1ВодолазЗаголовок1

ПОКОРИТЕЛИ ГЛУБИН

  При слове «водолаз» у многих возникает образ человека с аквалангом, совершающего увлекательное путешествие по таинственному и живописному подводному миру. Это романтическое представление навеяно популярными фильмами о приключениях в морских глубинах Жака Ива Кусто и его команды. В последнее время дайвинг стал модным и распространённым хобби, однако мало кто имеет представление о той гигантской разнице, которая существует между любительскими погружениями — прогулками по красивым водным ландшафтам и работой профессиональных водолазов. Достаточно сказать, что эту профессию по сумме самых разных факторов риска и угрозы здоровью специалисты считают самой опасной и тяжёлой из всех (даже в сравнении с профессией космонавта).
  Чем же занимаются профессиональные водолазы? Поле их деятельности весьма обширно — ведь любую работу в недрах водной стихии могут выполнить только они. Водолазы оказывают экстренную помощь в случае аварий судов (в том числе подводных лодок), спасают людей, поднимают со дна суда и любую затонувшую технику (автомобили, тракторы и т. п.). Но больше всего водолазы заняты на так называемых подводно-технических работах: строительство, ремонт и обслуживание подводных частей всевозможных сооружений: гидроэлектростанций, шлюзов, нефтяных платформ, набережных, тоннелей метро; прокладка и ремонт под водой газопроводов, труб, кабелей; очистка, углубление дна акваторий и т. п.
  Водолазам в зависимости от характера их работы приходится погружаться на малые глубины (до 12 м), а чаще всего на средние (от 12 до 60 м). Спуски глубже 60 м по сути являются сверхэкстремальными. Их выполняют только водолазы-глубоководники.
  Как известно, чем глубже погружаешься под воду, тем больше давление её толщи. Каждые 10 м оно увеличивается на 1 атм. Человеческий организм не приспособлен к таким условиям, он настроен на нормальное атмосферное давление (1 атм = 760 мм рт. ст.), но может перестроиться и некоторое время существовать при более высоком (гипербарическом) давлении при условии, если давление воздуха или газовой смеси, которой дышит человек, будет соответствовать давлению окружающей среды.
  Однако гипербарические условия являются для людей экстремальными. Это — настоящее состояние биологического (а также и психологического) стресса, т. е. фактически пребывание на грани возможного.
  Чем больше глубина, тем больше времени требуется организму человека для приспособления к ней. Поэтому погружение водолаза (и соответственно компрессия — нарастание давления) обязательно должно проходить постепенно. При подъёме на поверхность (снижении давления) ещё важнее останавливаться на каждой ступени декомпрессии (уровне глубины, установленной нормативами) на строго определённое время, чтобы произошло постепенное «рассыщение» организма от растворённых под давлением в крови и тканях так называемых индифферентных газов (т. е. тех, которые при нормальном давлении в крови и тканях не растворяются). Так, водолаз, работающий даже на относительно небольшой глубине 16 м, должен потратить на подъём полчаса. А глубоководные водолазы вынуждены проходить декомпрессию по многу часов. Они поднимаются на поверхность в мобильной барокамере — водолазном колоколе, который стыкуется с судовой барокамерой, где глубоководники и «отсиживают» положенный им срок декомпрессии. Иначе может возникнуть кессонная болезнь, когда индифферентные газы «закипают» в крови, образуя пузырьки, что может привести к закупорке кровеносных сосудов.
  Это крайне опасное профессиональное заболевание может проявляться по-разному. В лёгких случаях — покалывание и ломота в суставах, в тяжёлых — сильная боль, потеря сознания и, возможно, последующая инвалидность или даже летальный исход. Если же при первых признаках «кессонки» провести лечебную рекомпрессию — повторную компрессию водолаза в барокамере, то этих ужасных последствий удаётся избежать. В самых лёгких случаях помогает сауна. Так что оснащение современных водолазных станций и судов сауной — не прихоть, а требование жизни.

1ВодолазФорма1

  Уже внешний вид снаряжения, в которое облачают профессионального водолаза перед погружением другие члены команды (одному такое не под силу), раз и навсегда избавляет от представления о лёгких прогулках под водой. Гидрокомбинезон вместе с грузами, размещёнными на груди и спине, шлемом, «галошами» (по 12 кг каждая) весит около 80 кг. Ошибается тот, кто думает, что в воде эта тяжесть не ощущается. Как говорят водолазы, на глубине за счёт давления сама вода напоминает кисель, а на больших глубинах (около 200 м) — смолу и двигаться очень тяжело.
  В комплект водолазного снаряжения обязательно входит специальный нож на случай всяких непредвиденных обстоятельств. Под комбинезон надевают тёплое шерстяное бельё, меховые носки, потому что в водных глубинах очень холодно и зимой, и летом. А ещё там полная темнота, поэтому водолазу нужен фонарь. Но даже он позволяет видеть окружающее лишь на расстоянии вытянутой руки. И несложно представить, как трудно, например, вырыть на дне траншею для трубопровода.
  Водолаз оснащён сигнальным концом — страхующим канатом, при помощи которого можно подавать условные сигналы на поверхность в случае отказа телефонной станции (её кабель, как и сигнальный конец, крепится на широком водолазном поясе). А главное, что связывает водолаза с поверхностью, — шланг, через который подаётся сжатый воздух или другая дыхательная смесь. Её качает громко тарахтящий наверху компрессор. Иногда спускаются с газовыми баллонами на спине, но их используют только как резервный запас.
  Погружение при любых подводных работах невозможно без участия как минимум ещё двух членов команды — обеспечивающего и страхующего водолазов. Обеспечивающий водолаз помогает работающему на всех этапах спуска, начиная с одевания и проверки герметичности снаряжения. Он обязан при всех перемещениях товарища под водой вытравливать и подбирать сигнальный конец, кабель и дыхательный шланг, ни при каких обстоятельствах не выпуская их из рук и «не давая слабины»; в его обязанности входит святая святых — подача воздуха. Он постоянно должен следить за давлением в шланге и местонахождением товарища (хотя бы по пузырькам воздуха), непрерывно поддерживать с ним контакт по разговорной или сигнальной связи, регулярно запрашивать о самочувствии и передавать указания руководителя спуска.
  Страхующий водолаз должен быть готов к погружению в любой момент, если потребуется аварийная помощь тому, кто под водой. А пока такая необходимость не возникнет, он помогает обеспечивающему водолазу. Страхующий отвечает также за соблюдение срока пребывания водолаза под водой (в зависимости от глубины спуска), докладывает о состоянии дел руководителю спуска, которым назначается водолаз с большим стажем погружений (у него на счету по нескольку тысяч проведённых под водой часов). Обычно он имеет самую высшую «водяную» квалификацию — водолазный специалист. И не зря, ведь руководителю спуска по ходу работы приходится принимать самые ответственные решения, опираясь именно на свой богатый опыт.
  Известно, что безопасность водолаза на 80 % зависит от тех, кто остался наверху. Подводники шутят: «Мы со своими товарищами стараемся не ссориться и не критикуем их на собраниях». А если говорить серьёзно, водолазы на самом деле — народ дружный, они действительно — одна команда. Редко где сохранилась атмосфера такого настоящего мужского братства, разве что у альпинистов, тоже работающих в одной связке. Идущий на погружение должен быть абсолютно уверен в своих товарищах — он доверяет им собственную жизнь.
  Случайные люди в водолазном деле долго не задерживаются — работа уж очень трудная. Пребывание на глубине вызывает представление об аде: одиночество в непроглядной тьме, непосильный физический труд, готовность к любым неприятным неожиданностям. На дне много мусора, арматуры, брёвен, можно угодить в яму (а это как минимум сильный перепад давления и подачи воздуха). Находясь там, нужно быть сильным и телом, и духом, внимательным, спокойным, сообразительным и уверенным в себе, относиться ко всему философски. Большинство очень важных решений водолазу приходится принимать самому, по ситуации на месте. Нельзя поддаваться панике, проявлять слабость — пучина не прощает этого. Запаникуешь по мелочи, засуетишься — останешься там навсегда.
  Водолазы — люди совершенно особые, каждый из них — Личность с большой буквы. Почему они выбирают такую трудную профессию? Водолазы шутят: «Говорят, в раю климат хороший, но в аду общество интересней».


  Для того чтобы овладеть этой профессией, нужно окончить водолазную школу.

Военно-Морской Инженерный Институт Санкт-Петербурга
URL:- http://www.sovinformburo.com/organization/detail/?item_id=1438

Воронежская школа водолазов URL - https://vvschool36.ru/

Учебно-тренировочный центр ФГБУ «Морспасслужба» URL - http://morspas.com/diving/utc

Морская школа ДОСААФ России г. Санкт-Петербург URL - https://www.mor-dosaaf.ru/

Новороссийская водолазная школа URL - http://vodolaz-nvr.ru/

Школа водолазов в  г. Севастополь URL - http://ocrim.ru/blog/shkola-vodolazov-v-sevastopole/

Черноморского высшего военно-морского ордена Красной Звезды училища им. П. С. Нахимова (г. Севастополь) URL - http://sev-chvvmu.ru

Всероссийское общество спасения на водах Ростовской области (г. Рстов-на-Дону)
URL - https://vosvod61.ru/novosti-1/post/obucheniye-v-rostovskoy-vodolaznoy-shkole

  Многие обучаются водолазному делу, попав на флот по призыву. Обучение длится около девяти месяцев. По окончании выпускники получают водолазную книжку и квалификацию водолаза третьего класса. Однако реально более-менее настоящие навыки приходят года через два. Дальнейшее восхождение по лестнице водолазной карьеры до водолаза первого класса и специалиста зависит от опыта — количества часов, проведённых под водой. Вообще, водолазу приходится учиться и набираться мастерства всю жизнь, постоянно проходя всевозможные переподготовки и расширяя круг своих дополнительных квалификаций: водолаз-электросварщик, газорезчик, взрывник, глубоководник и т. д. Сейчас благодаря автоматизации и усложнению подводных работ (когда, как говорят акванавты, «мы под водой не ремонтируем только часы») оказались востребованными водолазы с высшим образованием.
  Чтобы получить допуск к погружению, необходимо иметь не только водолазную книжку, где отражена вся деятельность водолаза (квалификация, переподготовка, специализации, разрешённая глубина погружения, стаж и т. п.), но и положительное заключение водолазной медкомиссии (её водолаз проходит ежегодно, а глубоководник — ежеквартально) с указанием допустимой по состоянию здоровья глубины погружения на настоящий момент. Кроме того, необходимо ежегодно проходить водолазную квалификационную комиссию для подтверждения своей квалификации.
  Как видно, требования к водолазам даже более строгие, чем к лётчикам и космонавтам. Действительно, эта профессия требует и очень хорошего знания своего дела, и точного соблюдения всех инструкций, правил погружения, и крепких нервов, и недюжинной физической силы, и богатырского здоровья. Увы, водолазы с возрастом, приобретая всё более высокую квалификацию и опыт, одновременно получают медицинские допуски на всё меньшие и меньшие глубины. Так что специалист, мастер экстра-класса нередко становится руководителем спусков совсем не потому, что он «лезет в начальники».
  Профессиональных заболеваний у водолазов много. Помимо «кессонки» бывают баротравмы лёгких, уха (барабанная перепонка может лопнуть от резкого перепада давления), нередки переохлаждения и обычные травмы, как при любой тяжёлой физической работе и работе с инструментами: фрезой, сварочным аппаратом, гидроманипулятором и т. п. Возникают заболевания суставов (результат пребывания под высоким давлением), предрасположенность к радикулиту, сердечной недостаточности и ишемической болезни сердца. Недавно медики обнаружили, что при регулярной работе в условиях гипербарии падает активность Т-лимфоцитов, которые уничтожают инородные клетки, снижается иммунитет, в результате чего возникает большая вероятность инфекционных и онкологических заболеваний.
  Обычно состояние здоровья, подтверждённое медкомиссией, позволяет водолазам погружаться до 35—40 лет. Но и на пенсию они выходят раньше: с 50 лет при наличии 10 лет стажа и 2750 часов, проведённых под водой.
  Заработок водолаза на государственных предприятиях не такой уж высокий, как того заслуживают люди столь опасной и сложной профессии: водолазы высшей квалификации получают около 10—12 тыс. рублей в месяц.

БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ

  В советское время вся информация о водолазных погружениях и работах ниже 60 м считалась секретной. И благодаря тому, что водолазы-глубоководники принадлежали в основном военному ведомству (ВМФ), эта сфера неплохо финансировалась и развивалась. Когда Россия перестала стремиться к военному приоритету, хорошо подготовленные глубоководные водолазные службы с их дорогостоящим техническим обеспечением фактически прекратили своё существование. Яркое тому свидетельство — печальная история гибели экипажа подводной лодки «Курск», потерпевшей бедствие в августе 2000 г. По мнению глубоководных водолазов прежней закалки, спасательные работы на «Курске», особенно в первые часы после случившегося, проводились из рук вон плохо. Тогда как подобная аварийная ситуация, по их словам, была вполне разрешимой и неоднократно отрабатывалась специальными отрядами водолазов - спасателей ВМФ. В те дни, наблюдая за развитием событий, оставшиеся не удел глубоководники - специалисты самой высокой категории - испытывали горечь и досаду «за державу» и свою профессию, представители которой, оказавшись вдруг остро востребованными, проявили такую несостоятельность, хотя и не по своей вине.

1ВодолазИстория1

   День Водолаза — праздник, отмечается 5 мая, в день создания первой водолазной школы в 1882 году, по именному указу императора России Александра III, в Кронштадте.
  После окончания Крымской войны и освобождения Севастополя возникла необходимость организовать работу по подъёму орудий с затопленных кораблей и расчистке фарватера. С 1861 года в Российском императорском флоте были введены в штаты экипажей военных кораблей водолазы, а водолазное снаряжение стало табельным имуществом, но обучение водолазов велось ещё кустарным способом.
  В 1881 году командир императорской яхты «Ливадия» капитан 1 ранга В.П. Верховский составил проект создания водолазной школы в России. Заведующий минной частью на флоте контр-адмирал К.П. Пилкин подал данный проект на рассмотрение в инспекторский департамент Морского ведомства.
  23 апреля (5 мая) 1882 года Адмиралтейств-советом Морского ведомства России, на основании указа императора Александра III, была утверждена Кронштадтская водолазная школа (КВШ). В Указе было сказано, что водолазная школа должна готовить «опытных в водолазном деле офицеров и нижних чинов для судовых надобностей и подводных минных работ». Курировал Водолазную школу непосредственно генерал-адмирал Великий князь Алексей Александрович.
  Водолазная школа размещалась в Кронштадте при минной части в помещении бывшего провиантского магазина (Якорная пл., дом № 1 А). Первым начальником школы водолазов был назначен капитан-лейтенант А.Г. Леонтьев, врачом — М.Н. Храбростин (1852—1915), впоследствии ставший судовым врачом крейсера «Варяг», Георгиевским кавалером.
  За первый год работы школы было подготовлено более 200 водолазных специалистов — 14 офицеров и 188 нижних чинов.
  Теоретические занятия с будущими водолазами проходили в 3-м губернском флигеле (ныне дом по улице Петровской, 10, к. 2), тренировки по водолазным спускам — у Петербургской пристани. Для проведения летних практических занятий была сформирована Водолазная партия, которая отрабатывала спуски в финляндских шхерах — «в бухте Перно, в 8-ми милях от города Ловиза» (современная Ловийса).
  20 сентября 1884 года временное заведование водолазной школой было поручено командиру монитора «Лава» капитану 2 ранга Бурачёку П.С. (сын известного кораблестроителя С.О. Бурачёка), который за короткое время наладил учебный процесс. Были введены расписание занятий, заведены классные журналы, написаны учебные и методические пособия, составлена систематизация условных сигналов для связи с водолазом, находящимся под водой.
  В 1896 году в школе был построен специальный бассейн — гидротанк, переделанный из парового котла полуброненосного фрегата «Дмитрий Донской».
  В 1897 году был создан Водолазный офицерский класс, который вошёл в состав Водолазной школы. В класс ежегодно принималось 5-6 офицеров. Во время Первой мировой войны прием не проводился.
  С 1897 года, преподаватели и слушатели ВКШ выполняли подводные работы на затонувшем броненосце «Гангут». В этот же период многие из курсантов работали подо льдом у борта крейсера «Россия». В 1899 году офицерами и учениками школы были проведены подводные работы при спасении броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», севшего на каменную гряду в Финском заливе.
  В 1908 году были введены знаки различия для нижних чинов водолазной школы. На ленточке к бескозырке появилась надпись «Водолазная партия», а на погонах — буквы В и П.
  С 1882 по 1917 год школа выпустила 2695 водолазов и подготовила немало талантливых офицеров водолазной службы.
  В 1918 году школа была эвакуирована из Кронштадта в Петроград, затем в Саратов, после в Казань. В 1920 году была переведена в Вольск. В конце 1921 года школа вернулась в Петроград, а затем в 1922 году в Кронштадт.
  В декабре 1924 года Водолазная школа переехала в Севастополь и была включена в состав Учебного отряда Черноморского флота. В 1928 году школу объединили с водолазными курсами ЭПРОНа (Экспедиции подводных работ особого назначения) в Балаклаве. В 1931 году школа была переименовала в Балаклавский военно-морской водолазный техникум, который стал общесоюзным центром подготовки специалистов подводных работ. В период Великой Отечественной войны школа размещалась сначала в Астрахани, а затем в посёлке Слюдянка около озера Байкал. После освобождения Крыма в 1944 году школа водолазов вернулась в Балаклаву, в 1957 году была перебазирована в бухту Карантинная, в Севастополь.

Изобретения Водолазной школы

  • В 1889 году выпускник и преподаватель Водолазной школы мичман Е. В. Колбасьев изобрёл подводный электрический светильник и разработал схему подводной телефонной связи с водолазами, которая явилась основой телефонной водолазной станции, созданной выпускником школы капитаном 2 ранга М.К. Шульцем совместно с изобретателем А.С. Поповым.
  • Инженер-механик Л.А. Родионов и врач Н. А. Есипов изобрели первый в мире фотоаппарат для подводных съёмок. Фотографии, сделанные ими, неоднократно демонстрировались на выставках в России и за рубежом.
  • В 1895 году были произведены испытания нового водолазного насоса системы лейтенанта А.А. Кононова, позволяющего осуществлять спуски на глубину до 50 сажень.
  • В 1896 году мичман Богданович разработал новую воздухонагнетательную помпу.
  • В феврале 1900 года доктор Водолазной школы Н.А. Есипов представил изобретённый им сфигмограф (прибор для графического исследования пульса, то есть пульсометр), позволяющий контролировать пульс водолаза при подводных работах.
  • В 1899 году Водолазной партией были проведены успешные испытания подводного железоискателя, сконструированного преподавателем КВШ лейтенантом М.К. фон Шульцем.

  Первыми водолазами древности были ныряльщики. Они без всякого снаряжения, используя лишь запас воздуха в легких, погружались в воду для выполнения различного рода работ: добычи рыбы, жемчуга, губок, устриц, раковин, подъема затонувших предметов, строительства подводных сооружений и т. д. Чтобы продлить срок пребывания под водой, ограниченный для ныряльщика 1—2 мин., уже тогда человек пытался создать подводные устройства и аппараты, которые обеспечили бы ему под водой «земные» условия. Об этом свидетельствуют изображения дошедших до нас барельефов и рисунков, старинных картин и гравюр, летописей и других памятников глубокой старины. Несмотря на то что иногда трудно судить о том, существовали ли изображенные устройства и аппараты в действительности или это только фантазия художника, все упоминания о них свидетельствуют о непрестанном стремлении ‘ человека завоевать подводный мир?, разгадать его загадки и тайны.

4500—3200 гг. до н. э.

  В эти годы существовали водолазы-ныряльщики, добывавшие раковины со дна моря. Об этом свидетельствует значительное количество перламутра в украшениях, обнаруженных при раскопках в Месопотамии (4500 г. до н. э.) и при раскопках Фив (3200 г. до н. э.). Наличие водолазов-ныряльщиков в Древнем Египте подтверждают найденные при раскопках в Абидосе (среди других датируемых 4000 г. до н. э. вещей) печати фараонов с изображением рыб, пловцов, ныряльщиков, лодок и т. д.

1000 г. до н. э.

  С этого времени сохранился высеченный на камне барельеф, изображающий ассирийского воина, лежащего под водой и дышащего воздухом из кожаного бурдюка.

V в. до н. э.

  Греческий ныряльщик-водолаз Скиллиас из г. Скионы вместе со своей дочерью Гидной (хорошей нырялыцицей) перерезал якорные канаты у кораблей флота персидского царя Ксеркса, в результате чего корабли штормом были выброшены на берег. Это облегчило грекам победу в греко-персидской войне.
  IV в. до н. э. Работы и исследования в области биологии моря выполняет знаменитый философ и первый ученый-натуралист Аристотель из Стагиры (384—322 гг. до н. э.). Аристотель назвал и описал около 180 видов животных, обитающих в Эгейском море, включая 116 видов рыб и свыше 60 видов беспозвоночных. Интереснейшие и исключительно точные описания Аристотеля по строению, физиологии и систематике, а также по способам размножения, питания и другим сторонам жизни многих морских животных позволяют сделать предположение, что Аристотель был хорошим ныряльщиком.
  У Аристотеля мы находим подробное описание водолазного колокола того времени, выполненного в виде сосуда, опущенного вогнутой полостью вниз, причем Аристотель указывает на требование строго прямого погружения колокола в воду, исключающего заполнение его водой. Аристотелю принадлежат также сообщения о погружениях под воду в водолазном колоколе греческого полководца Александра Македонского (356—323 гг. до н. э.).

I в. до н. э.

  Греческий философ Посидий установил, что глубина моря у берегов острова Сардиния равна 1800 м. Это первое в истории упоминание о промерах морских глубин, однако, к сожалению, методы, которыми они осуществлялись, неизвестны.

375 г. н. э.

  В книге древнеримского писателя Вегеция «О правилах военных» для обучения римских когорт приводится описание водолазного прибора, выполненного в виде кожаного шлема с трубкой. Шлем плотно охватывает голову человека и имеет прорези для глаз, закрытые прозрачным материалом. Дыхательная трубка от шлема выходит на поверхность воды и поддерживается плавающим по поверхности надутым мешком. Издана указанная книга в XVI в.

Около 1500 г.

  Гениальный итальянский художник и инженер Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.) занимается разработкой водолазных аппаратов. В его записных книжках имеются эскизы дыхательной трубки-шнорхеля, водолаза в маске с прикрепленным к его груди воздушным мешком и ручные плавники для плавания под водой.

1538 г.

  Первые (достоверно известные в Европе) погружения под воду в водолазном колоколе. Первый спуск под воду производился в г. Толедо на реке Тахо в Испании. Внутри колокола, выполненного в виде горшка, сидели два человека с зажженными свечками.

1590—1595 гг.

  Примерно в эти годы запорожские казаки, используя перевернутые челны (принцип водолазного колокола), под водой нападают на турецкие корабли в Черном море.

1620 г.

  Голландец Корнелиус ван Дреббель построил первую действующую, подводную лодку. «Подводная галера» Дреббеля, рассчитанная на двенадцать гребцов, была снабжена выведенной на поверхность дыхательной трубой, в которую воздух нагнетался при помощи мехов.

1660 г.

  Английский физик Роберт Бойль изучает свойства сжатого воздуха. Выходит его книга «Новые физико-механические опыты, касающиеся упругости воздуха, и их результаты», в которой он впервые сформулировал свой знаменитый закон и объяснил принцип действия барометра. Р. Бойль сконструировал компрессионную камеру и проводил в ней опыты над животными.
 Немецкий физик Штурм построил водолазный колокол, имевший высоту 4 м. Свежий воздух в этот колокол добавлялся из бутылок, которые разбивались под водой по мере надобности.

1675 г.

  Имеющиеся документы свидетельствуют о том, что в России водолазы уже оформились как профессиональная группа. Патриарх Иоаким писал царю Алексею Михайловичу, что на Руси «водолазные люди» привлекаются на государственные и монастырские работы — на рыбные промыслы, для постановки плотин и запруд и т. д.

1715 г.

  Англичанин Лесбридж построил подводный аппарат, явившийся прототипом современного жесткого скафандра. Человек помещался в металлическом цилиндре с крышкой, с отверстиями для рук и смотровым окном.

1719 г.

  Предложено первое автономное водолазное снаряжение. Его изобретатель — крестьянин подмосковного села Покровское Ефим Никонов. Никонов предложил также проект подводной лодки, названной им «потаенным судном», с которого должны были действовать водолазы в изобретенном им снаряжении. По приказу Петра I судно построили и испытали, но при испытании оно было повреждено. После смерти Петра I казна отказала Никонову в средствах, необходимых для ремонта и усовершенствования судна.

1798 г.

  На реке Одер в Германии был испытан водолазный аппарат, изобретенный немцем Клингертом. Аппарат обладал многими качествами, свойственными современным скафандрам, и имел два гибких шланга для подачи свежего и отвода выдыхаемого воздуха.

1829 г.

  Кронштадтский механик Гаузен создал водолазное снаряжение, состоящее из металлического шлема, водонепроницаемой одежды и грузов. Шлем, под который по шлангу подавался сжатый воздух, удерживался на голове металлической шиной, проходившей между ног водолаза. Это снаряжение стало прототипом современного вентилируемого водолазного снаряжения и получило название «водолазного скафандра».

1837 г.

  Англичанин Август Зибе, герметически соединив шлем с рубахой, совершенствует водолазный скафандр, который, став мягким скафандром, находит широкое применение на всех флотах мира.

1844 г.

  Французский профессор Сорбоннского университета Анри Мильн-Эдвардс, используя мягкий скафандр, первым из ученых спустился под воду с научной целью, наблюдая там жизнь моллюсков и крабов.

1853 г.

  Русский изобретатель В. Вшивцев предложил оригинальный автономный водолазный аппарат с дыхательной трубкой и клапанами вдоха и выдоха. Хотя этот аппарат позволял плавать только на очень малых глубинах, примененная в нем система подачи и удаления воздуха нашла развитие в более совершенных типах снаряжения.

1861 г.

  В штаты экипажей военных кораблей русского флота введены водолазы.

1865 г.

  Французы Бенуа Рукейроль и Огюст Денеруз предложили полуавтономный дыхательный аппарат на сжатом воздухе, названный ими аэрофором. Воздух по шлангу подавался с поверхности в резервуар, который прикреплялся к спине водолаза. Поступление воздуха в легкие водолаза зависело от гидростатического давления на данной глубине. Таким образом, аэрофор был прямым предшественником нынешнего акваланга.

1871 г.

  Известным русским изобретателем А.Н. Лодыгиным предложен проект автономного водолазного скафандра с применением газовой смеси, состоящей из кислорода и водорода, заменяющей атмосферный воздух. Кислород, по проекту, должен был вырабатываться из воды путем электролиза.

1ВодолазШкола1

1882 г.

  В Кронштадте была открыта водолазная школа, ставшая первым в России научным центром по водолазному делу. Помимо обучения водолазов для флота, преподаватели школы занимались разработкой правил водолазной службы, изучением и исследованием вопросов физиологии и гигиены водолазного дела, совершенствованием водолазной техники. В короткий срок школа завоевала авторитет не только в России, но и за границей. Экспонаты водолазного снаряжения и оборудования, а также первые образцы фотокамер для подводной съемки, представленные школой на выставке 1893 г. в Чикаго, были признаны лучшими как по идее, так и по исполнению и отмечены медалью и дипломом.

1885 г.

  Преподаватель Кронштадтской водолазной школы мичман Колбасьев разработал и осуществил практически телефонную связь с водолазом.
  Лейтенант Тверетинов разработал электрический фонарь для освещения под водой.

1893 г.

  Француз Луи Бутан осуществил фотографирование под водой с помощью сконструированной им аппаратуры.

1906 г.

  Англичанин доктор медицины Джон Скотт Холдейн научно обосновывает и составляет рабочие водолазные таблицы декомпрессии, обеспечивающие безопасный подъем водолазов на поверхность.

1914 г.

  Американец Джон Уильямсон снимает первый подводный кинофильм «Подводная экспедиция».

1919 г.

  Американец Элиу Томпсон предложил использовать гелий в смеси с кислородом для дыхания водолазов при глубоководных погружениях. Экспериментальные погружения на гелиево-кислородной смеси состоялись в Америке в 1924 г.

1923 г.

  В Советском Союзе создана организация ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения), возглавлявшая в последующие годы все судоподъемные работы в нашей стране, а также подготовку водолазных кадров. Ею же была организована научно-исследовательская работа для разработки и развития водолазной техники и водолазного дела. Для поисков английского военного корабля «Черный принц», затонувшего в годы Крымской войны в Балаклавской бухте, ЭПРОНом построен гидростат конструкции инженера Е.Г. Даниленко.

1925 г.

  В Советском Союзе организован Центральный комитет спасания на водах, реорганизованный в 1931 г. в «Общество содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях СССР» — Союз ОСВОД. Эта организация положила начало развитию подводного спорта в нашей стране.

1929 г.

  Француз Луи де Корле предложил и изготовил первые ножные ласты, потом запатентованные им же во Франции в 1933 г.

1932 г.

  Создан первый отечественный автономный кислородный водолазный дыхательный аппарат.

1938 г.

  На Черном море в районе Феодосии работает подводная археологическая экспедиция под руководством известного специалиста водолазного дела, крупного ученого-историка, профессора, генерал-полковника медицинской службы Рубена Абгаровича Орбели.

1943 г.

  Французы капитан Жак-Ив Кусто и инженер Эмиль Ганьян разрабатывают и испытывают полностью автономный, работающий на сжатом воздухе аппарат, названный аквалангом.
  Изобретение надежного, простого подводного дыхательного аппарата явилось началом нового века в подводных исследованиях, открыв широкий доступ в морские глубины десяткам тысяч любителей подводного спорта.

1947 г.

  Вышла книга Р.А. Орбели «Исследования и изыскания», в которой автор подробно рассматривает историю возникновения и развития водолазного дела.

1962 г.

  Г. Келлер совершает погружение в Калифорнийском заливе на глубину 311 м.
  Жак-Ив Кусто начинает большие исследования по программе «Преконтинент» («Материковая отмель»), целью которой является изучение возможностей длительного пребывания человека под водой.
  Во время первого опыта два акванавта Альберт Фалько и Клод Весли прожили 7 дней в подводном доме «Диоген», установленном на глубине 10 м в Средиземном море.

1ВодолазШурепова1

Даты жизни: 5 мая 1939 - 15 мая 2017
Место рождения: город Вилковишки, Литва

  Первая женщина-водолаз в Военно-морском флоте СССР, а впоследствии и в военно-морских силах Украины; также женщина-тренер боевых дельфинов для использования в интересах обороны государства (Дельфинарий ВМФ СССР в г. Севастополе на берегу Казачьей бухты)
  До войны родители Галины — Александр Алексеевич и Александра Фёдоровна Шуреповы вместе с дочерьми Галей и Наташей жили в небольшом литовском городке Вилькавишкисе. Отец (в звании майора) был разведчиком. C самого начала Великой Отечественной войны отец был контужен и его эвакуировали на самолёте в тыл, а семья осталась на оккупированной территории и вскоре попала в руки гестапо. Девочек поместили в немецкий приют, где они получили новые имена — Хелена и Алдона. Мама работала подёнщицей на хуторе у литовцев. Затем детей отправили в Германию, где они попали в донорскую группу детей «Пфляуме».
  После войны, в 1948 году, сестёр привезли в Вильнюс и в очередной раз поменяли фамилию на Шубертайте. К этому времени девочки полностью забыли русский язык и в литовском детском доме говорили только по-немецки.
  Их отец, прошедший всю войну с Красной Армией, начал разыскивать свою семью. Сначала А.А. Шурепов нашёл жену. Затем родители, объединив усилия, начали поиск дочерей. В феврале 1949 года Шурепов по служебным делам был в Вильнюсе. В одном из детдомов обратил внимание на даты рождения сестёр Шубертайте. Числа совпадали с днями рождения его пропавших дочерей, которые ими и оказались! Отец забрал девочек из детского дома и привёз в Гродно, где жил к тому времени.
  Характер Галине достался от папы: такой же настойчивый, со стремлением идти до конца. И от мамы: такой же сильный – ведь мама умудрилась, чyдoм выжив в плену, затем пешком дойти из Германии в Литву – и это в те годы!
  Родители сразу стали тренировать дочек, чтобы восстановить их силы. Каждое утро семья начинала с гимнастики на улице. Девочек обучили до такой степени, что обе решили стать спортсменками.
  Галина закончила Ленинградский институт физкультуры.
  В 1961 году первая в СССР стала мастером спорта по подводному спорту.
  После окончания института Галина три года работала на Сахалине, где организовала первую на острове секцию подводного плавания. Потом вернулась в Ленинград, где несколько лет отработала тренером легководолазов-мужчин для Балтийского пароходства, а затем переехала в Севастополь.
  По приказу командующего Военно-морским флотом в конце 1960-х годов в Севастополе создавалась секретная база для подготовки боевых дельфинов.
  Основные задачи, стоящие перед дельфинами, это обнаружение подводных мин, моряков и иных объектов. Процесс тренировки долгий и требовал от тренера самоотдачи и терпения.
  Галину пригласили сниматься в каскадерских трюках в «Человеке-амфибии».
  Она заменяла Анастасию Вертинскую в подводных сценах: там, где она сначала «тoнyла», а затем плавала с Ихтиандром под водой.

1ВодолазСоколова1

Даты жизни: 10 декабря 1912  - 17 декабря 2001
Место рождения: город Череповец, Новгородская губерния, Российская империя

  Первая в СССР женщина – тяжелый водолаз, автор идеи Ладожского трубопровода. Благодаря её мужеству, которая в общей сложности провела под водой 27 суток, были спасены тысячи жизней блокадного Ленинграда.
  Родилась в 1912 году в Череповце, была старшим ребёнком в многодетной семье. Среднее образование получила в череповецкой школе № 1, окончив её в 1931 году. В 1931 году поступила в Ленинградский институт инженеров водного транспорта. Окончила институт в 1936 году, получила диплом по специальности «инженер-гидротехник».
  По окончании института работала в Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Одним из первых заданий было руководство группой водолазов при строительстве порта в Сочи — для контроля хода работ Соколова впервые в 1938 году осуществила спуск под воду в водолазном снаряжении, вес которого почти вдвое превышал её собственный.
  В 1939 году окончила курсы усовершенствования специалистов водолазного дела. Получила разрешение на подводные спуски до 10-метровой глубины — для получения документа, впервые в истории водолазного дела выданного женщине, потребовалось личное решение М.И. Калинина.
  В сентябре 1939 года Н.В. Соколова была зачислена на военную службу в звании военного инженера 3-го ранга. Направлена на Северный флот.
  К началу Великой Отечественной войны служила инженером-гидротехником 27-го отряда подводно-технических работ в аварийно-спасательной службе Краснознамённого Балтийского флота (Ленинград). Подразделение занималось восстановлением повреждённых бомбёжками подводных коммуникаций, прокладкой кабеля, подъёмом затонувшей техники, оружия, продуктов, зерна с затонувших барж и ушедших под лёд грузовиков.
  Осенью 1941 года Соколова работала в группе аварийно-спасательного обеспечения работы речной переправы в районе Невской Дубровки, участвовала в прокладке подводной трассы для буксировки боевой техники. Принимала участие в прокладке по дну Ладожского озера 45-километрового бронированного телефонного кабеля для обеспечения связи командования Ленинградского фронта с Генеральным штабом Красной армии (сентябрь—октябрь 1941). Участвовала в создании Дороги жизни и работе на трассе.
  Весной 1942 года, когда запаса топлива в осаждённом Ленинграде оставалось на 100 дней, Нина Соколова выдвинула идею прокладки подводного трубопровода через Ладожское озеро. Участвовала в строительстве 29-километрового Ладожского подводного трубопровода, выполненном за 43 дня (5 мая — 16 июня 1942). За идею и участие в её реализации была награждена орденом Красной Звезды.
  После снятия блокады труба была заморожена. Об «артерии жизни» немцы так и не узнали.
 Принимала участие в прокладке по дну Ладожского озера подводного кабеля, послужившего прорыву энергетической блокады Ленинграда и получившего название «Кабель жизни». Осенью 1942 года получила ранение в ногу и плечо, была контужена. После лечения в госпитале вернулась в отряд.
  После освобождения Ленинграда от блокады получила звание инженера-подполковника Военно-морских сил.
  За время работы на Ладоге провела под водой в общей сложности 644 часа — около 27 суток.
  После окончания войны участвовала в работах по разминированию и восстановлению мостов, строительстве стен причалов в Ленинграде, Кронштадте, Таллине, расчистке русла Невы. В 1946 году получила звание инженера-полковника. Преподавала в Высшем военно-морском училище имени М. В. Фрунзе, читала курс гидравлики и гидродинамики. В 1958 году вышла в отставку.
  Умерла в Санкт-Петербурге в 2001 году.


ВОДОЛАЗЫ ГЕРОИ КНИГ

 1ВодолазКниги1

1ВодолазКниги2

1ВодолазКниги3

1ВодолазКниги4

1ВодолазКниги5

1ВодолазКниги6

1ВодолазКниги7

1ВодолазКниги8

1ВодолазКниги9

1ВодолазКниги10

1ВодолазКниги11

1ВодолазКниги12

1ВодолазКниги13


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ПРО ВОДОЛАЗА

  • Под водой не полазаешь - водолазом не станешь (рус.).
  • Водолаз ошибается в жизни только раз (рус.).
  • Водолазу дождь не помеха (рус.).
  • Самое главное под водой уметь владеть воздухом (рус.).

1ВодолазПамятники1

  Скульптура «Водолаз-маяк» в Москве на Пушкинской набережной в Парке Горького была открыта 5 мая 2016 года - в день водолаза.
  Автор скульптуры - художник Леонид Тишков - руководствовался концептуальной идеей известного советского скульптора Веры Мухиной.
  В 1937 году Мухина, уже ставшая известной благодаря монументу «Рабочий и колхозница», работала над героическим образом «эпроновца».  ЭПРОН - Экспедиция подводных работ особого назначения, созданная в 1923 году для подъёма затонувших судов и подлодок. История ЭПРОН началась с особо секретного задания: водолазов отправили в Балаклавскую бухту на поиск затонувшего в 1854 году английского фрегата «Принц»; молодая советская власть рассчитывала, что на борту затонувшего во времена Крымской войны судна могут быть спрятаны сокровища, которыми можно пополнить опустошённую Гражданской войной казну. Клада эпроновцы так и не нашли, но за первые 2 года работы подняли со дна Чёрного моря миноносец и 2 подводные лодки, которые позже были отремонтированы и переданы флоту. В 1941 году ЭПРОН полностью вошла в состав Военно-морского флота как аварийно-спасательная служба.
  Вера Мухина, вдохновлённая образом «завоевателя стихий», задумала необычную скульптуру водолаза высотой 40 метров, которая одновременно была бы ещё и маяком. К сожалению, авангардная идея Мухиной не осуществилась.
  «Водолаз-маяк» Леонида Тишкова, выполнен в меньшем масштабе (около 3 метров), но обладает всеми атрибутами настоящего маяка: в его шлеме находится ритмично мигающая лампа, загорающаяся вместе с городским освещением. Бронзовый водолаз выполнен в стилистике 1930-х годов. Это первый памятник водолазам в Москве.

Источники:

Энциклопедия для детей. Выбор профессии / ред. коллегия: М. Аксёнова, А. Ростоцкая, О. Носкова и др.- Москва: Мир энциклопедий Аванта +, 2006.- 432 с.: ил. 

Водолаз-маяк. - URL: http://mosprogulka.ru/places/vodolaz-majak. - (дата обращения: 20.04. 2021). 

Первая водолазная школа в России. - URL: https://slavikap.livejournal.com/23494040.html.. - (дата обращения: 20.04. 2021). 

Подвиг женщины-водолаза.- URL: http:// life.ru/p/1164129. - (дата обращения: 21.04. 2021).