ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ГОЛЯВКИН

Даты жизни: 31 августа 1929 — 26 июля 2001
Место рождения: город Баку, Азербайджан
Русский советский писатель, художник, книжный график.
Известные произведения: «Тетрадки под дождём», «Удивительные дети», «Обыкновенные дела», «Разрешите пройти»

    Голявкин Виктор Голявкин родился 31 августа 1929 года в Баку. Отец Владимир Сергеевич работал преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучала музыка, и сыновей (у Виктора было два младших брата) учили музыке. Но однажды Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках. Виктор прочитывал все книги об изобразительном искусстве, которые ему только удавалось найти, и сам постоянно рисовал.

    Виктору было всего 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. Его отец сразу ушёл на фронт и Виктор стал старшим мужчиной в семье. Он рисовал карикатуры на Гитлера и нацистов.
    Позже Виктор уехал в Самарканд и поступил в художественное училище, которое позже было переведено в Ташкент, а затем в Сталинабад (ныне — Душанбе).
   Будущий художник узнаёт жизнь и искусство Востока, это его очень обогащает. После солнечных ярких городов Азии он переезжает в Ленинград, где поступает в Академию художеств. Ленинград в то время привлекает его своими музеями и памятниками искусства. Весь город построен в западноевропейском стиле. Этот стиль нравится ему отзывчивостью на события человеческой жизни.
    Одновременно с живописными работами Голявкин создаёт короткие рассказы. Невозможность публикации не вписывавшихся в официальную эстетику сочинений привела к тому, что сначала стали публиковать рассказы для детей в журналах «Костёр» и «Мурзилка».
    В 1959 году, когда Голявкину было уже тридцать лет, вышла первая книжка детских рассказов «Тетрадки под дождём». Взрослые рассказы впервые появились в самиздате в 1960 г., в журнале Александра Гинзбурга «Синтаксис»; публикация в официальных изданиях состоялась много позже. Некоторые ранние рассказы были опубликованы в 1999—2000 гг.
   Умер Виктор Голявкин в Санкт-Петербурге 26 июля 2001 года. Похоронен на Комаровском поселковом кладбище.

 

ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ГОЛЯВКИН
(1929 - 2001)

    Виктор Голявкин по образованию, профессии и сущности - художник. "Я родился в Баку. Только я там успел встать на ноги, сразу взял в руки карандаш и изрисовал все карточки в семейном альбоме и стены во всей квартире. А как только вышел на улицу, начал рисовать на стенах домов, на асфальте... Меня ловили, заставляли стирать, но я снова рисовал", - вспоминал Голявкин.
   Долгие годы он жил в Ленинграде, где стал одним из лидеров художественного авангарда. Писать для детей начал в конце 50-х. Почти все книги иллюстрировал сам. В жизни нашей страны это время именуется "оттепель": после сталинских репрессий и жестокостей правящего режима народу было позволено вдохнуть глоток свободы. Тогда ожило искусство, стали появляться произведения, которые раньше никак не могли дойти до читателей.
   Короткие рассказы Голявкина сразу привлекли внимание. Сборник "Тетрадки под дождем" (1959) понравился детям, вызвал споры взрослых. Это была совершенно новая проза - короткие рассказы, в которых смешное соседствовало с грустным, даже трагическим. Написанные от первого лица, что всегда очень трудно, потому что "первое лицо" особенно быстро выдает подделку, они касались вроде бы всем известных, а на самом деле глубоко потаенных и совсем не исследованных уголков детской жизни и детской души. Читатели сначала смеялись над происшествиями из жизни героев Голявкина, а потом задумывались над такими вопросами, на которые порой и не найдешь ответа.
   Герой рассказа "В шкафу" залез в шкаф, чтобы мяукнуть во время урока. И заснул там. А когда проснулся, стало страшно, потому что все ушли. Глупая шалость обрастает последствиями, как тиной, не выпутаться: "Наверняка завтра маму вызовут...Ваш сын, скажут, в шкаф залез, все уроки там спал, и все такое...". Мало того, что "ноги ломит, спина болит", самое неприятное, что на вопрос: "зачем ты это сделал?" - герой никак ответить не может. Не признаваться же, что мяукнуть хотел...
   А герои рассказа "Болтуны" соревнуются в обзывании, причем, начинается все очень даже художественно: один нарисовал на ладони себя и показал соседу. "У тебя не такие уши", - заметил тот. И сравнил уши приятеля с ослиными. Дальше диалог развивается так, что "обидность" высказываний нарастает, а в конце мальчишки переходят на какой-то нечеловеческий язык:

- А ты первердер...
- Это что еще значит ?
- Значит, что ты первердер.
- А ты дырбыртыр.
- А ты выртырвыр.
А потом - и вовсе на язык зверей и насекомых:
-А ты ррррррр...
-А ты ззззззз...

     Тут возник учитель, пожелавший узнать, кто же они все-таки такие... Почти что притча получилась.
     "Наши с Вовкой разговоры", "Мы играем в Антарктиду", "Как я встречал Новый год" - сборники рассказов, которые теперь стали школой мастерства для молодых писателей, а детям доставляют море удовольствия, настолько совершенно автор владеет формой. А форма эта фальшивить не позволяет: в коротком рассказе каждое слово на виду, оно, как писал Голявкин, "концентрирует на себе все внимание, по нему нельзя скользнуть взглядом". (Сколько найдется примеров, когда писатель так многословен, так перегружает свой рассказ событиями, что читатель и вправду только скользит глазами по тексту, не испытывая никаких чувств.) В коротких рассказах Голявкина события разворачиваются стремительно, в них все спрессовано, сжато, некогда "лить воду", чтобы подготовить смену читательского настроения. Потому-то не сразу доходит до детей то, что спрятано за словами-кирпичиками: непростой смысл, заложенный в любой ситуации.
    Голявкина обычно причисляют к юмористам, что очень почетно, ведь умение писать смешно - большое искусство. Сам он считал, что "юмористическое письмо, даже при обладании чувством юмора, вовсе не легче, а, наоборот, требует от писателя большего вложения внутренней энергии и более сложных, утонченных чувств".
     Но юмор юмором, без него трудно обойтись в разговоре с читателями младшего школьного возраста, однако Голявкин оставил нам прозу настолько трогательную, что она сдвигает целые пласты в душе ребенка. Происходит что-то вроде землетрясения, когда ребенок читает повесть "Мой добрый папа", или "Полосы на окнах", или "Рисунок на асфальте". Повести о военном детстве становятся открытием таких сторон жизни, о которых читатель даже не подозревал. Чужой жизненный опыт вызывает настолько сильные чувства, что становится своим.
    В последние годы книги Виктора Голявкина выходят не так часто, как они того заслуживают. Следует поискать их в библиотеках, иначе круг детского чтения сильно обеднеет.

Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.20-21., ил.

СОВЕТУЕМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Биография Виктора Голявкина для детей

Рассказы Виктора Голявкина для школьников

Рассказы Виктора Голявкина


книги  Голявкин