ХОЖДЕНИЯ АФАНАСИЯ НИКИТИНА

Афанасий Никитин был русским путешественником, а также писателем, тверским купцом.
Дата его рождения неизвестна, год смерти – 1475.

 Никитин  Афанасий совершил немалое путешествие, он прошел от Твери до Индии и Персии. Путешествие длилось с 1468 по 1474 год. Землепроходец побывал в Турции, Маскате и на берегу Африки (в Сомали), когда возвращался обратно.
    Никитин собрал свои путевые записки в сборнике под названием «Хождение за три моря». Эти путевые записи стали ценным литературно-историческим памятником. Книга отличается своей многосторонностью наблюдений и необычной для тех времен веротерпимостью в совокупности с верностью христианской вере и отчей земле.
   Дневник Афанасия под названием «Хождение за три моря» (здесь имелось ввиду Аравийское, Каспийское и Черное море) не раз переписывался. Всего известно шесть тетрадей с записями. Один список в начале XIX века нашел писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Он оценил исключительное значение труда Никитина.
     «Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших, описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века… - писал в своей «Истории государства Российского» Николай Карамзин. – Оно доказывает, что Россия в XV веке имела своих Тавернье и Шарденей, менее просвещённых, но равно смелых и предприимчивых, что индейцы слышали о ней прежде, нежели о Португалии, Голландии, Англии. В то время, как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Америки к Индостану, наш тверянин уже путешествовал по берегу Малабара».

     В давние-предавние времена на Руси про Индию говорили всякие небылицы. В этой заморской стране живут, мол, диковинные люди: у одних растут рога, у других — глаза и рот на животе, а есть там ещё и шестирукие и трёхногие...
   Из русских первым увидел своими глазами далёкую Индию тверской купец Афанасий Никитин. В нелёгкое путешествие он отправился в 1466 году, и длилось оно целых шесть лет. Никитин был человеком любознательным, а о том, что он приметил или разузнал, записывал в свой дневник.

    Всё получилось неожиданно. В Индию Никитин и не собирался. Планы у него вначале были совсем другие. На территории современного Азербайджана находилось в ту пору государство Ширван. В нём самым крупным городом была Шемаха. Там-то и хотел тверской купец продать меха, а затем приобрести жемчуг и пряности, которые ценились на Руси. Своих денег, чтобы закупить меха, у Афанасия оказалось недостаточно. Поэтому часть товара он взял в долг.Отъезд Никитина
    Путь к Шемахе считался опасным. Сначала нужно было проплыть по Волге, а затем — по Каспийскому морю. На реке купеческие суда то и дело грабили разбойники, а в самом низовье Волги лежало Астраханское ханство, откуда на торговые караваны тоже нередко совершались нападения. Друзья отговаривали Афанасия от рискованного похода. Но расторопный купец узнал, что в Москве в это время у великого князя Ивана III гостил ширванский посол Хасан-бек. К русской столице добирался он по Волге, а затем по Оке. Стало быть, назад отправится он тем же путём. И если присоединиться к посольскому кораблю, будет намного безопаснее. Отчего же не попытаться?
    В XV веке на Руси для торгового судоходства предназначались струги. На больших стругах имелась палуба с каютой посредине. Струги ходили на парусах и на вёслах. Были и небольшие быстроходные суда – ушкуи. На них могли разместиться человек тридцать. А для морского плавания строили большие корабли – бусы. Управляли бусами опытные кормщики. Грузоподъёмность таких судов доходила до нескольких сотен тонн.
     Никитин да ещё несколько купцов на двух кораблях с позволения Хасан-бека поплыли за судном посла. Без происшествий проследовали по всей Волге. Афанасий уже было возрадовался. Но, когда корабли вышли к устью реки, где Волга распадается на несколько рукавов, и стали двигаться неширокой протокой, над головами путешественников вдруг засвистели стрелы. На караван напали люди астраханского хана. Один из купеческих кораблей был ими захвачен. Двум другим удалось уйти от преследования и достичь Каспийского моря.
      Казалось бы, теперь город Шемаха, к которому так стремился Афанасий Никитин, был недалеко. Но тут нагрянула новая беда. На уцелевшие суда обрушился шторм. Корабль с тверскими купцами разбило о прибрежные скалы. Те, кто остался в живых, были взяты в плен местными горцами — кайсаками. Сам Никитин находился на посольском корабле, который после пятидневного скитания по бурному морю всё же причалил к дербентскому порту. Дербент, также как Шемаха и Баку, принадлежал Ширванскому ханству.
    Словом, хоть и оказался Афанасий Никитин в том заморском краю, куда мечтал попасть, да горько было у него на душе: гол как сокол — нет при нём ни друзей-земляков, ни товара.
    Кто другой, может, и вовсе сник бы от свалившихся на его голову напастей, да не таков был наш тверчанин. Прежде всего, добился он от властей, чтобы те вступили в переговоры с горцами-кайсаками.
     — Неладно станет Дербенту, — убеждал он, — если купцам не будет сюда хода. Обеднеет ваш город, потеряет уважение.
   Все русские люди были освобождены, но их товар вернуть не удалось: частью он пропал при крушении, частью — разграблен. Соотечественники вскоре отправились на родину.
     Никитин же, бравший товар в долг, появиться в Твери с пустыми руками никак не мог. Афанасий идёт на заработки в Баку, где, как он разузнал, добывают "земляное масло" — так называли тогда нефть. Она ценилась и в те стародавние времена. Из нефти приготавливали разные лечебные мази. В ней вымачивали паклю, которой конопатили корабли. Делали из нефти и горючую смесь — ею пользовались при осаде городов.
    Труд на нефтяном промысле был тяжёлый. Из колодцев, вырытых неподалёку от города, вёдрами черпали нефть и увозили на верблюдах в кожаных мешках. Работая от зари до зари, Афанасий сумел скопить немного денег.
      Он решает сесть на корабль и поплыть к персидским берегам. Почти два года скитался тверской купец по Персии (теперь это — Иран). Ко всему присматривался, многому удивлялся. Побывав в городе Ормузе (Никитин называет его Гурмызом), путешественник замечает: "Солнце в Гурмызе так палит, что может человека сжечь". А вот что пишет он о приливах и отливах, которые увидел впервые: "Гурмыз лежит на острове, и ежедневно дважды заливает его море".
     На базаре Афанасий узнаёт, что в Индии лошади мелкорослые и слабые, поэтому арабские скакуны там в большой цене. Он приобретает коня, который затем очень пригодился ему в странствиях.
    Конечно, как торговый человек, он хотел купить что-либо подешевле в одной стране и продать подороже — в другой. Но и жажда "в путь шестовати" охватывает его всё сильнее. Никитин пересекает Аравийское море и попадает в сказочную Индию. Поразила его не природа, а сам люди Индии, их необычная внешность, одежды, драгоценности. Для него эта страна как сказка, где: "... люди ходят все голые: голова не покрыта, груди голые, волосы в одну косу плетены... Мужи и жёны все черны…» Но и индусы дивились необычной внешности Никитина, ведь они не встречали «белого человека», светловолосого и голубоглазого.
    В Индии Никитин проводит несколько лет. Выучив местный язык, он старается здесь как можно больше обо всём разузнать и чему-либо научиться. Он перебирается из города в город, везде подмечает что-то интересное, любопытное. Его приводят в изумление обезьяны, которые повсюду шныряют и хватают всё, что попало. Он пишет: «Индийцы маленьких обезьян подбирают и учат всякому рукоделию, некоторых продают, но только ночью, чтобы они не могли убежать назад, а некоторых обучают играть и плясать».
    В султанской столице — Бидаре наш путешественник любовался пышным выездом правителя из дворца. Особенно восхищали Никитина слоны. Он записывает: "Слоны — главная военная сила царства". Выезд, который он наблюдал, открывали триста боевых слонов, наряженных в булатные доспехи. На спине у каждого из них красовался городок-башенка, в которой размещались воины с пищалями и пушками. К бивням слонов были привязаны большие мечи, а к хоботам — тяжёлые гири. Между огромных ушей сидел погонщик, "а в руках у него железный крюк, и им он правит". Считалось, что один боевой слон заменит в сражении 500 воинов.
      Чем дальше он путешествовал вглубь Индии, тем более поражала она его воображение. Он уже не раз встречал на своём пути священных животных, которым в индийских городах посвящались храмы, и где они жили в великом множестве. Слышал он и рассказы о птице «гукук» - сове, крик которой приносит несчастье.
     В своём путешествии Афанасий Никитин знакомился с религией, обычаями и бытом населения Индии. Жители Индии проникались доверием к чужестранцу из далёкой Московии, они не скрывали от него своих традиций и обрядов, знакомили его с бытом своих семей.
    Хоть и сказочная страна Индия, а между тем всё острее и острее начинал тосковать Афанасий по родине. Будучи человеком доброжелательным, честным и общительным, легко сходился он с людьми, а многие индийцы стали его приятелями. Среди знакомых были у него и торговцы драгоценными камнями. Они согласились продать тверскому купцу самоцветы по низкой цене. Этого вполне хватало, чтобы добраться до Твери и вернуть долги.

      Путь НикитинаВ скитаниях по странам Востока прошло пять лет. Тосковал Никитин по Руси, по родной Твери, по Волге. Решил он отправляться домой. Принято считать, что обратный путь легче и даже короче. Но не тут-то было. Сел Никитин на корабль, чтобы добраться до Ормуза, но попал в бурю. Судно долго мотало по морю и выбросило у берегов Африки. Затем, поскольку в Персии шла война, решил он пробираться через Турцию, дальше — по Чёрному морю, через Крым и, наконец, по Днепру к русским землям.
    Но беды преследовали тверчанина. На этот раз буря, долго носившая корабль по черноморским просторам, вновь прибила его к турецким берегам. В городе Трапезунде на пограничной заставе у Никитина отобрали всё, что он вёз.
      В конце концов он попадает в Кафу (Феодосия), где встречает русских купцов, и с ними движется по Днепру. С удивлением слушали купцы его рассказы, похожие на сказку, о далёкой Индии.
     Но не суждено было увидеть Афанасию родную Тверь. По дороге к Смоленску он заболел и умер. Перед смертью он передал своим попутчикам записки о своём «Хождении за три моря». Купцы передали записи в Москву в посольский приказ. По приказу Ивана III тетрадки были переданы летописцу. Так появилась на свет интереснейшая книга — «Хождение за три моря». Из неё и стало известно: за 30 лет до португальца Васко да Гама, открывшего путь из Европы в Индию, побывал в этой полной чудес стране наш соотечественник — Афанасий Никитин.

  Афанасий, который заранее вовсе не планировал такого длительного путешествия, стал первым европейцем, составившим настолько ценное описание Индии того времени. Он обрисовал Индию правдиво и просто. В его записях не было расового подхода, они отличались редкой для тех времен веротерпимостью. Своими действиями Афанасий доказал всем, что в XV веке, за 30 лет до того, как Индия была открыта португальцами, в путешествие в эту страну мог отправиться каждый, даже не богатый, однако, целеустремленный человек.
    Труды Афанасия представляют большой интерес как памятник настоящего русского языка XV века и как один из самых ярких образцов путевых очерков (древнерусских «хожений»).

        Афанасий Никитин – герой многих исторических повестей:
                         Виташевская М. Странствия Афанасия Никитина
                         Кириллов К. Афанасий Никитин. Время сильных людей
                         Кунин К. За три моря. Путешествие Афанасия Никитина
                         Мурашова К. Афанасий Никитин
                         Прибытков В. Тверской гость

      В 1957 году была названа его именем вершина большого горного массива в Индийском океане вблизи экватора.

Никитин фильм

      В 1958 году вышел фильм «Хождение за три моря» (производство киностудии Мосфильм), роль Афанасия Никитина сыграл Олег Стриженов.

памятник Никитину

      В Твери Никитину воздвигнут памятник в 1955 году по проекту скульптора С.М. Орлова. Бронзовая фигура путешественника, стоящего на корме судна, устремлена к Волге, словно готовится вновь отправиться в своё «хождение за три моря».

Памятник Никитину1

    В июле 2008 года в Феодосии (бывшей Кафе) был поставлен памятник Афанасию Никитину. (Скульптор — Валерий Зенонович Замеховский). В высоту скульптура превышает три метра и установлена на постаменте, сложенном из дикого камня.

Источники:
Афанасий Никитин //Самые знаменитые путешественники России. – М.: Вече, 1999. – С.273 – 287.
Тихомиров О. Как Афанасий Никитин ходил за три моря //Мурзилка. – 2003. - №2. – С.12-16.