ЮРИЙ ИОСИФОВИЧ КОВАЛЬ

Даты жизни: 9 февраля 1938 - 2 августа 1995 
Место рождения: город Москва, Россия
Советский и российский детский писатель, поэт, сценарист мультфильмов и фильмов для детей, художник и скульптор, автор-исполнитель песен.
Известные произведения: «Алый», «Козырёк», «Особое задание», «Елец», «Белая лошадь», «Приключения Васи Куролесова», «Недопёсок», «Шамайка», «Суер-Выер»

     Коваль 1Юрий Коваль — один из самых известных и любимых детских писателей СССР и России, его книги многократно переиздавались и переиздаются. За свои произведения он был удостоен премии Всесоюзного конкурса на лучшее произведение для детей (1971), почётного диплома им. А. П. Гайдара (1983), «Андерсеновского диплома» — почётного диплома Международного совета по детской и юношеской литературе (1986), премии Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу (1987), премии «Странник» Международного конгресса писателей-фантастов (1996, посмертно). Книги Юрия Коваля переведены на несколько европейских языков, на китайский и японский. По многим его произведениям сняты и продолжают сниматься художественные фильмы и мультфильмы.
    В 2008 редакция журнала «Мурзилка» учредила ежегодную премию имени Юрия Коваля за лучшее литературное произведение для детей (её итоги будут подводиться в день рождения писателя).

    Юрий Коваль родился в Москве 9 февраля 1938 года в семье работника милиции и писателя Иосифа Яковлевича Коваля. Его отец имел украинские корни и был начальником уголовного розыска города Курска. Во время Великой Отечественной войны он работал в Москве в отделе по борьбе с бандитизмом («Отец всю войну прошёл в Москве, тем не менее был многократно ранен и прострелен»), а потом был назначен начальником уголовного розыска Московской области.
    Мать, по специальности врач-психиатр, работала главным врачом психиатрической больницы в Поливаново под Москвой. В Поливаново Юрий Коваль провёл бо́льшую часть своего довоенного детства.
    Во время войны семья некоторое время жила в эвакуации в Саранске. В Москве Ковали до войны жили на Цветном бульваре, после войны — у Красных ворот, в доме по Хоромному тупику.
   В 1945 году Юрий Коваль поступил в 657-ю школу на улице Чаплыгина (воспоминания о жизни в этом районе отражены, в частности, в известной повести «От Красных Ворот»). «Страсть к слову» проявилась у него ещё там, когда они вместе с приятелями сочиняли стихи на уроках: «Это были шуточные стихи и лирические стихи, мы писали их на уроках вместо того, чтобы решать задачи по алгебре».
   В 1955 году Коваль поступил в Московский государственный педагогический институт им. Ленина, на факультет русского языка и литературы (он закончил этот факультет в 1960 году, когда тот назывался уже историко-филологическим). Среди его друзей по институту — Юрий Визбор, Юлий Ким, Ада Якушева, Пётр Фоменко, Юрий Ряшенцев.

     Первые рассказы Коваля «Зайцы» и «Дождь» были опубликованы в институтской газете «Ленинец» в 1956 году, причём за них автору даже была присуждена премия в размере 50 рублей.Коваль художник
   В институте Коваль получил диплом учителя русского языка, литературы и истории, а также диплом учителя рисования. Как художник он проявил себя не менее ярко, чем как писатель, поскольку ещё в конце 1950-х гг. стал заниматься в мастерской скульпторов-монументалистов Владимира Лемпорта, Вадима Сидура и Николая Силиса и в студии их общего учителя Бориса Петровича Чернышёва. Юрий Коваль интересовался рисунком, живописью, мозаикой, фреской, и впоследствии не раз экспонировался как на совместных выставках, так и на персональных, а также выступал в качестве иллюстратора к своим (и не только своим) книгам.
    После института Юрий Коваль был послан по распределению в село Емельяново Лаишевского района Татарской АССР. Там он до 1963 года работал в школе, был преподавателем различных предметов: русского языка и литературы, географии, истории, пения и др. Тогда же, в начале 1960-х, он стал более активно писать стихи и рассказы, многие из которых, впрочем, так и не были опубликованы. Диктанты для учеников также иногда составлялись в стихотворной форме, наиболее известно следующее четверостишие (на правописание шипящих):

На полу сидела мышь.
Вдруг вбегает грозный муж
И, схватив огромный нож,
К мыши он ползёт, как уж.

    Уже будучи в Москве, Коваль познакомился с Юрием Домбровским, которому показал рассказ «Октябрьские скоро». Домбровскому так понравился рассказ (прозу Коваля он даже назвал «жёстким рентгеном»), что он отнёс его в «Новый мир», где, однако, рассказ не приняли. По воспоминаниям самого Коваля, именно в то время определился его выбор как детского писателя.
   В 1963 году Коваль снялся в небольшом эпизоде в художественном фильме Теодора Вульфовича «Улица Ньютона, дом 1» по пьесе Эдварда Радзинского — в фильме они с Юлием Кимом поют под гитару на молодёжной вечеринке.
    В эти годы опубликованы первые детские книжки стихов Коваля.
  В 1964 году вышел небольшой сборник стихов «Что я знаю», в котором были представлены два стихотворения Коваля («Метели» и «Дождик»), а также стихи Б. Козлова и И. Мазнина.
    В 1966 году вышли две книжки стихов, написанные совместно с Леонидом Мезиновым) — «Сказка о том, как строился дом» и «Сказка про Чайник». Затем у Коваля выходили и другие сборники детских стихов — «Станция „Лось“» (1967) и «Слоны на Луне» (1969 год).
   До 1966 года Юрий Коваль работал преподавателем русского языка и литературы в школе рабочей молодёжи № 114. Затем он поступил на работу в журнал «Детская литература», однако через полгода был уволен.

     В 1968 году Коваль получил от журнала «Мурзилка» командировку к пограничникам, впечатления от которой легли в основу повести «Алый» и рассказов «Козырёк», «Особое задание», «Елец» и «Белая лошадь». Как вспоминал сам писатель, во время написания «Алого» он «поймал прозу за хвост»: «Я наконец написал такую вещь, когда я определился и можно было сказать — это написал писатель Коваль».
     Следующей удачей стал сборник рассказов «Чистый Дор» (1970 год), посвящённый жизни одноимённой вологодской деревни. Коваль любил эти места и часто бывал там, в том числе в окрестностях известного монастыря в Ферапонтово и на Цыпиной горе.

     В жанре юмористического детектива была написана повесть «Приключения Васи Куролесова» (1971 год), по которой впоследствии был снят мультфильм (1981 год). Во многом она была основана на рассказах отца писателя о работе в милиции (например, фамилии сыщиков Болдырев и Куролесов были не вымышленными, а относились к реальным милиционерам).
     В 1971 году повесть была удостоена третьей премии на Всесоюзном конкурсе на лучшую детскую книгу.
    Позже Коваль написал продолжение приключений Васи Куролесова — повести «Пять похищенных монахов» (1977 год) и «Промах гражданина Лошакова» (1989), причём по первой из них в 1991 году был снят художественный фильм.

    В 1972 году Юрий Коваль становится членом Союза писателей СССР. Рекомендацию ему дал не кто иной, как Борис Шергин — его, так же как и другого выдающегося писателя русского Севера, С. Г. Писахова, Коваль любил и считал своим духовным наставником. Будучи членом редколлегии журнала «Мурзилка», Коваль печатал на его страницах шергинские сказки. В конце 1980-х гг. по сценариям Коваля были сняты несколько мультфильмов по произведениям Шергина и Писахова.
    Во время поездки на Урал со скульптором Николаем Силисом брат Силиса Вадим однажды привёл их на звероферму, где показал им песцов. Из этого эпизода родилась известная повесть Коваля «Недопёсок» (1975 год) о приключениях молодого песца, сбежавшего из своей клетки.
     В конце 1970-х по произведениям Коваля снимают сразу два фильма — «Недопёсок Наполеон III» (1978) и «Пограничный пёс Алый» (1979 год), в обоих за кадром звучат его песни. Ещё в одном фильме, «Марка страны Гонделупы» по повести С. Могилевской (1977), Юрий Коваль сыграл роль второго плана — отца мальчика Пети. В одном из эпизодов Коваль появляется с гитарой и вдвоём с Ией Саввиной поёт свой романс («Темнеет за окном, / Ты зажигаешь свечи…»).

    Юрий Коваль любил путешествовать, особенно в глухие уголки и маленькие деревни Урала и русского Севера, где он порой жил неделями и месяцами. Автомобильные и пешие путешествия по Вологодчине и жизнь на Цыпиной горе возле Ферапонтова монастыря сформировали интерес писателя к традиционному деревенскому и особенно северному русскому быту и языку. В 1984 году Коваль даже начал строительство своего дома на Цыпиной горе, однако этот дом не был достроен, и впоследствии Коваль жил в другом своём деревенском доме в Плутково на реке Нерль, недалёко от Калязина. Путешествия по северным рекам нашли отражения в повести «Самая лёгкая лодка в мире» (1984), удостоенной Почётного диплома Международного совета по литературе для детей и юношества (IBBY) в 1986 году.

   Если «милицейская» трилогия о Васе Куролесове была отчасти связана с отцом писателя, то его «Полынные сказки» (1987) основаны на рассказах его матери Ольги Дмитриевны Колыбиной об её детстве, проведённом в деревне.
     В конце 1980-х гг. в журнале «Мурзилка» был организован литературный семинар для начинающих детских писателей. Вести его пригласили Юрия Коваля, который к тому времени печатался в «Мурзилке» уже больше двадцати лет.
    В последние годы жизни Юрий Коваль заканчивает своё главное (и крупнейшее по объёму) произведение — «Суер-Выер», которое сам он определяет не как роман или повесть, а как «пергамент».
    «Суер-Выер» был целиком опубликован лишь после смерти писателя — до этого фрагменты выходили в журналах «Огонёк», «Столица», «Русская Виза», «Уральский следопыт», а в конце 1995 — журнальный вариант в «Знамени».
   В 1996 за это произведение Юрию Ковалю была посмертно присуждена премия «Странник» Международного конгресса писателей-фантастов.
       Юрий Коваль умер 2 августа 1995 от обширного инфаркта. Он похоронен на Лианозовском кладбище рядом с родителями.

 

ЮРИЙ ИОСИФОВИЧ КОВАЛЬ
1938-1995

    КовальЮрий Коваль - один из самых ярких писателей XX века. Детскую литературу он, что называется, взорвал. Его творчество сродни полету первого человека в космос: до Гагарина была одна планета, а после - совсем другая. Он ввел в детскую литературу свободу как эстетическую и нравственную категорию, вернул детям вкус к высокому значению слова, которым жила русская классика.

    А началось всё с невинных, слегка "хулиганских" упражнений по русскому языку, которые молодой учитель придумывал для детишек из татарской деревни Емельяново, куда он попал после окончания Московского педагогического института им. Ленина. Вернувшись в Москву, Коваль продолжал преподавать в школе, писал рассказы для взрослых про свою деревенскую жизнь и стихи для детей.
   Однажды Коваль получил от "Мурзилки" задание: поехать на пограничную заставу и написать стихи про "стражей границы". Вместо этого получилась потрясающая повесть о пограничной собаке - "Алый". Молодой солдат Кошкин видит в Алом верного друга, чуткого собеседника, который знает и понимает не меньше любого человека. Когда Алый погибает, читатель испытывает боль и ощущение несправедливости жизни.
    У Коваля был зоркий взгляд художника, ведь он сам прекрасно рисовал: "На опушке остановился. Глянул вокруг - и горячими показались гроздья рябины. Красный цвет бил в глаза. А дрозды, перелетавшие на рябинах, тоже казались тяжелыми, красными" ("Последний лист"). Он умел останавливать мгновение, видя красоту, не доступную обычному глазу: "Поздней осенью с первой порошей пришли к нам из северных лесов снегири. Пухлые и румяные, уселись они на яблонях, как будто заместо упавших яблок. А наши коты уж тут как тут. Тоже залезли на яблони и устроились на нижних ветвях. Дескать, присаживайтесь к нам, снегири, мы тоже вроде яблоки. Снегири хоть целый год и не видели котов, а соображают. Все-таки у котов хвост, а у яблок - хвостик.
     До чего ж хороши снегири, а особенно - снегурки. Не такая у них огненная грудь, как у хозяина-снегиря, зато нежная - палевая.
    Улетают снегири, улетают снегурки.
    А коты остаются на яблоне.
    Лежат на ветках и виляют своими яблочными будто хвостами ".

   Одной фразой Коваль создаёт объем и глубину: "Кончились дожди - появилась в лесах золотая осень" ("На картошке"). В звуках - мощная энергия: "А новый певец, приозерный уже, пулъкает-булькает, клыкает-клокает, пленъкает-плинькает да вдруг как рассыплет по поверхности озера сразу с полтысячи бус!" ("Соловьи"). Целый роман - в одном слове: "пыл-шыкы" - так старушка Орехьевна называет мужиков, которые ходят по деревням, пилят-колют дрова.
   Есть у писателя серия миниатюр о природе: "Стеклянный пруд", "Заячьи тропы", "Журавли", "Снег", "Бабочки", "Жеребенок". Иллюстрировала их Татьяна Маврина и получила (единственная в нашей стране!) высшую международную награду в детской литературе - Золотую медаль имени Г.Х.Андерсена.
    Читатели Коваля становятся талантливыми: он говорил, что пишет для "маленького Пушкина". Многие его рассказы о комично-неожиданных встречах с животными: с клестом ("Капитан Клюквин"), с крохотной землеройкой ("Белозубка"), с удивительной собакой, которая обожала картошку ("Картофельная собака").
    Но бывает и по-другому: какое жуткое ожидание катастрофы отражено в рассказе "Гроза над картофельным полем", какой страх приходится читателям пережить!
   В циклах рассказов "Чистый Дор", "Листобой", "Про них" писатель открывает чудеса природы и чудеса человеческой души. Главные герои большинства рассказов - старики и дети, особенные люди необыкновенной земли. Любителей острого сюжета порадует веселая книга "Приключения Васи Куролесова" и её продолжение - "Пять похищенных монахов". Знаменитая повесть "Недопесок" и детективно-приключенческая история о бродячей кошке "Шамайка" рассказывают о любви к свободе. Самая теплая книга Коваля, "Полынные сказки", о девочке Лёле, которая растет в далекой деревне Полыновке в дореволюционные годы. Лёля - это мама писателя, и её первые шаги по жизни описаны с юмором и с трогательной деликатностью.

 Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С. 40-41., ил.


Шеваров, Д. Календарь поэзии / Д. Шеваров // Российская Газета неделя.- 2020.- № 6.

ДОМ, ГДЕ ЗИМУЕТ ОДУВАНЧИК
45 лет назад вышла в свет повесть Юрия Коваля «Недопёсок»

Не пойму, почему только
Старых людей
называют «Божьи одуванчики».
По-моему, мы одуванчики
с самого начала...
                 Юрий Коваль

  Если мне кто-то скажет, что не читал Коваля (а признаться в этом легко, ведь он не Достоевский), то я не укорю его, а лишь вздохну: «Что ж, у тебя все впереди!». А про себя подумаю: вот счастливчик! Ему предстоит открыть «Недопёска» и прочитать, к примеру, вот это: «Над далекими лесами протянулась брусничная полоса рассвета».
   Жаль, что радости читать Коваля не знал Пушкин: Юра родился через сто один год после гибели поэта, 9 февраля 1938 года. А то как бы Александр Сергеевич смеялся, слушая про приключения дошкольника Серпокрылова, — Пушкин и сам был таким в детстве.
   Кстати, в статье «Монолог детского писателя» Юрий Коваль говорит: «Писать надо так, как будто пишешь для маленького Пушкина».
   Нам, людям двадцать первого века, в одном повезло: у нас есть и Пушкин, и Коваль. Они спасают нас от уныния, тянут на свет. Мы, конечно, потом снова унываем, но ведь и унывать, согласитесь, веселее, когда знаешь, что есть кому тебя из уныния вытащить.
   Двадцать лет назад на моей полке стояла всего одна книга Коваля, выпущенная в 1992 году ижевским издательством «Странник» и подаренная мне странником Володей Захариным. Вернее сказать, не стояла, а моталась вместе со мной по стране, теснилась в рюкзаке или чемодане.
   Потом Володя подарил мне «Недопёска». Каждая книга Коваля— это какое-то особенное существо. Создание не только писателя и художника, но и читателя. В этом «соображении на троих» и происходит чудо.
   Прошлым летом мне повезло, и я оказался в Ферапонтове. Там рядом есть три горы, одна из них — Цыпина. Самые ковалиные места.
   Первый раз Коваль приехал сюда в 1963 году, а вскоре написал цикл рассказов про жителей Чистого Дора. «Чистый Дор—лучшая из деревень, виденных мною в жизни», — говорил Юрий Коваль. Здесь, верится, и по сей день живут герои этой книги: Нюра Зуева, Федюша Миронов, братья Моховы, Витя...
   Так я шел к Цыпиной горе, вспоминая этих родных ребят, а на горе — всего четыре дома. Стояли они дружно, отгороженные штакетниками. И тут я увидел, что со двора, где на веревке болтается на ветерке тельняшка, выходит человек. И такое добродушное, обломовское было в его фигуре, что я радостно поспешил навстречу. Так я познакомился с художником Алексеем Беловым — сыном художника Виктора Белова, самого большого друга Юрия Коваля.
   Алексей проводил меня за овраг к заветному дому. Крытая лоскутами серого толя изба стояла на краю деревушки в густом разнотравье. Окнами горницы изба смотрела с обрыва вдаль, чем-то напоминая усталого путника, который добрался до горы, улегся там на живот, подпер голову кулаками, вытянул натруженные ноги-бревна и наслаждается открывшимся видом.
   А вид с горы — не наглядеться. Под окном— озеро колокольчиков, а дальше и до горизонта— еловое, сосновое и ольховое море. Над этим синим морем — океан неба. Звезды по осени тут крупные, как орехи. И падают со звонким стуком. Вспомнилась песня, сочиненная Юрой здесь, на Цыпиной горе:

А за Горой — дремучий лес,
А под Горой — леса.
Отсюда легче до небес
Восходят голоса...

  Трудно строился этот дом. «В моей жизни это было, пожалуй, самое невероятное мероприятие, — рассказывал Юрий Иосифович, — которое я и начал в апреле 1984 года — строительство избушки под псевдонимом «баня» на Цыпиной Горе. Силы свои я подорвал на  этом строительстве до такой степени, что заболел. Никогда бы не поставить избушку, если б не помощь друзей. Вот кто был у меня на стройке: Витя Усков, Лёва Лебедев, Юра Ярцев, Саша Дорофеев, Витя Белов, Игорь Мельников, Толя Буров, дядя Ваня Буров...» Однажды Юрий и его друзья едва не погибли, забираясь на гору на вездеходе. Машина накренилась и полетела вниз. Вместе с Юрой и его попутчиками в салоне кувыркались канистра, полная бензина, топор и пила. Когда вездеход замер под горой, оказалось, что никто ничего не повредил. «Кто-то из вас — святой», — промолвил старожил, которому рассказали о чудесном спасении.
  ...Чтобы сфотографировать  дом, похожий на счастливого человека, лежащего в колокольчиках, я  вдоволь наползался по крутому склону. Хотелось, чтобы в кадр вошли и дом, и колокольчики. А еще мне хотелось дождаться Юли - дочки Юрия Коваля. Летом она живет в отцовском доме, теплит в нем жизнь. Зимой в доме остается один Одуванчик. Вернее, одна.  
   Читатели «Самой легкой лодки в мире» понимающе улыбнутся: они знают, почему Одуванчик не один, а одна.
   ...Сейчас по радио обещают усиление ветра и налипание снега на провода. А я перечитываю Коваля. Читаю, как всегда, понемногу, чтобы на подольше хватило. Но вижу — тает, тает книга. И почему так обидно от этого таяния, тихого убывания страниц? Наверное, хочется еще с полчаса побыть талантливым, веселым и бесстрашным. У меня только с книгами Коваля получается так себя  чувствовать. Печалит еще, что всего этого я не успел сказать любимому писателю вовремя. Мы не были знакомы. Теперь благодаря книгам я очень близко знаю Коваля, да только мои слова – опоздание.
   Как бы жить так, чтобы слова не опаздывали?

ИЗ ЖИЗНИ «НЕДОПЁСКА»

   В издательстве «Детская литература повесть «Недопёсок» поначалу вычеркнули из плана издательства на 1975 год. Бдительным редакторам померещилось, что за образом главного героя, песца Наполеона Третьего, коварно скрывается диссидент, бегущий на Запад.
   И тут «Недопёска» спас... полковник милиции. Он при всем параде пришел к заместителю главного редактора «Детской литературы», и после этого «Недопёсок» вернулся в издательский план. Тем полковником был отец автора книги Иосиф Яковлевич Коваль. Во время войны Коваль - старший руководил Московским областным уголовным розыском, а в начале 1970-х преподавал в Высшей школе МВД СССР.
   «Недопёсок» вышел в свет весной 1975 года с замечательными иллюстрациями Геннадия Калиновского. В том же году Иосиф Яковлевич Коваль умер. А спасенная им книга продолжает свой путь.

 

Вселенная Юрия Коваля: презентация

книги Коваль Ю

СОВЕТУЕМ:

Любить – смеясь и плача, живя и умирая: о творчестве Юрия Коваля //Сайт Новосибирской областной детской библиотеки им. М. Горького. - Режим доступа: http://www.maxlib.ru/page.php?article=48