ЭРНЕСТ ТЕОДОР ВИЛЬГЕЛЬМ (АМАДЕЙ) ГОФМАН

Даты жизни: 24 января 1776 – 25 июня 1882
Место рождения: Кёнисберг, Восточная Пруссия
Немецкий писатель и композитор
Известные произведения: «Крошка Цахес», «Щелкунчик и Мышиный король»

    Эрнст Теодор Амадей Гофман… В этом имени есть что-то магическое. Его всегда произносят полностью, и оно как будто окружено тёмным гофрированным воротником с огненными отблесками.
      Впрочем, так и должно быть, потому что на самом деле Гофман был волшебник.
      Да-да, не просто сказочник, как братья Гримм или Перро, а самый настоящий волшебник.
      Судите сами, ведь только истинный маг может творить чудеса и сказки… из ничего. Из бронзовой дверной ручки с ухмыляющейся рожей, из щипцов для орехов и хриплого боя старых часов; из шума ветра в листве и ночного пения котов на крыше. Правда, Гофман не носил чёрной мантии с таинственными знаками, а ходил в поношенном коричневом фраке и вместо волшебной палочки использовал гусиное перо.
      Можно без преувеличения сказать, что история жизни Эрнста Гофмана – это история непрестанной борьбы за кусок хлеба, за обретение себя в искусстве, за свое достоинство как человека и художника. Отражением и отзвуками этой борьбы, в художественной трансформации, полны его произведения. Эрнест Гофман сверхзадачей своего творчества ставил стремление выразить поэтический дух природы, к этому, как полагал он, призвано Искусство, а ведь именно Искусство, считал великий писатель-романтик, и является единственной целью и смыслом человеческого бытия. Искусство действительно было целью и смыслом его удивительно богатой и плодотворной жизни.

  Гофман 1 Эрнст Теодор Вильгельм Гофман, сменивший впоследствии свое третье имя на Амадей, в честь любимого композитора Моцарта, родился в 1776 году в Кёнигсберге, в семье прусского королевского адвоката.
    Когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской линии. Большое влияние на него оказывал дядя, адвокат, умный, талантливый, склонный к фантастике и мистике. Гофман рано обнаружил значительные способности к музыке и рисованию, и даже сочинял небольшие музыкальные пьесы. Но под давлением авторитета дяди он выбрал себе стезю юриспруденции, из которой всю последующую жизнь пытался вырваться и зарабатывать искусством.
   В школе, а затем и в университете, куда Гофман поступил в 1792 году, он завел дружеские отношения с Теодором Гиппелем, племянником известного тогда писателя-юмориста Теодора Готлиба Гиппеля. Общение с ним и его семьей оставило след в душе впечатлительного юноши.
    По окончании курса юридических наук в Кёнигсбергском университете Гофман едет в Берлин. Он успешно сдает экзамены на чин асессора и получает назначение в Познань. Несмотря на то что Гофман сумел в короткое время проявить себя превосходным музыкантом – композитором, дирижером, певцом, - а также талантливым художником, рисовальщиком и декоратором, и, самое главное, выдающимся писателем, его многочисленные попытки зарабатывать себе на жизнь искусством терпели неудачи.
   Гофман был знающим юристом. Обладая огромной работоспособностью, этот удивительный человек никогда и ним к какому из своих занятий не относился небрежно, ничего не делая вполсилы. Но его подвижная, впечатлительная и эмоциональная артистическая натура порой подводила его. Так, в 1802 году в Познани ему не повезло, разразился скандал из-за нарисованной Гофманом карикатуры на прусского генерала, солдафона, и тот пожаловался королю, после чего Гофман был сослан в Плоцк, маленький польский городок, в 1793 году отошедший к Пруссии.
   Незадолго до отъезда происходят значительные перемены в его личной жизни: разорвав помолвку с кузиной Минной Дерфер, он женился на Михалине Тшциньской-Рорер. Этой молодой женщине предстояло делить с ним все невзгоды его неустроенной скитальческой жизни, трагедию потери маленькой дочери Цецилии, и до безумия ревновать мужа к его ученице Юлии Марк, в которую он влюбился.
     Но все это случится позже, а пока Гофману удалось вырваться в Варшаву, затем он отправляется в Берлин, получает предложение занять место капельмейстера в Бамбергсокм театре.Гофман 2
     Старинный баварский город Бамберг сыграл особую роль в жизни Гофмана. Годы, проведенные здесь, с 1808 по 1813, стали годами расцвета его музыкально-творческой и музыкально-педагогической деятельности. В это время Гофман печатает статьи о музыке и публикует свою первую «музыкальную новеллу» «Кавалер Глюк» в Лейпцигской «всеобщей музыкальной газете.
      Здесь, в Бамберге, писателя постигло одно из самых глубоких и трагических переживаний. Безнадежная любовь к его юной ученице Юлии Марк причинило множество мучений самому Гофману и его жене. В образах певиц, которые создаст позднее Гофман, будут просматриваться ее черты. Семья девушки выдала ее замуж за состоятельного гамбургского коммерсанта, и замужество Юлии и ее отъезд из Бамберга обрушились на Гофмана тяжелым ударом. Под впечатлением расставания с Юлией в воображении Гофмана родилась новелла «Дон Жуан».
     Гофман все больше сил и времени отдает литературе. В письме к Кунцу от 19 августа 1813 года он пишет: «Не удивительно, что в наше мрачное, злосчастное время, когда человек едва перебивается со дня на день и еще должен этому радоваться, писательство так увлекло меня – мне кажется, будто передо мной открылось чудесное царство, которое рождается из моего внутреннего мира и, обретая плоть, отделяет меня от мира внешнего».
     Он вновь возвращается в Берлин и поступает на службу, новое место давало и средства на жизнь, и оставляло достаточно времени для сочинительства.
    В эти год одна за другой выходят его книги: «Золотой горшок: сказка из новых времен» (1815), роман «Элексир дьявола» (1816), сборинк «Ночные рассказы» (1817), «Мадемуазель де Скюдери» (1818), повесть-сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (1819), цикл рассказов «Серапионовы братья» (1819), неоконченный роман «Житейские воззрения Мура вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах» (1819-1821), повесть-сказка «Повелитель блох» (1822).
   Гофман 3Сказки и новеллы Гофмана могли быть смешными и страшными, светлыми и зловещими, но фантастическое в них возникало неожиданно, из самых обыденных вещей, из самой жизни. В этом и был великий секрет, о котором первым догадался Гофман.
      Эрнст Теодор Амадей Гофман умел проникать в суть вещей. И еще он мечтал, чтобы его сказки согревали сердца.
     «Совсем стемнело. Фриц и Мари сидели, крепко прижавшись друг к другу, и не смели проронить ни слова; им чудилось, будто над ними веют тихие крылья и издалека доносится прекрасная музыка. Вдруг светлый луч скользнул по стене. И в то же мгновение прозвучал тонкий серебряный колокольчик: «Динь-динь-динь-динь!» Двери распахнулись, и елка засияла таким блеском, что дети с громким криком: «Ax,ax!» — замерли на пороге».
     «Щелкунчик», несомненно, самая добрая сказка Гофмана. Но сам он, как считали многие, вовсе не был добряком. Он бывал очень разным, этот Эрнст Теодор Гофман. Нервный и саркастический, он яростно выступал против обывательской пошлости и в многочисленных карикатурах не щадил никого своей убийственной насмешкой. И тот же Гофман умел бесконечно восторгаться прекрасным, верить в волшебство и магию, сочувствовать и помогать непонятым и гонимым.
      С героями Гофмана всегда происходят самые невообразимые и фантастические приключения, и сказка его, кажется, неотделима от реальной жизни. Потому что сказочные принцы и волшебники толкутся у него между дрезденскими или берлинскими студентами, музыкантами и чиновниками. Они стоят лицом к лицу с реальным миром и ничем от него не защищены. Самая снисходительная реакция окружающих на них — «чудаки»; другая, более суровая, — «безумцы».
    С 1815 года Гофман уже не испытывает прежней материальной нужды, он становится популярным автором альманахов и карманных изданий, к тому же опера «Ундина» принимается к постановке на сцене Национального театра, премьера состоялась в августе 1816 года.
     1817 год, казалось, поначалу складывался необыкновенно удачно для Гофмана: финансовые дела пошли на лад, он становится популярен и как композитор, и как писатель, у него блестящая репутация как у судьи апелляционного суда. Но, спустя два дня после очередного представления «Ундины», страшный пожар уничтожает весь Национальный театр вместе с декорациями к опере. Дом, где жил Гофман, стоял поблизости от театра и тоже едва не сгорел.
     С этого дня Гофмана не видят больше в литературных салонах, увы, под воздействием очередного потрясения он становится частым гостем питейных заведений. Расстроив себе нервы вином и бессонницей, он приходил домой, брался за перо, и ужасы, создаваемые в его воображением, порой приводили в ужас и его самого. В положенный час Гофман сидел на службе и усердно работал. Но организм, измученный таким режимом, да и очередным скандалом, вызванным публикацией его нового произведения «Повелитель блох», не выдерживает, и в середине января 1822 года Гофман тяжело заболевает. Эта болезнь постепенно захватывает все его тело, и приводит жизнь великого сказочника к концу 25 июня 1822 года.Гофман 4
    Нам осталось много автопортретов Гофмана. Низкорослый человечек явно тонкой нервной системы, ироничный, неуравновешенный, с копной темно-каштановых волос и глазами, горящими под этой непокорной гривой... Как писал Вальтер Скотт, «серый ястреб с хищным взором» да и только! Но Эрнст Теодор Амадей Гофман несмотря ни на что, как и все сказочники — добрый. Все же он добрый, хоть и был так часто не в меру ироничен и походил на серого ястреба с хищным взором. Он считал, что «наипервейшее условие всякого творчества есть добрая непритязательность, которая единственно и способна согреть сердце и дать благотворное побуждение духу».
      Гофман мечтал согревать сердца. И если вы полюбили его героев: Мари, Щелкунчика, кота Мурра, Крейслера, Ансельма и многих-многих других... Если стали близки они вам — значит, откликнулось сердце на душу писателя, музыканта и сказочника. Значит, мечтал он не зря.

 

ЭРНЕСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН
1776-1822

   С автопортрета Гофмана на нас смотрит необычный человек — высокий лоб, большие грустные глаза, взъерошенные волосы и словно бы с трудом сдерживаемая улыбка. Странное лицо и странная манера рисунка, нехарактерная для того времени. Странно многое, связанное с Гофманом, — писатель, влюблённый в музыку, посвятивший ей часть жизни и творчества, днём исправно посещающий государственную службу, а ночью создающий бесконечные образы, причудливые, фантастические, и порой пугающие. Своими историями он открывает для нас дверь в другой мир. Этот мир почти такой же, как и наш. Но если приглядеться к нему внимательнее, можно заметить, что в древесной листве прячутся золотистые змейки, игрушки в шкафу тихо переговариваются между собой, а домашние коты на досуге занимаются написанием мемуаров...
     Гофман родился в 1776 году в городе Кенигсберге (нынешнем Калининграде), одном из культурных центров Германии того времени. Когда маленькому Эрнсту было три года, его родители разошлись, а мальчика вырастил и воспитал дядя. Вероятно, именно под его влиянием в душе Гофмана зародилась любовь ко всему волшебному и необычному — дядя был человеком, склонным к мистике. Однако, именно дядя настоял на том, чтобы юноша стал учиться на юриста, вместо того, чтобы профессионально заниматься музыкой, которой он увлекался с детства. Впрочем, вся жизнь Гофмана будет неразрывно связана с искусством — с рисованием и, особенно, музыкой. Ведь знаменитый писатель, как это ни удивительно, был ещё и композитором, хотя и не достиг на этом поприще такой известности, как на литературном. И именно он — автор первой немецкой оперы «Ундина». А одно из своих имен — Амадей — он взял себе сам в честь своего музыкального кумира, Моцарта.
     Музыка была неотъемлемой частью жизни Гофмана, и многие его литературные произведения так или иначе связаны с судьбой музыкантов и композиторов — например, изящный рассказ «Кавалер Глюк» или новелла «Дон Жуан». «Музыка открывает человеку неведомое царство», — пишет Гофман восторженно. Единственно возможный смысл жизни для него — в искусстве, а главный герой его произведений — художник, творец. Но художник по Гофману не может не противостоять обществу, и именно это противостояние — основная тема в творчестве писателя.
    Наиболее полно эта тема раскрыта в последнем романе — «Житейские воззрения кота Мурра», который, к сожалению, не был завершен. Это произведение полно фантазии, юмора и горькой сатиры. В нём причудливо переплетаются две сюжетные линии — воспоминания домашнего кота Мурра о своей жизни и история капельмейстера Иоганна Крейслера, героя нескольких сочинений Гофмана.
     Но больше всего мы любим Гофмана за его фантастические повести-сказки. Их нельзя назвать сказками в полном смысле этого слова — сказки обычно пишутся для детей, а едва ли не единственные произведения Гофмана, созданные им в расчете на детскую аудиторию, а вернее, как он сам пишет, «для больших и маленьких детей», — это «Щелкунчик» и «Чужое дитя», так называемые «светлые сказки». В них сильнее всего чувствуется неповторимое ощущение волшебства, которое объединяет все фантастические произведения Гофмана.
    Такие произведения, как «Крошка Цахес», «Золотой горшок» или «Песочный человек» полны фантазии, причудливых и невероятных событий, которые не только увлекают, но порой пугают читателя. Особенно это относится к повести «Песочный человек», в которой описывается создание куклы, неотличимой от живого человека. Эта повесть вместе с некоторыми другими входит в цикл «ночных» произведений Гофмана, полных мрачной мистики (большинство этих произведений не были переведены на русский язык).
     Сложная гротескная повесть «Золотой горшок» — одна из наиболее известных вещей Гофмана. В ней писатель описывает, как за человеческую душу борются светлые и темные силы. Незадачливый студент Ансельм — один из самых характерных гофмановских персонажей. Его образ — образ инфантильного сумасброда «не от мира сего», несовместимого с окружающим миром. Весь сюжет здесь построен на противопоставлениях — светлых и темных сил, студента Ансельма и мещанского общества, реальных и фантастических событий.
      Гофман скончался в 1822 году. Ему было всего 47 лет, но организм писателя уже был подорван его образом жизни. В свою пору он был гораздо популярнее в Европе, Америке и России, чем в родной Германии.
Д.А. Горянина

Детям о писателях. Зарубежные писатели.- М.: Стрелец, 2007.- С.10-11., ил.

 

ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН
(1776—1822)

    Литературой немецкий писатель Гофман занялся уже в зрелом возрасте. Большинству наших читателей он знаком как автор сказочных повестей «Крошка Цахес», «Золотой горшок», «Песочный человек» и, конечно, «Щелкунчик», по мотивам которой  был поставлен балет на музыку великого русского композитора П.И. Чайковского.
   Рассказы и сказки Гофмана отличают блистательная фантазия и строгий стиль. О невероятных вещах писатель говорит так, будто бы они всегда окружают нас и так же привычны, как тарелка супа в обед. Действие его произведений почти никогда не происходит в далеких краях: обычно своих героев Гофман описывает в повседневной обстановке. Но именно за обыденным обликом вещи скрывают свои волшебные свойства.
    Разве могла подумать Мари, когда ей подарили деревянную игрушку для колки орехов, что этот Щелкунчик окажется заколдованным прекрасным юношей, а гостиная ее дома превратится в сказочную страну? Но волшебство происходит не случайно. События этой истории совершаются в Рождество — праздник рождения Иисуса Христа, приход чуда в мир. Сама Мари готова принять чудо: она верит в рассказы крестного о сказочном саде, радуется светлой атмосфере в доме. Можно сказать, что волшебная страна открывается ей и в награду за доброту, ведь девочка заботится о своих игрушках, перевязывает сломанного Щелкунчика, не дает его в обиду. Такому чуткому ребенку, как Мари, по силам и самой творить чудеса. Вместе со Щелкунчиком она противостоит семиглавому Мышиному Королю. Вначале она проигрывает: поддается на угрозы Короля и отдает за поверженного Щелкунчика все свои ценности - книжки с картинками, сладости... Но благодаря смелости, силе воли и помощи крестного она справляется со всеми трудностями и обретает счастье. Свое испытание проходит и Щелкунчик: он вступает в битву с Мышиным Королем и освобождает сказочное королевство от его власти. Щелкунчик избавляется от чар, и теперь он и Мари могут быть счастливы в реальном мире.
    Сказка-повесть «Золотой горшок» тоже полна чудес. Они происходят с мечтательным и чудаковатым юношей Ансельмом. Его проклинает старая ведьма, он влюбляется в золоти-сто-зеленую змейку - заколдованную красавицу, а его знакомый архивариус (хранитель рукописей) оказывается умелым волшебником! Автор, однако, не берется сказать, не было ли все это фантазиями Ансельма. Гофман позволяет решить самим читателям, стоит ли всерьез воспринимать предание о золотом горшке с огненной лилией, аромат которой переносит человека в страну грез - Атлантиду.
     Гофман обладал талантом не только к литературе, но и к музыке и живописи. Многие свои творения он иллюстрировал сам. В свое время он был известен и как композитор, дирижировал оркестром, сочинил романтическую оперу «Ундина» (дочь водяных духов). 

Зарубежные детские писатели: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.