1Морские 

 «Морские» профессии издавна были окружены особым романтическим ореолом. О героях-моряках слагают стихи, рассказывают легенды, создают художественные произведения, пишут картины. Особенно ярко это проявляется в России, ведь наши «голубые магистрали» простираются более чем на 100 тысяч километров, а российский флот является предметом особой гордости страны.
   Многие годы наш флот исправно выполняет свои обязанности — транспортировка грузов, организация и развитие водного туризма, круизы и так далее. Неслучайно работникам этой сферы посвящен и собственный ежегодный официальный праздник - его, как и всегда, отмечают в первое воскресенье июля.

2Морские

  Документ об официальном учреждении ежегодных празднований, посвященных сотрудникам морского и речного флота и служителям смежных профессий, принят 1 октября 1980 года — им стал соответствующего содержания указ Президиума Верховного Совета СССР. Между тем сама история Росфлота насчитывает свыше 300 лет и берет свое начало со времен царствования Петра I. Именно он, после взятия крепости Азов, 30 октября 1696 года объявил о создании флота. С тех пор его развитие осуществлялось стремительными темпами, и Россия очень скоро вошла в число крупнейших морских держав. С годами росло количество кораблей, их качество, надежность, комфорт и долговечность. Расширялась география и увеличивалась протяженность путей и маршрутов.
  А с лета 1924 года, когда в России было сформировано общество «Совторгфлот», объединившее порты, суда и другие профильные предприятия и организации, руководство морским и речным транспортом стало отдельной сферой народного хозяйства. Во многом благодаря тогдашней эффективной перестройке всей системы наши отцы и деды смогли победить в Великой Отечественной войне, так как на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками были направлены все силы нашего флота.
  Затем, в мирное время, главной его задачей стало участие во внешней торговле: множество иностранных компаний охотно строили с советским флотом партнерские отношения.

3Морские

  Недавно стало известно, что в акваторию Дона и Азовского моря вернутся легендарные суда на подводных крыльях! Новые «Ракеты» будут курсировать между Ростовом, Азовом и Таганрогом.
  Есть инвесторы, которые готовы приобрести флот для восстановления речного и морского транспортного сообщения Ростов - Таганрог - Азов, а также для выполнения прогулок в акваторию Таганрогского залива. По этому случаю, в Таганроге уже ведутся работы по реконструкции старого речного вокзала, который десятилетиями использовался в качестве офисного центра.
  Первая «Ракета» появилась на Дону в I960 году, а через двадцать пять лет их в речном пароходстве было уже 36. Крылатые теплоходы развивали скорость до 70 км в час и возили пассажиров не только в Таганрог и Азов, но в Керчь, Мариуполь, Волгоград.
  Суда на подводных крыльях прекратили курсировать по Дону и Азовскому морю в 90-е годы прошлого века - по причине нерентабельности, но в последние годы предпринимаются активные попытки возродить этот вид речного транспорта.
  В ЦКБ им. Р.Е. Алексеева разрабатываются новые модели высокоскоростных судов на подводных крыльях. На речных маршрутах протяженностью до четырехсот километров это будут скоростные катера с проектным названием «Валдай- 45Р»,  и на магистральных маршрутах протяженностью до 600 километров – одноименные СПК «Метеор V2».
  Океанские «Циклоны» будут вместительнее и мощнее речных «Ракет» в два раза: на борт они будут принимать до трехсот пассажиров и преодолевать расстояния порядка семисот миль. При этом все новые СПК будут оборудованы двумя газотурбинными двигателями М70ФРУ, новейшими силовыми установками последнего поколения. Естественно, что и салоны новых российских судов будут спроецированы и оснащены по последнему дизайнерскому слову мирового судостроения с применением композитных материалов и использованием комфортабельных кресел авиационного типа, судовой системы кондиционирования, беспроводной сети и прочих современных технологических новинок.
  Будем надеяться, что в ближайшие годы крылатые суда вновь появятся на Дону и можно будет с комфортом промчаться над водной гладью в Ростов, Таганрог или даже в Керчь и Ялту.  (Источник: Приазовье.- 2021)

4Морские

Капитан корабля
  Капитан — морской термин, означающий должностное лицо, возглавляющее экипаж гражданского судна, и несущее ответственность за его действия; в штатной ситуации необходимым и обязательным считается обладание судоводительским образованием и наличие морского звания капитана (штурмана).
  Капитан также несёт ответственность за управление судном, в его обязанности входит обеспечение безопасности плавания, поддержание порядка на вверенной его командованию плавучей единице, предотвращение любого вреда людям и грузу. Организует аварийно-спасательные работы при получении сигнала бедствия с другого судна, возглавляет борьбу за живучесть судна (своего), а при необходимости оставляет его последним, захватив судовой, машинный и радиотелеграфный журналы, карты рейса, документы и ценности. Капитан судна сохраняет свои права и после гибели судна, вплоть до возвращения экипажа на родину. Принимает все необходимые меры для предотвращения захвата судна врагами в военное время, и пиратами — в мирное. Взаимодействия капитана судна с лоцманами оговариваются особым предписанием. В военно-морской практике полномочия, права и обязанности регламентированы корабельным уставом военно-морского флота.
  В дноуглубительном флоте капитан судна называется багермейстер.
  В гражданской авиации капитаном называют командира воздушного судна.
Помощник капитана является заместителем капитана в его отсутствие. Он должен знать навигацию и маршруты, уметь правильно организовывать команду. В зависимости от общего числа команды, объема судна и перевозимых грузов у капитана может быть несколько помощников, занимающихся разными видами деятельности: Старший помощник, первый помощник, второй помощник и так далее.
Штурман
  Должность штурмана присваивается лицам судоводительской специальности. Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов.
Старший механик
  Это начальник машинного отделения, ему подчиняются все машинисты, механики и рядовой состав. Он отвечает за бесперебойную работу судна и его техническое обслуживание.
Помощник старшего механика. По аналогии с капитаном, это заместитель старшего механика. Он должен уметь все то же, что и старший механик, но его зона ответственности уже.
Боцман относится к палубной команде. Он начальник всех матросов, составляет график вахтовых смен и контролирует их работу. На торговых судах боцман следит за исправностью судовых спасательных средств, шлюпочного и якорного оборудования, а также за их работоспособностью.
Лоцман — моряк или речник, по квалификации — судоводитель с опытом работы в данном регионе, хорошо знающий данную береговую обстановку и местный фарватер и проводящий по нему морские или речные суда, особенно в местах, представляющих опасность.
  Лоцман обязан проводить по фарватеру каждое судно при входе и при выходе его из порта. Однако присутствие лоцмана на борту судна не снимает с капитана ответственности за безопасность. Все указания лоцмана носят только рекомендательный характер.
Матрос – это младший сотрудник палубной команды. Он швартует судна, выполняет поручения боцмана и помощников капитана.
Юнга — подросток на судне, обучающийся морскому делу и готовящийся стать матросом, а также младший матрос.
Моторист – это младший сотрудник машинного отделения, он следит за работой механизмов судна, выполняет профилактические работы.
  Моторист должен знать принцип работы двигателя, правила техники безопасности и способы устранения возможных неполадок.
Кок - судовой повар.
Электрик судовой
  Электрик судовой является специалистом, который осуществляет проверку электрооборудования, имеющееся на корабле. Так как сейчас водные транспортные средства оснащены большим количество электронных и электрических средств, необходим человек, который их будет обслуживать.
  Поэтому профессия является довольно востребованной. В зависимости от вида корабля, на нем может быть два или больше электриков.
Шкипер – это специалист, который руководит парусным судном. Это может быть торговый, промысловый или военный корабль. Иными словами, это капитан гражданского судна, однако на военном корабле данная должность отнюдь не главная.
  Представитель профессии следит за имуществом, которое есть на плавательном средстве, отвечает за его сохранность, ведет учет материально-хозяйственной части судна. Согласно правилам на плавательном средстве может быть только один шкипер, что накладывает определенную ответственность и нагрузку.
Гидроакустик
  Он занимается поиском, определением и контролем за подводными объектами при помощи соответствующей аппаратуры, которая посылает и принимает сигнал на определенной частоте. Получившие такую специальность выпускники могут трудоустроиться и в гражданской, и в военной областях. Гражданская отрасль предполагает изучение дна, поиск рыбной популяции, природных богатств, спрятанных под водой, или объектов, которые затонули. Военная специфика подразумевает выполнение задач, поставленных главнокомандующим флотом.
Морской инженер
  Такой специалист решает сложные технические задачи. Суть профессии морской инженер состоит в производстве водной техники, ее эксплуатации, обслуживании, а также выполнении административно-технических функций при организации движения судов.
Океанограф
  Мировой океан изучен только на 3-5%, поэтому неудивительно, что морские экспедиции проводятся регулярно.
  Именно суть профессии океанограф заключается в изучении подводного пространства. Ведь подобные исследования позволяют понять, какие процессы происходят в океане. Помимо этого, к задачам специалистов относятся:
  Запуск океанографических спутников
  Обработка полученных данных и итоговых результатов
  Применение различных методов в рамках исследований и экспериментов
Рыбак прибрежного лова
  Это выносливые люди, которые готовы работать в разных погодных условиях, как днем, так и ночь. Для некоторых это больше призвание, чем профессия. Заключается оно в промышленном рыболовстве. Работа выполняется с помощью сетей и неводов.
  Профессия рыбак прибрежного лова появилась тысячи лет назад. И хотя ее суть не изменилась, появились новые обязанности.
  Среди них:
    Ремонт оборудования. К нему относятся орудия лова, инвентарь оснастки, предметы снаряжения.
    Установка невода. Если быть точнее — сетных рам.
    Перевозка выловленной рыбы. Ее необходимо доставить в приемный пункт и оформить необходимые документы.
    Сдача оборудования. После необходимо заполнить промысловый журнал.
Специалист по добыче рыбы
  Это профессия в сфере промышленного рыболовства по отлову рыбы и морепродуктов на судне с использованием специального оборудования и современных технологий.
  Организация работы рыбного промысла в промышленных масштабах, управление и координация действий команды судна.
  Специалист обязан уметь обращаться с техникой и орудиями рыболовства, соблюдать технику безопасности, должностную инструкцию и действующие нормативно-правовые акты и правила в сфере организации ведения промысла, в совершенстве знать морское и рыболовное право. Профессиональному рыбаку обычно присущи такие личные качества, как выносливость, стрессоустойчивость, умение работать в коллективе, коммуникабельность, волевой характер, работоспособность, трудолюбие, умение принимать решение в критической ситуации.
Матрос пожарный
  Когда работа проходит в открытом море, необходимо следить за исправностью и безопасностью судов и оборудования с особой тщательностью, ведь до суши очень далеко. Матрос пожарный - обязательный член команды любого корабля. Он отвечает за исправность противопожарного оборудования на судне и  проводит необходимые мероприятия и инструктаж - в этом заключается суть профессии.

5Морские

  Конечно, на борту судна существует много специальностей в зависимости от вида корабля: это могут быть рыболовецкие суда, круизные теплоходы, судна для бурения нефтяных скважин и многие другие.
  Помимо обычного судовождения, существуют еще профессии моряков-подводников. Их работа связана с повышенным риском, ведь подлодки работают от ядерных реакторов, а это радиация. Да и в случае аварии необходимо будет бросить все силы на устранение неисправности, ведь с подводной лодки никуда не деться. 
Подводный медик. Врачи есть на многих судах. Однако, подводный медик заслуживает особого внимания — от его реакции, решения и вмешательства зависят жизни людей. Зачастую с подводными лодками нет вообще связи, не говоря уже о возможности доставить больного в госпиталь. Подводный врач должен уметь в экстремальных условиях уметь произвести хирургическую операцию.
Водолазы. Специалисты данной категории подразделяются на несколько видов:
          водолазы-строители производят ремонт трубопроводов, прокладку кабелей, поднимают суда со дна морей, возводят под водой основания для мостов;
          водолазы-исследователи;
          водолазы-спасатели проводят спасательные операции в местах кораблекрушений, оказывают первую медицинскую помощь

  Для тех, кто не представляет себе долгую разлуку с домом, существуют морские специальности в области кораблестроения: 
Инженер-судостроитель – это специалист, который проектирует строительство судов. Работа очень ответственная, он обязан учитывать множество факторов. 
Электрорадиомонтажник судовой занимается установкой, ремонтом и настройкой радиоаппаратуры на судне. В этом деле очень важна точность, ведь коммутационное электрооборудование чрезвычайно важно для навигации корабля.
Слесарь-механик судовой осуществляет ремонт механических неисправностей судна во время нахождения его в доке.
Судостроитель. Исходя из названия понятно, что это человек, которые строит суда. Профессия достаточно сложная, потому что в кораблях очень много деталей из разных материалов.
Капитан порта - начальник инспекции портового надзора. Отвечает за безопасность судоходства в порту. Наблюдает за порядком в порту и выполнением всех правил и распоряжений по торговому мореплаванию. Капитан порта является также руководителем лоцманской, спасательной и сигнальной служб порта.
Стивидор (грузчик) — должностное лицо, представитель портовой администрации на судне в период его нахождения в порту, который является исполнителем грузовых мероприятий на судне. Кроме этого, «стивидорами» называют специализированные компании и организации, которые занимаются разгрузкой и погрузкой коммерческих судов.
  Как правило, стивидор несёт всю меру ответственности за выполнение общего плана работ и соблюдение их технологического регламента. Контролируя график обработки судна, он отвечает за любые внеплановые простои погрузочной оснастки и ведёт учёт стояночного времени. Все текущие вопросы по ходу осуществления судовых работ он обязан согласовывать с капитаном судна.
Тальман — должностное лицо, ответственное за учёт груза во время операций погрузки его на судно или при выгрузке с него. Как правило, услуги тальмана требуются тогда, когда приём и сдача груза осуществляется по количеству мест. В составе крупных зарубежных портов имеются специальные организации так называемых присяжных тальманов, результаты подсчёта которых принимаются в ходе разбора исковых дел и претензий. В СССР специалисты-тальманы являлись не только портовым персоналом, но и входили в состав бригад по обслуживанию флотов.
Транспортный юрист
  Чтобы защитить свои права и интересы необходимо досконально знать гражданское законодательство. Похвастаться этим могут далеко не все, а ситуаций, в которых может возникнуть такая необходимость не всегда получается избежать. Урегулировать спорный момент поможет человек, чья профессия транспортный юрист с узко направленным профилем и широким спектром решения вопросов. Зачастую его услугами пользуются юридические лица, которые занимаются перевозкой груза или пассажиров на коммерческой основе.
  Консультация клиентов и обеспечение торжества справедливости – суть профессии транспортный юрист, где необходимо оперировать правовыми нормами, как формулами в математике.

6Морские

  Есть такая примета: женщина на корабле - к беде. Ее корни тянутся от древних времен, когда моряки верили в грозного морского бога. Чтобы его задобрить, судна называли женскими именами. А раз корабль - это «девушка», то присутствие других женщин могло привести к ревности, тогда жди беды. Но это лишь суеверие.
  Хотя капитан корабля - преимущественно мужская профессия, есть и женщины, управляющие большими судами.
  Первой в мире женщиной-капитаном стала Анна Щетинина в 1935 году в 27 лет.
  Анна Ивановна была настоящим олицетворением эпохи. Она имела стальной характер, позволяющий жестко управлять мужскими коллективами кораблей около полувека. Но при этом никогда не повышала голоса. На её судах была стерильная чистота. Женщина-капитан отличалась высокой внимательностью, нетерпимостью к лени и лжи, требовательностью к себе и своим подчиненным.
  В начале Великой Отечественной войны женщина-капитан оказалась на Балтике, где под градом немецких бомб и атак немецких подлодок осуществляла снабжение армии в Прибалтике, а затем эвакуацию гражданского населения из Таллина. В 1941-м году на Балтике погибло немало советских кораблей и отважных моряков, но капитан Щетинина оказалась гитлеровцам не по зубам.
  В 1960 году доцент Щетинина возвращается на родину, во Владивосток, став доцентом кафедры «Морское дело» Владивостокского высшего инженерного морского училища.
  Анна Ивановна Щетинина заслужила уважение моряков всего мира, но только не чиновников родной страны. Удивительное дело, но первую женщину-капитана дальнего плавания в мире долго не удостаивали звания Героя Социалистического Труда. Наталья Кисса и Валентина Орликова, ставшие капитанами дальнего плавания уже после Анны Щетининой, уже были награждены, а её кандидатуру под разными предлогами отклоняли.
  Справедливость восторжествовала в 1978 году, Анне Щетининой было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
  Капитану Щетининой была суждена долгая жизнь. Когда Анне Ивановне исполнилось 90 лет, ей вручили специальное поздравление от имени всех капитанов Европы и Америки.
  Анна Ивановна Щетинина ушла из жизни 25 сентября 1999 года и была похоронена на Морском кладбище Владивостока.
  В октябре 2006 года мысу побережья Амурского залива Японского моря было присвоено имя Анны Щетининой.
  Память о Щетининой осталась в нескольких её книгах, самыми известные — «На морях и за морями» и «По разным морским дорогам». Она была автором и соавтором многих учебников и пособий по морскому делу, по которым до сих пор учатся мореходы в России.

  Какие морские специальности выбрать девушке?
  В современном мире женщин можно встретить и на должностях капитана, штурмана, лоцмана, шкипера, врача и т.д.
  На грузовых и военных судах обычно вся команда – мужской коллектив. Однако и девушки имеют возможность получить работу в океане.
  Модераторы развлекательных шоу. Обычно встречаются именно на круизных лайнерах. Представители профессии составляют график шоу и следят за его выполнением.
  Танцоры и вокальные коллективы.
  Аниматоры. Обычно присутствуют в семейных круизах. Организовывают и реализуют развлекательную программу для детей.
  Стюарды. Также встречаются на круизных лайнерах, представители младшего состава.
  Специалисты ресторанного или туристического бизнеса. Обычно речь идет о поварах. Однако все зависит от владельца компании и его потребностей.
  Стоит понимать, что весь экипаж должен обладать определенными знаниями и навыками. Команда должна иметь элементарные знания матроса, ориентироваться в случае затопления или возгорания судна. Даже повар на корабле имеет элементарное понятие о конструкции судна.

7Морские

  Это всего лишь несколько специальностей, которые вы можете освоить в морских вузах или колледжах. Список профессий велик, и каждый сможет выбрать профессию себе по душе. В основном, в море идут работать мужчины, но женщинам там тоже найдется место.
  Если вы твердо решили, что хотите связать свою жизнь с морем, нужно отдавать себе отчет, что это будет не так просто. Во-первых, у вас должно быть крепкое здоровье как физическое, так и психическое. Моряки ежегодно проходят медкомиссию, без которой их просто не допустят к работе. Без медицинской справки у вас не примут документы в вуз.
  Моряк должен обладать крепким здоровьем, поэтому обязательным условием принятия документов является наличие медицинской справки. Перед поступлением абитуриент сдает норматив по плаванию и проходит психологический тест.
  К документам для поступления в морское учреждение есть определенные требования. Помимо стандартного перечня, абитуриент должен предоставить: сертификат прививок; анализ крови на гепатит; выписку из поликлиники; справку от стоматолога; справки от нарколога, психиатра, дерматовенеролога и из тубдиспансера.
  Для получения профессии матроса и моториста достаточно одного года обучения в мореходном училище. Для получения офицерских должностей следует поступать в вуз.
  Подготовка кадров для мореплавания осуществляется по международным стандартам. Поэтому выпускники морских вузов России получают документ об образовании на английском языке, и на его основании могут трудоустраиваться к иностранным судовладельцам.

Образование можно получить:

  • Московская государственная академия водного транспорта –(https://awt-rut.ru//)
  • Новороссийский государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова – (http://pk.aumsu.ru/)
  • Санкт-Петербургский государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова – (https://gumrf.ru/sveden/common/)
  • Сибирский государственный университет водного транспорта. г. Новосибирск – (https://www.ssuwt.ru/sveden/common)
  • Институт водного транспорта имени Г.Я. Седова. г. Ростов-на-Дону – (https://iwtsedov.ru/sveden/common.html)
  • Калининградский государственный технический университет – (https://klgtu.ru/)
  • Астраханский институт морских технологий, энергетики и транспорта – (https://astu.org)
  • Федеральное государственное казённое профессиональное образовательное учреждение «Ломоносовский морской колледж Военно-Морского Флота». Осуществляет подготовку гражданских командных кадров для работы на судах Военно-Морского флота – (https://lmvmf.mil.ru/)
  • Санкт-Петербургское государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Морской технический колледж имени адмирала Д.Н. Сенявина» - (https://spbmtc.com/abiturientu/)
  • Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж – (http://www.spbmrk.ru/)
  • Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта – (https://www.rkwt.ru/)

Основные минусы получения мореходного образования:

  • Тяжелая физическая работа. График моряка может быть ненормированным и превышать 12 часов. Отсутствуют выходные. Качка, смена часовых поясов, вахты по 6 часов — все это влияет на физическое состояние человека.
  • Опасность. Травмоопасность при работе в море очень высокая. Некоторые судна перевозят опасные вещества, что усиливает риск. Медицинскую помощь в море оказать не представляется возможным, если на судне нет врача. Течения, штормы, рифы — риски морской профессии.
  • Психологическое давление. Во время рейса моряки находятся в замкнутом пространстве, ограниченном кораблем и среди одних и тех же людей на протяжении долгого времени. Это может негативно влиять на психику человека.
  • Длительная разлука с родными. В среднем, моряк проводит 6-8 месяцев вне дома. В настоящее время современные технологии позволяют связываться с близкими посредством интернета и мобильной связи.
  • Пираты. На некоторых путях шествия кораблей еще встречаются нападения пиратов. По уставу морякам не разрешено ношение и хранение оружия, поэтому в случае захвата судна они безоружны.
  • Стоимость обучения и сертификатов. Морские вузы отличаются высокой стоимостью обучения. Развитие морской отрасли требует от моряка постоянно быть в курсе инноваций, регулярно подтверждать свою квалификацию, обновляя сертификаты, проходя переподготовку.
  • Проблемы с пенсией. Во время несения службы на отечественном судне, идут отчисления в пенсионный фонд. Но если моряк работает на судне с иностранным флагом, эти годы ему в пенсионный стаж не входят.
  • Для профессий, связанных с подводным плаванием, очень тщательно отбирают студентов. Чтобы хорошо переносить изменения давления во время погружения и всплытия, подводный моряк должен обладать очень крепким здоровьем.

8Морские

Литературная вахта ВМФ: писатели и поэты служившие на флоте

Ветер в парусах: книги о морских приключениях

Песня моряков
Александрова З.
Бескозырка белая,
Матросский воротник.
Октябрята смелые
Спросили напрямик:
— Какого, парень, года,
С какого парохода?
И на каких морях
Ты побывал, моряк?
Ленты за плечами,
Как флаги за кормой.
Ребятам отвечает
Товарищ звеньевой:
— Мы друзья Освода.
Недавно из похода —
Одиннадцать недель
Гостили на воде.
Было нас в команде
Двенадцать человек.
Мы прошли двенадцать
Непроходимых рек.
Мы плавали, ныряли,
На солнце загорали,
Мы плыли всё вперёд —
Весёлый был поход!
С водопадов падали,
Сидели на мели…
А сколько мы приятелей
Хороших завели!
А сколько песен спели,
А сколько рыбы съели!
Одних пятнистых щук
Поймали сорок штук!
Когда мы станем старше
И призовут наш год,
Все ребята наши
Пойдут служить во флот.
Палубы качаются,
Матери прощаются,
Колышутся платки…
Счастливо, моряки!

Песня моряков
Барто А.
Мы — моряки,
Плечи широки,
Крепкие руки,
Клёшем брюки.
Жарко в кочегарке!
В Африке не жарче!
Бьется пульс машинный,
Видно, что спешим мы…
Мы — моряки,
Плечи широки,
Крепкие руки,
Клёшем брюки.
Море в бурю
Волны хмурит,
В черное ненастье
Распевают снасти.
Ишь, какая качка!
Скачешь вроде мячика.
Эй, смотрите с палубы —
За борт не упали бы!
Мы — моряки,
Плечи широки,
Крепкие руки,
Клёшем брюки.
Мы — морские черти,
Все море исчертим.

Сила воли
Барто А.
Был моряк у нас на сборе,
Говорил о Черном море.
Он служил четыре года
Кочегаром на линкоре.
Он во льдах на ледоколе
Оставался зимовать.
Он сказал, что силу воли
Надо с детства развивать.
Алеша после сбора
Шагал домой пешком,
Мечтал, что станет скоро
Полярным моряком.
Он будет закаляться
И вечером и днем,
Он будет закаляться,
Все будут удивляться
И спрашивать о нем.
Он не знал, с чего начать.
Может, целый день молчать?
Может, лечь на голый пол?
Перестать играть в футбол?
Бьют часы на башне,
Все огни погашены.
Тихо в комнатах, ни звука.
Закрывает окна дед.
Он идет проведать внука,
А его в кровати нет.
Спит он возле сундука,
На полу, без тюфяка.
Закаляется Алёша
По примеру моряка.
Недолго спал Алеша:
«Тут что-то жестко спать».
И с пола встал Алеша
И сонный лег в кровать.
«Теперь совсем не жестко,-
Подумал он во сне.-
Лежу на голых досках,
А так приятно мне!»
Что ж, бывают неудачи!
Он решил не унывать.
Он попробует иначе
Силу воли развивать.
На перемене все кричат,
А он молчит сурово.
Он двадцать пять минут подряд
Не произнес ни слова.
Он старался — он молчал,
Но никто не замечал.
Это было выше сил.
Он товарищей спросил:
— Вам, конечно, все равно,
Что я молчу давным-давно?
Что ж, бывают неудачи!
Он решил не унывать.
Он попробует иначе
Силу воли развивать.
Он купил ириску,
Решил ее не есть.
Но как не съесть ириску,
Когда ириска есть?!
Что ж, бывают неудачи!
Он решил не унывать.
Он попробует иначе
Силу воли развивать.
Все ребята в нашей школе
Развивают силу воли.

Настоящий капитан
Белькова В.
Я хочу стать капитаном,
Побывать в заморских странах.
Знаю: при любой погоде
Моряки по морю ходят.
Ну, а плавает бревно,
Пусть плывет себе на дно.
Тут канаты, мачты, реи,
Даль лазурью голубеет,
Юнга с гюйсом на плечах,
Ветер пляшет в парусах.
Ну, а я, конечно, встану
Там, где мостик капитана.
Будем мы крутить штурвал,
Укрощать девятый вал.
Дед учил меня не зря,
Где бросают якоря.
Надо мной сестра хохочет,
Но матросом стать не хочет.
Знают моряки с пеленок -
Корабли не для девчонок!
Буду я серьезным самым,
Как меня учила мама.
Крикну я:
- Право руля!
Там вдали видна земля!
Бороздил бы океаны,
Заходя в другие страны…
Говорит еще народ:
Где-то есть подводный флот.
Я б туда служить пошел,
Если бы его нашел.
Говорят, его не видно,
Очень это мне обидно!
С парусами хорошо,
Под водою - лучше!
Я б в подводники пошел,
Был бы только случай!
На подлодке нес бы службу,
Вот где есть мужская дружба!
Погружаются в пучину
Настоящие мужчины.
Экипаж мне нужен сразу,
Чтобы отдавать приказы:
«Полный ход!» и «Стоп, машина!»
Стук за бортом, может, мина?
Не страшны совсем нам мины,
Если что – уйдем в глубины!
Кто со мной, друзья, готов
Стать одним из моряков?
Слыть крутым подводным волком?
В этом с детства знаю толк я!
Подрасту еще и стану
Настоящим капитаном!

Матрос
Ваншенкин К.
На ремне сверкает пряжка
И блестит издалека,
Полосатая рубашка
Называется « тельняшка »…
А матросская фуражка
Не имеет козырька.
Называется фуражка
Бескозыркой моряка.
И над нею ленты вьются,
На ветру холодном бьются,
И взлетают, и шуршат,
А на ленте — буквы в ряд.
Ветры, дуйте! Ливни, лейте!
Ураган, гуди, пыля!
Всё равно горит на ленте
Вечно имя корабля.
Это имя для матроса
Будет дорого всегда…
Мелкий дождь струится косо,
Глухо в берег бьёт вода.
Хмуро в море-океане,
Пляшут волны там и тут.
Корабли идут в тумане,
Нашу землю стерегут.

У матросов есть матроски
Грушко Л.
У матросов есть матроски -
Сине-белые полоски.
Капитану не обидно:
В них матросов лучше видно.
Щеголяют - брюки клёш,
Посмотрите - всяк хорош!

Капитан
Дубовская Т.
Я отважный капитан.
Дали мне задание.
Ухожу я в океан.
«Мама, до свидания!»
Нет смелее моряка.
Я штурвал держу.
Вот уже не первый день
По морям хожу.
Палуба качается,
Я в море не один,
Во-о-он совок валяется —
Это мой дельфин.
В Антарктиду плыть хочу, —
Но бросил куклу кто-то…
«Стоп, машина! — я кричу. —
Человек за бортом!»
Океаны и моря
Ждут меня совсем не зря.
Ждите, ждите, а пока
Я играю в моряка.

По реке
Дядина Г.
По реке,
По реке
Плыл кораблик в парике,
Выдувая из трубы
Пара легкие клубы.
Плыл кудрявый,
Завитой,
С белоснежною фатой -
Длинной-длинной,
Длинной-длинной,
Длинной-длинной,
Как река.
И немножко на невесту
Был похож издалека.

Моряк
Иванова Н.
На мачте наш трехцветный флаг,
На палубе стоит моряк.
И знает, что моря страны,
Границы океанов
И днем, и ночью быть должны
Под бдительной охраной!

Подрасту — и в капитаны…
Ивволгин С.
Подрасту — и в капитаны
Покорять волну, моря.
Бескозырку с якорями
Подарили мне не зря.
Я уже умею строить
Из бумаги корабли
Слову волка верить стоит,
Не уютно — на мели.
Нам под киль четыре фута.
Или может даже семь
Ветерок всегда попутный,
И — прощайте насовсем
Вместе с вашей кашей манной,
С тихим часом белым днём.
А девчонок сарафанных
Мы с собою не берём
Отбываем мы надолго —
Наш матросский сложный труд.
Буду там морским я волком!
Пусть нас лучше дома ждут.

Капитан корабля
Пахомов В.
Я рисую небо,
Я рисую море,
Я рисую парус
В голубом просторе.
Почему рисую,
Я скрывать не стану,
Вырасту, конечно,
Стану капитаном.
Корабли рисую,
Якоря и мачты,
Пусть по мне тоскуют
Юные морячки.
Я для них открою
Сказочные страны,
И вернусь героем,
Храбрым капитаном.

Парус мечты
Радченко Н.
Там, где солнце садится
В седой океан,
Белый парус мечты
В поднебесье парит.
Этот парусник - мой,
Я - его капитан,
Курс держу я на остров
Вечерней Зари.
Там, где бухта Надежд,
Там, где море Добра,
Там, где озеро Счастья
С прозрачной водой,
Там, где сказки свои
Мне расскажут ветра,
Там, где Маленький Принц
Поиграет со мной...
Там не ведают слёз,
Не страшна там беда.
Сквозь житейские бури,
Сквозь липкий туман
Белый парус мечты
Уплывает туда.
И не сменит свой курс
Никогда капитан!

Когда я вырасту, то стану моряком!
Торопова С.
Когда я вырасту, то стану моряком!
В тельняшке полосатой
Матросом быть усатым
Мечтаю. Буду плавать с попутным ветерком.
Потом и капитаном,
Бороться с ураганом
Отважно в море выйду, навстречу с маяком.
Кораблики пускаю,
О странствиях вздыхаю,
Где кит махнёт однажды огромным плавником.
Вернусь домой с прибоем
Удачливым Героем
Ведь остров я открою, который незнаком!

Романтики
Филатов Л.
Романтики, смолите ваши мачты
И задавайте корму лошадям.
Моряк из Ливерпуля,
Идальго из Ла-Манчи
Кочуют по морям и площадям.
Но мир бродяг неверен и обманчив,
Не верьте в их веселое житье:
Дрожит, как тощий мальчик,
Распятое на мачте
Измученное мужество моё.
Мой друг совсем не думает о смерти,
Но, зная, как спасти меня от бед,
Он молча даст мне сердце,
Возьмет и вырвет сердце –
Спокойно, как троллейбусный билет.
И детям пусть когда-нибудь расскажут
От бед убереженные отцы,
Что, в общем, и у сказок,
Таких счастливых сказок –
Бывают несчастливые концы.

Впереди морские дали…
Хоринская Е.
Впереди морские дали…
И ребята клятву дали:
Верно Родине служить,
Крепкой дружбою дружить.
В море вышли моряки,
И отважны, и крепки,
И по морю повели
В путь далёкий корабли.
Зорко смелый капитан
Смотрит в утренний туман.
Море злится и штормит,
А корабль вперёд летит…
Мы скомандовать готовы:
— Полный ход! Отдать швартовы!
Хорошо с волной поспорить
В бурю, в шторм или в туман…
Поскорей бы крикнуть морю:
— Здравствуй, море-океан!
Но не шутка выйти в море,
Недоучки в море — горе.
Моряком не просто стать,
Моряку всё нужно знать:
Математика — нужна,
География — важна,
А родной язык свой русский
Ты обязан знать на пять!

Кок
Пусть капитан в ответе за корвет.
А кок — за настроение команды.
Когда не приготовлен в срок обед,
То сил не хватит закрепить все ванты,
Команде не поднять на мачте грот
В режиме непрерывного аврала —
Матросы так ослабнут... Но компот
Пролить на камбузе? — Такого не бывало!
У настоящих братьев-моряков,
Не знающих всех тонкостей про клецки,
И каждый с радостью принять готов
От кока миску макарон по-флотски.
Не потому ль на флоте слово «Есть!»
Звучит ответом гордым: «Да, готовы
К любым задачам!» и, конечно, съесть
Все то, что кок к обеду наготовил.
Он — славный кулинар, он — виртуоз
В супах, борщах, котлетах, расстегаях.
Кок на корвете как и все — матрос,
Но вот задача у него другая!

Матрос
На ремне сверкает пряжка
И блестит издалека,
Полосатая рубашка
Называется « тельняшка »…
А матросская фуражка
Не имеет козырька.
Называется фуражка
Бескозыркой моряка.
И над нею ленты вьются,
На ветру холодном бьются,
И взлетают, и шуршат,
А на ленте — буквы в ряд.
Ветры, дуйте! Ливни, лейте!
Ураган, гуди, пыля!
Всё равно горит на ленте
Вечно имя корабля.
Это имя для матроса
Будет дорого всегда…
Мелкий дождь струится косо,
Глухо в берег бьёт вода.
Хмуро в море-океане,
Пляшут волны там и тут.
Корабли идут в тумане,
Нашу землю стерегут.

ЗАГАДКИ - МОРСКАЯ ТЕМА

Закрепляют ловко тросы,
Драят палубу матросы -
На борту у них аврал!
- Моряки, вы гостя ждёте?
- Да! Главнейшего на флоте!
Едет в гости …  (адмирал)

Он на мостике стоит
И в бинокль морской глядит,
Не страшит девятый вал -
Крепко держит он штурвал.
Он на судне - царь и пан.
Кто же это? … (капитан)

Он морской, но добрый волк,
В синем море знает толк.
Приводил во много стран
Свой корабль ... (капитан)

Он и повар, и моряк.
Звать его скажите как?
Всё по-флотски, кашу, сок
Приготовит вкусно ... (кок)

Кто готовит всё по-флотски:
Макароны, борщ и клёцки,
Кашу, блинчики, компот,
Кухню камбузом зовёт? (кок)

Если входят корабли
В порта акваторию,
Нужно, чтоб их провели
Водной территорией.
Как к причалу подойти?
Ведь фарватер под водой.
Кто подскажет, как пройти?
Отгадайте, кто такой?  (лоцман)

Кто скафандр надевает
И на глубину ныряет?
Кто в ботинках со свинцом
Ходит там по дну пешком? (водолаз)

Ты, как рядовой в пехоте,
Служишь рядовым в Морфлоте.
Боцман приказал? Скорее
Лезь по лесенке на рею.
И не трусь, не вешай нос!
Ты в тельняшке! Ты - … (матрос)

Поднимает якоря,
Возит грузы за моря,
Только лишь сухие грузы:
Бочки ящики, арбузы...
Не берёт он жидкий груз,
Потому и ... (сухогруз)

Разбивая толстый лёд,
Он один вперёд идёт,
А за ним только потом
Корабли идут гуськом. (ледокол)

В походы ходят водные туристы
Не по тропинкам, а по речкам чистым.
Скользит плавсредство, рассекая носом гладь,
Туристы как ту лодку будут называть? (байдарка)

Оснащён он гарпунами,
Ходит в море за китами,
И везёт китов домой.
Это судно - ... (китобой)

Это судно у причала
В трюмы нефти накачало.
Больше трюм, чем баки в танке.
И зовётся судно … (танкер)

Под водой подлодка ходит.
Что на море происходит?
Капитану и со дна
Даль морская вся видна
В глаз, что поднят над волной.
Как зовут прибор такой? (перископ)

Плаваю на корабле,
Иногда лежу на дне,
На цепи корабль держу,
судно в море сторожу,
Чтобы ветер не угнал,
На волнах лишь покачал. (якорь)

Я от ветра надуваюсь,
Но ничуть не обижаюсь,
Пусть меня он надувает,
Яхте скорость прибавляет. (парус)

Чьи на море корабли?
Из какой они страны?
Чтобы это знать могли
Капитаны, боцманы,
Эти разные квадраты
Прицепляют на канаты
И на мачтах поднимают.
Семь ветров их раздувают. (флаги)

Шторм на море иль туман,
Но где краешек земли
Знает каждый капитан.
Что горит для них вдали? (маяк)

Если этот флот военный,
То тогда уж непременно
На судах его матросы
С ленточками это носят. (бескозырка)

Капитан, на парад
Белый надевай наряд.
Будний день наступит, так
Чёрный ты надень пиджак.
У пиджаков название -
Одно. Не важно звание. (китель)

Носит офицер-моряк
Строгий, форменный пиджак,
Ну, подумай-ка немножко,
Как зовётся та одёжка? (китель)

 Куртки моряков из ваты
Называются ... (бушлаты)

Взял мальчишка хворостинку,
Прицепил к ней паутинку,
Маленький крючочек,
Красный поплавочек,
И свинцовое грузило
К хворостинке прицепил он -
Вот и весь набор снастей.
Чем он ловит карасей? (удочка)

По волнам он скок да скок.
Что же это за дружок?
Рыба дёрнет за крючок -
Он ложится на бочок. (поплавок)

Нужна мне для рыбалки нить.
Хотел у продавца спросить,
Мол, есть она ль в продаже тут,
Да позабыл, как нить зовут.
Вспотел мой нос до блеска.
Я вспомнил! Это - … (леска)

Как зовётся рыбка та?
От рогатого скота
У неё, рыбёшки имя.
Не корова, он без вымя,
Но с копытами, рогат,
Тёлочке он младший брат.
Он - телок, не старичок.
И зовут его - … (бычок)

Туч нагнал сердитый ветер.
Небо в тучах, нет просвета,
И разбушевалось море
Всем судам морским на горе.
Ночь настала прямо днём.
Как мы это назовём?  (шторм)

Нептун, явно, с кем-то в ссоре,
Если так бушует море!
Волны самых разных форм…
Что же с морем? В море … (шторм)

За борт глянь, не видно дна.
Вот так моря глубина!
Дно потом всё ближе, ближе...
Мы на что уселись днищем? (мель)

Меньше, чем море,
Больше, чем пруд -
Как водоём
Этот средний зовут?  (озеро)

От ключей и от ручьёв
Собралась водичка в нём.
Этот водоём нам нужен.
Он глубок, не то, что лужа,
Но и не беда, не горе,
Что чуть меньше он, чем море.
Мы под парусом идём.
Как зовётся водоём?  (озеро)

Он морских просторов царь,
Океанов государь,
Кладов он на дне хранитель
И русалок повелитель. (Нептун)

9Морские

Абордаж - морской бой, при котором суда противников сходятся вплотную и сцепляются для рукопашной схватки. Взять на абордаж — захватить судно противника, ворвавшись к нему на борт.

Аврал - работа на корабле, в которой принимает участие вся команда. Во время аврала командует старший офицер.

Акватория - участок водной поверхности.

Андреевский флаг - главный корабельный кормовой флаг Российского флота. Он представляет собой белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест, названный Андреевским. История Андреевского флага в качестве морского флага России начинается в эпоху Петра I. Он лично работал над его созданием и перепробовал множество вариантов. Петр I утвердил Андреевский флаг военно-морским флагом России. Это случилось 11 декабря 1699 года. С тех пор крестовый стяг стал символом и свидетелем морских побед России. Традиционным напутствием перед боем было: «С нами Бог и Андреевский флаг». После событий 1917 года крестовый стяг на кораблях белогвардейцев продолжал развеваться до октября 1924 года.

Анкерок - дубовый бочонок ёмкостью 25 л, предназначенный для хранения пресной воды. К пробке анкерка снизу прикреплён на цепочке ковшик. При авариях анкерки могут использоваться как спасательные средства.

Бакан - плавающий буй; ставится на якорь для обозначения опасности или ограждения мели.

Балласт - груз, служащий для улучшения ходовых качеств судна, регулировки глубины погружения подводной лодки. Может быть чугунный, каменный, песчаный или водяной.

Банка - сиденье для гребцов.

Барашки, или зайчики - белые верхушки у волн.

Батарея - так называется палуба на судне, на которой стоят орудия.

Береговые ветры (бризы) - ветры, дующие с суточной периодичностью на побережьях морей, больших озёр и некоторых крупных рек. Меняют направление дважды в сутки: днём с моря, а ночью с берега.

Борт - сторона или бок судна.

Бот - одномачтовое судно. Лоцманский бот — бот, на котором лоцман выходит в море для встречи судов.

Брандвахта - караульное судно на рейде или в гавани.

Бриг - двухмачтовое парусное судно с прямым парусным вооружением.

Броненосец - судно, защищённое броней.

Буй - поплавок и спасательный круг.

Буксировать - тащить за собою другое судно на толстой верёвке, называемой буксиром.

Вахта - особый вид дежурства на кораблях (судах), требующий непрерывной бдительности и неотлучного пребывания на посту с целью обеспечить управление кораблём и его механизмами, наблюдение за обстановкой, применение оружия при внезапном нападении противника и поддержание порядка на корабле. Сутки на военных кораблях делятся на 5 или 6 вахт. По времени вахты различаются на дневные и ночные. Сменившиеся с вахты называются подвахтенными.

Вахтенный (или шканечный) журнал - шнуровая книга, в которую заносятся все события из жизни судна и лиц, на нём плавающих, случаи сношения с другими судами и вообще все обстоятельства плавания (курс, направление и сила ветра, ход, крен, температура воды, высота барометра, состояние погоды, моря и неба, обороты винта, дрейф, паруса, под которыми идёт судно, и т. п. Подписывается вахтенным начальником.

Вельбот - шлюпка, имеющая острые нос и корму; она имеет пять, шесть распашных вёсел и, в зависимости от того, для кого служит, получает название адмиральского, капитанского или офицерского вельбота.

Винт - двигатель, помещаемый за кормой парового судна.

Встать на якорь - бросить якорь.

Выйти на ветер - выйти на ту сторону, в которую дует ветер.

Вытравить канат - выпустить канат в воду.

Гавань - удобное, защищённое от ветра место у морского берега, приспособленное для стоянки и причала судов.

Галета - морской сухарь; выпекается из ржаной или пшеничной муки и употребляется в плавании вместо хлеба.

Гальюн - на современных судах так называют помещение, где команда может отправить естественные надобности, а также оборудование для удаления за борт продуктов жизнедеятельности.

Гарпун - небольшое железное копьё, надеваемое на древко. Употребляется для ловли китов и другой большой рыбы.

Галанка или голландка - верхнее платье матроса. Род блузы из фланели или парусины. В русском флоте шьётся из серой парусины.

Горизонт - окружность круга, на котором небо кажется сливающимся с землёй или с водой и дальше которого уже ничего не видно, если смотреть на небо с моря или с обширной равнины.

Гюйс - флаг, ставящийся на военных судах на бушприте, когда судно стоит на якоре.

Долгота и широта - географические координаты, определяющие положение неподвижной или движущейся точки на земной поверхности. Широта определяется углом между плоскостью экватора и отвесной линией, проходящей через данную точку, и измеряется дугой меридиана от экватора до данной точки от 0 до 90° к Северу и Югу от экватора (северная и южная широта). Долгота определяется углом при полюсе между плоскостями меридианов начального и данной точки и измеряется дугой экватора между этими же меридианами. Долготы к Востоку от начального меридиана (гринвичского) называются восточными (от 0 до 180°), а к 3ападу от начального меридиана — западными (от 0 до 180°). Счёт долгот может быть как в градусной, так и в часовой мере (от 0 до 12 ч).

Дрейф - отклонение от пути. Всякое судно, идя бейдевинд, кроме наступательного движения, имеет боковое, по направлению ветра; это последнее называется дрейфом.

Лечь в дрейф - расположить паруса таким образом, чтобы от действия ветра на одни из них судно шло вперёд, а от действия ветра на другие — назад. Во время лежания в дрейфе судно попеременно то идёт вперёд — восходит, то пятится назад — нисходит.

Кабельтов - расстояние в 120 сажен. В море небольшие расстояния принято считать кабельтовами.

Карта - изображение земной поверхности на бумаге; к таким изобретениям прибегают по необходимости, за неудобством иметь глобусы больших размеров, на которых поверхность земли могла бы быть изображена с достаточной подробностью. Морские карты бывают меркаторские и плоские.

Катер - шлюпка с более острыми обводами и вообще более легкой постройки, чем баркас. Преобладающий тип шлюпок на военных судах.

Качка - колебание корабля на волнении. Если судно качается с боку на бок, то говорят, что оно имеет боковую качку. Колебание судна вдоль киля называется килевой качкой.

Каюта - комната на корабле.

Кают-компания - общая каюта, салон для офицеров.

Киль - четырехгранный брус, составленный по длине судна из нескольких штук; он служит основанием судна.

Кильватер - струя, остающаяся за судном, когда оно идет. Также называется строй, когда суда идут друг за другом, строй кильватера.

Койка - постель для матросов.

Компас - прибор, по которому правят кораблем, определяют направление предметов и проч. Изобретение его весьма древнее; сведение о нем в Европу доставлено итальянцем Фловио-Жойя, который жил около 1300 года по Р. X. Некоторые предания свидетельствуют, что еще в двенадцатом столетии этот инструмент был в употреблении в Европе. Главные части компаса: стрелка с наклеенной на нее картушкой, котелок и шпилька, на которую накладывается центром картушка со стрелкой.

Корма - задняя оконечность судна; смотря по форме своей, бывает: круглая, четырехугольная и заостренная.

Корсар - морской разбойник, грабящий коммерческие суда.

Кортик - ручное оружие, носимое всеми офицерами флота и корпусов.

Крен - наклонение судна на бок.

Кренометр - инструмент для измерения крена. Состоит из свободно висящей медной стрелки, вращающейся в центре дуги сектора; дуга разделена на градусы; середина обозначена нулем.

Крюйт-камера - погреб на корабле, где хранится порох; обыкновенно устраивается в подводной части корабля.

Крюйт-камерный фонарь - фонарь, которым освещается крюйт-камера; их обыкновенно бывает 2 или 4. Зажигаются вне крюйт-камеры, в особых отделениях.

Кубрик - самая нижняя жилая палуба на корабле; ниже ее идет трюм.

Курс - путь, по которому корабль плывет. Проложить курс — определить по карте направление, по которому надо идти.

Камбуз - судовая кухня.

Меркаторская карта - карта с меридианами и параллелями прямыми и друг к другу перпендикулярными линиями. Плоская карта — употребляется для малых плаваний; на плоских картах меридианы изображены прямыми линиями, параллельными между собою.

Лавировать - идти по ломаной линии, ложась то на правый, то на левый галс бейдевинда.

Мачта - самая нижняя стоячая часть рангоута. Бывает деревянная или металлическая; смотря по месту, занимаемому на палубе, называется: Бизань-мачта — самая задняя или третья с носа. Грот-мачта — средняя или вторая от носа мачта. Фок-мачта — самая передняя.

Машинное отделение - отделение, занимаемое машиной.

Маяк - башня с фонарем; служит приметным знаком только для судов. На отмелях, идущих далеко от берега, или на банках, ставят с этой же целью суда с фонарями, называемые плавучими маяками.

Меридиан - большой круг, проходящий через полюса мира, называется небесным меридианом, а через земные полюсы — земным.

Мёртвый якорь - якорь или другой груз, положенный на каком-либо месте с поплавком или бочкой. За последнюю привязываются суда, т. е. становятся на мёртвый якорь.

Мёртвый штиль - такое состояние погоды, при котором вода представляет совершенно ровную, гладкую поверхность.

Миля (морская) - равна 1¾ версты.

Мичман - первый офицерский чин в русском военном флоте.

Идти в море - говорится о судне, оставляющем порт.

Мостик - на судах устраиваются мостики между кожухами или бортами, для командира, старшего офицера и вахтенных начальников.

Муссон - периодический ветер, который начинается и кончается всегда в те же времена года.

Одежда (матросская) - различается на зимнюю и летнюю. Зимняя состоит в нашем флоте из синей фланелевой рубахи, черных брюк и шинели (на берегу). В море шинель не полагается, а вместо нее выдается буршлат (укороченное пальто). Летняя состоит из белой рубахи с синим воротником и такими же обшлагами, белых брюк и полосатки.

Отваливать - отойти на судне или шлюпке от пристани или от борта суда. На шлюпке обыкновенно командуют для этого: отваливай! — по этой команде баковый или двое баковых берут крюки и ими отваливают нос шлюпки от борта судна или от пристани.

Отдай якорь! - команда, по которой бросают в воду якорь.

Отдать паруса - распустить сезни, которыми паруса были привязаны.

Отдать снасть - отвернуть снасть с кнехта, с утки и проч., где она была завернута.

Отлив - ежедневное периодическое правильное движение моря, состоящее в том, что во всяком месте морские воды в продолжение шести часов постоянно возвышаются и, достигнув наибольшей высоты, сохраняют ее около семи минут, после того в продолжение шести часов они понижаются и в небольшом понижении остаются около семи минут; потом снова повышаются и т. д. Таким образом, море каждые сутки два раза повышается и два раза понижается. Движение, действием которого море возвышается, названо приливом, то же, которым понижается — отливом. Состояние моря при наибольшем возвышении называется полной водой, а при небольшом понижении низкой или малой водой.

Отличительные огни - морские паровые суда на ходу обязаны иметь: на фор-марсе — яркий белый огонь, на правой стороне — зеленый огонь, на левой стороне — красный огонь.

Палуба - помост или пол на судах. На палубе военных судов ставят артиллерийские орудия.

Верхняя палуба - или онер-дек; носовая часть ее называется баком, затем следует шкафут, потом шканцы и наконец, самая кормовая часть верхней палубы — называется ютом; кормовой борт — называется бортом.

Пампуши - большие башмаки, сшитые из кожи, войлока или сплетенные из волос; надевают их на сапоги, когда идут в крюйт-камеру или в пороховой погреб, где хранят порох, мякоть и прочие огнестрельные вещества; пампуши нужны для предосторожности, чтобы от шарканья сапогов по полу не произвести искры.

Парадный трап - трап с правой стороны военного судна.

Параллель - малый круг, параллельный экватору.

Паруса. Верхние паруса - паруса выше нижних. Задние паруса — так называются паруса на грот- и бизань-мачтах в отличие от парусов фок-мачты, называемых передними. Нижние паруса — фок и грот.

Крепить паруса - прямые паруса крепятся по реям, т. е. гитовами и горденями подтягиваются к своим реям и там скатываются и связываются сезнями. Косые паруса, или опускаются вниз и крепятся по утлегарю, по бушприту, по топу мачты и проч., или гитовами подтягиваются к своим гафелям и по мачтам и там крепятся сезнями. Отдать паруса — отвязать сезни, которыми паруса закреплены. Паруса полощет — выражение, означающее, что паруса не стоят, что их не надувает ветром, а треплет; это случается, когда ветер дует под очень малым углом к поверхностям парусов.

Пеленговать - замечать по пель-компасу румб, на который с судна виден какой-либо предмет.

Пеленг - угол, заключенный между магнитным меридианом и румбом, на котором виден предмет.

Подать конец - бросить веревку пристающей к борту шлюпке, на пристань, другому судну и проч.

Подшкипер - помощник шкипера или самостоятельный содержатель унтер-офицерского звания.

Позывные - флаги для распознавания судна.

Полундра! - окрик сверху вместо «берегись!», когда что-нибудь падает.

По местам! - приготовительная команда перед каким-либо судовым маневром: По местам к повороту! По местам, паруса отдавать! и проч.

Попутный ветер - ветер, дующий в корму или почти в корму.

Расцветиться флагами - поднять флаги, в честь победы или царского дня, или особого высокого праздника.

Рей - (рея) рангоутное дерево, подвешенное за середину и служащее для привязыванья паруса.

Рейд - часть моря, защищенная берегом и островами или молом от ветра. Если рейд не хорошо защищен от ветра, или не вполне, то называется открытым; в противном случае — закрытым.

Риф - гряда каменьев на поверхности воды; если они скрыты под водой, то риф называется подводным. По-славянски: гребень.

Рубка - каюта на верхней палубе или полукаюта под люком.

Рулевой - человек, который правит рулем.

Руль - прежде называли — кормило. Прибор для управления судном. Прямо руль — приказание рулевому, чтоб он поставил румпель (прямой) в диаметральную плоскость. При этом положении, стрелка аксометра показывает нуль. Руль на борт — приказание поворотить румпель как можно больше вправо или влево, смотря по тому право на борт! или лево на борт! было скомандовано.

Румпель - деревянный или металлический брус, надеваемый на голову руля; служит он рычагом для поварачиванья руля вправо или влево.

Рупор - ручная трубка, сделанная из меди или жести, в виде усеченного конуса; служит для увеличиванья громкости голоса. Рупор употребляют во время командования, при управлении на судне парусами, чтобы произносимый командный слова на всем пространстве судна были слышны.

Сажень - морская сажень имеет 6 фут.

Салют - отдание почести лицу, событию или флагу установленным числом выстрелов. Коммерческие суда при встрече друг с другом или с военными судами салютуют флагом, т. е. припускают и поднимают до места три раза кормовой флаг.

Сигнал - всякие переговоры или предупреждения на отдаленном расстоянии. Поднять Сигнал — поднять в известном сочетании сигнальные флаги. Сигнал с пушкой — если вместе с подъемом сигнала производится пушка, то это означает: или, что требуется скорое исполнение, или — выговор.

Сигнальная книга - книга, по которой можно как сделать, так и разобрать всякий сигнал.

Сигнальщик - матрос, который имеет специальное назначение следить за всем окружающим и делать сигналы по приказанию вахтенного начальника.

Смерчь - водяной столб между небом и водой; состоит из двух конусов, сходящихся вершинами. Явление смерча сопровождается вихрем.

Вперед смотреть! - напоминание часовым, чтобы они не дремали. Последние отвечают: есть, смотрим!

Снасти - все тросы, входящие в вооружение судов и служащие для постановки и уборки парусов, для подъема и спуска рангоута.

Спасательная лодка - бот для спасения погибающих.

Спасательный буек - буек, назначенный для подания помощи утопающему или упавшему в воду. Бывают различных форм и устройств.

Спасательный пояс - пробковый пояс или нагрудник, надеваемый в случае опасности быть смытым с палубы или другим образом опрокинутым в воду.

Такелаж - общее наименование всех снастей. Такелаж, служащий для удержания рангоута (мачт, реев и т. п.) в надлежащем положении, называется стоячим, весь же остальной — бегучим.

Тент - полотно, или парусина, растягиваемая над палубой для защиты от солнца или дождя.

Трюм - самая нижняя часть внутреннего пространства судна.

Фалреп - тросы (веревки), заменяющие поручни у входных трапов. Матросы, назначаемые с вахты для подачи фалрепов, называются фалрепными.

Флагман - лицо, командующее эскадрой.

Флагманский корабль - судно, на котором флагман держит свой флаг.

Фут - мера длины. В морской сажени 6 ф.

Шабаш - окончание работы.

Швабра - метла, сделанная из хорошо разбитой ворсы.

Швартов - тяжелый крепкий канат, веревка, кабельтов, цепь, завозимый с судна на берег.

Шаланда - небольшое грузовое судно.

Широта - удаление места от экватора, считаемое по меридиану.

Шквал - сильный порыв ветра.

Шкиперская - помещение на военном судне всех припасов, находящихся в ведении шкипера.

Шкипер - содержатель казенного имущества, как то: такелажа, блоков, чоков, парусов и проч.

Шторм - буря.

Штурвал - механическое приспособление, облегчающее действие рулем.

Шхуна - судно, имеющее две или три наклонные мачты с косыми парусами.

Экипаж - команда судна.

Эскадра - несколько судов, плавающих под начальством адмирала.

Якорь - прибор для задерживания судна на месте. Встал якорь! – значит, отделился от грунта.