который самонадеянно поставил свой укрепленный лагерь прямо на единственной тропе, которая вела к вершине Везувия. Тогда гладиаторы сплели из виноградной лозы длинную лестницу и ночью спустились по ней с горного обрыва. Римский легион, внезапно атакованный с тыла, был разбит.
  Спартак проявил прекрасные организаторские способности, превратив войско восставших рабов в хорошо организованную армию по образцу римских легионов. Помимо пехоты в спартаковской армии имелась кавалерия, разведчики, посыльные, небольшой обоз, который не обременял войска во время походной жизни.
  Оружие и доспехи или захватывались у римских войск, или изготовлялись в лагере восставших. Было налажено обучение войск, и тоже по римским образцам. Учителями рабов и итальянской бедноты выступали бывшие гладиаторы и беглые легионеры, прекрасно владевшие различным оружием и боевым построением римских легионов.
  Армия восставших рабов отличалась высоким моральным духом и дисциплинированностью. Первоначально командиры всех рангов избирались из числа наиболее опытных и надежных гладиаторов, а затем назначались самим Спартаком. Управление спартаковской армии строилось на демократической основе и состояло из совета военачальников и собрания воинов. Был установлен твердый распорядок лагерной и походной жизни.
  О других руководителях мощного восстания рабов в Древнем Риме почти ничего не известно. В истории сохранились только имена Крикса и Эномая, двух, по всей видимости, германцев, которые были избраны восставшими гладиаторами в помощники Спартаку, став военачальниками его армии.
  Первые победы восставших рабов нашли широкий отклик. Из Кампании восстание распространилось на южные области Италии — Апулию, Луканию, Бруттию. К началу 72 года армия Спартака выросла до 60 тысяч человек, а во время похода на Юг она достигала, по разным данным, численности в 90—120 тысяч человек.
  Римский сенат был крайне обеспокоен размахом восстания рабов. Против Спартака были направлены две армии во главе с опытными и прославленными победами полководцами — консулами Г. Лентулом и Л. Геллием. Они надеялись добиться успеха, воспользовавшись начавшимися разногласиями среди восставших.
  Значительная часть рабов хотела вырваться из Италии через Альпы, чтобы обрести свободу и вернуться на родину. Среди них был и сам Спартак. Однако примкнувшая к рабам итальянская беднота этого не желала.
  В спартаковской армии произошел раскол, от нее отделилось 30 тысяч человек под командованием Крикса. Этот отряд восставших в битве у Гарганской горы в Северной Апулии был уничтожен римлянами под командованием консула Люция Геллия. Легионеры если и брали в плен восставших, так только для того, чтобы их казнить.
  Армия Спартака оказалась сильно ослабленной такой потерей. Однако предводитель восставших римских рабов оказался талантливым полководцем. Воспользовавшись разобщенностью действий наступавших на него армий консулов Г. Лентула и Л. Геллия, он разбил их поодиночке. В каждой битве хорошо организованная и обученная армия восставших рабов демонстрировала свое превосходство над римскими легионами.
  После двух таких тяжелых поражений римскому сенату пришлось спешно стягивать в Италию войска из отдаленных провинций. После этих двух больших побед армия Спартака прошла по Адриатическому побережью Италии. Но и как карфагенский полководец Ганнибал, вождь восставших рабов не пошел на Рим, который трепетал перед реальной угрозой появления огромной армии восставших рабов и итальянской бедноты перед своими стенами.
  В Северной Италии, в провинции Цизальпинская Галлия, в битве при Мутине (южнее реки Падус — По) в 72 году Спартак наголову разбил войска проконсула Кассия. От Мутины римляне бежали к берегам Тирренского моря. Известно, что Спартак не преследовал Кассия.
  Теперь восставшим рабам, мечтавшим обрести свободу, было рукой подать до Альпийских гор. Им никто уже не мешал совершить переход через Альпы и оказаться в Галлии. Однако по неизвестным причинам армия восставших повернула от Мутины назад и, вновь обойдя Рим стороной, пошла на Юг Апеннинского полуострова, держась близкого побережья Адриатического моря.
  Римский сенат направил против восставших рабов новую армию, на сей раз 40-тысячную, под командованием опытного полководца Марка Красса, происходившего из сословия всадников и отличавшегося жестокостью при наведении должного порядка в армии. Он получает под свое начало шесть римских легионов и вспомогательные войска. Легионы Красса состояли из опытных, закаленных в войнах солдат.

МАРК ЛИЦИНИЙ KPACC (115-53 до н.э.)

  Марк Лициний Красс был римским сенатором. Он сам вызвался возглавить поход против армии рабов Спартака.1СпартакКрасс1
  Красс достиг совершеннолетия в бурные годы начала I в. до н.э., когда Рим был разорен после нескольких гражданских войн. Участвуя в конфликтах, он приобрел большой опыт как командования войсками, так и ведения политических интриг. Красс был корыстолюбивым и скаредным человеком. Он не жалел конкурентов и восстановил состояние своей семьи, подорванное после ссылки Сенатом его отца. Вскоре он сумел не только вернуть богатства, но и восстановить социальный статус семьи. Часто используя незаконные методы, Красс стал самым богатым и влиятельным человеком в Риме. Красс стремился не только к политическому влиянию, но и к славе военачальника. Поэтому он сам вызвался возглавить войска, направленные против Спартака. Став командующим армией, он ввел в войсках строгую дисциплину, а страх перед казнью или пытками удерживал его солдат от дезертирства во время сражений со Спартаком.
  Осенью 72 года армия восставших рабов сосредоточилась на Бруттийском полуострове Италии. Они намеревались переправиться на остров Сицилию через Мессинский пролив на кораблях малоазиатских киликийских пиратов. Скорее всего, Спартак решил поднять на восстание рабов в этой, одной из богатейших, провинции Древнего Рима, которая считалась одной из его житниц. К тому же история этой итальянской области знала немало выступлений рабов с оружием в руках, и Спартак, скорее всего, был наслышан об этом.
  Однако киликийские пираты, побоявшись стать кровными врагами могущественного Рима, обманули Спартака, и их корабельные флотилии не пришли к берегам Бруттии, в порт Регия. В этом же портовом городе морских судов не оказалось, поскольку богатые горожане-римляне при приближении восставших покинули на них Регий. Попытки же переправиться через Мессинский пролив на самодельных плотах успехом не увенчались.
  Тем временем армия Марка Красса зашла в тыл восставшим рабам. Легионеры возвели в самом узком месте Бруттийского полуострова линию типичных римских укреплений, которая отрезала армию Спартака от остальной Италии. Был выкопан ров от моря и до моря (длиной около 55 километров, шириной и глубиной 4,5 метра) и насыпан высокий вал.
  Римские легионы привычно заняли позиции и приготовились отразить нападение противника. Тому оставалось только одно — или терпеть сильный голод, или с большим риском для жизни идти на штурм сильных римских укреплений.
  Спартаковцы сделали единственный для себя выбор. Они пошли на внезапный ночной штурм вражеских укреплений, завалив глубокий и широкий ров деревьями, хворостом, трупами лошадей и землей, и прорвались на север. Но при штурме укреплений восставшие потеряли около двух третей своей армии. Большие потери понесли и римские легионы.
  Вырвавшийся из Бруттийской западни Спартак быстро пополнил в Лукании и Апулии ряды своей армии освобожденными рабами и итальянской беднотой, доведя ее численность до 70 тысяч человек. Он намеревался весной 71 года до н. э. внезапным нападением захватить главный порт на юге Италии, в провинции Калабрия — Бриндизий (Бриндизиум).
  На захваченных здесь кораблях восставшие рассчитывали беспрепятственно переправиться в Грецию, а оттуда могли легко добраться и до Фракии, родины Спартака.
  Тем временем римский сенат послал на помощь Марку Крассу прибывшую морем из Испании воевавшую там против иберийских племен армию полководца Гнея Помпея и крупный воинский отряд под командованием Марка Лукулла, спешно вызванный из Фракии. Войска Лукулла высадились в Бриндизии, встав прямо перед спартаковской армией. Все вместе, эти римские войска превосходили армию восставших рабов.
  Узнав об этом, Спартак решил не допустить соединения римских армий и разбить их поодиночке. Однако эта задача осложнялась тем, что армия восставших была еще раз ослаблена внутренними раздорами. От нее во второй раз отделился большой по численности отряд (примерно 12 тысяч человек, не пожелавших уходить из Италии через Бриндизий), который, как и отряд Крикса, был почти полностью уничтожен римлянами. Это сражение произошло вблизи Луканского озера, где победителем оказался Марк Красс.
  Спартак решительно повел свою армию численностью около 60 тысяч человек навстречу легионам Марка Красса, как наиболее сильному из своих противников. Вождь восставших стремится удержать в своих руках инициативу в войне против Рима. В другом случае его ожидало только полное поражение и гибель созданной им армии. Противники встретились в южной части провинции Апулия северо-западнее города Таренто в 71 году до н. э.
  По некоторым сведениям, восставшие рабы по всем правилам римского военного искусства решительно атаковали римскую армию в ее укрепленном походном лагере. Римский историк Аппиан писал «Произошла грандиозная битва, чрезвычайно ожесточенная, вследствие отчаяния, охватившего такое количество людей».
  Перед битвой Спартаку, как военному вождю, подвели коня. Но он, выхватив меч, заколол его, сказав, что в случае победы его воинам достанется много хороших коней римлян, а в случае поражения он не будет нуждаться и в своем. После этого Спартак повел свою армию на легионы Марка Красса, которые тоже жаждали победы над «презренными» в римском обществе рабами.
  Битва была очень ожесточенной, поскольку побежденным в ней не приходилось ждать пощады от победителей. Спартак сражался в первых рядах своих воинов и пытался пробиться к самому Марку Крассу, чтобы сразиться с ним.
  Он убил двух центурионов и немало легионеров, но, «окруженный большим количеством врагов и мужественно отражая их удары, был, в конце концов, изрублен в куски». Так описывал его гибель знаменитый Плутарх. Ему вторит Флор «Спартак, сражаясь в первом ряду с изумительной отвагой, погиб, как подобало бы только великому полководцу».
  Но надо иметь в виду, что о гибели Спартака очень много версий, это одна из них. Дело в том, что тело гладиатора так и не было найдено. Саллюстий – единственный из современников восстания, в своей книге даёт описание восстания Спартака, но эта работа дошла до современного времени только в фрагментах, а та глава, которая описывает последнее сражение утрачена.
  Два римских историка - Аппиан и Плутарх, - которые жили намного позднее, свои описания последнего сражения Спартака, скорее всего, скопировали из работы Саллюстия. Плутарх пишет: «Он устремился к самому Крассу; ни вражеское оружие, ни раны не могли его остановить, и все же к Крассу он не пробился и лишь убил двух находившихся у него на пути центурионов. Наконец, покинутый своими соратниками, бежавшими с поля битвы, окруженный врагами, он пал под их ударами, не отступая ни на шаг и сражаясь до конца».
  Аппиан, соглашаясь с этим рассказом, добавляет несколько деталей: «Спартак был ранен в бедро дротиком: опустившись на колено и выставив вперед щит, он отбивался от нападавших, пока не пал вместе со многими из тех, кто окружал его». Таким образом, Спартак погиб не как военачальник, но как гладиатор - в бою, не склонив голову перед противником.

 1СпартакБой1

  На рисунке показаны последние минуты жизни Спартака (1). Он только что убил первого из двух центурионов (2) и готовится отразить нападение второго (3). И на Спартаке, и на его противнике кольчужные доспехи лорика хамата (4). Доспехи Спартака являются трофеем, взятым после одной из одержанных им побед: либо снял их с убитого легионера, либо захватил в занятом восставшими римском лагере. Центурионы обладали большим боевым опытом и были великолепно подготовлены к рукопашному бою и метанию копья. Тот факт, что Спартак одного за другим убил двух центурионов, говорит о том, что он был совершенно исключительным бойцом. Хотя, как свидетельствуют хронисты, Спартак убил еще много римских солдат, ему не удалось добраться до своей цели - Красса (5), который так и остался сторонним наблюдателем.
  Армия восставших после стойкого и поистине героического сопротивления была разбита, большая часть ее воинов пала смертью храбрых на поле брани. Легионеры не даровали жизни раненым рабам и по приказу Марка Красса добивали их на месте. Победители так и не смогли найти на поле битвы тело погибшего Спартака, чтобы тем самым продлить свое торжество.

1Спартак Подавление1

  Около 6 тысяч восставших рабов бежали из Апулии после понесенного поражения в Северную Италию. Но там они были встречены и уничтожены испанскими легионами Гнея Помпея, который как ни торопился, но так и не успел к решающему сражению. Поэтому все лавры победителя Спартака и спасения Древнего Рима достались Марку Крассу.
  Однако с гибелью Спартака и разгромом его армии восстание рабов в Древнем Риме не закончилось. Разрозненные отряды восставших рабов, в том числе и воевавших под знаменами самого Спартака, в течение нескольких лет еще действовали в ряде областей Италии, в основном на ее юге и Адриатическом побережье. Местным римским властям пришлось приложить немало усилий для их полного разгрома.
  Расправа победителей с захваченными в плен восставшими рабами была жестокой. 6 тысяч пленных спартаковцев римские легионеры распяли вдоль дороги, ведущей из Рима в город Капую, где находилась гладиаторская школа, в стенах которой Спартак и его товарищи составили заговор с целью освобождения себя и множества других рабов Древнего Рима.
  Восстание Спартака глубоко потрясло Древний Рим и его рабовладельческий строй. Оно вошло в мировую историю как крупнейшее восстание рабов во все времена. Это восстание ускорило переход государственной власти в Риме от республиканской формы правления к императорской.
  Созданная Спартаком военная организация оказалась настолько крепкой, что в течение длительного времени могла с успехом противостоять отборной римской армии.

1СпартакАрмии1

АРМИЯ РАБОВ

  На стороне Спартака сражались, главным образом, галлы, германцы и фракийцы. Вполне возможно, что все они были родом с Балкан, и их привезли в Италию в качестве военных трофеев, однако следует учесть, что существовала также разветвленная сеть работорговли, через которую невольники завозились в Италию из Галлии, Северной Европы, с Рейна и Верхнего Дуная. Другой маршрут проходил через Фракию с Нижнего Дуная и Черного моря.
  К восстанию присоединились в основном рабы, занятые в сельском хозяйстве - трудившиеся на земле или пасшие стада. Они работали в течение всего дня, а на ночь их заковывали в кандалы и запирали в загонах как животных. На засушливых открытых пространствах Южной Италии и Сицилии рабовладельцы развивали особое направление сельского хозяйства, сочетавшее культивирование хлебных злаков с выпасом многочисленных стад рогатого скота и овец. На попечении рабов-пастухов находились стада, проводившие лето в горах, а зиму на равнинах. Этим рабам предоставлялась относительная свобода, потому что им приходилось следовать за стадами, а также их вооружали, чтобы они могли защищать скот от хищников. Некоторые землевладельцы-римляне поощрили своих рабов-пастухов заниматься разбоем, чтобы те приносили им добычу, захваченную в незащищенных деревнях и фермах. Несмотря на многочисленные жалобы, римские наместники из-за давления влиятельных землевладельцев не торопились инициировать принятие соответствующих законов и мер против подобных разбоев.
  Такие пастухи обладали преимуществами перед другими рабами: они пользовались свободой передвижения и имели опыт обращения с оружием. Большинство из них были молодыми и физически сильными людьми. Они привыкли к определенной независимости, а также знали, что надо полагаться исключительно на собственные силы. Элитой рабов являлись управляющие, стоявшие выше других невольников на иерархической лестнице. Так как они уже имели опыт административной работы и руководства другими людьми на пашне и пастбищах, эти навыки пригодились им, когда они возглавили подразделения армии Спартака.1СпартакВойско1
  Однако ядро восставших, стоявших у самых истоков мятежа, составляли не сельскохозяйственные рабочие, а гладиаторы. Они являлись профессиональными бойцами, отчаянными и жестокими, обученными убивать и, в конечном счете, быть готовыми встретить свою смерть в бою. Именно с их помощью Спартаку удалось превратить разношерстное сборище разбойников в эффективную военную силу.

ВООРУЖЕНИЕ АРМИИ СПАРТАКА

  Трофейным и самодельным оружием была обеспечена лишь часть солдат армии Спартака. Остальные были вынуждены довольствоваться палками, колами и дубинками - импровизированным оружием, которое можно было использовать и для защиты, и для нанесения ударов. Рабы плели щиты из виноградной лозы и обтягивали их шкурами. Пастухи были вооружены лучше - они располагали охотничьими копьями, пастушьими посохами и пращами. У многих из них были свои злые сторожевые псы. Этим «бешеным» было нечего терять, при том, что война могла дать все, что они пожелают. По мере того как рабы наносили римским войскам одно поражение за другим, у них постепенно становилось все больше хорошего трофейного оружия и снаряжения.

РИМСКАЯ АРМИЯ

  В этот период Рим доминировал в Средиземноморье во многом благодаря наличию у него постоянной профессиональной армии, созданной в ходе реформ Гая Мария. В 107 году до н.э., когда на севере активизировались германские племена, Сенат дал Марию разрешение принимать на службу мужчин, не обладавших собственностью и необходимым уровнем личного дохода, что фактически отменяло существовавший имущественный ценз для военной службы.
  Главной целью Мария при зачислении в армию бедных граждан было изменение существовавшей практики, когда все вновь сформированные легионы автоматически расходились по домам, как только заканчивались военные действия. Легион стал постоянной организацией, и хотя в него могли поступать новобранцы, он сохранял свое имя и номер, а также завоеванный в боях статус. Чтобы фиксировать изменения в статусе, Марий дал каждому легиону постоянный и только ему принадлежащий штандарт. Новый штандарт в сражении нес старший знаменосец, выше которого по положению бьи только центурион. Он находился под персональной защитой primus pilus («первого копья») - главного центуриона легиона, который номинально командовал первой центурией первой когорты.
  Штандарт не только сплачивав легионеров, формируя особые тради-; ции и внутреннюю обособленность каждого легиона, но также ознаменовал ликвидацию всех прошлых формирований в составе римской армии. Теперь легионеры, избравшие военную службу в качестве своей карьеры, были тесно связаны со своим легионом, в результате чего эти формирования довольно быстро стали культивировать свои традиции и корпоративный дух. Хотя старая армия, возможно, и была более массовым войском, но в среднем новый легион, состоявший из профессионалов, был лучше обучен и имел более высокую дисциплину, чем его предыдущие варианты - хотя бы просто потому, что был постоянным формированием.
  Основу легионов Красса, в конечном счете подавивших восстание Спартака, составляли мужчины скромного достатка - городские пролетарии, их родственники из провинции и сельская беднота. У тех, кто избрал армейскую службу в качестве своей профессии, их собственные взгляды на жизнь теперь были тесно связаны с «честью мундира» их легионов. Многие из них приносили воинскую присягу в надежде на получение при* оставлении службы земельного надела и воз-, можность грабить захваченные города во время службы.
  Историки часто обвиняли Мария в том, что он фактически вывел солдат из-под действия законов, что позднее и привело к падению Римской республики, однако на самом деле он поступил практически так же, как и многие его предшественники.

ТАКТИКА

  Марий разделил легион на 10 когорт, каждая из которых состояла из трех манипул. Когорта развивалась, чтобы соответствовать меняющейся тактике противников Рима. Сражение при Пидне в 168 году до н.э. ознаменовало превосходство римской манипулы над медлительной македонской фалангой. Но германские и кельтские племена основывали свою тактику на решительной атаке в начале сражения. Они прорывались через стены щитов и врубались в ряды противника. Чтобы противостоять этому агрессивному способу ведения боя, построение римской манипулы в три неподвижные линии не подходило. Эти подразделения были небольшими, а их построения неглубокими, и сильная атака вполне могла сломить их сопротивление. Марий разделил старый тройной боевой порядок на 10 частей по всей длине, где когорта являлась крупной, но все еще управляемой единицей силой в 480 человек. Когда армия развертывалась для сражения, 10 когорт легиона все еще строились в три традиционные линии: первая линия из четырех когорт, две другие - из трех.

ВООРУЖЕНИЕ И СНАРЯЖЕНИЕ

   Легионер, как и любой профессиональный пехотинец в мировой истории, был чрезвычайно перегружен. На каждого воина приходилось до 35 кг снаряжения и продовольствия, большую часть которых он нес на плече на Т-образном шесте. Марий увеличил вес поклажи, которая «досталась» каждому легионеру, чтобы существенно сократить размеры обоза армии, который постоянно замедлял ее движение, а также заставлял выделять значительные силы его защиты во время боя.
  Мало того, что каждому солдату приходилось нести собственное оружие, продовольственный паек и броню, он также должен был тащить тяжелые шесты и другое оборудование, необходимые для быстрого развертывания укрепленного лагеря. Специфический вид колонн легионеров, обремененных огромным количеством снаряжения, привел к тому, что их стали называть «мулами Мария».

Политический резонанс

  Враждебно настроенные по отношению друг к другу армии Красса и Помпея прибыли в Рим. Тем не менее оба полководца надеялись получить пост консула, и для этого им была необходима поддержка противоположной фракции. Красс был баснословно богат и имел большие связи в Сенате, а Помпей был кумиром толпы.
  Объединив, хоть и вынужденно, свои силы, оба они были на следующий год избраны консулами. Год их консулата сопровождался предсказуемыми постоянными конфликтами между беспринципным Помпеем и столь же бессовестным Крассом.
  Последствия войны продолжали сказываться еще очень долго. Римские аристократы стали с возросшим подозрением относиться к гладиаторам, а когда политическая ситуация начала накаляться, самые большие школы гладиаторов были разделены и распределены по всей стране. Некоторые из оставшихся в живых соратников Спартака продолжали действовать в течение почти десяти лет, скрываясь в районе Турии. Еще в 50 году до н.э. римские войска вылавливали в Южной Италии небольшие, можно сказать, партизанские, группы крестьян, пастухов и рабов.

ГЕРОЙ РЕВОЛЮЦИИ?

  В Риме к Спартаку сначала относились с презрением как к гладиатору и рабу. Например, Цицерон и другие представители римской элиты считали Спартака и его соратников низкими мятежниками, заслужившими свою участь, и рабами, достойными лишь презрения. Однако уже следующее поколение расценивало Спартака как одного из классических противников Рима того же уровня, что и сам Ганнибал: профессиональный убийца превратился в преступника, когда-то угрожавшего основам власти Рима, но теперь он был достоин упоминания лишь в качестве страшилки для детей. Во всей римской литературе Спартаку посвящено меньше 4000 слов - создается впечатление, что этот исторический эпизод был настолько оскорбителен для римлян, что, чем меньше о нем упоминается, тем лучше.1СпартакГибель1
  Но если Спартак был для римлян символом слишком большого позора, чтобы назвать его достойным противником, то более поздние поколения не разделяли подобного отношения к нему. Например, в 1769 году, за 20 лет до взятия Бастилии восставшими парижанами, Вольтер сделал одно из первых упоминаний о Спартаке в контексте оправдания вооруженного сопротивления несправедливому правлению. В Век Разума (XIX век) интеллектуалы Европы использовали образ вооруженного раба-мятежника Спартака, чтобы представить свое собственное видение свободы для непорабощенных граждан недавно возникших национальных государств. Самый поразительный пример подобного подхода связан с Гаити, французской колонией в Карибском море, где бывший раб, самоучка Туссен-Лувертюр, известный среди своих сторонников как «черный Спартак», поднял восстание рабов и свободных граждан и создал - хотя и ненадолго - новое государство, полностью независимое от европейских держав.
  Карл Маркс вообще поставил Спартака в центр всей римской истории, а затем разразилась Октябрьская революция, которая возвела его в ранг последовательного революционера, имевшего определенную программу социальных реформ. С этого момента его роль расценивалась так высоко, что уже никто не мог поставить под сомнение значение этой выдающейся личности.
  Восстания рабов во II и I веках до н.э. отражают глубокие изменения, происходившие в тот период в экономике и общественной жизни Римской республики. Вне всяких сомнений эти три восстания стали результатом массового недовольства рабами своим положением, но они не были революционным движением в том смысле, что угнетаемые рабы и свободный пролетариат боролись за равные права. В отличие от марксистско-ленинской интерпретации, которая появилась значительно позже, никто не выдвигал лозунга: «Долой рабство!». Рабы поднимали восстания против произвола отдельных хозяев, или же когда они хотели получить свободу. Рабы и городской пролетариат не стремились захватить власть и изменить существующий общественный строй,

ВОССТАНИЕ СПАРТАКА В ИСКУССТВЕ

   Предводителю восставших Спартаку посвящены несколько исторических романов, в том числе знаменитый роман «Спартак» Р. Джованьоли, «Спартак» Г. Фаста, «Спартак. Бунт непокорных» М. Галло, «Гладиатор из будущего. Спартак-победитель» В. Поротникова, «Спартак» В. Яна, дилогия «Спартак» А. Валентинова. На театральной сцене жизнь и смерть Спартака и восстание, названное его именем, были воплощены в трагедии «Спартак» французского автора Бернара-Жозефа Сорена в 1760 году. Тема восстания Спартака отразилась в созданном на музыку Арама Хачатуряна балете «Спартак», поставленном в 1956 году. В музыкальных образах этого балета композитор отразил свои впечатления от поездки по Италии, когда он увидел античные произведения искусства и проезжал места, где происходили события, связанные с восстанием Спартака

   Все сведения о Спартаке, которые дошли до нас, могут быть разделены на три категории; во-первых, непосредственные источники древних авторов, запечатлевших образ Спартака и его восстание в своих записях, являющихся для нас документами первостепенного значения; во-вторых, соответствующие характеристики Спартака и его восстания в исторических трудах исследователей нового времени, как, например, у Друмана, Моммсена, и, в-третьих, изображения Спартака в художественной литературе.
  Греческие и римские авторы много писали о Спартаке. К сожалению, не все эти свидетельства дошли до нас, а дошедшие материалы часто отрывочны и кратки. Но если, только учесть, что более 30 древних писателей сочли необходимым отметить в своих записях движение Спартака, причём писали о нем на протяжении почти шести веков — от I в. до н. э. (Саллюстий, Тит Ливий) и до V в. н. э. включительно (Сидоний Аполлинарий и др.), то этого будет уже достаточно для того, чтобы говорить о значении движения, об его исключительном размахе, о выдающейся роли его вождя. Впечатление, произведённое героической борьбой за освобождение, и образ Спартака настолько были сильны и живы, что долго ещё сохранялись в памяти последующих поколений.
  Но вспоминали эти события по-разному. Для рабов имя Спартака было символом революции; для рабовладельцев оно было страшной угрозой, заставлявшей их трепетать за свои судьбы. В глазах рабовладельческой знати и её писателей Спартак всегда рисовался в образе страшного и неумолимого врага.
  Все древние писатели отмечают необычайное благородство и героизм Спартака, проявленные им в борьбе с римскими войсками. Плутарх заявляет, что вождь восставших рабов Италии хотя и был номад, «варвар», но отличался необычайной силой, умом и гуманностью. Это отмечает и Диодор. Благородство Спартака как одну из его главных черт отмечает и Саллюстий, приводя примеры того, как Спартак боролся с бесчинствами недисциплинированной части рабов по отношению к населению. На эту же черту указывает и Плиний Старший, он подчёркивает его крайнее бескорыстие и честность, выразившиеся в запрете употребления в его лагере золота и серебра, на что указывает одновременно и Аппиан, добавляющий, что добыча делилась среди рабов на строго равных началах.
  Спартак участвовал в дележе наравне с другими. Это обстоятельство, как говорит тот же Аппиан, служило одной из предпосылок того, что у Спартака быстро собралась огромная армия.
  Другой момент, на который указывает Аппиан, — это запрещение накопления богатства. Спартак приказал при расплате не принимать серебра и золота, а купцам, обменивавшимся с рабами, запретил предлагать золото и серебро.

1СпартакДжованьоли1 

  Из художественных произведений самое известное – роман итальянского прозаика РАФАЭЛЛО ДЖОВАНЬОЛИ «СПАРТАК». Роман был написан в 1874 году, спустя 6 лет переведен на русский язык. Джованьоли не только писатель, но и ученый-историк, который принадлежал к представителям демократической и либеральной интеллигенции. Стоит отметить, что в своем творчестве автор романа "Спартак" неизменно придерживался романтической традиции. Влияние на него оказали Дюма-отец и Вальтер Скотт.
  Джованьоли с большим интересом относился к восстанию Спартака. Ведь конечной идеей гладиатора было освобождение своей Родины, Фракии, которая на тот момент оказалась под протекторатом Рима. Для Джованьоли этот мотив не потерял актуальности и злободневности.
  Роман стал очень популярным. С восторгом о романе отозвался Гарибальди, черты которого Джованьоли придал Спартаку, так в письме к Джованьоли он выражал надежду, что итальянцы сохранят память о своих героях «на земле, где больше не будет ни гладиаторов, ни господ».

 1СпартакБалет1

АРАМ ХАЧАТУРЯН, БАЛЕТ «СПАРТАК» В декабре 1941 года, в самые трагические дни Великой Отечественной войны, советский композитор Арам Хачатурян в газетной статье сообщал о своих творческих планах: «В 1941 году по заказу Большого театра СССР, совместно с либреттистом Н. Д. Волковым и балетмейстером И. А. Моисеевым я приступаю к работе над балетом «Спартак». Это должен быть монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории, каким, по выражению Маркса, является Спартак». Этот образ, давно привлекавший Хачатуряна, казался ему особенно актуальным в связи с ожесточенной борьбой, которую приходилось вести нашему народу.
  Либреттист Н. Волков (1894—1965) начал работу над «Спартаком» еще в 1933 году. Он пользовался консультациями художника Ф. Федоровского (1883—1955) и балетмейстера И. Моисеева (1906—2007), давно уже мечтавшего поставить этот спектакль. В работе над либретто Волков обращался к свидетельствам античных историков, в особенности к «Жизнеописаниям» Плутарха (50—120), были им использованы и сатиры Ювенала (ок. 60—140). Кроме того, либреттист опирался на статью Л. Фридлендера «Картины из бытовой жизни Рима» и книгу советского историка А. Мишулина «Спартаковское восстание», кое-что было почерпнуто из популярного романа Джованьоли «Спартак».
    Премьера «Спартака» состоялась в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (Мариинском)
  В музыке «Спартака», одного из лучших произведений Хачатуряна, воплотились наиболее яркие особенности его творчества: броские, запоминающиеся образы, пышные и блестящие массовые сцены, своеобразная мелодика, в которой европейские черты органично сочетаются с восточными интонациями. Музыкальная драматургия балета основана на резких контрастах, но при этом отличается внутренней цельностью и направлена на раскрытие основной идеи. Балету свойственны сквозное симфоническое развитие, крупные музыкально-хореографические сцены, интонационное единство, широкое использование системы лейтмотивов.
   Роман Джованьоли «Спартак» обрёл популярность в СССР в первые годы Советской власти. Именно эта книга в 1935 году подсказала Николаю Старостину новое название для спортивного общества, появившегося в 1922 году под названием «Московский клуб спорта» Краснопресненского района.

1СпартакСкульптура1 

  21 августа 2014 года перед Северной трибуной стадиона «Спартак» в Тушино установлена СКУЛЬПТУРА СПАРТАКА - древнеримского гладиатора высотой 24,5 метра. Скульптура стала последним штрихом, завершающим образ нового стадиона «Открытие Арена». Скульптура выполнена российским скульптором Александром Рукавишниковым. Гладиатор — один из основных символов футбольного клуба "Спартак", который играет и тренируется на этом стадионе. Постаментом для двадцатиметрового воина со щитом и мечом послужил огромный мяч, украшенный логотипом московской команды - переплетение спартаковских ромбов.