МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(15 октября 1814 - 15 июля 1841)

     Лермонтов 1 Михаил Юрьевич Лермонтов, родившийся в Москве 3 (15) октября 1814 года, был младшим современником Александра Сергеевича Пушкина, Василия Андреевича Жуковского и поэтов-декабристов. Мелькнув яркой кометой на небосклоне русской литературы, он вошёл в её историю как поэт-романтик и один из первых писателей-реалистов, став для людей своего поколения поэтом мысли, выразившим круг их идей и психологию.
    Уже более 200 лет назад ушёл из жизни великий поэт и писатель, но произведения его не затерялись в истории. Слишком много чувств и эмоций вложил он в свои творения, и они до сих пор читаются с интересом, будоражат умы и сердца. 

     Лермонтов Михаил Юрьевич родился в ночь со 2 на 3(15) октября 1814 года в семье отставного капитана, мелкого помещика Юрия Петровича Лермонтова. 
    По материнской линии происходил из богатого дворянского рода Столыпиных. Мать Мария Михайловна Арсеньева (1795-1817). Бабушка поэта Елизавета Алексеевна (по мужу Арсеньева) - родная сестра Д.А. Столыпина, внук которого выдающийся русский реформатор, Председатель кабинета министров Петр Андреевич Столыпин приходился троюродным братом Михаилу Юрьевичу Лермонтову.Лермонтов 2
       
По отцовской линии род Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта (Шотландия). Находясь на службе у польского короля, в 1613 году, при осаде крепости Белой, Георг Лермонт был взят в плен и перешел на сторону русских, сражался в чине офицера в отряде Д. Пожарского и за хорошую службу царю получил грамоту в 1621 году на владение землей в Галическом уезде Костромской губернии. От него и пошли Лермонтовы, уже во втором поколении, принявшие Православие. Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов является восьмым коленом от прибывшего в Россию шотландского воина. 
    Отец поэта - Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831), капитан в отставке из небогатых помещиков Тульской губернии. По словам близко знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный. 
     Поместье его - Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии - находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. 
   Лермонтов 3 Красота и столичные манеры Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой, нервную и романтически-настроенную Марию Михайловну. Несмотря на протест своей гордой матери, она вскоре стала женой небогатого «армейского офицера». Ему было 26 лет, ей – 18. 
   Марья Михайловна, родившаяся ребенком слабым и болезненным, и взрослою всё ещё глядела хрупким, нервным созданием. Семейная жизнь не долг была счастливой. Юрий Петрович стал изменять жене и поздно приходить домой. Однажды Мария Михайловна потребовала от мужа отчет, где он бывает? Но вместо ответа получила удар в лицо, упала и сильно повредила руку. На следующий день Елизавета Алексеевна, ненавидевшая зятя за его бедность и непостоянство, выпроводила его из дома. 
    Передряги с мужем, конечно, не были такого свойства, чтобы благотворно действовать на организм Марии Михайловны. Она стала хворать. В Тарханах долго помнили, как тихая, бледная барыня, сопровождаемая мальчиком-слугой, носившим за ней лекарственные снадобья, переходила от одного крестьянского двора к другому с утешением и помощью, помнили, как возилась она с болезненным сыном. И любовь, и горе выплакала она над его головой. Марья Михайловна была одарена душой музыкальною. Посадив ребенка своего себе на колени, она заигрывалась на фортепиано, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу, и слёзы катились по его личику. Мать передавала ему необычайную нервность свою. 
    Автобиографичны слова героя юношеской драмы Лермонтова "Странный человек", посвященные матери: " На ее коленях протекали первые годы моего младенчества, ее имя было первою моею речью, ее ласки облегчали мои первые болезни". В 1830 г. поэт признавался: "Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать". Образ матери, отзвук ее песни прошли через многие произведения Лермонтова: драмы " Menschen und Leideschaften", "Странный человек", поэму "Сашка", стихотворения "Ангел", "Пусть я кого-нибудь люблю:", "Кавказ" и др. 
     Лермонтову после смерти матери было 2 года 4 месяца. В поэме "Сашка" у него есть такие строки: Лермонтов 4
                                          Он был дитя, когда в тесовый гроб 
                                          Его родную с пеньем уложили. 
                                          Он помнил, что над нею черный поп
                                          Читал большую книгу, что кадили, 
                                          И прочее: и что, закрыв весь лоб 
                                          Большим платком, отец стоял в молчанье. 
                                          И что когда последнее лобзанье 
                                          Ему велели матери отдать, 
                                         То стал он громко плакать и кричать. 
    Марья Михайловна похоронена в том же склепе, что и её отец. Её памятник, установленный в часовне, построенной над склепом, венчает сломанный якорь — символ несчастной семейной жизни. На памятнике надпись: «Под камнем сим лежит тело Марьи Михайловны Лермонтовой, урождённой Арсеньевой, скончавшейся 1817 года февраля 24 дня, в субботу; житие её было 21 год и 11 месяцев и 7 дней». Елизавета Алексеевна Арсеньева, пережившая своего мужа, дочь, зятя и внука, также похоронена в этом склепе. Памятника у неё нет.
    Лермонтов-отец не в состоянии был воспитывать сына, как этого хотелось аристократической родне, — и Арсеньева, имея возможность тратить на внука «по четыре тысячи в год на обучение разным языкам», взяла его к себе с уговором воспитывать его до 16 лет и во всём советоваться с отцом. Последнее условие не выполнялось; даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Арсеньевой.
    Но Юрий Петрович следил за успехами сына, гордился им, верил в его будущее.В январе 1831 года Юрий Петрович тяжело заболел и, наверное, предчувствуя исход болезни, пишет сыну письмо-завещание, обращаясь к нему с проникновенными и трогательными словами: "...ты одарен способностями ума, - не пренебрегай ими и всего более страшись употребить оные на что-либо вредное и бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет богу!..Ты имеешь, любезнейший сын мой, доброе сердце - не ожесточай его даже и самою несправедливостью и неблагодарностью людей, ибо с ожесточением ты сам впадешь в презираемые тобою пороки. Верь, что истинная, нелицемерная любовь к Богу, к ближнему есть единственное средство жить и умереть спокойно. Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твое во мне внимание..."
    У юного Лермонтова есть такие строки:
                                     Ты дал мне жизнь, но счастия не дал;
                                     Ты сам на свете был гоним,
                                     Ты в людях только зло изведал…
                                     Но понимаем был одним.
    Мишель понимал отца, но ничего не мог изменить… О своих чувствах к отцу, о духовной общности с ним Лермонтов говорит в стихотворениях 1829-1832 гг. 
                                     Ужасная судьба отца и сына
                                     Жить розно и в разлуке умереть,
                                     И жребий чуждого изгнанника иметь
                                     На родине с названьем гражданина!
                                    Но ты свершил свой подвиг, мой отец,
                                    Постигнут ты желанною кончиной;
                                    Дай бог, чтобы, как твой, спокоен был конец
                                    Того, кто был всех мук твоих причиной!
                                    Но ты простишь мне! я ль виновен в том,
                                   Что люди угасить в душе моей хотели
                                   Огонь божественный, от самой колыбели
                                   Горевшийв ней, оправданный творцом?
                                   Однако ж тщетны были их желанья:
                                  Мы не нашли вражды один в другом,
                                  Хоть оба стали жертвою страданья!
    Лермонтов 5 Детские годы Михаила, с марта 1815 года, прошли в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне с.Лермонтово Пензенской области) в имении бабушки Е.А. Арсеньевой.
     Бабушка так слепо любила своего Мишеля, что ничего запретного для него не было. Если он хотел играть в войну, то крепостные крестьяне строили землянки, рыли траншеи, а деревенским мальчишкам шили военную форму. Михаил всегда был главным и непобедимым. И неудивительно, что он всегда чувствовал свое превосходство.
    Бабушка лелеяла его с колыбели, выходила больным ребенком, позаботилась дать ему блестящее и серьёзное для того времени образование, сосредоточила на нём всю свою любовь и заботы. В преклонных летах, частью именно из-за этой беззаветной преданности к внуку, пользовалась она всеобщим уважением и не раз успевала отвращать своим заступничеством серьёзную опасность, грозившую поэту.
     Когда его не стало, она выплакала свои старые очи. Ослабевшие от слез веки падали на них, и, чтобы глядеть на опостылый мир, старушке приходилось поддерживать их пальцами.
    Прекрасная природа, заботливое отношение бабушки, отличное домашнее образование, которое было стандартом в дворянской среде того времени, всё способствовало нравственному и духовному развитию будущего поэта: "Моя душа, я помню с детских лет, // Чудесного искала..."
    Первыми учителями Лермонтова были грек, больше занимавшийся скорняжным промыслом, чем уроками, домашний доктор Ансельм Левиси пленный офицер Наполеоновской гвардии, француз Капэ. Из них наиболее заметное влияние оказал на него Капэ, сумевший внушить ему глубокий интерес и уважение к "герою дивному" и "мужу рока". После смерти Капэ наняли французского эмигранта Шандро, описанный впоследствии Лермонтовым в "Сашке" под именем маркиза de Tess, "педанта полузабавного", "покорного раба губернских дам и муз", "парижского Адониса". Шандро скоро сменил англичанин Виндсон, знакомивший Лермонтова с английской литературой, в частности с Байроном, который сыграл в его творчестве такую большую роль.
   В Тарханах, Лермонтов с детства наблюдал картины крестьянского быта и сельской природы, прислушивался к народным песням, преданиям о Степане Разине, Емельяне Пугачеве. Недалеко от барского дома находится беседка, где подолгу любил отдыхать уже повзрослевший Лермонтов. Здесь он мечтал о будущем России:
                                   ...Я родину люблю
                                   И больше многих: средь её полей
                                   Есть место, где я горесть
                                                                 начал знать...
   Большой барский дом в Тарханах находится в окружении цветников, парка, садов. В южной части парка на берегу пруда сохранился старый дуб, посаженный, по преданию, Лермонтовым. Поэт любил это дерево, символ мужества, твёрдости и вечности.  И не случайно, в одном из последних стихотворений он писал:
                                   Я б желал навеки так заснуть,
                                   Чтоб в груди дремали жизни силы,
                                   Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
                                   Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
                                   Про любовь мне сладкий голос пел,
                                   Надо мной чтоб, вечно зеленея,
                                   Темный дуб склонялся и шумел.
    ...Живёт и крепнет дуб, живет вечно молодая, волнующая поэзия того, чьими руками он был посажен.
   Лермонтов 6 Желая поправить здоровье внука, бабушка несколько раз возила его на Кавказские воды. У Столыпиных было имение Столыпиновка недалеко от Пятигорска, ближе к Владикавказу жила сестра Арсеньевой Хвостатова.
    Глубокий след в памяти Лермонтова оставили поездки с родственниками на Кавказ (1818, 1820, 1825 года). Летом 1820 года Лермонтов с бабушкой гостили в Минеральных водах у Е.А.Хвостатовой, а в 1825 году они посещают Горячеводск, где Лермонтов впервые влюбляется. Девочка была немногим моложе Лермонтова, лет девяти. Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденные движения, а над нею синее южное небо, упирающееся в седые вершины кавказских ледников, ниже хребты гор, одетые причудливыми облаками, а вблизи шум воды, бегущей меж скал по каменьям; вокруг пышная зелень в блеске теплых лучей иль облитая румяным закатом. Долго потом вспоминал мальчик-поэт этот Кавказ и время первой с ним встречи, время первого пробуждения души.
   Впоследствии он запишет: "Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушки, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9. Я её видел там. Я не помню, хороша была она или нет. Но её образ и теперь ещё хранится в голове моей"(запись Лермонтова от 8 июля 1830 года).
    Едва ли к чему-либо так пристрастилось сердце Лермонтова, как к Кавказу. На него он излил всю свою любовь, им он дышал. Кавказ открыл ему свои объятья, величественные, как душа поэта, и объятья эти заменили ему ласки рано умершей матери, а позднее - любовь родной души, дружбу близких и далекую родину.
                                      Хоть я судьбой на заре моих дней,
                                     О южные горы, отторгнут то нас,
                                     Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
                                     Как сладкую песню отчизны моей,
                                     Люблю я Кавказ.
                                     В младенческих летах я мать потерял.
                                     Но мнилось, что в розовый вечера час
                                     Та степь повторяла мне памятный глас.
                                     За это люблю я вершины тех скал,
                                    Люблю я Кавказ.
                                    Я счастлив был с вами, ущелия гор!
                                    Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
                                    Там видел я пару божественных глаз.
                                    И сердце лепечет, воспомнят от взор:
                                    Люблю я Кавказ!..
     Бабушка дала Михаилу Юрьевичу прекрасное домашнее воспитание. Лермонтов увлекался поэзией, прозой, драмой, музыкой, живописью, историей, философией. Он хорошо говорил на французском, немецком, английском языках. Знал латынь. На Кавказе научился говорить на грузинском языке. У него была великолепная память. Он помнил тысячи строк из произведений поэтов, особенно любил А. Пушкина и Байрона. Он был одарён музыкальностью – играл на скрипке, фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. 
    В 1827 году Лермонтов приехал в Москву, начал писать стихи, создал первые поэмы ("Черкесы", "Кавказский пленник"), отмеченные подражанием Александру Сергеевичу Пушкину. "Черкесы" были написаны летом 1828 во время поездки в Тарханы. На копии поэмы Лермонтов сделает запись: "В Чембаре за дубом". 1 сентября 1828 года Лермонтов был зачислен полупансионером в четвертый класс Московского университетского благородного пансиона. В декабре того же года Лермонтов успешно переведен в пятый класс и за прилежное отношение к занятиям получает два приза: картину и книгу. Именно к 1828 году сам Лермонтов относит начало своей поэтической деятельности. Позднее, в 1830 году он запишет: "Когда я начал марать стихи в 1828 году, я как бы по инстинкту переписывал и прибирал их, они ещё теперь у меня". 
    В Благородном пансионе Лермонтовым составлялись рукописные журналы. В одном из них ("Утренняя Заря"). Лермонтов был главным сотрудником. В "Утренней Заре" Лермонтов опубликовал свою первую поэму "Индианка". В 1830 году Пансион преобразовывается в гимназию, и Лермонтов оставляет его. 
  Лето он проводит в Середникове, подмосковном имении брата бабушки, Столыпина. Недалеко от Середникова жили его московские знакомые барышни, А. Верещагина и ее подруга Е.А. Сушкова, "черноокая" красавица, в которую Лермонтов без памяти влюбился. В записках Сушковой Лермонтов рисуется невзрачным, неуклюжим, косолапым мальчиком, с красными, но умными выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбой. Кокетничая с Лермонтовым, Сушкова в то же время беспощадно над ним издевалась. В ответ на его чувства ему предлагали "волан или веревочку, угощали булочками с начинкой из опилок". Когда они встретились вновь при совершенно иной обстановке, Лермонтов отомстил Сушковой очень зло и жестоко. 
    После Пансиона Лермонтов поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение (1830 - 1832), где обучался вместе с В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, уже тогда влиявшими на общий идейный уровень студенчества. Во время обучения в университете Лермонтов увлекся Н.Ф. Ивановой и В.А. Бахметьевой, но его постигло разочарование. В это время Лермонтовым написаны лирические стихи, поэмы, драмы, в том числе драма "Странный человек" (1831 год), осуждавшая власть и крепостное право. После столкновений с профессурой, которую раздражало дерзкое поведение Лермонтова, поэта завалили на экзаменах. Лермонтов не захотел оставаться на второй год и покинул университет, переехал в Петербург вместе со своей бабушкой. В Петербурге он пытался поступить в университет, однако ему не зачли двухлетнего обучения в Московском Университете и предложили поступить на первый курс. 
    По совету своего друга Столыпина Лермонтов поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой провёл "два страшных года" (10 ноября 1832 - 22 ноября 1834), заполненных военной муштрой, сначала в звании унтер-офицера, а затем юнкера. Почти в то же время в эту же школу поступил его будущий убийца Н.С. Мартынов, который описывал Лермонтова в своих записках как высокообразованного и начитанного человека, своим воззрением далеко обогнавшего сверстников. Урывками, тайком Лермонтов работал здесь над романом "Вадим", рисующим эпизоды Пугачевского восстания. В 1834 году Лермонтов закончил школу в звании корнета, служил в лейб-гвардии Гусарском полку, стоявшем в Царском Селе под Петербургом, однако много времени проводил в Петербурге. Лермонтов 7
    В это время Лермонтов становится душой компании местной молодёжи, запевалой в беседах, сводит с ума женщин. Именно к этому времени приходится развязка его давнего романа с Е.А. Сушковой. Он притворяется влюблённым, добивается взаимности и бросает её. 
   Немного позднее вся его страстная любовь сосредоточилась на Варваре Лопухиной. Это была привязанность глубокая, всю жизнь сопровождавшая поэта. Образ этой девушки является во множестве произведений поэта и раздваивается потом в "Герое нашего времени", в лицах княжны Мери и особенно Веры. 
    Вареньке Л* посвящено большое число стихотворений, но Лермонтов никогда не называет её имени. Обыкновенно на стихотворениях этих стоят звездочки. 
                                                                     *** 
                                                  Она не гордой красотою 
                                                  Прельщает юношей живых 
                                                  Она не водит за собою 
                                                  Толпу вздыхателей немых. 
                                                  И стан ее - не стан богини 
                                                  И грудь волною не встает, 
                                                  И в ней никто своей святыни, 
                                                  Припав к земле, не признает 
                                                  Однако все ее движенья, 
                                                  Улыбки, речи и черты 
                                                  Так полны жизни, вдохновенья, 
                                                  Так полны чудной простоты. 
                                                  Но голос душу проникает, 
                                                  Как вспоминания лучших дней, 
                                                  И сердце любит и страдает, 
                                                  Почти стыдясь любви своей. 
    Вареньке было 15-16 лет, когда он её увидел. Это была юная, милая, умная девушка, восторженная, симпатичная, страстно любившая поэзию. Мишель был ей не безразличен, её сватали «завидные» женихи, а она отказывала им, ссылаясь на то, что ей рано думать о замужестве. Взаимного, глубокого чувства у неё к Лермонтову не было, и он это знал, но всё равно продолжал любить её. То, что Лермонтов скрывал от всех свои чувства к Варваре Лопухиной, говорит о глубине и искренности его любви к ней.
                                            У ног других не забывал 
                                            Я взор твоих очей; 
                                            Любя других, я лишь страдал 
                                            Любовью прежних дней; 
                                            Так память, демон — властелин, 
                                            Всё будит старину, 
                                            И я твержу один, один: 
                                            Люблю, люблю одну! 
    В конце 1835 года до Лермонтова дошли слухи, что Варвара Лопухина, выходит замуж за Н.И. Бахметьева. Шан-Гирей рассказывает, как Лермонтова поразило известие о ее замужестве: «получив от бабушки письмо, в котором она сообщала М.Ю. о том, что В. Лопухина выходит замуж за господина Бахметьева, Лермонтов побледнел, отдал мне письмо и вышел из комнаты…» Новость о замужестве Вареньки нарушила его покой, и душевное состояние его было ужасным. 
      Встретившись с Лопухиной-Бахметьевой в Москве, Лермонтов был очень удивлен тому, как она изменилась, по его выражению: «Она была очень худая, бледная, а вот глаза ее светились по-прежнему». 
                                            Но я вас помню — да и точно! 
                                            Я вас никак забыть не мог! 
                                            Во-первых, потому, что много 
                                            И долго, долго вас любил, 
                                            Потом страданьем и тревогой 
                                            За дни блаженства заплатил; 
                                            Потом в раскаянье бесплодном 
                                            Влачил я цепь тяжёлых лет, 
                                            И размышлением холодным 
                                            бил последней жизни цвет. 
                                            С людьми сближаюсь осторожно, 
                                            Забыл я шум младых проказ, 
                                            Любовь, поэзию, — но вас, 
                                            Забыть мне было невозможно. 
           Узнав о смерти Лермонтова, Лопухина очень долго болела. Прожила она очень короткую жизнь, умерла в возрасте 36 лет. 
     Лермонтов 8 К 1835 году относится и первое появление Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов был известен, как поэт, лишь в офицерских и светских кругах. Один из его товарищей, без его ведома, забрал у него повесть "Хаджи-Абрек" и отдал ее в "Библиотеку для Чтения". Лермонтов остался этим очень недоволен. Повесть имела успех, но Лермонтов долго еще не хотел печатать своих стихов. Критические наблюдения этой поры над жизнью аристократического общества легли в основу драмы "Маскарад" (1835 год), которую Михаил Лермонтов переделывал несколько раз, но так и не добился разрешения цензуры на постановку. 
    По свидетельству Висковатова в 1834 году «Мишель сформировался физически, был мал ростом, но стал шире в плечах и плотнее, лицом по-прежнему смугл, и нехорош собой, но у него был умный взгляд, хорошо очерченные губы, черные мягкие волосы, очень красивые нежные руки, ноги кривые. Правую ногу он сломал в манеже и ее неправильно срастили». 
    По мнению других современников в Лермонтове с удивительной точностью жили как бы два разных человека. Для друзей и родных он был приветливым, добрым, заботливым, а к другим заносчивым, язвительным, высокомерным. Мишель очень болезненно реагировал на малейшую несправедливость по отношению к себе. И никогда не оставался в долгу, отвечал на резкость еще большей резкостью. Возможно, поэтому его не любили сослуживцы-офицеры. 
    Александр Дюма, собирая материалы о жизни русских поэтов, обратился с просьбой к графине-поэтессе Евдокии Ростопчиной, с которой был знаком лично, прислать ему материалы о Лермонтове и Пушкине, с творчеством которых он был знаком. Растопчина написала Дюма очень подробную и правдивую историю жизни Михаила Юрьевича. Вот короткие выдержки из её письма. «В школе гвардейских подпрапорщиков он был насмешливый, едкий, ловкий — проказы, шалости, шутки всякого рода сделались его любимым занятием; вместе с тем, полный блестящего ума, богатый, независимый, он был душой общества молодых людей; он был первым в беседах, в удовольствиях, в кутежах, словом, во всём том, что составляет жизнь в эти годы... 
     По выходе из школы он поступил в гвардейский егерский полк, один из самых блестящих полков и отлично составленный; там опять стал во главе товарищей... Он импровизировал для них целые поэмы казарменной и лагерной жизни. Этих пьес я не читала, так как они написаны для мужчин. Весёлая холостая жизнь позволяла ему посещать светские салоны, театр, балы, где он забавлялся тем, что сводил с ума женщин, а потом оставлял их в тщетном ожидании... 
    Он прекрасно рисовал акварелью и маслом, сам иллюстрировал свои произведения, превосходно рисовал карикатуры. Когда он служил на Кавказе, то на смену весёлости пришла чёрная меланхолия, которая отразилась в его творчестве. Успехи у женщин вызывали враждебность среди мужчин, а стихотворение «Смерть поэта» вызвало у французского посланника в Петербурге протест, против оскорбления французской нации, сын де Баранта вызвал Лермонтова на дуэль, но всё обошлось; дуэлянты помирились...» 
     Своё личное мнение о Лермонтове графиня выразила в посвящении ему, когда он в апреле 1841 года уезжал на Кавказ. Лермонтов 9
                                   Лишь для нас, лишь в тесном круге нашем: 
                                   Самим собой, весёлым, остроумным, 
                                   Мечтательным и искренним он был — 
                                   Лишь нам одним, — он речью, чувства полной, 
                                   Передавал всю бешеную повесть. 
                                   Младых годов, ряд пёстрых приключений 
                                   Бывалых дней и зреющие думы — 
                                   Текущия поры... Но лишь меж нас. 
                                   Он отдыхал в беседе непритворной, 
                                   И кров, как будто свой, и быт семейный..
                                   О, живо помню я, тот грустный вечер, 
                                   Когда его мы вместе провожали... 
     Она дописала этот стих уже в ноябре 1841 года. 
                                   Как он тогда предчувствием невольным 
                                   Нас испугал! Как нехотя, как скорбно 
                                   Прощался он! Как верно сердце в нём 
                                   Недоброе, тоскуя, предвещало... 
     Ростопчина в письме к Дюма писала, что ухаживания за женщинами на балах, литературно-музыкальных салонах у мужчин вызывали злобу и вражду. А почему? Ведь он был нехорош собой, малого роста, кривоногий. Почему женщины предпочитали ухаживания Лермонтова другим кавалерам. Всё очень просто: он был очень умным, хорошо образованным, знал языки - французский, немецкий, английский, прекрасно музицировал, великолепно рисовал, на ходу сочинял прекрасные поэтические комплименты, красиво ухаживал - и дамы были в восторге, и некрасивость его была незаметна. А вот любили ли они его - большой вопрос. 
   11 октября 1837 года после хлопот бабушки Е.А. Арсеньевой и В.А. Жуковского Лермонтов был переведён в Гродненский гусарский полк, стоявший под Новгородом, но по пути к месту новой службы поэт задержался в столице; 9 апреля 1838 года Лермонтов возвращен в лейб-гвардии Гусарский полк. 
     С 1838 по 1840 год Лермонтов находился в Петербурге - это время поэтического расцвета его таланта, поэт восстанавливает светские связи, посещает литературные салоны семьи Карамзиных, В. Одоевского, бывает на балах и приемах у аристократии (Валуевы, Репнины, Смирнова-Россет). Высший свет становится ему «более чем несносным», потому что «нигде ведь нет столько низкого и смешного, как там» (из письма к М. А. Лопухиной, к. 1838). 
      В это время Петербург был центром культуры, а в нем салон Карамзиных. 
     Софья Карамзина в письме подруге Мещерской в Москву писала: «Я вальсировала с Лермонтовым и получила огромное удовольствие. И ещё он читал «Демона», поэма полна свежести и прекрасной поэзии... Действительно, восходит блестящая звезда на нашем столь бледном и тусклом литературном небосклоне». 
     А царь Николай I оценил поэму иначе: «Были у нас итальянский Вельзевул, английский Люцифер, немецкий Мефистофель, теперь явился русский «Демон», значит, нечистой силы прибыло». 
      Творчество Лермонтова принято делить на два этапа: ранний (1829 - 1836) и зрелый (1837 - 1841). 
     Крутой перелом в творчестве и судьбе Лермонтова определило стихотворение "Смерть поэта" (1837 год) - гневный отклик на гибель А.С. Пушкина в январе 1837 года. Стихи, осуждавшие не только убийцу, но и придворную знать - виновницу свершившейся трагедии, разошлись по всей России. Лермонтов был болен, когда стало известно о смерти Пушкина. До него доходили различные толки; некоторые, "особенно дамы, оправдывали противника Пушкина", находя, что "Пушкин не имел права требовать любви от жены своей, потому что был ревнив, дурен собою". Негодование охватило поэта, и он излил его на бумагу. 
      Сначала стихотворение оканчивалось словами: "И на устах его печать". В таком виде оно быстро распространилось в списках, вызвало бурю восторгов, а в высшем обществе возбудило негодование. Когда Столыпин стал при Лермонтове порицать Пушкина, доказывая, что Дантес иначе поступить и не мог, Лермонтов моментально прервал разговор и в порыве гнева написал страстный вызов "надменным потомкам". 
                                                                А вы, надменные потомки 
                                                                Известной подлостью прославленных отцов, 
                                                                Пятою рабскою поправшие обломки
                                                                Игрою счастия обиженных родов! 
                                                                Вы, жадною толпой стоящие у трона,
                                                                Свободы, Гения и Славы палачи! 
                                                                Таитесь вы под сению закона, 
                                                                Пред вами суд и правда — всё молчи! 
                                                                Но есть и божий суд, наперсники разврата! 
                                                                Есть грозный суд: он ждёт; 
                                                                Он не доступен звону злата, 
                                                                И мысли, и дела он знает наперёд. 
                                                                Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: 
                                                                Оно вам не поможет вновь, 
                                                                И вы не смоете всей вашей чёрной кровью 
                                                                Поэта праведную кровь! 
     Стихотворение «Смерть поэта» вызвало широкий резонанс. Дуэль Пушкина, клевета и интриги вокруг его имени произвели глубокое возмущение среди передовой части русского общества. Михаил Юрьевич очень выразительно, смело и талантливо передал эти чувства в поэтической форме. Имя Лермонтова, как достойного наследника Александра Пушкина, получило всенародное признание, а политическая острота слов стихотворения вызвала тревогу в правительственных кругах. Решением суда Лермонтов был отправлен на Кавказ в драгунский полк, а благодаря усилиям бабушки Елизаветы Алексеевны   переведён затем в Гродненский полк, который тоже отправлялся на Кавказ. Но военная служба его не устраивает, и он хочет уйти в отставку. Он служил в Москве, Петербурге, а после дуэли с де Барантом 18 февраля 1839 года будет отправлен на Кавказ. 
     Лермонтов 10В первых числах мая 1839 года Лермонтов выехал из Петербурга на Кавказ. По пути он остановился в Москве, чтобы повидаться с друзьями. 9 мая он был приглашен на день рождения Николая Гоголя, среди гостей которого были Вяземский, Баратынский, Тургенев, Хомяков, артист Щепкин. В конце вечера Лермонтов читал гостям поэму «Мцыри» и, говорят, читал превосходно. 
      В конце мая Лермонтов покинул Москву, а 17 июня писал из Ставрополя Лопухину: «Завтра еду в действующий отряд, на левый фланг, в Чечню, брать пророка Шамиля». В официальном «Журнале военных действий» было написано, что поручик пехотного полка Лермонтов во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик имел поручение наблюдать за действия передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда о ее успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью. И он исполнил возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием, и один из первых ворвался в неприятельские завалы. 
        Во время ссылки Лермонтов встречался с опальными декабристами; познакомился с грузинской интеллигенцией, живо интересовался фольклором горских народов, их бытом, традициями и языком. Кавказские темы заняли прочное место в творчестве Лермонтова - писателя и художника (Лермонтов неплохо рисовал). Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры; лучшие из них связаны с кавказской темой. 
     Лермонтов был смелым человеком и в боевых схватках с горцами всегда был впереди всех, ничего и никого не боялся, а пули обходили его стороной. Он собрал взвод молодых, смелых офицеров, которые всегда первыми бросались в бой, и всегда этот взвод выигрывал, даже когда силы были неравными. За особые заслуги перед отечеством командир представил Николаю I список отважных офицеров для награждения. Царь, увидев фамилию Лермонтова, собственноручно вычеркнул её. 
     Лермонтов 11 Со второй половины 30-х годов творчество Лермонтова становится многообразнее по содержанию, богаче в жанровом и стилистическом отношении. Стихи Лермонтова начали публиковать. Большой успех имела историческая поэма "Песня про царя Ивана Васильевича..." (опубликована в 1838 году без указания имени автора, не пропущенного цензурой). Лермонтов сблизился с редакцией журнала "Отечественные записки", познакомился с критиком В.Г. Белинским. Работая над новыми романтическими поэмами, Лермонтов одновременно пишет стихотворные повести из современной жизни ("Сашка", "Тамбовская казначейша"), в которых изображение быта и нравов приобретает сатирический характер. В поэтический мир Лермонтова входят большие вопросы современности, раздумья о судьбе поколения ("Дума", 1838 год), о трагическом одиночестве свободолюбивого человека, о нравственном состоянии общества. В стихотворении "Поэт" (1838 год) Лермонтов провозглашает высокие идеалы гражданской поэзии, которая должна воспламенять "бойца для битвы". С нарастанием реалистических элементов связано также утверждение в творчестве Лермонтова народной темы, обращение к устной эпической поэзии, воссоздание русского народного характера ("Песня про царя Ивана Васильевича...", "Бородино", 1837, "Завещание", 1840, "Родина", 1841). Торжеством лермонтовского реализма явился роман "Герой нашего времени" (1840 год), насыщенный глубоким общественным и психологическим содержанием. Художественным открытием непреходящего значения стал образ главного героя романа - Печорина, который показан на широком фоне жизни русского общества. Средствами реалистического письма Лермонтов обнажает в своём герое трагическое противоречие между глубиной его натуры и бесплодностью действий. Идейно-творческая зрелость Лермонтова сказалась и в художественном новаторстве романа, в совершенстве его композиции, в тонком, психологически мотивированном раскрытии характеров и душевной жизни персонажей, в несравненном по своей точности и чистоте языке, которым восхищались Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. 
   Творчество Лермонтова питали традиции романтической лирики декабристов, ему была близка мятежная поэзия Д.Г. Байрона. Особенности романтического искусства отвечали индивидуальному складу Лермонтова-поэта, помогли ему выразить свободолюбивые и мятежные идеалы, утвердить идею свободы личности. Лермонтовский романтизм, далёкий от всякой созерцательности, наполнен трагически обострённым чувством, напряжённой мыслью; при этом он включает элементы реалистического видения мира, постепенно занимавшие всё большее место в поэзии Лермонтова. Так, в основе романтической поэмы "Мцыри" (1839 год) - реальный сюжет из кавказской жизни того времени и острозлободневная идейная коллизия: вольный горец взят в плен царским генералом и заточен в монастырь; его неукротимая жажда свободы становится ярким выражением протеста против всякого гнёта и подавления личности. Показательна творческая история поэмы "Демон", над которой Лермонтов работал с 1829 года почти до конца жизни: условно-романтическая обстановка постепенно уступала в ней место жизненно конкретным описаниям; с каждым новым вариантом всё более прояснялась главная цель автора - создать в образе Демона грандиозное аллегорическое воплощение мятежа личности против несправедливости "мирового порядка". Передовые современники именно так восприняли философский смысл "Демона", явившегося вершиной русской романтической поэзии. В то же время в последних редакциях поэмы всё более отчётливо раскрывается бесперспективность эгоцентрического "демонизма", усиливаются мотивы духовного возрождения - через любовь души, "открытой для добра". Лермонтов 12
   А бабушка продолжала хлопотать об отпуске для внука в связи с ее болезнью, и ей в этом помог А. Бенкендорф, уговоривший дать поручику Лермонтову отпуск. Его величество высочайше повелевать соизволил: «Офицера сего, ежели он по службе усерден и в нравственности одобрителен, уволить в отпуск к ней (Арсеньевой Е.А.) в Петербург сроком на два месяца». 
   Приехав в Петербург, он практически сразу же получил замечание, явившись на бал в дом графини Воронцовой-Дашковой, потому что сосланному за дуэль на Кавказ опальному Лермонтову не место быть в большом свете, тем более на балу был император. Михаил Юрьевич покинул дом Воронцовой, поняв для себя, что с отставкой придется подождать. 
     11 апреля дежурный генерал Главного штаба вызвал его и сообщил ему предписание: в 48 часов покинуть Петербург и отправиться на Кавказ в Тенгинский полк. Хлопоты бабушки, несмотря на все ее связи ни к чему не привели. Уже из Ставрополя он писал ей: «Я все надеюсь, милая бабушка, что мне все-таки выйдет прощение, и я могу выйти в отставку». 
     Лермонтов должен был ехать в Дагестан, а поехал в Пятигорск и представил начальству справку о болезни, выданную ему пятигорским военным лекарем, в которой говорилось, что он нуждается в лечении минеральными водами в течение всего лета, так как «оставленное употребление вод и следование в путь может повлечь самые пагубные последствия для его здоровья». 
     Из Пятигорска он пишет бабушке: «Я опять пишу вам из Пятигорска, куда я опять заехал и где пробуду несколько времени для отдыха. Я получил ваши три письма вдруг. То, что вы мне пишете о словах г. Клейнмихеля, я полагаю, что ещё не значит, что мне откажут отставку, если я подам; он только просто не советует; а чего мне здесь ещё ждать?» Сколько отчаяния в последнем предложении. 
    В Пятигорске жила большая компания веселой молодежи - все давнишние знакомые Лермонтова. «Публика - вспоминает князь А.И. Васильчиков,- жила дружно, весело и несколько разгульно... Время проходило в шумных пикниках, кавалькадах, вечеринках с музыкой и танцами. Особенным успехом среди молодежи пользовались Эмилия Александровна Верзилина, прозванная «розой Кавказа». 
    В этой компании находился и отставной майор Мартынов, любивший пооригинальничать, порисоваться, обратить на себя внимание. Лермонтов часто зло и едко вышучивал его за "напускной байронизм", за "страшные" позы. 
     Лермонтов представлял Мартынова своим знакомым в Пятигорске не только как давнего товарища, но и как своего друга! 
   Итак, вечером 13 июля 1841 года в зале дома генерала Верзилина находились несколько человек. На диване сидели и оживленно беседовали Лермонтов, дочь хозяйки Эмилия Александровна и Лев Сергеевич Пушкин (!) - младший брат великого поэта. Фортепиано, на котором играл князь С. Трубецкой, стояло в северо-восточном углу большого зала. Около фортепиано - перед ссорой - стояли и разговаривали Надежда Петровна Верзилина и Мартынов в своем кавказском наряде. Лермонтов, повернувшись к собеседнице и имея в виду Мартынова, сказал ей шутливо, чтобы она была осторожна с этим опасным "горцем с большим кинжалом", который может убить. К несчастью, в этот момент Трубецкой прекратил играть на фортепиано и слова Лермонтова ясно прозвучали в большом зале. 
    Лермонтов 15Все, что копилось годами в душе Мартынова, против обращения с ним Лермонтова, все, что Мартынов тщательно скрывал в себе, вышло наружу. Да и его мать постоянно внушала сыну неприязнь к Лермонтову. Самолюбие Мартынова было задето насмешкой поэта над ним в присутствии дам. Мартынов "взорвался" и резко заявил, что он долго терпел оскорбления господина Лермонтова и терпеть их больше не намерен. 
    Между прочим, по словам Э.А.Шан-Гирей, свидетельницы ссоры, на ее замечание поэту после этой ссоры, но еще до вызова на дуэль: "Язык мой - враг мой", - Лермонтов ответил спокойно: "Это ничего, завтра мы будем добрыми друзьями". Лермонтов не воспринял эту ссору всерьез, не думая о ее возможных последствиях. Но после этого вечера на лестнице дома Верзилина между Лермонтовым и Мартыновым состоялся разговор на повышенных тонах. Безусловно, Лермонтов, не придавая серьезного значения произошедшей ссоре, не стремился извиниться перед Мартыновым и успокоить его, и возбужденный разговор закончился вызовом Лермонтова на дуэль. 
    Получается, что Лермонтов сам спровоцировал эту дуэль и главной ее причиной стал язвительный, задиристый характер поэта и, конкретно, его острый язык. Ведь Мартынов знал о дуэли Лермонтова с де Барантом, знал, что Лермонтов хороший стрелок и храбрый человек. Как же не герой Мартынов, к тому же позднее заявлявший, что он почти не умел стрелять из пистолета, решился вызвать Лермонтова на дуэль?! Что толкнуло его на вызов: крах военной карьеры, насмешки над ним Лермонтова и окружающих, подстрекательство врагов поэта, оскорбление при даме, к которой он был неравнодушен, и, наконец, отчаяние? Или он просто был уверен, что Лермонтов стрелять в него не будет? Как бы то ни было, дуэль стала неизбежной. 
     Впоследствии князь Васильчиков А.И. писал: "трехдневная отсрочка не послужила ни к чему, и 15 июля часов в шесть-семь вечера мы поехали на роковую встречу; но и тут в последнюю минуту мы, и я думаю сам Лермонтов, были убеждены, что дуэль кончится пустыми выстрелами и что, обменявшись для соблюдения чести двумя пулями, противники подадут себе руки и поедут... ужинать. 
    Когда мы выехали на гору Машук и выбрали место по тропинке, ведущей в колонию (имени не помню), темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау. Лермонтов 13
     Мы отмерили с Глебовым тридцать шагов; последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на десять шагов по команде "марш". Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову, и скомандовали: "Сходись!" Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные. 
      Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом - сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие. 
   Хотя признаки жизни уже видимо исчезли, но мы решили позвать доктора. По предварительному нашему приглашению присутствовать при дуэли, доктора, к которым мы обращались, все наотрез отказались. Я поскакал верхом в Пятигорск, заезжал к двум господам медикам, но получил такой же ответ, что на место поединка по случаю дурной погоды (шел проливной дождь) они ехать не могут, а приедут на квартиру, когда привезут раненого. 
     Когда я возвратился, Лермонтов уже мертвый лежал на том же месте, где упал; около него Столыпин, Глебов и Трубецкой. Мартынов уехал прямо к коменданту объявить о дуэли. 
      Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу". 
     Официальное сообщение об его смерти гласило: "15 июля, около 5 часов вечера, разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М.Ю. Лермонтов". 
     На второй день после гибели поэта Р.К. Шведе создал портрет "Лермонтов на смертном одре. "Живопись нехороша, но память дорога, так как это единственный снимок", - писал в 80-х годах Д.А. Столыпин об этой работе. Здесь поэт лежит в белой рубашке, прикрытый до пояса простыней; волосы коротко острижены, рот и глаза полуоткрыты. По свидетельствам современников, Шведе точно запечатлел облик погибшего. Портрет, написанный по заказу А.А. Столыпина, много лет находился у него, а в 1882 году А. Столыпиным был передан в Лермонтовский музей. Портрет Шведе условно был отнесен к прижизненным, так как писался с натуры. Портрет оставляет тяжелое впечатление.  

См. Портреты М.Ю. Лермонтова. – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/club/literature9/blog/73139 

     Почему в России находятся отморозки, которые убивают талантливых людей — Пушкин, Лермонтов, Есенин... Лермонтов, как и Пушкин, хотел уйти в отставку, но не успел… и 15 июля 1841 года был убит. 
    П. Мартьянов, расследовавший дело о дуэли Лермонтова, был уверен, что главную роль в этом сыграл князь Васильчиков (младший), такого же мнения были и другие современники. На следствии Васильчиков заявил: «Если б его не убил Мартынов, то убил бы кто-то другой. Ему всё равно не сносить бы головы». 
     После дуэли Лисаневич говорил, что в полку постоянно кого-то из прапорщиков и поручиков уговаривали на вражду с Лермонтовым. Михаил Юрьевич чувствовал это: 
                                                        Мои друзья вчерашние - враги, 
                                                        Враги — мои друзья, 
                                                        Но, Да простит мне грех господь благий, 
                                                        Их презираю я... 
                                                        Вы также знаете вражду друзей 
                                                        И дружество врага, 
                                                        Но чем ползущих давите червей? 
                                                        Подошвой сапога. 
                                                        Им жизнь нужна моя, ну что же — пусть возьмут. 
                                                        Не мне жалеть о ней! 
                                                        Клуб ядовитых змей 
    Что-то странное творилось в этот день с природой. Погода стояла дивная, ласковая. Вдруг разразилась небывалая буря. Пыль в мгновение окутала Пятигорск. Страшные удары грома следовали один за другим, в горах не умолкали раскаты. Невиданная гроза внезапно сменилась бурным ливнем. Это произошло около 7 часов вечера 15 июля 1841 года в двух километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук, где в эти секунды на дуэли погиб Михаил Юрьевич Лермонтов. Тело убитого поэта долго лежало под дождем, никто не хотел ехать в такую ненавистную погоду за покойным.
      По утверждению кандидата медицинских наук Георгия Абсава, поэт был убит киллером, спрятавшимся за кустами, потому что пуля шла снизу вверх под углом 45 градусов, то есть стрелявший лежал на земле. Абсава изучил записи доктора, осмотревшего тело Лермонтова, и отметил, что пуля вошла в полость грудной клетки у 12 ребра спереди, вышла между 5 и 6 ребром на спине покойного. А ведь Мартынов должен был стрелять в упор и ранение должно выглядеть иначе... Врач сделал заключение, что пуля при стрельбе из пистолета того периода не пробивала человека, и что рана должна быть прямой спереди и сзади. Он не сомневается, что «стрелял киллер, спрятавшись за кустами, и не из пистолета, а из винтовки». 
      Эту же версию выдвинул в 30-е годы XX века директор пятигорского музея «Домик Лермонтова» Коротков С. и был снят с должности. Спустя 20 лет об этом же писал Константин Паустовский в повести «Разлив рек», об этом говорил и Юрий Тынянов: «Грибоедов, Пушкин, Лермонтов — они не погибли, их просто устранили». 
      О том, что Лермонтов убит другим человеком, свидетельствует и тот факт, что слишком мягким было наказание: Мартынов отсидел на гауптвахте три месяца и всё... Свидетели того события подтверждают: 
                 «Дуэли не было, а было убийство». Р. И. Дорохов 
                 «Мартынов трагически разыграл жизнь Лермонтова». А. Ф. Тиран 
                 «Увы, Лермонтова нет..., он убит, убит подлым образом». А. Смольянинов 
                 «Все говорят, что это убийство, а не дуэль». А. Елагин и т.д. 
                 Узнав о смерти поэта, Николай I сказал: «Умер человек, который мог нам заменить Пушкина». 
    17 июля 1841 года состоялось погребение тела поэта на пятигорском кладбище. Запись в метрической книге пятигорской церкви Скорбящей Богородицы: «Тенгинского пехотного полка поручик Михаил Юрьевич Лермонтов 27 лет убит на дуэли 15 июля, а 17 погребен, погребение пето не было». Последняя деталь требует разъяснения. По православному обычаю, убитый на дуэли приравнивался к самоубийце, похоронить его по церковному обряду было делом нелегким. Дав взятку священнику, друзья поэта добились разрешения вырыть могилу на кладбище, а не за его пределами. 
        Когда-то в ранней юности Лермонтов написал странные стихи: 
                                         Кровавая могила ждет меня, 
                                        Могила без молитв и без креста. 
        И вот предсказание сбылось: тело его было предано земле без молитв. По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили словами: "туда ему и дорога". 
         Позднее гроб с телом М.Ю. Лермонтова был перевезён в село Тарханы и 23.4 (5.5).1842 погребён в семейном склепе Арсеньевых. 
 Лермонтов 16  По поводу этой трагической смерти В.Г. Белинский писал: "... Новая, великая утрата осиротила бедную русскую литературу" ("Отечественные записки", 1841, № 9, отд. 6, стр. 2). 
       В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке. 
    Лермонтов выступил в русской литературе как наследник и продолжатель А.С. Пушкина, в эпоху, когда дворянская революционность (после разгрома декабристского движения в 1825 году) искала новые пути развития. Уже юношеская поэзия Лермонтова была проникнута страстной мечтой о свободе, содержала призывы к действию (стихотворения "Жалобы турка", "Монолог"). Ослабление общественного движения окрасило его творчество в пессимистические тона, но тогда же начал складываться и острокритический взгляд поэта на современность; уже в ранних стихах нашла выражение его тоска по идеалу. Развивая многие художественные принципы Пушкина, Лермонтов выразил новый этап в развитии русского общественного сознания, и это определило глубокое своеобразие его поэзии, тонко отмеченное В.Г. Белинским: "Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества" (Полное собрание сочинений, том 4, 1954, стр. 503). 
     В творчестве Лермонтова тесно переплелись гражданские, философские и субъективные, глубоко личные мотивы. Он внёс в русскую поэзию "железный стих", отмеченный небывалой прежде энергией выражения мысли. Отвечая насущным потребностям духовной жизни русского общества и освободительного движения, поэзия и проза Лермонтова подготавливали новый расцвет отечественной литературы. Влияние Лермонтова прослеживается в творчестве Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.А. Блока, В.В. Маяковского. Его драматургия сыграла значительную роль в развитии театрального искусства. Наследие Лермонтова нашло многообразную интерпретацию в живописи, театре, кинематографе. Его стихи обогатили русскую музыку, послужив основой для оперного ("Демон" А.Г. Рубинштейна), симфонического ("Утёс" С.В. Рахманинова, "Три пальмы" А.А. Спендиарова) и романсного (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев) творчества, стали народными песнями ("Выхожу один я на дорогу"). 
      В стихотворении «Пророк», написанном между маем и началом июля 1841 года, говорится о роли поэта в общественной жизни: Лермонтов 17
                                        С тех пор, как вечный судия 
                                        Мне дал всеведенье пророка, 
                                        В очах людей читаю я 
                                        Страницы злобы и порока. 
                                        Провозглашать я стал любви 
                                        И правды чистые учения: 
                                        В меня все ближние мои 
                                        Бросали бешено каменья.

Источники 

Висковатов, П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов: Жизнь и творчество /П.А. Висковатов. – М.: Современник, 1987. – 494 с. 

Наумкина, А. «Я рожден с душою пылкой»: познавательный час к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова /А. Наумкина //Библиотека предлагает. – 2014. - №3. – С. 6-36. 

Русские писатели. XIX век: Биографии. – М.: Дрофа, 2000. – 464 с. 

Энциклопедия для детей. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики XIX века. – М.: Аванта+, 2006. – 672 с. 

Лермонтов Михаил Юрьевич: биография. – Режим доступа: http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=608


МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

     лермонтов портретКогда мы читаем произведения Лермонтова, восхищение сливается в нашей душе с го­речью, словно от недавней потери. Лермонтов погиб в 26 лет, спустя четыре года после смерти А.С. Пушкина. Но эти четыре года, когда были созданы его лучшие стихотворения, поэмы (крупные стихотворные произведения с сюжетом), драма «Маскарад» и роман «Ге­рой нашего времени», обогатили русскую литературу и сделали Лермонтова преемником Пушкина в ее развитии.
       Будущего поэта воспитывала бабушка. Детство он провел в ее поместном селе Тарханы Пензенской губернии, несколько раз выезжал на Кавказ. Впечатлительного ребенка трону­ла природа родной земли, поразили яркие, богатые, величественные пейзажи Кавказских гор. Позже во многих стихотворениях и поэмах «Мцыри», «Демон» Лермонтов нарисует красочные картины природы, используя необычные метафоры (иносказательные сравне­ния одного предмета с другим): «степь лазурная» - небо, «вечные странники», «цепь жем­чужная» - облака; эпитеты (выразительные, красочные признаки): «луч солнца золотой», «струя светлей лазури», «свободные» тучи. Поэт говорит о природе, как о живом существе (олицетворение): сосна «дремлет», ей снятся сны, утес превращается в старого, морщини­стого великана, тучи предстают мятежными изгнанниками, «спят во тьме ночной» горные вершины.
      Обращался Лермонтов и к родной истории. Его знаменитое стихотворение «Бородино» стало гимном Отечественной войне 1812 года. В нем старый солдат, участник Бородинско­го сражения с Наполеоном, рассказывает молодому товарищу об этой битве. В его повест­вовании русские воины становятся «богатырями», верными защитниками родной земли. Картина сражения потрясает: «Французы двинулись как тучи», «Смешались в кучу кони, люди, / И залпы тысячи орудий / Слились в протяжный вой...». Бородинская битва показана как подвиг русского народа, и сдача Москвы, по убеждению старого солдата (и самого по­эта), нисколько не умаляет его величия и значимости.
     Лермонтов прекрасно знал иностранные языки и переводил с английского, француз­ского, немецкого, польского. Его известные стихотворения: «На севере диком...», «Горные вершины спят во тьме ночной...» («Из Гёте») - это свободные переводы из немецкой поэ­зии. Лермонтов творчески переосмысливал произведение, сохранял его образы и красоту языка, но добавлял свое настроение, понимание темы этих стихов. Так они превращались в почти оригинальные произведения поэта.
       Несмотря на короткую жизнь Лермонтова, его литературное наследие велико и разноо­бразно: не только стихи и поэмы, но и пьесы, проза поражают глубиной мысли, простотой и совершенством формы, удивительной музыкальностью.

Рисунок выполнен по портрету М. Ю. Лермонтова роботы П. Е. Заболотского 1837 г.

Русские писатели и поэты XIX  века: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил. 


ЛЕРМОНТОВ - ХУДОЖНИК

     В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Лермонтов начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному. Тем не менее одаренность писателя сказалась и здесь. 

Михаил Юрьевич Лермонтов – художник. – Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/3259969/post107260363 

Русская живопись. Михаил Юрьевич Лермонтов. – Режим доступа: http://www.artsait.ru/art/l/lermontov/main.htm

ПЕРСОНАЛИИ

       Круг общения М.Ю. Лермонтова, состоял из многих сотен людей, принадлежавших к разным социальным и культурным слоям, людей выдающихся и обычных, имена которых известны нам часто только потому, что судьбы их так или иначе переплелись с жизнью великого поэта. Но для тех, кто любит и изучает творчество поэта, его жизнь, интересно и важно все, что помогает живее и разностороннее представить это. Поэтому с таким интересом всматриваемся мы в лица тех, кто не только по праву кровного родства, но часто и по праву дружбы входил в круг самых близких Лермонтову людей, всматриваемся с желанием оживить, заставить заговорить музейные лики, чтобы, возможно, еще на шаг приблизиться к разгадке великой тайны - жизни великого Лермонтова.

  Персоналии. Тарханы: Государственный Лермонтовский музей-заповедник. - Режим доступа: http://www.tarhany.ru/lermontov/persons


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

 Вырыпаев П. А.  Лермонтов. Новые материалы к биографии. Саратов, Приволж. кн. изд-во, 1976. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/vyr/vyr-001-.htm

 Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы». - Режим доступа: http://www.tarhany.ru/ 

 Лермонтов в фундаментальной электронной библиотеке - Режим доступа: http://www.feb-web.ru/feb/lermont/default.asp

 Лермонтов Михаил Юрьевич: К уроку литературы – Режим доступа: http://literatura5.narod.ru/lermontof1.html

 Лермонтов: Биография. Произведения. Картины и рисунки - Режим доступа: http://lermontov.info/ 

 Лермонтов: Биография. Произведения. Критика. Воспоминания. Письма.- Режим доступа: http://lermontov.niv.ru/  

 Лермонтов Михаил Юрьевич: биографическая энциклопедия. – Режим доступа: http://www.biografija.ru/biography/lermontov-mikhail-jurevich.htm

 Михаил Лермонтов: Цитаты и афоризмы. – Режим доступа: http://www.zitata.com/lermontov.shtml

 Михаил Юрьевич Лермонтов. – Режим доступа: http://lib.ru/LITRA/LERMONTOW/

 Произведения Михаила Юрьевича Лермонтова. – Режим доступа: http://ilibrary.ru/author/lermontov/index.html

 Родословная М. Ю. Лермонтова - Режим доступа: http://russia-today.narod.ru/past/gen/lermontov_mu.htm 


МАТЕРИАЛЫ БИБЛИОТЕК К 200-ЛЕТИЮ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

      2014 год – год 200-летия со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, жизнь и творчество которого таит в себе множество тайн и загадок. С него в русской культуре начинается традиция превращения жизни в книгу, подлинное осуществление романтического принципа: «Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь!». 
      Философ Даниил Леонидович Андреев утверждал, что Лермонтов был «русским художественным гением и русским вестником» небывалого масштаба. 
      Вашему вниманию предлагается информация, размещенная на сайтах библиотек о творчестве поэта, а также материалы для проведения уроков, викторин, вечеров, диспутов по творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова. 

К 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова: рекомендательный список литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cbs.irkipedia.ru/k-200-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-m-yu-lermontova-rekomendatelnyiy-spisok-literaturyi/ 

200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова: виртуальные выставки и методические материалы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.libozersk.ru/pages/index/1398

200 лет Михаилу Юрьевичу Лермонтову [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chaltlib.ru/articles/resurs/jubilei_goda/200_let_m_u_lermontovu/ 

Лермонтов Михаил Юрьевич [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bk-detstvo.narod.ru/lermontov.html 


См. также:

Памятные места и памятники Михаилу Лермонтову //Детский сайт МБУК ЦБС. - Режим доступа: http://kids.azovlib.ru/index.php/2-uncategorised/118-lermontov-pamyatniki

Улица Лермонтова в городе Азове //Детский сайт МБУК ЦБС. - Режим доступа: http://kids.azovlib.ru/index.php/kraevedcheskaya-stranitsa/2-uncategorised/119-ulitsa-lermontova