ВАЛЕНТИН ДМИТРИЕВИЧ БЕРЕСТОВ

Даты жизни: 1 апреля 1928 - 15 апреля 1998
Место рождения: город Мещовск, Калужская область, Россия
Русский писатель и переводчик, поэт-лирик. Мемуарист, пушкинист, исследователь.
Известные произведения: «Читалочка», «Катя в игрушечном городе», «Веселое лето», «Витя, Фитюлька и Ластик», «Змей-хвастунишка», «Честное гусеничное»,  «Настоящий мужчина»

    БерестовЖитель города Мещовска, Валентин появился на свет 1 апреля 1928 года. Воспитывавшийся любящими родителями, добрыми дедушками и бабушками, мальчик научился читать очень рано. Причем с первыми буквами Валентина познакомила слепая прабабушка. Получая по подписке газету «Известия», она просила мальчика описывать словами, размещенные на страницах издания карикатуры. Одна из них изображала, возвышавшийся среди бушующего моря горный утес с 4 огромными буквами. Прабабушка поинтересовалась: «Три буквы одинаковы и расположены вместе? Не иначе, как СССР!» Это и стало первым словом, которое будущий поэт сумел прочесть самостоятельно.
   Когда мальчику было 13 лет, его семью из Мещовска эвакуировали в Ташкент – столицу Узбекистана. Там Валентину посчастливилось познакомиться с Корнеем Чуковским, Анной Ахматовой и подружиться с Муром – сыном Марины Ивановны Цветаевой. Литературоведению Валентин и его два друга учились у дочери Корнея Чуковского – Лидии, а английский ребятам преподавала Надежда Мандельштам. Корней Чуковский, сыгравший впоследствии в судьбе Берестова значительную роль, с большой заботливостью и искренним интересом отнесся к началу творческого пути юного автора. По мнению выдающегося писателя, Валентин – хилый 14-летний подросток - был наделен огромным талантом, утонченным чувством стиля, упорной работоспособностью и высокой врожденной культурой.
   В 1944 году Берестовы сменили место жительства на Подмосковье. После успешного окончания исторического факультета МГУ и аспирантуры Института этнографии Валентин принимал участие в многочисленных археологических раскопках. Контакт с предметами древности лег в основу увлекательно-познавательных произведений «Меч в золотых ножнах», «Государыня пустыня». Первые публикации автора, посвященные экзотической профессии археолога, состоялись в 1946 году в журнале «Юность».
   В 1957 году свет увидел дебютный сборник стихотворений «Отплытие», получивший одобрение как поэтической братии, так и критиков. В это же время Валентин Берестов, стихи которого стали достаточно популярны среди читательской аудитории, опубликовал первую книгу для младшего возраста «Про машину», вслед за которой на суд юных читателей были представлены «Жаворонок», «Пятая нога», «Определение счастья», «Первый листопад», «Как найти дорожку», «Улыбка».Берестов и Александрова

    В семейной жизни Берестов Валентин Дмитриевич был счастливо женат на Александровой Татьяне Ивановне – художнице, сказочнице и автору книги про знаменитого домовенка Кузю. В 1970-х трехкомнатная квартира супругов была чуть ли не единственным местом в столице, где регулярно, по 2-3 раза в неделю, собирались молодые художники, журналисты, поэты. Многим из них Берестов Валентин Дмитриевич помог в начале литературного пути.

  Будучи публицистом, Берестов Валентин Дмитриевич, рассказы которого и сегодня актуальны по своей тематике, увлекался творчеством других литераторов. В особенности его привлекали работы Александра Сергеевича Пушкина. Валентин Дмитриевич писал интересные статьи об Александре Блоке, Сергее Есенине, Осипе Мандельштаме. Искренний интерес у читательской аудитории вызывают его мемуары об Алексее Толстом, Всеволоде Пудовкине, Анне Ахматовой, Корнее Чуковском, Борисе Пастернаке. Успешно проявил себя в написании эпиграмм, пользовавшихся успехом у слушателей. Попутно Валентин Берестов занимался переводами и пересказами библейских преданий.
    В тяжелые 90-е годы, когда творчество перестало быть доходным, Берестов Валентин Дмитриевич начал зарабатывать написанием песен. Вместе с Эдуардом Успенским начал выступать в радиоэфирах, писал стихи, мемуары. В последние годы жизни вместе с супругой сочинял и издавал детские сказки. Ключевым делом в эти годы стало составление «Избранного» по «Толковому словарю» Даля В. И., которым автор занимался в паре с женой. Издание увидело свет в 2001 году.
   Большую часть времени Берестов Валентин Дмитриевич уделял съемкам на телевидении и передачам на радио, писал музыку для собственных стихотворений и даже выступал с музыкальными коллективами.

Могила Берестова

   Не стало знаменитого литератора, человека с широкой душой и открытым сердцем, 15 апреля 1998 года. Похоронен  на Хованском кладбище в Москве.

БЕРЕСТОВ ВАЛЕНТИН ДМИТРИЕВИЧ

    Стихотворением Берестова "Читалочка" заканчивается школьный "Букварь". "Как хорошо уметь читать!" - восклицает поэт, радуясь вместе с теми, кто этому только что научился, ведь впереди у них - полное отсутствие скуки и непрерывное творчество. Сам он признавался: "Когда мне было четыре года, в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать".

   Когда четырнадцатилетний Валя Берестов, уроженец города Мещовска Калужской области, оказался в эвакуации в Ташкенте, произошло одно из важнейших событий в его жизни: он познакомился с Корнеем Чуковским и показал ему свои стихи. "Он спас мою жизнь (я голодал и тяжко болел) и направил ее", - вспоминал Берестов. Так началась их многолетняя дружба.
   В Ташкенте жили в то время Самуил Маршак, Анна Ахматова, Алексей Толстой...Как же талантливому мальчику в таком окружении было не стать писателем!
   Берестов ВОднако при выборе профессии он пошел по стопам отца, который был учителем истории. Закончив исторический факультет МГУ, Берестов работал археологом, участвовал в раскопках Великого Новгорода и древнего Хорезма. Правда, любовь к археологии и любовь к поэзии были равновеликими, и в 1957 году вышел первый сборник взрослых стихов Берестова, который символично назывался "Отплытие".
   Тогда же он "нечаянно" сочинил свое первое детское стихотворение. Ему рассказали про девочку, которая играла с машиной, как с куклой, и он подумал, что может получиться интересная басня для взрослых. Стал писать - и получились известные строки: "Вот девочка Марина, а вот ее машина...". Показал стихи Сергею Баруздину и, как в волшебной сказке, появилась книжка миллионным тиражом с иллюстрациями великого Конашевича. "И тогда я понял, - вспоминал Берестов, - что писать для детей не так страшно. Нужно только всегда иметь рядом настоящего ребенка, потому что моей дочери Марине было в то время два года, и в этих стихах выразилась вся моя нежность к ней... Для детей "вообще" я не пишу, всегда - для кого-то конкретно".
   Стихи для самых маленьких, для младших школьников и для подростков, сказки, повести, научная фантастика и переводы, критические и литературоведческие статьи, исследование творчества Пушкина, уникальное издание "Иллюстрированного словаря живого русского языка" Владимира Даля для детей - все, что составило творческое наследие Берестова, несет главную страсть писателя: любовь к жизни.
    Его все знали и любили. Он часто появлялся на телеэкране: то беседовал с Хрюшей и Степашкой, то пел - а пел он замечательно! - в передаче Э.Успенского "В нашу гавань заходили корабли". В нем всегда жил ребенок, который обращался сразу и к своим ровесникам, и к взрослым:

О чем поют воробушки
В последний день зимы ?
- Мы выжили!
- Мы дожили!
- Мы живы!
- Живы мы!

     Герой лирики Берестова испытывает разные чувства, но верная авторская рука всегда выводит его из тени в свет.

Не бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка ? Сказка не обманет.
Ребенку сказку расскажи -
На свете правды больше станет.

    Волшебным светом поэзии прояснял он самые главные ценности:

Любили тебя без особых причин
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

     Порой поэт озадачивал иронией - как в цикле миниатюр "Веселые науки" ("Возрастная психология"):

Быть взрослым очень просто:
Ругайся, пей, кури,
А кто поменьше ростом,
Тех за уши дери!

    Берестов вспоминал, что его жена, художница и писательница Татьяна Александрова, автор знаменитой сказки про домовенка "Кузьку", всегда попрекала его обилием подтекста, которого, по её мнению, в детских книгах быть не должно. Действительно, Берестов не мог без этого и, как настоящий археолог, открывал множество слоев в самом простом предмете. Даже в его стихах для малышей есть философская глубина, присущая серьёзной взрослой поэзии, а отточенная лёгкость каждой фразы приводит к афористичности. "Ей не нужно тишины, ей движения нужны", - говорит он про машину. Но ясно, что речь идёт не только о машине - всему живому покой противопоказан.
    Философ, лукавый насмешник и трогательный лирик, Берестов видел единство и связь противоположностей, стремился выразить гармонию мира.

  Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.10-11., ил.

 книги Берестова В