1ДонскиеСказкиЗаголовок1

  Что такое краеведение? Краеведение – это любовь к своей земле, к людям, живущим на этой земле, гордость за свой край. Это историческая память. Память ныне живущих о тех, кто оставил след в истории своей малой Родины. Пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений.
     Родной край, широки твои степи, мелодичны напевы… Край Донской – это край поэтических преданий, край песенный и сказочный.
    Об обычаях, жизненном укладе донских казаков мы узнаем из сказок. Сочиняли их жители донской земли и передавали из поколения в поколение. Главный герой донских сказок – казак. Смел, находчив, хитер он. Слабого надо защитить, достойного наградить, злодея наказать. Всё по казачьим законам. С достоинством держит себя сказочный герой и с любым встречным – поперечным, и с царем, и с царскими вельможами. Никогда не дает он в обиду ни себя, ни тех, кто надеется на его помощь, готов защищать правду до конца. Он не идет ни на какие уступки и сделки, отказывается от выгод и заманчивых царских предложений. И помогает ему не волшебная сила, а собственная смекалка, ловкость и смелость, готовность помочь слабому и беззащитному, будто человек, будто зверь или птица. Он помогает без всякого расчета на награду, а уж потом за доброе дело ему и удача посылается.
 Прочитать донские сказки вы сможете в книгах, а поможет вам в выборе книг Рекомендательный список литературы "Казачьи сказки".


Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Сколько сказов и присказок,
Вам любой казак расскажет.
Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И недаром на Руси
Всем знакомы казаки.
                        Н.  Дик

   Ребята, мы с вами живем на Дону, а народ, населяющий наш край, называет себя «казаками». Богат донской край колоритом казачьего фольклора, сказками, легендами и байками о прославленных защитниках Отечества, удивительных уголках природы, старинных обычаях и обрядах.
    В казачьем фольклоре особое место занимает сказка. В казачьих сказках герои  учат различать добро и  зло, отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости. Казак в сказке всегда выходит победителем благодаря своей ловкости, смекалке и смелости. А неповторимый казачий говор и своеобразный юмор придают сказкам особый колорит.     
     Прочитать донские сказки вы сможете в книгах, представленных в этом списке.
    Приятного вам чтения!


 АЛМАЗОВ, Б. ХРИСТОВО ВОИНСТВО: казачьи сказки /Б. Алмазов. – Ростов н/Д.: «Ростовкнига», 2013. – 184 с.
      В сборнике известного историка и писателя Бориса Алмазова собраны сказки и истории им записанные на территории двадцати казачьих войск, полков и сотен разных времён и народов нашей необъятной страны (Донские, Кубанские, Терские, Астраханские, Оренбургские, Калмыцкие, Якутские и др).
     Главными героями являются простые казаки, охраняющие с риском для жизни южные рубежи России, исторические личности (Платов, Бакланов и др.) и животные.
       Книжка эта для всей семьи, потому что есть в ней сказки и для детей и для взрослых…


ДИВНЫЙ КЛАД: сборник сказок донских авторов. – Ростов н/Д.: «Ростовкнига», 2013. – 140 с.
    В этом сборнике собраны народные сказки и сказы, записанные на Дону разными писателями в разное время: П.В. Лебеденко, Ф.В. Тумилевич, Т.И. Тумилевич, В.С  Моложавенко, Б.С. Лащилин и др.
      Любить правду и ненавидеть ложь, быть смелым и честным, - вот  закон жизни казачества, и ему научат сказки.


1ДонскиеСказкиДик1

ДИК, Н.Ф. ДОНСКИЕ СКАЗКИ И БАЙКИ / Н.Ф. Дик.- Ростов н/Д.: Феникс, 2012.- 140 с.: ил.
     Занимательные и поучительные малоизвестные казачьи сказки, пересказанные автором книги, познакомят с яркими страницами истории донского казачества, его обычаями и традициями, своеобразием донского говора. 
Читать: http://kids.azovlib.ru/index.php/2-uncategorised/9-dik-nikolaj


1ДонскиеСказки1

ДОНСКИЕ КАЗАЧЬИ СКАЗКИ. – Ростов н/Д.: ООО «КСС», 2011. – 160 с.
     В этом сборнике собраны народные сказы и сказки, записанные на Дону разными писателями в разное время (Листопадов, Тумилевич, Лащилин и др.). В них встретятся герои храбрые и смелы, благородные и добрые, готовые защитить слабого, наказать обидчика. Любить правду и ненавидеть ложь, быть смелым и честным, - вот закон жизни казачества, и ему учат нас сказки.    


 1ДонскиеСказкиХрестоматия1

КРАЙ РОДНОЙ: Хрестоматия для чтения младших школьников.- Ростов н/Д.: БАРО-ПРЕСС, 2003.- 271 с.
     В хрестоматию вошли казачьи сказки, созданные коренными жителями Дона.

  • Лиса и рак // Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников.- Ростов н/Д.: БАРО-ПРЕСС, 2003.- С. 35.
  • Две козы // Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников.- Ростов н/Д.: БАРО-ПРЕСС, 2003.- С. 35-36.
  • Про царицу Лютру // Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников.- Ростов н/Д.: БАРО-ПРЕСС, 2003.- С. 36-38.
  • Свадебный каравай // Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников.- Ростов н/Д.: БАРО-ПРЕСС, 2003.- С. 38-41.

 Свадебный каравай

  Жи­ли-бы­ли царь и царица. Был у них сын, Иван царевич. Уезжает царь из дому, сыну говорит: – Не заходи в ту боковую комнату. Интересно стало Ивану-царевичу, почему не велено туда заходить. Открыл комнату, видит: стоит на столе котел со смолой, и в нем Кащей кипит. Увидал Ивана-царевича, просит:
  – Влей хоть корчик холодной водички. Иван-царевич влил. Кащей просит:
  – Влей еще корчик. Иван-царевич влил. Кащей просит: - Еще.
  Иван-царевич влил и в третий раз. Кащей – пых! – и улетел.
  Приезжает отец и говорит:
  – Кто открыл комнату? Кащей улетел – полбеды. Беда – царицу унес.
  Заплакал Иван-царевич, да поздно. Прошло сколько-то времени. Ивана-царевича женили. Раз он и гутарит своей жене:
  – Нет мне покоя. Пока не найду мать – домой не жди.
  Пошел он, куда глаза глядят. По дороге бежит ему навстречу волк. Хотел царевич его убить, а он и говорит человеческим голосом:
  – Не бей меня, я тебе на время пригожусь.
  Идет царевич дальше. Летит орел. Хотел царевич выстрелить, а орел говорит человеческим голосом:
  – Не убивай меня, я тебе на время пригожусь. Подходит царевич к морю – ползет рак. Хотел царевич его схватить, а рак говорит человеческим голосом:
  – Не лишай меня жизни. Я тебе на время пригожусь. Связал царевич два бревна, переплыл через море – перед ним густой лес. Шел, шел, увидел избушку, а в ней свою мать. Говорит она царевичу:
  – Сыночек, зачем же ты сюда пришел? Убьет тебя Кащей.
  Спрятала мать сына. Прилетает Кащей, говорит:
  – Что-то у нас русским духом пахнет. Мать ему:
  – Э, да то ты там по Руси летал и русского духа набрался. Легли спать. Мать говорит Кащею:
  – Сколько живем, а ты мне не доверишься, не скажешь, где смерть твоя?
  Кащей думает: «Не скажу, погожу еще немного». Прилетает он на второй день. Мать опять спрашивает:
  – Скажи, где твоя смерть?
  Кащей молчит. На третий день раскрыл тайну:
  – Ладно, слушай, все равно тебе не найти моей смерти. За морем стоит дуб, под дубом сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце – моя смерть.
  На утро Кащей улетел. Мать положила сыну харчей в дорогу, и отправился Иван-царевич искать смерть Кащея.
  Переправился царевич через море, нашел высокий дуб, откопал сундук, открыл его – выскочил заяц и побежал.
  Откуда ни возьмись – волк. Догнал, разорвал зайца – вылетела из зайца утка.
  Откуда ни возьмись – орел. Разорвал утку – выпало из утки яйцо прямо в море.
  Пригорюнился царевич: упустил Кащееву смерть. Глядь, а рак ему яйцо тащит.
  Положил Иван-царевич яйцо в карман – и к Кашею. Приходит. Увидал царевича Кащей, говорит:
  – Что пришел, Иван-царевич, биться или мириться?
  – Пришел с тобою биться.
  – Ну что ж, – усмехнулся Кащей, – пойдем на ток, я посмеюсь над твоей храбростью.
  Иван-царевич вынул из кармана яйцо, ударил по Кащеевой голове, и того враз не стало.
  Пошел Иван-царевич с матерью домой. По дороге встретили старичка. Узнал он про смерть Кащееву, говорит Ивану:
  – Хорошее ты дело сделал. Вот тебе сундучок, откроешь, когда домой придешь.
  Не утерпел царевич. Дай, думает, погляжу, что в сундучке? Открыл, а из сундучка вылетел город и стал на пути. Пригорюнился Иван. Откуда ни возьмись – старичок:
  – Что пригорюнился, добрый молодец? Тот ему пожалился. Старик говорит:
  – Помочь тебе можно. Только за помощь отдашь мне то, чего ты дома не знаешь.
  Подумал Иван-царевич и согласился. Не знал он, что дома у него родилась дочь.
  Старичок махнул волшебной палочкой, и город пропал.
  Дома доложили Ивану-царевичу, что у него родилась дочь. Запечалился царевич, догадался, что надо колдуну.
  Прошло восемнадцать лет, стали выдавать дочь замуж. Сидят молодые, за столом, на столе – свадебный каравай. Явился колдун, подходит к столу и говорит жениху:
  – Уходи с этого места, я там сяду, невеста моя. Опустил голову отец невесты, говорит:
  – Правда твоя, от слова не отступлюсь.
  Стал садиться старик на женихово место, а каравай не пускает:
  – Кто ты такой? – говорит старик.
  – Я каравай, защитник молодых!
  – А я колдун.
  – Хоть ты и колдун, а со мной сравниться не можешь. Меня зерном в землю сеяли, когда я вырос – цепами молотили, на мельнице мололи в пылинку. Тесто кулачищами мешано, в огне печено. И ни одна свадьба не празднуется без меня.
  Колдун согласился:
  – Ты сильнее меня. Я таких мук не смогу вынести. Отступился старик от невесты.
  Справили свадьбу. Разрезали каравай, угостили всех, и мне достался кусочек со словами: «Сыр-каравай принимай, золотую гривну подавай, молодых добрым словом величай».


  • Кот и Лиса // Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников.- Ростов н/Д.: БАРО-ПРЕСС, 2003.- С. 41-42.
  • Жбан // Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников.- Ростов н/Д.: БАРО-ПРЕСС, 2003.- С. 42-45.
  • Одноногий журавль // Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников.- Ростов н/Д.: БАРО-ПРЕСС, 2003.- С. 45-46.
  • Глупец и жеребец // Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников.- Ростов н/Д.: БАРО-ПРЕСС, 2003.- С. 46-47.
  • Казак и лиса // Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников.- Ростов н/Д.: БАРО-ПРЕСС, 2003.- С. 47-48.

Казак и лиса

  Бежит по дороге лиса. От кургана к кургану, из куста в кусточек. Хвост к земле, нюхает поживу. Побежит, побежит - сядет, оглянется по сторонам - и снова вперед.
  Добежала до станицы. Видит: возле куреня казак сидит, сапоги тачает. Увидала его лиса - шасть под кочку. Притаилась, а глаза во дворе. За плетнем куры в золе гнездятся, утки в ушате плещутся, индейки у колодца кулдыкают.
  Облизнулась лиса, язык за щеку - и захромала. Подлезла к казаку и жалобно запричитала:
  - Бог помощь, добрый человек.
  - Куда путь держишь? - спрашивает казак,
  - Иду издалека. Да со шляха, вишь, сбилась. Обходить силы нет, отвори воротца, пройду напрямик к околице.
  Поверил казак лисе, отложил ворота:
  - Проходи, да поаккуратнее, птицу не всполоши.
  - До птицы ли мне? Еле ноги волоку. - сказала лиса и поплелась, вот-вот упадет.
  А казак опять за свое дело - что время терять? Кольнул шилом раз, другой - слышит, переполох птичий. «Что такое? - думает. - Кто потревожил птицу?»
  Подскочил к воротам, видит: через гумно наметом лиса бежит с петухом в зубах.
  - Ах ты, каналья, обманщица окаянная! А лиса казаку:
  - Моя хитрость меня кормит, поит, к доверчивым людям водит. Спасибо тебе, казачок, за петушка. Забегу еще - готовь курочку:
  Расхвасталась лиса, обо всем забыла.
  - Я те вязы скручу! - крикнул казак. И собаку на нее. - От моей собаки ни один зверь не уходил, а ты и подавно.
  Заметила лиса собаку, метнулась в сторону, да поздно. Круть-верть - не уйти, цепко держит за кабаржину собака. Тут и хитростям лисы конец, а мне - бражки корец. 


 1Донские сказкиЛебеденко

ЛЕБЕДЕНКО, П.В. СКАЗКИ ТИХОГО ДОНА /П.В. Лебеденко. – Ростов н/д.: «Ростовкнига», 2012. – 96 с.: ил.
   Сказки известного донского писателя созданы по мотивам старинных казачьих преданий и легенд. В них выражены свободолюбивый, героический дух народа, стремление к добру и справедливости.
     Адресованы сказки детям младшего возраста.

Доброе сердце дороже красоты

  Жил как-то на берегу Тихого Дона добрый казак, и была у него любимая дочка Груня. Некрасива лицом была девушка да и горбата. Еще маленькой упала она с крыльца, ударилась спиной о ступеньку, с тех пор и рос у нее горб на спине.
  Зато сердце у Груни было — сто лет ищи по всему Дону, не сыщешь такого! Увидит, как старушка воду с трудом несет, подбежит, подхватит ведра, поможет. Несет старичок вязку дров — шагу лишнего не даст ему ступить Груня: возьмет дрова и сама донесет куда надо. Каждого путника накормит, напоит, спать уложит да еще в дорожную сумку сала, лепешек положит: пригодится, мол, в дороге. За всю свою жизнь никого не обидела Груня.
  Любили люди девушку за ее сердце доброе. Мать Груни давно померла, и решил отец новую жену в дом взять.
  А уж что казак решит, то сделает.
  Привел он в дом жену новую, а у нее тоже дочка была, одних лет с Груней. Улитой ее звали.
  Уж до чего красива была Улита! Длинные косы, как вороново крыло, брови, словно стрелы, лицо белое, румяное, сама стройная, как березка. Ищи такую красоту по всему свету — не найдешь.
  Да было одно лихо у девушки: сердце у нее злое было, лютое. Увидит, бывало, что старушка седая идет, на палку опирается, еле ноги передвигает, подойдет к ней Улита и ну смеяться, насмехаться:
  — И чего ты, бабушка, живешь до сих пор, — спрашивает злая девушка. — Чего ты до сих пор свет коптишь? Кому ты нужна, старая?
  Посмотрит на нее старушка, остановится, слезу от обиды ладонью смахнет, покачает головой и пойдет дальше.
  А Улита уже к древнему старичку бежит, толкнет его, будто невзначай, посмеется над ним.
  А то пойдет на реку, поймает маленькую рыбку, бросит ее на горячий песок и смотрит, как бьется рыбка, задыхается, от боли корчится.
  Сразу же невзлюбила Груню злая Улита. Уж как только она не издевалась над бедной Груней! То за косу ее дернет, то ущипнет больно, то привяжет полотенцем к своей спине подушку и начнет показывать, как горбатые ходят.
  Забьется в темный уголок Груня, плачет тихонько, никому не жалуется.
  А мачеха увидит Груню в слезах — и ну попрекать:
  — Ах ты, лентяйка такая-сякая, только и знаешь, что плакать да рыдать. И чего ты не помрешь, убогая?
  Еще сильнее плачет Груня, а все молчит.
  …В ту пору казаки войну с врагами вели, и случилось так, что ехал на войну казак молодой мимо дома их. Остановил он коня и крикнул:
  — Люди добрые, нельзя ли у вас коня напоить да самому с дороги отдохнуть?
  Проходила в это время по двору красавица Улита, взглянула на казака сапоги у него в пыли, лицо бородой обросло, красоты мало в нем, и сказала:
 — Негде у нас коней привязывать, проходи, служивый, дальше.
  А Груня выскочила из куреня, коня напоила, казаку помыться дала, чистое полотенце принесла, отвела казака в горницу, накормила, на чистую кровать спать уложила, а сама села в головах, сидит — мух отгоняет.
  Залюбовалась Груня красотой казака: чуб казачий на белый лоб падает, от длинных ресниц тень на белые щеки ложится, грудь богатырская, как волна, вздымается.
  Положила Груня тихонько руку свою на белый лоб молодца, а казак во сне взял Грунину руку и поцеловал крепко. Испугалась Груня, отдернула руку, а на том месте, где поцеловал казак, горит рука, как огнем обожженная.
  Поспал-поспал казак, встал поутру, попрощался с Груней, сел на своего быстроногого скакуна и умчался.
  Опять живет Груня в тоске да в обиде, живет — ни на кого не жалуется, вспоминает часто казака-молодца, вспоминает да горько вздыхает:
  — Где мне, уродине несчастной, о добром молодце думать? Собаки и те боятся смотреть на меня…
  Вот год проходит, два проходят, прогнали казаки-воины врагов с Тихого Дона, идет обратно войско казачье с песнями, с шутками-прибаутками, идет люди радуются, зазывают казаков доброй браги откушать, белого калача отведать.
  А к Груниному отцу заехал самый главный командир из войска их. Молод он был, красив и очень храбр — о геройстве его уже на Дону песни пели. Пошел он на войну простым казаком, а стал командиром главным.
 Мачеха Грунина свою дочку Улиту наряжает, косы ей заплетает, на руки билезики — красивые браслеты — надевает. Еще краше становится Улита. Взглянешь на нее — глаз не отведешь.
  А Груня полы моет, на стол кушанья подает, брагу ставит.
  Вот сели все за стол, взял командир казачий кубок, крепкой бражкой наполненный, поднял его и повел такую речь:
  — Шел я когда на войну с ворогами, притомился с дороги да и зашел в курень казацкий отдохнуть. Лег я спать, и приснился мне сон такой: пришла в горницу девица, села возле меня и сидит, смотрит на меня, сон мой сторожит.
  Добрая эта девица была, а какая она лицом — не ведаю. Крепко спал я тогда и запамятовал. Встал я поутру, оседлал коня и уехал. Еду и диву дивуюсь: «Никогда во мне силы молодецкой такой не было! Встретил бы горы тогда — горы свернул. Откуда, думаю, сила эта богатырская во мне?» Повстречалась мне тогда старушка древняя, остановила меня и молвила:
  «Едешь ты, казак, Тихий Дон от ворогов защищать, и быть тебе большим воином. Никто тебя не одолеет, никто не осилит. А сила в тебе — от сердца девицы перешла, от доброты ее. Запамятовал ты, добрый молодец, как поцеловал ты руку девицы той. А быть тебе добрым мужем девицы той. И найдешь ты ее так: на правой руке у нее будет отметинка, и не исчезнет она у нее до тех пор, пока ты не найдешь свою суженую. Лучшей невесты не ищи, ласковое сердце — дороже красоты».
  — Сказала так старушка, поклонилась и пошла. С тех пор и ищу я свою суженую, нет мне в сердце покоя. Найду ее — в ноги поклонюсь ей за то, что силу она мне такую дала, и будет она мне женою верною.
  Пока говорил так казак, встала Груня, вышла на крыльцо, села, сидит, думу думает. Узнала она того казака, который ей руку целовал, а признаться не может ему: куда ей такой добру молодцу сказываться!
  Сидит она пригорюнившись, сидит, вдруг слышит — Улита зовет ее. Подошла к ней Груня, а Улита спрашивает:
  — А чего это у тебя, сестрица, правая рука всегда перевязана?
  Смутилась Груня, покраснела и отвечает:
  — Рубила я дрова да топором и ударила. Никак вот не заживает рука…
  А Улита уже догадалась обо всем, злые глаза так и бегают, сердце щемит от зависти.
  — А чего ты встала из-за стола, сестрица? — спрашивает она Груню.
  — Пить мне захотелось, Улита.
  — А иди сюда, я тебе дам водицы, сестрица, — говорит Улита.
  Подошла Груня к ней, взяла чашку с водой, выпила и упала замертво: подсыпала ей Улита яду крепкого, смертного.
  Схватила ее Улита, оттащила в чулан, бросила, а сама сделала себе на правой руке такую же отметинку, какая у Груни была, обмотала тряпкой и пошла опять в горницу.
  Увидал ее обмотанную руку молодой казак, спрашивает:
  
— А что это у тебя, девица? Аль поранила где, аль ушиблась?
  Подошла Улита к нему и говорит:
  — Я та самая девица, которой ты руку поцеловал. Вот и отметинка на руке, не заживает с тех пор. Забыл ты, добрый молодец, как сидела я около тебя, сон твой сторожила…
  Обрадовался казак, велел все войско свое собрать, свадьбу готовить. Собрались на свадьбу воины, все люди служивые, пришли старики, старухи и дети малые. Начался тут пир горой.
  День гуляют казаки, два гуляют, а на третий день входит в горницу старушка древняя, волосы, как нитки серебряные — седая вся. Вошла, посохом о пол стукнула и так молвила:
  — Шла я, старая, через леса и горы, через луга и пашни и пришла вовремя: не кончилась еще свадьба, не свершилось еще дело злое.
  Взяла она командира казачьего за руку, привела в чулан, а там лежит Груня, лицо у нее посинело, страшное стало.
  Брызнула старушка на Груню живой водой, открыла глаза девушка, а в глазах столько доброты, будто от самого сердца идет.
  Узнал тут казак девушку, обнял ее и сказал:
  — Доброе сердце дороже красоты. Будешь ты женой моей верной, девица, буду я любить и жалеть тебя до самой смерти.
  Пришли они в горницу, поклонились старому казаку, отцу Груниному, сели за стол, крепкой бражки выпили.
  А старушка подошла к Улите и сказала:
  — Нельзя с таким сердцем с людьми жить, злая девица. Будешь ты отныне ползать по дну Тихого Дона, и не знать тебе ни добра, ни ласки человеческой. А за то, что смеялась ты над горем людским, — будешь ты всегда горб на себе носить.
  Сказала так старушка, ударила ее посохом своим — и превратилась злая Улита в маленькую улитку-горбатку.
  А потом обернулась старушка к Груне, дотронулась до нее своей рукой и сказала:
  — А ты, девица, доброе сердце, будь такой же красивой, как и доброй.
  И стала Груня такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обнялись они с молодым казаком, поклонились старушке, чарку бражки крепкой ей поднесли, спасибо сказали.
  И стали они с той поры жить-поживать, детей растить, да старых людей уважать.
  А улитка-горбатка так и ползает с тех пор по дну Тихого Дона да в озерах синих, в реках прозрачных.
  Ползает и не знает ни добра, ни ласки человеческой.


 1ДонскиеСказкиМартиросова1

Мартиросова, М.А. Казачьи легенды и сказки / М.А. Мартиросова.- М.: Белый город, 2010.- 48 с.: ил.- (История России)
     В этой книге немало замечательных сказок, которые рассказывали казаки своим детям и внукам.


1ДонскиеСказкиНебратенко1

НЕБРАТЕНКО, В.Б. КРАЙ РОДНОЙ: Хрестоматия для чтения учащихся 5-6 классов средней образовательной школы / В.Б. Небратенко, В.Д. Яцык.- Ростов н/Д.: БАРО-ПРЕСС, 2003.- 362 с.
      Донские сказки рассказываются по-иному. Если сравнить русские  казачьи народные сказки, легко убедиться, что героя, надеющегося на чудо, вытеснил герой, расчитывающий больше на смекалку, ловкость и удаль. В них почти нет волшебной фантастики

Танюша и мачеха
Донская казачья сказка

  Жил старик со старухой. Была у них дочка. Жили-поживали, старуха помирать собралась. Перед смертью позвала дочку и наказала ей:
  - Когда я умру, отец, может, на другой женится, а у ней будет своя дочь. Мачеха не захочет тебя держать, скажет отцу, чтобы он тебя в лес отвез. Ты, доченька, набери себе камушков и, как поедете с отцом в лес, кидай камушки на дорогу. По ним домой путь найдешь.
  Померла старуха, а старик женился. Взял в жены женщину-вдову, а у нее была дочь. Невзлюбила мачеха старикову дочку Танюшку. Дня не было, чтоб она ее не ругала. Возьмет три яичка, сварит, а четвертое не варит. Дочери даст яичко, а Танюшке и ее отцу по половинке. Сегодня так, завтра так, послезавтра так. Таня и говорит:
  - Что это ты, мама, сегодня три яичка варишь и на другой день три яичка?
  Мачеха разобиделась, легла в постель и лежит. Приходит с работы отец, она ему гутарит:
  - Твоя дочь меня в могилу сведет. Отведи ее в лес.
  Повез старик дочку в лес, а она камушков набрала и кидает на дорогу. Приехали в лес. Старик посадил Танюшку на дерево и сказал:
  - Сиди и не слезай с дерева, а я пойду дрова рубить, услышишь стук, то я.
  Отошел он, привязал к дубу большой корец. От ветру корец шатается, стучит об дуб и гудит. Корец об дуб стучит, а Танюшка думает: «Отец дрова рубит».
  Ночь пришла, а Танюшка сидит на дереве. Приходит бес, превратился в Танюшкиного отца и говорит:
  - Слазь, дочка, домой поедем.
  А корец знай себе стучит. Танюшка отвечает:
  - Нет, ты не мой батюшка. Мой дрова рубит. Слышишь, как он топором стучит?
  Побежал бес отца искать. Искал, искал — нигде не нашел. Приходит до стариковой дочки и говорит:
  - Девка, девка, пойдешь за меня замуж? Она отвечает:
  - Не пойду.
  А ночью мороз большой стал, вот бес и гутарит:
  - Девка, девка, мороз.
  - Бог его нанес, - отвечает Танюшка. Бес обратно к ней:
  - Девка, девка, пойдешь за меня замуж?
  - Пойду.
  - Слазь!
  - Не могу, я не убратая. Принеси мне рубаху узорчатую, балахон шелковый, завеску с махрами, кокошник с каменьями.
  Побежал бес и принес все. Спрашивает:
  - Девка, девка, пойдешь за меня?
  - Пойду.
  - Ну, слазь.
  - Да как же! Молодых везут в золотой повозке под венец, а мы что, пешие пойдем?
  Побежал бес, привез золотую повозку. Спрашивает:
  - Девка, девка, пойдешь за меня замуж?
  - Пойду.
  - Тогда слезай.
  - Да я же убираюсь. Косу надо расчесать, а гребешка нет.
  Принес бес гребень, а сам торопит:
  - Ну, слезай, девка, я все принес.
  Она ему говорит:
  - Все-то все, да где же махор? Монисты?
  Бес и это принес. Ему не терпится: ночь-то уходит, а девка разное придумывает. Он говорит:
  - Слазь, пойдем венчаться.
  А в это время рассветать стало, кочеты закукарекали - бес и пропал. Слезла с дерева Танюшка, положила в золотую повозку добро, села и поехала. Едет по дороге, а сама смотрит на камушки. Стала к дому приближаться, а собачка выбежала и залаяла:
  - Тинь-тинь, гав-гав!
  Старикова дочка едет,
  Едет, как панка,
  А старухина дочь - цыганка.
  Мачеха выскочила во двор и ну ругать собаку:
  - Ах ты, такая-сякая! Старикову дочку бесы взяли!
  А собака знай кричит:
  - Тинь-тинь, гав-гав!
  Старикова дочка едет,
  Золото везет,
  Богатая, как панка,
  А старухина дочь - цыганка.
  Мачеха взяла палку - да за собакой. Собака бежит и кричит:
  - Тинь-тинь, гав-гав!
  Старикова дочка едет,
  Золото везет,
  Богатая, как панка,
  А старухина дочь — цыганка.
  Подъехала Танюшка к воротам и говорит:
  - Батюшка родимый, отворяй широкие ворота, расстилай зеленые ковры.
  Отворил старик ворота. Танюшка вылезла из повозки, отец стал добро в хату носить. Увидала это богатство мачеха и не знает, как Танюшке угодить. На другой день она приказ старику дает:
  - Вези в лес мою дочь, пускай и она богатство привезет. Отвез старик падчерицу в лес, посадил на дерево, а сам уехал.
  Время идет, а никого нет. К утру пришел бес и говорит:
  - Девка, девка, пойдешь за меня замуж? Она отвечает:
  - Пойду.
  Он обратно гутарит:
  - Девка, девка, мороз.
  - Бес его нанес.
  - Девка, девка, пойдешь за меня замуж?
  Она отвечает:
  - Пойду.
  Бес гутарит:
  - Слезай с дерева, пойдем венчаться.
  Мачехина дочь слезла. В это время кочеты закукарекали, бес пропал. Стоит она и не знает, куда ей идти. Шла, шла по дороге, а навстречу ей волки. Загрызли они ее. А мачеха и теперь еще ждет свою дочь.

Волшебная лампочка
Донская казачья сказка

  Жил-был один старичок, жил он много годов; где он только ни работал, везде его прогоняли. Говорят — старый стал. Вот он раз пошел в степь. Шел, шел по дороге да и дошел до одного камушка. Проходит он мимо, а ему и гутарит из-под камня голос:
  — Выпусти меня.
  Смотрит он по сторонам, а никого не видать. Подошел он до камня. Отвалил его. А на свет вышла девочка да и гутарит ему:
  — Ты меня, дедушка, на свет пустил — проси что хочешь.
  А он ей отвечает:
  — Да что ж, чадушко, просить-то? Ничего мне, чадушко, не надо.
  Подумала она, подумала да и сказала:
  — Я тебе, дедушка, подарю лампочку. Как тебе что надо будет, ты ее и зажги.
  Подарила она и ушла. Идет старик, захотел есть, а селения близко нету и попросить не у кого. Вот он и думает: «Постой-ка, запалю я лампочку, а может, что и будет». Запалил лампочку — откуда не взялись выбежали три человека да и спрашивают:
  — Что ты хочешь, хозяин?
  — Да я есть хочу.
  Не успел он сказать, как появилось здание. Зашел он туда, а там стоит стол дубовый, бранной скатертью накрыт, а на столе сахарная ествина и питие. Поел он, напился, отдохнул, а потом потушил лампу. Как потушил он, так все и пропало. Он и пошел дальше. Идет по степу день, другой к третий. Вот и думает: «Чего я хожу?» Взял да и запалил лампочку. Только запалил — к нему явилось три человека да и спрашивают:
  — Чего тебе надобно, хозяин?
  — Я хочу город построить.
  Прошла ночь, а наутро город был построен. А старик-то, значит, живет в лучшем здании. Жил он, жил да и думает: «Что я буду жить один, пойду сосватаю жену себе. Возьму у царя дочь».
  Ну, сосватал он, женился и живет с женой. Живут день, другой, а на третий она и спрашивает:
  — А что же мы будем есть?
  Ну, а он выйдет из комнаты, запалит лампочку — явятся к нему три человека, наготовят всего, только птичьего молока нет, а то все есть. А жена удивляется:
  — Откуда все это берется?
  Ну, а он ей не сказывает. Вот живут они год, живут другой, живут и третий, она у него все пытает. Вот он и думает: «Как сказать женщине? Все выдаст!». Только она сильней и сильней стала приставать до него. Он взял да и сказал:
  — Вот такая лампа есть, как только запалю ее — так все и явится. Вот если меня не будет дома али на нас нападение будет, зажги ее — сразу явится войско и в обиду не даст.
  Жена-то и пошла до своего отца да и рассказала про лампу. Царь и приказывает дочери:
  — Поди и скажи своему мужу, что мне нужна лампа, я хочу на другого царя войной идти.
  Приходит она до мужа и просит:
  — Отцу надобна лампа, дай ему ее.
  — А на что она отцу? — спрашивает старик.
  — Да посмотреть он ее хочет.
  Старик не дал лампы царю. Тогда его жена ночью взяла лампу и унесла. Ну, принесла она лампу отцу, а царь и не знает, что с ней делать. Призвал царь своего зятя да и просит:
  — Сделай мне войско большое.
  Ну а старику только это и надо было. Запалил он лампу, вышли три человека, а он им гутарит:
  — Перенесите меня к себе домой. Перенесли они его. Тогда он и гутарит:
  — А теперича побейте мою жену, прогоните ее, а царя тоже побейте — пусть не крадет лампы.
  Три человека приказание старика исполнили. Живет он один, жена до него не приходит. Царь-то болел-болел и помер. Тогда старик ушел из города в лес, выстроил себе здание и живет один. Стал старик один жить-поживать и добра наживать.
  Я у него был, мед-пиво пил и ту лампу видал.


 1ДонскиеСказкиСкрипов1

СКРИПОВ, А.Н. ПОРЕЧНИ И ЖЕМЧУГ / А.Н. Скрипов.- М.: Малыш, 1980.- 18 с.: ил.
     Эта сказка о донских казаках и о том времени, когда в Дону жили поречни и находили жемчуг.
Сказка показывает что нельзя быть жадными и жестокими, а нужно быть добрее к окружающим и беречь живую природу.

  Жил на Дону казак по прозвищу Рыжий. Была у него жена - жадная и завистливая щеголиха.
  Однажды увидела она у соседки жемчужное ожерелье и говорит мужу:
  - Достань мне такое же ожерелье, как у соседки! Или я хуже её?
  - Хорошо, - сказал Рыжий, - весной пойдём в поход, и я раздобуду тебе жемчужное ожерелье.
  Прошла весна, а за ней и лето... Казаки в поход не пошли.
  Жена снова напомнила мужу:
  - Когда же будет ожерелье?
  Запечалился Рыжий и пошёл на берег Дона, чтоб не слышать упрёков. Вечерело. Стоит Рыжий на берегу реки и думает: "Где же раздобыть ожерелье?" И не заметил, как наступила ночь...
  Из-за тучи выплыла полная луна, а от неё через Дон пролегла золотистая стёжка. Глядит Рыжий - по лунной стёжке к берегу плывёт зверушка поречня (Поречня - ценный пушной зверёк, живущий по берегам рек и озёр) с малыми детёнышами, а над ними сова кружит, хочет детёныша схватить.
  Сжалился Рыжий над поречней и её малышами.
  - Ах ты хищница лупоглазая! - крикнул он громко. - Вот я тебя!
  Схватил камень, бросил в сову, та перевернулась в воздухе и упала в Дон.
  Выплыла на берег поречня с детёнышами и говорит человеческим голосом:
  - Спасибо тебе, добрый человек. За твоё добро я в долгу не останусь. Иди за мной...
  Удивился казак, что маленькая зверушка человеческим голосом говорит, но пошёл за ней: поречня впереди, казак позади.
  Идут они по зелёному займищу (Займище - низинные места у реки, заливаемые весной водой), по пересохшим ерикам (Ерик - высохшее русло реки), миновали маленькое озерцо. Дошли до Кривой протоки, остановились. Поречня вытянула шею, оглядела берег. А потом вдруг быстро метнулась в воду. Вслед за ней попрыгали в воду и её малыши. Началась дружная работа.
  Поречня со своими детёнышами вытаскивала из воды на берег ракушки и зубами раскрывала их створки.
  - Бери, - сказала она казаку. - Всё, что найдёшь в ракушках, будет твоё.
  Взял Рыжий ракушки, а в них - по крупной жемчужине.
  Набил он жемчугом карманы, наполнил им свою шапку. "Ну, теперь жена будет рада, - подумал Рыжий. - Из этого жемчуга не одно, а несколько ожерелий выйдет..."
  - Примечай, добрый человек, какие бывают ракушки-жемчужницы и как их находить, - говорила поречня.- Но только уговор такой: ты и всё войско казачье должны дать нам, перечням, три зарока.
  Первый зарок - жемчуг брать только для украшений.
  Второй зарок - третью часть добытого жемчуга отдавать в казну на прокормление сирот, слабых стариков и голодающих людей.
  А третий зарок - нас, перечней, не обижать.
  Обрадовался казак, что поречня такие лёгкие зароки потребовала, сразу согласился.
  Пришёл домой, разделил жемчуг на три части. Одну часть отдал жене, вторую - в казну на прокормление сирот и слабых бесприютных стариков. А с третьей частью пошёл в кабак и открыл товарищам всё, что узнал от поречни. С той поры стали казаки без особого труда добывать жемчуг.
  Однажды жена Рыжего у берега набрела на мёртвую поречню. Понравилась ей мягкая, атласная шкурка зверушки. Пришла домой и говорит мужу:
  - Настреляй мне побольше поречней, хочу их шкурками украсить свою шубку. Казак нахмурил брови.
  - Как же так? В своём ли ты уме? - говорит он. - Не могу я поречням зла причинять. Ведь всё войско наше дало зарок не трогать этих зверушек.
  Казачка в слёзы. Плачет и причитает:
  - Вижу я, не хочешь ты, чтоб у меня шубка была лучше, чем у других... Несчастная я!..
  Почесал казак с досады затылок и махнул рукой:
  - Ну, ладно. Так уж и быть, пойду охотиться, - и, взяв ружьё, пошёл на Кривую протоку…
  Едва начались зимние холода, жена Рыжего нарядилась в новую шубку. Полы и рукава шубки были украшены мягкими шкурками поречней. Щеголиха гордилась обновкой и хвасталась ею перед казачками.
  Глядя на щеголиху, жену Рыжего, и все остальные казачки захотели украсить свои шубы блестящими, как атлас, шкурками перечней. Начали казаки охотиться на зверьков. Старшины и попы стали требовать от казаков ещё больше жемчуга. Прятали его в сундуки, а о помощи сиротам и голодающим людям совсем позабыли.
  Пожалела поречня, что научила Рыжего добывать жемчуг. Собрала она всех перечней, оставшихся в живых, и сказала:
  - Нарушили казаки все три зарока. Наступает нашей жизни конец. Надо уходить с Дона.
  Собрались все поречни на песчаном берегу Кривой протоки и начали нырять в воду. Каждая доставала со дна реки ракушки-жемчужницы и раскрывала створки. В тёмную дождливую ночь все зверушки, держа в зубах по десять жемчужин, ушли на те реки, где мало людей и где людям ещё не знакома жадность.
  С тех пор исчезли на Дону поречни и не стало жемчуга.


 1СказкиЗаключение1

 Казачьи сказки: Рекомендательный список литературы  / Детская библиотека им. А. Гайдара / Сост. И.В. Иванова. - Азов, 2021.  (6+)


ДОНСКИЕ СКАЗКИ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ НА САЙТАХ:

ДОНСКИЕ КАЗАЧЬИ СКАЗКИ //Казачий клуб Скарб. - Режим доступа: 
http://www.scarb.ru/literatura/skazki-byliny-bylichki-bajki/donskie-kazachi-skazki/

Головачёв В., Лащилин Б. ДОНСКИЕ СКАЗКИ //Библиотека электронной литературы. - Режим доступа:
https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%93/golovachev-v/donskie-skazki

ДОНСКИЕ СКАЗКИ //Сказки народов мира. - Режим доступа:
https://kazka.ru/donskie-skazki/

КАЗАЧЬИ СКАЗКИ. - Режим доступаhttps://www.miloliza.com/kazachi-skazki

КАЗАЧЬИ СКАЗКИ //Сокровища народов мира. – Режим доступа: http://sokrnarmira.ru/index/0-3569