ВЛАДИМИР ФЁДОРОВИЧ ОДОЕВСКИЙ

Даты жизни: 13 августа 1804 (1803) - 27 февраля 1869
Место рождения: город Москва, Россия
Русский писатель и мыслитель эпохи романтизма, один из основоположников русского музыкознания
Известные произведения: «Городок в табакерке», «Сказки и повести для детей дедушки Иринея», «Мороз Иванович»

    Одоевский 1Одоевский Владимир Федорович родился в Москве в 1804 году, по другим данным в 1803 году. Он стал последним потомком древнего княжеского рода. Мать будущего писателя была крепостной крестьянкой, а отец - дворянином. Он работал директором в Московском отделении Государственного банка.
   В 1822 году Владимир с отличием окончил Московский благородный пансион, где до него учились Н. Тургенев, Н. Муравьёв, П. Чаадаев и П. Вяземский. В студенческие годы на молодого человека оказали существенное влияние профессора И. И. Давыдов и М. Г. Павлов, исповедовавшие взгляды философов-шеллингианцев. Первые публикации Владимир Одоевский, биография которого насыщена интересными событиями, начал публиковаться с 1821 года. Это были не авторские произведения, а переводы с немецкого, но редактор «Вестника Европы» был не против и с удовольствием одобрил их в печать.
     В 1822-1823 годах там же публикуются «Письма к Лужницкому старику». Одно из писем под названием «Дни досад» привлекло внимание А. С. Грибоедова. Он познакомился с Одоевским и стал его добрым другом до конца жизни. Также Владимир дружил со своим двоюродным братом А. И. Одоевским, который в будущем станет поэтом и декабристом. В начале 1820-х годов Владимир посещал заседания «Общества любителей русской словесности», которое возглавлял Ф. Глинка, а также вступил в кружок поэта и переводчика С. Е. Раича. Сблизился с И. Киреевским, Д. Веневитиновым и В. Кюхельбекером. С первыми двумя в 1823 году писатель Одоевский, биография которого является примером для подражания, организовал «Общество любомудрия» и стал его председателем.
    В 1824-1825 годах Кюхельбекер и Одоевский выпускают альманах «Мнемозина», где, кроме самих издателей, печатаются Н. М. Языков, Е. А. Баратынский, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин и Н. Полевой. Даже известный критик В. Г. Белинский охарактеризовал его этюд «Елладий», как «задумчивую повесть».
    В 1825 году биография Одоевского была омрачена таким известным событием, как восстание декабристов. Он отнёсся к нему с безоговорочным осуждением и грустным пониманием, ведь со многими заговорщиками писатель дружил или был близко знаком. Владимир жёстко осудил николаевскую расправу над товарищами и готовился разделить их участь. Но следственная комиссия не предъявила ему никаких обвинений. «Русские ночи» В конце 1820-х годов биография Одоевского ознаменовывается началом работы над главным философским романом его жизни под названием «Русские ночи». Владимир завершит его в 1843 году. А в 1844 году роман выйдет в составе трёх томов сочинений В. Ф. Одоевского. «Русские ночи», по сути, являются приговором немецкой философии от лица российской мысли.
    В 1830 г. писатель ознакомился с идеями новоевропейских мистиков: Баадера, Портриджа, Арндта, Сен-Мартена и др. В дальнейшем Владимир изучал патристику, особо интересуясь традициями исихазма. Многолетние размышления князя о смысле истории, судьбах культуры, прошлом и будущем России и Запада воплотились в его философском романе.
    В 1833 году были опубликованы «Пёстрые сказки», собранные Иринеем Гомозейкою (этой словесной маской Владимир пользовался до конца жизни), которые впечатлили Н. В. Гоголя и предвосхитили тональность и образность его «Портрета», «Невского проспекта» и «Носа».
    В 1834 году вышла в свет сказка «Городок в табакерке», ставшая лучшим произведением во всей мировой словесности. Она на равных конкурировала с андерсеновскими рассказами и быстро полюбилась русским детям. Появились романтические повести, самая яркая из которых – «Последний квартет Бетховена». Она вышла в альманахе «Северные цветы» в 1831 году.
    В 1838 г. писатель продолжил тенденцию, намеченную в «Городке в табакерке» и «Пёстрых сказках». Можно сказать, что по этой причине оживилась его творческая биография. В. Ф. Одоевский опубликовал ряд «Повестей от дедушки Иренея». Они сразу попадают в категорию хрестоматийного чтения для детей. Успех окрыляет князя, и он его развивает, выпуская в 1843 году сборник «Сельское чтение», который становится народным журналом. В последующие 5 лет там были опубликованы 4 книги, которые переиздавались целых 11 раз.

     В последние годы жизни писатель занимался историей, а также теорией «исконно великорусской музыки». На эту тему опубликованы две работы: «О древнерусском песнопении» (1861) и «Общая музыка» (1867). Все считали, что Владимир – поборник официозной народности. Сам же князь написал: «Народность – это наследственная болезнь, от которой умрёт весь народ, если не освежит свою кровь физическим и духовным сближением с остальными нациями». Нечто подобное писатель и пытался сделать с российской и европейской культурой. Об этом нам говорит вся его биография.
    В. Ф. Одоевский скончался в Москве в начале марта 1869 года.

ВЛАДИМИР ФЁДОРОВИЧ ОДОЕВСКИЙ
(1803-1869)

  ОдоевскийВ 1833 г. в свет вышли «Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою». Они произвели чрезвычайное впечатление на писателя Н.В. Гоголя, а один из литературных критиков того времени в восхищении написал об авторе сборника: «Какой чудесный старик!» Но дедушки Иринея никогда не существовало. Под этой маской творил писатель, журналист, издатель и музыковед князь Одоевский.
   Он собирал и изучал русский фольклор (устное народное творчество) и в подражание ему сам сочинял сказки для взрослых и детей. В первую книгу «дедушки Иринея» вошли сатирические (обличительные, насмешливые) сочинения для взрослых и одна детская сказка «Игоша». Ее главный герой, маленький мальчик, встречается со странным проказливым существом - Игошей. Тот развлекает мальчика, которому бывает одиноко и не с кем играть. Хотя отец считает Игошу детской выдумкой, другие взрослые - няня, извозчики - верят ребенку. Они связывают образ маленького человечка с народными поверьями о домовых и прочем волшебном народце. Однако к концу повествования становится понятно, что Игоша живет только в воображении мальчика. Этот вымышленный «друг» нужен автору сказки, чтобы раскрыть внутренний мир главного героя, его фантазии и чувства — его психологию.
     Спустя год после выхода книги «дедушки Иринея» Одоевский отдельно опубликовал «Городок в табакерке» - одну из лучших во всей мировой словесности литературных сказок. Это волшебная история о том, как мальчик Миша захотел узнать о работе маленькой табакерки, которую ему подарил папа. И вот чудеса! Миша попал внутрь табакерки, к нему вышел мальчик-колокольчик и пригласил в гости — под крышкой оказался целый городок. Мальчик внимательно осмотрел его, смог многому научиться и больше узнать о музыкальных механизмах... перед тем как проснуться и понять, что это был сон. Одоевский сумел превратить ученое объяснение в увлекательную сказку. «Городок в табакерке» ставят в один ряд со знаменитыми произведениями Г.Х. Андерсена и Э.Т.А. Гофмана.
    Позже у писателя вышли еще два сборника для детей: «Детская книжка для воскресных дней» с рассказами «Червячок», «Анекдоты о муравьях» и другими и «Сказки и повести для детей дедушки Иринея», куда вошли произведения «Столяр», «Шарманщик», «Разбитый кувшин», «Отрывки из журнала Маши», «Мороз Иванович», «Бедный Гнедко». В этих книгах писатель размышляет о чувствах людей, показывает отношение человека к животным. При этом он не поучает назидательно, а рассказывает интересную историю, заканчивая ее словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте ... что шутки ради, что в наставление».
   Все произведения из цикла «Сказки дедушки Иринея» были изданы после смерти Одоевского отдельным томом в серии «Библиотека для юношества».

Рисунок выполнен по литографии П. Ф. Бореля с фотографии С. Л. Левицкого ок.1860 г.

Русские детские писатели: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.

книги одоевскимй