Почти каждому хоть раз в жизни, верно, доводилось лично опробовать в деле такое замечательное двухколесное средство передвижения, как велосипед. Для всех нас велосипед — это что-то изначально существующее, абсолютно простой механизм… А ведь мало кто задумывается об истории велосипеда, о том, что когда-то люди даже мечтать не могли о таком средстве передвижения.
     Существует немало теорий, приписывающих создание велосипеда разным людям, начиная от Леонардо да Винчи и заканчивая неким крепостным крестьянином Артамоновым, получившим за своё изобретение свободу для себя и всей своей семьи, но прямые доказательства либо не были найдены, либо со временем были признаны подделками.
       велосипедОфициально считается, что этому двухколесному транспортному средству всего-то чуть более двух веков от роду, но некоторые исследователи относят изобретение едва ли не ко времени Рождества Христова. В одном из музеев Рима хранится саркофаг, на котором изображен человек, едущий на устройстве, очень похожим на велосипед. В развалинах Вавилона, руинах Помпеи и Древнего Египта есть рисунки, изображающие нечто похожее на велосипед.
      Вообще, в истории велосипеда очень много легенд и вымысла. Например, по одной из версий велосипед изобрел еще Леонардо да Винчи, по другой — французский граф де Сиврак.
     Весной 2008 года во Франции на территории замка Шато Гайар был найден древний велосипед, созданный в период правления английского короля Ричарда Львиное Сердце, который построил этот замок в 1189 — 1199 годы. А двенадцатый ли это век? Мнения ученых разделились. Французские специалисты считают — вторая половина XV века. Как показало изучение литературы, средневековые велосипеды находили и раньше. Еще в 1962 году весь мир облетела весть об уникальной находке французских археологов на территории Версаля. Среди прочих предметов нашли велосипед, который получил название «Король-солнце» в честь короля Людовика XIV. Изображение велосипеда присутствует в работах Сандро Боттичелли (1445 - 1510), Яна ванЭйка (1390 - 1441), Ганса Гольбейн Младшего (1497 - 1543).
      К истории велосипеда приложил руку и гениальный русский механик Иван Кулибин. В 1791 году он изготовил самокатку, но, узнав, что за границей уже известно нечто подобное, утратил интерес к своему детищу.
     Безусловно, велосипед не мог быть плодом усилий лишь одного человека. Множество изобретений и идей, начиная с конца XVIII века, давали предпосылки для его появления.
   Предшественником двухколесного транспорта привычной для нас конструкции, приводимого в движение мускулами человека, был примитивный самокат, представлявший собой деревянный брус с двумя колесами типа тележных. Седок отталкивался ногами от земли и таким образом устремлялся вперед.
     Первый двухколесный самокат появился в 1817 году в Германии в 1817 году. Его создатель, профессор барон Карл фон Дрез, живший в Карлсруэ, назвал свое детище «машиной для ходьбы». Изобретение было оснащено рулем, прикрепленным к деревянной раме, и напоминало велосипед, только без педалей. Назвали чудо техники по имени его автора, словом «дрезина», которое и сегодня можно услышать в русской речи.
      Следующий весомый вклад в эволюцию велосипеда внес шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан. Он усовершенствовал дрезину, добавив такие привычные сегодня детали, как ножные педали и седло. Пожалуй, именно этого жителя маленькой деревушки на юге Шотландии можно назвать человеком, создавшим первый велосипед. Заднее колесо толкалось педалями, которые крепились металлическими стержнями и работали по принципу шатунов. Руль поворачивал переднее колесо, ездок располагался между двух колес. К сожалению, время популярности велосипеда тогда еще не пришло и изобретение Макмиллана осталось практически незамеченным.
    Надувная шина, прототип современных камер, была запатентована в середине XIX века англичанином по фамилии Томпсон. Впрочем, из-за технического несовершенства изобретение также осталось без внимания общественности.
       После изобретения Макмиллана, следующим этапом развития велосипеда можно считать велосипед Пьера Лалмана, девятнадцатилетнего французского мастера, изготовлявшего детские коляски. Сначала, в 1862 году он увидел «денди-хорс» и попробовал оснастить его педалями, которые, в отличии от педалей Макмиллана, о котором Лалман ничего не знал, нужно было не толкать, а крутить. Еще через год в Париже, куда переехал Пьер, он собрал велосипед, который напоминал те, к которым мы привыкли. К счастью, изобретение не осталось незамеченным – его по достоинству оценил известный каретный инженер Пьер Мишо и крупные промышленники братья Оливье. «Денди-хорсы» с педалями начали выпускать серийно. Принято считать, что человеком, предложившим сделать раму велосипеда металлической и дать устройству название «велосипед», был именно инженер Мишо. Однако первым запатентовал изобретение именно Пьер Лалман, который в 1866 году отправился за океан. Поэтому фактическим «отцом» велосипеда считается именно он.
      Самым значительным этапом развития велотехники стало создание относительно безопасного велосипеда с двумя идентичными колесами небольшого диаметра. Первый велосипед с приводом на заднее колесо, названный «Летучим голландцем» был изобретен в 1870-х годах англичанином Г. Бейтсом из Кройдена. Уже в 1879 году привод со шкивами и шнуром, использовавшийся в модели Бейтса, был заменен цепным приводом. Запатентовал изобретение, названное «Байсиклеттом», Г. Лоусон. Цепной привод на заднее колесо использовался и в безопасном велосипеде «Ровер», выпущенном в 1885 году инженерами Дж. Старли и В. Саттоном. Он был оснащен двумя одинаковыми колесами диаметром по 760 мм. Примерно тогда же был создан безопасный велосипед «Уиппет» конструкции Ч. Линли и Дж. Биггса. Отличался он рамой, которая имела форму ромба, то есть такую, которая позже стала самой распространенной, крепко зафиксированным седлом, педалями и рулем. Для смягчений неровностей дороги рама даже была оснащена двумя пружинами. Именно пружины принесли «Уиппету» большую популярность до тех пор, пока Дж. Данполом не были разработаны надувные пневматические шины, которые появились в 1889 году.
     Следующее десятилетие принесло немало открытий – шарикоподшипники, которые уменьшали трение между движущимися частями, переход к конвейерной сборке, использование стальных труб при создании рамы, колесные втулки с двумя и тремя скоростями, педальный тормоз и устройство, переключающее скорости цепного привода. На этом эволюция велосипеда, естественно, не завершилась, она продолжилась во второй половине XX века – технический прогресс не стоит на месте, на смену устаревшим материалам пришли новые. В 1974 году стали серийно производить титановые рамы, еще через год – углепластиковые. В 1983 был создан первый велокомпьютер.
      В 90-х годах приобрели популярность индексные системы переключения скоростей. В XX веке велосипед то выходил из моды, то снова оказывался на ее пике. Так, в начале века во многих странах интерес к велосипедам пропал из-за бурного распространения автотранспорта. Велосипед не считали полноценным участником дорожного движения не только со стороны водителей, даже инспектора дорожного движения относились к людям на двухколесном транспорте, как к помехе на дороге. В середине века в США велосипед вообще считался игрушкой для детей. Новый виток популярности велосипеда пришелся на 60-е года XX века, когда в развитых странах осознали важность здорового образа жизни и серьезность проблем экологии.

См. также:

Велосипед: история изобретения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://istoriz.ru/velosiped-istoriya-izobreteniya.html

Иванов, Ю. Избранные места из биографии велосипеда /Ю. Иванов //Наше время. – 2014. - №51-53. – С. 11.

Из истории велосипеда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bikes.ironhorse.ru/archives/33

История велосипеда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lifeglobe.net/entry/1455

История велосипеда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.publiclibrary.ru/readers/kaleidoskop/goods-velosiped.htm

Краткая история изобретения велосипеда в картинках [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.old-velo.ru/istv.shtml

Кто изобрел первый велосипед [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://velofun.ru/repair-shop/istoriya-izobreteniya-i-razvitiya-velosipeda-v-kartinkah.html