ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ

Даты жизни: 1200 – январь 1238

      Рязанский боярин, воевода и русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя. О подвиге Евпатия рассказано в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем»

     Евпатий Коловрат 1  Наиболее горестная пора в истории нашего Отечества выпадает на XIII столетие. Русская земля тогда была разделена на множество княжеств, нередко враждовавших между собой. Отсутствие политического единства Руси приводило к распыленности вооруженных сил, несогласованности действий правителей различных земель. Этим воспользовались неприятели и почти одновременно, в середине XIII века, началось наступление на Русь с востока и Запада.
        Особенно опасный враг появился на восточных рубежах. Многочисленные татаро-монгольские полчища, возглавляемые внуком Чингисхана, Батыем, двинулись против половцев, Волжской Булгарии, Руси, Польши, Чехии, Венгрии…
        Трагические события 1237-1241 годов явили немало примеров мужества и самоотверженности наших предков. Никто не собирался без боя покоряться могущественным завоевателям. Во всех русских княжествах отвечали решительным отказом на предложение признать рабскую зависимость от монголов.
            Немеркнущей славой овеяны подвиги защитников Козельска и Киева, рязанского богатыря Евпатия Коловрата.
           Евпатий Коловрат, легендарный русский богатырь, боровшийся против татаро-монгольских завоевателей в XIII веке.
      О борьбе рязанского «вельможи» Евпатии Коловрате и его «полка» (численностью в 1700 чел.) после взятия татарами Рязани (1237) рассказывается в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем» (1-я половина 14в.),в которую этот сюжет проник, очевидно, из народного эпоса. «Повесть…» прославляет силу, отвагу и патриотизм Евпатия Коловрата и его сподвижников («Храбров»). В некоторых списках «Повести» указывается отчество Евпатия Коловрата — Львович.

Битва Евпатия Коловрата с Батыем

Было все: грады порушились,
Всюду - лишь цокот подков
Шли непокорные русичи
В лес от лихих степняков.
Иг. Кобзев «Радонеж»

         По свидетельству летописцев, один из рязанских князей - Ингвар Ингварович с боярином Евпатием Коловратом в это время находился в Чернигове. Узнав о страшной гибели Рязани они сразу же поспешили домой. Страшная картина открылась перед ними. Там, где на высоком берегу Оки еще недавно красовался нарядный город, они увидели засыпанные снегом развалины, горы трупов и пепелищ. Убитые князья, воеводы, тысячи воинов, женщины, дети, старики, занесенные снегом, лежали на мерзлой земле. Все выжег, все сравнял бушевавший здесь огонь татарского разгрома! Казалось, ничего живого не осталось в разоренной Рязани, некого звать на битву с врагом.
         Но вот ударил вечевой колокол, поднятый из пепла дружинниками Евпатия Коловрата. Медный гул пронесся над опустошенным городом, над спаленными ближними городскими посадами. И... вдруг неожиданно из черного погреба, из под обгорелых обломков показался человек. Он поднялся и, закрывая глаза от солнца, смотрел в ту сторону, где звучал вечевой колокол. За ним появился другой, третий... Отовсюду из темных дыр, из-под избищ, незаметных тайников и под клетий вылезали замученные, выпачканные в саже и пыли ратники, старики, женщины, дети...
        Мертвый город ожил. Люди прыгали с груды на груду, спотыкались, падали и снова вставали. Их было немного, но все же это были рязанцы.
       Вдали, на снежных полях вокруг города, показались черные точки. Долго прятавшиеся люди торопились к развалинам и, куда звал их знакомый призывный звон вечевника.
       По призыву Евпатия Коловрата поднимались русские люди, шли на неравный бой с врагом. И уже «пронеслась по русской земле молва, будто на безлюдных развалинах сожженной Рязани упавшие колокола сгоревших церквей сами зазвонили... Говорили, что вечевой колокол вдруг поднялся из пепелища, повис в воздухе и загудел, сзывая рязанцев на борьбу с врагом...»
        И всколыхнулась разгромленная Русь. Укрывавшиеся в лесах мужики собирались в отряды и примыкали к Евпатию Коловрату –знающему лесные тропы, ходы и выходы.
        Его отряды уже не раз нападали на монгольские разъезды уничтожали целые отряды сильных супостатов. Пахари и охотники... поспешно привязывали подтужинами к дреколью ножи и обломки кос, точили на черном камне копья и рогатины и, засунув за пояс топор, направлялись на перекресток дорог разыскивать дружины Евпатия.
       Запорошенные снегом, опираясь на шестопёры, копья и секиры, они сурово и спокойно слушали Коловрата. Их потемневшие от времени и непогоды полушубки и рыжие армяки, опоясанные узким ремнем с ножом в деревянных ножнах, их лапти и шерстяные онучи, обвитые до колен и затянутые лыковыми бечевками, - все это говорило о скудной жизни, повседневной тяжелой работе. И вот эти люди встали на защиту своей семьи и готовы отдать жизнь, только бы не допустить врага к оставшимся позади родным избам.
           Непрерывно пополняясь и множась рать Коловрата шла за монголо-татарами, нанося им беспощадные удары.
         На суздальской земле Евпатий внезапно напал на батыевы станы. Летописец рассказывает, что «начали воины Евпатия сечь врага без милости, и смешались все полки татарские, и стали татары словно пьяные и безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек их татарскими. Татарам же почудилось, что это мертвые восстали». Когда же схватили пять тяжелораненых воинов и привели к Батыю, то пораженный откуда-то взявшимся отрядом, какими-то бесстрашными воинами, тот спросил:
            - Какой вы веры и какой земли, и что мне много зла творите?
              Мужественные воины ответили:
         - Веры мы христаианской, а витязи мы великого князя Юрия Ингваровича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингвария Ингваровича Рязанского тебя, сильного царя, поптчевать, и с честью проводить, и честь тебе оказать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаши на великую рать татарскую.
     Евпатий Коловрат 2 Батый очень удивился их смелому и мудрому ответу и послал сына своего шурина Хостоврула с большим войском на Евпатия. Хостоврул обещал привести Коловрата живым перед грозные очи Батыя.
         «И обступили Евпатия полки татарские, желая взять его живым. И съехались Хостоврул с Евпатием на поединок, и рассек Евпатий Хостоврулана полы, до седла, и многих батыевых богатырей или рассек на полы, или до седла разрубил. И содрогнулись татары, видя какой Евпатий могучий богатырь. Тогда навели камнебитные орудия и стали бить по нему, и наконец, убили Евпатия. Тело могучего Коловрата принесли Батыю, он же послал за мурзами, князьями и военачальниками. И сказали пришедшие своему повелителю:
           - Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко на конях бьются - один с тысячью, а два десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища.
               И глядя на тело Евпатия Батый сказал:
             - О, Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, много полков победил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего.
               «Батый отдал тело Евпатия людям, оставшимся из его дружины, велел их отпустить и ничем не вредить».
             Такова история подвига рязанского богатыря Евпатия Коловрата и его храброй дружины, поведанная древней воинской повестью.
           А что же князь Ингвар! Собрав иереев, чудом спасшихся в лесах, с горестным песнопением предал земле всех мертвых. Затем, собрав небольшую дружину пошел к реке Воронеж, на то место, где был убит князь Федор Юрьевич, нашел его тело, приложил к иконе великого чудотворца Николы Корсунского и привез в Рязань. Над могилой князя Федора, его жены Евпраксиии их сына Ивана поставил каменные кресты, ныне на этом месте, на берегу реки Осётра стоит церковь Николая Зарасского (убиенного).

Калюжная, А.Д. Занимательные страницы истории Отечества. – СПб.: Тригон, 2001.– 496 с.

Сурмина, И.О. Самые знаменитые герои России. – М., 2002. – 427 с.