СУСАННА МИХАЙЛОВНА ГЕОРГИЕВСКАЯ

Даты жизни: 23 мая 1916 – 27 ноября 1974
Место рождения: город Одесса
Русская детская писательница, классик сентиментальной прозы для девочек
Известные произведения: «Лгунья», «Колокола», «Бабушкино море», «Отец»

  Георгиевская С  В официальной биографии Сусанны Михайловны утверждается, что она родилась в 1916 году, в 1930 году переехала в Ленинград.
      Окончила, по разным данным, ЛГУ, ЛИФЛИ или Институт иностранных языков. Работала гидом в ленинградском «Интуристе». Печатается с 1936 (очерки в журнале «Вокруг света»). В 1941 добровольно ушла на фронт. Ее зачислили матросом на Северный флот. В следующем году ей было присвоено офицерское звание. Когда боевые действия на севере окончились, Сусанна Михайловна Георгиевская по собственной настойчивой просьбе была переведена в Днепровскую флотилию, участвовавшую во взятии Берлина.Удостоена двух наград: медали "За отвагу" и ордена Отечественной войны 2-й степени.
     Сергей Снегов, женатый на двоюродной сестре Георгиевской, вспоминал: Она была невелика, красива, изящна, быстра, темноглаза и темноволоса, одета с выкрутасами — явно не по зарплате мужа-инженера, даже выдающегося. Я потом узнал, что деньги ей поступали от отца. <…>
     Санна до старости сохранила и экстравагантность, и неутихающее стремление подчинять мужчин и подчиняться мужчинам — но этим она не исчерпывалась. <…> Санна влюбилась в нового своего поклонника, архитектора Георгиевского (и, кажется, в первый и в последний раз в жизни — по-настоящему, как обыкновенная женщина: беззаветно, покорно и без измены). Она вышла замуж, сменила фамилию (чего не делала, когда была замужем за Глушко), взвалила на свои непривычные плечи обязанность домашней хозяйки и — в довершение перемен — надумала стать писательницей.<…>
    Ее маленький сын Петя умер. С мужем она развелась в самом начале войны — и отправилась на фронт, на передовую. Она занималась агитацией — вела передачи на немецкие окопы (для этого были предусмотрены специальные громкоговорители). Накопив впечатлений и тем и выпустив ряд книг, она стала очень известной — и у читателей, и в литературном кругу. У нее было свое писательское лицо.
   К началу своего литературного пути она успела побывать актрисой в Интернациональном театре, переводчицей среди иностранных рабочих на заводе "Электроаппарат", журналисткой в газете "Пионерская правда". Она приходила в соприкосновение с людьми разных судеб, профессий, национальностей: вот откуда в ее первых рассказах португалец и негр, рабочий и художник.
     Произведения Сусанны Михайловны Георгиевской стали появляться в печати незадолго до войны. Первым, в 1939 году, в ленинградском журнале "Чиж" был напечатан рассказ "Петрушка". В 1940 году наряду с детскими стали появляться рассказы Георгиевской и для взрослых; она, кроме "Чижа", начала сотрудничать в журналах "Ленинград" и "Литературный современник". Для взрослых были написаны "Ошибка", "Соседка", "Дядя Рувим", "Подруги", "Клара", "Томи Сноур"; для маленьких - "Лягушка", "Каменщик", "Как я бабочку ловила". А в следующем году рассказов для малышей Георгиевская уже не писала; напечатаны были всего лишь два ее рассказа, и оба для взрослых: "Песня о трех барабанщиках" в журнале "30 дней" и "Рождение дружбы" в журнале "Ленинград".
     Толчком для перелома в творчестве Георгиевской оказалась война. Война наполнила ее произведения новым содержанием, приблизила к читателю, излечила стиль от неточностей и невнятиц. Точный адрес и большая тема потребовали от автора другой манеры письма, гораздо более отчетливой и строгой.
    Послевоенные повести Георгиевской это литература, адресованная не детям, а, скорее, взрослым о детях. В них с удивительной ясностью раскрывается внутренний мир ребёнка, подростка, полные мучительных противоречий отношения со взрослыми. Разные по темам, времени действия и возрасту героев, они объединены гуманизмом и тактом.
     Сусанна Михайловна говорила: «…мне подарен прожектор. Он высвечивает лучшее в человеке. Даже то, чего он о себе не знает. Но я-то знаю. Я знаю!»
   Немецкий литературный критик Вольфганг Казак так говорил о Сусанне Георгиевской: «Стиль Георгиевской отличается своеобразной сжатостью, автор часто ограничивается главными предложениями, повествование строится как чередование эпизодов».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ С.М. ГЕОРГИЕВСКОЙ

     «БАБУШКИНО МОРЕ» - повесть о первой встрече маленькой ленинградки, шестилетней Ляли, с её замечательной бабушкой, бригадиром рыболовецкой бригады. О зарождающейся любви и уважении к бабушке - Варваре Степановне, простому человеку, о труде и отваге рыбаков, о море, траве, ветре, деревьях, небе, о богатстве и красоте мира написана эта книга.

     «ГАЛИНА МАМА» - повесть о храброй Галиной маме, о том, как она мужественно сражалась с врагом в годы Великой Отечественной войны.

    «ДВАЖДЫ ДВА - ЧЕТЫРЕ» - романтическая повесть об удивительном крае - Сванетии, о первых самостоятельных шагах подростка, о любви и чести, о дружбе народов.

     «ЛГУНЬЯ» - эта книга о первой юношеской безоглядной любви, о двух современных глубоко противоположных характерах, о семнадцатилетней девочке-девушке - противоречивой, поэтичной, пылкой, лживой и вместе с тем безмерно искренней. Второй герой повести - будущий архитектор, человек хотя и талантливый, но духовно менее богатый.

   «ОТРОЧЕСТВО» - книга о советской школе, об учениках и учителях. "Самый дорогой и самый близкий мой друг, читатель! Ни с кем я не бывала так откровенна, как с тобой. Каждый замысел я обращала к твоему сердцу, считая, что ты не можешь не услышать искренность волнения, которое я испытывала, говоря с тобой о тебе. И о себе". Повесть о дружбе, о чести и верности, и, конечно, о любви...

    «ОТЕЦ» - роман о юношестве, о воспитании души подростка, о бережном отношении со стороны взрослых к его внутреннему миру. У мальчика умирает мама, он едет искать незнакомого отца. Повесть о воспитании чувств, о высоком и трудном искусстве любви к людям…