ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МЕДВЕДЕВ

Даты жизни: 16 марта 1923 – 16 февраля 1997
Место рождения: город Ишим Тюменской области
Российский писатель
Известные произведения: "Баранкин, будь человеком!", "Гусёнок третьего сорта"

     Медведев В Многие читатели помнят повесть – сказку «Баранкин, будь человеком». Эту фразу мы часто повторяем в обиходе. Автор повести Валерий Владимирович Медведев. Его творчество не ограничилось только этим произведением, да и сам он был личностью незаурядной, интересной и разноплановой. Хотя только эта повесть была переведена на 27 языков. По ее мотивам созданы оперетта, спектакль и мультфильм.
      Валерий Владимирович Медведев родился 16 марта 1923 года в городе Ишиме Тюменской области. В 1941 году он был призван в армию. Служил в 284-й Хинганской дивизии. В 1952 году Медведев окончил режиссерское отделение ГИТИСа. Первый сборник рассказов «Гусенок третьего сорта» он выпустил в 1960, а спустя два года издал повесть «Баранкин, будь человеком!», которая принесла писателю широкую известность. В 1983 году Валерий Медведев стал лауреатом Государственной премии имени Крупской за книгу «Фантазии Баранкина». Таковы строки официальной биографии. На деле же судьба не была к этому человеку столь благосклонной, как может показаться.
     Несколько лет назад, когда отмечался 80-летний юбилей писателя, в Ишиме организовали посвященную ему выставку и даже открыли памятную доску на доме, где жил писатель. Тогда же, чуть ли не впервые широкому кругу стала известна подлинная история его жизни. Кстати, с Ишимом связаны детство и зрелые годы сказочника Петра Ершова. А многие приметы города вошли в его знаменитую сказку «Конек-Горбунок».
      Настоящее имя Валерия Медведева — Валентин Маринин. Его отец Иван Павлович Маринин оказался в Ишиме в ходе Гражданской войны: заразившись сыпным тифом в декабре 1919 года, комиссар Красной армии Маринин попадает в 18-й ишимский госпиталь. 13 апреля 1920 года Маринин женился на Эмилии Ивановне Шевченко, служившей в том же госпитале сестрой милосердия. Обычная военная история любви...
     В 1921 году у них родился сын Леонид, в 1923-м — Валерий (или Валентин, как его звали дома), в 1927-м — Владимир. Жила семья на улице Луначарского, 52. Дом сохранился до сих пор, сейчас здесь находится филиал Дома детского творчества. По словам самого Медведева, из Ишима его увезли «в бессознательном возрасте». Семья переезжала с места на место — Курган, Екатеринбург, Троицк...
    В 1935 году семья переехала в Челябинск, где Иван Павлович получил должность начальника областного управления коневодства. В конце 1930-х Медведевы перебрались в Бийск, где мать тоже смогла найти себе работу, а следовательно, жизнь стала полегче. Валерий, как и все мальчишки, играл в футбол, волейбол, гонял на лыжах, Учился он в школе № 1, но круглым отличником не был. Ходил на занятия в Дом художественного воспитания детей (где работал Василий Николаевич Кузнецов — первый детский поэт Челябинска), занимался рисованием, лепкой, хореографией... Счастливое детство закончилось быстро: родители были репрессированы. Отца по обвинению в контрреволюционной деятельности и вредительстве на Золотой горе под Челябинском расстреляли в 1937 году. Чуть позже арестовали мать за то, что не донесла на мужа.
     Осиротевшие дети попали в детдом Бийска. Оттуда Валерия и забрал усыновитель — друг отца Владимир Иванович Медведев, работавший в 1930 — 1940-е годы режиссером Челябинского драмтеатра. Так Валерий Иванович Маринин и стал Валерием Владимировичем Медведевым.
     О годах, проведенных в Ишиме, писатель вспоминать не любил. Он так описывал те дни: «Первое впечатление детства — страшный голод. У Леонида (старшего брата) на почве голода отнимались ноги, и он по дому передвигался при помощи брючных ремней, привязанных к ногам: поднимал ремни руками, и ноги двигались. Я передвигался по квартире с помощью своих ног, но голод дал осложнение на нервную систему. По ночам меня мучил один и тот же сон: по дорожке катился мяч, пока мяч катился по гладкой дорожке — я засыпал нормально, но как только мячик начинал подпрыгивать, то я тут же просыпался и начинал плакать...»
     Когда Эмилия Ивановна вернулась из тюрьмы, с ней остался только младший сын — Володя. Летом 1941 года он гостил у бабушки на Украине. Началась война, он и бабушка погибли при бомбежке. Эмилия Ивановна умерла в Челябинске в 1949 году, Валерий приезжал из Москвы на похороны.
    Еще в школе Валерий начал писать стихи и рассказы больше юмористического и сатирического характера. Играл небольшие роли в драмтеатре. Его наставником был прекрасный челябинский артист Петр Кулешов (будущий народный артист России). Валерий играл и в Челябинской оперетте, которая тогда находилась в помещении Дворца культуры ЧЭМК (на улице Российской).
    В 1940 году юноша поступает на режиссерский факультет Государственного института театрального искусства. Но тут начинается война, и Валерий уходит на фронт. Его направляют в Забайкальский военный округ, где он служит в армейском ансамбле песни и пляски. Старший брат Валерия — Леонид успел до войны жениться и ушел на фронт, оставив месячного сына. После гибели в первые дни войны младшего брата следующая беда пришла в семью незадолго до победы — в госпитале от тяжелых ранений умер Леонид. Его семья осталась в Челябинске, а сын Борис Леонидович Маринин, племянник Валерия Медведева, позже стал директором института НИИИТа ПО «Полет», писал стихи.
    После окончания войны Валерий Медведев возвращается к учебе, оканчивает ГИТИС и начинает работать в Театре им. Моссовета у знаменитого режиссера Юрия Завадского, снимается в кино. Многие зрители тех лет знают его по роли в спектакле «Машенька» по пьесе Афиногенова.
    Став известным эстрадным автором, Медведев и сам выступает на эстраде — играет на банджо и поет песни из популярного в то время фильма «Джордж из Динки-джаза». Позже он снимался в кино, в том числе в фильме «Парень из нашего города» (кстати, первая его роль в кино была еще в годы войны в фильме «Она защищает Родину» с Верой Марецкой в главной роли). Мало кто знает, но Валерий Медведев писал интермедии для Аркадия Райкина, комические миниатюры и веселые песни для Мирова и Новицкого, Клавдии Шульженко, Леонида Утесова.
     Несколько лет назад о судьбе Валерия Медведева подробно рассказал краеведческий альманах «Коркина слобода» (так раньше назывался Ишим). Краеведы в 1995 году связались с писателем в Москве, и он передал для ишимского музея многие свои книги с личным автографом и неопубликованный рассказ-воспоминание о детстве под названием «Грустная биография веселого человека». Сотрудники ишимского музея не просто собирают материалы о писателе, они даже сняли про него два документальных фильма: «Грустная биография веселого человека» и «Родом из Сибири».
    В 1957 году, совершенно неожиданно для многих знакомых Валерия, знавших его как «уже состоявшегося артиста», в детском журнале «Мурзилка» выходит первое литературное произведение Медведева — сказка «Голоса». В этой забавной и поучительной сказке медвежонок, комаренок, котенок и мышонок меняются голосами, что приводит к полной неразберихе и самым неожиданным последствиям.
     И именно этой сказкой Валерий Медведев наметил главную тему своего творчества – каждый должен говорить своим голосом. «Я искал свой голос, - вспоминает писатель, - стоял на пороге самого себя».
     В 1960 году в Детском государственном издательстве («Детгиз») выходит первая книжка сказок Медведева «Гусенок третьего сорта». С этого момента Валерий Медведев окончательно оставляет театр и полностью отдается литературной работе. На вопрос, почему он пишет для детей, Медведев отвечал так: «Мальчишкой я хотел объять необъятное. Играл в хоккей, лепил, рисовал, занимался балетом и пением. Потом впервые влюбился, начал писать стихи. А в двенадцать лет случилось несчастье — остался без родителей, и детство кончилось. И потом не раз было ощущение, что мне не хватает детства. Человек должен жить полной жизнью. Он неполноценен, если никогда в жизни не любил, ни к чему не стремился или был лишен детства. Не потому ли я в книгах вернулся к детству, чтобы «допрожить» его?!»
    В 1962 году свет увидела сказочная повесть «Баранкин, будь человеком!». Среди многочисленных книжек о повседневной жизни школьников вдруг ярким метеором сверкнула ни на что не похожая книга о невероятных приключениях двух обычных мальчишек. Фантастика, волшебство — и все это в самом обыкновенном дворе. За короткое время книга, вызвавшая самый живой интерес со стороны читателей и критики в Советском Союзе, ставшая подлинной заявкой автора на свое место в литературе, приобрела редкую популярность и за рубежом. Только за 6 лет с момента своего первого выхода тираж переизданий книги далеко превысил миллион экземпляров. К тому времени она уже была переведена почти на 20 языков мира (только в Японии выходила 5 раз).
       Вскоре по мотивам книги были созданы оперетта (музыка С. Туликова, текст песен Г. Ходосова), балет и мультфильм.
       Путевку в жизнь этой повести дал Лев Кассиль, он работал над ней с тогда еще молодым автором, высоко оценил книгу, назвал ее веселой и мудрой, написал к ней предисловие, где охарактеризовал ее как «очень правдивую сказочную повесть из жизни самых настоящих, не придуманных и не в тридевятом царстве, а рядом с нами живущих мальчишек».
        «Когда я написал Баранкина, мне было 37 лет, — вспоминал Валерий Медведев. — Звезда веселой и умной повести одиноко висела на моем небосклоне».
       Валерий Медведев написал более 30 произведений. С каждой книгой его герои становятся все старше. И все-таки все книги посвящены подросткам. Среди них наиболее известны «Свадебный марш», «Капитан Соври-голова» и «Фантазии Баранкина».
     В своем творчестве Валерий Медведев говорит с читателем об очень важных вещах: о дружбе и ответственности за свои слова и поступки, об эгоизме и бескорыстии, о том, как важно иметь чувство собственного достоинства, о радости познания нового. Автор избегает нарочитой назидательности, плоской нравоучительности, предпочитая описательности динамичный сюжет, насыщенный драматическими коллизиями.
        Знакомясь с творчеством писателя, мы замечаем, что с каждым произведением его герои становятся все старше. Все сложнее и многограннее ситуации, в которые они попадают, все труднее выбор, который им приходится делать. И все-таки, все книги посвящены подросткам. Все они призваны помочь юным читателям найти ответы на такие взрослые вопросы как «Что главное в жизни?», «Какой путь в жизни мне выбрать?», «Что значит быть человеком?»…
        «Я всегда мечтал расположить книги, которые я написал, в порядке возрастов, чтобы стать спутником жизни читателя», — говорил Медведев. У писателя вообще было много интересных задумок: роман-трагедия «Первая и вторая любовь Алика Левашова», роман-комедия «Безумные идеи Надежды Фокиной», философский роман «Рукопись, найденная в детском портфеле». К сожалению, тяжелая болезнь помешала этим планам осуществиться.
        Владимир Медведев умер в Москве 16 февраля 1997 года на семьдесят пятом году жизни от рака желудка. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Он с супругой Ириной Всеволодовной жил на улице Усиевича, которую в народе называют ХЛАМ: Художники, Литераторы, Артисты, Музыканты. Когда-то здесь жила вся артистическая элита Москвы.
       Сын Валерия Владимировича, названный в честь Баранкина Юрием, окончил журфак МГУ им. М.В. Ломоносова и в двухтысячном году защитил кандидатскую диссертацию по произведениям отца.
Из «Непридуманных историй» Марины Москвиной:

     «...На семинаре молодых писателей в Дубултах — мэтр Валерий Медведев, автор книги «Баранкин, будь человеком!»' — абсолютной классики детской литературы, — массируя ладони карандашом:
      — Вот я, например, считаюсь очень остроумным человеком. А я ведь не родился таким! Наоборот, я родился совсем не остроумным. Я этот юмор в себе натренировал...
      Галстук у него пышный, что-то наподобие банта, рубашка разукрашена женщинами с тевтонскими рогами, на нем велюровый пиджак, и на фиолетовом переливающемся лацкане — орден Надежды Константиновны Крупской.
        — Вот вам поучительный пример из моей практики, — рассуждает он. — Смотрите, как рождается реприза! "Где бабка? — "Она вышла ". — "Куда?" — "Замуж". — ??? — Да вы подождите, она скоро вернется!"
       Понимаете? — массирует указательным пальцем какую-то важную точку на макушке. — Она вышла — НЕПРОСТО!.. И жест—классический, эстрадный — ладонями приглаживает на затылке волосы».

       «У Валерия Владимировича занял деньги поэт Григорий Поженян. После чего долго не показывался ему на глаза. Когда они встретились, Валерий Медведев ласково спросил:
        — Куда запропастился, Гриша?
         Григорий Поженян ответил: Понимаешь, старик, в дружбе, как и в море, бывают приливы и отливы.
       Да, но почему-то, — ответил находчивый Медведев, — приливы бывают, когда нужно занять денег, а когда приходит пора отдавать — неминуемо наступают отливы».
       «Запомните, — он поучал нас, и мы внимали с благоговением, — беседа — это бой на шпагах. Укол! Двойной укол! Ты должен разить собеседника наповал своими остротами. Тут все собирается воедино — и юмор, и полет фантазии. Уж выдумщик-то я дай боже! Хоть я и дружу с Валентином Катаевым, но, должен сказать, я пишу острей и, с позволенья сказать, умнее... Вот у меня выходит книга "Петиныпомогайки ". Чувствуете, какая игра слов? " Все это вызывает очень большой хохот.
          И повторял после каждого пассажа: "В этом весь мой кость зарыт!"»

Источники:

Фочкин, О. история жизни мальчика, который стал человеком //Читаем вместе. – 2012. - № 6. – С.46-47.

http://valerijmedvedev.narod.ru/