1ЦветаеваЗаголовок1

МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА
(8 октября 1892 – 31 августа 1941)

  Для российской литературы она стала настоящим феноменом, отдельной эпохой. Её стихи всегда звучали искренне — в них она была настоящей, писала о своих самых личных чувствах и переживаниях.
  И каждое событие её жизни нашло отражение в гениальных стихах.
  Цветаева Марина Ивановна — талантливая русская поэтесса Серебряного века. Многие ее поэтические произведения были написаны в трудные моменты жизни, когда она сильно переживала, страдала. Как и все женщины, она грезила о любви — хотела любить и быть любимой. За сильный, сдержанный характер некоторые ее считали совсем не женственной и высокомерной. Совершенно иной, а именно ранимой, мягкой она предстает в своем творчестве. Какая же она была?
  Возможно, материалы нашей коллекции помогут вам найти свою Цветаеву…


Памятники Марине Цветаевой

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Марина Цветаева //Культура.РФ. – Режим доступа: https://www.culture.ru/persons/8275/marina-cvetaeva

Стихи Марины Цветаевой. – Режим доступа: https://cvetaeva.su/


1ЦветаеваЗаголовок2

Даты жизни: 8 октября 1892 - 31 августа 1941
Место рождения: город Москва, Россия
Русская поэтесса Серебряного века, прозаик, переводчица
Известные произведения: «Мой Пушкин», сборники « Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», «Царь-девица», «Лебединый стан», «После России» и др.

    Марина Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве. Сама Цветаева отмечала свой день рождения 9 октября, связывая его с днём поминовения апостола Иоанна Богослова по православному календарю, в том числе в нескольких своих произведениях. Например, в стихотворении 1916 года:

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

    Её отец, Иван Владимирович, — профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать, Мария Мейн, была пианисткой, ученицей Николая Рубинштейна. Бабушка М. И. Цветаевой по материнской линии — полька Мария Лукинична Бернацкая. У Марины были младшая сестра Анастасия, единокровные брат Андрей и сестра Валерия.

   Ещё в шестилетнем возрасте Цветаева начала писать стихи, причём не только на русском, но и на французском и немецком языках. Огромное влияние на формирование её характера оказывала мать, которая мечтала видеть дочь музыкантом. В 1899—1902 гг. Цветаева училась в Музыкальном Общедоступном училище В. Ю. Зограф-Плаксиной в классе фортепиано. От отца Цветаевой передалась любовь к античной мифологии, впоследствии отразившаяся в её стихах.
   В 1901—1902 гг. училась в Четвёртой женской гимназии. Осенью 1902 г. из-за обнаруженного у М. А. Цветаевой туберкулёза вместе с семьёй уехала на Итальянскую Ривьеру, жила в Нерви близ Генуи. В 1903—1904 гг. училась во французском пансионе сестёр Лаказ в Лозанне, в 1904—1905 гг. — в пансионе сестёр Бринкман во Фрайбурге.
     В конце лета 1905 г. Цветаевы вернулись в Россию. Марина вместе с матерью и сестрой Анастасией жила в Ялте, где готовилась к поступлению в гимназию. Летом 1906 г. И. В. Цветаев перевёз их в Тарусу, где 5 июля М. А. Цветаева скончалась.
   В сентябре 1906 г. Цветаева поступила пансионеркой в четвёртый класс женской гимназии им. В.П.фон Дервиз, из которой через полгода была исключена за свободомыслие и дерзость. Не прижилась она и в гимназии А. С. Алфёровой. В сентябре 1908 г. поступила в шестой класс частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко, которую и окончила через два года.
    Летом 1909 г. Цветаева предприняла первую самостоятельную поездку за границу. В Париже она записалась на летний университетский курс по старофранцузской литературе.
     Осенью 1909 г. Цветаева посещала лекции и клубные собрания при издательстве московских символистов «Мусагет», через год — собрания кружка «Молодой Мусагет», что значительно расширило круг её литературных знакомств.
     В сентябре — октябре 1910 г. Цветаева напечатала в Товариществе типографии А. И. Мамонтова за свой счёт первый сборник стихов — «Вечерний альбом», в который включены в основном её школьные работы. Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую» направленность. Её творчество привлекло внимание знаменитых поэтов — Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. Зимой 1910-1911 гг. Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова».

1МаринаЦветаева1

    В конце 1910 года, в Москве состоялось знакомство Цветаевой с поэтом и литературным критиком Максимилианом Волошиным]. В следующем году она посещает знаменитый волошинский "Дом поэтов" в Крыму. Там же, в Коктебеле, в мае 1911 г. Цветаева познакомилась с Сергеем Эфроном; 29 января 1912 г. они обвенчались в церкви Рождества Христова в Большом Палашёвском переулке. В сентябре того же года у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля). Последующие годы, вплоть до революции, семья неоднократно проводила лето в Крыму на даче Волошина. Впоследствии, в эмиграции Цветаева вспоминала, что это было самым счастливым временем её жизни.
     В феврале 1912 г. вышел второй сборник Цветаевой — «Волшебный фонарь», в марте 1913 г. третий — «Из двух книг».
    Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где жила её сестра Анастасия Цветаева с гражданским мужем Маврикием Минцем и сыном Андреем. В Александрове Цветаевой был написан цикл стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве» и другие), а её пребывание в городе литературоведы позднее назвали «Александровским летом Марины Цветаевой».
    В 1917 г. Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в возрасте 3 лет в приюте в Кунцево. Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжёлыми. Сергей Эфрон с 1918 г. служил в рядах Добровольческой армии на юге России. Цветаева жила в Москве, в Борисоглебском переулке, с ноября 1918 г. служила в Информационном отделе Комиссариата по делам национальностей, в апреле 1919 г. — в Центральной коллегии попечения о пленных и беженцах, в ноябре 1920 г. — в театральном отделе Наркомпроса. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. В 1918—1920 гг. Цветаева пишет романтические пьесы, поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне».
    С января 1921 г. Цветаева регулярно посещала литературные вечера Всероссийского союза поэтов и заседания «Никитинских субботников», выступала с чтением своих новых произведений. В марте 1921 г. началась многолетняя дружба Цветаевой с князем Сергеем Волконским. Эфрон к тому времени уже был в Праге, где стал студентом Карлова университета. Там его отыскал находившийся в заграничной командировке И. Эренбург и передал ему письмо от Цветаевой. В июле Цветаева, также через Эренбурга, получила первое за 3,5 года письмо от мужа. В конце года она начала готовиться к отъезду из России: переписывала набело рукописи, приводила в порядок архив, раздавала и распродавала вещи.
    В начале 1922 г. в Москве вышел сборник «Вёрсты», горячо принятый читателями и критиками, а в Берлине — сборник «Разлука» с полной редакцией поэмы «На красном коне».
    11 мая 1922 г. Цветаева с дочерью выехала из Москвы в Ригу, где сделала пересадку на берлинский поезд. После недолгого пребывания в Берлине три года жила в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца», посвященные Константину Родзевичу. В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.
    В мае 1926 года по инициативе Бориса Пастернака Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Мария Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка обрывается в конце того же года со смертью Рильке. В этот период Цветаева участвовала в издании журнала «Вёрсты» (Париж, 1926—1928), в котором публиковались некоторые её сочинения («Поэма горы», драма «Тезей», поэмы «С моря» и «Новогоднее» памяти Рильке).
    В течение всего времени, проведённого в эмиграции, не прекращалась переписка Цветаевой с Борисом Пастернаком.
    Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922—1925 годов.
   В 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому» (на смерть Владимира Маяковского), чьё самоубийство потрясло Цветаеву.
    В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х годов («Эмиграция делает меня прозаиком…»). В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Михаиле Кузмине («Нездешний вечер», 1936), Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др.
    С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете. Финансово ей немного помогала Саломея Андроникова.
    «Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход — от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живём на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода». — Из воспоминаний Марины Цветаевой
     Живя в Париже, Цветаева испытывала острую ностальгию по России, отразившуюся в её стихах:

До Эйфелевой – рукою
Подать! Подавай и лезь.
Но каждый из нас – такое
Зрел, зрит, говорю, и днесь,
Что скушным и некрасивым
Нам кажется ваш Париж.
«Россия моя, Россия,
Зачем так ярко горишь?».

    Несмотря на это, она противилась желанию мужа, который уже принял твёрдое решение вернуться в СССР. Его поддерживала дочь Цветаевой, Ариадна. В семье постоянно возникали споры на тему возвращения в Россию. Цветаева считала, что прежней России больше не существует и возвращаться некуда. Она писала в своих стихах: «Можно ли вернуться в дом, который – срыт?».
    15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину.
    В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью, жила на даче НКВД в Болшеве (ныне Мемориальный дом-музей М. И. Цветаевой в Болшеве. 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. 16 октября 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке.  Ариадна после пятнадцати лет заключения и ссылки реабилитирована в 1955 году.
     В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.
    Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.
    31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме Бродельщиковых, куда вместе с сыном была определена на постой. Оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить (эта записка позже стала известна под условным названием «эвакуированным»), Асееву с сёстрами Синяковыми и сыну. Оригинал записки «эвакуированным» не сохранился (был изъят в качестве вещественного доказательства милицией и утерян), её текст известен по списку, который разрешили сделать Георгию Эфрону.
     Записка сыну:
    Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик.
      Записка Асеевым:
    Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь — просто взять его в сыновья — и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына — заслуживает. А меня — простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете — увезите с собой. Не бросайте!
      Записка «эвакуированным»:
    Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы — страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом — сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте.
     Марина Цветаева была похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На южной стороне кладбища, у каменной стены, где находится её затерявшееся последнее пристанище, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, «между четырёх безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева».
     Во время Второй мировой войны сын Георгий Эфрон пошел на фронт, где и погиб летом 1944 года. Похоронен он в братской могиле в Витебской области. В связи с тем, что ни Ариадна, ни Георгий не имели своих детей, то на сегодняшний день прямых потомков великой поэтессы Цветаевой не существует.
      В память о великой русской поэтессе был открыт музей Марины Цветаевой, причем не один. Существует подобный дом памяти в городах Тарус, Королев, Иванов, Феодосия и многих других местах. На берегу реки Оки установлен монумент работы Бориса Мессерера. Есть скульптурные памятники и в других городах России, ближнего и дальнего зарубежья.

 


 МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА
(1892-1941)

    цветаева 2Поэт трагической судьбы, Цветаева обладала великим даром: любое чувство она выра­жала в своих стихах с потрясающей искренностью и силой. Любовь или горе - она всегда отдавалась им всей душой, страдала и радовалась от сердца. В творчестве Цветаева была открыта и честна. Ее произведения - это дневник, в котором она рассказывает о самом важном и сокровенном для себя.

    В первые два сборника «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь» Цветаева включила стихотворения о своей жизни: пробуждении юной души, счастье доверительных отноше­ний с матерью, радости от общения с миром природы, первой влюбленности, дружбы со сверстницами. В этих стихах темы и настроения, присущие детской поэзии, сочетались с изящной литературной техникой. Привычный домашний мир под пером поэтессы стано­вился сказочно прекрасным, светлым, очаровательным.
   Постепенно Цветаева расширяет поэтические приемы и круг тем своих стихов. Ритм произведений становится более «рваный», жесткий, появляются и просторечные, и при­думанные самим автором слова (неологизмы), Цветаева словно играет с языком, перекра­ивает его на свой лад. В лирике появляются трагические мотивы. Первая мировая война, революционные события в России, расставание с мужем, тяжелая жизнь с дочерью в го­лодной Москве врываются в цветаевские стихотворения с болью, кровью, смертью, горем. Привычный с детства и дорогой сердцу домашний очаг рушится.
   На несколько лет поэтесса уезжала из России в Европу - в эмиграцию. В те годы она изображает окружающий мир враждебным, а людей жестокими. Цветаева пишет драмати­ческие произведения и поэмы (крупные стихотворные произведения с сюжетом) на темы русских народных сказок. В поэмах «Царь-девица», «Молодец» главной темой становится обреченная любовь. Герои находят в ней смысл жизни, но судьба неизменно разлучает их.
   Многие очерки (небольшие прозаические произведения с неявным сюжетом и развер­нутыми описаниями), написанные в эмиграции, Цветаева посвятила семье. По инициати­ве ее отца, Ивана Владимировича Цветаева, в Москве был открыт Музей Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Об отце ее воспоминания «Музей Александра III», «Лавровый венок», «Отец и его музей». За границей Цветаева создала прозаический цикл произведений о знакомых современниках: поэтах М.А. Волошине, Андрее Белом, В.Я. Брюсове, О.Э. Мандельштаме.
   Ни в Европе, ни на родине, куда она вернулась за два года до смерти, поэтесса не смог­ла найти своего места в жизни. Ее стихи не печатали, она потеряла многих близких людей. Но Цветаева верила, что ее поэзии «настанет свой черед», и время подтвердило это.

Рисунок выполнен по фотографии М. И. Цветаевой 1924 г.
Русские писатели и поэты ХХ века: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.


АВТОБИОГРАФИЯ
Марина Цветаева

  Я, Марина Ивановна Цветаева, родилась 26 сентября 1892 года в Москве.

  Отец — Иван Владимирович Цветаев - профессор Московского университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств (ныне Музея Изобразительных искусств), выдающийся филолог. Мать — Мария Александровна Мейн — страстная музыкантша, страстно любит стихи и сама их пишет. Страсть к стихам — от матери, страсть к работе и к природе — от обоих родителей.  

  Первые языки: немецкий и русский, к семи годам - французский. Материнское чтение вслух и музыка. Ундина, Рустем и Зораб, Царевна в зелени — из самостоятельно прочитанного.
  Любимое занятие с четырех лет-чтение, с пяти лет — писание. Все, что любила, — любила до семи лет, и больше не полюбила ничего. Сорока семи лет от роду скажу, что все, что мне суждено было узнать, — узнала до семи лет, а все, последующие сорок — осознавала.
  Мать — сама лирическая стихия. Я у своей матери старшая дочь, но любимая — не я. Мною она гордится, вторую — любит. Ранняя обида на недостаточность любви.
  Детство до десяти лет — старый дом в Трехпрудном переулке (Москва) и одинокая дача Песочная, на Оке, близ города Тарусы Калужской губернии. Первая школа — музыкальная школа ЗографПлаксиной в Мерзляковском переулке, куда поступаю самой младшей ученицей, неполных шести лет. Следующая — IV гимназия, куда поступила в приготовительный класс.
  Осенью 1902 г. уезжаю с больной матерью на Итальянскую Ривьеру, в городок Nervi, близ Генуи, где впервые знакомлюсь с русскими революционерами и понятием Революция. Пишу революционные стихи, которые печатают в Женеве. Весной 1902 г. поступаю во французский интернат в Лозанне, где остаюсь полтора года. Пишу французские стихи.
  Летом 1904 г. еду с матерью в Германию, в Шварцвальд, где осенью поступаю в интернат во Фрайбурге. Пишу немецкие стихи. Самая любимая книга тех времен — «Лихтенштейн» В. Гауфа.
  Летом 1906 г. возвращаюсь с матерью в Россию. Мать, не доехав до Москвы, умирает на даче Песочная, близ города Тарусы.
  Осенью 1906 г. поступаю в интернат московской гимназии Фон-Дервиз. Пишу революционные стихи. После интерната Фон-Дервиз— интернат Алферовской гимназии, после которого VI и VII класс в гимназии Брюхоненко (приходящей). Лето — за границей, в Париже и а Дрездене; Дружба с поэтом Эллисом и филологом Нилендером.
  В 1910 г., еще в гимназии, издаю свою первую книгу стихов — «Вечерний альбом» — стихи 15, 16, 17 лет — и знакомлюсь с поэтом М. Волошиным, написавшим обо мне первую (если не ошибаюсь) большую статью.
  Летом 1911 г. еду к нему в Коктебель и знакомлюсь там со своим будущим мужем — Сергеем Эфроном, которому 17 лет и с которым уже не расстаюсь. Замуж за него выхожу в 1912 г.
  В 1912 г. выходит моя вторая книга стихов «Волшебный фонарь» и рождается моя первая дочь — Ариадна.
  В 1913 г. — смерть отца.
  С 1912 по 1922 г. пишу непрерывно, но книг не печатаю. Из периодической прессы печатаюсь несколько раз в журнале «Северные записки». С начала революции по 1922 г. живу в Москве.
  В 1920 г. умирает в приюте моя вторая дочь, Ирина, трех лет от роду.
  В 1922 г. уезжаю за границу, где остаюсь 17 лет, из которых 3 с половиной года в Чехии и 14 лёт во Франции.

  В 1939 г. возвращаюсь в Советский Союз — вслед за семьей и чтобы дать сыну Георгию (родился в 1925 г.) Родину. Из писателей любимые: Сельма Лагерлеф, Зигрид Ундсет, Мэри Вебб.
  С 1922 г. по 1928г. появляются в печати следующие мои книги: в Госиздате «Царь-Девица», «Версты» 1916 г. и сборник «Версты»; в Берлине, в различных издательствах, — поэма «Царь-Девица», книги стихов «Разлука», «Стихи к Блоку», «Ремесло» и «Психея», в которые далеко не входит все написанное с 1912 по 1922 г. В Праге, в 1924 г., издаю поэму «Молодец», в Париже, в 1928 г., книгу стихов «После России». Больше отдельных книг у меня нет.
  В периодической прессе за границей у меня появляются: лирические пьесы, написанные еще в Москве: «Фортуна», «Приключение», «Конец Казановы», «Метель». Поэмы: «Поэма Горы», «Поэма Конца», «Лестница», «С Моря», «Попытка комнаты», «Поэма Воздуха», две части трилогии «Тезей»: I ч. «Ариадна», II ч. «Федра», «Новогоднее», «Красный бычок», поэма «Сибирь». Переводы на французский: «Le Gars» (перевод моей поэмы «Молодец» размером подлинника) с иллюстрациями Н. Гончаровой, переводы ряда стихотворений Пушкина, переводы русских и немецких революционных, а также и советских песен. Уже по возвращении в Москву перевела ряд стихотворений Лермонтова. Больше моих переводов не издано. Проза: «Герой труда» (встреча с В. Брюсовым), «Живое о живом» (встреча с М. Волошиным), «Пленный Дух» (встреча с Андреем Белым), «Наталья Гончарова» (жизнь и творчество), повести из детства: «Дом у Старого Пимена», «Мать и Музыка», «Черт» и т.д. Статьи: «Искусство при свете совести», «Лесной царь». Рассказы: «Хлыстовки», «Открытие Музея», «Башня в плюще», «Жених», «Китаец», «Сказка матери» и многое другое. Вся моя проза — автобиографическая.
  Январь 1940, Голицыно


КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

1ЦветаеваБиблиография1

1. Цветаева, М. И. Собрание сочинений в 7т. /М. И. Цветаева. – Москва: - Эллис Лак, 1994.
   Наиболее полное издание, в которое вошли стихи (в.т. ч. и незавершенные, поэмы, пьесы, автобиографическая проза, статьи об искусстве, очерки поэтах, современниках, письма, дневниковые записи.

2. Анискович, Л. Анастасия, Валерия и Андрей Цветаевы. Разными дорогами /Л.Анискович. – Москва: Логос,2007. -256с.

3.Анискович, Л. Марина Цветаева. Благоуханная легенда /Л. Анискович. – Москва: Логос, 2008. - 365с.

4.Анискович, Л. Мария Александровна и Иван Владимирович Цветаевы. Жизнь на высокий лад / Л. Анискович. – Москва: Университетская книга, 2007. – 312с.

5.Арсеньева, Е. Костер неистовой любви (Марина Цветаева) /Е. Арсеньева. – Москва: ЛитРес, 2005. – 90с.
  Главное предназначение женщины – заботиться о муже и детях, вести домашнее хозяйство. А если этого мало? Если в сердце горит огонь творчества, если любовное чувство выражается в виде поэтических строк? Для таких дам один путь – заняться литературой. Но на этом пути встречается столько терний и невзгод, что судьбам поэтесс позавидовать трудно. И все же – они прекрасны!
  Историческая новелла о Марине Цветаевой, прославившей себя в веках поэтессы.

6.Белкина, М. И. Скрещение судеб /М. И. Белкина. – Москва: АСТ,2017. - 275с.

7.Бродский, И. О Марине Цветаевой /И. Бродский. – Москва, 1997. –275с.
  В книгу вошли опубликованные в журнале «Новый мир» статьи Иосифа Бродского о творчестве Марины Цветаевой

8.Воспоминания о Марине Цветаевой: сборник. – Москва: Советский писатель, 1992. – 301с.
  Сборник, выпущенный к 100-летию поэта, включает в себя воспоминания, в том числе и неопубликованные ранее. Среди авторов воспоминаний – М. Волошин, К. Бальмонт, Б. Зайцев, Б. Пастернак и др.

9.Головко, В. Через Летейски Воды.../ В. Головко. – Москва: Дизайн-студия (и др.),2007. – 295с.

10.Каган, Ю. М. Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели. /Ю. М. Коган. – Москва: Отечество, 1992. – 176с.

11. Кудрова, И. Просторы Марины Цветаевой. Поэзия, проза, личность / И. Кудрова. – Москва: Вита Нова,2003. – 526с

12.Кудрова, И. Путь комет. Жизнь Марины Цветаевой /И. Кудрова. – Санкт - Петербург, 2002. – 290с.

13. Кутьёва, Л. В. Я с вызовом ношу его кольцо…/Л. В. Кутьёва //Литература в школе. – 2003. – №9. – с.12-17

14. Лосская, В. Марина Цветаева в жизни /В. Лосская. – Москва: Культура и традиции, 1992. – 340с.

15. Макаренко, С. Цветаева и Сергей Эфрон: Судьба Ариадны. – Москва: Алгоритм,2007. – 256с.

16.Минералова, И. Г. О стиле марины Цветаевой /И. Г. Минералова //Литература в школе. –2003. –№9. – С.7-17.

17.Павловский, А. Куст рябины. О поэзии Марины Цветаевой /А. Павловский. – Ленинград: Советский писатель, 1989. – 410с.
  Основные мотивы цветаевской лирики, влияние классической и фольклорной традиции на творчество М. Цветаевой.

18.Пастухова, Л. Н. «Если душа родилась крылатой…»:литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве М. И. Цветаевой /Л. Н. Пастухова // Литература в школе. –2091. –№3. – С.21-25

19.Поликовская, Л. Тайна гибели Марины Цветаевой /Л.Поликовская. – Москва: Эксмо,2009. – 348с.
  Споры о причинах самоубийства Марины Цветаевой не стихают до сих пор. Кого винить в происшедшем? Какова роль в трагедии мужа Цветаевой Сергея Эфрона? Почему бывший белый офицер пошел на службу в ОГПУ, став сексотом и палачом? И что заставило Цветаеву вернуться вслед за ним из эмиграции в СССР? Это «поэтическое расследование» приоткрывает завесу над одной из главных тайн русской литературы. Это — пронзительная и до сих пор во многом загадочная история любви и гибели величайшей поэтессы XX века.

20.Разумовская, М. Марина Цветаева: мифы и действительность / М. Разумовская. – Москва: Радуга, 1994. – 150с.

21. Саакянц, А. Два поэта - две женщины - две трагедии / А. Саакянц. – Москва: Эллис Лак,1995. - С.12.
  Конец XIX века принес России четыре удивительных года.
  В 1889-м родилась Анна Ахматова.
  В 1890-м - Борис Пастернак.
  В 1891-м - Осип Мандельштам.
  В 1892-м - Марина Цветаева.
  Каждый год выдавал по гению. И что, может быть, самое удивительное: судьба распорядилась поровну - из четырех поэтов - две женщины, женщины - ПОЭТЫ, а не поэтессы. На этом настаивали обе: и Анна Ахматова, и Марина Цветаева. (Поэтесса - понятие психологическое, и вовсе не зависит от величины таланта...)
  Две звезды, две планеты (уже открыты и названы их именами). До них пока не было дано подняться ни одному женскому имени в литературе. Два поэта, две женщины, две судьбы, два характера…

22.Саакянц, А. А. Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица феникс /А. А. Саакянц. – Москва: Центрполиграф, 2002. – 827с.

23. Саакянц, А.А. Твой миг, твой день, твой век: Жизнь Марины Цветаевой: Жизнь и творчество. – Москва: Книговек,2016. – 352с.

24. Смирнова, М. За испорченный образ – кулак. О М. Цветаевой. – Москва: Бегемот,2007. – 311с.

25.Труайя, А. Марина Цветаева /А. Труайя. – Москва: Эксмо,2007. – 408с.
  Вокруг жизни Марины Цветаевой существует великое множество слухов, домыслов и даже легенд. Известный французский писатель и биограф Анри Труайя в своей работе старался опираться только на те факты, которые представлялись ему наиболее достоверными и важными для понимания жизненной трагедии и творческого пути великой русской поэтессы.

26.Цветаева, А. Воспоминания /А. Цветаева. – Москва: АСТ,2019. – 767с.

27. Цветаева, А. Записные книжки и дневниковая проза /А.Цветаева. – Москва: Захаров,2002. – 399с.

28.Цветаева, М. Я так пыталась любить другого, но тщетно… /М. Цветаева //Культура. – 2005. – №4. – С.14.

29.Чупрова, Т. А. Читаем Цветаеву /Т. А. Чупрова // Литература в школе. –2003. –№9. – С.37

30. Шатин, Ю.В. В полемике с веком / Ю. Шатин. – Новосибирск: Наука, 1991. - С. 3-19.

31.Швейцер, В. Быт и бытие Марины Цветаевой /В. Швейцер: Интерпринт, 2007. – 590с.

32.Шевеленко, И. Литературный путь Цветаевой: Идеология - поэтика - идентичность автора в контексте эпохи.- Москва: Новое литературное обозрение, 2002. – 448с.

33.Эфрон, А. О Марине Цветаевой. Воспоминания дочери /А. Эфрон. – Москва: Советский писатель, 1987. – 477с.
  "Я выйду замуж за того, кто угадает, какой мой любимый камень", - сказала как-то Марина своему другу Максимилиану Волошину на пляже в Коктебеле.
  Сергей Эфрон в первый же день знакомства подарил Марине генуэзскую сердоликовую бусину, которую та хранила до конца своих дней. Данное Волошину обещание сбылось - по приезде домой Марина и Сергей обвенчались. Цветаева в восторге писала Василию Розанову: "Наша встреча - чудо, мы никогда не расстанемся"… Поэтесса и здесь оказалась права. Сергей Эфрон был расстрелян в 1941-м, в том же году покончила с собой и Марина Цветаева.
Эта книга - история их непростой и трагической любви, написанная дочерью Марины и Сергея, талантливой художницей и литератором Ариадной Эфрон. Ее мемуары как нельзя лучше рассказывают о том, какими на самом деле были Марина Цветаева и Сергей Эфрон.


БОЛШЕВО

Мемориальный дом-музей Марины Цветаевой
Адрес: Московская область, г. Королёв, ул. М. Цветаевой, д. 15.

  Есть удивительный, вещий дар у поэтов - предвидеть, предчувствовать будущее. Счастливый ли это дар или нет - об этом можно размышлять и спорить. Но очень часто в стихотворных строчках словно «зашифрована» судьба поэта...
  В далёком августе 1916 года Марина Цветаева пишет:

Красною кистью1ЦветаеваБолшево1
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

  Да, будет в судьбе Марины Цветаевой и «красный жар» революционных событий, и горечь утрат. Наверное, так и было в тот день - краснели гроздья рябин в палисадниках, горели на солнце купола церквей, плыл над Москвой колокольный перезвон...
  Марина Ивановна Цветаева, одна из крупнейших поэтов России XX века, прозаик и переводчица, родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве. Её отцом был Иван Владимирович Цветаев - профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, основатель и первый директор Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Мать- Мария Александровна - была прекрасной пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна.
  Марина рано начала писать стихи. И не только на русском языке, но и на французском и на немецком. Мать Марины записывает в своём дневнике: «Четырёхлетняя моя Муся ходит вокруг меня и всё складывает слова в рифмы, может быть, будет поэтом?» И мечтала, что дочь посвятит свою жизнь музыке. Марина прекрасно играла на рояле, по её собственным словам: «С роялем до-ре-ми - клавишным я тоже сошлась сразу». И всё же любовь к поэзии победила.

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт...

  Эти строки написаны Мариной Цветаевой весной 1913 года. Свой первый сборник стихов «Вечерний альбом» Марина опубликовала (на собственные деньги) ещё в 1910 году. Стихи юной Цветаевой благосклонно приняли и одобрили известные поэты Николай Гумилёв,   Максимилиан   Волошин,  Валерий Брюсов. В течение трёх лет выходят ещё два сборника  «Волшебный фонарь», «Из двух книг». Так начиналась творческая биография поэта (Марина Цветаева не любила слово «поэтесса» и называла себя поэтом). А впереди были новые стихи, поэмы, поэмы-сказки, прозаические и драматические произведения.
  В 1912 году Марина Ивановна Цветаева выходит замуж за Сергея Яковлевича Эфрона. Рождается дочь Ариадна (Аля).
  Годы революции и Гражданской войны - это годы великих потрясений и испытаний. Муж, Сергей Эфрон, служит в рядах белой армии. Марина с детьми (дочь Ирина родилась в 1917 году, умерла от голода в 1920 году) живёт в Москве. В эти годы она создаёт цикл стихов «Лебединый стан».
  А потом были долгие годы жизни в эмиграции. Цветаева много работает, пишет стихи, прозу, в 1925 году она родила сына Георгия (Мур). Марина Ивановна напишет позже в воспоминаниях: «Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём... Другими словами, мы медленно умираем от голода».
  В 1939 году Марина Цветаева вместе с сыном вернулась на родину. Муж Сергей Эфрон и дочь Ариадна вернулись раньше. Вся семья 19 июня собралась в простом одноэтажном бревенчатом доме в подмосковном Болшеве (сегодня город Королёв). В этом доме Марина Цветаева прожила пять трагических месяцев. Дочь Ариадна арестована 27 августа, 10 октября - муж Сергей. (Сергей Эфрон расстрелян в 1941 году, Ариадна Цветаева после 15 лет заключения и ссылки была реабилитирована в 1955 году.) Марина Ивановна осталась с сыном одна. Потом были хлопоты о родных, письма во все инстанции. А ещё занятия поэтическими переводами. Марина Цветаева уезжает из Болшева в ноябре 1939 года.
  В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, Марина вместе с сыном эвакуируется в небольшой городок Елабугу. Там 31 августа трагически заканчивается жизнь выдающегося поэта России - Марины Ивановны Цветаевой.
  В 1992 году к 100-летнему юбилею со дня рождения М.И. Цветаевой в Болшеве был открыт Мемориальный дом-музей М.И. Цветаевой. Удивительно, но тот самый дом, где жила семья Цветаевых, где последний раз они были все вместе, сохранился до наших дней. И недавно, в 2013 году, после реставрации музей М.И. Цветаевой обрёл свои родные стены. В музее можно увидеть личные вещи Марины Цветаевой, подлинные предметы быта её семьи. И конечно, книги, документы, фотографии, картины.
  Дом окружён сквером. Высятся сосны, осенью горят гроздья рябин. Здесь когда-то Марина Цветаева собирала хворост, а сегодня установили лавочки, проложили извилистые тропинки, устроили кострище. Сквер получил название в честь Марины Цветаевой. В музее проводятся традиционные «Цветаевские чтения», научные конференции, выставки. А на огонь «Цветаевского костра» собираются сотни любителей поэзии.

Детская энциклопедия. Из зала в зал переходя….- 2015.- № 8. С. 48-51.


книги Цветаева