ИСТОРИЯ ПАРТЫ

          Еще в раннем детстве, когда вы, ребята, читать не умели, а все книжки читала вам мама, вы наверняка слышали стихи замечательного детского поэта Агнии Львовны Барто (женщины-поэты не любят, когда их называют поэтессами, а потому мы будем называть их профессию в мужском роде). Среди написанных ею стихотворений есть одно, посвященное девочке-первоклашке. Называется оно «Первый урок»:

Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс, -парта
Вставать или садиться?
Как надо парту открывать,
Не знала я сначала,
И я не знала, как вставать,
Чтоб парта не стучала.
………………………..
Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
На парте правильно сижу,
Хотя мне не сидится.

     Мы его немножко сократили, но главные для нас сейчас строки – про школьную парту – оставили. Каждый ли из сегодняшних школьников знает, что такое настоящая школьная парта? Хотя многие, по привычке, называют стоящие в классе столы партами. А ведь больше 100 лет парта была спутником любого школьника от первого класса до получения аттестата зрелости!
         В школах древности никаких особых парт и столов ученикам не полагалось. Школяры времен Древней Эллады или Рима писали на покрытой воском дощечке, пристраивая ее у себя на коленях.
         В Средневековье и более поздние времена все ученики, находящиеся под началом учителя, усаживались за один стол. В некоторых странах они сидели на стульях, а на Руси, как правило, на деревянных лавках. Потом школьники стали заниматься на так называемом поставце – столике с откидной наклонной доской, за которой работали стоя. В школе эти поставцы не прижились, но из них со временем получилась канцелярская «конторка» (ее можно увидеть на рисунках и картинах XIX века) и хорошо знакомый вам секретер (за которым, правда, работают сидя на стуле).
      Но уже к середине XIX века и учителя, и медики стали задумываться – а как сказывается на здоровье школьника сидение несколько часов подряд за не приспособленным для долгих занятий столом? Ведь такое неудобное положение очень вредно для позвоночника! Да и зрение от этого портится…
       Первым к идее новой школьной мебели пришел знаменитый русский ученый, профессор Московского университета, специализировавшийся на гигиене человека, Федор Федорович Эрисман (его имя и сегодня носят многие медицинские учреждения). В своей работе «Влияние школ на происхождение близорукости», написанной в 1870 году, он не только вскрыл причины многих детских недугов, но и предложил конструкцию новой для своего времени школьной парты. Его проект образцовой школьной комнаты стал очень популярным.
       Но парта Эрисмана поначалу делались одноместными. С одной стороны, это хорошо: никто ни у кого не мог списать, никто никому не мешал. Только вот стоили такие парты довольно дорого и занимали в классе много места. Поэтому в большинстве школ XX века использовались парты на двоих. Именно такой вариант предложил в конце XIX столетия бывший петербургский студент Петр Феоктистович Коротков, сосланный за участие в революционном движении «Земля и воля» в далекое уральское село Брусняты. Учителей на хватало, и ссыльному студенту разрешили заниматься с деревенскими мальчиками и девочками. Его проект школьной парты был удостоен в 1887 году серебряной медали на Урало-Сибирской кустарно-промышленной выставке.
       Предложенная Эрисманом и усовершенствованная (точнее, изобретенная заново) Коротковым школьная парта – это конструкция из дубовых (очень прочных) досок. В ней школьный стол был прочно соединен со скамейкой. Наклонная крышка парты откидывалась, под столом была подставка для ног, а скамейка поддерживала спину ученика, заставляя держать ее прямо. Так как ученики год от года становились старше, то парты производились для четырех возрастных групп. Со временем такие парты обзавелись отверстиями для чернильницы, книгодержателем и другими приспособлениями, стали выпускаться более разнообразными по размерам…
        Больше 100 лет парты Эрисмана стояли во всех классах наших школ, постепенно совершенствуясь, но не изменяя основной идее. Но вот в 1970-е годы решили «усовершенствовать» школьную мебель: ведь это непорядок, когда современные дети вынуждены сидеть за партами, придуманными еще во времена Александра Второго! Однако создать что-то принципиально новое оказалось труднее, чем принять по этому поводу постановление правительства. А потому старые добрые парты просто заменили обычными канцелярскими столами и стульями. Подобная мебель не способствует сохранению здоровья школьников, и уж тем более – росту успеваемости. Есть, правда, передовые школы, которые могут себе позволить приобретение новой, практичной и правильной с точки зрения медицины мебели.
      Но конструкторская мысль не стоит на месте. Существует множество проектов (разработок и даже реальных образцов) самых современных школьных парт, которые не только отвечают всем требованиям медицинской науки, но и включают в себя многие достижения науки и техники. Парты, растущие вместе с учениками, парты со встроенными в них компьютерами и даже интерактивные сенсорные парты, разработанные учеными Даремского университета, сочетающие функции клавиатуры и дисплея. То, что «напишет» ученик за такой партой, может тут же без труда «проявиться» на классной доске или за столом учителя. Внедрению всей новой техники препятствует только одно: такие парты пока еще весьма дорогие. И все же будем надеяться, что вам еще предстоит посидеть за такими чудо - партами. Ведь время и ученые работают на вас!

Детская энциклопедия. – 2010. - № 10 (Школьные истории)