ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ

      Село Коломенское упоминается еще в духовном завещании князя Ивана Калиты. Правда, тогда оно называлось Колеменьское. Откуда такое название?
      По одной из версий, село основали выходцы из города Коломны, бежавшие от войск Батыя. В 1237 году защитники Коломны, осаждённой ордой Батыя, в одной из схваток убили Кулькана – сына самого Чингисхана. Мстя за его смерть, Батый приказал уничтожить всех до единого жителей города. Город был взят, началась резня. Старинное предание говорит, что лишь нескольким семьям удалось выбраться из города. Месяц бежали они от родимых мест и остановились в подмосковных лесах, на берегу реки. Когда коломчане поселились там, они стали именовать своё поселение Коломенским.
    Церковь Вознесения 1По другой версии, более вероятной, оно пошло от финско-угорского корня «калм» или «колм», что значит могила, или его русского варианта – «коломища», что значит «языческое кладбище». Рядом с Коломинским действительно расположено древнее городище – поселение древних финских племен. Да и однокоренных названий в Центральной и Северной России много, как и языческих кладбищ на русской земле.
    В черту Москвы село вошло в 1960 году.
    Сегодня память о древнем Коломенском, где когда-то стоял деревянный царский дворец, который даже называли «восьмым чудом света», хранят набережная, улица, шоссе, проезд, станция метро и станция железной дороги, а также два пруда на территории музея – заповедника «Коломенское». Музей этот знаменитый: здесь сохранилось много деревянных построек, привезенных из разных уголков России, а также замечательный храм Вознесения, возможно первая шатровая церковь на Руси, построенная, по некоторым сведениям, архитектором Петроком Малым, строившим стены Китай-города.
   Один из самых счастливых и долгожданных дней в жизни московского государя Василия III наступил 25 августа 1530 г. Царь радовался не просто как отец, увидевший своего первенца, но и как правитель огромной неспокойной страны, понимавший, что если он не оставит наследника, то после его смерти в русских землях вновь начнутся смуты и междоусобья и здание единого государства, с таким трудом созданное его отцом Иваном III, даст опасные трещины. А ждать наследника Василию Ивановичу пришлось долго – целых 25 лет. Его первая жена, бездетная Соломония Сабурова, уже давно томилась в монастыре. Да и вторая, Елена Глинская, не сразу подарила ему наследника. И вот наконец Бог дал царю сына… Радовался стольный город! Гудели в Москве колокола, люди в церквах горячо молились о здравии новорожденного царевича.
   Василий III дал благочестивый обет: построить деревянный храм-памятник во имя небесного покровителя своего долгожданного сына – Святого Иоанна Предтечи.
     Ровно через год, в августе 1531 года, в урочище Старое Ваганьково, неподалеку от Кремля, обещанный Богу храм был поставлен. Все необходимые детали были подготовлены заранее, и на сборку сооружения был потрачен всего один день, причем великий князь сам участвовал в строительстве.
     Церковь Вознесения в селе Коломенском является одним из самых выдающихся произведений русских зодчих. В 1542 году русский летописец записывает: "Бе же церковь та вельми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде на Руси".Церковь Вознесения 2
    Это чудо поражало не только своих, но и европейцев. Побывав в России, французский композитор Гектор Берлиоз написал в своих мемуарах: "Ничто в жизни так не поразило меня, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел в своей жизни, многое поражало меня и вызывало восхищение, но время, древнее время России, оставившее свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел и Страсбургский собор, строившийся много веков, и Миланский, но, кроме множества налепленных украшений, ничего в них не нашёл. А тут передо мной предстала красота целого и всё во мне дрогнуло... Это какой-то новый вид архитектуры, и в нём была гармония красоты и таинственная тишина. Я видел стремление ввысь и долго стоял ошеломлённый..."
   В каменной архитектуре XVI века искания нового национального стиля наиболее полно выразились в строительстве столпообразных шатровых храмов. Церковь Вознесения при высоте 62 метра и мощных трёхметровых стенах могла бы просто превратиться в огромную каменную глыбу, но Петрок Малый, древний русский зодчий, каким-то таинственным образом сумел придать сооружению лёгкость. И стоит белоснежная церковь на самом краю обрыва, как будто взлетая над Москвой-рекой. Белокаменные бусы на шатре, килевидные кокошники – в каждой детали чувствуется замысел зодчего придать своему творению устремлённость к небу.
    Внутреннее пространство церкви просторно и, благодаря оригинальному устройству окон, наполнено светом и воздухом: снаружи окна расположены на каждой грани, окнами прорезан и шатёр. Церковь построена в форме гигантского столпа и не имеет внутри ни колонн, ни столбов.
     Церковь Вознесения хранит много тайн. Именно здесь 15 марта 1917 года была найдена последняя чудотворная икона Богоматери. И именно здесь, как полагают некоторые учёные, следует искать знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Ведь именно в Коломенское 3 декабря 1564 года царь выехал на богомолье, прихватив с собой казну и наиболее важные реликвии. Когда царь прибыл в Коломенское, он из-за беспутья простоял в селе две недели, а когда погода установилась, он, минуя Москву, отправился в Александровскую слободу, откуда отправил боярам и духовенству послание, в котором обвинил их в измене.
     В 1911 году именно отсюда, с подклета (нижнего этажа) храма Вознесения учёный-спелеолог Игнатий Стеллецкий начал поиски пропавшей библиотеки Ивана Грозного. Он успел найти под храмом потайной подземный ход и множество подземных хранилищ, но начавшаяся вскоре Первая мировая война, а потом революция помешали его работе.

Детская энциклопедия. Почему так называется?: имена московских площадей и улиц. – 2007. - № 10. – С.26-27.

Детская энциклопедия. Т. 7. Искусство. Ч. 1. – М.: Аванта+, 2001. – 688 с.