ШАРЛЬ ПЕРРО

Даты жизни: 12 января 1628 - 16 мая 1703
Место рождения: г. Париж, Франция
Французский поэт, писатель и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671 года.
Известные произведения: «Сказки матушки гусыни»: «Золушка», «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Мальчик-с-пальчик», «Подарки феи», «Рике-Хохолок», «Спящая красавица», «Синяя борода».

   Перро 1Нет, наверное, такого человека, который в детстве не читал сказок. При перечислении авторов произведений для детей среди первых, наряду с братьями Гримм и Гансом Христианом Андерсеном, на ум приходит имя Шарля Перро. Уже несколько сотен лет мальчишки и девчонки зачитываются удивительной историей Золушки, следят за приключениями Кота в сапогах, завидуют изобретательности Мальчика-с-пальчик.

   Шарль Перро и брат-близнец Франсуа родились в январе 1628 года в Париже. В состоятельной семье парламентского судьи Пьера Перро и домохозяйки Пакетт Леклеркуже было четверо детей – Жан, Пьер, Клод и Николя. Отец, ожидавший от сыновей больших свершений, выбрал для них имена французских королей - Франциска II и Карла IX. К сожалению, через полгода Франсуа умер.
    Поначалу образованием наследников, которому родители придавали большое значение, занималась мать. Она научила детей читать и писать. В восемь лет Шарль, как и старшие братья, пошел учиться в университетский колледж Бовэ, недалеко от Сорбонны, на факультет искусств. Но из-за конфликта с преподавателями мальчик бросил учебу. Вместе с другом Борэном продолжил самообразование. Все то, что преподавали в колледже, мальчики выучили самостоятельно за несколько лет, а это греческий и латинский языки, история Франции, античная литература.
    Позже Шарль брал уроки у частного педагога. В 1651 году получил диплом юриста и недолго поработал в адвокатской конторе. Юридическое поприще Перро вскоре наскучило, и молодой адвокат перешел на работу к старшему брату Клоду. Клод Перро впоследствии прославился как один из первых членов Французской академии наук и архитектор, приложивший руку к созданию Луврского дворца, Парижской обсерватории.
   В 1654 году старший брат Пьер Перро приобрел должность сборщика налогов. Руководил тогда финансами Жан-Батист Кольбер, будущий могущественный министр эпохи «короля-солнце» Людовика XIV. Шарль десять лет проработал у брата приказчиком. В свободное время читал книги из библиотеки, купленной у наследников аббата де Серизи, члена Французской академии.
   Кольбер покровительствовал Шарлю, взял на должность секретаря, сделал своим советником в делах культуры и представил ко двору. При Кольбере Перро вошел в состав Комитета литераторов, в задачи которого вменялось восхваление короля и королевской политики. Перро руководил производством гобеленов и контролировал строительство Версаля и Лувра. Позже был назначен генеральным секретарем в Интендантстве королевских построек, фактическим руководителем Малой академии.
   В 1671 году Перро избран членом Академии Франции (будущей Академии наук), в 1678-м назначен ее председателем. Карьера Шарля шла в гору, а вместе с ней и финансовое благополучие.
   Первые шаги на почве сочинительства Шарль Перро сделал еще во время обучения в колледже – писал стихи и комедии. В 1653 году опубликовал пародию «Стены Трои, или Происхождение бурлеска».
   В 1673 Шарль вместе с братом Клодом написал сказку в стихах «Война ворон против аиста» - аллегорию войны сторонников классицизма и новой литературы. Этому противостоянию посвящено сочинение 1675 года «Критика оперы, или Разбор трагедии под названием «Алкеста». Работа написана совместно с братом Пьером. Шарль много сотрудничал с братьями. Пьесы, включенные в «Сборник избранных произведений», пронизаны атмосферой дружеского состязания и диалога.
   Весной 1682 года ко дню рождения герцога Бургундского писатель издал оду «На рождение герцога Бурбона» и стихотворение «Росток Парнаса».
   После смерти жены Перро стал очень религиозен. В эти годы он написал религиозную поэму «Адам и Сотворение мира». А после смерти своего покровителя Кольбера в 1683 году - поэму «Святой Павел». Этим трудом, опубликованным в 1686-м, Шарль хотел вернуть утраченное внимание короля.

   По настоящему Перро увлекся литературным творчеством как дань моде. В светском обществе наряду с балами и охотой чтение сказок стало популярным увлечением. В 1694 году опубликованы сочинения «Смешные желания» и «Ослиная шкура». Через два года напечатана сказка «Спящая красавица». Книги, хотя и печатались тогда небольшими тиражами, быстро обрели поклонников.
   В бестселлер того времени превратился сборник «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями». Сказки, вошедшие в книгу, сочинил не сам Перро. Он только переработал и пересказал то, что услышал в детстве от няни либо доработал неоконченный сюжет. Единственным авторским произведением является сказка «Рике-хохолок». Книга опубликована в 1695-м и за первый год четырежды переиздана.
   Стесняясь такого легкомысленного, по его мнению, увлечения, как сказки, Шарль подписывал произведения именем сына – Пьера д’Арманкура. Впоследствии данный факт позволил исследователям усомниться в авторстве Шарля Перро. Якобы черновые записи народных сказок делал Пьер. Но, тем не менее, отец превратил их в литературные шедевры. В высшем свете XVII века и вовсе считали, что таким образом Шарль попытался приблизить сына ко двору племянницы короля, принцессы Елизаветы Орлеанской.Памятник Шарлю Перро
   Однако не вызывает сомнения тот факт, что благодаря Перро фольклор «прописался» в дворцовых стенах. Писатель осовременил сказки, упростил для восприятия детьми любого возраста. Герои говорят языком обычных людей, учат преодолевать трудности и проявлять смекалку, как Жан и Мари из «Пряничного домика». Замок, в котором спит Принцесса из «Спящей красавицы», списан с замка Юссэ на Луаре. В образе Красной Шапочки запечатлен образ дочери Перро, умершей в 13 лет. Синяя Борода - тоже реальный персонаж, маршал Жиль де Ре, казненный в 1440 году в городе Нанте. И любое произведение Шарля Перро заканчивается определенным выводом, моралью.
   Книги французского писателя имеются в каждом доме, где растут маленькие дети. Не счесть и количества переложений произведений Перро в кино и на сцене. Шедеврами театрального искусства признаны оперы Джоаккино Россини и Белы Бартока, балеты Петра Чайковского и Сергея Прокофьева. По мотивам русской народной сказки, сюжет которой перекликается со сказкой Перро «Подарки феи», режиссером Александром Роу снят фильм «Морозко». А сказка «Красавица и Чудовище» - лидер по количеству экранизаций, как в художественном кино, так и в мультфильмах и мюзиклах.
   Одновременно с написанием сказок Шарль Перро занимался и серьезной академической деятельностью. В Академии Перро возглавлял работу над «Всеобщим словарем французского языка». Словарь занял у писателя почти сорок лет жизни и был закончен в 1694 году.
   В биографии Шарля Перро есть печальная страница. Сын Пьер, помогавший отцу собирать материал для сочинений, угодил в тюрьму за убийство. Шарль пустил в ход все свои связи и деньги, чтобы вызволить сына и купил ему чин лейтенанта королевских войск. Пьер погиб в 1699 году на полях одной из войн, которые тогда вел Людовик XIV.
   Смерть сына стала безжалостным ударом для Шарля Перро. Он умер спустя четыре года, 16 мая 1703 года, по одним данным - в своем замке Розье, по другим - в Париже.

 

ШАРЛЬ ПЕРРО
1628-1703

   Перро 2В 1697 году появился сборник «Сказки матушки Гусыни», в который вошли: «Спящая красавица», «Красная шапочка», «Синяя Борода», «Кот в сапогах», «Волшебницы», «Золушка», «Рике с хохолком», «Мальчик с пальчик». Фамилия автора указана не была. Но под посвящением Её Королевскому Высочеству стояла подпись П. д'Арманкура. Создателем же этих сказок оказался его отец, 69-летний королевский чиновник Шарль Перро. Член Французской академии, поэт и критик, он не счёл возможным подписаться под произведениями столь низкого жанра: сказками, которые рассказывают безграмотные бабки. Передовой человек своего времени, он выступал против догм господствовавшего тогда классицизма, но жил в системе ценностей своего времени.
  Его прозаические сказки заканчивались стихотворной моралью. В морали к «Красной шапочке» автор обращался к юным девицам с призывом не поддаваться на комплименты случайно встреченных мужчин: каждый из них может оказаться волком. В «Спящей красавице» советовал не торопиться связывать себя узами Гименея. В «Коте в сапогах» утверждал, что лучше унаследовать умелость, обходительность, смелость, чем богатство. С помощью моралей (хотя иногда иронических) писатель как бы приближал сказки к популярному у классицистов жанру басни.
    Перро напишет потом ещё три стихотворные сказки: «Гризельда», «Ослиная шкура» (есть и прозаический её вариант), «Смешные желания»; в них мораль включена в текст повествования.
    Перро создавал сказки на фольклорной основе, сохранял черты народного юмора («простецкого смеха») и придавал им бытовую достоверность французской жизни XVII века — времени Людовика XIV. Вот «Спящая красавица»: она начинается с того, что бездетные король и королева, чтобы иметь детей, ездили на воды, совершали паломничества к святым местам. В «Коте в сапогах» сыновья мельника при дележе наследства «не звали ни нотариуса, ни адвоката: те быстро съели бы всё скудное наследство». А «Мальчик с пальчик» с помощью семимильных сапог, которые похищает у Людоеда, наживает много денег и покупает для отца и братьев доходные должности.
    О модах того времени можно судить по нарядам,  которые примеряют сестры Золушки, собираясь на бал. Принц, разбудивший принцессу после столетнего сна, проявляет тактичность, не сказав ей, что она одета по бабушкиной моде.
    Перро придал сказкам развлекательный характер в духе придворной галантной литературы — они очень изящны. Он и сам писал в морали к «Золушке», что только изяществом можно покорять людские сердца.
    В те далёкие времена трезвый ум, практицизм, расчётливость и ловкость начинали господствовать над аристократическими предрассудками. И у Перро в «Волшебницах» сын короля даже в самый романтический момент своей жизни, когда с первого взгляда влюбляется в девушку, не забывает о её приданом. Лишь увидев, что с каждым словом она роняет из уст жемчужины и брильянты, решает, что этот дар феи дороже любого приданого.
    Однако, аристократические титулы продолжали цениться во французском обществе, и буржуа нередко покупали их. Не даром у Перро ловкий и предприимчивый «Кот в сапогах» добывает герою сказки не только замок и угодья, но и титул маркиза. В «Золушке», несмотря на приказ примерить хрустальную туфельку всем девушкам в королевстве, примеряют её сначала принцессам, потом герцогиням и придворным дамам, а затем уже очередь доходит до сестёр. А о Золушке вспоминает посыльный только тогда, когда замечает как она красива. И в «Ослиной шкуре» колечко надевают на пальчик сначала принцессы, затем маркизы и баронессы, потом уже горничные, кухарки, судомойки, пастушки.
    Высшим достоинством человека Перро провозглашает доброту. После всех издевательств, которые терпит Золушка от сестёр, она причёсывает их как можно лучше (другая на её месте испортила бы им причёски), а став принцессой, поселяет их во дворце и выдаёт замуж за придворных. Волшебство в сказках Шарля Перро лишь помогает обнажить внутреннюю сущность героев. Золушке фея помогла достичь счастья, которого она была достойна. А героя сказки «Рике с хохолком» не чары волшебницы, а любовь превращает в красавца. Принцесса же перестаёт замечать его уродство ещё раньше, узнав и полюбив его за ум и доброе сердце.
      Для нас всё прекрасно, что мы любим, утверждает Шарль Перро.

Л.Я. Зиман

Детям о писателях. Зарубежные писатели.- М.: Стрелец, 2007.- С.30-31., ил.

ШАРЛЬ ПЕРРО
(1628—1703)

   Перро3 Литературную славу Перро принес сборник «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен». Сюжеты для них писатель взял из родного французского фольклора (устного народного творчества), и только «Рике с хохолком» была придумана им самим. В книгу вошли восемь прозаических и одна стихотворная сказка, и каждая осталась в литературе навсегда: «Золушка, или Хрустальная туфелька», «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Мальчик-с-пальчик», «Спящая красавица», «Ослиная шкура», «Подарки феи» и «Синяя Борода».

      Сказки Перро учат, прежде всего, добродетели, дружбе и помощи ближнему. Например, в «Золушке», если задуматься, всего одна «сказочная» сцена: фея-крестная наколдовывает девушке красивое платье, туфельки и роскошный экипаж, чтобы она поехала на бал. Но все остальные события могли произойти и в обычной жизни. Счастье Золушка обретает не с помощью волшебства, а благодаря доброму сердцу, трудолюбию и терпению. Так же и Кот в сапогах в одноименной сказке верно служит своему хозяину, сыну мельника: помогает ему привлечь внимание короля, добывает богатство и замок, победив великана-людоеда, устраивает свадьбу хозяина и принцессы, а в награду за труды становится первым министром.
     Ум и смекалка не раз выручают героев сказок Перро. Не только Кот в сапогах с помощью хитрости смог ловко одолеть великана. В сказке «Мальчик-с-пальчик» младший сын дровосека тоже легко обводит вокруг пальца незадачливого людоеда, похищает у него семимильные сапоги и становится королевским посыльным. Благодаря его уму семья дровосека больше не знала нужды и бед.
    Интересна и литературная сказка самого Перро «Рике с хохолком». Она рассказывает о некрасивом принце, который был очень умен и мог одарить умом девушку, которую крепко полюбит. Судьба свела его с принцессой, которая была невероятно глупа, но потрясающе красива и могла одарить красотой юношу, в которого влюбится. Удивительно, но волшебство правда случилось и принц с принцессой получили достоинства друг друга и сыграли пышную свадьбу. Однако в конце сказки автор тонко замечает, что чары здесь, быть может, и ни при чем. Не колдовство, а любовь помогла молодым людям увидеть друг в друге недостающие им красоту и ум и стать счастливыми.

Золушка     Сказки Перро стали классикой мировой детской литературы. По ним ставят спектакли, снимают кино и мультфильмы. В России их впервые прочли еще в XVIII в. «Кота в сапогах» переводил русский поэт В.А. Жуковский. По сюжету сказки «Золушка» итальянский композитор Дж. Россини написал оперу, а русский композитор С.С. Прокофьев - музыку для восхитительного балета, который по сей день не сходит с подмостков театров по всему миру.

Рисунок выполнен по портрету Ш. Перро ок.1826 г.

Зарубежные детские писатели: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.