АРТУР АЛЕКСАНДРОВИЧ ГИВАРГИЗОВ

Даты жизни: 13 марта 1965
Место рождения: город Киев
Российский детский писатель и поэт
Известные произведения: «Хитрый Зубов», «Записки выдающегося двоечника», «Непослушный пират»

             Артур Гиваргизов – имя очень известное в современной детской литературе.
     Гиваргизов 1Родился Артур Александрович Гиваргизов в 1965 году в Киеве. С трехлетнего возраста живет в Москве. В 1989 году окончил музыкальное училище при Московской консерватории по классу гитары, после чего работал артистом ансамбля старинной музыки, выступал с сольными концертами. В настоящее время работает в музыкальной школе, преподает игру на классической гитаре.
      В 1997 году в журнале «Сатирикон» был опубликован первый рассказ Артура Гиваргизова. С тех пор автор пишет прозу, стихи, пьесы и сказки для детей. Первая книга — «Со шкафом на велосипеде» — вышла в свет в 2003 году. Следом читатели познакомились с новыми произведениями А. Гиваргизова «Хитрый Зубов», «Мы так похожи», «Про драконов и милиционеров», «Тры-тры-тры, мы, автобус, и другие…».
     Рассказы и стихи Артура Гиваргизова печатались в журналах: «Сатирикон», «Куча-мала», «Магазин», «Миша», «Ералаш», «Мурзилка», «Кукумбер», «Колобок и Два жирафа», «Вовочка», «Тошка», «Простоквашино», «Костер», «Фонтан» и в газетах: «Семья» (в приложении «Маленькая тележка»), «Жили-были», «Независимой газете» (в приложении «Ex libris»).
       Артур Гиваргизов – автор четырех книг: «Мой бедный Шарик» (М. : «Дом детской книги», 2002), «Со шкафом на велосипеде» (М. : «Эгмонт Россия Лтд.», 2003), «Записки выдающегося двоечника» (М. : «Эгмонт Россия Лтд.», 2005), «Про королей и вообще» (М. : «Гаятри», 2005).
       Произведения А. Гиваргизова вошли в литературные серии для детей: «Город мастеров» и «Школа прикола», в сборники: «Классики» — и в поэтический, и в прозаический, «Маме дорогой», «Большой подарок Почемучке».
       Перевертыши случаются у Гиваргизова довольно часто, его персонажи выходят из привычных ролей, меняются местами, взрослые то и дело воспроизводят детское поведение, а дети мыслят по-взрослому. Школа и семья, семья и школа — главные места происшествий в произведениях А. Гиваргизова. Дети воспитывают учителей, как хотят, а учителя воспитывают детей, как могут, и при этом все живут своей отдельной жизнью и все довольны. Из того, как глубоко он знает все тонкости школьной жизни, ясно, что знает он их изнутри. Ведь, Гиваргизов — учитель, причем, его вариант — один из самых тяжелых: он — учитель музыки.
      Артур Гиваргизов — самобытный и очень непростой поэт. Однообразная жизнь, однообразные мысли, одно и то же настроение, постоянно сопровождаемое то кислой усмешкой, то горькой иронией. Герой стихов А. Гиваргизова — герой трагический. Пожалуй, Гиваргизов первым обнаружил это в наших современниках, и самое печальное, обнаружил эту потерянность и обреченность в детях. Писатель никого ничему не учит, кроме того, что каждый должен учиться сам и самостоятельно делать выводы. Иногда кажется, что он моделирует будущее. А еще Артур Гиваргизов любит и умеет удивлять. Его истории ужасно смешные. Юмором своим автор пронзает всех: детей и родителей, учителей и учеников… Юмор этот таков, что хочется смеяться в голос, и это смех сквозь слезы в буквальном смысле. Это странный юмор — юмор эпохи всеобщей депрессии, но от этого он не становится менее «спасательным и выручательным».
    Артур Гиваргизов — обладатель диплома Дома детской книги «Синяя птица», победитель конкурса «Алые паруса» 2003 года в номинации «Проза» и обладатель приза журналистов «Медиа-фаворит» в рамках ежегодного национального конкурса «Книги года — 2005», лауреат конкурсов «Детское читательское жюри», «Заветная мечта» и премии имени С. Маршака. Член союза писателей России.

 Этот «непедагогичный» Артур Гиваргизов
Нина Колоскова

    Артур Гиваргизов рассказы и стихи пишет необычные. Да и сам он человек занятный. Закончил музыкальное училище при Московской консерватории. Работает педагогом музыкальной школы (классическая гитара). Так что с детьми знаком не понаслышке. Считает, что они «понимают больше, чем взрослые. Понимают, что окружающий мир не такой злой и страшный как кажется папам. Несмотря на учебу в музыкальной школе, дополнительные занятия английским, немецким, китайским – жизнь прекрасна!.. Вообще детям многое легче объяснить…»
   Вот мнение о нашем авторе редактора издательства «Эгмонт Россия» Марии Артемьевой: «Артур – живое воплощение Хармса в наши дни. Он очень трепетно относится к слову. Сейчас эта черта – редкая для писателя. За то и ценю, и уважаю его».
  «Как и большинство хороших детских писателей, человек интересный, глубокий, многоплановый» (из комментария к интервью с А.Гиваргизовым литературного критика Ксении Молдавской).
  А еще А. Гиваргизова называют ужасно непедагогичным писателем. Он находит это комплиментом. Категорически не согласен с теми, кто считает, что современная детская литература никому не нужна.
    Обладает чувством юмора. Например, на вопрос «Какая должна быть погода, чтобы написать хорошую книжку?» ответил: «+ 11, пасмурно с прояснениями, давление… лучше вообще без давления». А на вопрос «Почему Вам нравится быть детским писателем?» – «Приятно очень». К детским библиотекам относится хорошо.
    Первая публикация – журнал «Сатирикон» (1997). А в 2004 году – уже победитель конкурса «Алые паруса» в номинации «Проза».
   Экологические проблемы Артуру Гиваргизову не чужды, в том числе – глобальные. Чего стоит один только крошечный стишок «И все-таки», тематику которого можно определить как «проблема мутации». Наш добрейший художник Анатолий Никитин не отважился изобразить такого монстра и, со свойственной ему находчивостью, предложил свой «щадящий» вариант. Или рассказ «Стул в табуретку» – о том, что может произойти, если попытаться вмешаться в природу… Рассказ вполне может стать хорошим поводом для разговора с ребятами, например, об экологической этике. А стихотворение «Река Москва» посвящено проблеме загрязнения воды. Причем, «рассматривается» она глазами вороны.
   Автору удается избегать дидактичности и назидательности в своих произведениях, беря в союзники своих персонажей. Наверное, ребятам проще выслушивать замечания от лица мух, муравьев, собак и прочих представителей животного мира.Гиваргизов 2
    Часто автор делает героями своих произведений насекомых. В его стихотворениях «обитают» мухи, муравьи. А с поющим червячком (стихотворение «Па-ду-ба-ду»), наверняка, ни вам, ни вашим читателям встречаться не приходилось. Где достоверность биологической информации, спросите вы? А это такое веселое стихотворение-перевертыш. Прочитайте его малышам и попросите их объяснить, что из описанного автором соответствует действительности, а чего быть не может. Они с удовольствием займутся поиском несообразностей и отклонений от действительности.
     Много трогательных стихов посвящено собакам. Мы любим проводить мероприятия, посвященные нашим домашним любимцам. Почему бы, не включить в сценарий подобного мероприятия эти забавные стихи о взаимоотношения людей и собак?
  Отношения людей и животных у Артура Гиваргизова тоже особенные. Доверительные. «Вознаграждение гарантируем» – в этом рассказе собака и человек меняются местами. И вознаграждение гарантирует пес, потерявший хозяина. А в рассказе «Разговор о кошке» семья озабочена благополучием своей любимицы: чтобы уберечь ее от простуды, ее кормят чесноком и обувают в башмаки.
     Заслуживает внимания и пьеса «Контрольный диктант». Ее постановка не составит большого труда, даже если в вашей библиотеке нет театра. Дети легко справятся, изготовив нехитрые костюмы и декорации. В этой веселой и остроумной пьесе действующих лиц немного: мальчики Коля и Сережа, Волк и Медведь, учительница Вера Петровна. А то, что урок проходит в лесу и в «классе» вместе с обычными учениками оказались лесные обитатели – это так забавно. А учитель – он и в лесу – учитель.

Муха. Замечание

Позади два брода и два перевала,
устали мои ребята,
легли на траву.
Муха сказала:
«Теперь она будет примятая!
Ишь, разлеглись! Здесь не кровать!
Это не ваша трава!» –
сказала муха.
Надо вставать.
Ребята, муха права.

Непривычно

«Что ты, Сережа, сегодня не в духе?» –
Спросили, кусая Сережу, две мухи.
«Его разморило от сильной жары». –
Сказали, кусая его, комары.
«Давай, улыбайся и высуши слезы». –
Сказали, кусая, пиявки и осы.
«Ведь нам непривычно, всегда был веселый», –
Сказали, кусая, собаки и пчелы.
«А, может быть, он заболел, вот и грустный?»
«Отстаньте от мальчика, главное, вкусный!»

Муравей. Объявление

Муравей увидел ручку,
Прицепился как репейник.
Удивил – всего три точки,
а умеет говорить:
«Подари мне эту штучку!
Ну одну на муравейник!
Мы напишем на листочке –
“По муравейникам не ходить!”»

Па-ду-ба-ду

Сидит комар и не кусается,
В лесу все очень изменилось.
Прошла лиса, задела зайца.
«Ах, извините», – извинилась.
А в почерневшем котелке
У волка варится картошка.
На небе, как на потолке
Вниз головой сидела кошка.
Пришла весна – запел червяк,
Забравшись на макушку дуба.
А червяки поют вот так:
«Па-ду-ба-ду-ба-ду-ба-ду-ба».

Очень добрая собака

В пещере – в ухе у Полкана –
Живет отшельница коровка.
Направо – крошечная ванная.
Налево – спальня и кладовка.
Сегодня что-то ей не спится,
И ухо чешется. Однако,
Полкан не думает сердиться.
Он – очень добрая собака.

Сейчас узнаешь

Меня ведет на поводке
собака бультерьер.
Она ведет меня к реке.
А я вот, например,
пошел бы в лес, а не к реке.
Но поводок не руль.
А интересно, почему
ее назвали «буль»?

Река Москва

Такая грязная вода!
Ворона пролетает
и говорит: «Вот это да!
Совсем не отражает!
Так не бывает, пролечу
еще разок, – кошмар!
Не отражает!
Точно!
Чур!
Ой, извините, – кар!

Муха

           Муха влетела в открытую форточку и оказалась на уроке зоологии.
           «У мух тело длиной от 2 до 15 миллиметров – темное, покрыто волосками и щетинками».
           «Это обо мне, – подумала муха. – Послушаем».
           «На лапках у одной мухи – 344 миллиона микробов».
           «Вот черт!!!» – Муха с ужасом посмотрела на свои лапки.
         «А в южной и средней Африке, – продолжала учительница, – живут мухи Цеце, которые разносят смертельные заразные болезни».
          – Я не Цеце! Я не Цеце! – закричала муха на весь класс.
           Но голос у нее был тихий-тихий, и никто не услышал.
           Тогда, от отчаяния, муха стала биться головой о стекло. Но на это тоже никто не обратил внимания.

Разговор о кошке

          Кошка была опять голодная.
          – Ведь она только что съела целую тарелку рыбы! – удивлялась мама.
          – Рыба для нее, как для нас воздух, – сказал папа, – вот ты же не можешь долго не дышать.
          – Правильно, – сказала кошка.
          – Видишь, – сказала мама, – она опять просит.
          – А может быть, дело в чесноке? – подумал вслух папа.
          – В чесноке?
          – Ну да, чеснок возбуждает аппетит. Ты ведь даешь ей чеснок?
        – А как же не давать ей чеснок, – заволновалась мама, – когда она босиком ходит по грязному полу, а потом сидит и лижет лапы, на которых миллиард микробов.
          – Надо купить ей домашние тапочки, – сказал папа, – и ботинки – для улицы.
          С тех пор кошка стала ходить в домашних тапочках, всегда была сытая и от нее не пахло чесноком.

Источник: http://lib.1september.ru/2005/15/20.htm

СМ. также

Артур Гиваргизов: мой автор!: презентация Юлии Михайловой


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Артур Гиваргизов. – Режим просмотра: http://givargizov.ru/

Артур Гиваргизов. – Режим просмотра: http://bibliogid.ru/podrobno/154-paradoksov-drug

Артур Гиваргизов. Стихотворения: http://www.ironicpoetry.ru/autors/givargizov-artur

Гиваргизов Артур. – Режим просмотра: http://www.kykymber.ru/authors.php?author=62