АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ БЕЛЯЕВ

Даты жизни: 16 марта 1884 - 6 января 1942
Место рождения: город Смоленск
Русский писатель-фантаст
Известные произведения: "Человек-амфибия", "Голова профессора Доуэля", "Остров погибших кораблей"

    Александр Беляев был одним из первых русских авторов, начавших писать фантастические произведения. Его воображение порождало невообразимых персонажей, с таким положительным личностным зарядом, который заставлял читателя не только сопереживать герою, но и вживаться в атмосферу окружавших событий. Читатели искренне хотели наказать подлецов, пытающихся поймать юношу с жабрами акулы или поговорить с умнейшей головой профессора. А, может быть, познакомиться с жителями легендарной Атлантиды.
         За свою не очень долгую творческую жизнь Александр Романович Беляев написал более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов.

        Беляев А. 1 Александр Беляев родился в Смоленске, в семье православного священника, в которой было еще двое детей. Но сестра Нина умерла в детстве от саркомы, а брат Василий, студент ветеринарного института, утонул. Случилось это как-то мистически. Находясь в гостях у дяди, будущий писатель в компании родственников отправился покататься на лодке. Не поехал с ними только Вася. Перед тем как сесть в лодку, Александр захватил с собой кусок глины, из которого стал лепить голову — случайные черты оказались исключительно похожи налицо оставшегося на берегу брата, а вот выражение лица — какое-то застывшее, неживое. С досады Александр бросил слепок в воду и в тот же момент почувствовал беспокойство. Он заторопился на берег, утверждая, что с Васей что-то случилось. Родственники вернулись вместе с ним, у дома их встретила заплаканная тетя, которая сообщила, что Вася утонул, причем, как оказалось, произошло это именно в тот момент, когда в воду был брошен слепок. Случившееся произвело на всех ужасное впечатление.
     Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши, шутки. «Бросался с крыши на большом зонтике, на парашюте, сделанном из простыни, расплачиваясь изрядными ушибами». Следствием одной из его шалостей стала травма глаза, приведшая к последующему ухудшению зрения. Юноша всегда мечтал о полетах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, в конце концов поднялся в воздух на маленьком аэроплане. Однако в попытках взлететь он однажды упал с крыши сарая и значительно повредил спину. Эта травма повлияла на всю дальнейшую жизнь Беляева.
     Отец будущего писателя очень хотел, чтобы сын пошел по его стопам, и отдал его в 1895 году в Смоленскую духовную семинарию, хотя Александра с ранних лет влекла к себе музыка: он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, любил музицировать часами. Через шесть лет Беляев окончил семинарию, но священником не стал. Более того, он только утвердился в мысли, что он атеист.
     Наперекор отцу юноша поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. Вскоре после смерти отца ему пришлось подрабатывать: Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка. Александр играл на сцене Народного театра, и его заметил сам Станиславский, но страсть к мастерству сочинителя оказалась сильнее сцены и музыки.
    По окончании Демидовского лицея Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске и скоро приобрел известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и доходы: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. А когда Александру Беляеву, уже присяжному поверенному, довелось в 1911 году удачно провести крупный (по смоленским масштабам, конечно) судебный процесс — дело лесопромышленника Скундина — и получить первый в жизни значительный гонорар, он побывал во Франции и Италии.
      А в 1914 году Беляев вдруг оставил юриспруденцию ради литературы и театра. Первая его художественная публикация — детская пьеса «Бабушка Мойра» вышла в том же году.
    В возрасте тридцати пяти лет Беляев заболел туберкулезным плевритом. Лечение оказалось неудачным — развился туберкулез позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжелая болезнь на шесть лет приковала его к постели, три из которых он пролежал в гипсе. Но и на этом его жизненная трагедия не закончилась. Не выдержав испытаний, от Беляева ушла молодая жена. В поисках специалистов, которые могли бы ему помочь, Беляев с матерью и старой няней поехал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи.
      Не желая сдаваться, он активно занимался самообразованием: изучал иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, много читал (от Жюль Верна до Константина Циолковского).
       В 1919 году умерла мать писателя — Надежда Васильевна Беляева. На тот момент Александру казалось, что его оставили все. Кто знает, хватило бы ему сил, если бы не поддержка, преданность и любовь Маргариты Константиновны Магнушевской — будущей жены писателя.
       И болезнь в конце концов отступила. В 1922 году Александр Беляев возвратился к полноценной жизни. Сначала он стал воспитателем ялтинского детского дома, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска, где он организовал фотолабораторию, но через некоторое время ушел работать в библиотеку.
    В 1923 году Александр Беляев вместе с семьей и не без поддержки друзей перебрался в Москву, где устроился на работу юрисконсультом в Наркомате просвещения. Правда, перед этим он успел поработать немного в Наркомате почт и телеграфа. Но чем бы ни занимался он по долгу службы, как бы честно и рьяно ни относился к своим обязанностям, оставались еще вечера в маленькой, сырой комнатке в Лялином переулке. Эти вечера были посвящены литературе. Именно тогда он написал и опубликовал научно-фантастические рассказы, повести в журналах «Вокруг света», «Знание — сила», «Всемирный следопыт».
     В 1925 году вышла повесть «Голова профессора Доуэля», которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела». Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии?
      За три года жизни в Москве он написал «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», опубликовал сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А. Ром и Арбел.
    В 1928 году Беляев с семьей переехал в Ленинград, где занимался уже только литературой. Так появились «Властелин мира», «Подводные земледельцы», «Чудесное око», рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера». Печатались они в основном в московских издательствах.
      Но климат Ленинграда снова подкосил его здоровье, и Александр Беляев был вынужден уехать в Киев. И снова испытания. В 1930 году от менингита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а вскоре обострилась и его собственная болезнь — спондилит. В 1931 году Беляев с семьей вернулся в Ленинград и почти сразу сдал в издательство рукопись своего романа «Земля горит».
     В 1934 году он встретился с другим великим фантастом — Гербертом Уэллсом, приехавшим в Ленинград. В 1935 году Беляев стал постоянным сотрудником журнала «Вокруг света», где работал три года. В 1938 году он опубликовал статью «Золушка» о бедственном положении фантастики.
    В своих научно-фантастических романах Александр Беляев предвосхитил появление огромного количества изобретений и научных идей: в «Звезде КЭЦ» изображен прообраз современных орбитальных станций, в «Человеке-амфибии» и «Голове профессора Доуэля» показаны чудеса трансплантологии, в «Вечном хлебе» — достижения современной биохимии и генетики. Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан («Человек-амфибия»), воздух («Ариэль»).
    Последний роман Беляева «Ариэль», написанный в 1941 году, перекликается с известным романом Александра Грина «Блистающий мир». Герои обоих произведений наделены способностьюлетать без дополнительных приспособлений.
     Беляев А. 2  Среди героев Беляева учёные-одиночки, ведущие эксперименты по изменению природы и человека. Доктор Сальватор создаёт совершенного «человека-амфибию», которому подвластны две стихии. Другие герои одержимы мечтой властвовать над миром. «Продавец воздуха» англичанинБейли хочет, да не может, лишить человечество ни много ни мало - атмосферы.
   Писатель один из первых в советской фантастике создает повесть о телевидении «Чудесное око». Советские исследователи в произведениях Беляева преображают море («Подводные земледельцы), космос («Звезда ТЭЦ»), материю («Лаборатория Дубльвэ»).
        Незадолго до войны писатель перенес очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом. Город Пушкин (бывшее Царское Село, пригород Ленинграда), где жил в последние годы Беляев с семьей, был оккупирован. В январе 1942 года писатель умер от голода и был похоронен в братской могиле вместе с другими жителями города. Оставшиеся в живых жена и дочь писателя были угнаны немцами в плен и находились в различных лагерях для перемещенных лиц на территории Польши и Австрии до освобождения Красной армией в мае 1945 года. После окончания войны жена и дочь Александра Романовича, как и многие другие граждане СССР, оказавшиеся в немецком плену, были сосланы в ссылку в Восточную Сибирь. В ссылке они провели 11 лет.
    Место захоронения Александра Беляева достоверно не известно. Памятная стела на Казанском кладбище города Пушкина установлена лишь на предполагаемой могиле. Его смерть тоже остается загадкой. Хотя официально принято считать, что он умер от голода, есть утверждения, что он не вынес ужасов оккупации, третьи полагают, что причину гибели писателя следует искать в его последнем романе «дооккупационного» периода.
      Но дочь писателя Светлана в одном из интервью заявила однозначно: «Папа умер от голода. В нашей семье не было принято делать какие-то запасы на зиму. Когда в город вошли немцы, у нас было несколько пакетов с крупой, немного картошки и бочка квашеной капусты. А когда и эти припасы кончились, бабушке пришлось идти работать к немцам. Каждый день ей давали котелок супа и немного картофельной шелухи, из которой мы пекли лепешки. Нам хватало и такой скудной еды, а отцу этого оказалось недостаточно.
     Папа умер 6 января 1942 года. Мама пошла в городскую управу, и там выяснилось, что в городе осталась всего одна лошадь, и нужно ждать очереди. Гроб с телом отца поставили в пустой квартире по соседству. Мама отнесла могильщику какие-то вещи, и тот побожился, что похоронит отца по-людски. Гроб с телом положили в склеп на Казанском кладбище и должны были похоронить с наступлением первого тепла. Увы, 5 февраля меня, маму и бабушку угнали в плен, так что хоронили папу уже без нас». Публицист Федор Морозов считает, что смерть писателя вполне могла быть связана с тайной Янтарной комнаты. Дело в том, что последняя вещь, над которой работал Беляев, была посвящена именно этой теме.
     Рассказывают и другую историю: будто немецкий майор, военный комендант Царского Села, узнав, что в подведомственном ему городе скончался писатель, чьи произведения он знал и любил (многие беляевские книги были к тому времени переведены в Германии и пользовались там популярностью — в первую очередь, роман «Властелин мира» и Вагнеровский цикл), устроил ему похороны с оркестром и воинскими почестями. В другом варианте это уже не майор, а генерал.
      Биограф Беляева О. Орлов выяснил, что вскоре после смерти писателя им «заинтересовывается гестапо. Исчезает папка с документами. Немцы роются в книгах и бумагах Беляева». Надо сказать, гитлеровцы вообще относились к фантастам с пристальным вниманием. Герберт Джордж Уэллс,натех англичан, которые должны быть уничтожены немедленно по завершении операции «Морской лев» — так назывался план оккупации вермахтом Британских островов.
   Книги Беляева запрещала франкистская цензура в Испании. В шестидесятые годы аргентинские таможенники сожгли сборник научно-фантастических произведений Беляева, что не слишком удивительно — ведь именно в Аргентине происходят события «Человека-амфибии»...

СБЫВШИЕСЯ ПРЕДСКАЗАНИЯ АЛЕКСАНДРА БЕЛЯЕВА

 Роман «Человек-амфибия» — создано «искусственное лёгкое» на принципе мембранно-плёночной диффузии, разработаны физиологические технологии долговременного пребывания человека под водой, созданы подводные обитаемые дома.

   Романы «Голова профессора Доуэля» и «Человек, нашедший своё лицо» — грандиозные успехи в области пересадки жизненно важных органов, клонирования, генной инженерии.

    Роман «Властелин мира» — создание средств психотропного воздействия; психотропное оружие.

    Роман «Звезда КЭЦ» — создание орбитальных космических станций, искусственных спутников Земли, выход людей в открытое космическое пространство.

    Роман «Остров погибших кораблей» — успехи в области подводной археологии, обнаружение затонувшего «Титаника» и других исторических кораблей.

    Роман «Продавец воздуха» — обострение экологических проблем воздушного бассейна планеты, Киотский

ЭКРАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АЛЕКСАНДРА БЕЛЯЕВА

Ариэль. Режиссёр Е. Котов, 1992

Завещание профессора Доуэля. Режиссёр Л. Менакер, 1984

Спутник планеты Уран: по мотивам романа «Ариэль». Режиссёр Х. Ахма, 1990

Человек-амфибия. Режиссёры Г. Казанский, В. Чеботарёв, 1962

Использованные источники:

Фочкин, О. Жизнь и смерть Александра Беляева /О.Фочкин//Читаем вместе. – 2014. - №3. – С. 46-47.

Беляев Александр Романович //Писатели нашего детства. 100 имен. Ч. 1. – М.:Либерея, 1998. – С. 51-53.

Александр Беляев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fantlab.ru/autor14

Александр Романович Беляев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.alexandrbelyaev.ru/

Тайна смерти фантаста Александра Беляева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.peoples.ru/art/literature/prose/fantasy/belyaev/