ОБРАЗ ЦАРЕВНЫ ЛЕБЕДЬ

            ***
Боем крыл могучих,
белых шей купаньем
День они встречают,1
звонко окликаясь,
В зеркале прозрачной влаги
отражаясь.
Длинной вереницей,
белым флотом стройно
Плавают в сиянии солнца
по спокойной
Озера лазури…
Василий Жуковский

                ***
Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны.
Константин Бальмонт

    Лебедь — символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства.
    Красота лебедя с древних времён привлекала к себе внимание людей и пробуждала в них творческое воображение и фантазию. Поэтому птица запечатлена ими в легендах и преданиях, сказках и стихах, в музыке, произведениях изобразительного и прикладного искусства.
    В Древнем Китае лебедь - солнечная птица.
    В греко-римской традиции образ лебедя связан с Зевсом, Афродитой, Аполлоном, Орфеем.
  Зевс (Юпитер) в образе лебедя предстал перед Ледой, от этого союза с ним Леда родила яйцо, из которого появилась Елена. Этот миф представляет собой вариант космогонического мифа о происхождении мира из космического яйца.
   Лебедь присутствовал при рождении Аполлона, солнечного бога; с ним связана сила пророчества. Лебедь – священная птица Аполлона. Бог света и жизни, музыки, покровитель муз и поэтического вдохновения проносился днём по небу на золотой колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. Таким он изображён над фронтоном Большого театра в Москве. А ночью бог совершал свой подземный путь по потустороннему морю на колеснице с помощью лебедей. Осенью белоснежные птицы уносили его в страну гипербореев, где не бывает зимы. И его постоянными спутниками всегда были лира и лебедь.2
  У кельтов лебединые божества имеют солнечную природу и являются благодетелями людей; они обладают способностью излечивать; символизируют щедрость, любовь и чистоту, их музыка имеет магические свойства. Лебеди с золотыми или серебряными цепочками вокруг шеи олицетворяют божеств. Согласно поверьям древних германцев, девушки могут превращаться в пророчествующих лебедок ("Песнь о Нибелунгах").
    В христианстве белый лебедь - это чистота, милосердие и символ Девы Марии. Его предсмертная песня символизирует страдания мучеников и христианское смирение.
    В славянской мифологии лебедь относится к почитаемым, "святым" птицам. В северной Руси лебедь ставится выше других птиц, о чем свидетельствует, например, сказочный сюжет о выборе царя птиц, которым становится белый лебедь (а не орел, как в других традициях). Красота этой птицы породила множество легенд про дев - лебедей. Они владеют тайной напитка бессмертия: сказочная Белая Лебедь - обладательница живой воды и молодильных яблок. Предание об основании Киева из "Повести временных лет" рассказывает о трех братьях Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди, поселившихся на крутых горах над Днепром. Старший брат дал имя городу, двое других - горам Щекавице и Хоривице, а сестра - реке, и по сей день впадающей в Днепр.
     В Древней Руси лебедя почитали, как и всех водоплавающих птиц, за умение жить на земле, плавать и летать в поднебесье. Изображение лебедя можно увидеть на вышитых полотенцах и росписях, в формах ковшей и других изделий домашнего обихода, сохранившегося до нашего времени. В старину даже существовал обряд отпуска птиц, когда в день осеннего праздника урожая на волю отпускали семейную пару лебедей, совершая, таким образом, своеобразное магическое жертвоприношение небесным божеством. Ведь лебедей ценили не только за красоту, но за верность и преданность друг другу.
    По знаменитой сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салатновиче и о прекрасной царевне Лебеди» в 1943 году сестры Брумберг сняли мультфильм.
     Среди персонажей сказки – волшебная Царевна Лебедь:

«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит».

     Белая лебедь стала символом совершенства и гармонии. Такой она предстает в опере Николая Андреевича Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и в хореографическом этюде «Умирающий лебедь» на музыку Камиля Сен-Санса (в постанове Михаила Михайловича Фокина), где блистала великая русская балерина Анна Павлова. Добро торжествует над злом и в музыкальной сказке-балете «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского. В своей чарующей музыке Чайковский выразил вечную историю любви, стремления к счастью и противостояния роковым силам любви.
      Царевна уже около двухсот лет служит идеалом красоты на русской Земле. Не случайно во многих городах России установлены ее скульптуры, многие из которых являются центральными фигурами прекрасных фонтанов, как, например, в Сочи, в Самаре, в Москве…

Фонтан Сказка в Сочи

Фонтан Сказка в Сочи

   Фонтан установлен в Сочинском дендрарии в 1969 году по проекту Ленинградского скульптора В.Ф. Богатырёва.
   Фонтан выполнен по мотивам сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, сыне его Гвидоне, 33-х богатырях и о прекрасной Царевне-лебеди".
   Здесь изображены: царевич Гвидон, плывущий корабль, белка, грызущая золотые орехи; богатыри с Черномором.
   А венчает фонтан 4-х метровая статуя Царевны-Лебеди, смотрящей с высоты гор на горизонт моря…

Фонтан Царевна Лебедь в Самаре

Фонтан Царевна Лебедь в Самаре

    В Кировском районе городского округа Самара в пределах улиц Ставропольской, Ташкентского переулка и Енисейского переулка был основан в 1968 году парк. Общая площадь парка составляет более 20 га.
      В парке был вырыт котлован и заполнен водой, получилось большое озеро, которое украсило вновь созданный парк. Несколько суббот подряд на берегах рукотворного озера сажали деревья и кустарники, прямо под руками людей рождалась красота.
      В 1985 году на озере в парке появилось величественное сооружение - фонтан "Царевна-Лебедь", высота струй которого достигает 15 метров.

Скульптура «Царевна Лебедь» в Москве

  Скульптура «Царевна-Лебедь» в Москве

      В подобии русла реки Неглинки, дно которой выложено мозаикой, находятся скульптуры разных героев сказок работы З. Церетели - бронзовый дед с золотой рыбкой, медведь и волк, лисица и журавль, Царевна и лебедь, Аленушка на камне, Иван-царевич с Царевной-лягушкой, Жар-птица, утка с утятами, Русалочка.

Ялта. Поляна сказок. Царевна Лебедь

 Ялта. Поляна сказок. Царевна Лебедь

     Излюбленным местом ялтинцев и многочисленных гостей курорта, приезжающих не только из разных уголков нашей страны, но и из-за рубежа, стала живописная окраина Ялты. Здесь, у подножия причудливой скалы Ставри-Кая, взметнувшейся, словно птица, в синеву безоблачного крымского неба, приютилась поляна, необычная, загадочная. И не случайно люди прозвали её - «Поляна сказок».
      И в какое бы время года ни пришёл сюда - ранней весной, осыпающей поляну золотистыми звездами крокусов, жарким июльским летом с его буйной, сочной зеленью деревьев и изумрудным травяным ковром, багряной осенью, спускающей с гор синюю прохладу, и даже дождливой крымской зимой - всегда здесь ждёт вас сказка. Дыхание её чувствуется сразу, как только свернешь с основной магистрали за крутой поворот, и предстанет перед тобой во всей своей красе сверкающий водопад, горный лес с убаюкивающим шумом ветвей, пленяющим ароматом хвои. И удивительно гармонично вписываются в волшебство крымской природы скульптуры сказочных героев.
   Ожившая, словно по мановению волшебной палочки, выходит навстречу гостям «Хозяйка Медной горы». Создатель её - скульптор и художник В. Солощенко.
     Не уступает «Хозяйке Медной горы» своим величием и изяществом скульптура «Царевна-лебедь», выполненная на сюжет «Сказки о царе Салтане» ялтинским скульптором, заслуженным художником РСФСР И. Шмагуном.

3

САКИ. СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ. ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ

КАРТИНА МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ «ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ» была закончена в 1900 году

      О достоинствах «Царевны-Лебедь» высказываются разные суждения - не все согласны считать ее шедевром. В ней нет той безмятежности, которая так трогательна в «Морской Царевне» - в сказочный мир вдруг вкрадывается тревога, вещие предчувствия. А. П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий?»
     Да, врубелевская Царевна-Лебедь скорее ведет свое происхождение от Девы-Обиды «Слова о полку Игореве», чем от героини пушкинской «Сказки о царе Салтане» или оперы Римского-Корсакова на этот сюжет. У Пушкина и Римского-Корсакова она дневная, светлая. Царевич Гвидон спас ее от злого коршуна, она становится женой Гвидона и все устраивает к общему счастью. На картине Врубеля загадочная птица с ликом девы едва ли станет женой человека, и благополучия не обещает ее томный прощальный взор, ее жест руки, предостерегающий, призывающий к молчанию. Настроение картины тревожное: сгущаются синие сумерки, видна багряная полоса заката и какие-то недобрые красные огни вдалеке - не такие, как в ясном городе Леденец. Царевна не приближается - она уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный знак предостережения.Врубель
     Необыкновенно красиво ее лицо - действительно, «красота неописанная» сказочных царевен, и ее волшебно-мерцающее оперение, дымчатое, отливающее розовым, и воздушная фата, и жемчуга кокошника, и блистающие драгоценные перстни. Все даже «слишком красиво» - может быть, потому эта картина и не всем теперь нравится. Ее упрекают в театральности. Но, думается, она не более и не менее театральна, чем другие фантастические картины Врубеля: в его «волшебном театре» «Царевна-Лебедь», пожалуй, представляет кульминацию, увенчание и конец сказочной темы. Никаких прямых связей со сценической трактовкой «Царя Салтана» в картине нет, и сама царевна даже не похожа на Н. И.Забелу- совсем другое лицо, в отличие от «Морской Царевны», где портретное сходство несомненно. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с его сестрой, Е. А.Праховой. Вероятнее всего, Врубель придумал лик Царевны, в котором отдаленно отразились и слились черты и его жены, и дочери когда-то любимой им женщины, а может быть, и еще чьи-то.
   Картину «Царевна-Лебедь» особенно любил Александр Блок. Фотография с нее всегда висела у него в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю». Каких-либо прямых «иллюстративных» перепевов врубелевских образов в нем нет - поэтические представления возникают ассоциативно, внушаются, будятся картиной, ее переливами и вспышками красок, ее атмосферой неясных пророчеств, прощания с былым, предчувствия нового...

Дали слепы, дни безгневны,
Сомкнуты уста.
В непробудном сне царевны,
Синева пуста.
Были дни - над теремами
Пламенел закат.
Нежно белыми словами
Кликал брата брат...
Видится волшебный всадник:
Белый конь, как цвет вишневый...
Блещут стремена...
На кафтан его парчовый
Пролилась весна.
Пролилась - он сгинет в тучах,
Вспыхнет за холмом...
Предчувствуются смятения:
Будут вёсны в вечной смене
И падений гнет.
Вихрь, исполненный видений,-
- Голубиный лет...
Что мгновенные бессилья?
Время — легкий дым...
Мы опять расплещем крылья,
Снова отлетим!
И опять, в безумной смене
Рассекая твердь,
Встретим новый вихрь видений,
Встретим жизнь и смерть!

      Это писал еще юный Блок, автор «Стихов о Прекрасной Даме» и «Нечаянной радости»; писал, стоя на распутье, прощаясь с мистическими идиллиями своей молодости. «С Врубелем я связан жизненно», - скажет он позже.

     Большое наследие оставил нам один из лучших иллюстраторов сказок – ИВАН БИЛИБИН, это превосходное оформление книг для детей, которые переиздаются уже более ста лет. Создавая изображение лебедя к сказке «Царевна-Лягушка» и «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина, он всегда подчёркивал красоту величавой птицы мягкой безупречной пластикой линий.
    И. Я.Билибин создал характерный «билибинский стиль» книжной иллюстрации, основанный на изощрённой стилизации мотивов народного и средневекового русского искусства (лубка, вышивок, резьбы по дереву, миниатюр – рукописей и др.). Строгая графичность рисунка, плоскостность форм, орнаметность и декоративность общего решения сближает произведения И. Я.Билибина с графикой стиля «модерн».
    Иллюстрации И. Я.Билибина к русским сказкам и былинам воссоздают сказочный и фантастический мир русского фольклора.
    В 1905 году была издана «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина, иллюстрированная Билибиным. Обложка книги, украшенная сложным орнаментом, напоминающим узор нарядной парчи, декоративного украшения страниц связаны сочиненным художником мотивами с содержанием сказки. Иллюстрации гармонично сочетаются с текстом, написанным красивым стилизованным шрифтом. Всё это представляет собой единое художественное целое. В своих иллюстрациях Билибин развернул основные эпизоды пушкинской сказки…
   В иллюстрациях к «Сказке о царе Салтане» И. Я.Билибин стремился передать очарование старины. С поразительным мастерством и большим знанием изображал он старинные костюмы и утварь.
      Искусствоведы считают, что прихотливая узорность рисунка и декоративность раскраски позволили Билибину даже в обыденных жанровых сценах передать ощущение волшебного мира. Сказка сливается с образами русской природы и старины.

Билибин 1

Билибин 2

Билибин 3

     «Хороша, как лебёдушка на озерце», - так говорили в народе о девушках и женщинах, обладающих лёгкой плавной поступью и величавостью в движениях. Именно такой лебёдушкой предстаёт перед нами танцующая ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА В КАРТИНЕ ВАСИЛИЯ ВАСНЕЦОВА. Это народное сравнение подчёркнуто изображением лебедей, плывущих по глади озера и летящих по небу. Словно художник хотел остановить это прекрасное мгновенье и сказать нам – вот моё представление о красоте и совершенстве.
      Картина «Царевна – лягушка» написана знаменитым русским художников Васнецовым В.М. в 1918г. В самом центре полотна изображена статная красивая девушка. Её стан изящно изогнут, голова грациозно запрокинута, а руки разведены в стороны, она танцует.Васнецов
    Царевна одета в изумрудное расшитое платье в пол, под которым видна белоснежная сорочка, а в руке она держит белый воздушный платок. Она стоит к нам спиной и лица её не видно, лишь длинные густые косы представлены взгляду зрителя. По взгляду играющих музыкантов, расположившихся на лавках, можно сделать вывод, что девушка очень красива. Они смотрят на неё с улыбкой и восхищением, её танец их завораживает, их ноги танцуют, а головы двигаются в такт с танцем.
   Василису – Премудрую художник изобразил в момент пребывания её на балу у царя. Именно сейчас она демонстрирует свои удивительные волшебства: махнув левой рукой – появилось прекрасное озеро, махнув правой – белоснежные лебеди, поплывшие по нему. Василиса исполняет свой танец в одной из комнат царских хором, которая очень красива, о чём свидетельствуют резные ножки на деревянных столах, расписной орнамент на полу и стенах и дверной, окаймлённый росписью, проём. Стол накрыт белоснежной скатертью и заполнен различными яствами.
     На заднем плане видно озеро с прекрасной гладью и белоснежных лебедей плывущих по нему, а рядом и летящих к нему. За озером виднеются деревенские избы, стройные берёзки, золотится пшеничное поле, а за ними высокий и густой лес. На озере лодка с человеком, а на берегу, девушка в русских сарафанах водят хороводы. По мирно-голубому небу, плавно летят белые лебеди. Небольшие элементы демонстрации природы на картине, очень точно и красиво её передают.
    Картина передаёт вдохновение народного творчества, всю красоту и самобытность русского народа, сообщая зрителю о мировом волшебстве.

Источники:

Память в камне и бронзе //А почему. – 2013. - №2.
Трофимова, С. Лебединое озеро /С. Трофимова //Юный художник. – 2013. - №7. – 44-45.
Картина Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь» Режим доступа: http://smallbay.ru/artrussia/vrubel_zarevna-lebed.html
Михаил Врубель: жизнь и творчество – Режим доступа: http://www.filoli.ru/artists/077-wrobel/
Поляна сказок в Ялте. – Режим доступа: http://gid-tur.ru/2011/05/07/polyana-skazok-v-yalte/
Поляна сказок в Ялте. – Режим доступа: http://crimea-tour.ru/sovetsky/pol_skazok/pol_skazok.html
Фонтаны Манежной площади. – Режим доступа: http://www.intomoscow.ru/modules.php?name=Contentp&pa=showpage&pid=7&cid=d