ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК

Даты жизни: 20 мая 1799  - 18 августа 1850
Место рождения: Тур, Эндр и Луара, Первая французская республика
Французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе
Известные произведения: «Гобсек», «Человеческая комедия», «Шагреневая кожа», «Спасительный возглас», «Утраченные иллюзии»

  Бальзак О Оноре Де Бальзак – французский писатель и один из лучших прозаиков. Биография основоположника реализма схожа с сюжетами собственных произведений – бурные приключения, загадочные обстоятельства, сложности и яркие достижения.

   Оноре де Бальзак родился в Туре в семье крестьянина из Лангедока Бернара Франсуа Бальса. Отец Бальзака разбогател на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура. Не имеет никакого родственного отношения к французскому писателю Жану-Луи Гез де Бальзаку. Отец Оноре изменил фамилию и стал Бальзаком. Мать Анна-Шарлотта-Лаура Саламбье была значительно моложе своего супруга и даже пережила своего сына. Она происходила из семьи парижского торговца сукном.
   Родители пожелали, чтобы Бальзак получил профессию юриста, поэтому обучался их сын в Вандомском колледже с правовым уклоном. Учебное заведение славилось строгой дисциплиной, встречи с близкими допускались только на рождественские каникулы. Мальчик редко придерживался местных правил, за что приобрел репутацию разбойника и разгильдяя.Оноре де Бальзак в детстве и юности
   В 12 лет Оноре де Бальзак написал первое детское произведение, над которым посмеялись одноклассники. Маленький писатель читал книги французских классиков, сочинял стихи, пьесы. К сожалению, его детские рукописи сохранить не удалось, школьные преподаватели запрещали ребенку литературно развиваться, а однажды на глазах Оноре было сожжено одно из его первых сочинений «Трактат о воле».
  Трудности, связанные с общением среди сверстников, с учителями, недостаток внимания послужили появлению у мальчика заболеваний. В возрасте 14 лет семья забрала тяжело больного подростка домой. Шансов на выздоровление не оставалось. В таком состоянии он провел несколько лет, но все же выбрался

    В 1816 году родители Бальзака переехали в Париж, и там молодой романист продолжил обучение в Школе права. Совместно с изучением науки Оноре устроился на работу клерком в нотариальную контору, но удовольствия от этого не получал. Литература манила Бальзака словно магнит, тогда отец решил поддержать сына в писательском направлении.
  Франсуа пообещал ему финансирование в течение двух лет. За этот период Оноре должен доказать способность зарабатывать на любимом деле. До 1823 года Бальзак создал около 20 томов произведений, но большинство из них ожидал провал. Его первая трагедия «Кромвель» подверглась жесткой критике, а позже сам Бальзак называл молодое творчество ошибочным.
   В  первых работах Бальзак пытался следовать литературной моде, писал о любви, занимался издательской деятельностью, но неудачно (1825-1828 гг.). На последующие труды писателя повлияли книги В. Скотта, написанные в духе исторического романтизма.
   В 1834 году Оноре создает произведение, направленное на показ «картины нравов» того времени и работает над ним на протяжении всей жизни. Книга впоследствии получила название «Человеческая комедия». Идеей Бальзака было создание художественной философской истории Франции, т.е. какой стала страна, пережив революцию.
  Эту книгу можно смело назвать шедевром. В ней описаны простые люди, отмечены профессии героев произведений и их роль в обществе. «Человеческая комедия» наполнена невыдуманными фактами, все из жизни, все о человеческом сердце.

   Оноре де Бальзак окончательно сформировал жизненные позиции в области творчества после написания следующих произведений:
   «Гобсек» (1830 год). Изначально сочинение имело другое название – «Опасности беспутства». Здесь ярко отображены качества: жадность и алчность, а также их влияние на судьбу героев.
  «Шагреневая кожа» (1831 год) – это произведение принесло писателю успех. Книга проникнута романтическими и философскими аспектами. В ней детально описаны  жизненные вопросы и возможные пути решения.
   «Тридцатилетняя женщина» (1842 год). Главная героиня писателя обладает далеко не лучшими свойствами в характере, ведет осуждающую с точки зрения общества жизнь, чем указывает читателям на ошибки, которые разрушительно влияют на других людей. Здесь Бальзак мудро излагает мысли о человеческой сущности.
   «Утраченные иллюзии» (публикация в трех частях 1836-1842 гг.). В данной книге Оноре, как всегда, сумел подойти к каждой детали, создав картину нравственной жизни французских граждан. Ярко отображены в произведении: эгоизм человека, страсть к власти, богатству, самоуверенность.

       Творчество и биография Оноре де Бальзака входит в число обязательных для изучения материалов в школах стран мира согласно образовательной программе.

    О личной жизни великого Оноре де Бальзака можно написать отдельный роман, назвать который счастливым не получится. В детстве маленький писатель недополучил материнской любви и сознательную жизнь искал в других женщинах заботу, внимание и нежность.
    Великий писатель XIX века не был красавцем, но имел изысканное красноречие, обаяние, умел покорять заносчивых барышень в простом монологе одной только репликой.Эвелина Ганская
    Когда писатель добился успеха у читателей, то стал получать сотни писем от разных женщин, и однажды Бальзак натолкнулся на очерк загадочной девушки, восхищенной талантом гения. Ее последующие письма оказались явным признанием в любви. Некоторое время Оноре переписывался с чужестранкой, а после они встретились в Швейцарии. Незнакомку звали Эвелиной Ганской. Она была умна, красива, молода (32 года) и сразу понравилась литератору. После Бальзак присвоил этой женщине титул главной любви в его жизни.
    Влюбленные редко виделись, но часто переписывались, строили планы на будущее. Только через 17 лет после своего знакомства пара обвенчалась (1850 год). Оноре тогда находился в возрасте 51 года и был самым счастливым человеком на свете, но прожить супружескую жизнь им не удалось.

     18 августа 1950 года Бальзак скончался. Он был похоронен в Париже, на кладбище Пер-Лашез.

   После себя он оставил жене незавидное наследство – огромные долги. Эвелина продала все свое имущество в России, чтобы с ними расплатиться и отправилась с дочерью (от первого брака) в Париж. Там вдова оформила опекунство над матерью прозаика и оставшиеся 30 лет своей жизни посвятила увековечению произведений возлюбленного.  

Памятники Оноре де Бальзаку

    Если бы нашелся человек, которому захотелось переписать от руки все сочинения Бальзака, ему пришлось бы потратить на это всю жизнь. И еще неизвестно — успел бы он, или нет. Потому что сочинения Бальзака — это, прежде всего, около ста романов, повестей и литературных этюдов, составляющих главный труд его жизни — «Человеческую комедию», тысячи страниц, на которых живут 2000 (две тысячи!) персонажей. Плюс — десятки юношеских произведений, от которых Бальзак потом просто отказался, запретив их перепечатывать. Плюс бесчисленное, совершенно бесчисленное количество писем. Трудно вообразить, но любимой женщине он писал письма пятнадцать лет подряд ПОЧТИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ!
    Вот что пришлось бы переписать от руки.
    А корректуры?
 Ленивый сочинитель не правит свои рукописи вообще. Совестливый — вычитывает вернувшиеся из типографии гранки, исправляя мелкие ошибки.
   Бальзак переписывал страницы, эпизоды, целые главы и делал это пять, шесть, десять раз. Значит, если тысячу страниц умножить на пять или, например, на десять...
    Но, может быть, лучше считать не страницы, а часы?
    «С полуночи до полудня я работаю, то есть сижу двенадцать часов в кресле, творю и переделываю. Затем с полудня до четырех часов исправляю гранки, в пять часов обедаю, в половине шестого я в кровати, а в полночь встаю и вновь начинаю работать».
    Этот «режим дня» записал сам Бальзак.
    А еще он говорил о себе, что работает, «как рудокоп, засыпанный обвалом». А еще он просил самых близких людей не звать его в гости и к нему в гости тоже не приходить, пока не закончится очередной роман, потому что «это было бы то же самое, что помешать литейщику во время плавки...»
    Стоит ли удивляться, что у этого человека к сорока годам уже очень болело сердце, в пятьдесят он целыми неделями и даже месяцами не мог подняться с постели и умер, бесконечно мучаясь не столько от боли, сколько от того, что «Человеческая комедия» не закончена: ведь по замыслу в ней должно быть 144 романа...
   Современники и очевидцы утверждают, что, умирая, в беспамятстве, Бальзак звал доктора Бьяншона и уверял, что только этот доктор его вылечит. Но Бьяншон не мог прийти. Он никак не мог этого сделать, потому что его никогда не было, потому что его сочинил сам Бальзак, потому что Бьяншон был одним из тех двух тысяч персонажей...
    Какое ужасное, мертвое слово — персонаж!
   ...потому что Бьяншон был из тех людей, что, собравшись вместе, создали судьбу Оноре де Бальзака, сказавшего про себя короче и вернее всех исследователей: «Главные события моей жизни — мои произведения».
     Спросить: о чем писал Бальзак? — смешно. И ответить на этот вопрос невозможно. «О чем» бывает жизнь? «О чем» бывает смерть? Вот об этом он и писал.
   Каждому художнику достается свое время и место действия. Бальзак родился во Франции дворянской, а умер — в стране буржуа, его «Человеческая комедия» созидалась между революциями 1830 и 1848 годов. После надежд, кровопролитий, побед, восторженных слов, объятий и казней окончательно и бесповоротно победили деньги.
   Это грустные времена. Всегда и везде — грустные. Ученые люди придумывают по этому поводу разные слова: личный интерес, эгоизм, индивидуализм... Но доктор Бьяншон, тот самый, говорит в одном из романов: «Деньги — религия нашего общества».
     Вот о чем писал Бальзак.
    Вот почему до сих пор замираешь от обиды и гнева, когда на бальзаковских страницах умирает в нищете старик Горио, отец графини и баронессы, приславших на его похороны пустые кареты со своими гербами и лакеями. Вот почему настоящая судорога перехватывает горло, когда жизнь ростовщика Гобсека, загубившего ради денег десятки человеческих судеб, заканчивается грудой зловонной гнили, где плесневеют вперемешку изысканные кушанья и бесценные произведения искусства.
     «Бальзак печален, это правда, — напишет потом Ламартин, — но он глубок...» Так говорят о море. И в мир Бальзака действительно нужно входить, как в море, — учиться понимать, чтоб не утонуть. Дело ведь не в бесконечном количестве романов и страниц, а в бесконечном чувстве жизни и смерти.
    Что касается биографии, то ее можно рассказать скромно, и тогда получится несколько строк: дед — крестьянин, отец — чиновник, сам Оноре много читал в детстве, отказался быть юристом, попытался стать богатым издателем и типографом, но нажил только долги, потом — писал... Шестнадцать лет добивался руки любимой женщины — польской красавицы графини Эвелины Ганской, женился в мае 1850 года, умер — в августе тоже 1850-го.
    Но если рассказать ту же биографию громко и шумно... Пожалуй, ни о каком другом писателе не ходило по свету столько легенд, сплетен и анекдотов... Тот Бальзак, который пил кофе ведрами?!.. Тот Бальзак, который скрывался от кредиторов под другой фамилией?!.. Такой толстый, с черными усами, совсем не похожий на гения!
     Конечно, это случайное совпадение, игра судьбы, и — все-таки: Оноре де Бальзак родился в тот же год, что и Александр Сергеевич Пушкин.

Писатели нашего детства. 100 имен: Библиографический словарь в 3 частях. Ч. 2.- М.: Либерея, 1999.- С.51-55.: ил.

книги Бальзак