МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ

Даты жизни: 15 мая 1891 – 10 марта 1940
Место рождения: город Киев
Русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр
Известные произведения: "Мастер и Маргарита", "Собачье сердце", "Белая гвардия", "Иван Васильевич"

      Кто бы мог предположить, что очередной номер журнала «Москва» за 1966 год вызовет к жизни таинственный недуг с  весьма романтическим  названием – «Мастер и Маргарита». А между тем фантастическая реальность этого романа буквально сводила с ума, будоражила, не давала покоя. Его читали все – от министра до школьника. И эта читательская эпидемия была явно скандального свойства. В передовой и сплошь атеистической стране все бредили тогда романом, в котором бал правил сам Сатана. По чьему-то недосмотру роман был напечатан. Более того он был прочитан! А имя автора – Михаила Булгакова – вдруг вышло  из  четверть  векового забвения. И сразу же стало обрастать легендами. Но что там легенды, когда факты реальной биографии писателя могли легко соперничать с любым вымыслом.

  Булгаков М. Михаил Афанасьевич родился 15 мая 1891 года в Киеве в семье  профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Мать писателя звали Варвара Михайловна (в девичестве она носила фамилию Покровская).
     Оба родителя происходили из старинных семей орловских и  карачевских  (Орловской губернии) священнослужителей и купцов: Булгаковых, Ивановых, Покровских,  Турбиных, Поповых… Иван  Авраамиевич  Булгаков, дед со стороны отца, был сельским священником, ко времени рождения внука Михаила – он настоятель Сергиевской кладбищенской церкви в Орле. Другой дед, со стороны матери, Михаил Васильевич Покровский, был протоиереем Казанского собора в г. Карачеве. В том, что оба деда были священниками одной местности, родились и умерли в один и тот же год, имели почти равное количество детей, – биографы писателя видят некую межродовую «симметрию», особый  провиденческий  знак. А по фамилии бабушки по матери, Анфисы Ивановны Турбиной впоследствии были названы автобиографические персонажи романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни  Турбиных». 
     Имя старшему сыну и будущему писателю было дано в честь  хранителя города Киева архангела Михаила. Позднее в семье Булгаковых родились: Вера (1892), Надежда (1895), Варвара (1895), Николай (1898), Иван (1900), Елена (1902).  Семья была многодетная и дружная. Позже Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.
     Родительница Михаила, Варвара Михайловна, как и отец, прививала детям трудолюбие и стремление к знаниям. Дети рано поняли, что такое зло (праздность, уныние, эгоизм), и добро (образованность и трудолюбие отца). «Моя любовь — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца. В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета. По словам Н.А.  Булгаковой-Земской, сестры писателя, мама говорила: «Я хочу вам всем дать настоящее образование. Я не могу вам дать приданое или капитал. Но я могу вам дать единственный капитал, который у вас будет, – это образование». 
   Естественно, рождение в такой семье стало залогом хорошего образования. Будущему писателю чрезвычайно повезло, он учился в лучшей киевской гимназии, которая носила название Первой гимназии.    Гимназия эта имела особый и престижный статус. Император Александр I в 1811 г. даровал ей широкие права. Воспитанников готовили для поступления в университеты. Генерал П.С.  Ванновский, ставший в 1901 г. министром народного просвещения и выдвинувший лозунг «сердечного попечения о школе», стремился привлечь для работы в гимназиях университетских преподавателей. В Киеве для такого эксперимента была выбрана Александровская гимназия. Основные курсы в ней вели доценты и профессора Университета и Политехнического института.  Хотя Киев был провинциальным городом Российской империи, по уровню преподавания и составу учителей Александровская гимназия не уступала лучшим столичным учебным заведениям. По мнению исследователей, эта гимназия и ее преподаватели для Булгакова сродни Царскосельскому лицею и его учителям для Пушкина. 
    Булгаков успешно отучился и окончил гимназию в 1909 году. Каким был гимназист Миша Булгаков? Писатель К.Г. Паустовский, учившийся вместе с ним, дал такой портрет будущего автора «Мастера и Маргариты»: «Булгаков был переполнен шутками, выдумками, мистификациями. Все это шло свободно, легко, возникало не любому поводу. В этом были удивительная щедрость, сила воображения, талант импровизатора… Существовал мир, и в этом мире существовало как одно из его звеньев – его творческое юношеское воображение». Такому поведению Михаила Булгакова способствовала и непринужденная семейная атмосфера, о которой вспоминала его сестра, Надежда: «…основным методом воспитания детей… была шутка, ласка и доброжелательность… это то, что выковало наши характеры… У  нас в доме все время звучал смех… Это был лейтмотив нашей жизни».
    На протяжении всей дальнейшей жизни Булгаков учился, и о карьере писателя даже не помышлял. Об этом говорит и то, что он решил развиваться по естественной линии, то есть, проще говоря, он решил стать врачом, для чего поступил на медицинский факультет Киевского университета.
     Когда Михаилу было 16 лет, от болезни почек умер отец. Тем не менее, будущее еще не отменено, Булгаков становится студентом медицинского факультета Киевского университета. «Профессия врача казалась мне блестящей», — скажет он позже, объясняя свой выбор. Возможные аргументы в пользу медицины: независимость будущей деятельности (частная практика), интерес к «устройству человека», равно как и возможность, ему помочь. Далее — первая женитьба, для того времени чрезмерно ранняя. Михаил, студент-второкурсник, вопреки воле матери женится на юной Татьяне Лаппа, только что окончившей гимназию.
    Учеба проходила в условиях начавшейся тогда войны 1914-1918 гг. Студент-медик Булгаков не остается в стороне: в августе 1914 г. он помогает родителям жены организовать лазарет для раненых при Казенной палате в Саратове и работает там врачом-санитаром; в мае 1915 г. он поступает в Киевский военный госпиталь Красного Креста на  Печерске; летом того же года служит врачом-хирургом в прифронтовых госпиталях городов Каменец-Подольского и  Черновиц  в австрийской  Буковине… Раненые, страдающие люди стали его врачебным крещением. «Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто», — написал он через несколько лет на страницах «Белой гвардии». 
     Диплом об окончании Киевского университета Булгаков получил почти через полтора года: 31 сентября 1916 г. его утвердили в «степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными». 
   Осенью 1916 доктор Булгаков получил первое назначение — в маленькую земскую больницу в Смоленской губернии. 
     Каждодневная хирургическая практика недавнего студента, работавшего в военно-полевых госпиталях, затем — бесценный опыт сельского врача, вынужденного в одиночку справляться с многочисленными и неожиданными болезнями, спасая человеческие жизни. Необходимость принятия самостоятельных решений, ответственность. Да еще и нечастый дар блестящего врача-диагноста. В дальнейшем Булгаков проявит себя и как диагност социальный. Очевидно, насколько проницательным оказался писатель в неутешительном прогнозе развития общественных процессов в стране. 
     Пока вчерашний студент взрослел, превращаясь в решительного и опытного земского врача, в России начались события, на много десятилетий вперед определившие ее судьбу. Отречение царя, февральские дни, наконец — октябрьский переворот 1917. «Настоящее таково, что я стараюсь жить, не замечая его... Недавно в поездке в Москву и Саратов мне пришлось видеть все воочию, и больше я не хотел бы видеть. Я видел, как серые толпы с гиканьем и  гнусной  руганью бьют стекла в поездах, видел, как бьют людей. Видел разрушенные и обгоревшие дома в Москве... тупые и зверские лица... Видел толпы, которые осаждали подъезды захваченных и запертых банков, голодные хвосты у лавок... видел газетные листки, где пишут, в сущности, об одном: о крови, которая льется и на юге, и на западе, и на востоке, и о тюрьмах. Все воочию видел, и понял окончательно, что произошло» (из письма Михаила Булгакова 31 декабря 1917 сестре Надежде).
   Что же дальше? Война – самая страшная, кровавая – гражданская. Его как врача мобилизовали сначала петлюровцы, сбежал. Потом призвали в белую армию генерала Деникина. Вместе с ней он дошел до Кавказского хребта. То, что Булгаков остался в России, было лишь следствием стечения обстоятельств, а не свободным выбором: он лежал в тифозной горячке, когда белая армия и сочувствующие ей покидали страну. Больной Булгаков так и остался в красном Владикавказе. Позже Т. Н. Лаппа свидетельствовала, что Булгаков не раз пенял ей на то, что она не вывезла его, больного, из России. Еле живой, бездомный, затравленный, ведь в городе отлавливали белогвардейцев. Именно тогда в 1920 году исчезнет дипломированный врач с опасным прошлым и появится литератор, который будет браться буквально за все – статьи, фельетоны, лекции, пьесы!
      Вскоре Булгаков переехал в Москву, куда со всех концов страны стекались литераторы. В столице создавались многочисленные литературные кружки, открывались частные издательства, работали книжные лавки. В голодной и холодной Москве 1921 Булгаков настойчиво овладевал новой профессией: писал в «Гудке», сотрудничал с берлинской редакцией «Накануне », посещал творческие кружки, заводил литературные знакомства. К вынужденной работе в газете относится, как к деятельности  постылой  и бессмысленной. Но надо и зарабатывать на жизнь. «... Я зажил тройной жизнью», — писал Булгаков в неоконченной повести «Тайному другу» (1929), родившейся как письмо к третьей жене писателя — Елене Сергеевне Шиловской. В очерках, печатавшихся в «Накануне», Булгаков  иронизировал над  официальными лозунгами и газетными штампами. «Я человек обыкновенный, рожденный ползать», — аттестовал себя рассказчик в фельетоне «Сорок сороков». А в очерке «Москва  краснокаменная» описывал кокарду на околыше форменной фуражки: «Не то молот и лопата, не то серп и грабли, во всяком случае, не серп и молот».
     В «Накануне» вышли в свет «Необыкновенные приключения доктора» (1922) и «Записки на манжетах» (1922-1923). В «Необыкновенных приключениях доктора» описания сменяющих друг друга властей и армий даны автором с нескрываемым чувством неприязни. Дело доходит до крамольной мысли о разумности дезертирства. Герой «Приключений...» не принимает ни белую, ни красную идею. От произведения к произведению крепло мужество писателя, посмевшего осудить оба воюющих лагеря.
   Булгаков осваивал новый материал, требующий и иных форм отображения: Москва начала 1920-х годов, характерные черты нового быта, неизвестные ранее типы. Ценой мобилизации душевных и физических сил (в Москве жилищный кризис, и писатель жил в комнате коммунальной квартиры, которую позже опишет в рассказах «Самогонный быт», с грязью, пьяными  дебошами  и невозможностью уединения), Булгаков опубликовал две сатирические повести: «Дьяволиаду» (1924) и «Роковые яйца» (1925), написал «Собачье сердце» (1925). Рассказ о болевых точках современного дня у него выливается в фантастические формы.
     А еще ночами при коптилке он пишет роман, роман о навсегда потерянной жизни. Публикация «Белой гвардии» (1924) не осталась незамеченной. Когда же появилась пьеса по этому роману – «Дни  Турбиных», поставленная к тому же лучшим театром страны – Московским Художественным – имя автора оказалось даже слишком на виду. Премьера спектакля состоялась в 1926 году. Спектакль выдержал 987 представлений. Пьеса шла с постоянным аншлагом. Успех был тем более невероятным, что героями ее драматург сделал не кого-нибудь, а недавних врагов Советской власти - белых офицеров, которые в полной мере обладают чувством чести и достоинства. И все это безобразие происходило в самом центре столицы, а имя автора красовалось на афишах театра вместе с именами Бомарше, Грибоедова, Гоголя, Чехова.
   Ах, какая поднялась травля! Даже словечко ругательное придумали – «булгаковщина». А он становился знаменитым драматургом. Ругаемым, но знаменитым. Одна за другой появлялись пьесы: «Зойкина квартира», «Бег», «Багровый остров». В них было все: сатира, гротеск, стремительное действие, яркие образы. Одного в них не было – пролетарской точки зрения. Но изменить себе Булгаков не мог. Этот странный человек с его откровенным неприятием всех революций и войн (и в жизни, и в искусстве), с его «упорным изображением русской интеллигенции» как лучшего слоя общества был как-то слишком не к месту и не ко времени. Не только власти, но и многие соратники по перу были убеждены – Булгаков «не наш» писатель. Итог печален – в 1929 году все его пьесы были запрещены. Прозу не печатали.
      В марте 1930 года Булгаков написал вождю народа письмо, в котором просил либо дать ему возможность выехать из страны, либо разрешить зарабатывать на жизнь в театре. Через месяц Сталин позвонил Булгакову и разрешил ему работать, после чего писатель получил должность ассистента режиссера во МХАТе. Однако,  ничего из этого разрешения для писателя хорошего не следовало, его произведения по-прежнему были запрещены к публикации.
     В 1936 Булгаков зарабатывал переводами и написанием либретто для Большого театра, а также играл в некоторых спектаклях МХАТа. Не брезговал сценариями, брался за написание учебника по истории. Была даже написана пьеса «Батум» о молодом Сталине, но и это не спасло положения. Пьеса уже готовилась к постановке, а Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем, когда пришла телеграмма об отмене спектакля: Сталин счёл неуместной постановку пьесы о себе. Полнейшая безысходность. С этого момента здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Врачи диагностировали у него гипертонический нефросклероз.
       Именно в это страшное время Булгаков пишет свой последний и главный роман – «Мастер и Маргарита». Когда была создана первая полная редакция текста, получившего в 1937 название «Мастер и Маргарита», писатель уже был смертельно болен, некоторые главы романа он диктовал жене Елене Сергеевне Булгаковой, которая стала его другом, советчиком, секретарем, сиделкой. Работа над романом была закончена в феврале 1940, за месяц до смерти писателя.  Булгаков умирал долго и мучительно от болезни почек, которая свела в могилу и его отца.
      С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снял с лица М. Булгакова посмертную маску.
   Михаил Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.
     Через 20 лет Елена Сергеевна писала о Михаиле Афанасьевиче: «Он умирал так же мужественно, как и жил… не всякий выбрал бы такой путь. Он мог бы, со своим невероятным талантом, жить абсолютно легкой жизнью, заслужить общее признание. Пользоваться всеми благами жизни. Но он был настоящий художник – правдивый, честный. Писать он мог только о том, что знал, во что верил. Уважение к нему всех знавших его или хотя бы только его творчество – безмерно. Для многих он был совестью. Утрата его для каждого, кто соприкасался с ним, – невозвратима». 
      Анна Ахматова, давнишний друг Булгакова и его семьи, узнав о смерти писателя, написала стихи в его память. Там есть такие строки:
                         Вот это я тебе взамен могильных роз, 
                         Взамен кадильного куренья, 
                         Ты так сурово жил и до конца донес 
                         Великолепное презренье. 
                         Ты пил вино, ты, как никто, шутил 
                         И в душных стенах задыхался, 
                         И гостью страшную ты сам к себе впустил, 
                         И с ней наедине остался. 
                         И нет тебя, и все вокруг молчит 
                         О скорбной и высокой жизни, 
                         Лишь голос мой как флейта прозвучит 
                         И на твоей безмолвной тризне 
                         Придется поминать того, кто полный сил 
                         И светлых замыслов и воли, 
                         Как будто бы вчера со мною говорил, 
                         Скрывая дрожь смертельной боли.
      Роман «Мастер и Маргарита» был впервые опубликован в журнале «Москва» в 1966 году, спустя двадцать шесть лет после смерти писателя, и принес Булгакову мировую известность.
     Говоря о Булгакове, необходимо опровергнуть одно мнение. Во многих биографиях часто говорится о том, что Булгаков определился как писатель к тридцати годам, уже в зрелом возрасте. Это неверно. Он начал писать очень рано. «Михаил Афанасьевич с младенческих лет отдавался чтению и сочинительству. Первый рассказ «Похождения Светлана» был им написан, когда автору исполнилось всего семь лет», - написано в одном из трудов малоизвестного биографа Булгакова. Вы видите, определился писатель с творческой жилкой достаточно рано, не к тридцати годам.   «Читатель он был страстный, с младенческих же лет. Читал очень много, и при его совершенно исключительной памяти он многое помнил  из  прочитанного, и все впитывал в себя. Это становилось его жизненным опытом - то, что он читал». И, например, старшая сестра Вера говорит, что уже в восемь-девять лет он прочитал «Собор Парижской Богоматери». Родители всячески поощряли своих детей на чтение. В доме всегда были детские книги, иностранная литература. «И вот эта свобода, которую нам давали родители, тоже, конечно, очень способствовала нашему развитию, она не повлияла на нас плохо. Мы со вкусом выбирали книги», - говорит писатель. 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ МИХАИЛА БУЛГАКОВА

«Роковые яйца»
       В Советской республике случился куриный мор («Роковые яйца»). Правительству необходимо восстановить «куриное поголовье», и оно обращается к профессору  Персикову, открывшему «красный луч», под действием которого живые существа не только мгновенно достигают колоссальных размеров, но и  становятся необычайно агрессивны  в борьбе за существование. Намеки на происходящее в Советской России на редкость прозрачны и бесстрашны. Невежественный директор куриного совхоза  Рокк, к которому по ошибке попадают выписанные из-за границы для профессорских опытов яйца змей и страусов, с помощью «красного луча» выводит из них  полчища  гигантских животных. Гиганты идут на Москву. Столицу спасает лишь счастливая случайность: на нее обрушиваются небывалые морозы. В финале повести озверевшие толпы громят лабораторию профессора, и его открытие гибнет вместе с ним. Точность социального диагноза, предложенного Булгаковым, была по достоинству оценена насторожившейся критикой, писавшей, что из повести совершенно ясно, что «большевики совершенно негодны для творческой мирной работы, хотя способны хорошо организовать военные победы и охрану своего железного порядка». 

«Собачье сердце»
       Повесть была написана в 1925 году, но в печать пропущена не была, а напечатана была уже в годы перестройки в 1987 году. Ее фразы и формулы незамедлительно вошли в устную речь интеллигентного человека: «разруха не в клозетах, а в головах», «семь комнат каждый умеет занимать», позже к ним прибавится и «осетрина второй свежести», и «чего не хватишься, ничего у вас нет», «правду говорить легко и приятно».
     Главный герой повести, профессор Преображенский, проводя медицинский эксперимент, пересаживает орган погибшего в пьяной драке «пролетария»  Чугункина  бродячему псу. Неожиданно для хирурга пес превращается в человека, и этот человек — точное повторение погибшего люмпена. Если Шарик, как называл пса профессор, добр, неглуп и благодарен новому хозяину за приют, то чудом оживший  Чугункин  воинственно невежественен, вульгарен и нагл. Убедившись в этом, профессор осуществляет обратную операцию, и в его уютной квартире вновь появляется добродушный пес.
    Рискованный хирургический эксперимент профессора — намек на «смелый социальный эксперимент», происходящий в России. Булгаков не склонен видеть в «народе» идеальное существо. Он уверен, что лишь трудный и долгий путь просвещения масс, путь эволюции, а не революции может привести к реальному улучшению жизни страны.

«Театральный роман»
     Помимо полутора десятка пьес, опыт  внутри театрального  быта приведет к рождению неоконченного романа «Записки покойника» (впервые был напечатан в СССР в 1965 под названием «Театральный роман»).
     Главный герой, начинающий писатель Максудов, служащий в газете «Пароходство» и сочиняющий пьесу по мотивам собственного романа, нескрываемо биографичен. Пьеса пишется Максудовым для Независимого театра, которым руководят две легендарные личности — Иван Васильевич и Аристарх Платонович.  Отсыл  к Художественному театру и двум крупнейшим русским театральным режиссерам 20 века, Станиславскому и Немировичу-Данченко, легко  узнаваем. Роман исполнен любви и восхищения людьми театра, но и сатирически описывает и сложные характеры тех, кто творит театральное волшебство, и  внутритеатральные  перипетии ведущего театра страны.

«Зойкина квартира»
         В 1926 году Булгаков написал  трагифарс  «Зойкина квартира». Сюжет пьесы был весьма актуален для тех лет.
    Предприимчивая Зойка  Пельц  пытается скопить денег на покупку заграничных виз для себя и своего любовника, организуя подпольный бордель в собственной квартире. В пьесе запечатлен резкий слом социальной реальности, выраженный в смене языковых форм. Граф  Обольянинов  отказывается понять, что такое «бывший граф»: «Куда же я делся? Вот же я, стою перед вами». Он с демонстративным простодушием не принимает не столько «новые слова», сколько новые ценности. Блистательное хамелеонство обаятельного проходимца  Аметистова, администратора в  зойкином  «ателье» составляет разительный контраст не умеющему применяться к обстоятельствам графу. В контрапункте двух центральных образов,  Аметистова  и графа  Обольянинова, проступает глубинная тема пьесы: тема исторической памяти, невозможности забвения прошлого. 

«Бег»
      Пьеса «Бег» — о судьбах тех, кто ее покинул. Белый генерал Хлудов (у него был реальный прототип — генерал Я. А.  Слащов), во имя высокой цели — спасения России — пошедший на казни в тылу и оттого теряющий рассудок; лихой генерал  Чарнота, с одинаковой готовностью бросающийся в атаку и на фронте, и за карточным столом; мягкий и лиричный, как Пьеро, университетский приват-доцент Голубков, спасающий любимую женщину Серафиму, бывшую жену бывшего министра, — все они очерчены драматургом с психологической глубиной.
     Верный заветам классической русской литературы 19 века, Булгаков не окарикатуривает своих героев. Несмотря на  то  что персонажи совсем не рисовались людьми идеальными, они вызывали сочувствие, а ведь среди них было немало недавних белогвардейцев. Никто из ее героев не рвался обратно на родину, чтобы «принять участие в построении социализма в СССР», — как советовал окончить пьесу Сталин. Вопрос о постановке «Бега» четырежды рассматривался на заседаниях Политбюро. Второго появления белого офицерства на сцене власти не допустили. Так как писатель к советам вождя не прислушался, пьеса впервые была поставлена только в 1957 и не на столичных подмостках, а в Сталинграде.

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ

Михаил Булгаков – жизнь и творчество. – Режим доступа:  http://www.m-a-bulgakov.ru/

Михаил Булгаков. Из уст и по мотивам. – Режим доступа:  http://nashbulgakov.ru/

Булгаков Михаил Афанасьевич. – Режим доступа:  http://bulgakov.velchel.ru/

Булгаков Михаил Афанасьевич. Биография. – Режим доступа:  http://www.litra.ru/biography/get/biid/00818911224695979197/

Булгаков Михаил Афанасьевич. Биография. – Режим доступа:  http://www.litra.ru/biography/get/biid/00673191237728286866/