ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

  Всемирный день архитектуры отмечается ежегодно в первый понедельник октября. Праздник был учрежден Международным союзом архитекторов (МСА).
  В 1985 году на собрании МСА было решено ежегодно праздновать всемирный день архитектуры в первый понедельник июля. В 1996 году Международный союз архитекторов, на своей 20-й генеральной ассамблее в Барселоне, принял резолюцию о переносе празднования всемирного дня архитектуры на первый понедельник октября.
  Международный союз архитекторов был создан сразу после второй мировой войны. Тогда его целью стало разрешение насущной проблемы восстановления разрушенных войной городов, населенных пунктов и промышленных предприятий — последствий второй мировой войны. Союз архитекторов СССР был одним из учредителей МСА и активным участником его деятельности. Сейчас в МСА насчитывается около ста национальных секций и более миллиона архитекторов.
  Выбранная дата имеет символическое значение. Она приурочена к Всемирному дню жилища, проводимого под эгидой Организации Объединённых Наций. Оба праздника идеологически очень близки, исповедуют общие цели повышения комфорта и эргономики населённых пунктов и мест проживания. Они имеют темы, устанавливаемые заранее.

ПРОФЕССИЯ - АРХИТЕКТОР

  Дома, школы, магазины, старинные замки и современные небоскрёбы… Все эти здания было бы невозможно построить без работы архитекторов. Чем занимаются люди этой профессии и что нужно знать и уметь, чтобы стать архитектором?
  Ещё в древние времена люди стремились разумно строить города – места проживания большого количества людей. Именно тогда и появились первые архитекторы – люди, способные продумать до мелочей, какими будут здания этого города и руководить строительством.
  Первые архитекторы появились в таких странах как Египет, Греция, Рим, Вавилон, Персия, то есть там, где раньше, чем в других частях света, строительство достигло наивысшего для своего времени расцвета.
  Об именах древнеегипетских архитекторов известно очень немного, но храмы и пирамиды, построенные ими, поражают своим величием и точностью пропорция.
  Не менее интересна архитектура Древнего Рима и Греции. Профессия архитектора уже в те времена была очень почётна и пользовалась уважением.
  Архитектором в античном мире мог стать только высокообразованный человек, знакомый с математиком, астрономией, медициной, музыкой, рисованием, народными  обычаями и законами. При этом если в Греции архитектором мог стать лишь свободный человек, то в Древнем Риме им мог быть раб. Такие рабы-архитекторы часто отказывались более образованными, чем их хозяева и занимали особое положение среди других рабов.
  Древние мастера знали многое из тог, что необходимо и сегодня, например, что направление улиц должно учитывать рельеф местности и направление господствующих ветров.
  В настоящее время архитектор является очень важной и востребованной профессией. Как и в древние времена, это специальность одновременно творческая и связанная с множеством точных наук. Ведь дома должны быть не только красивыми и удобными, но и очень прочными.
  Современные архитекторы занимаются не только разработкой образа новых зданий, но и реставрацией старых, проектированием целых городов и посёлков и разработкой ландшафта. Для создания чертежей архитекторы сейчас используют компьютерную графику, но главным остаётся особенный склад ума, необходимый для этой профессии. Чтобы стать архитектором необходимо обладать особыми знаниями и природными талантами!
  Способности необходимые архитектору: развитое пространственное мышление; творческие способности; математические и аналитические способности; умение хорошо чертить и рисовать; хороший глазомер; способность к конструированию и проектированию.
  Также архитектор должен обладать такими личными качествами как: находчивость; наблюдательность (способность подмечать даже незначительные мелочи); ответственность; чувство гармонии и вкуса.

Источник: Профессия – архитектор //Филиппок. – 2014. -№7-8. – С.78-79.


ИСТОРИЯ ПРОФЕССИИ АРХИТЕКТОР

  Архитектура — это искусство организовывать пространство, создавать для человека такую форму пространства, в которой он может жить, работать, учиться и отдыхать.
  Первобытный человек, сам того не ведая, стал «архитектором», создавая себе жилье, чтобы укрыться от непогоды. Он довольствовался, в зависимости от климатических условий, или случайными жилищами (пещерами, полупещерами), или легко возводимыми и непрочными шалашами, навесами, стенками, ямами.

1Архитектор1

  Кроме собственно жилья, первобытный человек строил сооружения из огромных каменных глыб, которые получили различные наименования.
  Менгиры (от бретонского «мен» — камень и «хир» — длинный) — одиноко стоящие вертикальные столбы-глыбы высотой 20 с лишним метров. Точное их назначение не установлено, но исследователи связывают их появление с погребальными обрядами; возможно, они служили для обозначения границ владений.
  Кромлехи (от бретонского «кром» — круг, «лех» — камень) — самый сложный тип мегалитических сооружений. Они встречаются главным образом в Европе — в западной Франции и Великобритании, а также в Азии и Америке. Например, в Стоунхендже (Англия) каменные круги достигают в диаметре 30 метров. Кромлехи состоят из вертикально поставленных камней, перекрытых горизонтальными плитами. Внутри круга попарно поставленные высокие блоки с плитами образуют центр пространства. Предполагают, что кромлехи имели культовое значение.
  Дольмены (от бретонского «тол» — стол, «мен» — камень) представляли собой объем из трех или четырех камней в виде стола или погребальной камеры. В сущности, у древних народов (египтян, этрусков и др.) жилой дом и заупокойная камера имели одинаковую форму.
  Кроме камня, в качестве строительного материала первобытный человек использовал ветки, хворост, стволы деревьев, песок, глину, известняк, шкуры животных, в исключительных случаях даже лед.

  С развитием общества (в зависимости от образа жизни) человеком стали создаваться более прочные жилища, например юрты для пастухов-кочевников, дома для оседлого населения. Жилища могли разрастаться до крупных скоплений (шумерские «города» Месопотамии, кавказские аулы, американские пуэблос). На протяжении тысячелетий назначение построек менялось, размеры их увеличивались.
  С изменением условий, взглядов и строя меняется и архитектура. Такие изменения происходили не раз, и это отражалось в архитектуре.
  В Древнем Египте обтесанные камни были главным материалом для строительства монументальных зданий. Вавилоняне строили высоко поднятые к небу, ступенчатые храмы — зиккураты. В Персии не строили храмов, так как религия ничего не требовала, кроме жертвенников для огня. Здесь развивается дворцовое строительство.
  В Древней Греции первое место отводилось дому для обычных горожан, а не дворцам. Человек не был принижен, он сознавал свою силу, и архитектура Греции приобрела гуманистический характер. Главные сооружения греческой архитектуры общественные. Среди них первое место отводилось храму. Храм предназначался для жизни человекоподобного бога.,
  Этруски, населявшие в I тысячелетии до н. э. северо-западную часть Апеннинского полуострова (современная область Тоскана, Италия), достигли совершенства в техническом отношении и ввели конструкцию свода.
  Римляне, подчинившие сначала этрусков, а затем и греков, переняли у них колонну и свод, в круг возводимых зданий включили монументальные светские здания, строительство которых было вызвано потребностями жизни Рима (термы, базилики, амфитеатры и арки). Римляне оказали влияние на развитие архитектуры завоеванных территорий.
  В V и VI веках византийские архитекторы, соединив элементы христианской), античного и восточного зодчества, при поддержке римской техники, руководствуясь греческим пониманием красоты, создали особую центрально-купольную постройку для христианского богослужения.
  С принятием Русью христианства в X веке византийская архитектура пришла сначала в Киев и Новгород, потом во Владимир, а в XVI-XVII веках в Москву. Заимствованные из византийской архитектуры формы в сочетании со старыми традициями русского деревянного зодчества, с учетом климатических, социальных и других условий, стали основой для создания вполне самостоятельного русского архитектурного стиля XVI — XVII веков.

   Архитектура — это история развития человеческого общества, увековеченная в камне.

1Архитектор2

  Первым известным архитектором является древнеегипетский зодчий Имхотеп. Имхотеп был верховным сановником первого фараона III династии (2630—2611 до н. э.) Джосера, верховным жрецом бога Ра в Гелиополе, поэтом и мыслителем, позже он был обожествлён и почитался в качестве бога врачевания. Имхотеп построил одну из первых египетских пирамид – ступенчатую пирамиду Джосера.
  Известными именами античного времени являются древнегреческие зодчие Иктин и Калликрат, строители Парфенона в Афинском Акрополе, скульптор и архитектор Фидий, автор статуй Зевса в Олимпии, Афины Промахос, Афины Парфенос и другие. Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям, но слава его была колоссальной. Статуя Зевса в Олимпии стала одним из семи чудес Древнего Мира.
  Ещё в античности к профессии архитектора предъявлялись жёсткие требования. Вот как пишет древнеримский архитектор и инженер, крупнейший античный теоретик архитектуры Марк Витрувий Поллион (I в. до н. э.): «…Он должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, быть знакомым с музыкой, иметь понятие о медицине, знать решения юристов и обладать сведениями в астрономии и в небесных законах… …Я не думаю, чтобы кто-нибудь мог внезапно объявить себя архитектором, кроме того, кто смолоду постепенно восходил от одной отрасли образования к другой и, впитав в себя знания многих наук и искусств, дошёл до самых высот архитектуры…».

1Архитектор3

  Главным строителем Первого Иерусалимского Храма назван Хирам (также Хиром) из Тира, сын вдовы из колена Нафтали. Храм возводили с 957 по 950 год до н. э. Храм установили на платформе-возвышении, к входу вела лестница из десяти ступеней, завершающаяся двумя колоннами. Здание по форме напоминало корабль, состоящий из трех уровней, каждый из которых поддерживали ряды колонн.
  Строители готических соборов эпохи Средневековья неизвестны, делаются только предположения об авторстве, это связано с влиянием церкви, авторское клеймо расценивалось как гордыня. Сохранились только клейма артелей и поставщиков. Известно имя архитектора и инженера, возведшего самые знаменитые мечети средневековой Османской империи в середине XVI века — это Мимар Синан.
  В период Высокого Возрождения в Италии профессия архитектора стала очень уважаемой, равной по престижу профессии художника или скульптора, а имена наиболее выдающихся из них сохранились в памяти поколений.
  О некоторых архитекторах Возрождения повествует Джорджо Вазари в своей знаменитой книге «Жизнеописания великих живописцев, ваятелей и зодчих» (например, о Филиппо Брунеллески, знаменитом создателе купола Флорентийского собора).

1Архитектор4

  Русская архитектура всегда отличалась глубокой человечностью, как и русская живопись, и русская задушевная песня, и русская литература, для которой душевная красота человека всегда являлась главным содержанием.
  Русский народ никогда не отказывался от органической связи с мировым искусством, от освоения его лучших ценностей, но сущность его искусства всегда была русской, наполненной глубоким и пламенным патриотизмом.
  Русская архитектура на каждом историческом этапе решала свои задачи по-новому, но неизменна была связь ее с жизнью, с идеями народа, с красотой родной природы. Старые русские архитекторы всей душой ощущали эту красоту. Пейзажи, реки и озера, равнины и холмы, леса и перелески органически включались в русскую архитектуру. Прекрасными примерами в этом отношении являлись ленинградские пригороды и дворцы, знаменитые подмосковные усадьбы, торжественные монастырские и кремлевские комплексы.
  Русский народ на протяжении всей своей истории умел создавать непревзойденные художественные ценности, полные глубокого содержания.
  До принятия христианства, на Руси, главным образом преобладало деревянное зодчество. Деревянное зодчество развивалось на протяжении многих столетий и пришло в упадок с развитием технического прогресса. Зодчество воплощало в себе вкусы и предпочтения древнерусского народа.
  Основным отличием русского зодчества заключалось по отношению к самому дереву. Дерево использовалось не только как строительный материал, а как материал для искусства. Качества дерева здесь не скрывались, а подчеркивались.
  Главные характеристики русского деревянного зодчества, можно поместить в два критерия: мобильность и уникальность. Все дома и крепости возводились таким образом, что в случае необходимости их можно было разобрать и перевести на новое место, где их заново возводили. А уникальность зодчества заключалось в том, что при кажущейся одинаковости построек, каждая строение было индивидуальное и уникальное.
  Русская архитектура XII-XIII веков выделяется появлением крупных построек, которые отвечали запросам феодальной раздробленности после распада Киевского государства. В связи с этим, разные княжества пытались выставить себя как центр Руси, и поэтому воздвигались храмы, которые подражали Софийскому собору в Киеве и воздвигались золотые ворота.
  Русская архитектура этих веков включает в себя развитие архитектуры феодальных княжеств, которые оспаривали между собой первенство, например, Владимирско-Суздальская и Новгородско-Псковская. Благодаря тому, что мастера работали не только в своих городах, но и в сопредельных княжествах, происходил стремительный расцвет архитектуры.
  Необходимо отметить, что в России до Петра I слово «архитектор» не употреблялось, и строителей обозначали словами «зодчий», «палатный мастер», «муроль», «каменный и плотничный староста». Первыми «архитектонами» в российских документах XV—XVI веков названы итальянцы: Пьетро Антонио Солари, Петрок Малый, Алевиз Новый.
   Итальянский архитектор Петрок Малый (Пётр Малой Фрязин) активно работал на Руси в 1530-е годы, в основном в области фортификации. Согласно летописям, Петрок является автором следующих построек: в 1532 году заложил Воскресенскую церковь в Кремле, в 1534 году - земляную крепость в Москве, названную Китаем, в 1535 году начал строительство каменной Китайгородской стены, в 1534—1535 годах строил земляную крепость в Себеже, в 1536 году - в Пронске и другие.

1Архитектор5

  Русская архитектура XVIII века характеризуется появлением таких направлений как барокко, рококо и классицизм. В начале XVIII века архитектурные изменения связаны с Петром I. В архитектуре основное развитие получили развитие и улучшение внешнего вида городов. Строились театры и набережные, производятся застройки больниц, школьных учреждений и госпиталей, детские дома. Вместо деревянного материала активно используют кирпич, однако для провинциальных территорий кирпич еще долго оставался недоступен.

  Вместить на один лист всю многовековую историю отечественной архитектуры невозможно. Помогут вам узнать историю архитектуры книги.

1Архитектор7

1Архитектор8

1Архитектор9

См. также: Исторические места мира //Детский сайт

1Архитектор6

33 невероятных здания мира http://1tmn.ru/style/urbanism/33-samykh-neobychnykh-zdaniya-mira-4134660.html


О ПРОФЕССИИ АРХИТЕКТОРА

  Архитектор занимается проектированием зданий, кварталов и интерьеров. Он участвует во всех этапах разработки. В первую очередь в его обязанности входит создание идеи, концепции здания и ее визуализация в виде макета. В разработке ему помогают инженеры-проектировщики, смежники, экономисты. Также архитектор может осуществлять контроль в ходе строительства.
  Профессия сочетает в себе творчество, инженерные знания и менеджмент. Архитектура, пожалуй, одно из самых долговечных видов искусства. Все воплощенные в жизнь проекты останутся надолго.
  Деятельность требует соблюдения строительных норм и правил, государственных стандартов и мер техники безопасности. Ошибки на стадии проектирования могут приводить к значительным убыткам. Профессия архитектора является высокооплачиваемой и востребованной в частных компаниях.
  При описании профессии архитектора необходимо учитывать разные специализации и направления деятельности. На начальном этапе подготовки сооружения требуется работа специалиста по составлению проектной документации на объект, рабочих схем и чертежей с детализацией. Сотрудник контролирует получение авторских прав на конструктивное решение и разрешение на строительные работы.
  В отрасли также существуют должности главных архитекторов, градостроителей, руководящих специалистов по архитектуре районов, городов. Отдельные специальности посвящены изучению исторического контекста архитектуры, теоретической составляющей отрасли, экспертизе и надзору за строительными сооружениями. Специальные должности выделены для сотрудников по разработке архитектуры ландшафтного дизайна, реставрации исторических комплексов, дизайнеров интерьера.
  Ландшафтные архитекторы занимаются разработкой и постройкой парковых комплексов, озеленением городских территорий, разрабатывают коммуникации, водоснабжение для посадок. Сотрудники готовят проектные схемы с компонентами композиции (кустарники, деревья, травы, цветники).
  Специалисты по проектированию производственных строений конструируют промышленные цеха, складские и технологические помещения для безопасного использования штатными специалистами. Важно соблюдение рационального планирования пространства для организации технологического процесса, эстетичных и функциональных особенностей проекта.
  Реставраторы занимаются реконструированием архитектурных памятников, воспроизводят полуразрушенные конструкции либо возводят аналоги снесенных достопримечательностей с соблюдением нормативов. Специалисты участвуют в перестройке исторических зданий под современные проекты, регулируют сохранение объектов исторического наследия, участвуют в установлении статуса охранного архитектурного памятника.
  Дизайнеры жилых помещений востребованы в частном строительстве. Специалисты отвечают за перепланировку квартир, возведение коттеджей, офисных помещений, реализацию проектов многоквартирных жилых комплексов.
  Путь в профессию начинается с получения образования в профильном высшем учебном заведении. Выпускник должен владеть изобразительным искусством, математикой, физикой и рядом специальных дисциплин. Обязательным является умение использовать пакеты прикладных программ по автоматизации вычислений, средства компьютерной визуализации.

  Необходимые качества для архитектора: развитые творческие способности; креативность; внимательность, ответственность; развитое пространственное мышление; умение работать с большими объемами информации, статистическими данными; организаторские способности; умение создавать оригинальные концепции; чувство вкуса и стиля; высокие коммуникативные способности; пунктуальность, наблюдательность, умение концентрировать внимание; умение планировать рабочий день и этапы выполнения проекта.


1АрхитекторКниги1

1АрхитекторКниги2

1АрхитекторКниги3

Кедрин Д. Зодчие: читать>>>

1АрхитекторКниги4

1АрхитекторКниги5

1АрхитекторКниги6

1АрхитекторКниги7

1АрхитекторКниги8

1АрхитекторКниги9