АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ  

     О том, почему покровительницей города Афины стала богиня мудрости и праведной войны Афина, древние греки сложили свой миф. За это право с ней спорил бог моря Посейдон, и, чтобы рассудить их, другие боги Олимпа постановили: победит тот, кто принесёт городу более ценный дар. Посейдон ударил трезубцем в подножие Акрополя, и из трещины в камне вырвался источник морской воды. А там, куда ударила копьём Афина, выросла олива. Боги решили, что оливковое дерево принесёт городу больше пользы, с тех пор он и стал называться в честь своей покровительницы Афинами.Афинский акрополь 1

   Начинался город на вершине огромной плоской скалы, которая называется Акрополем — в переводе с древнегреческого языка это означает дословно «верхний город». Когда на скале появились первые обитатели, в точности не известно, но случилось это в незапамятные времена. Это были ещё не эллины, а племена пеласгов, впоследствии ушедших из этих мест. Но они оставили о себе память — возвели на вершине Акрополя стены из мощных плит, окружавшие дворец царя и дома его приближённых. Теперь эти стены называются циклопическими, они дошли до наших дней и стали древнейшими экспонатами одного из самых знаменитых музеев мира — афинского Акрополя.

    Попасть в «верхний город» сегодня, конечно, проще, чем в те времена, когда он был неприступной крепостью и надёжным убежищем для первых афинян, но прежде, чем доберёшься до основания Акрополя, придётся изрядно поплутать по лабиринтам узких улочек района Плака. Зато сам подъём по пологой дорожке, опоясывающей скалу, нетруден, хотя высота Акрополя 156 метров. Об удобствах подъёма позаботились ещё древние греки: ведь когда Афины разрослись, Акрополь стал служить уже не крепостью, а святилищем. Высоко над городом вознеслись храмы, куда приходили поклониться богам. Один из храмов был посвящен покровительнице города Афине, но и бога Посейдона, проигравшего ей, афиняне решили не обижать и посвятили ему другой храм. По свидетельствам древних авторов, в VI веке до нашей эры на Акрополе появились прекрасные мраморные статуи.

    Но следующий век в истории Афин оказался бурным: началась жестокая война между греческими городами-государствами и Персией. В 490 году до нашей эры афиняне одержали знаменитую победу при Марафоне. В следующие десять лет, предвидя новые вторжения персов, они создавали мощный флот, способный охранить берега юго-восточной части Греции. Но в 480 году персидский царь Ксеркс привёл по суше огромное войско с севера, прорвавшись сквозь защищаемое спартанцами Фермопильское ущелье. Персы взяли Афины после жестоких боёв и разрушили город. Были уничтожены и храмы Акрополя.

 Однако в том же году афинский флот одержал победу над персами в морском сражении у острова Саламин напротив порта Пирей. Прошёл ещё год, и греки разбили сухопутное войско персов в битве при Платеях. Исход войны был предрешен. А в Афинах наступало время, которое вошло в историю, как «золотой век Перикла».
   При этом человеке, избранном народным собранием главой Афин в 443 году до нашей эры, город достиг высшей степени могущества, сочетавшегося с расцветом наук и искусств. Перикл начал небывалое строительство, но чудом из чудес стал новый храм на Акрополе, посвященный Афине — Парфенон.
 Храм строился в 447 - 438 годах до нашей эры. Создателями Парфенона считаются архитекторы Иктин и Калликрат, а прославленный скульптор Фидий создал для него статую богини Афины высотой в двенадцать метров из золота и слоновой кости. Судя по описаниям античных авторов, богиня, установленная на специальном пьедестале, была в шлеме, в правой руке она держала статую богини победы Ники, а в левой копьё.
    Афинский акрополь 2 Само здание Парфенона, построенное из мрамора, оказалось поразительно гармоничным, а нарочитая неправильность прямых линий словно придаёт ему живую силу. Колонны Парфенона хоть и похожи одна на другую, на самом деле разные, и каждая — архитектурный шедевр. Они поддерживают массивные, но кажущиеся лёгкими мраморные фронтоны, украшенные скульптурными сценами на сюжеты мифов. Над многими из них тоже потрудился сам Фидий.
      Но при Перикле на Акрополе создавался не один Парфенон, а целый архитектурный ансамбль. Поднимаясь на священную скалу, сначала надо было пройти Пропилеи, что буквально означает «преддверье» — короткую лестницу, обрамлённую колоннами. Справа от Пропилеи был небольшой храм Афины Ники. За Пропилеями под открытым небом была установлена огромная бронзовая статуя Афины. Кроме неё, на Акрополе было немало мраморных статуй богов и героев. Слева от Парфенона стоял ещё один храм, называвшийся Эрехтейоном и славящийся кариатидами — скульптурными изображениями женщин, поддерживающих головами портик. А возле одной из циклопических стен в специальных помещениях жили аррефоры — служительницы культа богини Афины...

     Так было двадцать четыре века назад, хотя не всё, что начиналось строиться при Перикле, оказалось полностью завершённым. Но сегодня представить, как выглядел тогда Акрополь, можно лишь по воссозданным макетам. В наши дни сквозь колонны Парфенона видны строительные краны, работающие внутри храма, стоящего без крыши, от Пропилеев остались лишь каменные глыбы, от Эрехтейона только одна стена, колонны и портик с кариатидами. Повсюду по Акрополю разбросаны огромные камни. Беды и разрушения, раз за разом обрушивающиеся на Афины, не щадили и священную для афинян скалу.
   Сначала римский диктатор Сулла приказал разрушить малые храмы, а прекрасные статуи вывезти в Рим. В византийскую эпоху камни «языческих» храмов пошли на постройку христианских церквей. Турки, завоевавшие Грецию, устроили в Парфеноне мечеть, а вокруг него возвели минареты, на строительство которых пошёл мрамор других храмов, в Пропилеях поместили пороховой склад. Он-то и привёл к беде. В 1687 году Афины осадили войска венецианцев, воевавших с Османской империей. При обстреле Акрополя порох взорвался. Пропилеи были уничтожены, а Парфенон серьёзно повреждён. Но Акрополь страдал не только от войн — в последние годы турецкого владычества английский посол в Константинополе лорд Эльджин за бесценок купил у турок уцелевшие барельефы, украшавшие Парфенон, и вывез в Лондон.
  Лишь спустя многие годы началось восстановление Парфенона, продолжается оно и теперь. Греческие реставраторы задумали вернуть Парфенону первоначальный вид, а это сложнейшая задача. Ведь иные архитектурные детали приходится собирать буквально из кусочков, а другие изготавливать заново из точно такого же мрамора.

   Но и перед сегодняшним Парфеноном, хранящим на себе следы всех разрушений, замираешь от восторга, понимая, насколько совершенно это архитектурное творение. Да и перед любым камнем на Акрополе можно стоять подолгу, осознавая, что перед тобой частица самой Истории.
     Конечно, на Акрополе постоянно работают не только реставраторы, но и археологи. Их находки можно увидеть в специальном музее, устроенном под землёй рядом с Парфеноном. Некоторые из них древнее самого Парфенона — статуи и фрагменты скульптурного убранства тех храмов, что были разрушены персами в 480 году до нашей эры.

Афинский акрополь //А почему? 2008. - № 1. – С. 14-15.