СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ АЛЕКСЕЕВ

Даты жизни: 1 апреля 1922 – 16 мая 2008
Место рождения: село Плисково, Винницкая область (Украина)
Детский писатель-историк
Известные произведения: исторические повести и рассказы, серия «Детям о Великой Отечественной войне»: Битва за Москву, Блокада Ленинграда, Взятие Берлина, Победа под Курском, Сталинградская битва и др.

  1Алексеев1Сергей Петрович Алексеев – детский писатель-историк, лауреат Государственной премии РСФСР имени Н.К. Крупской и премии Ленинского комсомола, заслуженный работник культуры РФ. В 1978 г. решением международного жюри имя писателя включено в Почетный список Х.К. Андерсена с вручением ему почётного диплома имени великого датского сказочника.
  Родился 1 апреля 1922 г. в небольшом селе Плискове, недалеко от Винницы. «Моё детство, — рассказывает писатель, — прошло среди долин и холмов благодатной подольской земли. Это удивительный край — полный грозных исторических событий, примечательных легенд и преданий. Здесь пробушевали освободительные войны Богдана Хмельницкого. Соревновались благородство и боевая удаль украинских казаков, так чудесно воспетых в «Тарасе Бульбе» Гоголем. Здесь зародилось Южное общество декабристов, и совершил свой героический поход в поисках «чудо-свободы» легендарный Черниговский полк. Через моё родное село промчались с оголёнными шашками красные конники Семёна Буденного, прорывая белогвардейский фронт, а затем прошли суровые битвы Великой Отечественной войны».
  Отец его, Петр Сергеевич Алексеев, был сельским доктором, мама, Елена Александровна Ганшина, – медсестрой. Родители Сергея Петровича познакомились на фронте во время Первой мировой войны.

  Детство будущего писателя было свободным и радостным – родители предоставили ему возможность самому выбирать себе друзей и игры. В его родном Плискове было всё: необъятные вишневые сады, где можно объедаться сочной ягодой прямо с ветки. Речка, где можно ловить рыбу и спасаться от жары, барахтаясь до посинения в прохладных водах, а потом жариться на солнце. Леса с прекрасной охотой, на которую ходил вместе с отцом. Друзья и любящие родители. Читать, писать, считать Сергей научился дома. Когда мальчику исполнилось 9 лет, родители отправили сына на учёбу к родственнице в Воронеж. Мальчик сразу пошёл во второй класс, поскольку уже умел читать, писать и считать.
  Родители мечтали о том, что и сын их, когда вырастет, станет врачом, получит хорошее образование. Поэтому в десять лет Сережу отправили учиться в Москву, к маминым сестрам, которые с удовольствием принялись за воспитание племянника. Пять тётушек Сергея жили в Васнецовском переулке, своих семей у них не было, и они с удовольствием принялись за воспитание племянника.
  Семейство Ганшиных было совершенно удивительным и много дало юному Сергею. Старшая из сестер, Клавдия Александровна, с медалью закончила Сорбонну – престижный университет в Париже – и стала первой женщиной-ученой в новой России. Член-корреспондент Академии наук, заведующая кафедрой французского языка в МГУ, профессор, автор французско-русского словаря, многих солидных работ. Средняя, Мария Александровна, – тоже профессор, заведовала кафедрой английского языка в Московском государственном институте иностранных языков. Юлия Александровна – специалист по русской филологии, профессор Московского педагогического института. Ее сборником диктантов пользовались многие поколения преподавателей и студентов. Лидия и Антонина занимались хозяйством, хотя и получили прекрасное образование. В семье была большая богатая библиотека на русском и других языках, которой могли пользоваться все желающие в определенные для этого часы.
  В дружной и дружелюбной семье царил культ книги, интеллектуального труда, порядка, уважения друг к другу, строгой организованности, ответственности за каждый свой поступок. На этой основе воспитывались в мальчике понимание свободы и собственного достоинства. Он должен был соблюдать строгий режим: подъем, завтрак, занятия в школе, прогулка, уроки, сон – все по расписанию. Приходилось мириться и с железной дисциплиной, и с довольно чувствительными наказаниями за ее нарушения.  Провинившегося племянника тетки переставали водить в театр, на спектакли Таирова, которые ему особенно нравились. Лишали почти всего. «Поэтому когда я пошел в армию, тамошняя дисциплина показалась мне раем, – признался как-то Алексеев. – Сейчас я, конечно, благодарен теткам, но тогда…» Тогда он только и мечтал: скорее бы летние каникулы. Скорее бы в Плисков, к друзьям и неограниченной свободе.
  В школе Серёжа был старательным учеником. По своему характеру он просто не умел быть в стороне от школьных дел, касалось ли дело спорта, учебы, выпуска стенной газеты или организации школьного вечера. В школе он особенно увлёкся историей, которая казалась заманчивой, таинственной и великой, как небо. В старших классах школы у Сергея Алексеева появилось новое увлечение: он записался в аэроклуб и знакомился с летательными аппаратами, техникой летного дела. «Я долго не мог определить, что из этого мне интереснее. Это – как две руки у человека, как два крыла у птицы». Романтика неба привлекала тогда многих подростков. Авиация бурно развивалась. Тогда все мальчишки мечтали стать летчиками, как легендарные Чкалов, Байдуков, Беляков. Их беспосадочный перелет через Северный полюс – невероятное чудо, которому аплодировал весь мир…

  В июне 1940 года Сергей окончил 10-й выпускной класс 236-й школы г. Москвы. Несмотря на мечты родителей, что он станет врачом, и на желание тётушек видеть его учёным-историком, Сергей Алексеев выбрал небо и поступил в авиационное училище в г. Поставы Западной Белоруссии.
  Летом 1941 года курсанты авиационного училища выехали в полевой учебный лагерь на одном из западных военных аэродромов у самой границы. 22 июня 1941 года фашистские войска перешли границу, и лагерь курсантов подвергся бомбёжке и обстрелу. Сергей принял свой первый и последний бой, подносил снаряды зенитчикам. С четырех до пяти утра 22 июня при налете фашистской авиации все, что могло летать, было уничтожено. Многие лётчики погибли, даже не успев поднять самолёты в небо. Уцелели немногие, побежавшие к лесу. Сергею удалось улететь на последнем уцелевшем транспортном самолете. Воспоминания о том первом бое, о погибших друзьях не оставляли его никогда. Может быть, именно тогда, в начале войны, и родилась в нём потребность рассказать о великой силе духа соотечественников. Выживших курсантов в этой бомбежке направили в Оренбургское летное училище.
  В ноябре 1941 года приступили к подготовке летного состава. Шли первые, самые горькие и тяжелые месяцы войны, и самолеты, и летные кадры: летчики, воздушные стрелки, механики - нужны были фронту как воздух, как вода. Отряды молодых летчиков сменяли друг друга. Их обучали полетам на новых машинах. Сдавшие экзамены уходили на фронт. Оренбургские степи… сколько намотано километров в учебных полетах! Пролетая в вышине и любуясь их строгой красотой, курсант Алексеев не мог и предположить, что когда-нибудь всё это ему понадобится. Когда он станет писателем, будет списывать с памяти, как с живой картины, увиденное и пережитое в те годы. «Взыграла, разгулялась вьюга – метель по всему Оренбургу. Темень кругом. Ветер по-разбойному свищет. Жалит лицо и руки колючими снежными иголками», – написал Сергей Алексеев в повести «Жизнь и смерть Гришатки Соколова». И вместе со своим героем мерз, коченел, вспоминая, как добирался до аэродрома в зимнюю стужу. Алексеев, как и его товарищи, конечно же, рвался на фронт. Он успешно освоил штурмовик «ИЛ-16». Показал блестящее умение вести воздушный бой. Бомбометание, стрельба по движущейся цели, угол упреждения – научился всему быстро и легко. В Плискове этих движущихся целей было видимо-невидимо. Утки, куропатки, перепелки, прочая мелюзга, попадавшаяся им на охоте. Суметь рассчитать наперед движение цели, чтобы не промахнуться, Сергей научился еще мальчишкой, в родном селе. Теперь это пригодилось.
  Училище Сергей закончил с отличием, и его, несмотря на мольбы об отправке на фронт, как одного из лучших лётчиков училища оставили пилотом-инструктором по боевому применению самолетов штурмовой авиации. Днём на аэродроме он обучал лётному делу будущих пилотов, а вечером сам учился на вечернем отделении исторического факультета Оренбургского педагогического института. В то время в Оренбургском пединституте преподавали эвакуированные из Москвы профессора и преподаватели университета. Невзирая на тяжести военной жизни, Алексеев прошёл весь курс за год и пять месяцев. В 1944 году получил диплом с отличием, «показав выдающиеся способности и знания в области исторических дисциплин, обнаружив склонность к самостоятельной научно-исследовательской работе», – как говорилось в заключении комиссии. Он пробыл «лётным учителем» до августа 1945 года, дважды попадал в аварии.

  Пришла Победа. После окончания Великой Отечественной войны армия сокращалась. Начальство, узнав, что у Алексеева есть вузовский диплом, предложило ему поступить в Высшую дипломатическую школу. Карьера дипломата казалась весьма привлекательной, но перед самым отъездом на учебу произошел несчастный случай. Третья авария стала роковой. В очередном учебном полете над железной дорогой у самолета отказал мотор, он вошёл в штопор почти у самой земли. В кабине был курсант, садиться неисправному самолёту было некуда. Курсант отделался ушибами, а Алексееву удалось посадить самолёт – относительно удачно – на узенькую полоску между лесом и железнодорожной насыпью. Падая, Сергей свалил машину на крыло, сломавшись, оно смягчило удар. С поврежденным позвоночником, с сотрясением мозга и тяжелыми травмами он оказался в госпитале. Там познакомился с Алексеем Маресьевым, легендарным героем-лётчиком. Все время, пока Сергей был между жизнью и смертью, его мать, Елена Александровна, дежурила у больничных ворот. Ни в дождь, ни в бурю ни на минуту не покидала свой пост: «Только бы выжил. Только бы сын остался жить». Врачи вынесли приговор – с авиацией придётся расстаться навсегда. Лечение в санатории продлилось до зимы.
  Когда в январе 1946 года он приехал в Москву, прием в высшую дипломатическую школу уже был завершен. Алексеев решил ждать следующего года. А чтобы скоротать время, пришёл в Министерство образования. В министерстве предложили временно поработать редактором в Детгизе. Сергей согласился – потому что не знал, что это такое и думал, что в Детгизе он временно, до поступления следующей осенью в Высшую дипломатическую школу. А остался навсегда. Увлек энтузиазм сотрудников издательства, его директора Константина Федотовича Пискунова. Все они так истово, с такой самоотдачей служили детству, детской литературе, что не попасть в этот костер самозабвенной любви к порученному делу было просто невозможно.

  С 1946 года он – редактор издательства «Детская литература». Работа увлекла его, стала его судьбой, началом дела всей последующей жизни. В послевоенные годы было очень мало художественных исторических книг для детей. Сами дети-читатели проявляли большую активность и интерес в познании и чтении. Они писали письма с просьбой написать для них книгу на ту или иную тему, хотели знать о событиях и героях своей истории. Алексееву не раз приходилось читать письма детей с просьбами рассказать в книгах об Александре Невском, Суворове, Кутузове, маршале Жукове, других выдающихся людях, об истории России. И многие просьбы ребят Сергей Петрович выполнил. В 50-е годы С.П. Алексеев много ездил по стране, печатался в газетах и журналах.

  Его самую первую книгу с середины 50-х годов читали все дети, потому что это был учебник, написанный в содружестве с историком В.Г. Карцевым. Написанному Сергеем Петровичем Алексеевым учебнику истории («История СССР. Учебная книга для 4-го класса») (1955) была присуждена премия. Он выдержал десять переизданий, по нему училось не одно поколение детей.
  Учебник этот прочитал Сергей Михалков и, отметив явный писательский талант автора, предложил Алексееву написать серию исторических рассказов для детей. Позже Сергей Алексеев вспоминал: «У меня поразительно счастливая литературная судьба. Много добрых, заботливых людей помогли мне сделать первые шаги в литературе. Моим крёстным литературным отцом стал Сергей Владимирович Михалков. Именно он отнёс мою первую рукопись в детское издательство. Именно он первым со страниц «Литературной газеты» пожелал мне доброго пути». Вот так, с лёгкой руки Михалкова, Сергей Алексеев и стал писателем.
  В 1951 году С. Алексеев попытался написать свою первую художественную историческую книгу для детей. Это была книга «Небывалое бывает» — рассказы о царе Петре I. Книга была издана в 1958 г. и сразу полюбилась юным читателям. 
   Прежде чем начать писать свои повести и рассказы, Алексеев долго и подробно изучал то время, о котором хотел написать. Он мог целый год ходить в историческую библиотеку и изучать много книг, прежде чем чувствовал, что готов писать. Он как бы начинал жить в том времени, даже ездил в те места, где происходили исторические события. «Каждую свою книгу я переписываю по 6 – 7 раз, - говорил автор. - Работаю медленно, возвращаясь к тексту снова и снова… Долго раздумываю над тем, как начать, как кончить книгу. Стараюсь вслушиваться в фразу, добиваясь её музыкальности… Приступая к новой работе, обычно составляю план, но по опыту знаю, что план претерпевает изменения, и довольно неожиданные».

1АлексеевКниги2

  Редкостный дар позволял автору книг о далёком прошлом увлекать своих читателей, о чём бы он ни рассказывал. «Суровый век» Ивана Грозного и крестьянская война под предводительством Разина, петровские преобразования и пугачевское восстание, Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов, подготовка и свершение Октябрьской революции, «красные и белые» в их непримиримой борьбе, «знаменитые стройки» 30-х годов и Великая Отечественная война – все эти события составляют сюжетную основу книг Алексеева. Писателя интересуют те события, в которых ярче всего проявляется человеческий характер. Он писал об освобождении Руси от многовекового монголо-татарского ига и доблести русских ратников. О Петре I и его морских баталиях за выход к Балтийскому морю. Об Иване Грозном и расширении границ государства Российского. О походах Суворова и подвиге простых солдат, о Великих Отечественных войнах: с Наполеоном в 1812 году и с гитлеровскими захватчиками (1941–1945 гг.). Даже в таких «мирных» произведениях как «История крепостного мальчика» присутствует тема войны, где герой получает из рук самого Суворова медаль за спасение жизни русского офицера, раненного при штурме Измаила. В «Охоте на императора» – знаменитая Шипка и освобождение братского народа Болгарии от турецкого ига. История России неотделима от истории ее войн.

1АлексеевКниги1

  Среди книг Сергея Алексеева особо место занимают рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Богатырские фамилии», «Двенадцать тополей», «Идёт война народная», «Орлович-Воронович», «Пять поклонов сталинградцам», «От Москвы до Берлина», «Они защищали Москву», «Последний штурм», «Сто рассказов о войне», книги рассказов о трёх маршалах - Жукове, Коневе, Рокоссовском и другие произведения написаны для детей разных возрастов - от малышей до старших школьников. Главные битвы, рассказы о полководцах-маршалах, героях на фронте и в тылу — все ключевые моменты войны отражены в этих книгах. «Трудным был путь к победе. Вся страна сражалась с фашистами. Шли бои на земле, в небе, на море. Каждый рассказ — ещё один штрих войны. Ещё одна радость наших военных успехов. Ещё один поклон победителям. Итак, перед вами книга о бессмертном подвиге нашего народа. Переверните страницу, и вы уже на полях сражений, среди битв и героев великой войны с фашистами».
  Стремясь доступно рассказать детям о важнейших событиях в истории нашей страны, писатель работал в нескольких направлениях. Одно из них – это остросюжетное повествование о приключениях маленького героя, совершающихся на фоне крупных исторических событий. Так построены «История крепостного мальчика» (1958), «Сын великана» (1959), «Жизнь и смерть Гришатки Соколова» (1962), «Братишка» (1963). Приключенческая повесть на историческую тему давала возможность крупным планом показать характеры юных героев в их исторической обусловленности, но она же и ограничивала писателя в его стремлении к объемному, многогранному изображению эпохи.
  Другой путь, оказавшийся для писателя более плодотворным – создание циклов или объёмных повествований, состоящих из отдельных рассказов, посвященных определённой исторической эпохе. Связанные лишь канвой исторического сюжета книги «Небывалое бывает» (1958) – повествование о петровских преобразованиях и Северной войне, «Рассказы о Суворове и русских солдатах» (1961), «Птица-слава» (1962) – художественная летопись Отечественной войны 1812 г., «Грозный всадник» (1966) – рассказы о Степане Разине, «Октябрь шагает по стране» (1967), «Декабристы» (1969), «Идет война народная» (1975), «Красные и белые» (1980). Все они состоят из коротких, но вполне завершенных рассказов, в которых крупный план чередуется с общим, юмор соседствует с патетикой, исторический факт с историческим анекдотом. Главная задача Алексеева – дать маленькому читателю азы научного подхода к истории, понимание ее закономерностей.

  Организаторский талант и глубокие знания истории и теории детской литературы (Алексееву принадлежит множество статей о литературе для детей) стали залогом многолетней успешной деятельности Сергея Петровича на посту главного редактора журнала «Детская литература». С 1965 по 1996 гг. он возглавлял этот уникальный журнал, оказавший огромное влияние на развитие детской литературы в нашей стране, пользовавшийся большим уважением в мире. Он всегда был сдержан, деликатен, дружелюбен, интеллигентен в дискуссиях и в личном общении. Но, встречаясь с искажением истины и ложью, становился неуклонным, решительным в доказательстве правды. Был правдолюбом, преданным исследованию истории, считал, что в истории – корни и добра, и зла. Его жена – писательница Валентина Алексеева, член Союза писателей, кандидат наук, с ней была прожита большая счастливая жизнь. Валентина Алексеевна всегда была первым читателем и слушателем текстов мужа. Несколько книг были ими написаны вместе («Рассказы о смутном времени», «Лебединый крик», «Цари и самозванцы»). После его смерти она в соавторстве с внуком Володей Алексеевым издала книгу воспоминаний о муже «Добавить краски в серость будней» (или «Позвольте полюбить»). 

  Скончался Сергей Петрович Алексеев 16 мая 2008 г. в Москве.

  Сегодня книги Сергея Петровича составляют целую «Алексеевскую библиотеку» для детей и подростков. Это настоящая энциклопедия знаний. Его произведения выдержали огромное количество изданий и переизданий и были переведены на многие языки мира. «Мои книги для тех, – сказал как-то однажды Сергей Петрович, – кто любит родную историю, кто гордится нашим великим прошлым, кто, став взрослым, и сам не пожалеет своих сил для создания на нашей древней земле богатого и справедливого государства».
  В книге Алексеева «Идёт война народная», посвящённой Великой Отечественной войне, есть рассказ «Центральное направление». В нём солдат получает большое разочарование от того, что старшина не отправил его в бой, а дал приказ вспахать и засеять поле. И вот ответ старшины: «Не там, - показал на запад, туда, где догорали бои за Берлин, - а тут, - указал на поле, - и есть центральное направление. Не для смерти и боя родились люди. Жизнью и миром велик человек». 
  Познавательное значение книг Алексеева – знакомство детей с поворотными событиями отечественной истории, систематизация исторических знаний – неотделимо от воспитательного, ибо нравственный заряд присутствует в каждом его рассказе. В комплексе черт и качеств личности, которые он стремится сформировать в своих читателях, главным является воспитание гражданственности и патриотизма. Любовь к Родине, ее защита во все времена, приумножение ее славы и могущества – таковы главные добродетели и выдающихся исторических личностей, изображенных писателем, и безвестных героев из народа.

  В детской литературе Алексеев – один из лучших, кто рассказал детям об истории нашей страны за период с середины XVI до середины XX века. И, безусловно, один из лучших, кто рассказал детям о том, что видел сам – о Великой Отечественной войне. Вклад Алексеева в детскую литературу трудно переоценить. Ему первому удалось доступно и увлекательно рассказать детям младшего возраста о сложнейших событиях далекого и недавнего прошлого, приблизить к юным читателям образы выдающихся исторических деятелей – Ивана Грозного, Петра I, Екатерины Великой, Суворова, Кутузова, полководцев Великой Отечественной войны. Как сказал С. Алексеев: «Велика наша Родина. Много сложного и нелегкого было в её истории. Много прекрасного и великого. У нас есть что вспомнить и чем гордиться. Перед вами рассказы о том, что было. О нашем Отечестве и народе».


АЛЕКСЕЕВ С.П. ПОКЛОН ПОБЕДИТЕЛЯМ: рассказы о Великой Отечественной войне /Сергей Алексеев. – М.: Дет.лит., 2018. – 31 с.: ил. (6+) Главы из книги

АЛЕКСЕЕВ С.П. «НИ ШАГУ НАЗАД!»: рассказы о Сталинградской битве /Сергей Алексеев. – М.: Дет.лит., 2018. – 31 с.: ил. (6+) Главы из книги

АЛЕКСЕЕВ С.П. БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА: рассказы /Сергей Алексеев. – М.: Дет.лит., 2018. – 31 с.: ил. (6+) Главы из книги