ЮРИЙ КАРЛОВИЧ ОЛЕША

Годы жизни: 19 февраля (3 марта) 1899 – 10 мая 1960
Место рождения: город Елизаветград (ныне Кировоград, Украина)
Русский советский писатель, прозаик, поэт, драматург, сценарист, журналист
Известные произведения: «Три толстяка», «Зависть»

   Олеша   Юрий Олеша родился 19 февраля (3 марта) 1899 года в Елисаветграде (сейчас Кропивницкий) в семье обедневших белорусских дворян. Род Олеши (первоначально православный) ведёт начало от боярина Олеши Петровича, получившего в 1508 году от князя Фёдора Ивановича Ярославича-Пинского село Бережное на Столинщине. Впоследствии род полонизировался и принял католичество.
     Отец, акцизный чиновник Карл Антонович Олеша, после революции уехал в Польшу, где умер в 1940-е годы. Мать Олимпия Владиславовна (1875—1963), тоже жившая после революции в Польше, пережила сына. Старшая сестра Ванда (1897—1919) в юности умерла от тифа.
     Родным языком Юрия был польский. В 1902 году семья переехала в Одессу. Здесь Юрий поступил в Ришельевскую гимназию, играл в футбол за команду гимназии; ещё в годы учёбы начал сочинять стихи. Стихотворение «Кларимонда» (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник». Окончив гимназию, в 1917 году Олеша поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию. В Одессе он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов».
    В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, в 1921 году переехал по приглашению В. Нарбута на работу в Харьков. Работал журналистом и печатал стихи в газетах. В 1922 году родители Олеши эмигрировали в Польшу, а сам он пережил бурный роман с Серафимой Суок.
    В 1922 году Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило. Эти произведения публиковались в отраслевой газете железнодорожников «Гудок» (в ней печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров). В Москве Олеша жил в знаменитом «писательском доме» в Камергерском переулке.
     В 1924 году Олеша написал своё первое большое прозаическое произведение — роман-сказку «Три толстяка», который был опубликован лишь четыре года спустя. Всё произведение проникнуто романтическим революционным духом. Это сказка про революцию, про то, как весело и мужественно борются против господства трёх жадных и ненасытных толстяков-властителей бедные и благородные люди, как они спасают их усыновленного наследника Тутти, оказавшегося украденным братом главной героини — девочки-циркачки Суок, и как весь народ порабощённой страны становится свободным.
   В 1927 году в журнале «Красная новь» был опубликован роман «Зависть», одно из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной России. Романтизм революции и связанные с ней надежды, присущие сказке «Три толстяка», резко потонули в новых сложившихся условиях. Многие литературные критики называют «Зависть» вершиной творчества Олеши и, несомненно, одной из вершин русской литературы XX века. В 1929 году автор написал по этому роману пьесу «Заговор чувств».
     В годы войны Олеша жил в эвакуации в Ашхабаде, затем вернулся в Москву. В 1930-х годах многие друзья и знакомые писателя были репрессированы, главные произведения самого Олеши с 1936 по 1956 годы не переиздавались.
     Олеша скончался в Москве 10 мая 1960 года от сердечного приступа. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
       Имя Юрия Олеши носит одна из улиц в Гродно, откуда происходит род писателя, и улица в Одессе, где писатель провел детство и юность.  

ЮРИЙ КАРЛОВИЧ ОЛЕША

   Олеша 2  «Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Все это выдумки и сказки для совсем маленьких детей. Просто некоторые фокусники умели так ловко обманывать всяких зевак, что этих фокусников принимали за колдунов и волшебников», -так начинается знаменитый роман Юрия Олеши «Три толстяка». С Олеши начинаются в нашей литературе сказки без чудес в традиционном понимании этого слова. Чудо для него - не превращение лягушки в царевну, а чудо добра, самоотверженности, взаимовыручки, любви, научной мысли, то есть всего того, чего человек может добиться сам, без вмешательства сверхъестественных сил. Эта странная для ребенка из католической семьи мысль вовсе такой не кажется, если вспомнить, в какие годы сформировалась его личность.
   Юрий Карлович Олеша вырос в Одессе, и одним из самых ярких воспоминаний детства было восстание на броненосце «Потемкин». Революция многое перевернула в жизни людей. Олеша учился на юридическом факультете, в годы гражданской войны служил в береговой обороне Черноморья, писал стихи, работал в одесских газетах. В 20-е годы он переехал в Москву и стал одним из самых знаменитых сотрудников очень известной тогда газеты «Гудок», где вместе с ним под псевдонимом «Зубило» писали свои дерзкие фельетоны такие будущие знаменитости, как Ильф, Булгаков, Катаев. В маленькой редакционной комнатке на рулонах газетной бумаги, выводя обыкновенной школьной ручкой, которую нужно было опускать в чернильницу, крупные буквы, он начал записывать историю о восстании против Трех Толстяков, сказочную историю сказочной революции.
     Много лет дети всего мира с наслаждением читают эту книгу, радуясь каждой писательской находке. Любой его персонаж - бриллиант. Особенность каждого подчеркнута тем, что у всякого героя найдется пара, как будто танцуют они неведомый танец, соблюдая известную только автору геометрию фигур. Суок и Тутти, Тибул и Просперо, доктор Гаспар и тетушка Ганимед, учитель танцев Раздватрис и продавец воздушных шаров...И как в танце, пары эти меняются. Вот перед нами Тибул и Суок, выступающие в цирке, а вот - Тибул и доктор Гаспар, который делает из гимнаста лилового негра. История о том, как народ прогнал ленивых и жадных Трех Толстяков - сложное переплетение многих законченных, но накрепко связанных между собой эпизодов. Все происходящее напоминает и театральное действо: оно ограничено пространством, герои поочередно выходят на сцену, играя свои роли. Не случайно «Три Толстяка» так часто становились театральным спектаклем.Олеша Три толстяка
    Вообще в сказке Олеши очень много искусства. Влияние живописи, архитектуры, балаганно-частушечной культуры тех лет нельзя не заметить. Но к концу книги все красоты стиля, языка и даже изумительный юмор перестаешь замечать, настолько серьезно то, что происходит. Оказалось, революция - не литературный эксперимент, не цирковое представление, вообще - не зрелище. Это кровь, смерть, опасность, переворот жизней и судеб. Для маленьких героев книги, цирковой танцовщицы Суок и мальчика с железным сердцем наследника Тутти, всё кончилось счастливо: они брат и сестра, разлученные злой волей, нашли друг друга. Эти двое держат повествование, как опора: все события развиваются вокруг них и с их участием. Каждое их появление сопровождается блестящими находками. В эпизоде, когда Суок под видом воскрешенной куклы проникает во дворец, она, обычная девочка, не избалованная едой, не может устоять перед пирожными и просит у Тутти кусочек. Тутти очень рад, что у его подружки появился аппетит, а слуга застывает от удивления: он никогда не видел, чтобы куклы ели...
    Этих детей как будто хранит благословение судьбы: им было послано множество испытаний, но хороший конец предопределен. Совсем как герои голливудских фильмов, брат и сестра соединяются, проясняется, наконец, почему Тутти так привязан к своей кукле. Так о чем же ещё эта сказка, если не об истинном родстве душ? О том же, о чем все сказки: о победе добра над злом. Она о победе конкретного добра, ученого Туба, оружейника Просперо, гимнаста Тибула, доктора Гаспара и всего простого народа, над конкретным злом: Тремя Толстяками и их прислужниками.

Юрий Олеша //Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С. 2-3., ил.