ВАЛЕНТИН ПЕТРОВИЧ КАТАЕВ

Даты жизни: 28 января 1897 - 12 апреля 1986 
Место рождения: город Одесса, Украина
Русский советский писатель, поэт и драматург, киносценарист, журналист, военный корреспондент. Герой Социалистического Труда.
Известные произведения: «Сын полка», «Белеет парус одинокий», «Волны Чёрного моря», «Цветик-семицветик»

    Катаев ВВалентин Катаев родился 28 января 1897 года в Одессе. Прожив 64 года своей жизни в Москве и Переделкине, по манерам и речи Катаев до конца жизни оставался одесситом. Русскую и украинскую литературу он узнавал с голоса родителей во время домашних чтений; на улице слышал идиш и городской мещанский жаргон, в котором были замешаны греческие, румынские и цыганские слова. Язык Одессы в значительной степени стал литературным языком Катаева, а сама Одесса стала не просто фоном для многих произведений Валентина Катаева, но их полноправным героем.
  Отец Катаева был очень образованным человеком. Начальное образование он получил в духовной семинарии, затем окончил с серебряной медалью историко-филологический факультет Новороссийского университета и многие годы преподавал в юнкерском и епархиальном училищах Одессы. Супруги Катаевы жили счастливо, через шесть лет после рождения Валентина у них родился ещё один сын — Евгений, впоследствии ставший (под псевдонимом «Петров») одним из соавторов прославленных романов «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Вскоре после рождения младшего сына Евгения Ивановна Катаева умерла от воспаления лёгких, и детей помогала воспитывать её сестра, заменившая осиротевшим детям мать. Овдовевший 47-летний отец Валентина и Евгения больше не женился.Доска Одесса
     Братья Катаевы росли в окружении книг. В семье была необыкновенно обширная библиотека — полные собрания сочинений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова, Тургенева, Некрасова, Лескова, Гончарова, много исторической и справочной литературы — «История государства Российского», энциклопедия Брокгауза и Эфрона, атлас Петри. Любовь к русской классической литературе с детства была привита им родителями, любившими чтение вслух.
     Как позднее вспоминал сам Катаев, писать он начал с девяти лет и с детства был уверен, что родился писателем. Разграфив школьную тетрадку на две колонки, подобно однотомному собранию сочинений Пушкина, он с места в карьер стал писать полное собрание своих сочинений, придумывая их тут же все подряд: элегии, стансы, эпиграммы, повести, рассказы и романы. К сожалению, образцов этого самого раннего этапа творчества Катаева не сохранилось.
     И с раннего детства же в характере Катаева можно разглядеть авантюристическую жилку, соединённую с организаторскими способностями.

    Первой публикацией Катаева стало стихотворение «Осень», напечатанное в 1910 году в газете «Одесский вестник» — официальном органе одесского отделения Союза русского народа. В ближайшие два года в «Одесском вестнике» было опубликовано более 25 стихотворений Катаева. Интерес представляет, что дважды: в феврале 1912 и январе 1913 года Катаев публиковал в «Одесском вестнике» одно и то же стихотворение, посвящённое юбилею Союза русского народа, но в первом случае шестилетнему, а во втором случае семилетнему.
    В 1912 году в «Одесском вестнике» публикуются первые небольшие юмористические рассказы Катаева. В этом же году отдельными изданиями выходят в Одессе два более объёмных рассказа Катаева «Пробуждение» и «Тёмная личность». В первом из них описывался отход молодого человека от революционного движения под влиянием вспыхнувшей в нём любви к девушке, а во втором сатирически изображались Александр Куприн, Аркадий Аверченко и Михаил Корнфельд.
    Незадолго до начала Первой мировой войны Катаев знакомится с А.М. Фёдоровым и И.А. Буниным, ставшими первыми литературными учителями начинающего писателя. В эти же годы начинается дружба Катаева с Юрием Олешей и Эдуардом Багрицким, положившая начало знаменитому кружку молодых одесских литераторов.
     Не окончив гимназию, в 1915 году Катаев вступил добровольцем-вольноопределяющимся в действующую армию. Начал службу под Сморгонью рядовым на артиллерийской батарее, затем произведён в прапорщики. Дважды был ранен и отравлен газами. В декабре 1916 года был принят в Одесское военное училище, перейдя из артиллерии в пехоту. Летом 1917 года, после ранения в бедро в «керенском» наступлении на румынском фронте, был помещён в госпиталь в Одессе.
    Катаеву был присвоен чин подпоручика, но получить погоны он не успел и в октябре был демобилизован прапорщиком.
    Награждён двумя Георгиевскими крестами и орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость». С первым офицерским чином получил не передающееся по наследству личное дворянство.
    На фронте Катаев не оставляет занятия литературным творчеством. В прессе появляются рассказы и очерки Катаева, посвящённые фронтовой жизни. Рассказ «Немчик», опубликованный в 1915 году в журнале «Весь мир», стал первым выходом Катаева на страницы столичной печати.
      Единственным и главным своим учителем среди писателей-современников Катаев считал Ивана Бунина.
      В 1921 году работал в харьковской прессе вместе с Юрием Олешей.

   В 1922 году переехал в Москву, где с 1923 года начал работать в газете «Гудок», и в качестве «злободневного» юмориста сотрудничал со многими изданиями. Свои газетные и журнальные юморески подписывал псевдонимами «Старик Саббакин», «Ол. Твист», «Митрофан Горчица».

    Во время Отечественной войны Катаев работал в Радиокомитете и в Совинформбюро, был военным корреспондентом «Правды» и «Красной звезды». В 1946 получил Сталинскую (Государственную) премию за повесть «Сын полка». В 1948 он пишет продолжение «Белеет парус одинокий» – повесть «За власть Советов» («Катакомбы») (4-я часть тетралогии «Волны Черного моря») – об оккупации Одессы и борьбе подпольщиков. Повесть подверглась резкой критике, в том числе за недостаточно ярко выраженную роль партии в руководстве подпольем.

      В 1951 г. Катаев написал второй вариант повести. Вторая часть тетралогии «Хуторок в степи», где вновь использованы реальные события из жизни семьи Катаевых (поездка в Италию) вышел в 1956 г., третья – «Зимний ветер» – о Гражданской войне,  вышла в 1961 г.
     В 1955-1961 гг. Катаев был главным редактором журнала «Юность». Оставил пост главного редактора по собственному желанию, чтобы без помех заняться литературной работой. Именно катаевская «Юность» стала стартовой площадкой молодых поэтов и прозаиков – шестидесятников.
    Одно из самых известных произведений – «Уже написан Вертер» (1980). Впервые после 1920-х годов в советской литературе появляются сцены казни в ЧК. При жизни Катаева повесть была опубликована только один раз – в журнале «Новый мир», и не вошла в собрание сочинений.
    Последние повести В. Катаева «Спящий» (1984) – об Одессе времен Гражданской войны, «Сухой лиман» (1986).

Могила катаева

     Валентин Петрович Катаев умер 12 апреля 1986 года, на 90-м году жизни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Мем доска Одесса

     12 апреля 2013 года на фасаде Одесского аграрного университета (ул. Пантелеймоновская, 13) открыта мемориальная доска братьям Катаевым – Валентину и Евгению (он же Евгений Петров) – именно здесь располагалась 5-я мужская гимназия, в которой учились литераторы. Доска установлена по инициативе учащихся 7-го класса интерната №2.

 

ВАЛЕНТИН ПЕТРОВИЧ КАТАЕВ
1897-1986

     КатаевВсе, конечно, видели прекрасный кинофильм «Цирк», но мало кто сейчас помнит, что сценарий для него написали Валентин Катаев вместе с братом Евгением Петровым и его постоянным соавтором Ильей Ильфом.
     Катаев был писателем очень разносторонним. Он и прозаик, и публицист, и поэт, и драматург, и редактор: в момент основания широко известного в стране молодежного журнала «Юность» он стал его главой.

    Родился он в семье учителя в Одессе, где юмором все дышат, как воздухом. В 12 лет его первое стихотворение "Осень" было напечатано в «Одесском вестнике». С тех пор он постоянно печатался в газетах и журналах, а в 1922 году написал первую пьесу - героическую комедию «Осада». Через год, после переезда в Москву, появился его первый сборник рассказов – «Сэр Генри и чёрт». Катаев всё время был в творческом поиске, осваивал совершенно не похожие темы и жанры - от книжек-картинок до философских эссе. Среди самых известных его произведений - повесть о Магнитострое «Время, вперед!», пьеса «Квадратура круга», повесть «Сын полка», тетралогия «Волны Черного моря», которую открывает повесть «Белеет парус одинокий» - одна из самых любимых книг советских детей.
     И повесть, и одноименный фильм по-прежнему увлекают и захватывающими событиями, и яркими героями, и непременным для Катаева юмором. Два брата, Петя и Павлик Бачей плывут на пароходе, с которого убегает матрос-революционер. Позже Петя встречается с ним у своего друга Гаврика. Мальчишки оказываются вовлеченными в опасную круговерть революционных лет. Петин папа, учитель Бачей (чувствуется биографическая основа повести), недоволен поведением сына, стремится отвадить ребенка "от улицы", даже наказывает его, но Петя друзей не предаёт, хотя помощник революционерам из него никакой. Писатель очень убедительно показывает, как постепенно комнатный мальчик из интеллигентной семьи, не чуждый поучаствовать в приключениях, превращается в ответственного и смелого человека, чем вызывает восхищение даже у сорви-головы Гаврика.
     Для младших читателей Катаев написал повесть «Приключения паровоза», сказку в стихах «Война спичек», а самыми знаменитыми стали сказки «Дудочка и кувшинчик» и «Цветик-семицветик», изданные в 1941 году и до сих пор очень любимые читателями и телезрителями: обе сказки положены в основу популярных мультфильмов. В них писатель вроде бы смеётся над своими героями. Вот смешная девочка Женя, которая захотела, чтобы земляника собиралась сама собой, безо всяких усилий? Песенку-приговорку волшебника-боровика, наверное, помнят все: «одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвертая мерещится...» Проверено много раз - она действительно помогает набрать много ягод! Но Женя ленится нагибаться за каждой ягодой и просит у старичка волшебную дудочку, которая приподнимает кустики так, что все ягоды торчат на виду. Старичок меняет свою дудочку на Женин кувшинчик. Получается, что ягод теперь много, да класть их некуда. Женя опять требует кувшинчик. Но снова приходится обменять его на дудочку, и ягоды опять прячутся под листочки. Так, изрядно помучившись, Женя понимает, наконец: только потрудившись можно достичь результата и испытать радость.
     Во второй сказке, «Цветик-семицветик», в руки девочке Жене попадает волшебный цветок с семью лепестками, который может исполнить семь её заветных желаний! Легкомысленная Женя тратит оторванные лепестки на пустяки. Хотя у многих детей заветные желания могут совпадать с Жениными: кто не мечтает о конфетах, нарядах, новых игрушках, чтобы всего было много, и ни у кого такого больше не было бы! И только последний лепесток был потрачен Женей не зря: она помогла больному мальчику выздороветь. Так писатель даёт детям первое представление о настоящих и ложных ценностях.
     Сказки Катаева нравятся детям, потому что они очень убедительны. Писатель хорошо, ярко объясняет то, что пока детям не совсем понятно или то, над чем они пока еще не задумывались. И читатели, чувствуя, что с ними говорят о важном, запоминают эти уроки на всю жизнь. И если даже не поступают, как герои Катаева, то всегда помнят, что так надо поступать. И этому будут учить своих детей.

Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.38-39., ил.

книги Катаев