ТУРГЕНЕВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ

Даты жизни: 9 ноября 1818 – 3 сентября 1883
Место рождения: город Орёл
Русский писатель
Известные произведения: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Ася»

«Тургенев – один из писателей наших,
умевший спускаться в самые недра обыденности затем,
чтобы подымать её за собой».
В. Г. Короленко

    Иван Сергеевич Тургенев – великий русский писатель. Ему принадлежат шесть романов: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867), «Новь» (1877). Их называли летописью духовной жизни русской интеллигенции тех лет. Между ними написаны «Воспоминания о Белинском» (1860), повести «Степной король Лир» (1870), «Вешние воды» (1870), «Песнь торжествующей любви» (1881), «Стихотворения в прозе» (1882), «Клара Милич» (1883). Наряду с "охотничьими" рассказами Тургенев написал несколько пьес: "Нахлебник" (1848), "Холостяк" (1849), "Месяц в деревне" (1850), "Провинциалка" (1850). Во время ареста и ссылки создал повести "Муму" (1852) и "Постоялый двор" (1852) на "крестьянскую" тему. Однако его все больше занимала жизнь русской интеллигенции, которой посвящены повести "Дневник лишнего человека" (1850); "Яков Пасынков" (1855); "Переписка" (1856). И.С. Тургенев был хорошим переводчиком. Зная несколько европейских языков, он перевёл на французский и немецкий языки собственные произведения, а также сочинения своих соотечественников. Кроме того, множество произведений западных авторов были переведены Тургеневым для русского читателя. Среди них такие выдающиеся имена, как Гёте, Флобер, Вольтер, Байрон, Уитмен, Перро и др.

       Тургенев   Иван Сергеевич Тургенев  родился 9 ноября 1818 г. в Орле в дворянской семье. Мать его Варвара Петровна, получив  большое наследство, считалась самой богатой помещицей в губернии. Натура незаурядная и решительная, она отличалась крайней деспотичностью, что распространялось не только на крепостных, живших в постоянном страхе, но и на близких. Отец писателя Сергей Николаевич, гусарский офицер, судя по портрету – красавец, женился на Варваре Петровне по расчету и семейными делами почти не занимался, а с 1830-х годов, после разлада с женой, жил отдельно. 
      Детство Тургенева прошло в Спасском-Лутовинове, в наследственном имении в 10 км от Мценска Орловской губернии.  Рос он на попечении "гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев",  так как мать его презирала всё русское. Любовь к русской литературе тайком внушил Тургеневу один из крепостных камердинеров, изображенный им в лице Пунина в рассказе «Пунин и Бабурин».
     Иван Сергеевич Тургенев получил блестящее образование: среди его домашних учителей – известные московские педагоги, затем – частные пансионы, позже – Московский, Петербургский (словесность) и Берлинский (история, философия) университеты. В Германии он сблизился с литераторами Николаем Станкевичем и будущим идеологом анархизма Михаилом Бакуниным, который впоследствии стал прототипом Рудина.  Проведя за границей более двух учебных лет, И.С. Тургенев сочетал занятия с продолжительными путешествиями: объездил Германию, побывал в Голландии и Франции, несколько месяцев жил в Италии. Мать
       В мае 1837 г. Иван Сергеевич отправился в Германию совершенствоваться в философии. В «Автобиографии» он писал, что главным мотивом отъезда была ненависть к крепостному праву, омрачившему его детские годы: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что возненавидел. Мне необходимо было удалиться от моего врага затем, чтоб из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право». Еще будучи шестнадцатилетним юношей, Тургенев однажды вступился за крепостную девушку, которую хотели продать, встретил исправника и понятых с ружьем в руках, не в шутку пригрозив: «Стрелять буду!» Те вынуждены были отступить. После этого на Тургенева было заведено дело «об убийстве», а будущий писатель, часто уезжавший за границу, долгое время значился «в розыске», пока не был принят манифест 1861 г. об освобождении крестьян. Упоминается и другой случай, когда Тургенев тайно от матери выкупил и отправил за границу одного крепостного.

     отецВернувшись в 1841 году в Россию, Тургенев поселяется в Москве, ведет светскую жизнь, посещает известный салон А.П. Елагиной, где знакомится с писателями-славянофилами С.Т. Аксаковым, А.С. Хомяковым. Там же он встречал Н.В. Гоголя.
     Написав в отрочестве несколько стихотворений и драматическую поэму, И. Тургенев, тем не менее, не помышлял стать писателем. Он мечтал сделаться ученым или профессором университета, однако, войдя в светский круг с литературными интересами, и сам сочинил поэму «Параша» (1843), одобренную «самим» В. Белинским, который оказал решающее влияние на общественные и литературные взгляды будущего писателя.
   Тургенев начинал как поэт. До сих пор популярен романс на его слова «Утро туманное, утро седое...». Первое прозаическое произведение «Андрей Колосов» было опубликовано в журнале «Отечественные записки» (1844). С 1846 по 1850 год Тургенев отдал дань и драматургическим опытам: «Безденежье», «Завтрак у предводителя», «Холостяк», «Месяц в деревне», «Нахлебник». Некоторые из этих пьес до сих пор идут на сценах российских театров.

        В 1842 г. Тургенев, по желанию матери, поступил в канцелярию министерства внутренних дел. Чиновник он был весьма плохой, а начальник канцелярии В. Даль, хотя тоже был литератор, к службе относился весьма педантично. Поэтому прослужив года полтора, Тургенев, к немалому огорчению и неудовольствию матери, вышел в отставку.

    В ноябре 1843 г. произошло знакомство Тургенева с французской певицей Полиной Виардо. В Петербург приехала итальянская опера, давали «Севильского цирюльника». Иван Сергеевич увидел Виардо в роли Розины – и пропал навсегда. Об этой встрече (ей было 22 года, а ему 25) Тургенев писал восторженно: «С той самой минуты, как я увидел ее в первый раз – с той роковой минуты я принадлежал ей весь, вот как собака принадлежит своему хозяину. Я уже не мог жить нигде, где она не жила; я оторвался разом от всего мне дорогого, от самой родины, пустился вслед за этой женщиной. Я не мог отвести взора от черт ее лица, не мог наслушаться ее речей, налюбоваться каждым ее движением; я, право, и дышал-то вслед за нею».Виардо
      Последующие сорок лет, до самой смерти, Тургенев был связан с «проклятой цыганкой», как называла Виардо его мать. Он полюбил замужнюю и счастливую в браке иностранку, к тому же и не очень красивую.
     В 1847 году Тургенев надолго уехал за границу вместе с П. Виардо.  Он прожил в её доме, с небольшими перерывами, когда уезжал в Россию, до конца жизни. Их отношения на фоне ее замужнего состояния, многим казались, да и теперь кажутся, загадкой. Но семья Виардо стала единственной семьёй писателя, в её доме жила и воспитывалась и его внебрачная дочь Полина.

      Еще до отъезда за границу Тургенев отдал в «Современник» очерк «Хорь и Калиныч». Издатель Панаев напечатал его, сопроводив подзаголовком «Из записок охотника», чтобы расположить читателей к снисходительности. Очерк имел оглушительный успех, которого не предвидели ни автор, ни издатель. Следующие очерки из народной жизни публикуются в том же журнале на протяжении пяти лет. В 1852 г. они выходят отдельной книгой под названием «Записки охотника». Именно эти маленькие рассказы и очерки, на которые сам писатель не возлагал особых надежд, и принесли ему настоящую славу. В них впервые была поднята тема, ставшая важнейшей для русской литературы XIX века, –  тема   крестьянской жизни и трагической судьбы подневольного крепостного человека. Эту книгу Тургенев называл исполнением своей «аннибаловской клятвы» – бороться с крепостным правом. Решающее влияние на взгляды молодого Ивана Тургенева оказало знакомство с Виссарионом Белинским. После лета 1847 года, проведенного вместе за границей, где Белинский лечился, Тургенев занял непримиримую позицию по отношению к прежним друзьям-славянофилам, а его эмоциональный протест против жестоких сторон крепостничества оформился в убеждения.

       В 1850 году писатель возвратился в Россию, в качестве автора и критика сотрудничал в некрасовском «Современнике», ставшем своеобразным центром русской литературной жизни того времени. Здесь выходят статья «Гамлет и Дон-Кихот», рассказы и повести: «Муму», «Постоялый двор», «Дневник лишнего человека» (именно это произведение пополнило терминологию русской критики понятием «лишний человек»), «Гамлет Щигровского уезда», «Яков Пасынков». В это же время написаны повести «Фауст», «Ася».

    писатели  В 1852 году Тургенев был арестован – формально за статью на смерть Н.В. Гоголя, а в сущности за «Записки охотника», – посажен «на съезжую» в Петербурге, а затем сослан на полтора года в Спасское-Лутовиново. В этот период произошла первая встреча Тургенева с Львом Толстым, талант которого он горячо приветствовал еще с первой его публикации в «Современнике» («Детство», 1852), а Толстой, еще до их личного знакомства, посвятил Тургеневу «Рубку леса». Отношения Толстого с Тургеневым, как и со всем кругом «Современника», сразу же вылились в напряженный диалог.  В 1861 году между ними произошла ссора, едва не завершившаяся дуэлью, которая, к счастью для русской литературы, не состоялась. Повод был формальный: разные взгляды на воспитание. Причины взаимного раздражения были более глубокими, одна из вероятных – разные взгляды на роль писателя. Тургенев категорически не принимал склонности Толстого к морализированию, полагая, что это ослабляет его талант. Толстой же с самого начала претендовал на создание нравственной доктрины. Возможно, существовали и более глубинные, личные мотивы этой вспышки темпераментов, связанные с дружбой И. Тургенева с любимой сестрой Л. Толстого.  С Марией Николаевной связано одно из самых поэтических произведений Тургенева – повесть «Фауст» (1856). В ее героине Вере Ельцовой современники без труда угадывали черты графини Толстой.

        В 1860 году в «Современник» пришли новые, более молодые сотрудники – Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, насаждавшие свои революционно-демократические взгляды, и в редакции журнала произошел раскол. Н. А. Некрасов принял сторону новых идеологов «Современника». И. Тургенев,  противник радикальных общественных перемен, покинул журнал, навсегда разорвав отношения с Некрасовым.

          С 1863 года писатель поселился вместе с семьей Виардо в Баден-Бадене. В доме певицы Тургенев познакомился со многими знаменитостями: Сен-Сансом, Сарасате, Гуно, Флобером, там же принимал и своих соотечественников. Тогда же он стал сотрудничать с либерально-буржуазным "Вестником Европы", в котором были опубликованы все его последующие крупные произведения, в том числе и последний роман "Новь" (1876). Следуя за семьей Виардо, Тургенев переехал в Париж. В дни Парижской коммуны жил в Лондоне, после ее разгрома вернулся во Францию, где оставался до конца своей жизни, проводя зимы в Париже, а летние месяцы за городом, в Буживале, и совершая каждую весну непродолжительные поездки в Россию.

        В поздние годы Тургенев получил европейское признание. Его литературные интересы во многом теперь были связаны с Европой. Он тесно общается с ведущими французскими писателями:  Г. Флобером, Ж. Санд, Э. Золя и другими. В 1878 г. вместе с В. Гюго он председательствовал на международном литературном конгрессе в Париже, получил титул почетного профессора Оксфордского университета. «Острый и тонкий наблюдатель», – отзыв французского классика Проспера Мериме. «Гениальный романист, изъездивший весь свет», – это уже Мопассан. «Давно уже вы являетесь для меня мэтром, меня изумляет ваш талант», – письмо автора «Мадам Бовари» Флобера. «Если английский роман обладает какими-то манерами и изяществом, то этим он обязан Тургеневу», – Джон Голсуорси.
       Но до конца дней он оставался русским писателем. В конце жизни Тургенев дважды побывал на Родине – в 1879 и 1880 годах. И оба раза Россия встречала его овациями. В дни торжеств по случаю открытия памятника Пушкину в Москве речь Тургенева (наряду со знаменитой «Пушкинской речью» Достоевского) стала одним из самых ярких событий.

     отпевание   Тургенев даже склонен был прекратить добровольное изгнание, однако это намерение не было осуществлено. Весной 1882 года обнаружились первые признаки тяжелой болезни, лишившей писателя возможности передвижения (рак позвоночника). Незадолго до смерти Тургенев посылает прощальное письмо Льву Толстому, в котором называет его «великим писателем Русской земли» и призывает вернуться к творчеству (в это время Толстой переживал духовный кризис, известный как «опрощение Толстого», когда он отрекался от писательской деятельности). Иван Сергеевич умирал мучительно. Страшные боли снимал только морфий, у него появились кошмары: ему казалось, что его отравили, а в ухаживающей за ним Полине Виардо мерещилась леди Макбет.
        В последние часы своей жизни он уже никого не узнавал.  И.С. Тургенев умер в Буживале, близ Парижа, 3 сентября (22 августа по ст. ст.)  1883 года. Те, кто видел его во время прощания, свидетельствуют, что лицо его было упокоенным и прекрасным как никогда. Смерть его произвела огромное впечатление, выражением которого были его грандиозные похороны. Отпевание происходило в русской церкви св. Александра Невского на улице Дарю в Париже. Гроб с телом великого писателя по железной дороге доставили в Петербург. От самой границы на всех остановках служили панихиды. Множество людей заранее собирались у станций и полустанков по пути движения скорбного груза.  Торжественная встреча в столице произошла 27 сентября (9 октября) 1883 года на перроне Варшавского вокзала. траурное шествие
     По свидетельству А.Ф. Кони "следование гроба на Волково кладбище представляло необычное зрелище по своей красоте, величавому характеру и полнейшему и единодушному соблюдению порядка. Непрерывная цепь 176-ти депутаций от литературы, от газет и журналов, ученых, просветительных и учебных заведений, от земств, сибиряков, поляков и болгар заняла пространство в несколько верст, привлекая сочувственное и нередко растроганное внимание громадной публики, запрудившей тротуары, – несомыми депутациями изящными, великолепными венками и хоругвями с многозначительными надписями.
    Тело великого писателя было, согласно его завещанию, было привезено в Петербург и похоронено на Волковом кладбище рядом с В. Белинским при таком стечении народа, которого никогда ни до того, ни после того не было на похоронах частного лица. По словам П. В. Анненкова, «на могиле его сошлось целое поколение со словами умиления и благодарности как к писателю и человеку».

 

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ

    Тургенев 1    О произведениях Тургенева писатель М.Е. Салтыков-Щедрин говорил, что «после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется». Действительно, именно такое впечатление оставляют в душе описанные им картины русской природы, детские и женские образы (в сборнике рассказов «Записки охотника», повести «Ася»), утонченный, красивый язык его прозы.

      Свой литературный путь Тургенев начинал как поэт. Его стихотворения о природе и любви очаровывают немного печальным настроением, чудесными описаниями русских просторов. Позже он переходит к прозе и пишет рассказы о жизни русской деревни, которые вошли в сборник «Записки охотника». Герои этих произведений - крепостные крестьяне и помещики. Нетрудно заметить, что почти все крестьяне глубоко симпатичны автору, каждый персонаж своеобразен. Одних отличает большой ум, деловая хватка, воля (Хорь, Бирюк), других — поэтическая мечтательность (Калиныч, крестьянские дети) и почти всех - сила духа и достоинство. Жизнь их проходит в труде, часто бывает тяжела, но это не ожесточает их, не делает равнодушными. Никто до Тургенева не изображал русских крестьян такими — внушающими не только сострадание, но и уважение, а их суровую жизнь - проникнутой поэзией труда и природы. Тургеневские пейзажи были также новы в русской литературе, как и его изображение крестьян. Природа как будто живет одной жизнью с людьми, передает их настроения, бывает то зловещей, грозовой, то тихой, поэтически таинственной.

        В год выхода «Записок охотника» Тургенев пишет повесть «Муму». Ее события основаны на воспоминаниях писателя о матери, Варваре Петровне Тургеневой, женщине властной, вспыльчивой, жестокой. Как и помещица из рассказа, она приказала своему дворнику утопить любимую собаку. Но главный герой «Муму» Герасим сложнее своего прообраза. Он дважды стерпел «зловещую игру со своей душой» - когда его разлучили с возлюбленной Татьяной и когда повелели убить Муму. Страшное решение утопить собачку он принял сам, желая избавить Муму от издевательств и верной смерти от рук других слуг.

        Тургенев подолгу жил за границей и сделал очень много для сближения русской и западноевропейской культуры. Со многими известнейшими ее представителями Тургенева связывала тесная дружба, особенно с французскими писателями Г. Флобером, Э. Золя, Ж. Санд, В. Гюго и другими. В середине XIX в. ни одного из русских писателей не читали в Европе так много, как Тургенева.

        В его больших прозаических произведениях — романах «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», повести «Ася», «Первая любовь» и других ярче выразились талант писателя раскрывать затаенные чувства героев и мастерство создания пейзажа.

Рисунок выполнен по портрету И. С. Тургенева работы И. Е. Репина 1874 г.

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ

   О произведениях Тургенева писатель М.Е. Салтыков-Щедрин говорил, что «после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется». Действительно, именно такое впечатление оставляют в душе описанные им картины русской природы, детские и женские образы (в сборнике рассказов «Записки охотника», повести «Ася»), утонченный, красивый язык его прозы.
   Свой литературный путь Тургенев начинал как поэт. Его стихотворения о природе и любви очаровывают немного печальным настроением, чудесными описаниями русских просторов. Позже он переходит к прозе и пишет рассказы о жизни русской деревни, которые вошли в сборник «Записки охотника». Герои этих произведений - крепостные крестьяне и помещики. Нетрудно заметить, что почти все крестьяне глубоко симпатичны автору, каждый персонаж своеобразен. Одних отличает большой ум, деловая хватка, воля (Хорь, Бирюк), других — поэтическая мечтательность (Калиныч, крестьянские дети) и почти всех - сила духа и достоинство. Жизнь их проходит в труде, часто бывает тяжела, но это не ожесточает их, не делает равнодушными. Никто до Тургенева не изображал русских крестьян такими — внушающими не только сострадание, но и уважение, а их суровую жизнь - проникнутой поэзией труда и природы. Тургеневские пейзажи были также новы в русской литературе, как и его изображение крестьян. Природа как будто живет одной жизнью с людьми, передает их настроения, бывает то зловещей, грозовой, то тихой, поэтически таинственной.
     В год выхода «Записок охотника» Тургенев пишет повесть «Муму». Ее события основаны на воспоминаниях писателя о матери, Варваре Петровне Тургеневой, женщине властной, вспыльчивой, жестокой. Как и помещица из рассказа, она приказала своему дворнику утопить любимую собаку. Но главный герой «Муму» Герасим сложнее своего прообраза. Он дважды стерпел «зловещую игру со своей душой» - когда его разлучили с возлюбленной Татьяной и когда повелели убить Муму. Страшное решение утопить собачку он принял сам, желая избавить Муму от издевательств и верной смерти от рук других слуг.
    Тургенев подолгу жил за границей и сделал очень много для сближения русской и западноевропейской культуры. Со многими известнейшими ее представителями Тургенева связывала тесная дружба, особенно с французскими писателями Г. Флобером, Э. Золя, Ж. Санд, В. Гюго и другими. В середине XIX в. ни одного из русских писателей не читали в Европе так много, как Тургенева.
    В его больших прозаических произведениях — романах «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», повести «Ася», «Первая любовь» и других ярче выразились талант писателя раскрывать затаенные чувства героев и мастерство создания пейзажа.