ЧЕСТЕРТОН ГИЛБЕРТ КИТ

Даты жизни: 29 мая 1874 – 14 июня 1936
Место рождения: Лондон
Английский писатель, журналист и мыслитель
Известные произведения: детективные истории о католическом священнике отце Брауне

   Честертон 1В 2003 году под названием «Человек с золотым ключом» была опубликована автобиография Гилберта Честертона. В этой книге он, общепризнанный автор полемики, говорит о себе и своих убеждениях. Но что бы ни славил в прошлом Честертон, о чем бы ни писал или ни высмеивал – он страдает о настоящем. Как бы мы ни относились к его выводам и советам, важно одно – сложно не полюбить того, кто искренне любил людей, переживал за них и очень хотел им помочь.

   Английский писатель Честертон Гилберт Кит родился в 1874 году в Лондоне. Его отец был агентом по торговле недвижимостью. В семье было трое детей, но сестра Гилберта умерла, когда ему было два года. Через три года родился брат Сесил. Отец писал акварели, гравировал, сочинял для своих детей книги и сам переплетал их.
   В 1881 году Гилберт Кит Честертон пошел в подготовительную школу, а в 1887 поступил в школу Сент-Полз. От других она отличалась тем, что находилась в центре Лондона, и ученики жили дома. Продолжить образование в университете Честертон упорно не желал, чтобы он как-то учился, нашли компромисс – он ходил только на лекции английской литературы в Лондонский университет. Тем не менее, Гилберт постоянно посещал занятия в училище живописи. Он хотел стать художником, но вскоре оставил живопись. Его увлекла литература. Писателем Гилберт Кит Честертон стал не случайно, поскольку писал с ранних лет. Карьеру на этом поприще он начал в двадцатилетнем возрасте в издательстве «Букмэн» рецензентом, потом перешел в издательство «Т. Фишер Анвин». Заметки Гилберта о книгах были настолько блестящими, что его заметили в литературных кругах.
    Честертону помогли опубликовать первые эссе и стихи. Им заинтересовались Киплинг и Шоу, как только имя его появилось в печати. За год Честертон стал известен, а через пять лет стал одним из лучших авторов Англии. Как писатель Гилберт был очень плодовит. Его перу принадлежит более ста томов сочинений. Эссе и заметки Честертона сосчитать невозможно, только в «Иллюстрейтед Лондон Ньюс» их вышло около 1600, а публиковался он не только там. Прославился Честертон во всех жанрах. Гилберт Честертон написал семь сборников стихов, десять биографий, шесть романов и одиннадцать сборников рассказов. Умер Честертон от болезни сердца в 1936 году.
    Литературную карьеру Гилберт Честертон начал с поэзии. Но первый сборник стихов «Играющие старики» не принес успеха. Второй сборник «Дикий рыцарь», хоть и был отмечен Киплингом, также прошел незамеченным. Намного удачнее сложилась судьба сборников эссе. Первая книга «Защитник» была составлена из эссе, публиковавшихся в «Спикере» и «Дэйли Ньюс». Обе газеты завалили письмами читатели, и статьи пришлось издать отдельным изданием. Когда был опубликован второй сборник, к славе писателя Честертона уже привыкли. Наибольшей популярностью пользовались вышедшие в печать в 1905 году «Еретики», изданный в 1908 году сборник «При всем при том» и опубликованные в начале 1912 года эссе «Двенадцать типов». Кроме биографий, напечатанных отдельными книгами, Гилберт Честертон написал десятки биографических эссе. В первый сборник «Двенадцать портретов» вошли эссе о поэтах, художниках, исторических деятелях, прозаиках. Биографические книги Честертона: «Роберт Браунинг», напечатанный в 1903 году, «Чарлз Диккенс», публиковавшийся отдельными эссе с 1906 по 1909 годы, а затем изданный одним сборником. Его перу принадлежат замечательные сочинения о Б. Шоу и У. Блейке, о Р. Стивенсоне, произведения которого Честертон много раз перечитывал.
    Исторические труды Честертона включают два произведения - «Краткая история Англии» и «Преступления Англии», стихотворную поэму «Баллада о белом коне» и около двадцати эссе. Здесь он так же, как в биографиях, был истинным романтиком. Еще в школе писатель удивлял всех зрелостью исторических характеристик. В этих произведениях он сумел уловить суть исторических событий и передать их со свойственным ему здравым чутьем, которым отличался Гилберт Честертон. Книги на религиозные темы, принадлежащие перу этого великого человека, поднимают вопросы и проблемы, понятные широкому кругу читателей. Они привлекли внимание духовных лиц. В 1908 году были опубликованы очерки «Ортодоксия». Трактат «Святой Франциск Ассизский», вышедший в 1923 году, высоко оценил Папа Римский. В 1925 году Честертон пишет на богословскую тему трактат «Вечный человек». Г. Грин, английский писатель, назвал это произведение «одной из величайших книг столетия». Честертону принадлежат романы: «Наполеон из Ноттинг-хилла», опубликованный в 1904 году. «Человек, который был Четвергом», вышедший в печать в 1908 году. «Шар и крест», напечатанный в 1910. «Жив человек», вышедший в 1912 году. «Перелётный кабак», опубликованный в 1914. опубликованный в 1927 году «Возвращение Дон Кихота» и др.

    Но самыми популярными произведениями Честертона стали рассказы о католическом священнике, который искуснее Шерлока Холмса распутывал преступления: Первая книга «Неведение отца Брауна» вышла в свет в 1911 году. В 1914 вышла вторая книга «Мудрость отца Брауна». «Недоверчивость отца Брауна» вышла в печать в 1926 году. «Тайна отца Брауна» опубликована в 1927 году. Заключительная книга «Скандальное происшествие с отцом Брауном» издана в 1935 году. Сюжетная линия его произведений оригинальна и неповторима. Написаны они непринужденным и легким стилем. Кроме того, подкупают тем, что главное действующее лицо цикла – католический священник, главным оружием которого является логика. Талантливый и одновременно скромный отец Браун распутывает самые невероятные истории. Вклад Честертона в детективный жанр был высоко оценён и критиками, и читателями. Повествования об отце Брауне вполне заслуженно признаны классикой этого жанра. Занимательный сюжет рассказов о католическом священнике превосходно дополняют афористичность стиля, юмор и глубокое знание человеческой натуры. Честертон стал первым председателем «Клуба детективных писателей», затем на этом посту писателя сменила А. Кристи.

ЧЕСТЕРТОН ГИЛБЕРТ КИТ

   Честертон 2 Эдвард Честертон был потомственным коммерсантом. Но занимался он не столько продажей и покупкой домов, сколько рисовал, издавал домашние книги, учился делать цветное стекло и фотографировать. Словом, развлекался сам и развлекал собственных детей. Для сыновей Эдвард Честертон был своего рода "волшебником, открывающим ворота заколдованных замков и гробницы погибших героев".
    Однако все эти чудеса померкли, как только старший из мальчиков, Гилберт, начал учиться в школе. Нет, школа была хорошая, основанная еще в XVI веке, с любопытными традициями и неординарным директором. Но жизнь в ее стенах не могла сравниться с утраченным раем детства. А потом... заниматься юный Гилберт решительно не хотел. Привлекала мальчика лишь "словесность", то есть возможность выразить в слове свои размышления.
    Удручало Честертона и то, что из очаровательного ребенка, эдакого "лорда Фаунтлероя", он превратился в толстого, нелепого подростка, который спал на ходу и был восхитительно неуклюж. От всевозможных насмешек и издевательств Гилберта спасали лишь благосклонность учителей и необъяснимая симпатия товарищей.
   Мир стал казаться Честертону настолько мрачным, что он решил не тратить силы и не поступать в университет. После школы юноша начал заниматься живописью, то есть попросту убивать свое время в некоем училище Слэйда.
    Гилберт нещадно прогуливал занятия, слонялся по Лондону и, как ему самому потом казалось, потихоньку сходил с ума. Конец всему положило знакомство с семьей профессора Блогга, а точнее — с дочкой профессора — Френсис.
    Мать запретила Честертону жениться — ведь у молодого человека не было ни дохода, ни видов на будущее. Но отец, человек совершенно непрактичный, помог сыну напечатать два сборника стихов. Это были своего рода "полуудачи", после которых в жизни Честертона неожиданно случилось чудо — первый сборник эссе "Защитник" принес автору всеанглийскую славу.
    В 1901 году Честертон обвенчался с мисс Блогг... С этого времени, по словам самого писателя, началось его "второе детство" — новая счастливая полоса.
    Френсис придумала для неловкого мужа весьма удобный костюм — черную шляпу и черный широкий плащ. В этом почти бутафорском наряде Честертон слонялся по известной в Лондоне улице газетчиков Флит-стрит. Он встречался с людьми, много спорил и много писал. Писал в кебе, в кофейне, а то и просто замерев посредине улицы. Блистательные статьи, полные парадоксов и радости бытия, буквально сыпались из-под его пера.
    А однажды (впрочем, быть может, это легенда) Честертон обнаружил, что в доме осталось лишь несколько шиллингов. Он удивился, основательно пообедал и отправился к издателю продавать еще не написанную книгу. Так родился первый роман Честертона — "Наполеон Ноттингхильский".
   Почти в то же время Честертон познакомился с отцом Джоном О'Коннором. Этот тихий, рассеянный, далекий от мирских дел священник вдохновил писателя на создание его самых знаменитых рассказов. Джон О'Коннор стал прообразом патера Брауна — литературного героя, известного не менее, чем Шерлок Холмс.
    Уже первые новеллы, где посвященный в сан сыщик-любитель расследует преступления, снискали автору мгновенную славу. Честертон был единодушно избран председателем "Клуба детективных писателей", среди членов которых была, между прочим, Агата Кристи.
    А потом... потом в судьбе Честертона наступил перелом. Супруга писателя, женщина властная, решительно отказалась жить в городе. По правде сказать, Френсис пугали почти ежедневные вылазки мужа на улицу газетчиков. Она опасалась, что ее супруг, прозванный в народе "Честертон — пивная кружка", станет алкоголиком и превратится к концу жизни в обыкновенного бродягу.
   По настоянию Френсис супруги Честертон покинули Лондон и обосновались в селении Бикон-сфилд. Там был чудесный дом и сад, обвитый плющом, тишина, все условия для работы. Но... писателю отчаянно не хватало суматохи пыльного и душного города. Честертон начал путешествовать, посетил Францию, Италию, Польшу, Америку, Палестину. И вынес из этих поездок убеждение, что "самой странной страной", где он побывал, "оказалась Англия".
    Именно в нее и вернулся Честертон весной 1936 года. Вернулся, когда почувствовал, что умирает...

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Г.К.ЧЕСТЕРТОНА

Честертон Г.К. Вечный человек: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1991. — 544 с.
   Из содерж.: Святой Франциск Ассизский; Вечный человек; Святой Фома Аквинский; Ортодоксия.
 Классик детектива Гилберт К. Честертон известен и как автор умных и радостных книг о христианстве и католических святых.

Честертон Г.К. Пятерка шпаг: Рассказы: Пер. с англ. — Л.: Дет. лит., 1988. — 189 с: ил.
    "...Рассказы о Брауне нельзя просто отнести к детективам: это детектив и еще что-то. Как всегда, Честертон Г.К. так плотно набил чемодан, что ремни не затягиваются; в сандвиче слишком много мяса", так писал в свое время современник писателя английский критик Роналд Нокс. И действительно, новеллы о сыщике-любителе патере Брауне нельзя назвать просто детективами. Они что-то несомненно большее, чем детектив...
   Кстати, прототип патера Брауна, священник Джон О^Кон-нор, после смерти писателя опубликовал о нем воспоминания. Они назывались "Отец Браун о Честертоне".

Честертон Г.К. Наполеон Ноттингхильский: Роман // Честертон Г.К. Избранные произведения. — М.: Худож. лит., 1990. — Т. 1. — С. 23—144.
    Этот роман наполненный парадоксами гимн городу, а точнее крошечной городской улочке.

Честертон Г.К. Человек, который был Четвергом (Страшный сон): Роман // Честертон Г.К. Избранные произведения. — М.: Худож. лит., 1990. — Т. 1. — С. 145—258.
   Пересказывать сюжет здесь бессмысленно, если не невозможно. Потому что в этой в общем-то детективной истории главное атмосфера. Балаганная и одновременно философско-фантасмагоричная.
   В свое время "Человек, который был Четвергом" считался литературой для немногих. Его поклонниками были в основном писатели и кинематографисты.
     Кстати, книга эта признана лучшей из всех сочинений Честертона.

Писатели нашего детства. 100 имён: биографический словарь. Ч.2 – Москва: Либерия, 1999. С.398-402.