АСТРИД АННА ЭМИЛИЯ ЛИНДГРЕН

Даты жизни: 14 ноября 1907 - 28 января 2002
Место рождения: Виммербю, Швеция
Шведская писательница, автор ряда всемирно известных книг для детей,
Известные произведения: «Пеппи Длинныйчулок», «Знаменитый сыщик Калле Блюмквист», «Мы все из Бюллербю»,  «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Эмиль из Леннеберги», «Мио, мой Мио», «Рони, дочь разбойника»

   Линдгрен А. Писательница, подарившая детям удивительно обаятельного персонажа Карлсона и симпатичную сумасбродку Пеппи Длинныйчулок, стала родной всем детям мира. Трудно найти семью, где не читали добрые и увлекательные книжки Астрид Линдгрен. Шведская писательница, как никто другой, разгадала детскую душу и нашла к ней тропинку. Простыми словами она очертила главные проблемы и страхи маленьких людей, напомнив взрослым то, что они когда-то знали, но забыли.

    Астрид Анна Эмилия Эрикссон, так звучит полное имя писательницы до замужества, родилась в ноябре 1907 года в Швеции, на хуторе Нес. В фермерской усадьбе прошли детские годы будущего литератора.
    В доме Эрикссонов царили любовь и согласие. Родители Астрид встретились на рынке, когда маме было 7, а отцу 13 лет. Детская дружба переросла в симпатию, а позже - в любовь. У Самуэля Августа и Ханны родилось четверо детей: первенец – сын Гуннар - и три дочери, старшей из которых была Астрид Анна Эмилия.
   Детей окружал крестьянский быт и первозданная природа. Ребята помогали родителям по хозяйству, а в свободное время носились по окрестностям хутора в поисках приключений. В семействе, по словам Астрид Линдгрен, царила удивительно добрая атмосфера: взрослые не стеснялись проявлять теплых чувств друг к другу и детям, что в крестьянских семьях было редкостью.
   Маленькая Астрид Линдгрен обожала слушать фольклор - предания и легенды, которые часто рассказывали детям на хуторе. Не научившаяся еще читать Астрид впервые услышала «книжную» сказку в доме у подруги. Ее детям читала на кухне мама. Впечатлительная девочка заслушалась, погрузилась в волшебный мир и долго возвращалась к действительности. Вскоре Линдгрен научилась грамоте, и чтение стало ее любимым занятием навсегда. Уже в начальных классах будущая писательница продемонстрировала литературные способности, за что ее в шутку называли Сельмой Лагерлеф (первый нобелевский лауреат по литературе).
  После окончания средней школы 16-летняя девушка устроилась младшим репортером в местное периодическое издание. Спустя 2 года беременная Линдгрен покинула Виммерблю и отправилась в столицу, желая затеряться в миллионном городе, где ее никто не знает.
   В Стокгольме Астрид Линдгрен получила специальность секретарши и до рождения ребенка работала в Королевском автоклубе.
   Спустя 5 лет Астрид Линдгрен, теперь уже замужняя дама, стала домохозяйкой. В 1941 году семья, в которой теперь подрастало двое малышей, обосновалась в стокгольмской квартире, из окон которой виден живописный Васа-парк. Здесь женщина написала все свои произведения. Поначалу Астрид Линдгрен оттачивала перо, работая секретарем. Потом она увлеклась написанием небольших по объему сказок и коротких путеводителей для семейных и детских журналов.

   По словам сказочницы, первый персонаж детской приключенческой повести родился благодаря маленькой Карин. Заболевшая воспалением легких дочь, привыкшая к маминым сказкам на ночь, попросила Астрид рассказать историю про Пеппи Длинныйчулок. Имя персонажа девочка выдумала. Линдгрен исполнила желание малышки и сочинила сказку. Она так понравилась дочери, что мама растянула продолжение на десятки других вечеров.
   Каждая следующая новелла о свободолюбивой рыжеволосой сумасбродке в разноцветных чулках требовала продолжения. За пять лет короткие истории «выросли» в повесть. Когда дочери Астрид Линдгрен исполнилось 10, мама сделала ей подарок на юбилей: рукопись из нескольких историй о Пеппи она проиллюстрировала и превратила в книгу.
   Рукописный дубликат с приключениями рыжей сорвиголовы Линдгрен отнесла в крупное шведское издательство Bonnierkoncernen. Но издатель не спешил печатать выходящую за привычные рамки детской литературы книгу. Подумав, «Боньерконцерн» вернул рукопись Астрид. Писательница приуныла, но рук не опустила: она видела, какое впечатление на дочь произвели рассказы о Пеппи, и точно знала, что продолжит писать для детей.

   В 1944 году шведская писательница услышала о конкурсе, проводимом только что появившемся издательством «Рабен и Шегрен». Перед авторами поставили задание написать книгу для девочек. Три лучших сочинения издатели обещали напечатать. Астрид Линдгрен представила на суд жюри повесть «Бритт-Мари изливает душу» и заняла второе место. Так началась ее творческая биография.
   В следующем году «Рабен и Шегрен» пригласили Астрид на работу. Линдгрен с удовольствием заняла кресло редактора детской литературы и проработала на этой должности до 1970 года, покинув его по достижении пенсионного возраста.
   В том же счастливом для писательницы 1945 году «Рабен и Шегрен» опубликовало первую книгу о Пеппи – «Пеппи поселяется на вилле "Курица"». Повесть так понравилась юным шведам, что ее мигом раскупили. Вскоре сочинение было переведено на десятки языков и разошлось по миру миллионными тиражами. В 1946 и 1948 годах детская аудитория дождалась продолжений повести.

   В 1946 году Астрид Линдгрен подарила юным читателям повесть о приключениях сыщика Калле Блюмквиста. В 1951 году дети прочитали вторую часть похождений Калле, а спустя 2 года вышла заключительная часть трилогии, названная «Калле Блюмквист и Расмус». Придумав доброго сыщика, Линдгрен предложила альтернативу вошедшим в моду триллерам, к которым потянулось и юное поколение.

    В середине 1950-х Астрид Линдгрен подарила читателям первую часть трилогии «Мио, мой Мио!». Это сказочная и грустная повесть о мальчике, который остался без родительского тепла. Осиротевших детей после войны было много, и материнское сердце Астрид их судьба волновала. Своим сочинением она давала таким детям надежду и утешение, помогала справиться с трудностями и вселить веру в счастливое завтра.

     Спустя год, в 1955-м, появилась первая книга трилогии о «в меру упитанном» чердачном жильце Карлсоне и грустном Малыше, мальчике из обычного семейства, до которого у занятых родителей не доходят руки. Развлекать и утешать Малыша прилетает инфантильный любитель сладкого с пропеллером на спине.
    Книга имела оглушительный успех, соизмеримый с приключениями Пеппи. В 1962 году вышла вторая часть трилогии, а спустя 6 лет – третья. Перевод сказочной истории о Малыше и Карлсоне для русских читателей сделала Лилианна Лунгина. Первая часть появилась спустя 2 года после издания в Швеции, третья – в 1974 году.
    С 1963 по 1986 годы Астрид Линдгрен сочинила для ребят цикл из 6 книг о маленьком сорванце, упрямом и находчивом Эмиле Свенсоне. 6-летний проказник регулярно попадает в переделки, но он невероятно сметлив и часто подсказывает отцу неожиданные решения в хозяйстве и бизнесе.

    Еще одно яркое и любимое миллионами детей сочинение Линдгрен – фэнтези-сказка «Рони, дочь разбойника» – появилось в начале 1980-х. Это поучительная и добрая повесть о детской мудрости, которой следует поучиться взрослым. Рони – дочка атамана Маттиса, враждующего и конкурирующего с разбойником Борки, у которого подрастает сын Бирк. Отпрыски заклятых врагов проникаются симпатией и становятся друзьями. А когда враждующие родители запрещают им дружить, убегают от них в лес.

    В Советском Союзе творчество Астрид Линдгрен было широко известно и любимо. В 1976 году дети СССР увидели на экранах фильм «Приключения Калле-сыщика», в 1978-м – картину «Расмус-бродяга», через 6 лет – «Пеппи Длинныйчулок» и «Проделки сорванца». Мультфильмы о Карлсоне вышли в 1968 и 1970 годах.
   Астрид Линдгрен при жизни осыпали всевозможными наградами. В 1958-м ей вручили медаль Ханса Кристиана Андерсена, которую приравнивают к Нобелевской премии в детской литературе.
     Умерла Астрид Линдгрен в январе 2002 года в почтенном возрасте – в 94 года.

Памятник Астрид Линдгрен

ПАМЯТЬ

   В год смерти Астрид Линдгрен шведское правительство учредило премию памяти знаменитой писательницы в размере 5 миллионов крон, которую каждый год присуждают лучшему детскому писателю.
  Весной 2015 года шведский банк выпустил новую серию купюр достоинством в 20 крон, на которых изображена Астрид Линдгрен.
  Шведы трепетно берегут квартиру в Стокгольме, где 60 лет жила и умерла знаменитая писательница. Музеем жилище стало зимой 2015 года, когда Швеция отметила 108-й день рождения Астрид Линдгрен.
   В квартире-музее хранится сувенирное блюдо, которое в 1997 году вручил Астрид Борис Ельцин.

Банкнота с изображением Астрид ЛиндгренБанкнота с изображением Астрид Линдгрен 

Линдгрен Астрид

АСТРИД АННА ЭМИЛИЯ ЛИНДГРЕН
(1907—2002)

    Астрид Анна Эмилия Линдгрен — национальный символ Швеции, обладатель Государственной премии Швеции по литературе, премии ЮНЕСКО и премии Ганса Христиана Андерсена (Нобель детской литературы).

    Она родилась в 1907 году на юге Швеции. Как говорила сама писательница, у нее было самое счастливое детство и замечательные, абсолютно влюбленные друг в друга родители. Об их любви Астрид напишет книгу: «Сэмюэл Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта». В доме Эриксонов (такова девичья фамилия Астрид Линдгрен) царила атмосфера праздника и вечных игр. Образ сво¬его брата и товарища по играм Астрид будет выводить во многих своих сказках.
    Прошло время, и Астрид повзрослела. Чтобы найти своё место в жизни она покинула родительский дом и устроилась на работу. Через какое-то время она вышла замуж и родила двоих детей.
    А в 1944 году Астрид Линдгрен начала писать. Из-за болезни она долгое время должна была соблюдать постельный режим и в это время стала рассказывать своей дочке Карин истории о проделках Пеппи Длинныйчулок. Именно Карин уговорила Астрид опубликовать книгу. Но, хотя к тому времени вышли уже две сказки Линдгрен, «Пеппи Длинныйчулок» в издательстве забраковали.
    Однако, когда в 1945 г. книга всё же была опубликована, отвергшие её издатели сильно пожалели о своем просчёте — сказку ждал огромный успех. Её читала вся Швеция, и она быстро стала популярной в Европе. Шведское общество разделилось на два лагеря: любителей и ненавистников Пеппи. Дело в том, что в это время в стране практически насаждается культ гармоничной семьи, жизни без встрясок и переживаний. Безмятежность становится синонимом счастья... и вдруг появляется она — неуправляемый ребенок, диковатая, полубездомная девочка. По мнению критиков, сказка призывала детей к бунту и разрушению, а автор не думала о возможных социальных последствиях. С другой стороны, некоторые психологи считали, что Пеппи, вымышленный персонаж, нарушая все запреты, живя сама по себе, независимо от мира взрослых, осуществляет детскую мечту. Дети получают возможность пережить этот восторг всемогущества вместе с нею, в своем воображении. К тому же, Пеппи — грустная девочка, постоянно ищущая тех самых родителей, которые бы любили её и заботились о ней, как заботятся родители о всех маленьких девочках.

    В 1949 г. Линдгрен публикует сказку «Крошка Нильс Карлссон», где появляется образ одинокого больного ребенка, которому не с кем играть, и на сцену выходит будущая легенда XX века — Карлссон, который пока что живет не на крыше и обладает несколько иными чертами, чем герой последующих сказок о нём.
   В 1954 году выходит ещё одна очень важная книга Астрид Линдгрен — «Мио, мой Мио». Эта сказка затрагивает на вполне взрослом уровне вопросы добра и зла, любви и бесчувственности. Эта книга вызывала как восхищение, так и острую критику, ведь её романтические образы совершенно не вписывались в материалистическую эпоху 50-х.
   А в 1955 году появляется «Малыш и Карлссон» — пожалуй, самая популярная в России сказка Линдгрен. Карлссон, чудесный и неотесанный друг Малыша, в полном расцвете сил и с пропеллером за спиной, становится абсолютно родным для миллионов детей. Но всё-таки главным героем сказки является именно Малыш — этот маленький застенчивый мальчик, который хочет знать, насколько же он дорог родителям и боится «прожить всю жизнь так, без собаки». В сероватом мире современного города ему просто необходим сказочный друг, который бы наполнял его жизнь весельем и помогал взрослеть.
    Для Линдгрен были важны и социальные, и, даже, политические проблемы, о которых она пишет в своих сказках «Расмус-бродяга», «Мадикен и Пимс», «Жив еще Эмиль из Лённеберги» и во многих других.

   Линдгрен в своих произведениях поднимает вопросы любви и отношений отцов и детей. Она фактически изобретает новый жанр — городскую сказку. Среди современного быта появляется волшебство — не мистическое, не фантастическое, а именно сказочное. И для него не нужно искать причин и объяснений, — оно прекрасно и важно само по себе.
    Со смертью Астрид Линдгрен закончилась большая эпоха, эпоха серьезных сказок, которые и развлекают, и обучают, и прививают вкус к хорошей литературе.

А.Д. Баженова

Детям о писателях. Зарубежные писатели.- М.: Стрелец, 2007.- С.26-27., ил.

 

АСТРИД АННА ЭМИЛИЯ ЛИНДГРЕН
(1907—2002)

   Линдгрен«Все наши переживания и игры отразились в моих книгах», - говорила писательница. С детства она с удовольствием придумывала приключенческие истории для своих сестер, брата и друзей, а когда повзрослела и вышла замуж - для сына и дочки. Более тридцати книг вышло из-под ее пера: детективы о юном сыщике Калле Блюмквисте, забавные рассказы о Карлсоне, который живет на крыше, истории о проказах Эмиля из Лённеберге, проделках Пеппи Длинныйчулок и скитаниях Расмуса-бродяги.

    Первой была история о рыжей девчонке Пеппи. Эта героиня появилась... из-за болезни дочери Линдгрен. Перед сном мама рассказывала захворавшей девочке о ее бесшабашной ровеснице, которая не подчиняется никаким условностям. Большинство взрослых в книгах о Пеппи - ужасно скучные, тревожные, мелочные и неинтересные люди, которые даже опасаются энергичной, бойкой и независимой Длинныйчулок. Она живет одна, но чувствует себя совершенно самостоятельной, дает отпор и ватаге хулиганов, и матерым грабителям, поступает, как ей нравится, и ничуть не стыдится за себя. Но самое удивительное в Пеппи - ее буйная фантазия. Она придумывает невероятно интересные игры, сочиняет истории о разных странах, где побывала вместе с папой-капитаном, и без конца устраивает розыгрыши, жертвами которых становятся недотепы-взрослые. Какие бы шалости ни вытворяла Пеппи, автор выступает на ее стороне. Линдгрен была убеждена, что свободу, энергию и творчество детей ничто не должно сдерживать.

   Другой знаменитый и обаятельный герой Линдгрен - Карлсон - тоже не признает никаких правил и ограничений. Да, он хвастлив, часто думает только о себе, любит пожаловаться и поесть сладкого без спросу. Но зато он выдумщик каких мало, с легкостью прогонит скуку и заставит даже грабителей поджать хвост. Для Малыша, младшего ребенка в большой семье, который часто чувствует себя одиноким, лишним, Карлсон становится лучшим другом. С ним Малыш уверен в себе и забывает про обиды. Карлсон не ребенок, хотя и ведет себя по-детски, но и не «взрослый» - не строгий, суровый человек, который может сделать Малышу замечание. Наоборот, он принимает мальчика таким, какой он есть, и этим завоевывает его любовь и доверие. Неудивительно, что взрослые не видят Карлсона и считают его выдумкой Малыша, ведь им нелегко забыть о правилах, проблемах и повседневных делах и окунуться в легкий и волшебный детский мир. Линдгрен уверена: чтобы видеть чудо в жизни, надо оставаться любознательным ребенком в душе.

   Почти 25 лет писательница работала редактором детской литературы в издательстве. Она была необычайно разносторонним автором, писала и сказки, и детские детективы, и юмористические истории. Астрид Линдгрен удостоилась высшей награды для писателей-сказочников - премии имени Ганса Христиана Андерсена, а на родине, в Швеции, ее всегда называли просто «Андерсен наших дней».

Рисунок выполнен по фотографии А. Линдгрен ок.1971 г.

Зарубежные детские писатели: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.

книги Линдгрен