КОСТЯНОЕ РЕБРО КОНЬКА

Н.Г. Орлова

    Один мальчик двенадцати лет прочитал строки Пушкина: Как весело, обув железом ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных вод!
    Он с удивлением спросил у своей старшей сестры: «Как? Разве в пушкинские времена уже катались на коньках?» — «Нашел чему удивляться! — ответила сестра. - Не только в пушкинские, но и в петровские катались. Сам Петр Первый любил кататься, «обув железом ноги».

    Петр I действительно был заядлый конькобежец. Мало того, он считается первым, кто придумал соединить конек и ботинок. Ему надоело привязывать коньки ремнями к сапогам, а тогда других коньков не было, и он накрепко прибил коньки к подошвам. Когда через 150 лет американец Джексон Гейс стал рекламировать свое изобретение  конек, крепко присоединенный к ботинку, — его вынуждены были огорчить. Так что настоящим изобретателем «фигурного конька» следует считать Петра Первого.

    «Нашли чем удивить! — скажете вы вслед за сестрой мальчика. — Мы это давно знаем из романа «Петр Первый» А. Толстого». В таком случае, может, вас удивит тот факт, что уже древние люди увлекались катанием на коньках. Их мастерили из ребер или трубчатых костей животных. Кость распиливали вдоль, шлифовали и делали отверстия, чтобы ее можно было привязать к ноге. Археологи не раз находили такие коньки при раскопках. В Британском музее в Лондоне, например, экспонируются замечательные костяные коньки длиной примерно в 30 сантиметров с несколькими отверстиями. Несколько тысяч лет назад какой-то любитель конькобежного спорта из северного племени катался по зеркалу застывшего озера. Эти коньки долгое время ученые считали самыми древними. Но не так давно в Казахстане были найдены коньки еще древнее — их изготовление относят к бронзовому веку.
   Это тщательно отполированные кости животного. В носке и на конце конька располагаются дырочки для крепления.
     Костяные коньки продержались в употреблении очень долго. Шекспир еще застал их в Англии, а в Норвегии и Исландии на костяных коньках катались даже в XIX веке. Но в эти века были и другие коньки: их изготавливали из дерева, а снизу обивали железом. А с конца XVII-начала XVIII века в Нидерландах й Англии стали изготавливать полностью металлические коньки.

    Хорошо скользить по ровному, гладкому льду катка. Маленькие дворовые катки мы заливаем сами, как умеем. Но приготовить хороший лед на самом деле целое искусство. Конечно, лучше всего делать это на ночь, когда мороз покрепче. Заливают воду постепенно: образуется ледяная корочка — заливают один слой, потом еще один и так далее. Есть настоящие мастера по приготовлению льда, их называют «ледоварами». Для разных видов конькобежного спорта лед «варят» по-разному. Беговую дорожку готовят так: заливочная машина проходит круг и делает остановку, чтобы образовалась ледовая корочка. Затем снова делает круг. Таких кругов ей нужно сделать не меньше восьмисот, чтобы получить двадцатисантиметровый слой льда.
    А для хоккейного поля сначала площадку засыпают снегом, затем утрамбовывают и после этого льют воду. Кроме того, лед шлифуют, чтобы, как говорится, не было «ни сучка, ни задоринки».
  Искусственные ледовые арены помогают делать холодильные машины. Первые искусственные катки появились в прошлом веке в Париже, затем в Лондоне и других городах Европы.

    Но есть коньки, которым лед совершенно не нужен. Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о роликах. Многие думают, что ролики появились совсем недавно. А вот и нет! Им уже двести лет. Конечно, по сравнению с коньками они еще совсем молоденькие, но два века ведь тоже что-то значат. Первые «земляные коньки» изготовил парижский резчик и медальер Ванледе. И с тех пор постепенно ролики стали завоевывать мир. Сначала на роликовые коньки встали спортсмены, за ними — балетные артисты. И вот уже понеслись по улицам городов мальчишки-газетчики, письмоносцы и курьеры — люди иногда весьма почтенного возраста. Попробовали ролики экскурсоводы в музеях — и им понравилось. На ролики встали служащие аэропортов, рабочие сборочных цехов и ткачихи.
    Чего только не придумывали рационализаторы, чтобы увеличить скорость роликов! В Париже состоялись испытания моторизованных коньков с миниатюрным бензиновым двигателем и бензобаком в каждом. В США изобрели колесные коньки, которые снабжены электрическими моторами, а аккумулятор прикрепляется к широкому поясу. А вот еще один вид очень оригинальных роликов — ролики с вентилятором. Ты одеваешь ролики, берешь вентилятор в руки и мчишься со скоростью ветра, который вырабатывает вентилятор.
     Но прижились только простые ролики — веселое, приятное и экологически чистое средство передвижения.
    В нашей стране сейчас наступил самый настоящий «роликовый бум». Роликобежцы любят кататься группами — это уже что-то вроде клуба по интересам.
   А еще ролики дали жизнь скейту — доске на колесах, катание на которой — дело смелых и ловких. Судя по тому, как много ребят, ловко балансируя, стремительно мчатся на них, смелых и ловких у нас очень много.

Я познаю мир: История вещей /Авт.- сост. Н.Г. Орлова. - М.:АСТ,  2004.- 511 с.