КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ

Даты жизни: 31 марта 1882 - 28 октября 1969
Место рождения: Санкт-Петербург, Россия
Детский писатель, поэт, прозаик, публицист, литературный критик, переводчик, литературовед, журналист
Известные произведения: «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Путаница», «Федорино горе», «Доктор Айболит», «От двух до пяти»

  Чуковский 1 Николай Корнейчуков, позже взявший себе литературный псевдоним Корней Чуковский, родился в Санкт-Петербурге 19 (31) марта 1882 года у крестьянки Екатерины Осиповны Корнейчуковой; его отцом был потомственный почётный гражданин Эммануил Соломонович Левенсон, в семье которого жила прислугой мать Корнея Чуковского. Их брак формально не был зарегистрирован, так как для этого требовалось крещение отца, но они прожили вместе не менее трёх лет. До Николая родилась старшая дочь Мария (Маруся). Вскоре после рождения сына Левенсон оставил свою незаконную семью, женился «на женщине своего круга» и переехал в Баку, где открыл «Первое типографское товарищество»; мать Чуковского была вынуждена переехать в Одессу. Много позже в автобиографической повести «Серебряный герб» поэт признается, что южный город так и не стал ему родным.
    Детские годы писателя прошли в атмосфере разрухи и нищеты. Мать публициста посменно работала то швеёй, то прачкой, но денег катастрофически не хватало. В 1887 году мир увидел «Циркуляр о кухаркиных детях». В нём министр просвещения И.Д. Делянов рекомендовал директорам гимназий принимать в ряды учащихся лишь тех детей, чьё происхождение не вызывало вопросов. Из-за того, что Чуковский под данное «определение» не подходил, в 5-м классе его исключили из привилегированного учебного заведения.
    Дабы не слоняться без дела и приносить пользу семье, юноша брался за любую работу. В числе амплуа, которые на себя примерил Коля, был и разносчик газет, и чистильщик крыш, и расклейщик афиш. В тот период молодой человек начал интересоваться литературой. Он зачитывался приключенческими романами Александра Дюма, изучал работы Ницше и Энгельса, а вечерами под шум прибоя декламировал стихи Эдгара По.
    Помимо прочего, феноменальная память позволила юноше выучить английский язык так, что он переводил тексты с листа, ни разу не запинаясь. Тогда Чуковский ещё не знал, что в самоучителе Олендорфа отсутствовали страницы, на которых подробно описывался принцип правильного произношения. Поэтому когда спустя годы Николай посетил Англию, факт того, что местные жители практически его не понимали, невероятно удивил публициста.

    В 1901 году, вдохновившись произведениями любимых авторов, Корней пишет философский опус. Друг поэта Владимир Жаботинский, прочитав труд от корки до корки, отнёс его в газету «Одесские новости», положив тем самым начало 70-летней литературной карьере Чуковского. За первую публикацию поэт получил 7 рублей.  Через два года работы в газете Николай в качестве корреспондента «Одесских новостей» был командирован в Лондон. На протяжении года он писал статьи, изучал зарубежную литературу и даже переписывал каталоги в музее. За период командировки было опубликовано восемьдесят девять работ Чуковского.
   Писатель настолько сильно полюбил британский эстетизм, что через много-много лет перевёл труды Уитмена и Киплинга на русский язык, а также стал редактором первого четырёхтомника Оскара Уайльда, который в мгновение ока приобрёл статус настольной книги во всех любящих литературу семьях.
   В марте 1905 года писатель перебирается из солнечной Одессы в дождливый Санкт-Петербург. Там молодой журналист быстро находит себе работу: устраивается корреспондентом в газету «Театральная Россия», где в каждом номере публикуются его отчёты о просмотренных спектаклях и прочитанных книгах.
   Осенью 1906 года местом жительства писателя стала дача в Куоккале (берег Финского залива). Там литератору посчастливилось познакомиться с художником Ильёй Репиным, поэтами Владимиром Маяковским и Алексеем Толстым. Позднее Чуковский рассказал о деятелях культуры в своих мемуарах «Репин. Горький. Маяковский. Брюсов. Воспоминания» (1940 год).
    В 1917-м Николай  принимает предложение Максима Горького, заступает на пост руководителя детского отдела издательства «Парус». Чуковский примерил на себя амплуа сказочника во время работы над альманахом «Жар-птица». Тогда он открыл миру новую грань своего литературного гения, написав «Цыплёнка», «Собачье царство» и «Доктора».
     Горький увидел в сказках коллеги огромный потенциал и предложил Корнею «попытать счастье» и создать для детского приложения журнала «Нива» ещё одно произведение. Писатель переживал, что ему не удастся выпустить в свет дельный продукт, но вдохновение само нашло творца. Это было накануне революции.
     Тогда с больным сыном Колей публицист возвращался с дачи в Петербург. Дабы отвлечь горячо любимое чадо от приступов болезни, поэт начал на ходу придумывать сказку. Времени на проработку героев и сюжета не было. Так и родилось опубликованное в 1917 году произведение «Крокодил».
    В 20-30-х годах Корней пишет произведения «Мойдодыр» и «Тараканище», а также адаптирует тексты народных песен для детского чтения, выпуская в свет сборники «Рыжий и красный» и «Скок-поскок». Десять стихотворных сказок поэт выпустил в свет одну за другой: «Муха-Цокотуха», «Чудо-дерево», «Путаница», «Что сделала Мура», «Бармалей», «Телефон», «Федорино горе», «Айболит», «Краденое солнце», «Топтыгин и лиса».

    Работы Чуковского публиковались в журналах «Новый Робинзон», «Ёж», «Костёр», «Чиж» и «Воробей». У классика всё складывалось таким образом, что в какой-то момент писатель и сам поверил в то, что сказки – это его призвание.
    Всё изменилось после критической статьи Надежды Крупской, в которой революционерка, не имевшая детей, называла произведения творца «буржуазной мутью» и утверждала, что в работах Чуковского замаскирован не только антиполитический посыл, но и ложные идеалы.
    После этого тайный смысл видели во всех работах литератора: в «Мухе-Цокотухе» автор популяризировал индивидуализм Комарика и легкомысленность Мухи, в сказке «Федорино горе» прославлял мещанские ценности, в «Мойдодыре» целенаправленно не озвучивал важность руководящей роли коммунистической партии, а в главном герое «Тараканища» цензоры и вовсе разглядели карикатурный образ Сталина.
     Гонения довели Чуковского до крайней степени отчаяния. Корней и сам начал верить в то, что его сказки никому не нужны.
    Уставший бороться с критиками и цензорами писатель вернулся к публицистике. В 1962 году он написал книгу «Живой как жизнь», в которой описывал «болезни», поразившие русский язык. Не стоит забывать и том, что публицист, изучавший творчество Некрасова, выпустил в свет полное собрание сочинений Николая Алексеевича.
      В 1964 году начался процесс по делу Иосифа Бродского. Корней вместе с Маршаком – одни из немногих, кто не побоялся написать в Центральный Комитет письмо с просьбой освободить поэта. Литературное наследие писателя сохранилось не только в книгах, но и в мультфильмах.
       Корней Иванович ушёл из жизни в 87-летнем возрасте (28 октября 1969 года).

Дом музей Корнея Чуковского Дачу в Переделкино, на которой последние годы жил поэт, превратили в дом-музей Чуковского.

 

КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ
1882 - 1969

    Чуковский 2Корней Иванович Чуковский (настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков - теперь уже никто не помнит, настолько литературный псевдоним прилип к нему) - личность огромного масштаба. Только перечисление его литературных профессий займет немало места: он поэт, прозаик, критик, литературовед, историк литературы, мемуарист, исследователь детской психологии, переводчик и теоретик перевода, редактор, текстолог, составитель блестящих сборников, один из основоположников советской детской литературы. Кроме того, он - доктор филологических наук, почётный доктор литературы Оксфордского университета.
    За долгие годы, однако, сложилось устойчивое мнение не только у детей, но и у взрослых, что Чуковский - гениальный сказочник, но и только. Сам он не без некоторого неудовольствия как-то заметил: «Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я, кроме «Мойдодыров» и «Мух-Цокотух», вообще ничего не писал».
   Но именно эта его деятельность является поистине великой - несколько поколений детей начинают свою жизнь с его стихами на устах, именно сказки Чуковского, которые в свое время произвели переворот в поэзии, открывают ребёнку путь в большую литературу.

   Жизнь его не была гладкой, однако он довольно быстро нашёл дорогу к своему призванию. Чуковский родился в Петербурге, детство и юность провёл в Одессе, был исключен из 5 класса гимназии (по одной версии как «кухаркин сын», то есть выходец из низших слоёв общества, по другой - за издание рукописного журнала, в котором был помещён едкий памфлет с изображением директора-взяточника), работал маляром, учился переплётному ремеслу, позднее сдал экзамен на аттестат зрелости.
    В 1901 г. стал сотрудником газеты «Одесские новости», был её корреспондентом в Англии. С 1905 года жил в Петербурге, занимался журналистикой, например, был редактором сатирического журнала «Сигнал», в котором умудрился «оскорбить его величество», за что попал под суд. Чуковский издал несколько замечательных книг по истории литературы. К детской литературе он обращался как критик - громил маловыразительных писательниц, нелестно отзывался о детских журналах.
   В 1916 году Максим Горький задумал открыть при издательстве «Парус»  детский отдел и привлёк Чуковского. В том же году вышла первая книга Чуковского для детей - сказка в стихах «Крокодил».
    Сколько было споров по поводу этой и других его сказок! В каких только смертных грехах его ни обвиняли, каких только сопоставлений ни делали, усматривая в них политические намеки. В усатом таракане из сказки «Тараканище» умудрились увидеть карикатуру на Сталина, хотя сказка была написана задолго до того, когда такое сравнение могло прийти в голову. Детям же эти взрослые «изыскания» ни к чему, они весело маршируют по стихотворным строчкам вместе с поэтом:

Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил, -
Крокодил, Крокодил Крокодилович!

     Чуковский хорошо знал детей, изучая их много лет, но главное - он чувствовал, как расшевелить ребёнка, освободить его фантазию, как звуком, ритмом, мелодией стиха увлечь за собой. В последующие 10 лет появились его знаменитые сказки: «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха» (6-е издание «Мухиной свадьбы»), «Путаница», «Федорино горе». В 1925 году издана сказочная повесть «Доктор Айболит», написанная на основе сказок английского писателя Гью Лофтинга «Приключения доктора Дулитла» (1920) и «История доктора Дулитла» (1922). Почти одновременно с переложением Чуковского появился русский перевод книги Лофтинга, но «Доктор Айболит» совершенно затмил текст, близкий к оригиналу. Благодаря Чуковскому-переводчику, Чуковскому-редактору мы узнали книги Д.Дефо, Марка Твена, Э.Распэ, Р.Киплинга и других классиков. Он составил великолепные сборники: «Джек, покоритель великанов» - английские народные сказки, «Храбрый Персей» - древнегреческие легенды, Вавилонская башня и другие библейские предания». Для подростков -  его книга воспоминаний о детстве «Серебряный герб». Талант Чуковского-языковеда проявился в работах «Старая книга и новые слова», «Маленькие дети», которая стала знаменитой на весь мир под названием «От двух до пяти» (её Чуковский писал более шестидесяти лет, все время дополняя), «Живой как жизнь». Читая их, мы, возможно, приблизимся к разгадке тайны «дедушки Корнея» - великого повелителя слов.

Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.50-51., ил.

Чуковский и дети 1

 

КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ
(НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КОРНЕЙЧУКОВ, 1882—1969)

    Чуковский 3 О своей первой книге для детей Чуковский говорил так: «Собранные здесь стихи написаны мною нечаянно». Он начал сочинять стихи, а затем и прозу для юных читателей, когда возглавил по приглашению писателя Максима Горького детский отдел издательства «Парус». Стихотворения-сказки «Крокодил», «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Айболит», «Телефон» - непревзойденные шедевры детской литературы, с которыми знаком каждый ребенок.
    Многие из них появились благодаря детям самого писателя. История о крокодиле, проглотившем солнце, родилась в ночном поезде, когда Чуковский ехал с заболевшим сыном домой. Чтобы мальчик уснул, отец начал рассказывать ему сказку: «Жил да был / Крокодил. / Он по улицам ходил...». А знаменитый «Мойдодыр» начался с каприза маленькой дочки писателя, которая не желала умываться. Чтение произведений Чуковского - прекрасный способ научиться хорошему без скуки. Автор всегда четко определяет правильные и дурные поступки и приводит яркие, простые примеры. Как не осуждать злого разбойника Бармалея, жадного и жестокого, который «кушает детей»? Как не сочувствовать отзывчивому доктору Айболиту, который с такой заботой лечит всех зверей от мала до велика?
    Чуковский был блестящим переводчиком и много занимался изучением языков. К языку своей поэзии он всегда относился с особой строгостью. Каждый его стих - образец чистой рифмы, удачно найденных слов для описания героев и ситуаций. Речь персонажей, то грубоватая, то ласковая, правильная или «корявая», прекрасно передает их характер.
     Работа Чуковского в области детской литературы подтолкнула его к изучению «детского языка», о котором он написал целую познавательную книгу «Маленькие дети», затем переименованную в «От двух до пяти». В ней автор собрал множество детских изречений, смешных и нелепых, по мнению взрослых, но правильных и логичных, по мнению детей. Писатель признает за ребенком удивительный талант к словесному творчеству и восхищается детскими выдумками. Говорится в книге и о детском стихосложении, и о пользе сказок, и о вопросах, которые чаще всего задают малыши.
     В подмосковном Переделкино, где он жил, Чуковский открыл детскую библиотеку. Книги для нее он просил присылать детских писателей со всей страны, а сам был в ней главным работником. Как переводчик он открыл для русского читателя американского поэта У. Уитмена, английских писателей Дж. Р. Киплинга, А.К. Дойла, О. Уайльда. Для детей Чуковский пересказал произведения зарубежных авторов: «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Приключения барона Мюнхгаузена» Р.Э. Распэ, «Маленький оборвыш» Дж. Гринвуда, «Слоненок» Дж. Р. Киплинга.

Рисунок выполнен по фотографии К. И. Чуковского ок. 1960 г.

Русские детские писатели: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.

Чуковский и дети

Книги Чуковского