ПАМЯТЬ О ЛЕРМОНТОВЕ

Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы"

Сайт: http://www.tarhany.ru/

      Здесь прошла половина жизни великого М.Ю. Лермонтова. Здесь, в дворянско-усадебной среде, разнообразии народной жизни, в общении с природой, с богатствами родного языка получил он неизгладимые впечатления. Здесь истоки его мироощущения и характера, многих его творений. Здесь же покоится и прах поэта.
      Тарханы вошли в судьбу поэта как самое дорогое, самое лучшее и доброе, как самая драгоценная частица великой России, которую он любил сильно, пламенно и нежно. "Кругом родные все места",- так писал он за год до смерти, стремясь мечтой в любимые Тарханы.
        Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" имеет три экспозиционных комплекса. В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба и дом ключника, заповедный парк, три фруктовых сада, дубовая роща, пруды. Второй комплекс - это кладбище Арсеньевых-Лермонтовых с часовней над ним, где покоится поэт, находящаяся рядом с часовней могила отца поэта, сельская церковь Михаила Архангела и сторожка. Третий комплекс - имение "милой тетеньки" М.А. Шан-Гирей Апалиха, находящееся в трех километрах от Тархан, второй дом Лермонтова. Государственный музей М.Ю. Лермонтова открыт в 1939 году в селе Лермонтово (до февраля 1917 года село Тарханы) в имении бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной). В 1969 году он преобразован в Государственный музей-заповедник "Тарханы". В 1997 г. Указом Президента России музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Площадь Лермонтовского музея-заповедника около 140 га.
         Фонды музея насчитывают около 28 тыс. ед., из них основного фонда - 14 тыс. ед.
    Золотой фонд музея составляют предметы, принадлежавшие великому поэту: картина работы М.Ю. Лермонтова "Кавказский вид близ селения Сиони", его рисунки, фарфоровая чернильница, бронзовая печатка, походная шкатулка, портсигар, трубка, альбом, а также фамильная икона Столыпиных, парадные носовые платки матери и бабушки, кресла, комод из барского дома и т.д.
        В "Тарханах" собраны и хранятся издания произведений М.Ю. Лермонтова как прижизненные, так и посмертные, оригинальные иллюстрации к ним многих выдающихся художников (М. Врубеля, К. Коровина, И. Репина и др.). "Тарханы" - богатейшее хранилище оригинальных и редких предметов помещичьего усадебного быта XVIII - нач. XIX веков: мебели, посуды, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, замечательной коллекции книг русских и зарубежных авторов, составляющих круг интересов М.Ю. Лермонтова.
       Одновременно "Тарханы" - это высокий образец усадебного садово-паркового искусства. Их природные богатства уникальны - парки с аллеями, террасированными склонами, каскадами живописных прудов, фруктовые сады, рощи...

 Домик-музей М.Ю. Лермонтова в Пятигорске

Сайт: http://domiklermontova.ru/

       В Пятигорске много лермонтовских тропинок, но все они сходятся к маленькому домику, скромно приютившемуся в глубине двора на улице, названной именем поэта. Он приветливо манит к себе человека своим скромным видом, белизной слегка прикрытых камышовой кровлей стен, небольшими окнами с широко распахнутыми ставнями. На фасаде у входа - маленькая мемориальная доска: "Домъ, въ которомъ жилъ поэтъ М.Ю.Лермонтовъ". Она установлена в 1884 году. Здесь Лермонтов прожил последние месяцы своей жизни - с 14/26 мая по 15/27 июля 1841 года.
        Если бы мы не знали, что роман "Герой нашего времени" был написан до того, как поэт поселился в этом домике, можно было бы подумать, что именно здесь Печорин записал в дневник знаменитые строки: "Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли".
       Из четырех комнат две занимал А. А. Столыпин (Монго), а две, обращенные окнами в сад, назывались "лермонтовской половиной". В них жил поэт. Через небольшие сени и полутемную прихожую посетители заходят в домик. Вид и обстановка его просты. Низкие деревянные потолки, положенные на балки и побеленные мелом; разноразмерные окна; простые стулья, обитые ситцем, походный складной самоварчик, металлический молочничек, полотенце с гербом Лермонтовых, колясочный сундук и узкая складная кровать. Многое напоминает о том, что жил здесь поэт-изгнанник, вынужденный странствовать с подорожной "по казенной надобности". В кабинете-спальне Лермонтова в настоящее время установлены стол и кресло из петербургской квартиры поэта. Они были переданы музею при его открытии в 1912 году дочерью троюродного брата Лермонтова А. П.Шан-Гирея.
         "С этим столом, как рассказывал отец, - писала она, - было у него связано много воспоминаний о поэте. За ним он читал отцу свои произведения. Накануне последнего отъезда Лермонтова из Петербурга они вместе разбирали бумаги, старые рукописи поэта, хранившиеся в ящиках его стола, отбирая нужные стихотворения для нового сборника, ненужные рукописи сжигали в камине". За этим столом были написаны в Петербурге "Герой нашего времени", "Демон", "Мцыри", "Бородино", "Смерть поэта", "Дума" и многие другие его поэтические создания. В другой комнате, служившей столовой и гостиной, у небольшого деревянного диванчика, покрытого войлочным ковриком, стоит круглый столик. Это подлинная вещь, сохранившаяся из прежней обстановки домика. По утрам Лермонтов работал за ним, вынося его на терраску, пристроенную со стороны сада.
       Непреходящую ценность этому домику придает его подлинность. Находясь в нем, нельзя без волнения думать, что ты стоишь в тех самых комнатах, где звучал голос Лермонтова, видишь старые деревянные полы, которые не раз в ночной тишине скрипом отвечали на шаги поэта, оставшегося здесь после шумного дня наедине с собой.
         Лучшим и самым близким другом поэта была его записная книжка. Наедине с ней он был самим собой. Поэтому нам так дороги записанные в нее в этом домике стихи. Среди них: "Дубовый листок оторвался от ветки родимой", "Выхожу один я на дорогу", "Нет, не тебя так пылко я люблю", "Пророк". Стихотворение "Пророк" лучшее создание Лермонтова и есть последнее его произведение. Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождётся Россия!
         Много ещё поэтических шедевров создал бы Лермонтов, если бы пистолетный выстрел на Машуке не прервал так рано его жизнь. 15/27 июля 1841 в этот домик было привезено с места дуэли тело убитого Лермонтова. Через день состоялись похороны. В апреле 1842 года гроб с прахом поэта был перевезён в село Тарханы и похоронен в семейной часовне рядом с могилой матери.

См.: http://www.kmvline.ru/muzey/lermontov.php

Лермонтовский Пятигорск. - Режим доступа: http://domiklermontova.ru/pyatigorsk/

 Музей Михаила Лермонтова в Тамани

См. http://www.culture.ru/institutes/5589/dom-muzey-m-yu-lermontova-v-tamani

         "Мы подъехали к небольшой хате, на самом берегу моря. Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища: на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным рокотом плескались темно-синие волны…" М.Ю. Лермонтов. Повесть "Тамань".
           Все, что сохранилось с осени 1837 года, когда Михаил Юрьевич Лермонтов находился в Тамани, это темно-синие волны. Даже обрывистый берег нельзя назвать тем же, т.к. именно то место, где стояла изба, в которой останавливался великий русский писатель, было постепенно размыто, и берег обрушился. Те две низкие казачьи избушки с камышовой крышей, что стоят сейчас в музее – тщательно восстановленные копии, построенные в 1976 году. Нехитрые и загадочные на взгляд современного человека предметы быта, выбеленные неровные стены, маленькие окошки, тесные комнатки в которых с трудом умещается компания из четырех человек: два шага и вы уже у противоположной стены. Как и полагается – в середине избушки стоит печь. Внутри царит какая-то неповторимая атмосфера простоты и спокойствия. Во дворе старая рыбачья лодка, тачка на деревянных колесах, колодец. С одной стороны "домик Лермонтова" не может похвастать изобилием экспонатов, но в то же время все здесь на своих местах и каждый предмет, начиная от кожаных "туфлей", висящих на стене и заканчивая небольшим колодцем между хатами гармонично дополняют друг друга, создавая неповторимое ощущение, как будто попал в глубокое прошлое… Так и хочется процитировать известное: "Здесь Русский дух, здесь Русью пахнет…" 
           Музей Лермонтова расположен в центре Тамани, на набережной и состоит из "дворика Лермонтова" и небольшого литературного музея, который расположен в отдельном небольшом здании. Дворик Лермонтова и литературный музей отделены цветочным садом. Несмотря на небольшой размер экспозиции, экспонаты, представленные в музее очень интересные и уникальные: Листы из рукописи Лермонтова "Тамань", автографы, рисунки, старинные книги, картины.

  Грот М. Лермонтова См.: http://old.behtau.net/flerm.php

 Дом-музей М.Ю.Лермонтова в Москве (ул. Малая Молчановка, 2)

Сайт:  http://www.goslitmuz.ru/museums/dom-muzey-m-yu-lermontova/

       Дом-музей Михаила Юрьевича Лермонтова является одним из филиалов Государственного литературного музея. Именно это место было для великого русского поэта домом с 1829 по 1932 годы, прежде чем он отправился в Петербург.
        Здание, в котором проживал Лермонтов, а сегодня располагается музей - особняк купца Чернова, построенный в 1814 году. Деревянное здание с мезонином, построенное в стиле ампир, расположено на улице Малая Молчановка.
         Особняк был арендован бабушкой поэта Елизаветой Арсеньевой на время обучения внука в Московском университете.
         Экспозиция музея повествует посетителям о семейном укладе, а также об увлечениях поэта, об окружавших его людях. Кроме того, выставка дает возможность окунуться во внутренний духовный мир Михаила Юрьевича, понять его круг интересов.
         Сегодня в доме-музее Лермонтова в Москве воссоздана обстановка 30-х годов 19 века.
        Выставка располагается в четырех залах: большой и малой гостиных, комнате бабушки поэта и в комнате самого Михаила Лермонтова. Еще два зала отведены под выставку живописных работ русского поэта.
       Авторы создания экспозиции опирались на мельчайшие детали, полученные в результате изучения жизни и творчества Лермонтова, а также на воспоминания современников.
      В мезонине дома-музея расположился кабинет поэта. Здесь Михаил Юрьевич создал более сотни стихотворений, поэмы, три драмы, написал множество акварелей и разных рисунков.

См. также: http://www.openmoscow.ru/muzeilermontov.php

Макарова Б. Москва в жизни и творчестве Михаила Лермонтова /Б. Макарова //Первое сентября. Литература. - 2003. - №3. - Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200303508

 ПАМЯТНИКИ

Памятник 1000-летию России (1862)Лермонтов 18

            Из истории России и истории Великого Новгорода мы знаем, что в честь 1000-летнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь, в 1862 году по инициативе Александра II в Великом Новгороде был воздвигнут памятник «Тысячелетию России». Учитывая, что ключевая роль в создании Российского Государства принадлежит именно Великому Новгороду, памятник «Тысячелетию России» решено было установить именно здесь.
         За пять лет до этой знаменательной даты по постановлению Комитета Министров был объявлен конкурс на лучший проект памятника. В результате повсеместного сбора средств от всех слоев населения было собрано 150 тысяч рублей и основная сумма в 400 тысяч рублей, была выделена Государством.
         Из поданных на конкурс (анонимно) пятидесяти двух проектов, Конкурсный совет при Академии художеств лучшими признал три проекта. Первая премия в четыре тысячи рублей была присуждена тогда еще неизвестному молодому скульптору Михаилу Микешину, который всего год назад закончил Академию.
          Памятник представляет собой огромный шар-державу диаметром четыре метра на колоколообразном постаменте, как бы вещающем потомкам о героическом прошлом России. Диаметр гранитного постамента девять метров, высота памятника 15,7 метра. Общий вес его около десяти тысяч тонн.
          Скульптурные изображения памятника разделены на три группы.
      Первая, верхняя, группа состоит из двух фигур – ангела с крестом в руках (олицетворение православия) и коленопреклоненной женщины, олицетворяющей Россию.
          Среднюю часть памятника занимают 17 фигур, группирующихся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы:
                    – Призвание варягов на Русь (862 год) – князь Рюрик;
                    – Крещение Руси (988-989 гг.) – князь киевский Владимир Святославович;
                    – Начало изгнания татар (1380 год) – Дмитрий Донской;
                    – Основание самодержавного царства (1491 год) – Иван III;
                    – Начало династии Романовых (1613 год) – Михаил Федорович;
                    – Образование Российской Империи (1721 год) – Петр I.
          Нижний ярус (фриз) состоит из четырех разделов:
                    – Просветители – 31 фигура;
                    – Государственные люди – 26 фигур;
                    – Военные люди и Герои – 36 фигур;
                    – Писатели и художники – 16 фигур.
          Сюда вошли все видные люди России от Кирилла и Мефодия, княгини Ольги, князей Ярослава Мудрого и Александра Невского, до Ломоносова, Пушкина, Лермонтова, народного героя Ивана Сусанина.
        Довольно интересная история развертывалась вокруг списка видных людей, для включения в этот нижний ярус. По различным причинам были исключены из списка поэты Кольцов и Тарас Шевченко, адмирал Ушаков, зодчие Веронихин, Захаров, Баженов. Не включен в композицию памятника Иван Грозный из-за кровавой расправы над новгородцами в 1570 году. В самый последний момент добавлен Николай I.
          Всего на памятнике 128 фигур.
          Памятник торжественно открыли 8 сентября 1862 года в присутствии Александра II. Торжества длились три дня.

***

У стен кремля старинногоЛермонтов 19
Волна седого Волхова
Несется лентой длинною,
Храня в себе историю.
И как великий праведник
Под светом солнца тусклого
В кремле высокий памятник
Тысячелетья русского.
В нем вся страна великая
С Кирилла и Мефодия
Из бронзы, многоликая
Звучит Руси мелодия.
Здесь взор Петра Великого
Направлен смело к Северу
Чтобы без края дикого
Быть Государству целому.
Екатерина Главная
Венчает здесь Потемкина
За все походы славные
За Юг Руси добавленный.
Здесь Минин и Пожарский,
Поэт и музыкант,
Здесь все творцы России
Слились в единый бант.

Памятник М.Ю. Лермонтову в Пятигорске (1889 год)

         Лермонтов 20    Поэт в раздумье сидит на уступе скалы. Сброшена шинель, расстегнут офицерский сюртук. Раскрытая книга упала к ногам, взор устремлен на снежную цепь Кавказских гор. Так выглядит памятник Лермонтову в Пятигорске, созданный скульптором А.М. Опекушиным. Его бронзовый Пушкин стал украшением Москвы. Бронзовый Лермонтов стал символом Пятигорска.
        В 1870 году журналист П.К. Мартьянов писал в журнале «Всемирный труд»: «Петербург и Кронштадт ставят памятники Крузенштерну и Беллингсгаузену, Киев – Богдану Хмельницкому и графу Бобринскому, Смоленск – Глинке, почему бы Пятигорску, с его тысячами посетителями вод, не принять инициативы в деле сооружения памятника М.Ю.Лермонтову?».
       Идею сооружения памятника поэту поддержал тогдашний главный арендатор Кавказских Минеральных Вод А.М. Байков. Он обратился к начальнику Главного управления Кавказского наместника барону А.П. Николаи с докладной запиской, в которой говорилось: «В Пятигорске все напоминает Лермонтова. Там он писал свои лучшие сочинения и там кончил свою жизнь. Лермонтов поэт Кавказа и увековечить память его нужно в Пятигорске...» Ответ пришел быстро: «Высочайше разрешено 23 июля 1871 года сооружение в Пятигорске памятника М.Ю. Лермонтову и открытие повсеместной в Империи подписки для сбора пожертвований на этот памятник».
           Восемнадцать лет собирались народные средства на памятник М.Ю. Лермонтову. В 1874 году, на Водах были устроены публичные литературные чтения, собранные от которых 163 рубля послужили первоначальным вкладом на сооружение памятника. В начале 1875 года была открыта подписка в тех частях Кавказской армии, где служил поэт. Во Владикавказе был учрежден специальный комитет, куда со званием «строитель памятника» был введен и арендатор Кавминвод А.М. Байков. Члены комитета разработали «Правила о сооружении памятника поэту Лермонтову», утвержденные 30 сентября 1875 года.
         Политическая обстановка в те годы неблаготворно отражалась на деятельности лермонтовского комитета. В 1876-1878 годы в России проходили сборы денег для оказания помощи балканским славянам. Работу комитета приостановили. Как только закончилась война с Турцией, его деятельность возобновилась. В начале 1880 года в журнале «Вестник Европы» члены комитета опубликовали воззвание. И призыв был услышан. За один только 1880 год комитетом было получено 8253 руб. 50 коп. Из них тысячу рублей собрал среди своих знакомых А.И. Васильчиков, секундант Н.С. Мартынова на дуэли с Лермонтовым.
       Деньги на памятник стали поступать со всех концов России. Газета «Листок для посетителей Кавказских Минеральных Вод» выделила специальную рубрику «О подписке на памятник Лермонтову в городе Пятигорске».
        По инициативе комитета в Пятигорске, начиная с 15 июля 1881 года, стали проводить ежегодный День памяти М.Ю. Лермонтова. Состоялось открытие первой временной мемориальной доски на доме, в котором жил поэт в 1841 году, и возложение венков к бюсту М.Ю. Лермонтова в Елизаветинской галерее. Вечером в день сорокалетия гибели поэта состоялся большой концерт, в котором участвовали столичные артисты. Весь сбор с него поступил в фонд памятника. В результате чествования была собрана довольно крупная сумма – 2000 рублей.
         10 января 1883 года сумма в фонде комитета достигла почти 30 000 рублей, что позволяло приступить к работе по изготовлению памятника. Решено было объявить всероссийский конкурс. Председатель комитета, начальник Терской области генерал А.П. Свистунов обратился к редактору журнала «Хозяйственный строитель» П.П. Мижуеву с предложением редакции взять на себя организацию конкурса. П.П. Мижуев предложил сделать его всенародным.
           В состав конкурсной комиссии вошли: М.О. Микешин, автор проектов памятника «Тысячелетие России» в Новгороде, Богдану Хмельницкому в Киеве, Екатерине II в С-Петербурге, И.Н. Крамской – известный художник, один из создателей Артели художников и Товарищества передвижных выставок, А.А. Краевский, издатель журнала «Отечественные записки», лично знавший М.Ю. Лермонтова, сослуживцы поэта А.И. Арнольди, М.И. Цейдлер, начальник Николаевского кавалерийского училища А.А. Бильдерлинг – основатель первого лермонтовского музея и другие. Председателем комиссии стал П.П. Мижуев.
           На заседании комиссии обсуждалось и мнение о том, что «Лермонтов принадлежит всей России, а потому место ему не на Кавказе, а в одном из двух центров». Спор разрешился в пользу Кавказских Минеральных Вод, чему способствовало и решение главноначальствующего гражданской частью на Кавказе князя А.М. Дондукова-Корсакова. Местом для сооружения памятника Лермонтову был утвержден Пятигорск. Комиссия выработала специальную программу и опубликовала ее во многих газетах и журналах России.
          Участники конкурса обязаны были представить свои работы к 17 февраля 1883 года. В состав жюри вошли: профессор Ф.И. Иордан, известный гравер, создавший в свое время портрет М.Ю. Лермонтова (гравированный на стали с акварели К.А. Горбунова), К.Е. Маковский, художник М.А. Зичи, иллюстратор поэмы «Демон» и романа «Герой нашего времени», живописец, гравер и коллекционер произведений искусства М.П. Боткин. Были и литераторы, скульпторы, архитекторы.
            На первый конкурс было представлено 52 проекта, 15 моделей и 5 письменных заявлений – идей без рисунка. Но ни один из них не был одобрен.
           Комиссия решила объявить второй конкурс, определив срок 5 апреля 1883 года. Участвовать в нем были приглашены скульпторы и художники П.П. Забелло, М.М. Антокольский. Н.И. Лаверецкий, К.Е. Маковский, М.А. Зичи и другие. Второй конкурс тоже оказался несостоятельным, хотя было прислано 65 проектов. По этому случаю был избран новый состав жюри.
        30 октября 1883 года комиссия подвела итоги третьего конкурса. Представлено было 15 моделей. Члены жюри сделали окончательный выбор: первую премию и 1000 рублей получил проект № 14 под девизом «Порыв». Автором модели оказался академик А.М. Опекушин, известный как автор памятника А.С. Пушкину, открытого за три года перед тем в Москве. Работа Опекушина отличалась простотой композиции, высоким профессиональным мастерством.
          А.М. Опекушин выполнил огромную подготовительную работу, прежде чем создал окончательный вариант памятника. Он не оставлял работы над поиском образа и после того, как получил первую премию. Самым сложным для скульптора оказался вопрос о внешности поэта, чей образ он должен был представить в бронзе. При исполнении бюстов и статуй Пушкина скульптор мог видеть посмертную маску поэта и ряд превосходных его портретов. А вот с лица Лермонтова посмертная маска не была снята, портреты его были весьма противоречивы и вызывали споры среди тех, кто знал его лично.
         Понимая ответственность работы, Опекушин в договоре, заключенном 10 июня 1885 года с A.M. Байковым, взял следующее обязательство: «Ввиду того обстоятельства, что удовлетворительного портрета Лермонтова не существует, а нужно еще, так сказать, создать его, то я, Опекушин, должен предварительно вылепить колоссальный этюд головы, воспользовавшись для этого имеющимися материалами и указаниями лиц, близко и лично знавших поэта, дабы предлагаемая к отливке бронзовая статуя до последней степени отвечала сходством с очертаниями облика покойного поэта». Опекушин стремился не только передать портретное сходство, но и создать высокохудожественный образ поэта. Скульптор строил фигуру, учитывая окружающую природу. Монументальные качества не должны были быть подавлены масштабом гор.
                         Вдали тянулись розовой стеной,
                         Прощаясь с солнцем горы снеговые,
                         Машук склонялся лысой головой,
                         Через струи Подкумка голубые,
                         Казалось, думал: тяжкою стопой
                         Перешагнуть в поместия чужие...
         20 марта 1889 года генерал А.А. Бильдерлинг сообщал во Владикавказ: «Академик Опекушин почти совершенно окончил лепку статуи Лермонтова, остается только окончить некоторые детали и проработать лицо по имеющимся у меня портретам и по указаниям современников – г.г. Краевского и Арнольди. Сегодня еще видел в мастерской Опекушина статую в глине и нахожу, что в художественном отношении она исполнена очень хорошо».
           Скульптура высотой в 2,35 метра отливалась на заводе Морана в Санкт-Петербурге, и в начале июля была выставлена на дворе литейного заведения. Она изображает Лермонтова сидящим на обломке скалы в задумчивой позе, военная шинель сброшена с плеч и красивыми складками драпируется сбоку.
             Памятник предполагалось открыть 15 октября, в день 75-летия М.Ю.Лермонтова. Но после завершения курортного сезона в Пятигорске осенью жизнь замирала, и поэтому торжество по случаю открытия памятника перенесли на август этого же года.
            В Пятигорске шли приготовления по завершению работ в сквере, где должно было состояться открытие памятника.
         Крутой обрыв с рытвинами, по которым во время летних ливней неслись потоки грязи и камни, укрепили подпорной стеной из машукского камня. Сквер обнесли чугунной решеткой, балюстрадой с фонарями по углам, сделали каменный грот и сторожку. Сама планировка сквера по очертаниям напоминала лиру. Проект оформления сквера был выполнен гражданским инженером и архитектором из Ростова-на-Дону Н.А. Дорошенко.
           Прибывшие с Опекушиным в Пятигорск опытные мастера приступили к работам. 16 (28) августа 1889 года в Пятигорске состоялось открытие монумента. «Это был праздник Пятигорска, – писала газета «Северный Кавказ», – все от мала до велика пришли на площадь к Лермонтовскому скверу».
       Окруженный флагами, цветами, гирляндами, на площадке, усыпанной чистым песком, высился огромный памятник, завешанный белым покрывалом. После торжественной панихиды в соборе все присутствующие во главе с начальником Тверской области, наказным атаманом генерал-лейтенантом А.С. Смекаловым, отправились к памятнику в сопровождении военного оркестра. Смекалов прочитал краткий отчет о приходе и расходе сумм, собранных на памятник. Капитал составлял 54 409 рублей 64 копейки. Из него израсходовано было на премию по составлению эскиза и проекта памятника 1701 руб. 25 коп., на строительство сквера со всеми постройками в нем, в том числе и Лермонтовского грота, 25 324 руб. 23 коп. Стоимость изготовления бронзовой фигуры Лермонтова составила 14 179 руб. 20 коп., стоимость пьедестала из крымского гранита, с установкой 6023 руб. 82 коп. Всего было израсходовано 49 093 руб. 41 коп. Остаток денег предполагалось употребить «с пользою» для увековечения памяти М.Ю. Лермонтова.
           С монумента упала завеса. Перед заполнившей сквер публикой возник образ певца Кавказа. Оркестр Тенгинского полка заиграл гимн, а потом исполнил сочиненный В. Саулем марш «Лермонтов». Тенгинцы возложили к памятнику поэта серебряный венок. В торжествах участвовал осетинский поэт Коста Хетагуров. Он напомнил всем собравшимся лермонтовского «Пророка». «Пусть поэзия Лермонтова жжет наши сердца и учит нас правде», – заключил он свою речь.
              Памятник М.Ю. Лермонтову в Пятигорске стал символом всенародной любви к поэту. Здесь всегда букеты живых цветов.

Памятник М.Ю. Лермонтову в Кисловодске (2006 год)

               Лермонтов 21 В 2006 году в Кисловодске был открыт памятник великому поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову. 
           Жизнь писателя была нелёгкой. Этот человек всегда говорил то, что думает. И очень часть попадал из-за этого в неприятности. Он был офицером царской армии, государственным человеком и по меркам власти такими речами подрывал доверие и авторитет Императора. После гибели Пушкина Лермонтов сочинил стихи «Смерть поэта». Один из переписанных вручную экземпляров попала на стол Николая I с пометкой «воззвание к революции». За эти строки поэт был сослан на Кавказ. 
              Памятник представляет собой четырёхметровую статую поэта, который сидит на склоне и пристально смотрит на Эльбрус. Именно этими видами Лермонтов всегда восхищался в своих произведениях. Этот памятник является даром городу от скульптора Николая Ходова, который самостоятельно, без чьей либо физической или финансовой помощи, покупал материал и выплавил фигуру. Скульптор уже долгое время мечтал запечатлеть Лермонтова, присевшего на горе Красное солнышко, и размышляющего. Лермонтов 22
    За годы, прошедшие с момента установки памятника, поэт стал самой популярной достопримечательностью города. Туристы и жители города приходят в это место посидеть рядом с Лермонтовым и подумать, наслаждаясь красивыми горными пейзажами. Не так давно памятник был перенесен и сейчас находится близ улицы Коминтерна. 
                                              Последний солнца луч златой 
                                              На льдах сребристых догорает, 
                                              И Эльборус своей главой 
                                              Его, как туча, закрывает. 
            Кроме памятника, с Лермонтовым в городе и окрестностях связаны Лермонтовская площадка, Лермонтовская скала и Лермонтовский водопад, а также названа улица.

Памятник М.Ю. Лермонтову в Москве (1965 год)

     Лермонтов 23  Памятник поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову на площади, которая носит его имя, был установлен в 1965 году. Авторами монумента стали скульптор Исаак Давидович Бродский при участии архитекторов Николая Николаевича Миловидова, Григория Ефимовича Саевича и Анатолия Вольфовича Моргулиса.
       Решение о сооружении памятника было принято Советом Народных Комиссаров еще в 1941 году, однако из-за начала Великой Отечественной войны планы пришлось отложить. К вопросу вновь вернулись лишь в конце 1950-х годов.
        По мнению многих искусствоведов, этот памятник Лермонтову в Лермонтовском сквере можно отнести к самым романтическим монументальным композициям города Москвы.
       Исаак Бродский сумел в своей работе передать суть личности великого поэта и характер его литературного творчества. Пластика памятника весьма лаконична по форме, изваяние выполнено с использованием больших отшлифованных плоскостей, линии которых сходятся и расходятся непременно под острым углом.
       Изваяние имеет жесткие контуры, что будто насыщает его пытающейся вырваться внутренней энергией. Фигура напряжена. Линии и плоскости передают буйство стихии, которая развевает воротник и треплет воротник, что придает позе некую переменчивость и неустойчивость.
       Отдельно хочется выделить исполненный портрет Лермонтова. Скульптор придал лицу юношеские черты с печальным взглядом, пронизанным глубокими переживаниями и драматизмом, и будто устремленным в себя. Приходит на ум незабываемый лермонтовский автопортрет 1837 года, о котором И. Л. Андроников написал: «...автопортрет изображает человека с неправильными чертами, но человека гениального: достаточно поглядеть на его огромные, печально взволнованные глаза».
      Установка памятника в Лермонтовском сквере у площади Красных Ворот, где пересекаются крупные московские магистрали (Новая Басманная, Садовое кольцо и Каланчевская улица), позволила создать в этом месте оригинальный микроансамбль. Пропорции участка придают месту особую художественную среду, которая так уместна в суетной жизни огромного мегаполиса.
       Особую атмосферу создает не только сам памятник Лермонтову, но и включенные в скульптурную композицию скамья, оригинальная решетка с искусно выполненными рельефами, в которых угадываются образы романтических лермонтовских произведений, среди которых «Мцыри», «Демон», а также бессмертный «Парус».
            На постаменте выбиты строки: «Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын, как русский, — сильно, пламенно и нежно».
           Вообще, эффект рельефа создается игрой контрастов элементов и материалов: бронзы и камня, сквозной решетки и отшлифованной поверхности постамента, монолитных и ажурно исполненных форм.
          Памятник поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову установлен на этом месте не случайно. Некогда, на месте рядом расположенной высотки стоял дом, принадлежавший генерал-майору Толю. Именно в нем в 1814 году 3 октября и родился будущий гений.

Памятник М.Ю. Лермонтову в Санкт-Петербурге (1916 год)Лермонтов 24

              Инициатива установить памятник М.Ю. Лермонтову в Петербурге принадлежала начальнику Николаевского кавалерийского училища генералу Де Витту. Это училище было преобразовано из Школы гвардейских подпрапорщиков, которую в 1834 г. закончил поэт.
             В 1912 г. объявили конкурс среди скульпторов, в котором выиграл проект М. Микешина, автора обелиска в Пятигорске на месте дуэли и гибели поэта. Средства пожертвовали бывшие воспитанники училища, частные лица, правительственные учреждения. Решено было установить памятник перед главным фасадом училища на Ново-Петергофском проспекте.
           Эта работа была очень трудная для скульптора. Многочисленные недоброжелатели обвиняли его в отсутствии академического образования и непрофессионализме. Первоначально он планировал сделать постамент из белого гранита, который бы эффектно сочетался с бронзовой скульптурой, но комиссия настояла на красном. Много разногласий вызвала одежда. Скульптор видел поэта в сюртуке, который бы больше гармонировал с концепцией памятника, но под давлением изменил его на гусарский мундир.
             Открытие планировали в 1914 г., но помешала Первая мировая война. Установка памятника была делом чести для юнкеров, и 9 мая 1916 г. к 75-летию со дня смерти поэта состоялось торжественное открытие. В этом же году проспект был переименован в Лермонтовский.
          Бронзовая скульптура поэта установлена на гранитном пьедестале. На лицевой стороне постамента установлен барельеф, где изображены воинские доспехи, окруженные венком славы. На тыльной - перечислены самые известные произведения – «Мцыри», «Бородино», «Герой нашего времени», «Демон», «Ангел» и др.
             Лермонтов изображен сидящим на скамье, на одно плечо небрежно накинута шинель, в правой руке он держит книгу. Его взгляд мечтателен и задумчив и от всей фигуры веет умиротворением и спокойствием, настраивающих на поэтический лад. Создается впечатление, что он полностью под властью вдохновения и ищет рифму для нового стихотворения. Перед памятником устроена небольшая площадка, которая завершается с задней стороны гранитной скамейкой, по бокам установлены красивые светильники в форме ваз.
              В 2009 г. была проведена реставрация памятника.

Памятник-бюст М.Ю. Лермонтову в Санкт-Петербурге (Александровский сад) (1896 год)

               в Санкт Петербурге Великому русскому поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову (1814-1841) сооружен памятник в Александровском саду.
          Бронзовый бюст установлен на четырехгранном фигурном постаменте из красного полированного гранита. На лицевой грани постамента надпись: «Михаилу Юрьевичу Лермонтову. г. С.-Петербург.2-го октября 1814 — 15 июля 1841». На боковых гранях стихотворные строфы, посвященные памяти поэта. На левой: «Свершит блистательную тризну Потомок поздний над тобой И с непритворною слезой Промолвит: от любил Отчизну». На правой грани памятника:
                                                                  «Твой стих как божий дух носился над толпой
                                                                    И отзыв мыслей благородных
                                                                    Звучал как колокол на башне вечевой
                                                                    Во дни торжеств и бед народных» 1839
                 На тыльной стороне памятника слова: «Сооружен в 1896 году».
                 Высота бюста — 1,2 метра; высота памятника — 2,25 метра.
                 По модели скульптора В.П. Крейтана, архитектор Н.В. Максимов

Памятник М.Ю. Лермонтову в Тамани (1984 год)в Тамани

             Памятник М.Ю.Лермонтову – одна из достопримечательностей Тамани. Памятник располагается в самом центре станицы, в тенистом скверике, рядом с музеем, посвященном великому писателю.
           Михаил Лермонтов дважды посещал Тамань. Здесь он был проездом в 1837 г. После первого посещения на свет появилась знаменитая повесть «Тамань», благодаря которой о станице узнали все. К большому огорчению, Тамань Лермонтову не понравилась, поэтому, приехав на эту территорию во второй раз, он не посетил станицу, а остановился в Фанагорийской крепости. Но сегодня уже не важно, что писал поэт тогда, важно то, что одно из своих литературных произведений он назвал «Тамань». Лермонтова в Тамани помнят и уважают, поэтому установили в его честь памятник.
          Торжественное открытие памятника М.Ю. Лермонтову состоялось 15 октября 1984 г. во время празднования 170-летней годовщины со дня рождения великого русского поэта. На этой скульптуре Лермонтов опирается на небольшую скалу, на обрывистом берегу, устремив свой взгляд вдаль, в сторону моря. Памятник был сооружен архитектором Гавриловым В.А. и настоящим мастером каменного дела Бродским И.Д.
           К сожалению, в станице Тамань не сохранилось ни одного здания тех времен, когда здесь жил известный писатель. В 1964 г. на краю высокого обрыва, на месте, где ранее стоял дом, в котором проживал М. Ю. Лермонтов, местные научные работники и поклонники творчества Лермонтова воссоздали домик с подворьем.
            В Тамани имеется также небольшой музей, посвященный М.Ю.Лермонтову, который стал гордостью этого края.

Памятник М.Ю. Лермонтову в Тарханах (1985 год)

        в Тарханах   Памятник поэту М. Ю. Лермонову был установлен в Тарханах 9 июня 1985 года. Расположен на территории музея-заповедника вблизи дороги, которая ведет к барскому дому.
           Скульптором бронзовой статуи является О. Комов, а архитектором - Н. Комова.
          Создатели запечатлели уникальный момент размышлений поэта. Лермонтов, в простой одежде, а не в привычном офицерском мундире, сидит в непринужденной позе. Создается впечатление, будто поэт просто присел передохнуть. Подчёркнута слитность его поэтических и представлений с окружающей природой и усадебной обстановкой.

Памятник М.Ю. Лермонтову в Грозном (2012 год)в Грозном

           В 1840 году в крепости Грозной, от которой ведёт свою историю город Грозный, Михаил Лермонтов проходил военную службу. В память о поэте в июне 2012 года был установлен памятник. Бронзовую скульптуру передал в дар Чеченской Республике автор памятника осетинский скульптор Николай Ходов. Торжественное открытие памятника состоялось 19 июня 2012 года. Церемонию открытия памятника возглавили Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров и Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев.
         Памятник расположен на проспекте Сергея Кирова в Грозном около здания Государственного русского драматического театра имени Михаила Лермонтова.
        Михаил Лермонтов изображён сидящим на табурете в военной форме — в образе, в котором поэт служил на Северном Кавказе. На постаменте высечены строки из стихотворения Михаила Лермонтова, посвящённые Кавказу: «Как сладкую песню Отчизны моей, люблю я Кавказ!».

Малая планета Лермонтов

        (2222) Лермонтов (лат. Lermontov) — типичный астероид главного пояса, который был открыт 19 сентября1977 года советским астрономом Николаем Черных в Крымской обсерватории и был назван в честь великого русского поэта Михаила Лермонтова.

Кратер на Меркурии

           Меркурий - ближайшая к Солнцу планета названа в честь античного бога Гермеса (у римлян Меркурий) - посланника богов и бога зари, возвещавшего о появлении Зевса. Древние египтяне называли эту планету Собкоу, а в Скандинавии и Германии она была известна как Один.
               Меркурий находится на среднем расстоянии 58 млн. км или 0,39 а.е. от Солнца, яркий свет которого мешает его наблюдениям с поверхности Земли. Двигаясь по сильно вытянутой орбите со скоростью, достигающей 54 км/сек, он в перигелии приближается к Солнцу на расстояние 0,31 а.е., а в максимальном удалении находится на расстоянии 0,47 а.е., совершая полный оборот за 88 земных суток. Плоскость его орбиты наклонена к эклиптике на 7 градусов. Долгое время считалось, что Меркурий вращается вокруг своей оси синхронно с движением вокруг Солнца и обращен к нему всегда одним полушарием. Однако в 1965г. методами радиолокации с Земли было установлено, что период вращения его составляет только 58,6 суток, то есть за 2/3 своего года он завершает полный оборот вокруг своей оси. Поэтому, находясь на линии Солнце - Земля, Меркурий всегда повернут одной и той же стороной к нам. Солнечные сутки продолжаются на планете 176 земных суток. Полярная ось Меркурия практически перпендикулярна плоскости орбиты.
         Сфотографированная часть поверхности Меркурия удивительно похожа на лунную поверхность: множество кратеров различных размеров покрывают эту планету и лишь в некоторых областях, которые называют равнинами плотность кратеров существенно меньше, как и на лунных морях. Согласно решению Международного астрономического союза кратеры на Меркурии называют в честь деятелей культуры: писателей, поэтов, художников, скульпторов, композиторов. Так, например, крупнейшие кратеры диаметром от 300 до 600 км получили названия Бетховен, Толстой, Достоевский, Шекспир и другие.
              Кратер Lermontov в диаметре 152 км
              Высота над Меркурием: 10000 км
              Кратер Lermontov впервые наблюдался Маринером-10, в 2008 году во время второго пролета Меркурия его увидел и MESSENGER.
            Кратер несколько ярче, чем окружающий ландшафт. Дно кратера гладкое и имеет несколько неправильной формы депрессий. Такие образования аналогичны тем, что были найдены на дне кратера Praxiteles. Это может свидетельствовать о вулканической деятельности в кратере после его образования. Кратер Lermontov назван в честь Михаила Юрьевича Лермонтова, русского поэта и художника, убитого на дуэли в 19-м веке.

А также

Город Лермонтов в Ставропольском крае
Сёла Лермонтово в Краснодарском крае, Пензенской области и в Армении
Имя Лермонтова носят сотни улиц в населённых пунктах России, СНГ и других стран мира, например, Лермонтовские улица, площадь и проспект в
Москве, проспект в Санкт-Петербурге, улицы в Пензе, Спасске-Дальнем, Баку, Риге, Угличе, Петрозаводске, Праге и др.
Государственный русский драматический театр имени Лермонтова в Грозном и памятник поэту около театра.
Государственный академический русский театр драмы имени Лермонтова в Алма-Ате.

См. также

Кертес М. Лермонтовские места: Музеи М.Ю. Лермонтова /М. Кертес //Литература - Первое сентября. - 2003. - №35. - С.2-4.

Улица Лермонтова в городе Азове