ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ

Даты жизни: 27 января 1879 - 3 декабря 1950
Место рождения: г. Сысерть, Пермская губерния, Российская империя
Русский и советский писатель, фольклорист, публицист, журналист.
Известные произведения: «Серебряное копытце», «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», «Хрупкая веточка», «Огневушка-поскакушка»

 Писатель Павел Бажов Павел Петрович Бажов родился 27  января 1879 года. Будущий писатель рос и воспитывался в среднестатистической семье. Его отец Петр Бажов, выходец из крестьян Полевской волости, работал на горнодобывающем участке в городке Сысерти, что в Свердловской области. Позже Бажовы переехали в поселок Полевской. Родитель писателя зарабатывал на хлеб тяжелым трудом, а сельским хозяйством не занимался: в Сысерти не было пахотных земельных участков. Петр был трудолюбивым человеком и редким специалистом в своем деле, но начальники мужчину не жаловали, поэтому Бажов-старший сменил не одно рабочее место.
   Дело в том, что глава семейства любил пригубить горячительного напитка и нередко уходил в запои. Но не эта вредная привычка становилась камнем преткновения между руководителями и подчиненным: подвыпивший Бажов не умел держать язык за зубами, поэтому критиковал рабочую верхушку в пух и прах.
   Мать писателя происходила из польских крестьян, вела домашнее хозяйство и воспитывала Павла. В вечернее время увлекалась рукоделием: плела кружева, вязала ажурные чулки и создавала прочие уютные вещички. Но из-за этой кропотливой работы, которая велась в темное время суток, у женщины сильно испортилось зрение. Кстати, несмотря на своенравный характер Петра, у него с сыном сложились дружеские отношения. Бабушка Павла даже говаривала, что отец все время потакал чаду и прощал любые проказы. А у Августы Стефановны был и вовсе мягкий и покладистый характер, поэтому ребенок воспитывался в любви и гармонии.

   Павел Петрович Бажов рос прилежным и любознательным мальчиком. До переезда он посещал земскую школу в Сысерти, учился на «отлично». Павел схватывал предметы на лету, будь то русский язык или математика, и каждый день радовал родственников пятерками в дневнике. Бажов вспоминал, что благодаря Пушкину сумел получить достойное образование. Будущий литератор взял томик великого русского писателя в местной библиотеке на суровых условиях: библиотекарь в шутку велел, чтобы юноша выучил все произведения наизусть. Но Павел отнесся к этому заданию серьезно.
    Позже его школьный учитель рассказывал об ученике другу-ветеринару как об одаренном ребенке из рабочей семьи, который назубок знает творения Александра Сергеевича. Впечатленный талантливым юношей, ветврач подарил мальчику путевку в жизнь и обеспечил выходцу из бедной семьи достойное образование. Павел Бажов окончил Екатеринбургское духовное училище, а затем поступил в Пермскую духовную семинарию. Юноше было предложено продолжить обучение и получить церковный сан, однако молодой человек не желал служить в церкви, а мечтал корпеть над учебниками на университетской скамье. К тому же Павел Петрович был не религиозным, а скорее революционно настроенным человеком.Павел Бажов в молодости
   Но денег на дальнейшее образование не хватило. Поэтому, не получив университетского диплома, Павел Петрович работал преподавателем в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова, обучал студентов русскому языку и литературе. Бажова любили, каждая его лекция воспринималась подарком, он читал произведения великих классиков чувственно и с душой. Павел Петрович был одним из тех редких преподавателей, которые могли заинтересовать даже заядлого двоечника и непоседу.
  У девочек в училище имелся своеобразный обычай: они прикалывали любимым учителям бантики из разноцветных атласных ленточек. У Павла Петровича Бажова не оставалось свободного места на пиджаке, ведь «знаков отличия» у него было больше всех.

   Павел Петрович участвовал в политических событиях и воспринял Октябрьскую революцию как нечто должное и основополагающее. По его мнению, отречение Николая II от престола и большевистский переворот должны были покончить с социальным неравенством и обеспечить жителям страны счастливое будущее.
    До 1917 года Павел Петрович был членом партии социалистов-революционеров, в гражданскую войну воевал на стороне красных, организовывал подполье и разрабатывал стратегию на случай падения советской власти. Также Бажов пребывал на посту заведующего профсоюзным бюро и управлением народного образования. Позже Павел Петрович возглавил редакционную деятельность, выпускал газету. Помимо прочего, писатель организовывал школы и призывал бороться с неграмотностью.
   Еще будучи студентом, Павел Петрович жил в Екатеринбурге, где он  познакомится с полумистическим фольклором: местный старичок по прозвищу Слышко – сторож Василий Хмелинин – обожал рассказывать народные сказы, главными героями которых были мифические персонажи: Серебряное копытце, Хозяйка медной горы, Огневушка-поскакушка, Голубая змейка и бабка Синюшка. С тех времен и началась его любовь к фольклорному творчеству: Бажов тщательно вел тетради, куда собирал уральские песни, сказания, легенды и загадки.

Павел Бажов с семьейСемья Павла Бажова

    В 1931 году в Москве и Ленинграде состоялась конференция на тему русского фольклора. В результате совещания была поставлена задача изучения современного рабочего и колхозно‐пролетарского фольклора, затем было принято решение создать сборник «Дореволюционный фольклор на Урале». Поиском материалов должен был заняться краевед Владимир Бирюков, однако ученый не нашел нужных источников.
    Поэтому издание возглавил Бажов. Павел Петрович собирал народные былины как писатель, а не как ученый-фольклорист. Бажов знал о паспортизации, однако ее не проводил. Также мастер пера придерживался принципа: герои его произведений – выходцы из России или Урала (даже если эти предположения противоречили фактам, литератор отвергал все, что было не в пользу его родины).
    В 1936 году Павел Петрович опубликовал первое произведение под названием «Девка Азовка». Позже, в 1939-м, в тираж вышел сборник «Малахитовая шкатулка», который при жизни автора пополнялся новыми сказами со слов Василия Хмелинина. Но, по слухам, однажды Бажов признался, что не переписывал свои рассказы с чужих уст, а сочинял их.
    Незадолго до смерти Павел Петрович перестал писать и начал читать лекции, которые укрепляли дух народа во время Великой Отечественной войны.

Могила Бажова

    Великий писатель скончался зимой 1950 года. Могила творца расположена на холме (центральная аллея) в Екатеринбурге на Ивановском кладбище.

 

 ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ
(1879-1950)

  Бажов  Народные были, богатый уральский фольклор (устное творчество) и сказы принесли писателю известность и открыли двери в большую литературу. Родом из местности близ Екатеринбурга, Бажов с детства слышал предания и сказки о чудесных обитателях Уральских гор, знал песни и приметы горнорабочих, затем начал собирать фольклор во время долгих путешествий по Уралу, а журналистская практика и работа с письмами читателей обогатила его язык народными выражениями и поговорками.
   Все это помогло Бажову создать свою уникальную манеру письма, которая раскрылась в его знаменитых «уральских сказах». В литературе сказ — это повествование от лица одного героя, которое передает особенности его речи. Выбрав эту форму, Бажов смог показать богатство народного языка и особенности уральского говора. Сюжеты писатель брал из старинных устных преданий. У этих фольклорных произведений он перенял главную особенность: соединение сказочных образов (Полоз и его дочь Змеевка, Огневушка-Поскакушка, Хозяйка Медной горы) и реалистических героев (Данила-мастер, Степан, Танюшка). Свои сказы Бажов объединил в книгу «Малахитовая шкатулка», которую постепенно дополнял.

    Главная тема его творчества — труд и мастерство рабочего человека. Раскрыть талант в своем деле, найти в нем «живинку», с которой любая работа спорится, людям помогает связь с природой. Ее силу и тайны олицетворяют могущественные герои волшебного горного мира. Один из самых ярких его образов - Медной горы Хозяйка, с которой встречается мастер Степан в одноименном сказе. За то, что он выполнил просьбу Хозяйки и не позарился на ее сокровища, она помогла ему найти невероятных размеров малахитовые камни, из которых выточили целые колонны.
   Хозяйка Медной горы встречается и герою сказа «Каменный цветок» — Даниле. Мастер резьбы по камню, он мечтал сделать такую чашу, чтобы была она словно живой цветок дурман-травы. Повстречав Хозяйку, Данила попросил ее показать каменный сад, где и деревья, и листья, и цветы - все из самоцветов. Хозяйка отговаривала мастера и просила его творить по своей фантазии, без оглядки на ее волшебный сад. Но Данила в глубине души боялся, что не справится с каменной чашей, и не послушал Хозяйку. В ту же ночь, как увидел мастер чудесный сад, он разбил свою чашу и пропал из дому. Говорили, что он стал работником в чертогах Хозяйки Медной горы.

    Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению, возглавлял Свердловскую писательскую организацию, был главным редактором и директором Уральского книжного издательства.

Рисунок выполнен по фотографии П.П. Бажова ок.1950 г.

Русские детские писатели: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.


 См.: Иллюстраторы сказов Павла Бажова

См.: Памятники Павлу Бажову

 См.: История малахитовой шкатулки