ЛАЗАРЬ ИОСИФОВИЧ ЛАГИН
(Лазарь Иосифович Гинзбург)

Даты жизни: 4 декабря 1903 - 16 июня 1979
Место рождения: город Витебск, Российская империя (ныне Беларусь)
Русский советский писатель и поэт.
Известные произведения: «Старик Хоттабыч»

    Л. ЛагинСамое главное его произведение, по которому его узнали и до сих пор любят и помнят, это повесть-сказка «Старик Хоттабыч». Лазарь Лагин подарил всем мальчишкам и девчонкам Советского Союза (а также их родителям) веру в то, что чудеса существуют, а заветные желания могут исполняться несмотря ни на что.

    В 1903 году 21 ноября (4 декабря) в еврейской семье с весьма скромным материальным достатком родился мальчик, которому при рождении было дано имя Лазарь (будучи уже взрослым, он взял себе псевдоним Лазарь Лагин — по первым слогам собственных имени и фамилии — ЛАзарь ГИНзбург). Он был старшим из пятерых малышей Иосифа Файвелевича и Ханы Лазаревны Гинзбург. Иосиф работал плотогоном. Через год после рождения сына семья, поднакопив денег, перебралась в Минск. В этом городе папа открыл скобяную лавку. Мальчику только исполнилось 10 лет, как началась Первая мировая война (1914), а всего через три года — Октябрьская революция (1917).
   В пятнадцатилетнем возрасте (1919) Лазарь Лагин оканчивает в Минске среднюю школу и, получив аттестат зрелости, отправляется на Гражданскую войну добровольцем. В этот период своей жизни он организовывает комсомол в Беларуси и даже некоторое время является одним из его руководителей.
    Лагин рано начинает писать, а с 1922 года его стихи и заметки уже печатаются на страницах разных газет. Уровень его строк был довольно высок, но... Как заметил однажды с поволокой иронии сам автор, Лазарь Иосифович, вспоминая о своих первых литературных трудах, у него существует огромная заслуга перед литературой своего Отечества – он вовремя остановился и прекратил навсегда рифмовать слова. Тогда же, в Ростове-на-Дону, он познакомился с Владимиром Маяковским и показал ему свои стихотворения. Знаменитый поэт похвалил труд Лагина. Немногим позже, уже будучи в Москве, при каждой встрече задавал вопрос о том, почему же Лазарь Иосифович не несет ему свои новые строки. На следующий год парень начинает учебу на отделении вокала Минской консерватории. Проходит совсем немного времени, и он понимает, что теория музыки не интересует его совершенно. Поэтому учеба заканчивается, не успев толком начаться.
     В 1924 голу переезжает в столицу — город Москву.
    В 1925 году окончил отделение политэкономии Института народного хозяйства имени К. Маркса в Москве. После чего служил в Красной армии. Он не оставляет мыслей об учебе. И немного позже, с 1930 по 1933 год, когда он поступает в Институт красной профессуры, где защищает диссертацию и получает степень кандидата экономических наук. Лагин некоторое время проработал в институте в качестве доцента, даже вел преподавательскую работу. Параллельно с этим он смог написать несколько брошюр по своей специальности. Через некоторое время весьма плодотворная работа в институте прервана. Лазарь Лагин отозван на новую работу, которая была предложена в газете «Правда». Немного позже он трудится в журнале «Крокодил». Именно в нем в 1934 году он станет заместителем главного редактора (известный журналист Михаил Кольцов). На литературном поприще Лагин начинает как комсомольский поэт и фельетонист. Выходит его первая книжка - «153 самоубийцы».

    В 1936 году вступил в Союз писателей СССР. В конце 1930-х годов Лазарь Иосифович находится в длительной командировке на острове Шпицберген.
    Замысел, который родился в этот период, нашёл воплощение в повести-сказке «Старик Хоттабыч», опубликованной в 1938 году в журнале «Пионер». Повесть вышла отдельной книгой в 1940 году. Следует отличать первую редакцию повести от второй, которая увидела свет в 1955 году и где не только заменены многие эпизоды и персонажи, но и сама книга значительно выросла в объёме. На основании второй редакции Лагин написал одноимённый киносценарий (фильм поставлен в 1957 году режиссёром Г. С. Казанским).
    В годы Великой Отечественной войны писатель работал в газете «Красный черноморец» Черноморского флота, участвовал в обороне Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска. Войну окончил в Румынии в составе Дунайской флотилии.
    В послевоенный период Лагин написал ряд заметных для своего времени фантастических произведений: «Патент АВ», «Остров Разочарования»,  «Атавия Проксима», рассказ «Эликсир Сатаны»  и повести «Белокурая Бестия»  и «Съеденный архипелаг».
    Последнее произведение Лагина — роман «Голубой человек» (1964; 1967), молодой герой которого из 1950-х годов случайно совершает путешествие во времени в Царскую Россию и там встречается с Лениным, принимает участие в революционной борьбе.

Могила Лагина

     Л. И. Лагин умер 16 июня 1979 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
     Лазарю Лагину посвящена повесть «В стране вечных каникул» Анатолия Алексина.

ВитебскПамятник Старику Хоттабычу  в Витебске. Автор скульптор Сергей Сотников.

  

ЛАЗАРЬ ИОСИФОВИЧ ЛАГИН
1903-1979

    Лагин Лазарь Лагин (Лазарь Иосифович Гинзбург) родился в Витебске. Он окончил экономический факультет Института народного хозяйства им. Г.В.Плеханова, после чего занимал разные посты в советских и партийных организациях. Он был хозяйственным работником в Крыму, в Москве, Тамбове, Воронеже. Затем занимался журналистикой: работал в газетах "За индустриализацию", "Правда", журнале "Крокодил" и других. Им написано множество статей, очерков, фельетонов, стихов, приключенческая повесть "Анюта", несколько научно-фантастических романов, сатирические "Обидные сказки". Он много сделал на радио: например, активно участвовал в создании легендарной передачи "Клуб знаменитых капитанов".

Но по-настоящему всенародную известность и громкую славу принесла ему напечатанная впервые в "Пионере" в 1938 году повесть-сказка "Старик Хоттабыч". Произведение это отличает настолько тонкое знание детей, что оно не потеряло блеска до сих пор. Хотя уже немало воды утекло, много разнообразных выдумок, самых невероятных сказочных вмешательств в реальную жизнь было за это время предложено читателям другими автора-ми. А история дружбы обычного школьника, советского пионера Вольки Костылькова и сказочного джинна Гассана Абдуррахмана - ибн Хоттаба, по-прежнему, радует читателей.
    Конечно, во многом этому долголетию способствовал блестящий кинофильм, где замечательная игра актеров сочетается с обилием спецэффектов, которые сейчас кажутся допотопными, но роль возбудителя фантазии выполняют, как и прежде, здорово.
    Но дело всё же не в фильме, а в великолепной истории, придуманной Лагиным, которую он мастерски воплотил в повести-сказке, самом, пожалуй, популярном жанре детской литературы. Кто из нас не мечтал о встрече с волшебством, кто хоть на минуточку не хотел стать обладателем волшебной палочки, кто не хотел поймать чудесную щуку или золотую рыбку? Волька Костыльков - один из тех, кому повезло: купаясь в речке, он нырнул и вытащил какой-то заросший тиной кувшин, оказавшийся тюремной камерой провинившегося джинна! Прямо сказки "Тысячи и одной ночи"! На этом сходство со всемирно известными сказками и кончается, если не считать главного: как и в восточных сказках, джинн обязан выполнять все желания своего хозяина. Обычно в сказках джинны - злобные и коварные существа, главная задача которых хозяина обмануть и от него улизнуть.
    Но Хоттабыч, хоть и оказался ворчливым и упрямым, - старик добрый, более того, любознательный и трудолюбивый. А то, что он постоянно оказывает Вольке медвежьи услуги, не удивительно: за две с лишним тысячи лет заточения он сильно отстал от жизни. Не по злому умыслу он вечно попадает впросак: то экзамен по географии Вольке сорвет, то друга Женю отправит в Индию, чтобы тот убедился, что живут там одни "плешивые люди", то преподнесёт Вольке в подарок целый караван с пряностями... Для Вольки все эти чудеса часто оборачиваются неприятностями, так что он вынужден следить за Хоттабычем, как за младенцем. И Волька вдруг начинает чувствовать себя не беззаботным мальчишкой, а человеком, ответственным за этого древнего старика с мировосприятием дошкольника. И ещё обнаруживается, что старый джинн - верный и надежный друг, и что он нужен Вольке. То есть и сказка преобразовывает жизнь, и в реальности чудеса необходимы.

   Сказка получилась веселая. В ней масса красивых фантастических деталей, приключений, запоминающихся героев. При этом каждый детский характер особенный, никого из Волькиных одноклассников с другими не спутаешь. Но главное - перевоспитание Хоттабыча не отменяет чудеса.
   А ведь были времена, когда сказку в детской литературе чуть не отменили, хотели загнать в самый дальний угол читательского сознания, чтобы не отвлекала своими "вредными" идеями от учебы и выполнения указаний взрослых.
   Детям чудеса необходимы, так же как мечта и игра - с большой художественной силой утверждает это в своей повести писатель Лагин, и за это бесспорное утверждение писателю Лагину огромное спасибо!

Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.44-45., ил.

книги Лагина