ДЖОНАТАН СВИФТ

Даты жизни: 30 ноября 1667 - 19 октября 1745
Место рождения: Дублин, Ирландия
Англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, философ, поэт и общественный деятель
Известные произведения: «Путешествия Гулливера», «Битва книг», «Сказка бочки»

  Свифт Д  Биография Джонатана Свифта начинается в Ирландии, в городе Дублине, 30 ноября 1667 года. Отец умер еще до рождения сына, мелкий чиновник не оставил семье средств к существованию. Мальчика на воспитание взял дядя Годвин. Сестра осталась с матерью, своих родных Джонатан почти не видел.
    В 1682 году поступил в Тринити – колледж, который окончил со степенью бакалавра. Во время свержения короля Якова Второго в Ирландии началась гражданская война. Свифт уехал в Англию к дальнему родственнику матери Уильяму Темпла и прослужил у него в качестве секретаря два года. Темпл, состоятельный дипломат, принимает в судьбе Джонатана самое активное участие. Именно он раскрывает литературные способности молодого писателя и помогает найти хорошую работу.
    Биография Джонатана Свифта как автора рождается с публикациями в 1704 году двух произведений: «Сказка бочки» и притча «Битва книг», а также поэм и стихов.
    С 1705 несколько лет он служил в приходе Ларакор (Ирландия), а в 1713 году Свифт получает место декана в соборе Святого Патрика. Эта должность дает хороший доход и возможность писательской и общественной деятельности.
      В 1724 году под псевдонимом выпускает «Письма суконщика».
     В 1726 году выходят первые два тома «Путешествий Гулливера» (без указания имени настоящего автора); остальные два были опубликованы в следующем году. Книга, несколько подпорченная цензурой, пользуется невиданным успехом. За несколько месяцев она переиздавалась трижды, вскоре появились её переводы на другие языки.Бюст
      В 1728 году умерла Стелла-Эстер, жена Свифта. Физическое и душевное состояние Свифта ухудшаются. Популярность его продолжает расти: в 1729 году Свифту присваивается звание почётного гражданина Дублина, выходят его собрания сочинений: первое в 1727 году, второе — в 1735 году.
    В 1742 году Свифт переносит сильный инсульт, в результате которого теряет речь и частично умственные способности. В преддверии своей смерти пишет эпитафию на могилу, которая по желанию, высказанному в завещании, была выбита на ней: «Суровое негодование утихло уже в его груди. Иди, путник, и подражай тому, кто всегда боролся за свободу».
    Три года спустя (1745) Свифт скончался. Похоронен в центральном нефе своего собора рядом с могилой Стеллой - Эстер Джонсон.

       Свифт, произведения которого были написаны на рубеже смены литературного стиля, сумел ухватить не только настроение революционной Ирландии, но и недовольство соотечественников английской политической тиранией. Уже ушло иносказание, но чопорность и прилизанность не вошли в моду. Именно в эту эпоху сатирический язык автора, его обличение пороков и глупости во имя добра и справедливости, здравого смысла нашли дорогу к сердцам читателей. Юмор и сатира - самые короткие пути для успеха во все времена. Идеи Джонатана Свифта, высказанные в «Путешествии Гулливера», актуальны и на сегодняшний день. Политические распри и интриги выглядят смешно в Стране лилипутов, где миниатюрные люди борются за власть. С высоты своего роста Гулливер видит, как мелки страсти и желание наживы. В Стране великанов, напротив, слава и величие его страны выглядят смехотворно. На летающем острове Лапуту путешественник встречается с учеными умами, которые добились бессмертия, переписывая историю мира каждый для себя. Последняя страна, где Гулливер знакомится с расой разумных лошадей и народом слуг йеху. Уродливый образ звероподобных людей - это доказательство идеи Свифта, что если страсти и пороки господствуют над человеком сильнее разума, то он может превратиться в животное.
    Уже при жизни его знаменитый «Гулливер» издавался на нескольких языках. Адаптированные детские издания настолько перерабатывались цензорами, что становились похожими на веселую сказку в жанре фэнтези. Но даже в таком укороченном варианте его книги учат, что все мы разные, но все равно люди. Соотечественники гордятся талантом и умом великого автора.

 

ДЖОНАТАН СВИФТ
1667-1745

    Свифт2Получивший богословское образование Джонатан Свифт служил литературным секретарём у философа-эпикурейца, затем занимал пост приходского священника и, наконец, декана Дублинского собора. Он первым в английской литературе усомнился в иллюзиях Просвещения и в своих памфлетах обличал различные институты современной ему Англии. Он не щадил ни феодальную аристократию, ни новое поколение буржуазных дельцов, авантюристов.
     Единственный роман его «Путешествия Гулливера» появился в 1726 году. Гулливер — врач, но о врачебной его деятельности мы знаем только то, что он срезал мозоль у фрейлины-великанши. В странах, куда Гулливер попадает по воле судьбы, он лишь сторонний наблюдатель. Он — глаза, которыми автор смотрит на мир. Он — только посредник между фантастическим миром и читателем.

    Книга Свифта — прежде всего сатира на современную ему Англию. В первой стране, куда попадает Гулливер, — Лилипутии — живут крохотные человечки, которые всё время пыжатся, демонстрируя свою значительность. Здесь добывают ордена, ползая на брюхе, а министром становится тот, кто выше прыгнет через верёвочку. Чтобы достичь поста премьер-министра, надо, кроме всего прочего, суметь предать своего предшественника. Современники видели сходство героев книги с королём Георгом I и его политическим окружением, в «бескомпромиссной» борьбе «остро - и тупоконечников» (с какой стороны разбивать яйцо?!) угадывали пародию на соперничество вигов и тори. За то, что Гулливер отказался потворствовать захватнической политике лилипутов, его собираются казнить, но государственный секретарь мудро советует только выколоть глаза, ибо в слепоте своей человек надёжнее идёт навстречу опасности.
     В стране Бробдингнег живут великаны, обжоры и выпивохи. Но король здесь мудр, он отвергает европейскую политику, отказывается от посвящения в тайны огнестрельного оружия. Однако этот разумный монарх не может создать разумного общества среди ограниченных и жестоких людей. Гулливер превращается здесь в забавную игрушку для развлечения придворных.Гуливер
      Летающий остров Лапута, где находится много стран с экзотическими названиями (лишь одна со «знакомым именем» — Япония), становится под пером Свифта объектом сатиры на науку. Среди персонажей — пародии на Ньютона и его соратников. Учёные витают в облаках и ничего не видят вокруг себя. А кругом — разваливающиеся дома, заброшенные поля, голодные и оборванные люди. Но надо сказать, что среди бессмысленных идей академиков-прожектёров Свифт по существу увидел и предсказал многие открытия последующих времён: постройка домов, начиная с крыши, логические машины с нанизанными на оси словами — предшественники компьютеров, догадка о существовании двух спутников у Марса. Не случайно Свифта называют одним из первых в Европе писателей-фантастов, предшественником Жюля Верна. Однако, в отличие от Жюля Верна Свифт науку считал лишь пустым прожектёрством. Рядом с учёным Лондоном писатель видел обнищавшую полуколониальную Ирландию.
      Последнее путешествие — в страну гуигнгнмов, разумных говорящих лошадей. Но до чего же бездуховна их жизнь! Браки заключаются без любви, лишь для продолжения рода. Ни городов, ни мореплавания, ни торговли здесь нет — только натуральное хозяйство. Слугами у «разумных лошадей» служат человекообразные существа — йеху, грязные, эгоистичные, наделённые животными инстинктами. Писатель считает их жертвами пороков современного ему общества.
       К горьким выводам приходит писатель, разоблачающий настоящее и не видящий перспектив будущего.

       Одно из самых сложных произведений мировой литературы, роман «Путешествия Гулливера», вошёл в круг детского чтения. Правда, не вся книга, а лишь путешествия к лилипутам и великанам, да и те — в адаптации. Конечно же, детей и подростков привлекают приключенческая интрига и юмористическое начало книг. Но наверное, дело ещё и в том, что ребёнок и в жизни чувствует себя то в роли Гулливера-великана (ты уже большой, а так себя ведёшь), то в роли Гулливера-лилипута (этого нельзя делать, ты ещё мал). Каждый ребёнок хочет ощущать себя великаном, а вынужден часто признавать себя лилипутом.

Л. Я. Зиман

Детям о писателях. Зарубежные писатели.- М.: Стрелец, 2007.- С.38-39., ил.

книги   Свифт