РАДИЙ ПЕТРОВИЧ ПОГОДИН

Даты жизни: 16 августа 1925 – 30 марта 1993
Место рождения: деревня Дуплёво, Тверская  область.
Русский, советский писатель, художник, поэт, сценарист. Выдающийся детский писатель.
Известные произведения: «Книжка про Гришку», «Дубравка», «Шутка», «Земля имеет форму репы», «Где ты, Гдетыгдеты?», «Чижи», «Включите северное сияние».

   Погодин Р.П. Радий Петрович Погодин родился 16 августа 1925 года в деревне Дуплёво.

ДЕТСТВО

    Радий Погодин родился  в крестьянской семье. Сыновей было двое. Старший – Коля, а младшего назвали – Радий. Диковинное для русского крестьянства имя, вероятно, предложил дядя, старший брат матери. Он работал за границей и приехал на побывку домой как раз к рождению племянника. 
   Вскоре после рождения Радия семья переехала в Петроград, незадолго до этого переименованный в Ленинград. Он и стал городом его жизни. Погодин Р. в детстве
   Детство Погодина было обычным для того времени. Люди жили трудно, впроголодь, но растили детей с надеждой на их лучшую судьбу. Скорее всего именно детство в большом городе воспитало в характере Погодина стойкость, чёткое различение раздела между добром и злом. В мире взрослом разоблачали врагов народа, кричали про обострение классовой борьбы, а в мире мальчишеском, лишённом политиканства, всё было справедливее, честнее: войны между дворами, друзья и недруги, предательство и великодушие… 
Воспоминания о детстве на Васильевском острове стали основой для первой известной книги Погодина для детей – «Кирпичные острова». Но это было уже в конце пятидесятых, после войны.      

       А начало войны, 22 июня 1941 года, застало Погодина в деревне. Он решает вернуться в Ленинград и дважды переходит ежедневно меняющуюся линию фронта. В Ленинграде стал работать слесарем в военных авторемонтных мастерских… Первую, самую тяжёлую, блокадную зиму Погодин вместе с матерью пережил в городе, а в марте 1942-го, обессиленного, его чудом вывезли в эвакуацию, на Урал. Встречавшие их люди приняли шестнадцатилетнего подростка за старика – настолько Радий был истощён и болен. Едва пришедшего в себя юношу в январе 1943 года послали учиться в пехотное училище, а в августе он уже был на фронте. 

    Воевал Погодин солдатом в пехоте. Участвовал в освобождении левобережья Украины, форсировал Днепр. Был ранен, контужен, прошёл госпитали… Затем служил в 33-й бригаде 9-го корпуса 2-й гвардейской танковой армии, в разведке.  Участвовал в боях под Яссами, освобождал Люблин, Варшаву, брал Берлин. В октябре 1945-го в звании сержанта был уволен в запас... 
    «После войны меня понесло по стране: остановиться не мог, – вспоминал Погодин. – Менял города, осваивал профессии. Наконец осел вроде в Москве, в пожарной охране. Призвания к огню не было, просто там кормили. Так я начал печататься в газете “Боевой сигнал” – это была пожарная многотиражка. Печатал заметки с художественным уклоном. Уже тогда меня на художества тянуло. И рисовал неплохо...» 
     При обсуждении в редакции Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» выступил в защиту М. М. Зощенко и А. А. Ахматовой, после чего в 1946—1947 годах из-за угрозы ареста скрывался, затем вернулся в Ленинград к отцу. Успел устроиться на работу, был арестован, осужден по статье «антисоветская пропаганда» и отбыл срок (1948—1950). Затем вернулся в Ленинград в 1950 году, в 1953 году переехал в Йошкар-Олу и начал работать на радио.
      В 1954 году Погодин снова вернулся в Ленинград. В альманахе «Дружба» опубликован его первый рассказ: «Мороз», а в 1957 году издана первая книга писателя «Муравьиное масло».
    Широкую известность получили его рассказы для детей. И так год за годом, книга за книгой, сценарии, пьесы. Написано для детей более двадцати книг. Переведены и изданы более чем на двадцати языках.
    Захотелось ему писать картины. Получил в нежилом фонде подвал. После очень большого ремонта устроил хорошую мастерскую. Писал маслом. Работал в мастерской до самых последних дней, пока были силы ходить. Живописные работы хранятся в доме Радия Петровича, а также в Ленинградской областной детской библиотеке - туда была перевезена часть мастерской Радия Петровича.
      О войне Радий Петрович начал писать только в начале 70-х годов. Первые рассказы о войне вошли в повесть «Где леший живет». Затем повести «Живи, солдат», «Мост», «Боль» и «Я догоню вас на небесах». Все они во многом автобиографичны и, к сожалению, иногда появляются в печати неточности: путают биографию Радия Петровича с жизнью его литературных героев. Автобиографичны и детские его рассказы.
      Войне посвящен его последний незавершенный рассказ «Афина-Паллада», который был наговорен на диктофон уже совсем больным Радием Петровичем. Этот рассказ - просто кусок его жизни. Радий Петрович рассказал страшно, и притом с каким-то особым юмором, как воевали и как победили в этой войне мальчишки нашей страны. 

      «А зима никогда солдатам не снится. А вот утром кричат, расталкивают и говорят: давай вставай, жратву принесли. Ребята уже сбегали и несут. А ты встаёшь, а встать-то и не можешь. Потому что правый локоть, на который ты облокотился вечером, – замёрз, вернее, вмёрз в ледьё, и под тобой уже воды нет, а лёд. <...> И вот начинаешь правую руку разгибать, чтобы раскачать её во льду, чтоб не рвать шинель, а она не раскачивается. Потому что лёд хороший. Крепкий был морозец ночью, и подойдёт товарищ наш и обрубит вокруг локтя, вынешь ты правую руку-то, вытащишь, раскачаешь её, сгибая в локте, и лёд немного пообсыплется, а потом свой нож достанешь и начинаешь её изо льда вырубать, а на зубах-то песок скрипит и зной, а ты себя изо льда вырубаешь <...>. А тут смотришь, каким-то образом встал, а на тебя немец прёт – он тоже в таком же окопе сидел, но почему-то он в тот раз не добежал, в тот раз, о котором я вспоминаю, не добежал он до наших окопов, а повернулся и обратно дунул. Наверно он пробежку делал, зарядку такую, а мы смотрим, а у него правый бок тоже во льду, значит, он вырубился изо льда и на нас попёр, чтобы ноги размять. Ну, перестрелка такая вялая, но всё ж вялая-не вялая смерть несёт. Я и говорю моему Ивану: “Иван, а достань-ка ты ордена, да посмотри-ка ты на них: тусклые они, как будто старинные и как будто не наши. Как будто это ордена наших предков”». 
     Это строки из последнего рассказа Радия Петровича Погодина «Афина Паллада».  Рассказ о собственной военной юности. Афина Паллада в греческой мифологии – богиня мудрости и справедливой войны. 

               Радий Петрович в девяностых начал писать стихи:

Погодин Водопой

Каким бы красивым ни был букет,
Ему не сравниться с цветком —
Цветок создан Богом.

Ещё одно из его стихов:

Осина роняет красные листья в канаву,
Листья похожи на искры.
Когда дует ветер, они летят вверх,
Как и положено искрам.
Но не гаснут и, кстати,
Не зажигают пожаров.

   В последние годы им написаны повести «Борьба с формализмом» и «Одинокая на ветру», рассказы. Все эти произведения вошли книгу «Река». Цикл совсем коротких рассказов, он хотел назвать его – «Мешок рассказов» - был посвящен воспоминаниям детства и жизни последнего времени. Радий Петрович не завершил этот цикл.
    С детской литературой Радий Петрович не расставался. Писал сказки. Последняя сказка «Про девочку Полечку и ее одинокую жизнь» была написана в 1992 году, редакция сказки продолжалась и в 1993 году.
     Погодин умер 30 марта 1993 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.

 РАДИЙ ПОГОДИН

    Погодин РРадий Погодин родился в деревне Дуплёво Калининской области в крестьянской семье. Прямо со школьной скамьи в 1941 году ушел на фронт. Потом переменил много профессий: был воспитателем в детском санатории, пожарным, лесорубом, грузчиком, слесарем, журналистом.
    Его первые рассказы о детях были напечатаны в ленинградском альманахе «Дружба» в конце 50-х. Первая книга - повесть «Муравьиное масло». Затем были изданы «Рассказы о веселых людях и хорошей погоде» (рассказ «Дубравка» стал основой очень хорошего фильма), «Ожидание», «Трень-брень», «Откуда идут тучи», «Шаг с крыши», «Осенние перелёты», «Живи, солдат», Где ты, Гдетыгдеты?», «Перейти речку вброд», «Земля имеет форму репы», «Книжка про Гришку», «Про жеребенка Мишу и мышонка Терентия», «Встретимся на небесах» и другие.
   Сейчас Погодина издают мало, но читатели могут взять его книги в библиотеках, чтобы потом не забыть их никогда. Он говорит с детьми о сложностях и противоречиях жизни, о странностях человеческой натуры, о философских понятиях: что есть добро и что зло, в чем смысл земного существования человека, что есть счастье, красота, бессмертие...
  Погодин Совы Взрослые часто делают из его художественных «уроков философии» какой-то гербарий, а настоящие цвет, запах, колыханье на ветру, содружество с солнцем, дождём и пчелами, если продолжать сравнение с цветами, улетают из его книг. Погодин - писатель весёлый, и приходящие к нему порою грусть и тревогу дети, конечно, чувствуют. Любят его, за светлый оптимизм, могучее жизнеутверждение. В каждой его истории оживает сказка, хотя действие происходит в реальном мире.
   В «Книжке про Гришку» в восприятии маленького мальчика реальный мир становится фантастическим. В книжке Где ты, Гдетыгдеты?» в старинном городе Новгороде происходят бесконечные чудеса. У школьников из рассказа «Земля имеет форму репы» появляются необычные вожатые, которые только в сказках бывают. Это уморительная история о победе над скукой и серой обыденностью. Ничего, что она фантастическая, что вожатая Лора оказалась Василисой Прекрасной, «в которую уже кое-где перестали верить», важно именно то, что вера в чудеса осталась.
  И в реалистических рассказах фантазия писателя, таким образом, поворачивает действие, что сразу главное само отделяется от второстепенного. В рассказе «Паразит» Колька Уральцев, по прозвищу «дачник», встречается с деревенскими ребятами у озера. Лёнька показывает Кольке ершей, которые медленно плавают у песчаного дна, и Колька вдруг видит, что у каждого ерша глаза насквозь проткнуты спичками. Оказалось, Лёнька это сделал «для смеху». Возмущенный Колька называет его живодёром и паразитом, за что получает кулаком по лбу. Второго удара не последовало - девчонки, которые только что плакали от жалости к ершам, заступились за Кольку и спихнули Лёньку в воду. Перед нами две разные позиции. Колька, видя ершей, шепчет: «Они же слепые», - и находит мужество заступиться за них. Лёнька говорит: «Подумаешь, ерши. Их в озере миллионы». Получив неожиданный отпор, он трусливо грозится расправиться со всеми поодиночке. Надо называть вещи своими именами, даже если потом получишь по шее, - учит девчонок и всех читателей Колька. Надо действием отстаивать свою правоту - учат девчонки Кольку: «А ты ему в следующий раз сдачи давай».Погодин Двор
    В рассказе «Чижи» один из постоянных героев Погодина Кешка выручил друга Мишку, который принес ему «на сохранение» коробку с чижами. Этих чижей Мишка назавтра собирался торжественно выпустить на волю во время празднования в школе Дня птиц. Пришедшая с работы кешкина мама потребовала убрать их из дома. Но чижи разлетелись по комнате, и всем пришлось их ловить: «Чижи, чижи... чиженьки, - шептал Мишка, хищно глядя на птах. - Куда же вы улетаете?.. - Он бросался на какого-нибудь чижа, опрокидывая при этом стулья. Ушибал себе колени или локти и грозил неразумным птицам: - Дураки безмозглые!.. Я ж вас зачем ловлю? Чтобы выпустить. Чижа...Чижа... Чи-женька». Эта свистопляска продолжалась до тех пор, пока здравый смысл не победил: мама открыла окно и выпустила птиц на волю. Улетели они не так, как хотел Мишка, «не организованно», но радость у всех была настоящей.

Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.14-15., ил.

Погодин1