МОШКОВСКАЯ ЭММА ЭФРАИМОВНА

Даты жизни: 15 апреля 1926 - 2 сентября 1981
Место рождения: город Москва
Советская детская поэтесса и прозаик
Известные произведения: "Жадина", "Хитрые старушки", "Дождик вышел погулять"

     Мошковская ЭРодилась в Москве. В 1954 г. окончила училище им. Гнесиных по классу вокала. Затем уехала в Архангельск и там работала в филармонии. Ее первые "пробы пера" носили характер поэтических пародий на друзей, посвящений разным датам, песенок под гитару бардовского типа. В это время обнаружилось, что певица наделена даром удивительно точно и эмоционально воссоздавать детское мироощущение, воспроизводить детскую речь. Постепенно сочинительство стало увлекать Мошковскую все больше и больше, а с 1961 г. ее стихи стали появляться на страницах журналов "Мурзилка", "Пионер", "Вожатый". Эти опыты с одобрением отметил С.Я. Маршак, посоветовавший Мошковской продолжать писательскую деятельность. В 1962 г. вышел первый сборник поэтессы — "Дядя Шар"; за ним последовали "Дождик вышел погулять" (1963) и "Как жираф в школу пошел" (1963). В 1964 г. Мошковская вступила в Союз писателей, и с этого времени ее занятия поэзией становятся профессиональными.
    Мошковская нередко подчеркивала, что ее поэзия — своеобразная форма самовыражения, что пишет она не для детей, а о себе, передает собственное ощущение мира благодаря нерастраченной эмоциональной памяти детства. В отличие от многих поэтов, воссоздающих в поэтической форме воспоминания и ощущения детства, Мошковская жила и чувствовала с детской непосредственностью, а ее стихи становились своеобразным лирическим дневником. Сугубо детское чувство жизни, уникальный дар перевоплощения в ребенка с его специфическим восприятием мира — отличительная черта творчества Мошковской, которую не случайно считают создательницей психологической детской лирики.
    Любимый герой Мошковской — маленький романтик, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он наделен особым "зрением души", а потому легко вступает в общение со старым дедом-грузовиком, маленькой речкой, муравьями, "танцующими после работы" пчелами, даже ветром. Особенно остро ощущение сознательности и одушевленности всего сущего передано в миниатюре "Они притворились":
         Кто притворился часами?
                                               И тикает он часами.
                                               Он маленький,
                                               Он огромный,
                                               Он добрый или недобрый?
                                               А кто этот коврик красный?
                                               Он страшный или не страшный?
                                               Кто притворился ковром?
                                               Кто притворился столом?
                                               И во что они все превращаются —
                                               Только двери за мной
                                                                    притворяются?
          Сам малыш — человек смелый и добрый, чувствующий свою ответственность по отношению к окружающему:
                                                Я боюсь,
                                                И лес боится—
                                                Замирает и таится...
                                                Ты не беспокойся, лес!
                                                Ты не бойся —
                                                Я же здесь.
      Программное стихотворение "Жил на свете один человечек..." дает наиболее полное представление о провозглашаемом автором принципе взаимоотношений с миром. Нашедший "двенадцать дощечек" герой строит себе домик, начиная с крылечка — "чтобы каждый войти к нему мог", но досок только на крылечко и хватает. Однако это не беда:
                                               Небо крышу ему подарило,
                                               И стеной был кудрявый лесок,
                                               По утрам к нему солнце входило,
                                               Майский жук заглянул на часок.
        Потому переживания — "к сожаленью, тому человечку Не хватило на стены досок " сменяются утверждением — "Хорошо, что на крепкие двери, Не хватило на двери досок".
     Силой своей фантазии лирический герой Мошковской легко может преобразить обыденную действительность: так, хмурый город станет веселым и разноцветным, если раскрасить дома в яркие цвета ("Будут хмурые смеяться!"), зимний пейзаж превратится в весенний, если посмотреть на него в зеленое стеклышко ("Я видел зеленое солнышко"), а обычный двор станет джунглями, где живут тигр и питон. К сожалению, только взрослые не всегда способны разделить радость детских открытий: мама ругает сына за оборванную бельевую веревку: "Но я-то знал: она — змея, а не веревка для белья!"
     Эмоциональная палитра стихотворений М. удивительно богата и глубока, узнаваема и вызывает у читателя чувство сопереживания. Так, в стихотворении "Я маму мою обидел..." психологически достоверно передано чувство непоправимости сделанного и желание найти "крайний" выход из безвыходной на взгляд ребенка ситуации — уйти из дома "в тайгу":
                                        И буду я главный начальник,
                                        И буду я с бородой,
                                        И буду всегда печальный
                                        И молчаливый такой...
                                        И вот будет вечер зимний,
                                        И вот пройдет много лет,
                                        И вот в самолет реактивный
                                        Мама возьмет билет.
                                        И в день моего рожденья
                                        Тот самолет прилетит,
                                        И выйдет оттуда мама,
                                        И мама меня простит
      В основе поэтического своеобразия произведений Мошковской — органический психологизм детства, когда автор не пытается "объяснить" ребенка, а вводит в его внутренний мир с безудержной фантазией, легкими перепадами настроения и тенденцией преувеличивать масштабы радости или беды.
      Мягкий юмор органично входит в лирику М. и избавляет ее поэзию от патетики и искусственного пафоса:
                                          Я ушел в свою обиду
                                          И сказал, что я не выйду!
                                          Вот не выйду никогда,
                                          Буду жить в ней все года!
                                          И в обиде
                                          Я не видел
                                          Ни цветочка, ни куста...
                                          И в обиде
                                          Я обидел
                                          И щеночка, и кота...
                                          Я в обиде съел пирог,
                                          И в обиде я прилег
                                          И проспал в ней два часа.
                                          Открываю я глаза...
                                          А она куда-то делась!
                                          Но искать не захотелось!
    Поэтические произведения Мошковской музыкальны, ритмичны, динамичны и одновременно созерцательны, в них лирика и непосредственность чувств легко соединяется с мудростью и философией: "Снова Со всех дорожек ветер лето сметает. Сел на скамейки дождик и никого не пускает..."
     Постепенно герой ее становится старше, новая радость приходит, когда он «дотянулся до книжек», потом он пойдет в школу, а потом вообще вырастет. Но в нем, как и в самой Мошковской, останется тот самый ребенок, который богаче любого взрослого, потому что у него есть сокровища, которые дороже знаний, тем более, дороже денег и которые нормальный человек не променяет ни на что:
                                          У взрослых – очки,
                                          большие портфели,
                                          такие огромные гири – гантели,
                                          приемник, который на шею надет.
                                          А такого красивого стеклышка нет!
                                          Все у них есть –
                                          И часы, и браслет…
                                          А такого красивого стеклышка нет!
       Через всю жизнь пронесла Мошковская свое волшебное стеклышко, которое делало мир прекрасным.

                                           РАЗВЕ МОЖНО ПЛАКАТЬ НОЧЬЮ?
                                                       Разве можно плакать ночью, 
                                                       Когда филины хохочут? 
                                                       Разве можно плакать утром? 
                                                       Плакать утром – 
                                                       На смех курам
                                                       И не надо плакать днем. 
                                                       Лучше днем 
                                                       Попоём! 
                                                       И не надо перед сном, 
                                                       А не то не уснем…

                                                     РУЧКА УЧИТСЯ
                                                 Не моргать и не дышать!
                                                 Ручка учится писать
                                                 вот такую закорючку…
                                                 Чья-то ручка
                                                  учит ручку:
                                                  букву выводит –
                                                  буква выходит.
                                                  Значит, слово
                                                  будет готово!
                                                  Значит, будет фраза!
                                                  Только не сразу. 

                                               НОС, УМОЙСЯ!
                                                Кран, Откройся! 
                                                Нос, Умойся! 
                                                Мойтесь Сразу, 
                                                Оба Глаза! 
                                                Мойтесь, Уши, 
                                                Мойся, Шейка. 
                                                Шейка, Мойся 
                                                Хорошенько! 
                                                Мойся, Мойся, 
                                                Обливайся! 
                                               Грязь, Смывайся! 
                                               Грязь, Смывайся! 

                                                 МИТЯ-САМ
                                              Он сам
                                              Отправился в лес.
                                              Сам
                                              На берёзу полез.
                                              Сам
                                              Ухватился за ветку.
                                              Сам
                                              Оцарапал коленку.
                                              Сам
                                              Свалился с берёзы.
                                              Сами
                                              Закапали слёзы.
                                              Он сам свои слёзы вытер,
                                              Никто-никто их не видел!
                                              Один только ветер увидел.
                                              Видел, но только не выдал!
                                              Ветер
                                              И виду не показал!
                                              И никому-никому не сказал!.. 

                                                         АНГИНА
                                               В горло влез
                                               Царап-Царапыч
                                               И сидит, сидит, сидит.
                                               Но могучий
                                               Кап-Кап-Капыч
                                               На Царапыча сердит.
                                               Он пошёл к нему из чашки,
                                               Как из пушки на войне!..
                                               И Царапу
                                               Стало
                                               Тяжко.
                                                И полегче
                                                Стало
                                                Мне! 

                                              КАПРИЗЫ
                                         Все капризы у Оксанки
                                         Соберём в большие санки,
                                         Отвезём в далёкий бор,
                                         Дальше моря, дальше гор!
                                         И оставим возле ёлки…
                                         Пусть едят их злые волки! 

                                                      ПЕНКИ
                                                 Молоко
                                                 На беду
                                                 Дали в детском саду,
                                                 И в стакане
                                                 У всех на виду
                                                 Вверху,
                                                 И внизу,
                                                 И у стенки
                                                 Заплавали
                                                 Страшные Пенки!..
                                                 Дайте мне мою цедилку
                                                Дайте мне мою поилку!
                                                 А не то —
                                                Я не буду гулять,
                                                Я не буду,
                                                Не буду играть,
                                                Здесь останусь сидеть
                                                И на пенки глядеть.
                                                И всё пере- и переживать… 

Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. – М.: Наука, 2001. – С. 298-301.

http://www.kykymber.ru/authors.php?author=81

ЭММА ЭФРАИМОВНА МОШКОВСКАЯ

       Про Эмму Мошковскую рассказывают, что она была автором необычайно плодовитым: стихи в редакцию приносила сумками. Может быть, поэтому истинные бриллианты затерялись среди большого количества...До сих пор творчество Мошковской не оценено по заслугам, хотя, её коллега по цеху Ирина Токмакова всегда пропагандирует её стихи. И книги стали появляться.
     Мошковская - большой и самобытный поэт. Она настолько "детская", что кажется, стихи написаны не взрослой тетей, а маленьким ребенком:

Я ушел в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда,
Буду жить в ней все года!
И в обиде я не видел
Ни цветочка, ни куста...
И в обиде я обидел
И щеночка, и кота...
Я в обиде съел пирог
И в обиде я прилег,
И проспал в ней два часа,
Открываю я глаза...
А она куда-то делась!
Но искать не захотелось!

         А вот этот малыш говорит от имени зайцев:

На вокзале, на вокзале
Зайцы волка провожали,
И сказал какой-то зай:
- Милый, милый, уеззай!

       Её герой громко выражает радость, часто поёт:

Я утром встаю
И сразу пою.
Я громко пою
про ногу свою,
Пою про башмак,
Пою просто так!

     Это пение вовсе не случайно: Мошковская пела с детства, потом закончила училище им.Гнесиных по классу вокала и стала певицей, работала в Архангельской филармонии. Стихи писала сначала для себя, потом появились публикации в журналах "Вожатый", "Пионер", "Мурзилка". Их заметил и похвалил Маршак, что придало начинающей поэтессе уверенность. В каждом её стихотворении - сильное чувство, которое вызвано поэтическим открытием:

В колодце - особенная вода.
Звезды падают прямо туда!
И пахнет она звездой,
пахнет она избой,
пахнет калиткой скрипучей,
курами, петухом,
тепленьким молоком,
сонной травой у пруда...

      Огорчения, которые бывают в жизни, недолги, потому что детство - это счастливый остров:

Я был на счастливом острове.
Там я катался на ослике!
И там грузовик мой валялся,
Который давно потерялся!
И была там чашечка белая
Опять совершенно целая!
И лампа была не разбитая,
Имама была не сердитая!

   Герой стихотворения "Жил на свете человечек" находит 12 дощечек и решает построить дом, но хватает только на крылечко. Правда, "небо крышу ему подарило", одной из стен стал "кудрявый лесок", но даже лучше, что "не хватило на стены досок": все могли зайти в гости - звери, птицы, майский жук... А самое главное: "Хорошо, что на крепкие двери, не хватило на двери досок!".
    Три книжки-игры сочинила Мошковская для будущих учеников: "Мы играем в магазин", "Мы играем в поезд", "Мы играем в школу". Каждый мог поиграть "во взрослых", стать то продавцом, то машинистом, то учителем.
      Ребенок растёт, скоро ему в школу, и в предчувствии новых забот появляется новая радость:

Выясняются странные вещи:
уменьшаются старые вещи...
Что-то стало с нашим столом.
А был под столом мой дом!
Но стол стал уменьшаться...
и я перестал помещаться!
И уменьшалась кровать...
и кровать пришлось продавать.
И книжная полка - ниже...
И я дотянулся до книжек!

    Но в герое, который сначала станет школьником, потом взрослым, останется тот самый ребенок, который богаче любого взрослого, потому что у него есть сокровища, которые дороже знаний, и дороже денег:

У взрослых - очки,
большие портфели,
такие огромные гири - гантели,
приёмник, который на шею надет.
А такого красивого стеклышка нет!
Все у них есть -
И часы, и браслет...
А такого красивого стеклышка нет!

       Через всю жизнь пронесла Мошковская своё волшебное стеклышко, которое делало мир прекрасным.

Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.52-53., ил.


1Мошковская1 

1Мошковская2