ЛЬЮИС КЭРРОЛЛ
Чарльз Лютвидж Доджсон

Даты жизни: 27 января 1832 - 14 января 1898
Место рождения: Дарсбери, Чешир, Англия
Английский писатель, математик, философ и фотограф
Известные произведения: «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье»

    Кэрролл 1Льюис Кэрролл появился на свет в деревушке Дарсбери в английском графстве Чешир 27 января 1832 года. Его отцом стал приходской священник, он же занимался образованием Льюиса, как и других своих детей. В общей сложности в семье Кэрроллов родились четыре мальчика и семь девочек. Льюис проявлял себя достаточно умным и сообразительным учеником.
    Кэрролл был левшой, что в девятнадцатом веке воспринималось религиозными людьми не так спокойно, как сейчас. Мальчику запрещали писать левой рукой и заставляли его использовать правую, что стало причиной психологической травмы и привело к небольшому заиканию.
   В двенадцатилетнем возрасте Льюис начал учиться в частной грамматической школе, расположенной неподалеку от Ричмонда. Ему нравились преподаватели и одноклассники, а также царившая в небольшом учебном заведении атмосфера. Однако в 1845 году мальчика перевели в фешенебельную публичную школу Рагби, где большое значение придавалось физической подготовке мальчиков и привитию им христианских ценностей.
   Эта школа юному Кэрроллу понравилась значительно меньше, однако он неплохо учился в ней на протяжении четырех лет и даже продемонстрировал хорошие способности к богословию и математике.
     В 1850 году молодой человек поступил в колледж Крайст-Черч при Оксфордском университете. В целом он учился не слишком хорошо, однако по-прежнему показывал выдающиеся математические способности. Через несколько лет Льюис получил звание бакалавра, а затем начал читать в Крайст-Черч собственные лекции по математике. Он занимался этим более двух с половиной десятков лет: работа лектором приносила Кэрроллу хороший заработок, хотя он и находил ее весьма скучной.
    Поскольку учебные заведения в те времена были тесно взаимосвязаны с религиозными организациями, заступив на должность лектора, Льюис обязан был принять духовный сан. Чтобы не работать в приходе, он согласился принять сан диакона, отказавшись от полномочий священника. Еще во время обучения в колледже Кэрролл начал писать небольшие рассказы и стихи, и тогда же он придумал себе этот псевдоним (на самом деле настоящее имя писателя - Чарльз Лютвидж Доджсон).
    В 1856 году в колледже Крайст-Черч сменился декан. Для работы в этой должности в Оксфорд приехал филолог и лексикограф Генри Лидделл, а также его жена и пятеро детей. Льюис Кэрролл вскоре подружился с семейством Лидделлов и стал их верным приятелем на долгие годы. Именно одна из дочерей супружеской четы, Алиса, которой в 1856 году было четыре года, и стала прототипом всем хорошо известной Алисы из самых знаменитых произведений Кэрролла.

Алиса Лиделл протип АлисыАлиса Лидделл, прототип Алисы

     Писатель нередко рассказывал детям Генри Лидделла забавные сказки, персонажей и события которых он сочинял на ходу. Как-то летом 1862 года во время лодочной прогулки маленькая Алиса Лидделл попросила Льюиса, чтобы он в очередной раз сочинил интересную историю для нее и ее сестер Лорины и Эдит. Кэрролл с удовольствием взялся за дело и рассказал девочкам захватывающую сказку о приключениях маленькой девочки, попавшей через нору Белого Кролика в Подземную Страну.
    Чтобы девочкам было интереснее слушать, он сделал главную героиню похожей на Алису по характеру, а также добавил некоторым второстепенным персонажам характерные черты Эдит и Лорины. Маленькая Лидделл была в восторге от рассказа и потребовала, чтобы писатель записал его на бумаге. Кэрролл сделал это лишь после нескольких напоминаний и торжественно вручил Алисе рукопись под названием «Приключения Алисы под землей». Несколько позже он взял эту первую историю за основу своих известных книг.
     Свои культовые произведения – «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье» - Льюис Кэрролл написал в 1865 и 1871 годах соответственно. Его манера написания книг не была похожа ни на один из существовавших на тот момент писательских стилей. Как человек очень творческий, с богатым воображением и внутренним миром, а также как выдающийся математик с прекрасным пониманием логики он создал особый жанр «парадоксальной литературы».
     Его персонажи и те ситуации, в которые они попадают, вовсе не призваны поразить читателя нелепостью и абсурдом. На самом деле все они следуют определенной логике, причем сама эта логика и доведена до абсурда. В необычной, порой даже анекдотичной форме Льюис Кэрролл тонко и изящно затрагивает множество философских вопросов, рассуждает о жизни, мире и нашем месте в нем. В результате книги получились не только занимательным чтивом для детей, но и мудрыми сказками для взрослых.
    Неповторимый стиль Кэрролла появляется и в других его произведениях, хотя они и не были столь популярны, как рассказы об Алисе: «Охота на Снарка», «Сильви и Бруно», «Истории с узелками», «Полуночные задачи», «Евклид и его современные соперники», «Что черепаха сказала Ахиллу», «Аллен Браун и Карр».

    Чарльз Доджсон был одаренным математиком: возможно, отчасти поэтому загадки его текстов столь сложны и многообразны. Когда автор не писал свои шедевральные книги, он нередко занимался математическими работами. Конечно, он не стал в один ряд с Эваристом Галуа, Николаем Лобачевским или Янушем Бойяи, однако, как отмечают современные исследователи, делал открытия в сфере математической логики, опережающие свое время.
    Льюис Кэрролл разработал собственную графическую технику для нахождения решения логических задач, которая была гораздо более удобной, нежели использовавшиеся в те времена диаграммы. Кроме того, сказочник виртуозно решал «сориты» - особые логические задачи, состоящие из последовательности силлогизмов, изъятие заключений одного из которых становится предпосылкой для другого, при этом все оставшиеся посылки в такой задаче были перемешаны.
     Еще одним серьезным увлечением писателя, отвлечь от которого его могли только собственные сказки и герои, стала фотография. Манеру его исполнения фото относят к стилю пикториализма, отличающегося постановочной манерой съемок и монтажом негативов.
     Больше всего Льюис Кэрролл любил фотографировать детей. Он был хорошо знаком с другим популярным фотографом тех времен – Оскаром Рейландером. Именно Оскар сделал один из лучших фотопортретов писателя, впоследствии ставший классикой фотоискусства середины 1860-х годов.

     Писатель скончался 14 января 1898 года, причина смерти – воспаление легких. Его могила расположена в Гилфорде, на кладбище Восхождения.

 

ЛЬЮИС КЭРРОЛЛ
1832—1898

       Кэрролл Л.Английский писатель Льюис Кэрролл (Чарльз Лютвидж Доджсон) известен всему миру как автор забавных и увлекательных произведений для детей — «Приключения Алисы в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье», поэме «Охота на Снарка». Детским писателем сочла его и королева Виктория, которой очень понравилась история о приключениях Алисы. Королева попросила доставить ей другие произведения Кэрролла, и можно представить себе её разочарование, когда ей принесли трактаты по математике!

   Один из самых загадочных английских писателей и талантливый математик, Чарльз Лютвидж Доджсон создал свой творческий псевдоним из латинских вариантов имени своих родителей. С родителями, особенно отцом, отказавшимся от блестящей научной карьеры ради спокойствия и благополучия своей семьи, Кэрролла связывали очень теплые отношения. Семья Доджсон была многочисленной и дружной, и детские годы автор «Приключений Алисы» вспоминал с неизменной ностальгией и грустью. В детстве Чарльз любил развлекать своих братьев и сестер загадками, фокусами и домашними кукольными спектаклями, которые придумывал сам.
   Домашнего образования, которое Доджсон-старший, скромный приходской священник из английского графства Чешир, смог обеспечить своим детям, оказалось достаточно, чтобы Чарльз, третий ребенок из одиннадцати, поступил в старейший колледж Крайст Черч при Оксфордском университете. Благодаря своим выдающимся способностям будущий автор «Алисы» блестяще окончил курс обучения в университете и остался в Оксфорде преподавателем математики, что было его главным занятием на протяжении двадцати шести лет — почти до самой смерти. При этом Чарльз Доджсон вовсе не соответствовал тому образу педантичного и скучного ученого, который нередко навязывают автору «Алисы». Доджсон интересовался искусством и литературой, общался со многими выдающимися художниками и писателями своего времени. А опубликовать «Приключения Алисы» автор решился только после того, как книгу одобрил известный английский сказочник Джордж Макдональд, хотя для самого Доджсона важнее, пожалуй, была оценка детей Макдональда, которые пришли от книги в восторг и требовали продолжения. Дети были главными советчиками, критиками, помощниками и друзьями Доджсона, который так и не обзавелся собственной семьей. Больше всего времени Доджсон проводил с детьми декана Крайст Черч колледжа — Гарри, Лориной, Элис, Эдит и Вайолет Лидделл. В одной из сестер Лидделл, маленькой Эллис, нетрудно узнать будущую героиню самого известного произведения Доджсона, написанного под псевдонимом Льюис Кэрролл. Хотя сам автор считал, что у сказочной Алисы нет единого прототипа, «Приключения Алисы» появились на свет именно благодаря детям Лидделл: во время лодочных прогулок с Доджсоном дети требовали от него занимательных рассказов, один из которых Доджсон по просьбе Эллис записал, а позже решился опубликовать.

    Хотя «Приключения Алисы в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» моментально приобрели огромную популярность у взрослых и детей сначала в Англии, а потом и в других странах, жизнь сказочника Кэрролла почти не изменилась. Он по-прежнему оставался одиноким чудаковатым преподавателем, который увлекался фотографией, писал юмористические стихи и математические трактаты, и обществу своих важных и образованных коллег-ученых предпочитал игры и шарады в кругу маленьких сорванцов. Последним художественным произведением Доджсона стала поэма «Охота на Снарка», которая, как и «Приключения Атисы», рисует мир таким, каким его могли бы создать маленькие дети — перевернутым с ног на голову и немного сумасшедшим, но бесконечно симпатичным и трогательным.

    «Приключения Алисы в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», юмористические и сатирические поэмы, богатый фотоархив и несколько научных трудов по математике — вот что осталось после смерти Доджсона. Его научное наследие и по сей день не получило должной оценки и признания, поэтому мы знаем и помним его как автора одной из самых загадочных и забавных детский книг в европейской литературе.

    На родине Доджсона, в маленькой сельской церкви есть витраж, с которого на посетителей смотрят персонажи, столь же хорошо знакомые русским, как и английским школьника — Алиса, Додо, Белый Кролик, Мартовский Заяц, Чеширский Кот. Но самой лучшей наградой Кэрроллу является, несомненно, любовь его маленьких читателей по всему миру.

О.В. Моськина

Детям о писателях. Зарубежные писатели.- М.: Стрелец, 2007.- С.22-23., ил.

 

ЛЬЮИС КЭРРОЛЛ
(ЧАРЛЬЗ ЛЮТВИДЖ ДОДЖСОН, 1832—1898)

      КэрроллЕще мальчиком будущий писатель сочинял рассказы и стишки, а еще придумывал игры, рисовал картинки для младших братьев и сестер. Повзрослев, он с радостью продолжал общаться с детьми коллег и знакомых и сочинял для них занимательные сказки. Из его маленьких друзей войти в литературную историю суждено было детям Лидделла, декана колледжа, где Кэрролл преподавал математику. Его любимицей была Элис (Алиса), скоро ставшая героиней устных рассказов, которыми он развлекал своих юных знакомых. Из нескольких таких историй родилась книга «Приключения Алисы в Стране чудес». Спустя несколько лет вышло ее продолжение «Сквозь зеркало и Что там увидела Алиса».
    Обе книги описывают события из снов главной героини. «Страна чудес» разбита на небольшие эпизоды о встречах Алисы с разными забавными персонажами: Мартовским Кроликом, Чеширским Котом, Королевой Червей и другими. С ними девочка пьет чай, играет в крокет, задает им вопросы о стране чудес и получает странные «глубокомысленные» ответы. Все здесь как будто поставлено с ног на голову, а герои кажутся... немножко безумными. Но в их словах есть своя логика, а именно: любую фразу можно толковать и так и этак, если у тебя хватит на это смекалки и воображения. Такой прием в литературе можно назвать «парадоксом» (противоречием): герои, следуя законам логики, доводят ее до абсурда. Сам Кэрролл хорошо разбирался в логике и преподавал ее в колледже.
    В книге «Сквозь зеркало» более стройный сюжет, чем в «Стране чудес». На этот раз Алиса попадает в отраженный мир и становится участницей шахматной партии, где в роли пешки Белой Королевы достигает последней клетки на доске и сама превращается в королеву. Многие персонажи этой истории, например, Шалтай-Болтай, пришли из английского народного творчества для детей. А кто-то, как Бармаглот, - создание самого Кэрролла. В своих произведениях писатель любил использовать выдуманные им слова и названия.
    Многие юмористические стихи из книг про Алису он позднее опубликовал в журналах и литературном приложении к газете «Тайме». Был Кэрролл и талантливым фотохудожником. Его работы высоко оценили и современники и потомки. В России произведения знаменитого английского писателя пользуются широкой известностью с конца XIX в. Сказки об Алисе не раз переводились и пересказывались на русский язык, в частности, писателем В. В. Набоковым. Один из лучших переводов осуществил классик русской детской литературы Б. В. Заходер.
     Не меньший успех ждал героиню Кэрролла и в кинематографе. Обе книги об Алисе экранизировали у нас и за рубежом, в кино и мультипликации. Среди самых известных можно назвать трехсерийный отечественный мультфильм 1981 г. режиссера Е.А. Пружанского.

Рисунок выполнен по фотографии Льюиса Кэрролла ок.1857 г.

Зарубежные детские писатели: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.

книги Кэрролл