ДЖОЭЛЬ ЧАНДЛЕР ХАРРИС

Даты жизни: 9 декабря 1845 (1848) - 3 июля 1908
Место рождения: город Итонтон, Джорджия, США
Американский журналист, писатель и фольклорист
Известные произведения: «Сказки дядюшки Римуса», «Рассказы о Джорджии»

  Харрис 3 Харрис родился 9 декабря 1845 года (или 1848, как указывают некоторые источники) года в городе Итонтон штата Джорджия. Его мать, ирландская эмигрантка, покинула округ Ричмонд, чтобы с гражданским мужем поселиться в Итонтоне – родном городе её бабушки по матери. Однако отец Харриса, чье происхождение неизвестно, покинул жену вскоре после рождения сына. Джоэль был назван в честь врача матери, доктора Джоэля Брэнема. Чандлером звали дядюшку матери. Всю свою жизнь Харрис старался не упоминать о том, что он незаконнорожденный.
     Знаменитый врач-терапевт Эндрю Рейд поселил семью в небольшом доме недалеко от его особняка. Чтобы обеспечить себя и сына, Мэри Харрис работала швеей и помогала соседям в саду. Она очень любила читать и с детства заложила в сына любовь к языку и книгам. «Желание писать – выражать свои мысли – выросло со мной с той поры, когда я слушал, как мать читала мне «Векфильдского священника».
    Когда пришло время отдавать мальчика в школу, Эндрю Рейд вновь выручил одинокую мать, оплатив его образование. В 1856 году Джо Харрис поступил в Академию Кейт Дэвидсон для мальчиков и девочек, а через несколько месяцев перешел в Академию Итонтон для мальчиков. Один из его преподавателей вспоминал его феноменальную память и способности к письму. Он буквально поглощал газеты и прочитал все книги, какие имелись или которые он мог достать. Однокурсники помнили его, как низкорослого, рыжеволосого, веснушчатого мальчугана с грубоватым чувством юмора, постоянно практиковавшего его в бесконечных колких шуточках. По сути, все его шуточки и выходки были той маской, которая скрывала стеснительность Джо по поводу рыжих волос, ирландских предков и незаконного рождения, и позволяла создать репутацию среди старших сверстников.
    В марте 1862 года Джозеф Эдисон Тёрнер, владелец плантации, которая находилась в девяти милях на северо-восток от Итонтона, нанял 16-летнего Джо работать за питание, одежду и проживание «мальчиком на посылках» для его газеты «The Countryman». Четырехлетнее пребывание и работа в Тёрнволде (1862-66) положили основание писательской деятельности Харриса. Как Бенжамин Франклин столетие назад и как его современники Марк Твен и Уолт Уитмен, Харрис учился писательству, набирая тексты газетных статей. Первые свои строки он написал под руководством Тёрнера, который давал ему советы и продолжал его гуманитарное образование, рекомендуя книги для прочтения из собственной библиотеки. Он поощрял наброски Харриса, которые отличались творческим подходом и критическим взглядом. Харрис опубликовал для «The Countryman» не менее 30 стихотворений и обзоров, а также многочисленные юмористические заметки в рубрике «Деревенский насмешник».
    У рабов Тёрнволда и на кухне Харрис тоже имел хорошую репутацию. Там он слушал истории про животных, которые рассказывали чернокожие дядюшка Джордж Террел, старик Харберт и тетушка Крисси. Эти рабы стали прототипами дядюшки Римуса, матушки Мидоус и других героев афро-американских сказок про животных, которые Харрис начал писать лишь десятилетие спустя.
    Художественная автобиография Харриса «На плантации», отражает влияние Тёрнволда на его дальнейшую творческую карьеру. Люди, которых он встретил там, истории, которые он услышал, литературная чуткость, которая начала в нем просыпаться и вся жизнь Джорджии того времени отразились в его работах.
    В 1864 году союзная армия Севера и Юга под предводительством генерала Уильяма Шермана, которая продвигалась по направлению к морю, напала на Тёрнволд, грабя и забирая все ценное, в том числе лошадей и скот. На соседних плантациях разрушения имели еще более печальные последствия. 8 мая 1866 года Тёрнер вынужден был приостановить работы на плантации. Харрису к тому времени уже было 20, и он активно печатался в газетах. Он понял, что писательство это его призвание.
    После короткого визита в Итонтон, в том же 1866 году Харрис устроился наборщиком в «Macon Telegraph» в сорока милях южнее города. Но спустя некоторое время Харрис обнаружил, что писать лишь в качестве журналиста не удовлетворяет его растущим литературным амбициям. После кратковременной службы в качестве личного секретаря Уильяма Эвелина и издателя «New Orleans Crescent Monthly», Харрис получил должность редактора «Monroe Advertiser» в Форсайте, сорок миль на юго-запад от Итонтона. В эти годы он наслаждался работой (1867-70). К тому же, владельцем газеты был Джеймс П. Харрисон, который также работал на Тёрнера и поэтому знал Харриса. Наброски Харриса о сельской жизни Джорджии и её жителях, обзоры книг, каламбуры и юмористические заметки много раз перепечатывались в газетах и снискали ему славу по всему штату. Осенью 1870 ему предложили должность помощника издателя в широко известной газете «Savannah Morning News». В Саванне Харрис вновь погрузился в юмористические истории Джорджии.
     Юмористические заметки Харриса в рубрике «Жизнь Джорджии» для «Morning News» перепечатывались газетами по всему штату.
     В Саванне он влюбился в франкоканадку Эстер Ла-Роуз. Её отец был капитаном парохода, который курсировал между берегами Джорджии и Флориды, а в Атланту она приехала на отдых. В апреле 1873 года Джоэль и Эстер поженились.
     В 1876 году, когда в Саванне началась эпидемия желтой лихорадки, семья Харриса, в которой уже было двое детей, переехала в Атланту. В сентябре 1876 главный редактор газеты «Atlanta Constitution» Эван Хоувелл и его помощник Генри Грейди предложили Харрису работу, тем более что они уже перепечатывали его заметки в газете. Вскоре Харрис тоже стал помощником редактора, а позже был признан одним из главных хроникеров страны, запечатлевших развитие американского юга.
     Когда его попросили заменить временно отсутствующего писателя-фольклориста Сэма Смола, Харрис придумал обаятельного чернокожего по имени дядюшка Римус, который любил позабавить народ юмористическими историями и заметками о суетливой жизни послевоенной Атланты. Вдруг статья об афро-американском фольклоре, прочитанная Харрисом в журнале «Lippincott's», которая включала в себя историю о Кролике и смоляном чучелке, напомнила ему истории о хитром Братце Кролике, услышанные им на плантации Тёрнволд. Теперь дядюшка Римус начал рассказывать старые сказки рабов, их присказки и песни, а газеты всей страны жадно перепечатывали легенды и сказки о сельской жизни. Вскоре Харрис набрал достаточно материала для выпуска книги. «Дядюшка Римус, его песни и сказки» вышла в ноябре 1880 года. В течение четырех месяцев было продано 10 000 экземпляров, и книга быстро переиздавалась. Харрис написал 185 сказок.
      В течение своей жизни Харрис выпустил 35 книг, а также тысячи статей за 24 года работы в газете «Constitution». Самым популярным сборником наравне с его первой книгой «Дядюшка Римус, его песни и сказки» является сборник «Вечера с дядюшкой Римусом: мифы и легенды старой плантации», 1883. Этот сборник включает 71 сказку, рассказанные разными чернокожими, в том числе и дядюшкой Римусом.
      Сказки дядюшки Римуса сделали Харриса известным не только в его стране, но и по всему миру. Профессиональные фольклористы восхваляли его работу по популяризации фольклора чернокожих. В 1888 году Джоэль Харрис вместе с Марком Твеном стал почетным членом Американского Общества Фольклора. Твен был настолько впечатлен способностью Харриса воссоздавать диалектную речь, что в 1882 году предложил ему участвовать в создании площадок для сценического чтения в Новом Орлеане, Луизиане и других штатах. Однако, стесняясь своего заикания, Харрис вынужден был отклонить это выгодное предложение.
      Харрис дал толчок творчеству таких известных писателей как Редьярд Киплинг, Зора Нил Харстон, Уильям Фолкнер, Фленнери О’ Коннор, Ральф Эллисон и Тони Моррисон.Харрис 1
     На русском языке «Сказки дядюшки Римуса» были впервые опубликованы в 1936 году в пересказе Михаила Гершензона и с тех пор множество раз переиздавались.
       Сборники сказок дядюшки Римуса – это не только сказки для детей, но и литература для взрослых, так как, по словам многочисленных исследователей творчества Харриса, истории о хитром Братце Кролике содержат множество уровней. Но Харрис все-таки написал шесть сборников исключительно детских рассказов: «Маленький мистер Тимблфингер и необычная страна», 1894, «Мистер Кролик дома», 1895,  «История Аарона», «Аарон в диком лесу», 1897,  «Истории с плантации», 1899, «Уолли Вандерум и его машина сказок», 1903.
       Джоэль Харрис скончался 3 июля 1908 года и был похоронен на западном кладбище в Атланте. Дом Харриса в Атланте, так называемое «гнездо Рена», выполненный в викторианском стиле, был восстановлен и с 1913 года стал музеем дядюшки Римуса. Другой такой музей в Итонтоне состоит из двух тесаных хижин середины века, в каких жили рабы, где собраны некоторые вещи Харриса и диорама сцен из народных сказок.

ДЖОЭЛЬ ЧАНДЛЕР ХАРРИС

      Марк Твен рассказывал, что однажды дети, увидев известного писателя Джоэля Харриса, были разочарованы: он, оказывается, белый... А ведь и дети и многие взрослые читатели были уверены, что Харрис — это и есть дядюшка Римус, неутомимый рассказчик негритянских сказок.
       Низкорослый, рыжеволосый, веснушчатый, скромный и застенчивый, Джоэль Харрис в детстве трудно сходился с одноклассниками. Да и всю жизнь он чуждался публичности, стеснялся читать свои произведения перед публикой.
   Харрис 2 Джоэль был незаконнорожденным ребёнком: его мать, воспитанная в респектабельной семье, сбежала из дому с ирландским рабочим, который бросил её, едва родился ребёнок. На хлопковой плантации в штате Джорджия, где они жили, мать зарабатывала шитьём, да ещё ей понемногу помогали сердобольные соседи. С 13 лет будущий писатель начал зарабатывать на жизнь в типографии при местной газете, в 14 лет стал писать очерки для этой газеты и ушёл из школы. Он занялся самообразованием и жадно читал книги из библиотеки издателя газеты Дж. Тернера, который был одновременно местным плантатором. Вместе с его сыном и двумя дочерьми Харрис часто бывал на плантации, слушал сказки и легенды, которые им рассказывали негры-рабы: старик Харберт, дядюшка Тирель, тётушка Крисси.
   Негритянские сказки, песни и поговорки легли в основу многих книг Харриса, объединённых одним рассказчиком — дядюшкой Римусом. Среди них волшебные и научно-познавательные сказки, назидательные притчи, песни и баллады. Но самые популярные среди детей — сказки о животных. Они составили содержание переведённых на русский язык пронизанных обаятельным юмором «Сказок дядюшки Римуса» в переводе и обработке М. Гершензона.
     Главный герой его сказок — Братец Кролик, с его неуёмной энергией, любопытством, задиристостью, — само воплощение детства. С детской непосредственностью рассказывает дядюшка Римус истории о том, как Братец Лис всё время попадается на хитрости Братца Кролика. Кролик неизменно оказывается хитрее всех: и Лиса, и Волка, и Медведя. Однако совершенно неожиданно Братцу Черепахе удалось перехитрить Кролика и победить ... в беге! Как в похожей русской сказке или в сказке братьев Гримм Ёж победил Зайца в беге, поставив на финише свою жену, так Братец Черепаха, оказавшись ещё хитрей, расставил жену и детей у столбов вдоль дороги. В фольклорных сказках любого народа симпатии всегда на стороне маленьких и слабых!
     И, вместе с тем, в рассказах Харриса отразилась вековая мудрость и исторический опыт многострадального негритянского народа. Дядюшка Римус рассказывает о далёком времени, когда «все звери жили дружно», размышляет о том, как часто бывает на свете, что «один натворит бед, а другой за них отвечает».
     При всей симпатии к Братцу Кролику автор не скрывает и его отрицательных черт, а в сказке о том, как он, съев масло, свалил всю вину на Братца Опоссума, и тот в результате погиб, Братец Кролик выглядит просто отталкивающе.
    Первая книжка о Дядюшке Римусе появилась в 1880 г. Вскоре после этого писатель купил дом недалеко от Атланты и до конца дней своих вёл затворнический образ жизни в кругу семьи. У него было 9 детей и он писал свои произведения, окружённый детьми, а затем и внуками.
    Харрис создавал произведения и для взрослых: романы, новеллы, стихи, очерки. В соавторстве с женой Эстер он переводил на английский язык французские сказки. Его книга «Рассказы о Джорджии» стала учебным пособием для государственных школ.
      Но для юных читателей разных стран и континентов Харрис остался неутомимым сказочником Дядюшкой Римусом.

Л.Я. Зиман Детям о писателях. Зарубежные писатели.- М.: Стрелец, 2007.- С.52-53., ил.

ДЖОЭЛЬ ЧАНДЛЕР ХАРРИС
(1848-1908)

     Харрис портрет «Желание писать - выражать свои мысли - выросло со мной с той поры, когда я слушал, как мать читала мне...», — вспоминал американский журналист и писатель Харрис в зрелые годы. Любовь к книгам проявилась у него с детства. Учителя отмечали его феноменальную память и способности к письму, он читал запоем и уже в школе подумывал о литературной карьере. Работа в газетах дала ему возможность отточить свой стиль, а встречи с разными людьми, общение с чернокожими слугами на плантациях (крупных земельных хозяйствах) помогли собрать интересный материал, который позже попал в книги Харриса.
      Самое известное сочинение писателя для детей - сборник «Дядюшка Римус, его песни и сказки». Этот привлекательный герой, балагур и мудрец, впервые появился на страницах одной из газет, где работал Харрис. Старик Римус забавлял читателей юмористическими историями и любопытными заметками о жизни своего штата. Со временем писатель связал образ дядюшки Римуса со сказками, которые слышал от чернокожих работников плантаций, и пересказал эти истории, добавив ситуациям юмора, а героям - обаяния.
      В сказках Римуса действуют разные звери: хитрый, но неудачливый братец Лис; его главная добыча - ловкий и шустрый плут братец Кролик, за которым Лис никак не угонится; степенная матушка Корова, трусоватый братец Опоссум, простак братец Волк и многие другие. Каждый персонаж по-своему мил и вызывает сочувствие, хотя во всем положительными их назвать трудно. Например, братец Кролик, смекалкой которого можно только восхищаться, хвастун и притворщик каких мало.
     Сказки, которые в книге рассказывает старый Римус другому герою - мальчику Джоэлю, на первый взгляд, не поучают, не дают прямого совета: поступай так-то. Удивительно, но некоторые истории как будто обрываются на самом интересном месте. Съел ли братец Лис братца Кролика с укропом в сказке «Смоляное чучелко» или Кролик опять обвел его вокруг пальца? Но, если вдуматься, неспешные рассказы дядюшки Римуса — настоящая сокровищница народной мудрости. В них герои-животные подают пример, как надо оце-ивать свои силы, быстро принимать решение, использовать свои достоинства и скрывать недостатки, как избежать опасности и не прослыть при этом трусом или дураком.
     В течение нескольких лет Харрис издал еще пять сборников сказок Римуса, последний - под названием «Новые истории старой плантации». В нем нестареющий дядюшка рассказывает сказки сыну того маленького мальчика, который слушал его первые истории.
      Сказки дядюшки Римуса принесли писателю славу по всему миру. Работа Харриса по сбору и сохранению фольклора (устного творчества) чернокожих была неоценимой. Его творчество повлияло на автора «Книги джунглей» Редьярда Киплинга и других англоязычных писателей. На русском языке «Сказки дядюшки Римуса» были впервые опубликованы в 1936 г. и с тех пор множество раз переиздавались.

Рисунок выполнен по фотографии Дж. Харриса ок.1903 г.
Зарубежные детские писатели: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил. 

Харрис 4

 

ДЖОЭЛЬ ЧАНДЛЕР ХАРРИС
(1848-1908)

     «Желание писать - выражать свои мысли - выросло со мной с той поры, когда я слушал, как мать читала мне...», — вспоминал американский журналист и писатель Харрис в зрелые годы. Любовь к книгам проявилась у него с детства. Учителя отмечали его феноменальную память и способности к письму, он читал запоем и уже в школе подумывал о литературной карьере. Работа в газетах дала ему возможность отточить свой стиль, а встречи с разными людьми, общение с чернокожими слугами на плантациях (крупных земельных хозяйствах) помогли собрать интересный материал, который позже попал в книги Харриса.
   Самое известное сочинение писателя для детей - сборник «Дядюшка Римус, его песни и сказки». Этот привлекательный герой, балагур и мудрец, впервые появился на страницах одной из газет, где работал Харрис. Старик Римус забавлял читателей юмористическими историями и любопытными заметками о жизни своего штата. Со временем писатель связал образ дядюшки Римуса со сказками, которые слышал от чернокожих работников плантаций, и пересказал эти истории, добавив ситуациям юмора, а героям - обаяния.
     В сказках Римуса действуют разные звери: хитрый, но неудачливый братец Лис; его главная добыча - ловкий и шустрый плут братец Кролик, за которым Лис никак не угонится; степенная матушка Корова, трусоватый братец Опоссум, простак братец Волк и многие другие. Каждый персонаж по-своему мил и вызывает сочувствие, хотя во всем положительными их назвать трудно. Например, братец Кролик, смекалкой которого можно только восхищаться, хвастун и притворщик каких мало.
     Сказки, которые в книге рассказывает старый Римус другому герою - мальчику Джоэлю, на первый взгляд, не поучают, не дают прямого совета: поступай так-то. Удивительно, но некоторые истории как будто обрываются на самом интересном месте. Съел ли братец Лис братца Кролика с укропом в сказке «Смоляное чучелко» или Кролик опять обвел его вокруг пальца? Но, если вдуматься, неспешные рассказы дядюшки Римуса — настоящая сокровищница народной мудрости. В них герои-животные подают пример, как надо оце-ивать свои силы, быстро принимать решение, использовать свои достоинства и скрывать недостатки, как избежать опасности и не прослыть при этом трусом или дураком.
     В течение нескольких лет Харрис издал еще пять сборников сказок Римуса, последний - под названием «Новые истории старой плантации». В нем нестареющий дядюшка рассказывает сказки сыну того маленького мальчика, который слушал его первые истории.
     Сказки дядюшки Римуса принесли писателю славу по всему миру. Работа Харриса по сбору и сохранению фольклора (устного творчества) чернокожих была неоценимой. Его творчество повлияло на автора «Книги джунглей» Редьярда Киплинга и других англоязычных писателей. На русском языке «Сказки дядюшки Римуса» были впервые опубликованы в 1936 г. и с тех пор множество раз переиздавались.

Зарубежные детские писатели: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.