ГАЙДАР АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ
(настоящая фамилия Голиков)

Годы жизни: 22 января 1904 – 26 октября 1941
Место рождения: город Льгов, Курская губерния
Русский детский писатель, киносценарист, журналист, военный корреспондент
Известные произведения: "Чук и Гек", "Сказка о военной тайне", "Тимур и его команда"

      22 января 2014 года исполнилось 110 лет со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара (Голикова). Среди его ярких произведений, наполненных энтузиазмом революционной борьбы и радостью строительства новой жизни в Стране Советов, есть необыкновенно добрые лиричные сказки и рассказы для маленьких читателей. Если бы Гайдар написал только их, он уже стал бы любимым детским писателем для многих поколений. И воспитательная сила произведений Гайдара со временем не ослабевает.
       Псевдонимом «Гайдар» (тюркское слово – «всадник, скачущий впереди»), Голиков впервые подписал новеллу «Угловой дом», созданную в 1925 году в Перми.
       Жизнь Гайдара полна парадоксов. Она сама и есть парадокс.
      Для начала - корни. По линии отца - Петра Исидоровича Голикова - крестьяне. А мама, Наталья Аркадьевна, урожденная Салькова, приходилась шестиюродной пра-правнучатой племянницей Лермонтову. Связь не прямая, но символичная.

     Гайдар 1 Аркадий Гайдар родился 9 (22) января 1904 года в посёлке под г. Льговом Курской губернии в семье учителя. В 1911 году Голиковы переезжают в Арзамас, где Аркадий поступает учиться в реальное училище.
     Детство Аркаши, с его обычными мальчишескими делами - реальным училищем, играми, первыми стихами, "морскими сраженьями" на пруду - совпало с Первой мировой войной и революцией. Он назвал это время веселым. Сбывались мечты - можно было запросто выменять на базаре револьвер, услышать живьем революционеров - эсеров, кадетов, большевиков. В последние и подался четырнадцатилетний Голиков, став едва ли не самым юным членом этой партии. Но это уже не было игрой. Жизнь для 13-летнего подростка, будущего известного писателя, - это игра, полная опасностей: он участвует в митингах, патрулирует улицы Арзамаса, становится связным большевиков. Он верил в новую, прекрасную жизнь и пошел ее защищать.
      Героическая биография Аркадия Гайдара удивляет до сих пор. Он бредил военными подвигами с той поры, когда его отец, Петр Исидорович, сельский учитель, принимал участие в Первой мировой войне.
        В январе 1919 года, добровольцем, скрыв свой возраст, Аркадий вступает в Красную Армию.
     За четыре военных года им пройден путь от адъютанта до командира полка. Полковник в семнадцать лет! Даже юные офицеры восемьсот двенадцатого года не знали такой карьеры. Они воевали за Отечество, против иноземного врага, а Голиков дрался со своими же - с русскими. Воевал на Кавказском фронте, на Дону, под Сочи, участвовал в подавлении антоновского мятежа, в Хакасии участвовал в операциях против «императора тайги» И. Н. Соловьёва. Обвиненный в самочинном расстреле (по делу И. Н. Соловьёва), на полгода был исключен из партии и отправлен в  продолжительный отпуск по нервной болезни, не оставлявшей его впоследствии на протяжении всей жизни. Столько потрясений и боли принесла гражданская, нет, самая настоящая военная война. Ранения, контузия, бивачная жизнь, жестокость, кровь не прошли даром для такого чуткого и самолюбивого юноши, как Аркадий. В результате - тяжелая нервная болезнь, преследовавшая его всю жизнь и заставившая уйти из армии. А ведь Гайдару было всего 20 (!) лет. Что делать, чем заниматься? Тогда он решил писать. В автобиографии Гайдар так объясняет свой выбор: «…мне захотелось рассказать новым мальчишкам и девчонкам, какая она была жизнь, как оно все начиналось и продолжалось, потому что повидать я успел все же немало».Гайдар 2
       Первая публикация относится к 1925 году. В журнале «Звезда» была напечатана его повесть «В дни поражений и побед». Успеха она не принесла.
       В пермской газете «Звезда» и других изданиях писатель публикует фельетоны, стихи, записки о путешествии по Средней Азии, фантастический рассказ «Тайна горы», отрывок из повести «Рыцари неприступных гор" (другое  название – «Всадники неприступных гор» (1927), поэму «Пулемётная пурга».
       «В этот период ещё не выявилась его "детская" писательская направленность, но уже в рассказе "Р.В.С." Гайдар заявил о себе как писатель, способный с тонким мастерством рассказать о сложном мире ребёнка, давая понять, что следование вековечным нравственным законам долга, чести, верности Родине даётся детям непросто. Гайдар был одним из первых, кто, следуя традициям классической русской и мировой прозы о детях, смог без "социологических преувеличений" показать ребёнка в невероятной реальности».
      Если использовать выражение любимого Гайдаром Гоголя, он вдосталь "проездился по России". И не только по ней. Получив гонорар за книги ("В дни поражений и побед", "Жизнь ни во что" и "РВС"), в 1926 году Гайдар со своим товарищем совершает беспечное и самонадеянное путешествие в Среднюю Азию. Позже, будучи газетчиком в Архангельске, он диктует корреспонденцию с борта терпящего бедствие французского корабля "Саида". А в Хабаровске, где журналистская жизнь была такой напряженной, Гайдар оказывается в ужасном "доме скорби". Но именно там он начинает свою замечательную повесть "Военная тайна".
     В Перми Гайдар женится на Руве-Лии Лазаревне Соломянской (1908-1986), дочери большевика, уроженца Минской губернии Лазаря Григорьевича. Она была журналисткой, организатором пионерского движения в Перми. Была членом редколлегии пермской газеты «На смену», работала на радио. В кино - с 1935 года (сначала работала на «Мосфильме», затем – зав. сценарным отделом «Союздетфильма»). В годы Великой Отечественной войны – военный журналист газеты «Знамя». После войны она сотрудничала с различными газетами и журналами.
    В 1926 году в Архангельске у Аркадия Гайдара и Лии Соломянской родился сын Тимур. К этому времени звонкое имя Гайдар настолько прижилось, что стало фамилией. И сын у него - Гайдар, и дочка у него - Гайдар, и внуки у него - Гайдары.
   С 1927 года Гайдар жил в Свердловске, где в газете «Уральский рабочий» опубликовал повесть «Лесные братья» (другое  название - «Давыдовщина» - продолжение повести «Жизнь ни во что»).
    Летом 1927 года, будучи уже довольно известным писателем, переехал в Москву, где, в числе многих публицистических произведений и стихов, выпустил детективно-приключенческую повесть «На графских развалинах» (1928 г.). Повесть была экранизирована в 1957 году (реж. В. Н. Скуйбин).
     В 1931 году Соломянская и Гайдар расходятся. Аркадий Гайдар уезжает в Хабаровск корреспондентом газеты «Тихоокеанская звезда».
      В 1930 году выходит в свет автобиографическая повесть «Школа». В 1932 году – повесть «Дальние страны», в 1935 году – «Военная тайна», а написанная ещё в 1933 году и вошедшая в повесть «Сказка о военной тайне» получает не просто реалистическое обрамление - она как бы продолжена драматичными событиями реальной жизни.
    В 1935 году была напечатана повесть «Судьба барабанщика», в 1936 году вышел рассказ «Голубая чашка» - лирическая новелла, повествующая об одном дне одной семьи, о размолвке в семье. «Голубая чашка» – символ мира и взаимопонимания, хрупкого и крайне необходимого всем и каждому.
     В середине 1938 году Гайдар поселяется в Клину в доме Чернышовых: глава семейства имел частную сапожную мастерскую в Клину и небольшую фабрику в Москве. Гайдар женится на дочери Чернышова – Доре Матвеевне, и удочеряет ребёнка супруги – девочку Женю, имя которой вместе с именем своего сына дает главным героям знаменитой повести «Тимур и его команда», написанной  в Клину. Вскоре на экраны страны по киносценарию А. П. Гайдара выходит кинофильм «Тимур и его команда» (реж. А.Е. Разумного), рассказывающий о смелом и отзывчивом мальчике-пионере Тимуре Гараеве и его друзьях, помогавших семьям фронтовиков.
    Увлекательность сюжета, стремительная легкость повествования, прозрачная ясность языка при бесстрашном внесении в «детскую» жизнь значительных и трагических событий, поэтическая «атмосфера», доверительность и серьёзность тона, непререкаемость кодекса «рыцарской чести», товарищества и взаимопомощи – все это обеспечило искреннюю и долговременную любовь юных читателей к Гайдару – официальному классику советской детской литературы. Благородный почин героя повести - Тимура послужил стимулом для появления и широкого распространения по всей стране тимуровского движения, особенно актуального в 1940–1950-е годы.
   В 1939 году опубликован рассказ «Чук и Гек», ставший классикой детской литературы. Как и в других произведениях Гайдара, ключевыми составляющими здесь являются приключение и путешествие.
   В 1940 г. Гайдар пишет продолжение «Тимура…» –  «Комендант снежной крепости», а в начале 1941 г. – киносценарий продолжения и сценарий фильма «Клятва Тимура» (постановка 1942 г., реж. Л.В. Кулешов).
     В июле 1941 г. писатель отправляется на фронт корреспондентом газеты «Комсомольская правда». В это время им написаны очерки «Мост», «У переправы» и др. В августе-сентябре 1941 г. в журнале «Мурзилка» опубликована философская сказка Гайдара для детей «Горячий камень» - о неповторимости жизни, о неизбежных трудностях и ошибках на пути постижения истины.
    Разных по возрасту, характеру и типажу «детских» героев Гайдара (среди которых немало «отрицательных» лиц: Мальчиш-Плохиш, Мишка Квакин  и др.) дополняют персонажи рассказов-миниатюр для дошкольников («Василий Крюков», «Поход», «Маруся», «Совесть»).
    В августе 1941 года в журнале «Мурзилка» была опубликована сказка «Горячий камень». Ее автор в то время уже воевал с фашистами.
  Как и все сказки Гайдара, тут нет никакого волшебства, но есть житейская мудрость, которая благодаря замечательному изложению становится понятной каждому ребенку. Вот мальчик по имени Ивашка решил в колхозном саду яблок нарвать, а сторож его поймал, но не стал ругать и наказывать, а просто вывел за калитку и отпустил на все четыре стороны. Ивашка, не веря своему счастью, пустился наутек и не заметил, как оказался на болоте. Там он увидел удивительный камень, от которого исходило тепло. А еще под слоем глины на камне была надпись, обещавшая вернуть молодость и подарить вторую жизнь любому, кто этот камень на гору поднимет. Ивашке было всего восемь лет, если начинать жизнь сначала, то придется второй раз в первом классе сидеть. И тут вспомнил мальчик про колхозного сторожа. Седой и хромой одинокий старик, наверное, и счастливой жизни никогда не видел. А вот Ивашке повезло. Он ее уже три раза видел. «Это – когда он опаздывал на урок и совсем незнакомый шофер подвез его на блестящей легковой машине от конюшни до самой школы. Это – когда весной голыми руками он поймал в канаве большую щуку. И, наконец, когда дядя Митрофан взял его с собой в город на веселый праздник Первое мая». Решил Ивашка сторожа осчастливить и рассказал ему про горячий камень. Но старик, вспомнив прожитую жизнь, от новой отказался: «А на что мне другая жизнь?.. моя прошла трудно, но ясно и честно!»
  Гайдар 3    Еще один урок нравственности дает Гайдар в произведении с длинным названием «Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово». Это сказка о верности, чести и мужестве написана удивительно певучим языком, характерным для народных сказаний. «Тихо стало на тех широких полях, на зеленых лугах, где рожь росла, где гречиха цвела, где среди густых садов стоял домишко, в котором жил Мальчиш, по прозванию Кибальчиш, да отец Мальчиша, да старший брат Мальчиша, а матери у них не было».
   На этой сказке воспитано не одно поколение юных октябрят и пионеров, увлеченное подвигами юного и отважного Мальчика Кибальчиша с полчищами буржуев и предательстве Мальчика Плохиша за банку варения и бочку печения.
   Гайдар взял да облек героизм всех своих маленьких друзей в «смелую военную сказку» про Мальчиша-Кибальчиша. Что же сделал этот гордый Мальчиш! Почему, читая эту сказку, каждый юный человек проверяет себя и, упрямо сдвинув брови, думает: «А я бы так смог? А я бы не струсил?» И Гайдар отвечает: Мальчиш-то ведь был очень похож на всех вас. Когда примчался красный воин без папахи, шатаясь от ран и усталости, когда сказал Мальчишу: «Помоги?», тот помог, подняв всех своих товарищей. Бились они до самого прихода Красной Армии, а когда пришла гнусная измена, под страшными пытками не открыл Мальчиш буржуинам Военной тайны. И каждый из вас тоже помог бы в трудную минуту, — продолжает Гайдар.
      Рассказ «Чук и Гек» одно из лучших произведений советской детской литературы. Книга наполнена светлым юмором и добротой, а напряженность сюжета еще больше усиливает читательский интерес. Здесь Гайдар показывает глубокое знание детской психологии. Братья при разнице в возрасте в один год (для детской жизни это огромный срок) обладают абсолютно разными характерами и, наверное, поэтому часто ссорятся из-за всякой ерунды. Гайдар всего несколькими словами, но точно и ясно рисует образ каждого мальчика. Чук – запасливый, рассудительный. Гек – мечтательный разиня. «Если над Геком светило солнце, то он был уверен, что и над всей землей ни дождя, ни туч нету. И если ему было весело, то он думал, что все на свете людям хорошо и весело тоже».
    Так как Чук был старше брата, то из-за опаски, что ему больше достанется от мамы из-за потерянной телеграммы, он придумал ничего ей не говорить. «Если мама спросит, где телеграмма, - мы скажем. Если же неспросит, то зачем нам вперед выскакивать? Мы не выскочки». Из-за такой детской логики и произошли совершенно неожиданные приключения у далеких Синих гор.
     Аркадий Гайдар любил писать об озорных, но добрых мальчишках. А в рассказе «Голубая чашка» главные герои – отец и дочка Светлана. В обиде на маму они отправились странствовать… в соседнюю деревню. На фоне летней природы, которую автор так поэтически описывает, происходят, казалось бы, обыденные вещи. Можно считать, что в определенной мере рассказ автобиографичен. «Мне тогда было тридцать два года...» — так начинается «Голубая чашка». Летом 1935 года, когда в селе под Арзамасом Аркадий Гайдар написал эти слова, и осенью в Малеевке, под Москвой, когда писатель заканчивал рассказ, ему действительно шел тридцать второй год. Писатель шагает со Светланой по этому гайдаровскому миру — миру добрых, смелых, честных людей, взрослых и маленьких, которые живут в прекрасной стране, крепко дружат и вместе строят новую жизнь.
   Однако для Аркадия Гайдара хорошая жизнь вовсе не означает жизнь бездумную или безмятежную. В рассказ, полный тепла, солнца, напоенный запахами летнего поля, врываются отголоски больших, грозных событий. Так бывает, когда в ясный день где-то вдали за горизонтом заворчит гроза. Фашисты захватили власть в Германии. Оттуда в Советский Союз приехала со своим отцом-антифашистом девочка Берта. Вышли в поле на боевые учения части Красной Армии. Быть может, им скоро предстоит отражать нападение врага...
  Писатель не боится говорить с детьми на «взрослые» темы, потому что умеет донести до них смысл происходящего, давая вещам и явлениям ясные оценки.

Многие произведения Гайдара инсценированы и экранизированы:
Буденовка. На темы Аркадия Гайдара. Реж.: И. Вознесенский. 1976 год.
Бумбараш. Телефильм по мотивам ранних рассказов Аркадия Гайдара. Реж. Н.Рашеев, А.Народицкий. Комп. В. Дашкевич. 1971 год.
Военная тайна. Реж. М. Маевская. 1958 год.
Голубая чашка. Реж. М. Маркова, В. Храмов.
Горячий камень. Реж. А. Никитин. 1973 год.
Дальние страны. Реж. М. Федорова. 1964 год.
Дума про казака Голоту. По рассказу Аркадия Гайдара «Р.В.С.» Реж. И. Савченко. 1937 год.
Дым в лесу. Реж. Ю. Чулюкин. 1955 год.
Пусть светит. Реж. Е. Карелин. 1961 год.
Р.В.С. Реж. А Мороз. 1977 год.
Судьба барабанщика. Реж. В. Эйсымонт. 1955 год.
Тимур и его команда. Реж. А. Разумный. 1940 год.
Чук и Гек. Реж. И Лукинский. 1953 год.
Школа. Реж. М Ильенко. 1980 год.
Школа мужества. По повести «Школа». Реж. В. Басов. 1954 год.

Мультипликационные фильмы:
Поход. Реж. Ю. Скирда. 1979 год.
Сказка о Мальчише-Кибальчише. Реж. А. Снежко-Блоцкая. 1958 год.

   Началась война и Гайдар, конечно, не мог оставаться в стороне. И он попал на фронт, пусть не как солдат, а как корреспондент, но он опять мог слышать выстрелы, разрывы бомб – всё чего ему так не хватало в мирное время. Потому что, не смотря на то, что он был довольно популярным писателем, Аркадий Гайдар всю свою жизнь тянулся к военному делу, война была его призванием. И вот очутившись в непосредственной близости от театра военных действий, он, наверное, почувствовал, что вернулся домой.
     В конце июля 1941 года, корреспондентом «Комсомольской правды», он приехал в знакомый еще с молодости Киев.
   Утром 23 июля Аркадий Гайдар снова смотрел из окна пробитого осколками вагона на приближающийся Киев. Так же, как прежде, шумела листвой Владимирская горка. Неторопливо проступали из зелени белые здания. У мостов через Днепр стояли зенитные батареи. На левом берегу, на прибрежном песке среди кустарников валялись обломки двух "Юнкерсов".
   Линия обороны города проходила в 20-30 километрах западнее Киева по речке Ирпень, где части Киевского УР - укрепленного района - остановили моторизованные соединения врага. Весь Юго-Западный фронт простирался примерно на 300 километров. По "маршруту Ч-Ч" выезжали из Киева военные журналисты в полки и дивизии Юго-Западного фронта, занимавшего позиции от Чернигова до Черкасс. Как большинство находившихся в городе корреспондентов центральной печати, Аркадий Гайдар поселился в гостинице "Континенталь". Богатая гостиница в центре города, где раньше останавливались все приезжие знаменитости, была полупуста. Из обслуживающего персонала остались несколько человек. Но работает коммутатор. Журналисты занимают номера на третьем этаже. Работая корреспондентом, Гайдар не отсиживался в тылу, он всегда старался быть ближе к передовой.
    Первый очерк Гайдара, напечатанный в «Комсомольской правде» назывался «У переправы». Адрес первого фронтового очерка угадывать не приходится. Он указан в газете: 306-й Краснознаменный полк. Этот полк входил в 62-ю стрелковую дивизию, сражавшуюся в составе 5-й армии в Коростеньском укрепленном районе. Армия держала активную оборону, нанося контрудары во фланг вражеских войск, прорвавшихся к речке Ирпень. Один из героев очерка, комбат Иван Николаевич Прудников, потом рассказывал, как в полк приехала бригада корреспондентов "Комсомольской правды", двое остались на КП командира полка, а Аркадий Гайдар пришел к нему во 2-й батальон. В атаку пошел с 6-й ротой. Добыл в бою трофейный автомат. Очень этим гордился. Газета посвятила тогда 306-му полку целую полосу. Полк тогда наступал. И очерк Гайдара начинается с того, что батальон старшего лейтенанта Прудникова занял село. Но заканчивается отходом за речку Ирша.
     Последний очерк - "Ракеты и гранаты" - Аркадий Гайдар написал, сходив в ночной поиск с разведчиками 41-й дивизии на правый берег реки Остер. Положение Киева резко осложнилось. Прорвавшиеся через Днепр вражеские части стремились с рубежа реки Остер выйти в тыл защитникам города. В глубоком тылу всех армий Юго-Западного фронта, замыкая их в кольцо, двигались навстречу друг другу крупные танковые группы Гудериана и Клейста. В ночь на 18 сентября 1941 года был получен приказ: оставить Киев. Вместе с другими корреспондентами и работниками политотдела 37-й армии Аркадий Гайдар перешел на правый берег Днепра. Остаток ночи провели в Дарницком лесу. Утром двинулись на Борисполь. Виктор Полторацкий видел, как после одной из бомбежек Аркадий Гайдар прыгнул в кузов штабной полуторки... После этого о том, что происходило с Гайдаром известно очень мало. Вот донесение военного журналиста капитана А. Башкирова, к ней приложенное к "Справке о гибели военного корреспондента "Комсомольской правды" Аркадия Петровича Гайдара" "По заданию редколлегии я разыскал в Полтавской области могилу погибшего в 1941 году военного корреспондента" "Комсомольской правды" Аркадия Петровича Гайдара". В селе Лепляво хорошо помнят Аркадия Гайдара семьи погибших партизан Степанец и Касича. В селе Михайловском Каневского района Киевской области (в 18 километрах от Лепляво) я встретил жену лесника Швайко, сын которой был кучером и ординарцем у партизана Гайдара. Из рассказов знавших Аркадия Гайдара колхозников и партизана Бутенко мне удалось установить следующее: 1. В партизанский отряд Горелова Аркадий Гайдар попал в сентябре 1941 года вместе с группой полковника Орлова (бывшего начальника штаба Каневской истребительной авиадивизии ПВО). 2. Полковник Орлов со своей группой пошел на выход из окружения, звал с собой Гайдара, но Гайдар категорически отказался покинуть партизанский отряд... 3. Гайдар в партизанском отряде с первого же дня зарекомендовал себя отважным пулеметчиком и особенно отличился в бою на территории лесопильного завода, когда он и еще два пулеметчика успешно отразили натиск большой группы немцев. 4. Гайдар вел дневник партизанского отряда, написал несколько... произведений в форме писем к сыну, жене, читал их партизанам, Но автор всегда носил их с собой, и они попали в руки немцев. 5. Гайдар погиб 26 октября 1941 года в результате стычки с немецкой засадой. Как утверждает Бутенко, в этот день Гайдар и еще четыре партизана пошли на продбазу отряда. Там на них напали немцы. Гайдар поднялся и крикнул: "В атаку!" Его сразила пулеметная очередь. (Остальные четверо спаслись.) Немцы тут же сняли с погибшего партизана его орден, верхнее обмундирование, забрали тетради, блокноты. Тело Гайдара захоронил путевой обходчик..."
   Трудно судить действительно ли Гайдар погиб поднимая в атаку отряд, но трудно предположить, что отряд из пяти человек мог действительно на что-то рассчитывать, атакуя фашистов, и Гайдар как военный с опытом должен был понимать это, и вряд стал бы кричать «В атаку». Но скорее всё было так: небольшая группа партизан ранним утром 26 октября 1941 года шла за продуктами питания к собственному схрону, расположенному в окрестностях села Лепнево. Оружие у партизан было, но не такое, чтобы поднимать их в атаку, на замаскированных в лесополосе немецких автоматчиков. Гайдар увидел их первым и перед тем, как был скошен автоматной очередью, не «скомандовал», а предупредил товарищей об опасности.
     Вот так в 37 лет погиб Аркадий Гайдар. Погиб в бою с врагами, защищая то во что верил, без громких слов и торжественных речей, просто отдавая себя всего тому, ради чего он жил и во что верил - счастью советского народа.
     Может быть потому, что Гайдар сам был фактически лишён настоящего детства, почти все его произведения проникнуты эхом войны, предчувствием войны. Он романтизирует борьбу, сражения. "Военная тайна", военная тема были самыми главными для писателя. Гайдар всегда носил фуражку или любимую папаху, сдвинув на затылок. Открытое, почти всегда веселое лицо. Всегда открытое сердце, в которое осенью сорок первого года попала фашистская пуля. Одна единственная.

Использованные источники:

Гайдар Аркадий Петрович //Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь в 3-х частях. Ч. 1. – М.: Либерея, 1998. – С. 102-105.

Зубкова, М. Наш Гайдар /М. Зубкова //Читаем вместе. – 2014. - №1. – С. 34.

Минералова И. Г.  Гайдар Аркадий Петрович (22.01.1904-26.10.1941) /И.Г. Минералова //Русские детские писатели XX века: Биобиблиогр. слов.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Флинта: Наука, 1998.- С. 113-114.

Аркадий Гайдар [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gaidarovka-metod.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=143&Itemid=122

Аркадий Гайдар [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://federacia.ru/encyclopaedia/writers_rus/arkadiy_gaidar/

Аркадий Петрович Гайдар [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gaydar-arcadia.com/

Аркадий Гайдар [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://childlib.kmtn.ru/index.files/Page368.htm

Аркадий Гайдар: виртуальный музей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gaidar.ompural.ru/index.php?main=introduction

Аркадий Гайдар – писатель нашей судьбы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gaidarteka.ru/catalog/8/

Музей литературного наследия Аркадия Гайдара [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gaidar-yar.ru/

Гайдароведение [Электронный ресурс] /Калининградская областная детская библиотека им. А. Гайдара. – Режим доступа: http://librgaidar.net/gaidarovedenie.html

Наш Гайдар [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gaidardb.ru/nash-gaidar/ 

 

АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ ГАЙДАР
(1904 – 1941)

    Аркадий Гайдар (псевдоним Аркадия Петровича Голикова) в восприятии читателей скорее литературный персонаж, нежели реальный человек. О нём и его жизни было много вымыслов и домыслов, потом писателя хотели, по выражению его сына, Тимура Гайдара, "закатать под асфальт" - предать забвению. Этой несправедливости не произошло. Гайдар по праву занимает почетное место в детской литературе. Он первым всерьез заговорил с детьми о самых серьезных вопросах жизни. Он хотел, чтобы они понимали для чего живут и на чьей стороне борются.
   Таким его воспитали родители, настоящие интеллигенты, еще во время первой русской революции помогавшие подпольщикам. В 10 лет Аркадий пытался убежать на фронт. Не удалось. Когда Октябрь 1917-го докатился до Арзамаса, где прошло детство писателя, юный искатель приключений включился в борьбу и в 14 лет добровольцем пошел в Красную Армию. Он был отважным "красным командиром", убежденным в том, что воюет за правое дело. Он был из большевистской старой гвардии, которая искренне верила в будущее процветание страны рабочих и крестьян, и жизнь положила для достижения этой цели. Гайдар много раз был ранен, переболел тифом. В 20 лет по состоянию здоровья его увольняют из армии. Для Гайдара это была трагедия. Как жить дальше он не знал. И как кстати пришелся совет М.В.Фрунзе: взяться за перо и попробовать описать пережитое.
     Гайдар стал работать в различных газетах (в свою последнюю командировку на фронт в июле 1941 он отправился как корреспондент "Комсомольской правды") и писать детские книги. Первой был рассказ "Р.В.С." (1926), затем появились "Всадники неприступных гор", "Угловой дом", "На графских развалинах", "Обыкновенная биография", "Школа", "Четвертый блиндаж", "Дальние страны", "Мои товарищи", "Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове". Он стал постоянным автором только что созданного Детиздата, где вышли все его следующие книги: "Военная тайна", "Голубая чашка", "Дым в лесу", "Судьба барабанщика", "Чук и Гек", "Тимур и его команда".
      В Детиздате долго помнили его шутки и розыгрыши: рассказывают, что для "выбивания" гонорара он спрятал за пазухой ужа, а когда "натравливал" его на главного бухгалтера, тот невозмутимо произнёс: "Аркадий, уберите вашу змею. Денег нет".
      Гайдар вообще был веселым человеком. Он понимал, что детям скука противопоказана. Поэтому вместе с загадочностью, таинственностью, с непременными приключениями, неожиданными поворотами сюжета в книгах Гайдара обязательно есть юмор. Незабываемы весёлые сцены в "Тимуре и его команде" с участием пожилого джентльмена Ф.Г.Колокольчикова, его внука Коли, Нюрки с козой, малыша, складывающего последние дрова в собранную тимуровцами поленницу. Юмор его тем более был важен, что Гайдар хорошо понимал, в какое время выпало жить читателям его книг. Впереди была война - это он знал точно, об этом его знаменитые слова о "краснозвездной гвардии". Была и иная тревога: вокруг все время кого-нибудь арестовывали, дети оставались одни и могли попасть в опасную ситуацию, как герой повести "Судьба барабанщика". Оказалось, что взрослым не всегда можно доверять. Некоторые мысли повести прозвучали такой крамолой, что после публикации первых глав автора собирались арестовать. Но тут Сталин (имя которого ни разу не упоминается в книгах Гайдара) наградил писателя орденом, что и спасло его.
      Не все ладно у героев его книг. Вместе с ощущением счастья даже в самых светлых произведениях Гайдара живет беспокойство: Светлана из "Голубой чашки", радуется увлекательному путешествию с отцом и вместе с тем чувствует, что родители поссорились.
      Дети и взрослые в книгах Гайдара - разные планеты. Да что там дети и взрослые: у родных братьев Чука и Гека совсем разные характеры, но все-таки между собой они договорятся быстрее, чем со взрослыми. Много недоразумений в отношениях со взрослыми возникает у Тимура. Дети же пошли за ним безоговорочно: по всей стране создавались тимуровские команды, а само слово "тимуровец" стало нарицательным. Тимур и Женя (имена детей Гайдара) на долгие годы стали любимыми героями читателей.

Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век от А до Н /О.Б.Корф.- М.: Издательство «Стрелец», 2006.- 18-19 с., ил.