РОБЕРТ ЛЬЮИС СТИВЕНСОН

Даты жизни: 13 ноября 1850 - 3 декабря 1894
Место рождения: Эдинбург, Шотландия
Шотландский писатель и поэт, автор приключенческих романов и повестей
Известные произведения: «Остров сокровищ», «Чёрная стрела», «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», «Окаянная Дженет», «Вересковый мёд», «Приключения принца Флоризеля»

    Стивенсон 1Роберт Стивенсон – один из самых известных писателей, которого часто считают автором одной книги – романа «Остров Сокровищ», романтического и юношеского произведения. Несмотря на это, Стивенсон был неоднозначным человеком, а его самый известный роман на самом деле более глубокий, чем это может показаться.

   Биография писателя подтверждает, что шотландская культура и история оказали огромное влияние на формирование Стивенсона как личности. Родился будущий писатель в Эдинбурге – культурной и политической столице Шотландии. Предки со стороны отца автора были фермерами, мельниками, садоводами, а его дед был известным инженером, который занимался сооружением мостов, маяков и волнорезов. Дело деда Стивенсона продолжили его отец и братья. По линии матери будущий писатель принадлежал к старинному и известному роду Бэлфуров, которые походили из знатных кланов пограничной и равнинной части Шотландии. История семьи, своя родословная, глубокие корни – это те вещи, которыми живо интересовался Роберт Стивенсон. Биография указывает, что, где бы он ни был, он всегда оставался истинным шотландцем. Даже находясь в Полинезии, где температура никогда не опускалась ниже 40 градусов, в своем доме он соорудил типичный шотландский камин.
   Роберт Льюис Стивенсон был единственным ребенком в семье. Будучи маленьким, он перенес серьезную болезнь, которая впоследствии оказала на него влияние до конца дней. Луиса часто лихорадило, он постоянно кашлял, ему не хватало воздуха. Все распространенные биографии указывают на туберкулез легких или очень сильные проблемы с бронхами. Болезненность, бледность, слабость и худоба – это вещи, которыми всю жизнь страдал Роберт Стивенсон.
    В школу мальчика отправили в шесть лет, однако в связи с его состоянием учеба не была успешной. Льюис сменил несколько школ, личных преподавателей, некоторое время учился в престижной школе для детей известных и состоятельных родителей – Эдинбургской академии. Повинуясь отцу, он решает продолжить семейное дело и поступает в Эдинбургский университет, где изучает инженерное дело, в частности построение маяков. Интерес к литературе Инженерия и строительство маяков – это вещи, которыми действительно интересовался Роберт Льюис Стивенсон. Он охотно занимался практической частью учебы, которая осуществлялась на строительных площадках. В программу также входило опускание в скафандре на морское дно, где можно было изучать подводный рельеф и скалы, которые служили основой для сооружения маяка. Спустя некоторое время Льюис подает заявку на участие в конкурсе в Королевском шотландском обществе наук, где он презентовал свое стихотворение «Новый вид проблескового огня для маяков», за что получил серебряную медаль. Уже через две недели в серьезном разговоре с отцом Стивенсон заявляет, что хочет бросить инженерное дело. Отец был против литературы, поэтому было решено, что сын станет адвокатом. Такой вариант Луиса устраивал. Во-первых, занятие адвокатурой давало ему больше свободного времени, а во-вторых, известный земляк Стивенсона, Вальтер Скотт, также был адвокатом, что не помешало ему впоследствии стать известным писателем.
   Льюис сдал все экзамены и получил звание адвоката, однако это было только подтверждением того, что на самом деле он литератор. Впервые писатель Роберт Стивенсон заявил о себе в возрасте шестнадцати лет. На средства его отца была выдана небольшая книжечка «Пентландское восстание. Страница истории, 1666 год». Здесь юный автор описывал двухсотлетние восстания крестьян в Шотландии. Это сочинение не было известным, однако уже здесь был виден интерес автора к национальной истории, а также желание быть объективным и точным.

     Первым серьезным произведением стал роман Роберта Стивенсона «Дороги».
    В 1876 году Стивенсон вместе со своими друзьями совершил путешествие на байдарках по рекам и каналам Франции и Бельгии. Конечным пунктом был Париж, однако друзья останавливались также в приречных деревушках, богатых своей историей. Это путешествие оказало огромное влияние на Стивенсона. Вернувшись домой, он сразу начал работу над описанием своего путешествия, что впоследствии превратилось в произведение «Путешествие в глубь страны». Автор описывает сам процесс путешествия, разнообразные забавные и нелепые ситуации, которые случились во время поездки, описывает людей, их характеры и нравы.
   Во время этого путешествия Роберт Стивенсон встретил Фанни Осборн, ставшую впоследствии Фанни Стивенсон.
    В 1880 году Стивенсон женился на Фанни Осборн и вернулся домой вместе с женой, ее детьми и огромным багажом знаний, впечатлений и жизненного опыта. Фанни и ее дети сопровождали Стивенсона в его путешествиях и были с ним до его последних дней.

    Путевые очерки Стивенсон начинал традиционно. Путешествие изображалось в виде небольшой и простой прогулки, в ходе которой раскрывается весь идиотизм человека-обывателя. Позже эту идею в своем творчестве использовали и другие известные литераторы, в том числе и К. Джером. Опыт, приобретенный в первом и последующих путешествиях, оказал влияние на «Остров сокровищ», несомненно, самый известный роман Роберта Льюиса Стивенсона. Еще незаконченное произведение печаталось в известном детском журнале под псевдонимом, однако не принесло популярности. Отдельной книгой и с реальным именем автора роман вышел через год. В этот раз роман получил несомненный успех.
   Свой интерес к душе и сущности человека Роберт Льюис Стивенсон воплощает в произведении «Окаянная Джанет». В этом рассказе автор решил совместить реальное и фантастическое, а также обратиться к тому, что всегда было ему дорого – шотландские традиции и мотивы.
   Проблема душевных переживаний стала настолько интересна автору, он продолжает ее раскрывать дальше, в частности в известной повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».
   Роман «Владетель Баллантрэ» считается одним из самых мрачных, однако именно в нем Стивенсон достиг вершины своего мастерства. Именно в этом романе он соединил две самые важные темы своего творчества: противостояние добра и зла и обращение к шотландским традициям и истории.
    Роберт Стивенсон – уникальный автор, который своей популярностью обязан не только своим произведениям, но и своей биографии. Читателей привлекает цельность его характера, мужество и драматизм судьбы. 

ПамятникПамятник Роберту Льюису Стивенсону в Эдинбурге (2013) 

 

РОБЕРТ ЛЬЮИС СТИВЕНСОН
1850-1894

    Стивенсон2Дед и отец Стивенсона были известными в стране инженерами, строителями маяков, и в Роберте Льюисе мечтали увидеть продолжателя своего дела. Но он мечтал стать «создателем и разоблачителем тайн». В историю литературы вошёл прежде всего как автор приключенческих и исторических романов.
    Стивенсон испытал определённое влияние Ф.М. Достоевского и создал английскую версию «Преступления и наказания» — «Маркхейм». Он написал повесть о двойничестве — «Странная история д-ра Джекиля и мистера Хайда».
    Подростки обращаются ко многим произведениям писателя, но самым популярным стал «Остров сокровищ» (1883). Задуманный в процессе игры с пасынком, роман вымышлен от начала и до конца. Сюжет движется на основе случайных совпадений. А юный читатель верит в перипетии судьбы героев. Открытием стало создание многопланового образа пирата Джона Сильвера, одного из любимых героев юных читателей, впервые столкнувшихся с обаянием зла.
  Герои в романе делятся на положительных и отрицательных, но стремление получить сокровища, запрятанные капитаном Флинтом на необитаемом острове, их роднит. Положительные герои, в частности Джим Хокинс, подчас (хотя не столь цинично, как отрицательные — пираты) совершают поступки сомнительные с точки зрения моральной и юридической. И без зазрения совести они пользуются картой острова сокровищ, найденной в сундуке скончавшегося капитана. Однако в конце романа Джим, от имени которого ведётся повествование, даёт моральную оценку всему, что с ним произошло. «Теперь меня не заманишь на этот проклятый остров», — говорит он.
     Как распорядились герои сокровищами, мы не знаем. По всей вероятности, не столько золото привлекало их, сколько приключения!
    Пользуется успехом у юных читателей исторический роман «Чёрная стрела» (1888). Действие его происходит в XV веке. Главные герои, юные Дик Шелтон и Джоанна Седли, в своей борьбе за чистую, романтическую любовь оказываются втянутыми в братоубийственную войну Алой и Белой Роз — в войну, в которой ни одна из сторон не отстаивает положительные идеалы. Как и в «Острове сокровищ», герои после всех выпавших на их долю перипетий удаляются от бурных приключений молодости.
   Стивенсона в Англии считают одним из основоположников поэзии для детей. В противовес распространённой в то время назидательной поэзии, Стивенсон словно сам перевоплощается в ребёнка — мечтателя и фантазёра, который, играя и размышляя, познаёт мир. Он строит города, одерживает победы над вражескими армиями, совершает путешествия в «страну любимых книг». Лирический герой пытается разгадать, каков на самом деле ветер: старый или молодой, как зверь какой-нибудь или как дитя. Осуждает собственную тень — трусишку и лентяйку, которая боится ходить одна и, самое интересное, то мгновенно вырастает, то вдруг снова становится маленькой, а то и вовсе пропадает. Остро переживает он, что зимой должен вставать, когда ещё совсем темно, а летом, наоборот, приходится ложиться спать, когда светло и так хочется играть.
   Книжку «Детский цветник стихов» Стивенсон посвятил, нет, подарил своей няне Элисон Каннингэм, обессмертив её имя подобно тому, как А.С. Пушкин обессмертил в стихах свою Арину Родионовну.
    Стивенсон писал и баллады. И русскому читателю полюбился «Вересковый мёд» в переводе С.Я. Маршака.
   Ни один биограф не может обойти стороной рассказа о взаимоотношениях Стивенсона с детьми. Восемь дней провёл он на острове прокажённых, составлял списки больных — узников своей судьбы, играл с детьми. Принципиально не надевал перчаток — он не боялся заразиться, а боялся неосторожным жестом оскорбить детей.
  В последние годы жизни, в связи с обострившимся туберкулёзом лёгких. Стивенсон, покинув туманный Альбион, поселился на одном из островов Самоа в Океании, где в него буквально влюбились туземцы. После смерти писателя они кирками, топорами, ломами высекли ступеньки в высокой горе, до тех пор считавшейся неприступной, чтобы на самой вершине её похоронить своего любимого Тузиталу (сказителя).
    Памятник писателю стал своеобразным маяком для проходящих здесь судов. Так продолжилась семейная традиция строительства маяков.

Л.Я. Зиман

Детям о писателях. Зарубежные писатели.- М.: Стрелец, 2007.- С.44-45., ил.

книги Стивенсона