АМАТУНИ ПЕТРОНИЙ ГАЙ

Даты жизни: 12 июля 1916 – 29 апреля 1982
Место рождения: станица Великокняжеская (ныне город Пролетарск)
Советский писатель-фантаст, автор многих книг для детей
Известные произведения: "ЧАО - победитель волшебников", трилогия "Гаяна", "Сказки"

     АматуниПисатель-фантаст и летчик, «ростовский Экзюпери». Истории известно очень мало профессиональных писателей среди летчиков. На память сразу приходят лишь несколько имен: француз Антуан де Сент Экзюпери, американец Ричард Бах (особенно популярный сейчас среди молодежи), и россияне Марк Галлай и Петроний Гай Аматуни.   О Петронии Гае Аматуни написано мало, хотя сам он – автор многих замечательных произведений: фантастических повестей, сказок, очерков.

     Петроний Гай Аматуни родился 12 июля 1916 года в станице Великокняжеской области Войска Донского (ныне город Пролетарск Ростовской области). Детство будущего летчика и писателя прошло в Ереване, а юность в Москве, зрелые же годы, вплоть до самой кончины – в Ростове-на-Дону.
         Мать его была казачкой из местных, отец — армянин по имени Гай. Род Аматуни считался дворянским. Армянская  фамилия Аматуни имеет древнесанскритские корни и переводится как «Министр» либо «Придворный».
            Как Гай Аматуни- парень из знатного армянского рода - попал в станицу Великокняжескую Войска Донского, можно только предполагать. Можно предположить, что отец писателя - Гай Аматуни был беженцем, спасавшимся от турецкого геноцида. Детство Аматуни провел в Армении. Почему он вместе с семьей оказался в Ереване? Тоже не трудно предположить: только что созданной Армянской советской республике требовались образованные люди - их искали по всей бывшей Российской империи. Тогда же из Ростова в Ереван переехал художник Сарьян. Ну, а в тридцатые годы часть армянской интеллигенции хлынула обратно в Россию.
     В фантастическом романе «Тиунэла» (издан в Ростове в 1962 году) есть такие строки - от автора: «Настало время представиться читателю, хотя мне и трудно рассказать о себе, потому что я увлекался решительно всем, но не достиг заметного совершенства ни в чем. Вот если бы я смог снова начать свою жизнь, сохранив при этом приобретенный опыт, то... Гм! Боюсь, что как некогда в Ереване, я снова стал бы вождем краснокожих, Черной пантерой, трижды бежал к берегам Амазонки и трижды был бы доставлен домой работниками милиции, затем стал бы «гипнотизером» и усыплял всех собак и кошек Векиловской улицы, писал бы фантастические поэмы, снимался в массовых сценах армянского фильма «Первые лучи», строил бы летающие модели самолетов.
    Потом я переехал бы из Еревана в Кисловодск и готовился стать жонглером. Несколько лет спустя умчался бы в Москву и стал инструктором в областной школе летчиков планеристов на станции Планерная. Научился бы летать на У-2 и буксироваться на планерах за самолетом. Не отказался бы и от поездки в Орджоникидзе, чтобы совершить полет на планере с вершины Столовой горы и выполнить первый в Северной Осетии прыжок с парашютом.
   Обязательно сделался бы военным летчиком-истребителем и «накрутил» тысячи петель, переворотов и иммельманов. А потом бы пошел в Аэрофлот, чтобы стать командиром корабля и налетать миллион-другой километров..
   Итак, с 16 лет Аматуни - в Москве, начинает трудовую деятельность, а увлечение авиа моделированием привело его в авиацию. Сначала он летал на обычном планере, который поднимался над землей не более чем на 2-3 метра.
    Сам  Аматуни вспоминал: «В те далекие годы мы мечтали о высоте. В августе 1935 года я с группой своих курсантов взобрался на вершину Столовой горы, что близ города Орджоникидзе (ныне Владикавказ) … Разобранный планер мы доставили на высоту 3000 метров. На вершине сохранились остатки маленькой часовни – гора когда-то считалась священной. Мы написали свои имена на клочке бумаги, записку вложили в пустую консервную банку, и закопали. Надеялся я стартовать 18 августа в День авиации. Но прошло два дня, погода становилась все хуже и хуже. В первое же утро горцы, помогавшие нам, и проводник исчезли. Чтобы оправдать себя, они распустили слух, будто я полетел и разбился. Это попало в печать. Мы слышали сквозь облака шум низко летающих самолетов, но не подозревали, что весь аэроклуб разыскивал мои останки. 16 августа прояснилось. А надежды на устойчивую хорошую погоду не было, и я решил лететь, не дожидаясь праздника. Я парил над городом около часа на высоте 3500 метров, любуясь Кавказским хребтом и Дарьяловским ущельем. Но пришлось взять курс на аэродром. Перед уходом суеверные горцы от имени аллаха проткнули посохами крыло моего планера в нескольких местах. Мы, как могли, залатали дыры, используя даже носовые платки, но не все латки выдержали. Когда я приземлился – половину их уже ветром сдуло».
    Начав Отечественную войну в кавалерийских частях, он после госпиталя был направлен в училище лётчиков-истребителей ВВС, по окончании его (1944) был оставлен лётчиком-инструктором. Демобилизовавшись после войны из рядов Советской Армии, Петроний Аматуни работал лётчиком-инструктором в ДОСААФ; с 1953-го по 1968 год работал в Ростовском авиаотряде «Аэрофлота». Коллеги вспоминают, что это был добрый, уважительный человек, но «карьеры не сделал — так всю жизнь и проработал вторым пилотом на ИЛ-14» (поршневой самолёт с двумя двигателями на 30 мест).
    Весьма примечательно и интересно, что судьба (как об этом написал сам Аматуни) подарила ему немало встреч с известным российским авиатором и художником Константином Арцеуловым (который, кстати, был внуком великого художника И.К. Айвазовского), вошедшим в историю авиации в качестве первого в мире летчика победителя штопора именно в 1916 году (то есть в год рождения Аматуни).
   Было в его жизни еще одно поразительное совпадение, хотя и довольно трагическое. Первый рассказ П.Аматуни опубликовали в 1944, именно в том году, в котором пилот самолета «Локхид П-38» Сент-Экзюпери не вернулся с задания. В 1947 году в Ставрополе вышла первая книга Аматуни– сказочная повесть «Маленький летчик Пиро». С этого времени профессиональный летчик совмещает работу в авиации с писательским творчеством. Нам трудно судить о том, в какой мере оказал влияние на Аматуни пример великого сына Франции. У нас нет на то достоверных свидетельств самого писателя, но все же полагаем, что они были очень близки по духу.
     В общей сложности Петроний Гай написал свыше двух десятков книг, многие из которых были адресованы детям. Среди них книги о летчиках «На крыльях», «Путешествие в Аэроград», «Небо людей» и другие, а также исторический роман «Если бы заговорил сфинкс…», сказочные повести «Чао– победитель волшебников», «Космическая горошина», «Почти невероятные приключения в Артеке», «Королевство Восемью Восемь», научно-фантастическая трилогия «Гаяна». Его произведения были переведены и изданы на многих языках.
   Патриарх отечественной фантастики и крупный ученый Александр Казанцев назвал Аматуни «штурманом мечты», летчиком, взлетевшим в своих книгах в межзвездные просторы и увидевшим там наше будущее. «Он, - пишет А. Казанцев, - не просто летал по воздушным трассам, его влекло «летать» и в океанских глубинах на рожденном его воображением «подводном самолете» (ведь вода – среда, схожая с атмосферой, только более плотная!). А потом, отражая реальные достижения современности, экстраполируя их на грядущее, он со своими героями стартует в еще одну среду, считавшуюся до недавнего времени пустотой, но которую П. Аматуни воспринимает как среду материальную, предвосхищая самые последние теории современной физики о материальности вакуума, где его герои открывают космические течения, подобные течениям морским или воздушным.
    Наиболее полно и ярко выразила романтическую и философскую сущность творчества Аматуни его трилогия «Гаяна», которая, - как образно отметил А. Казанцев - «звучит неумирающим словом, оставшимся с нами и после ухода писателя, точно и верно отражает и нашу современность, полную тревог за судьбу человечества, и в то же время оптимистически показывает то общество (на планете Гаяна), каким может стать и человечество на Земле».
    Само название замечательного романа, очевидно, навеяно автору популярным армянским именем Гаянэ(означающем по смыслу «Дом, семья»), которое в обращении у армян часто звучит как «Гаяна» (изредка даже встречается и непосредственно как имя). А можно предположить, что название Гаянау Аматуни образовано из двух имен:Гаянэ и Даяна (переводится с санскрита как «Полет»).
    Этот роман не нужно пересказывать, его нужно читать и перечитывать. Однако, мы не можем здесь не воспроизвести выдержку из романа, которая замечательным образом показывает, что как бы высоко и далеко не уносил писателя полет его фантазии (добавим и полет на авиалайнере), он все же прочно был связан живыми корнями с Арменией и армянским народом:
     «Иногда мы бродили с Хоутоном по нарядным улицам Тиунэлы. Это были поистине «армянские прогулки». Если вы впервые слышите такое выражение — я поясню.
    Помню в детстве комичные сценки, частенько повторявшиеся в нашей семье... Мама собирается на базар, а отец, заметив, что время еще есть, решает заполнить его чем-нибудь полезным. «Зайду к Араму, — говорит он, — что живет в конце нашего квартала: выходной день... нехорошо без гостя», — и отправляется в путь, как Тартарэн в Альпы. Не пройдя и трех шагов, он встречает Аршавира и стоит с ним малость. Через два дома отца останавливает манящая прохлада винного подвала, но сомнение колеблет его, пока из ароматного полумрака не доносится чей-то веселый голос: «Гай, спустись на минуту — столько новостей!..»
       ... Выбравшись на дневную поверхность, когда солнце уже высоко, отец ускоряет шаги, чтобы компенсировать непредвиденную задержку. Вот уже до жилища Арама совсем близко... Но тут перед отцом вырастает тощая высокая фигура — наша родственница, пятидесятилетняя тетя Астгик, которую все зовут «ориорт» (то есть барышня), ибо еще не родился на земном шаре мужчина, пожелавший завоевать ее неприступное сердце. Болтливостью нашей ориорт Астгик гордился весь Ереван: остановить ее неутомимый язык было труднее, чем лошадь на скаку, увильнуть от него — так же невозможно, как от падающей крыши, если вы находитесь под ней в запертом доме. Впрочем, отец — самый мужественный и выносливый ее слушатель. Когда беседе все же наступает конец, отец беспрепятственно стучит висячим железным молоточком о железный квадрат на воротах, пока вверху не появляется в окне лицо жены Арама, лениво объясняющей, что ее муж «утром вышел тебе навстречу...»
      После этого начинаются поиски приятеля, и в минуту, когда уставшее солнце скрывается за горы, отец вводит Арамав дом и невинно спрашивает у мамы, готов ли обед...
      Вот это и есть настоящая «армянская прогулка»...

   Первая часть трилогии – научно-фантастическая повесть «Тайна Пито-Као» опубликована в 1957 году. На остров Пито-Као прилетает звездолет с вымышленной планеты Гаяна, но пришельцы погибают. Герои находят в отсеке межзвездного корабля сейф с кинодневником жителей планеты Гаяна- краткой энциклопедией знаний гаянцев, предназначенных для соседей. За обладание научным наследием гаянцевна Земле разворачивается настоящая борьба.
     Во второй книге трилогии «Тиунэла» события происходят в основном в нашей стране. С Земли стартует звездолет «Юрий Гагарин», взявший курс на Гаяну. Автор становится членом экспедиции и пишет от первого лица.
    Заключительная книга трилогии – «Парадокс Глебова». Герои попадают на Гаяну. Жизнь на планете представляет идеальную модель устройства общества, где «долгожителем становится тот, кто умно и интересно живет», наука и техника достигли большого прогресса. Прожив довольно долго на Гаяне, экипаж не без трудностей и приключений возвращается на землю. В Перу через некоторое время находится «житель неба» Тот, гаянец, выживший после аварии звездолета, произошедшей 150 лет назад. Оказывается, что истории развития человечества и гаянцев связаны между собой. И вот наконец «гаянцы и земляне – дети одной матери, после тысячелетий встречаются вновь!».
  Создание замечательной трилогии совпало по времени с эпохой триумфального освоения советскими учеными космоса, первого космического полета человека и, может быть, являлось фантастической гипотезой развития исследований Вселенной, целью которых должно было стать установление мирных, дружественных отношений с возможными инопланетными соседями, и никаких «звездных войн»!
   В 1960-х годах Аматуни пишет свою самую известную повесть – «Чао– победитель волшебников». Главные герои повести – мальчик-школьник и сказочная Елочка, робот Чао, а также всем известные Баба-яга, Кощей Бессмертный, Соловей Разбойник, Змей Горыныч. В повести органично соседствуют сапоги-скороходы и реактивный двигатель, шапка-невидимка и вертолет, новейшие достижения науки и волшебные заговоры, отчего произведение приобретает еще и черты фантастичности. Главные герои повести, пройдя увлекательные приключения и не раз попадя в опасность, пытаются убедить юных читателей, что истинное знание, стремление к образованию, развитию побеждают самые злые силы. И хотя произведение адресовано прежде всего детям младшего возраста, остроумная повесть, написанная ярким живым языком, несомненно, будет интересна и взрослым.
    29 апреля 1982 года писатель умер. Умер неожиданно - от разрыва аорты. Он не жаловался близким на здоровье. «Я принадлежу к числу тех, о ком можно сказать, что им везет в жизни. И потому, что четверть века я был профессиональным летчиком, 10000 часов счастья испытал я в замечательном и бесконечно многообразном Небе Земли. И потому, что встречал – немало – людей прекрасных, чей личный пример украшал и украшает мою жизнь».
   Что бы ни писал П. Г.Аматуни— фантастический роман, рассказ или очерк, историческую миниатюру или сказку — в центре писательских раздумий его неизменно находятся современные проблемы мира и человеческой судьбы. Это сообщает произведениям П.Аматуни человечность и эмоциональность.
    Возвращаясь к вопросу о том, кем считать Аматуни– летчиком или писателем, - мы смело можем ответить что Петроний Гай в его зрелые годы и до конца его земногопутинесомненно проявил себя как профессионал высокого полета в небе и в мыслях.
   Мы и сегодня, и завтра, и в будущем должны благодарно вспоминать и почитать Петрония Гая Аматуни как выдающегося летчика – писателя – Человека!


ЗНАМЕНИТЫЙ НАШ ПИСАТЕЛЬ

  Сын донской казачки и армянина из древнего рода. Профессиональный летчик и - писатель-фантаст. Его книгами зачитывались дети и подростки Советского Союза. А необычное имя запоминалось на всю жизнь - Петроний Гай Аматуни.
  Когда мне было 12 лет родители подарили мне на Новый год книгу «Гаяна». Как же я была рада, увидев знакомое имя на обложке - Петроний Гай Аматуни! И еще больше обрадовалась, поняв, что это трилогия, одну часть которой - «Парадокс Глебова», я успела прочитать раньше. Повесть эта издавалась отдельной книгой, теперь же передо мной была вся история о контактах землян с таинственной цивилизацией планеты Гаяна...
  Это был лучший новогодний подарок для меня.
  Петроний Гай Аматуни писал легко и увлекательно. Сложно сказать, оценят ли его истории современные подростки, «инфицированные» западными жестокими фантастическими мирами. Мирами супергероев и насилия. Но было бы здорово, если бы книги Аматуни были в каждой семейной библиотеке. Ведь это добрый и честный писатель, а его герои - живые люди, со своими слабостями и достоинствами, преодолевающие трудности, решающие вечные вопросы.

Тезка римского патриция

  Петроний Аматуни родился 12 июля 1916 года в семье служащего в станице Великокняжеской области Войска Донского (ныне г. Пролетарск Ростовской области). Мать Петрония была донской казачкой, а отец - армянином по имени Гай. Аматуни (ударение в фамилии ставится на последний слог) — древний знатный армянский род, известный с IV века, на русский язык переводится как «Министр» либо «Придворный». В средневековье Аматуни были полководцами, советниками, духовными лицами, князьями и даже правителями. Отец назвал сына необычным именем - Петроний. Так звали древнеримского сатирика, патриция времен Нерона.
  О детстве Петрония известно очень мало. На страницах его фантастического романа «Тиунэла» (1962) можно прочитать:
  «Настало время представиться читателю, хотя мне и трудно рассказать о себе, потому что я увлекался решительно всем, но не достиг заметного совершенства ни в чем. Вот если бы я смог снова начать свою жизнь, сохранив при этом приобретенный опыт, то...
  Гм! Боюсь, что как некогда в Ереване, я снова стал бы вождем краснокожих, Черной пантерой, трижды бежал к берегам Амазонки и трижды был бы доставлен домой работниками милиции, затем стал бы «гипнотизером» и усыплял всех собак и кошек Векиловской улицы, писал бы фантастические поэмы, снимался в массовых сценах армянского фильма «Первые лучи», строил бы летающие модели самолетов.
  Потом я переехал бы из Еревана в Кисловодск и готовился стать жонглером. Несколько лет спустя умчался бы в Москву и стал инструктором в областной школе летчиков планеристов на станции Планерная. Научился бы летать на У-2 и буксироваться на планерах за самолетом. Не отказался бы и от поездки в Орджоникидзе, чтобы совершить полет на планере с вершины Столовой горы и выполнить первый в  Северной Осетии прыжок с парашютом.
  Обязательно сделался бы военным летчиком-истребителем... А потом бы пошел в Аэрофлот, чтобы стать командиром корабля и налетать миллион-другой километров»...
  Сказанное автором совпадает с имеющейся в энциклопедиях и справочниках информацией о том, что детство он провёл в Ереване, юность в Москве, затем долгое время, вплоть до самой смерти в 1982 году, жил в Ростове-на-Дону и работал лётчиком в «Аэрофлоте».
  Как огромное число советских мальчишек, Аматуни мечтал стать лётчиком с самого детства. В десять лет сам собрал свой первый планер. В те годы сделать это было намного сложнее: планеры не продавались в магазинах, нужно было сделать все расчёты, выпилить и собрать детали. В 14 лет Петроний впервые поднялся в небо, вначале на обычном планере, который мог взлететь на высоту не более чем на 2-3 метра.
  Шестнадцатилетним юношей стал инструктором по авиамоделизму, затем инструктором планерного спорта. В начале войны служил в кавалерии, был тяжело ранен под Ростовом. После госпиталя получил направление в авиационное училище. Окончил его в 1944 году и его оставили лётчиком-инструктором при училище. После демобилизации жил в Пятигорске, занимался журналистикой. Позже работал инструктором в ДОСААФ, летал в Польшу и Грецию, Англию, Францию и Италию, Турцию и Ливан, в Египет, Кению и Танзанию, побывал на островах Средиземного моря.
  С 1953 по 1968 год, окончив курсы вторых пилотов, работал в Ростове-на-Дону в отряде «Аэрофлота».
  Первый рассказ Аматуни «История одной победы» был опубликован в газете ВВС «Сталинский сокол» в мае 1944 года, а через несколько лет Ставропольское книжное издательство выпустило его первую сказочную повесть «Маленький лётчик Пиро» (1947). Действие её происходит в оккупированном фашистами Пятигорске. Герои повести — нарисованная мальчиком Ваней на оконном стекле девочка Ёлочка, оказавшаяся внучкой Деда Мороза, и мальчик Пиро, превратившийся в человечка из выпавшего из печки уголька. В конце повести, после всех сказочных приключений, Ёлочка и Пиро превращаются в обычных людей и уходят на фронт.
  Всего Аматуни написал более двух десятков книг, значительная часть которых адресована юным читателям.
  В 1957 году Ростовское книжное издательство выпустило его фантастическую повесть  «Тайна  Пито-Као».  История  об инопланетном космическом корабле, приземлившемся когда-то на загадочном острове, похожем на остров Пасхи, принесла известность начинающему автору.
  В 1958 году Аматуни стал членом Союза советских писателей. «Тайна Пито-Као» была переиздана «Молодой гвардией», затем другими издательствами. Затем последовало продолжение: «Тиунела» (1962), в котором повествование ведётся от лица члена команды звездолёта «Юрий Гагарин», летящего к Гаяне. Вместе с опубликованной в 1966 году повестью «Парадокс Глебова», рассказывающей об идеальном устройстве общества на этой далёкой планете, они составили трилогию «Гаяна».
  По мнению А.П. Казанцева, одного из корифеев отечественной научной фантастики, трилогия «звучит неумирающим словом, оставшимся с нами и после ухода писателя, точно и верно отражает и нашу современность, полную тревог за судьбу человечества, и в то же время оптимистически показывает то общество (на планете Гаяна), каким может стать и человечество на Земле».
  После «Тайны Пито-Као» Аматуни начал работать над своей самой известной книгой — сказочной повестью «Чао — победитель волшебников». В первых двух изданиях повесть называлась «Чао». Иллюстрации к первому изданию (1964) были выполнены близким знакомым Аматуни, художником К.К. Арцеуловым, внуком И.К. Айвазовского. Он был одним из пионеров советского планеризма, пилотом-авиатором, первым в мире разработавшим методику вывода самолёта из штопора и этим спасшим тысячи жизней. Второе издание (1967) было оформлено рисунками художника Н.А. Драгунова.
  Третье издание сказочной повести вышло в 1968 году в издательстве «Детская литература» под заглавием «Чао — победитель волшебников». Уже знакомая читателям девочка Ёлочка из «Маленького летчика Пиро», московский школьник Егор и маленький скромный робот Чао вступают в противоборство с невежественным волшебником Мур-Веем и персонажами русских народных сказок: Бабой-Ягой, Кощеем Бессмертным, Соловьем Разбойником и Змеем Горынычем. Героев повести ждёт множество опасных приключений, но колдовство оказывается бессильным перед современными знаниями и достижениями науки и техники.

«Штурман мечты»

  Повесть-сказка «Чао — победитель волшебников», написанная с юмором, живым, ярким языком, интересна не только младшим школьникам, но и ребятам постарше. При жизни автора она выдержала четыре издания, несколько раз выходила и в более поздние годы. На титульном листе каждого издания — две строчки: «Валентине Аматуни, без которой не было бы этой сказки». Писатель посвятил книгу своей второй жене, которую ласково звал Ёлочкой. Аматуни вообще любил давать прозвища близким и друзьям. Внучку называл Звёздочкой, а невестку за красоту — Нефертити.
  Много лет Аматуни работал над романом «Если б заговорил сфинкс...» (1970). Несколько раз посетил Египет, прочитал множество книг по истории страны, побывал в музеях Италии, Греции и Франции. Роман переносит читателей более чем на два с половиной тысячелетия назад, в эпоху четвертой династии фараонов.
  В 70-е годы Аматуни написал ещё несколько сказочных книг. Летом 1976 года журнал «Дон» напечатал его «самую сказочную повесть» «Требуется король» (другое название «Королевство Восемью Восемь»), действие которой происходит в шахматной стране. В 1979 году были опубликованы повести «Космическая «Горошина» и «Почти невероятные  приключения в Артеке».
  Несколько сборников очерков, во многом автобиографичных, Петроний Аматуни посвятил тому, что было ему ближе всего, лётчикам и авиации: «На крыльях» (1955), «Путешествие в Аэроград» (1973) и «Крепкий орешек» (1976) и др. О себе он писал так: «Я принадлежу к числу тех, о ком можно сказать, что им везет в жизни. И потому, что четверть века я был профессиональным летчиком, 10000 часов счастья испытал я в замечательном и бесконечно многообразном Небе Земли».
  «Небо людей» (1981) — документальная повесть, основанная на воспоминаниях писателя. В неё вошли очерки, посвященные истории гражданской авиации.
  Имя Петрония Аматуни стоит в одном ряду с именами лётчиков-профессионалов: писателей Антуана де Сент-Экзюпери, Ричарда Баха и Марка Галлая.
   «Штурманом мечты» назвал его А.П. Казанцев: «... летчик Петроний Гай Аматуни поднялся выше всех авиационных и космических рекордов, поднялся выше земной действительности, стал фантастом». Неудивительно, что Петрония Аматуни часто называют «донским Экзюпери», всё творчество которого пронизано любовью к небу.
  Много лет Аматуни прожил в Ростове-на-Дону, был секретарем правления областной писательской организации и уполномоченным Литфонда СССР по Ростовской области. Работал с начинающими писателями в клубе любителей фантастики при обществе книголюбов. В воспоминаниях друзей и знакомых он предстаёт человеком с замечательным чувством юмора, отзывчивым, хорошо ладящим с людьми.
  29 апреля 1982 года Петроний Гай Аматуни скоропостижно скончался.
  В 1988 году на доме, в котором он провёл последние годы жизни, была установлена мемориальная доска. К 95-летию со дня рождения Аматуни, в 2011 году, его имя было присвоено детской библиотеке г. Ростова-на-Дону. В 2009 году издательство «Терра» выпустило трёхтомник его избранных произведений.
  Петроний с женой Валентиной вырастили двоих детей — Гая и Светлану. Есть внучки — Татьяна и Гаяна, названная в честь далёкой планеты из трилогии, написанной её дедушкой.

Стаценко, Т. Знаменитый наш писатель / Т. Стаценко // Приазовье.- 2022.- № 28.- С. 10. – (13 июля)


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Волшебник из нашего города: о Петронии Гае Аматуни. – Режим доступа: http://www.rodb-v.ru/literary-ethnography/modern_writers/amatuni/

Аматуни Петроний Гай. – Режим доступа: https://fantlab.ru/autor3013